6-е
Святого Апостола Фомы
Святый Апостол Фома – по-Еврейски, Дидим – по-Гречески (то и другое значит близнец), родом из Галилеи, слыша проповедь Иисуса Христа, когда Он проходил по городам и селениям, уча и исцеляя людей, – видя Его чудеса, пошёл за Ним, неотступно пребывал при Нём во всё время Его служения спасению рода человеческого и удостоился быть в числе 12-ти Апостолов Его.
Фома был глубоко предан Христу. Когда Иисус перед тем, чтобы совершить воскрешение умершего Лазаря, намеревался пойти опять в Иудею, и ученики возразили Ему: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идёшь туда?» то «Фома сказал ученикам: пойдём и мы, и умрём с Ним» (Ин.11:8, 16). – Когда Иисус в последней беседе со Своими учениками говорил им, что идёт приготовить место им в обителях Отца Своего, а потом придёт опять и возьмёт их к Себе, чтобы они были там, где Он, то «Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идёшь, и как можем знать путь?»
На это скорбное недоумение любящей души Иисус отозвался: – «Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» ... (Ин.14:5–7).
После этих двух упоминаний о Фоме записано ещё в Евангелии знаменательное явление Иисуса Христа Ему по воскресении: когда в первый день недели, в тот самый, что воскрес Христос, «вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки, и ноги, и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа». Таким образом исполнилось предсмертное обещание Христа: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше» (Ин.16:22).
«Фома же, один из двенадцати, называемый Дидим, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его – не поверю» (Ин.20:24–25). Такое недоверие не может ли быть объяснено только пламенным сожалением, что не привелось Апостолу собственными чувствами убедиться в явлении воскресшего Христа... потребностью не только видеть, но и осязать то, что только видели другие Апостолы и истины чего не могло отвергать его давно уверовавшее во всемогущество Сына Божия сердце...
Между тем, допущенное не без промысла Божьего это проявление неверия одного из ближайших учеников Христа послужило окончательно – через осязание Апостолом Фомой язв Христовых – к яснейшему обнаружению истины воскресения Христова...
«После осми дней, когда опять были в доме ученики Христовы, и Фома с ними, пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам!
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20:26–27).
Но, увидев Христа и услышав Его обращение к нему, Фома только из глубины своего верующего сердца воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» – «Иисус же говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).
Таким образом неверие Апостола Фомы послужило и к тому, что Господь отозвался на него ясным указанием, каково должно быть свойство истинной веры в Него.
После вознесения Иисуса Христа и сошествия Духа Святого на Апостолов Фома проповедовал в Палестине, Месопотамии91 и других странах. О проповеди его у Парфян говорят церковные писатели Ориген, Евсевий, Руфин, Сократ; о проповеди в Ефиопии упоминает Иоанн Златоуст, о проповеди в Индии говорят Григорий Назианзен, Григорий Великий, – и другие о других местах92.
В беседе LXI на Евангелие от Иоанна св. Иоанн Златоуст говорит о св. Апостоле Фоме: – «Фома, бывший некогда слабее других Апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошёл с своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать слово Божие народам свирепым, диким и кровожадным».
В различных древних сказаниях об Апостоле Фоме нет совершенной точности и к ним присоединяются иногда позднейшие прибавления, но одно из них, в котором приводится обстоятельство, выражающее смысл и значение благотворительности, передаётся одинаково многими повествователями об его жизни. Оно относится ко времени до предпринятия святым Апостолом путешествия в Индию – с целью проповеди в этой стране. Когда во время пребывания Апостола Фомы в Иерусалиме пришёл туда один Индейский купец и по поручению царя своего искал здесь художника, который взялся бы построить для царя роскошный дворец, то Фома, воспользовавшись этим случаем проникнуть в назначенные ему в удел для проповеди Евангельской восточные страны, выдал себя за искусного строителя и отправился в Индию с купцом. Прибыв туда и получив от царя деньги для сооружения дворца, Фома вместо того, чтобы исполнять то дело, которое он принял на себя, начал раздавать царское золото бедным и больным и вместе с тем, войдя таким образом в отношения с народом, начал усердно проповедовать ему слово Божие. Через несколько времени, когда царь пожелал узнать о ходе работ, ему было дано знать, что дворец будет скоро готов, что осталось только поставить крышу. Между тем, деньги, снова посланные царём, Фома по прежнему роздал нищим, говоря при этом: «благодарю Тебя, Господи, что Ты различными путями устраиваешь спасение людей!»
Наконец, когда царь узнал, что Фома обманывает его и даже как будто смеётся над ним, потому что на расспросы его о постройке дворца Фома отвечал, что «царь в этой жизни не увидит выстроенных для него великолепных палат, но поселится в них и будет радоваться в них вечно только по смерти своей», то, разгневанный, велел заключить Фому в темницу и предать его смертной казни.
Между тем внезапно опасно заболел любимый царский брат. Во время его болезни – в видении показаны ему были жилища, приготовленные для святых, и предложено было выбрать одно из них, которое ему больше всех понравится. Когда же он выбрал лучшее, то ангел сказал ему: это жилище ты не можешь занять, потому что Фома соорудил его на золото твоего брата, и оно принадлежит твоему брату – царю...
Придя в себя, больной рассказал о видении своему брату и, уразумев смысл этого видения, царь вызвал из темницы строителя, обещавшего и действительно создавшего для него в неземном царстве царскую палату, и просветился от св. Апостола вместе с братом своим светом учения христианского, после чего уже беспрепятственно продолжал св. Апостол Фома распространять в Индии веру Христову – до тех пор, пока в Индии же, в городе Малипуре93, на восточной стороне полуострова, принял мученическую смерть за обращение в христианскую веру жены тамошнего властителя Тертианы и сестры её Мигдонии.
Мощи Апостола Фомы были перенесены в 385 г. в город Едессу, где построена была во имя его великолепная церковь, куда на поклонение мощам предпринимались путешествия из отдалённых стран94.
Из церковного предания известно, что в то время, когда наступило успение Божией Матери, Апостол Фома, проповедовавший Евангелие в отдалённой Индии, замедлил прибыть к погребению Богородицы, на котором присутствовали все собравшиеся ко дню пречестного её успения остальные Апостолы. И это послужило к тому, чтобы соделать известным, что Матерь Божия взята на небеса неразлучно с телом Своим.
Прибыв после погребения на 3-й уже день, Фома сильно скорбел, что не мог вместе с Апостолами проститься и проводить тело Богородицы. Чтобы утешить его, решено было общим советом Апостолов открыть гроб Божией Матери для Фомы, и тогда увидели, что в гробу лежат только её погребальные пелены, и узнали, что Она с плотью вознесена на небо95. И открылась полная слава Той, в Которой мир чтит несомненную и ближайшую перед Богом Заступницу рода христианского...
Святая Церковь воспевает святому Апостолу Фоме: – «Ученик Христов быв, Божественного собора Апостольского сопричастник, неверствием бо Христово воскресение известив, и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, и ныне нам проси мира и велия милости!»
«Премудрости благодати исполнен, Христов Апостол и служитель истинный, в покаянии вопияше Тебе: Ты мой еси Бог же и Господь!»
* * *
Древние, с апостольских времён существовавшие церкви в Месопотамии, Ктезифонская и Низибийская, всегда почитали своим Апостолом св. Ап. Фому (указ. Григ. Дебольского в кн. «Дни Богослужения», ч. II, стр. 334).
См. «Полн. Месяцесл. Вост.» архим. Сергия, т. II, ч. II, стр. 321.
У христиан этой части Азии издревле существовало предание, что у них вера Христова первоначально насаждена Ап. Фомой или его учениками. Когда Португальцы в первый раз в 1500 г. прибыли к берегам Индии, то нашли в Малипуре поселение христиан, которые говорили, что они приняли веру от Ап. Фомы, и этот город в конце прошедшего столетия называли городом св. Фомы («Дни Богослуж.» Григ. Дебольского, ч. 1, стр. 335).
Так как известно, что и в Индии есть ещё мощи св. Ап. Фомы, то должно разуметь о перенесении части мощей в Едессу (см. «Полн. Месяцесл. Вост.» архим. Сергия, т. II, ч. 2, стр. 321).
Как Иисус Христос воскрес в 3-й день, так и Матерь Божия с телом взята на небеса – согласно с предсказанием пророка Давида: воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея (Пс.131:8).