7-е
Св. мучеников Сергия и Вакха
Родом римляне, знатные сановники при императоре Максимиане, пользовавшиеся его доверием. Сергий был начальником полка союзников (инородцев), а Вакх вторым по нём. Так как Максимиан не любил христиан, то Сергий и Вакх скрывали веру свою. Но вот завистники доносят царю, что его доверенные вельможи христиане и не почитают богов. Максимиан, желая увериться в справедливости доноса, однажды в языческий праздник позвал Сергия и Вакха в храм и велел им принесть жертву. Они отвечали: «мы чтим Бога единого и Ему поклоняемся! Он есть Бог истинный и живой, тогда как ваши боги суть идолы бесчувственные». Тогда царь велел снять с них знаки их сана, облечь в женские одежды и с железными обручами на шеях водить по городу на посмеяние. Затем позвал их и дружески советовал «не прельщаться христианскими баснями и обратиться к богам Римским». Но святые исповедали Божественность христианской веры и советовали самому царю познать истину. Тогда царь решил отослать их к правителю восточной Сирии, у Евфрата, Антиоху, который сам получил эту должность через Сергия и Вакха. Антиох был ненавистник христиан, и Максимиан надеялся, что исповедники либо от стыда, либо от мук доведены будут до отступничества.
Когда святых привели в Барбалис (в 60 верстах от Алеппо), где жил Антиох, то этот сначала содержал их за почётной стражей, а когда нашёл их непреклонными в вере, то Сергия велел заключить в темницу, а Вакха бичевать без милосердия. Он скончался в этих муках, и тело его брошено за город в добычу зверям; но верующие похоронили его в пещере, в которой сами скрывались.
Сергий, услышав о кончине Вакха, плакал и молился Богу. Антиох, отправляясь в город Суру, велел и Сергия везти за собой; здесь он снова убеждал его принесть жертву идолам и, получив отказ, велел обуть его в железные сапоги с гвоздями и гнать до города Ресафы (в 20 верстах от Суры). В Ресафе он осудил исповедника на обезглавление (около 309 года).
Память сих мучеников издревле весьма чтилась на Востоке, и сам город Ресафа, по знаменитому в нём монастырю св. Сергия, назывался Сергиополем. Хозрой 2-й, царь Персидский, прислал в этот монастырь золотой крест, с приписью на нём: «так как слышно было, что святой, всечестный и именитый Сергий всем подаёт по прошению, то, полагаясь на милость, мы в первый год нашего царствования (591-й) седьмого числа января стали просить его и дали обет, что, если всадники наши умертвят бунтовщика Задестрама, или возьмут его живого, от нас всечестному имени Сергия посвящён будет золотой, украшенный камнями, крест и отошлётся в дом его. И вот в девятый день месяца февраля действительно принесли нам голову Задестрама» ... и проч.
† Память о преп. Сергии Послушливом
Имя послушливого, с которым преподобный Сергий почивает в Антониевой пещере96, сто́ит повести. – Оно показывает нам, что послушание-великое дело в христианской жизни, подвиг, прославляемый Господом. – С недавнего времени стали и у нас говорить, как говорила несчастная реформация, что «в наше время покорность чужой воле – дело лишнее, ныне каждый сам в состоянии избирать лучшее». Полно, тому ли учит нас откровение Божие? Не говорит ли оно, что самоволие – самое опасное дело, дело, погубившее не только людей, но и духов более сильных, чем люди? О! да избавит Господь каждую христианскую душу от мыслей и дел сатаны! Как совершается в душе спасительное преобразование блаженным послушанием? Самолюбие – самое страшное зло в душе нашей: все грехи – отрасли его. Послушание – бич самолюбию. По мере отвержения своей воли и преданности воле Божией самолюбие стесняется, ослабляется, подавляется в душе. Болезненно это стеснение самолюбия послушанием: гордость возмущается против чужой воли и хочет отстаивать свою волю. Но чем менее щадит себя послушливый, тем более одерживает побед над господствующим злом души. В послушливом вместо любви к себе развивается и крепнет любовь к Господу: для кого, как не для Господа, отрекается он от своей воли? Так бичевал самолюбие послушанием во всю свою жизнь и почил св. рабом Божиим Сергий Печерский и почивает нетленный!
† Преставление преп. Сергия Нуромского
Преп. Сергий Нуромский97 полагал начало иноческой жизни на Афоне. Потом немалое время провёл он в обители преп. Сергия Радонежского, под руководством сего великого подвижника. Любя безмолвие, удалился он, по благословению Радонежского наставника, в Вологодские леса. Здесь, на утесистом берегу р. Нурмы, поселился он тогда, как Павел Обнорский жил ещё в дупле дерева. Водрузив крест и построив часовню с кельей, подвизался он в глубоком безмолвии. Два раза нападали на него здесь недобрые люди. В первый раз избили они его до того, что оставили его едва живым; но по молитве своей он скоро выздоровел. – В другой раз хотели напасть на него во время полунощной молитвы его. У них были в руках орудия смерти: у Сергия были только чётки. «Боже, в помощь мою вонми», взывал отшельник. Страх напал на разбойников, и они бежали из кельи его, никем не преследуемые. – О строгом отшельнике прошла молва, и стали приходить к нему жаждущие спасения душевного. Одни приходили, чтобы получить наставление для жизни, обуреваемой заботами земными, и – из них иные приносили ему пищу; другие оставались у креста Сергиева, чтобы подвизаться по его наставлениям. Мало-помалу собрались к нему до 40 человек братии. Он построил храм Преображения Господня и обитель общежития. – По временам ходил он для бесед любви к преп. Павлу Обнорскому, жившему не вдали от пустыни; в другое время посещал его Павел. – Пр. Павел так уважал Сергия, что провожал его более, чем на две трети расстояния от своей обители. Место, до которого обыкновенно доходил Павел с Сергием, ознаменовано часовней. – Чувствуя близость кончины своей, преп. Сергий приобщился свят. Таин и предал чистую душу свою Богу, 7 октября 1412 года. По внешнему виду преподобный Сергий был седой, с бородой редкой, с волосами на голове густыми98.
Несколько лет спустя после кончины, Сергий явился одному благоговейному иноку обители его, ночью, когда тот находился в тонком, сне, и велел сказать игумену и братии, чтобы открыли гроб его, по воле Божией на то. «Кто ты?» спросил смущённый инок. «Я грешный Сергий, начальник сего места», отвечал явившийся, и указал на место гроба своего. Видение повторялось в другой и в третий раз. – Инок стал сильно болен и тогда решился открыть настоятелю видение, дотоле опасаясь, не обмануться бы мечтой. Гроб открыли под церковной папертью, и здесь над гробом болящий инок получил исцеление от своей болезни. Когда поставлена была над мощами рака с иконой преподобного, потекли исцеления для Богомольцев. До 1584 г. описано было до 80 чудес преподобного. – Обитель преп. Сергия, закрытая в 1764 г., находилась в 4 верстах от Павловской обители, ниже по течению Нурми, в Грязовецком уезде. Ныне мощи преподобного почивают в храме под балдахином99.
«Умоляю вас», говорит нам преп. Сергий своей жизнью, «поступайте сообразно званию, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием, кротостью и великодушием, снисходя друг к другу из любви, стараясь соблюдать единство духа в союзе мира» (Еф.4:1–3).
Преподобного Марка
Марк был ученик преп. Силвана или Силуана, подвизавшегося сначала в Нижнем Египте, в скиту или пустыне, лежавшей к юго-западу от Александрии, и переселившегося в половине IV века с 12-ю учениками своими на Синайскую гору. Этот любимый ученик аввы-подвижника отличался необыкновенным послушанием и покорностью; в каноне, составленном в память его, он и называется «благопокорным и благопослушным».
Видя особенное расположение к Марку старца-наставника, остальные 11 учеников его роптали и жаловались на пристрастие аввы другим скитским старцам, которые собрались однажды все вместе к Силуану и укоряли его за неравное расположение к ученикам. Тогда Силуан предложил им пойти с ним вместе к кельям учеников; в дверь каждой из них он постучался, вызывая ученика и прося выйти к нему; но ни один из них не поспешил выйти на вызов старца, исключая Марка, который немедленно вышел на зов Силуана и исполнил данное ему поручение.
– Где же, отцы, прочие братия? – сказал Силуан и вошёл со старцами в келью Марка, где они увидели, что Марк в то время, когда позвали, его, занят был переписыванием книги для своего наставника, но, услышав голос его, бросил перо, не дописав даже буквы, и поспешил выйти к нему.
– Да, ты справедлив, что любишь Марка более других, – заметили старцы, – верно, и Бог любит его более...
Марк был хороший писец и писал жизнь пустынников. Мирно скончался в IV веке, предузнав день своей кончины.
* * *
Опис. Киевск. лавры 110. 289. 291. Ркп. святцы: «препод. отец Сергий постник». У Кальнофойского: «пр. отец Сергий»; в каноне «Сергий едино нравный Нектарию послушливому».
Ркп. житие пр. Сергия, описанное многословно иноком Ионой в 1584 г, – У Царского № 154 и 487. Послесловие: «написано бысть житие се святаго, – преосвященному митрополиту тогда бывшему Дионисию и епископу Варлааму Вологодскому, в лето 7092 (1584). Написа же житие се чудотворца Сергия инок Иона, иже бысть в та лета у покрова пречистыя обители Дионисия чудотворца, иже на Глушице, игумен». Житие составлено по запискам Обнорского игумена Протасия, открывшего мощи пр. Павла в 1546 г.
Буслаева словесн. и искус. 2, 352.
Ист. иер. 5, 366. Сведен. о мон. 73. Вологод. губ. вед. 1848 г. № 19.