5-е
Св. мученицы Харитины
Маленькая девочка Харитина, оставшаяся сиротой, была взята неким богатым и сострадательным человеком Клавдием и воспитана им, как дочь. Когда она пришла в возраст, то отличалась не только красотой телесной, но и добротой нрава, кротостью, целомудрием, разумом и верой во Христа Бога. Верующие, которые посещали её, радовались о ней, а неверующим она проповедовала о Христе и указывала путь истины.
Настало гонение Диоклитианово, и комит (округа начальник) потребовал её на суд, вследствие доноса о её христианской ревности. Он спросил её: «правда ли, что ты – христианка, и прельщаешь других, приводя их к той же вере?» Харитина отвечала: «действительно, я христианка; но не прельщаю людей, а от прелести отвращаю, и от вашей нечистой веры привожу ко Христу моему». То слышав, правитель велел бить её нещадно и отослал на суд к правителю области.
Этот после напрасных убеждений отречься Христа велел остричь волосы ей, сыпать горячие уголья на голову и всё тело, и наконец осудил на растление (так часто поступали судьи, особенно в Египте). Но святая помолилась Господу и скончалась, сохранивши девство непорочным. Тело её было вложено в мех с песком и брошено в море; но через три дня морские волны вынесли его на берег, и Клавдий похоронил его.
Св. священномученика Дионисия, еп. Александрийского
Дионисий родился в г. Александрии от родителей – язычников; обращён в христианство уже в зрелых годах, под влиянием Оригена, к которому он был всегда сердечно расположен. Впрочем, сам Дионисий говорит о себе, что «обратился ко Христу путём свободного исследования, беспристрастно испытывая учения человеческие». Став после Оригена наставником в Александрийском огласительном училище, а по смерти Иеракла (пам. 15-го окт.) епископом Александрийским (в 247 г.), Дионисий, по-прежнему, читал и исследовал сочинения еретиков и отвергал их системы не прежде, как по личному убеждению дознавал их несостоятельность.
Такое произвольное отношение Дионисия к подобному предмету приводило в сомнение одного пресвитера, который поэтому и предупреждал его, что близкое знакомство с еретическими книгами, доставляя случай осваиваться с ложными понятиями, может вредно отразиться на своём собственном образе мыслей. Как бы в разрешение этого вопроса Дионисий имел видение, в котором ему было возвещено, что он может читать еретические книги, как способный обсуживать подобные предметы; при этом ему указано было и на то, что, и первоначально действуя таким образом, он приобрёл случай к обращению.
– «Я принял душой это видение, – говорит Дионисий, – как согласное с Апостольским изречением, относящимся к сильным: умейте всегда находить свою выгоду, или умейте отличать настоящую монету от подложной»72.
Во время жестокого гонения от Декия Дионисий уже был взят на мучение, но чудным промыслом Божиим был освобождён из рук гонителей и, защищённый сначала тайной убежища, а потом отосланный в Мареотскую пустыню, он три года пробыл хотя и в отдалении от паствы, но управлял ею через послания и через доверенных пресвитеров, управлял ею всегда неизменно в духе кротости и умеренности, но с твёрдостью вёл борьбу с еретическими учениями, которые раздирали тогда Церковь. – К Новациану, внёсшему новый раскол, Дионисий писал: – «не менее славно умереть ради того, чтобы только не раздирать Церкви, как и ради того, чтобы не принести жертвы идолам. По моему суждению первое даже выше, потому что в последнем случае умирают ради спасения своей души, а там – ради блага целой Церкви».
В 261 г., при Галлиене, Дионисий возвратился в Александрию. Здесь ожидали его новые и великие труды и скорби: сначала в городе открылось кровавое междоусобие, затем последовал голод, за голодом – опустошительная моровая болезнь. Это всё были как бы личные бедствия для любвеобильного и великодушного христианского пастыря, и он расточал свои попечения и заботливость безразлично о верующих и об язычниках и к тому же возбуждал и других христиан. В одном из писем Дионисия изображена дивная картина деятельности христиан во время общественного бедствия, поразившего город: – «многие из братьев наших, – пишет он, – по сильной любви, оставя заботу о своей жизни, а заботясь друг о друге, смело посещают больных, служат им постоянно, врачуют о Христе; добровольно они умерли вместе с ними, принимая на себя страдания их, как бы привлекая к себе болезнь и охотно стирая с них язвы. Многие из тех, которые так пеклись о больных и возвратили им здоровье, сами умерли... Так пять лучших братий наших, в том числе – диаконы и пресвитеры, и самые знаменитые из народа искали себе смерти, и этот род смерти по благочестию и твёрдости веры – никак не ниже мученичества. Они брали руками своими и на свои колена тела святых, закрывали им глаза и уста, несли их на своих плечах, обмывали их и одевали в одеяния... А язычники совсем иначе поступали. Вот что значит христианство»73.
До конца бодрый духом, Дионисий, хотя и ослабевший телесными силами к концу 17-ти-летнего управления паствой, продолжал неутомимо защищать Церковь против раздирающих её ересей и много содействовал водворению мира в ней; действовал постоянно в духе любви и многих успел привести к единению церковному.
В 264 г. приглашали его на собор Антиохийский против Павла Самосатского, но, чувствуя себя уже очень слабым, он только письменно доставил своё мнение против Павла и вскоре после того скончался – в 265 г.
Дионисий, известный в Церковной Истории под именем Великого, оставил после себя многие сочинения, в которых между прочим изложены современные ему бедствия, благочиние церковное и изъяснение св. Писания. – В одном из догматических его сочинений о природе Дионисий почерпает доказательства зависимости мира от всеблагого Бога из устройства мира и человека: – «когда строится дом и город, – рассуждает он, – то камни не ложатся сами в основание и не летят вверх на стены, но зодчий кладёт их – каждый на своё место... Когда говорят, что из атомов составилось прекраснейшее целое и устроилось ими без намерений и мысли: как можно слушать их? Атомы неустроенные не далеко ли ниже паука, когда тот делает дело своё так старательно? Как равнодушно слышать, будто этот дом, состоящий из земли и неба, по свыше-умному устройству, называемый космос (мир), получил свой порядок и устройство от атомов, носящихся без порядка, и сам порядок будто изменился в мире? Кто допустит, что постоянные эти движения и перевороты произошли из какого-то беспутного ношения? Кто согласится, что совершеннейшая гармония небес образовалась из инструментов вовсе не мусикийских и нестройных?»
† Память о преп. Дамиане, Иеремии и Матфии Печерских
Преп. Дамиан, пишет преп. Нестор, ревностно подражал житию и смирению преподобного отца Феодосия. Многие свидетельствуют о его добром житии, послушании и покорности ко всем; особенно жившие с ним в келье видели кротость его и как не спал он по целым ночам, прилежно читая книги и возвращаясь не раз к молитвам; они рассказывали и многое другое о сём муже74. Пресвитер и чудотворец Дамиан был такой строгий постник, что кроме хлеба с водой ничего не вкушал до смерти. Когда приносили в монастырь к блаженному Феодосию больное чем-либо дитя, или возрастный человек одержим был каким-либо недугом, то Феодосий приказывал Дамиану совершить молитву над больным. Дамиан немедля совершал молитву, мазал елеем, и приходившие получали исцеление75. Наконец он сильно захворал и был уже при конце жизни. «Господи Иисусе Христе! так молился он тогда, удостой меня быть сообщником славы святых Твоих; не разлучи меня, Владыко, с отцом, и наставником моим, преподобным Феодосием». Когда он так молился, то внезапно предстал у одра его блаж. Феодосий, пал на грудь его, с любовью целовал его и говорил: «сын мой! о чём ты молишься Господу, теперь я послан известить тебя о том, – прошение твоё исполнится, ты будешь причтён к святым и с ними будешь в Царстве Небесного Владыки, – мы будем вместе в том свете». Сказав это, стал невидим. – Так как Дамиан не видел Феодосия входящим в двери и явившийся, на котором месте явился, на том и стал невидим, – то отселе Дамиан понял, что это было явление от Бога. – Потом, позвав служившего ему, послал за блаж. Феодосием. Когда вскоре пришёл блаженный, то он с весёлым лицом сказал ему: «отче! будет ли так, как ныне, явившись, обещал мне?» Блаженный, не зная, что с ним было, отвечал: «сын мой! я не знаю, о каком обещании говоришь ты?» Тогда он пересказал, как молился он и как явился ему сам преподобный. Выслушав это, Феодосий, несколько улыбнувшись и прослезясь, сказал: «сын мой! будет тебе, как обещал тебе явившийся в образе моём ангел». Когда собрались братия, он простился со всеми и таким образом с миром предал в руки Богу душу свою, когда пришли за ней ангелы. Тогда блаженный повелел ударить в било, чтобы собралась прочая братия, и таким образом с пристойной честью и пением похоронили честное тело его, где хоронят всю братию76.
По этому описанию видно, что преп. Дамиан скончался прежде преп. Феодосия и вероятно в 1070 г. По ркп. святцам, днём преставления его было 5 число октября. Мощи его почивают в Антониевой пещере77.
О преп. Иеремии Нестор так пишет в летописи: «был и другой брат, именем Иеремия, который помнил крещение Русской земли. Ему дан был Богом дар: он предсказывал будущее и, если в ком видел худые помыслы, обличал его тайно и увещевал беречься диавола;. Если брат хотел выйти из монастыря, то, посмотрев на него, приходил к нему, обличал помысл его и утешал брата; если и говорил ему, что будет с ним приятное или неприятное, слово старца сбывалось»78. Так как преп. Иеремия помнил ещё крещение земли Русской 988 г. и жил при игуменстве преп. Феодосия, то, если положим, что скончался он в 1070 г., жизнь его продолжалась до 90 лет. Мощи его почивают в Антониевой пещере79.
«Был и ещё старец Матфей, пишет преп. Нестор. Он был прозорливец. Раз, когда стоял он в церкви на своём месте, подняв очи, смотрел он на своих, которые стояли и пели по сторонам. – И вот видит он беса в образе, ляха, в луде80 и в поле с цветками, называемыми липок. Он обходил братию; брал из лона (из приполья) липок81, бросал на того или другого и, если цветок прилипал к кому-либо из поющих, то, постояв немного и расслабев мыслью, под каким-либо предлогом выходил из церкви, шёл в келью, засыпал и не возвращался в церковь до конца пения. Если же на иного и бросал, но цветок не прилипал к нему, то тот стоял крепко на пении и тогда только уходил в свою келью, когда оканчивалась утреня. Видя это, старец рассказал о том братии своей. И ещё старец видел вот что: по обычаю, когда оканчивалась утреня перед зарёю, братия шли по кельям, а старец выходил после других из церкви. Раз по выходе из церкви сидел он, отдыхая под билом, так как келья его была вдали от церкви. И вот видит он, что идёт толпа от ворот. – Подняв глаза, увидел он, что один сидит на свинье, а другие идут около него. «Куда идёте?» спросил старец. – Сидящий на свинье бес отвечал: «за Михаилом Тольбековичем». Старец оградил себя крестным знамением и пошёл в свою келью. –Когда рассвело, старец сказал келейнику: иди, узнай, в келье ли Михаил? Ему сказали, что ушёл через ограду после утрени. – Старец рассказал тогда своё видение игумену и братии. – При этом старце преставился Феодосий и был игуменом Стефан, а после Стефана Никон, – старец ещё жив был. Раз во время утрени, подняв очи, хотел он видеть игумена Никона и увидал осла, стоящего на месте игумена; он понял, что игумен не встал. Многое и другое прозревал старец и почил в этом (Печерском) монастыре, в глубокой старости»82. – По известью Поликарпа, преп. Матфей прозорливый при игумене Никоне (1074–1088 г.) молился вместе с другими об исцелении обольщённого Никиты83. Блаж. кончина а его последовала, вероятно, в 1088 г. Мощи его почивают в Антониевой пещере84.
† Преставление преп. Харитины княжны
По памятникам, преп. Харитина была урождённая княжна Литовская и подвизалась в Новгородском девичьем монастыре св. Апостолов Петра и Павла на Синичьей горе85. Время подвигов её неопределённо показано в памятника86, так я что остаётся определять его соображением; а между тем это время может показать особенность и в духовной жизни княжны. Известно, что каменный храм обители, где почивают мощи преподобной, построен в 1192 г.87. Если же храм Петра и Павла существовал уже тогда, как блаж. Харитина начала жить в Новгороде, то время жизни её в Новгороде надобно отнести к XIII столетию; с другой стороны известно, что вторая половина XIII стол. Была бурным, кровавым временем для Литвы. В 1265 году многие лица княжеского Литовского дома поспешно удалились из Литвы в Россию, князь Довмонт – во Псков, а сын князя Товтивилла с двором своим убежал из Полоцка в Новгород88. По летописи, Новгородцы хотели тогда перебить прибежавших к ним Литовцев, за прежние обиды Литвы Новгороду; но кн. Ярослав не допустил их до того89. Таким образом открывается, что Литовская княжна Харитина была из числа лиц, гонимых бурей времени, помимо личных дел своих. Оттолкнутая миром, она не искала более ничего в мире и посвятила всю жизнь свою на служение Господу. Приняв иночество, она за добродетельную жизнь поставлена была в начальницу обители и до самой кончины своей была образцом смирения, чистоты и строгого воздержания для подчинённых ей. Так христианская добродетель не имеет нужды в счастье для своих успехов; она и от несчастья крепнет и растёт, и переводит чтителя своего с земли на небо. По памятникам, кн. Харитина почила 5 окт. 6000 л. или 7000 л. Обращая это неопределённое время в определённое, после сказанного по летописям, полагаем, что св. княжна игуменья окончила подвиги свои в 6790 – 1281 окт. 5 д. С 1764 г. храм Ап. Петра и Павла, где почивают мощи её под спудом, – кладбищный Софийской стороны. Память её местно чтится 5 октября90.
Св. святителей Всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских
Подобно празднованию трём Вселенским учителям и святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, совершаемому и порознь каждому, и всем вместе в один день, Церковь совершает также празднование и каждому порознь из Всероссийских святых святителей, и всем им купно в один день, воздавая им равную честь, какую прежде установления им общего праздника православные христиане по обычаю воздавали. Прежде установления праздника в честь Всероссийских святителей они все совокупно и равночестно называемы были у православных великими чудотворцами и молитвенниками. Празднование трём Всероссийским святителям, Петру, Алексию и Ионе, всем в один день 5 октября, установлено в 1596 году, повелением благочестивейшего царя и великого князя Феодора Иоанновича, всея России самодержца, по благословению святейшего патриарха Московского Иова и всего священного Собора. Во имя равночтимых трёх святых святителей Всероссийских Петра, Алексия и Ионы сооружён был храм на патриаршем дворе в Москве. Св. Филипп причислен к ним в 1875 году.
Церковь величает трёх святых святителей Петра, Алексия и Иону первопрестольниками Российскими, истинными хранителями Апостольских преданий, столпами непоколебимыми, православия наставниками, благочестивыми святителями, прославленными от Бога нетлением и чудесами. «Имея душу милостиву и чист помысл, и сердце несмущенно, и веру непорочну, и любовь нелицемерну, учительство изрядно, и святительства достоинство, Петр, лику святителей сопричислен на небесех. Досточудный и премудрый Алексий иноческим житием Богу угодил, и Бог избрал его от юности пастырем овец словесных и учителем великим; он явился священникам наставник и всей стране Российской звезда пресветлая, чудесы осиявающая всех верою припадающих к раце его мощей. Иона, Богомудрый святитель, измлада Христа возлюбил и, от Него Пресвятого Духа Божественными зарями сердце своё просветив, световиден во истину был».
Св. священно мученика и святителя Филиппа Церковь нарицает преемником первопрестольников, столпом православия, поборником истины, новым исповедником, положившим душу за паству.
Жития их смотри: св. Петра –21 декабря, св. Алексия – 12 февраля, св. Ионы – 31 марта и св. Филиппа – 9 января.
* * *
Апостольское изречение, приводимое Дионисием, есть апостольское предание; как изречение Спасителя, оно приводится в постановл. апост. 2, 36, у Оригена, у Златоуста, у Сократа, у Иеронима, его приводили и многие другие (см. «Ист. ѵч. об отц. Ц.» Филар., архиеп. Черниг., § 63, примеч.).
Из истории Евсевия, кн. VII, гл. 22.
Несторово житие Феодосия в учен. зап. акад. 2, 160.
Летопись Нестора в собр. лет. I, 81.
Несторово житие Феодосия – там же, стр. 160, 161.
Ркп. святцы: «преп. отец иерей Дамиан целебник преставися мес. окт. в 5 д.» Опис. лавры 104. 290. 292.
Собр. лет. I, 81.
Опис. Киев. лавры, стр. 105. 290. 292. Ркп. святцы: «преподобный Иеремия прозорливый: память его – мес. окт. в 5 д.».
Наружный вид, приписываемый бесу по луде, показывает, что луду носили ляхи; это была одежда, в которой бес походил на ляха. Нестор: «и Якун ту (на сражении) отбеже (лишился) луды златые». Выше чтение летописи о Якуне должно быть следующее: «и бе Якун с леп луда бе у него золотом исткана», и был сей Якун прекрасен (статен), луда у него была выткана золотом. Смысл – ясный, простой, согласный и с буквой и с связью мыслей. – Потому напрасно из статного Якуна делали слепого Якуна. «Луда, говорит Сенковский, носилась на груди и на спине; это род Польского панцыря» (Библиот. для чт. 1 отд. III, 7. 6). У нас лудить значит покрывать.
Бередвиков читает в др. летописи: «взимая изло на лепок», и замечает: «изло, может быть, узел». Но тут не видно смысла. Простое и ясное чтение др. сп. «взимая из лона лепок»; а в Никоновой лет. это пояснено так: «взимая из припола лепок».
Летоп. в собр. лет. I, 81. 82. 259. IX, 104. VII, 344. 345.
Поликарп о Никите.
Описание Киев. лавры 105. 290. 292. Ркп. святцы: «пр. Матфей прозорливый; память его м. октябр. в 6 д.» Ныне – 5 окт.
Ркп. святцы: «святая княжна инокиня Харитина, иже в девичьем (Отен. Петровском) монастыре, бысть в л. 6000 мес. окт. в 5 д.» По поздней надписи на раке она – «княжна Чехиня» и вместе «из рода королей Литовских» (Макария древн.1:556): явная несообразность.
По ркп. святцам показано время её – 6000 л. (пр. 85), а на раке преподобной – «7000 л. окт. 5 д.».
Собр. лет. III, 20. 126.
Собр. лет. V, 191. VII, 164. О св. кн. Довмонте см. 20 мая.
Собр. лет. III, 58. V, 192.
Отенские святцы: «память окт. в 5 д.» Макария древн. 1, 556.