4-е
† Память о святом Владимире Ярославиче, князе Новгородском, и о матери его святой Анне
Владимир Ярославич, старший сын князя Ярослава великого, родился в 1020 г. В 1034 году великий князь Ярослав посадил его в Новгороде и дал Новгородцам грамоту, с повелением: «по этой грамоте давайте дань»51. В это время Владимир был ещё только 14 лет и без сомнения состоял под руководством опытного воеводы, каким был Вышата, и благочестивого епископа Луки. Возмужавший князь отличался в воинских делах отвагой и мужеством, свойственными роду его. В 1042 году ходил он с Новгородскими дружинами на Ямь, нынешних Финнов, и разбил их52. В следующем году Ярослав послал Владимира с сильным войском наказать коварных Греков за оскорбления Русских купцов и за умерщвление одного из них. Послы императора Мономаха вышли к Владимиру на встречу, с обещанием наказать виновных. Но тем, которые много раз обманывали, не верят, и князь шёл вперёд. Император велел взять под стражу всех Русских, бывших в Константинополе, и выслал корабли против судов Владимира. Три галеры с Греческим огнём врезались в средину Русских судов и зажгли их; поднявшаяся буря разметала и потопила малые суда Русские, в том числе и судно Владимира. Творимич. из дружины княжеской, спас своего князя и воевод Ярослава, взяв их к себе на лодку. Спасшиеся на берегу, в числе 6000, решились с Вышатой возвратиться на родину сухим путём, а князь с остальными судами пустился в обратный путь морем. Император послал за Русскими сухим путём и морем; 24 галеры обогнали Владимира и стали в заливе; князь разбил их на голову и пришёл в Киев с множеством пленных. Вышата отважно дрался с Дунайским Греческим войском; но оставшиеся в живых 800 человек взяты были в плен и только через три года отпущены были в Россию53. Сын благочестивого строителя Киевского Софийского храма оставил по себе прочный памятник благочестия в Новгороде – Софийский собор, доселе целый. Великолепный для того времени храм заложен был в 1045 г. и освящён сентября 14-го 1049 г.54, а перед тем построена была каменная крепость в Новгороде55. Благочестивый князь усердно поучался в законе Господнем: по его желанию списаны были (1047 г.) книги пророческие с толкованиями отцов; священник писал её 7 месяцев; много значило, что списана была полезная книга; а ещё более важно то, что списаны были книги слова Божия, а не слова человеческого56. Господь взял к Себе доброго князя ещё в молодых его летах: князь скончался 32 лет, 4 октября 1051 года, и положен был в созданном благочестивою ревностью его Софийском храме57. По летописи, уже в 1180 г. в мраморной гробнице благов. князя Владимира положен был искренно-христианский князь Мстислав58, и след. уже известны были нетленные мощи благоверного князя Владимира, и для них устроена была особая рака. «1439 г. архиепископ Евфимий позлати гроб князя Владимира, внука великого Владимира, и подписа; такожде и матери его гроб подписа и покров положи, и память им устави творити на всяко лето октября 4 дня»59.
Св. мать святого князя Владимира, супруга великого князя Ярослава, преставилась февраля 10-го 1051 г.60. Блаженный Иларион митр. в одушевлённой речи своей говорит равноапостольному Владимиру: «посмотри и на благоверную сноху твою Ирину; посмотри на внуков и правнуков твоих, как содержат они благоверие, тобою преданное; как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются имени Его»61. По этой хвале видим, что благоверная княгиня была благочестива не только для себя, но воспитывала благочестие в детях и внуках своих. По житию преп. Феодосия видим, что, когда мать Феодосия объявила желание поступить в монастырь (а это было в 1036 г.), св. Антоний «возвестил о ней княгине, и та приняла её в женский монастырь святого Николая»62. Это показывает, как великая княгиня рада была делать дела добрые и как она уважала таких людей, каков Антоний. Женский монастырь св. Ирины, построенный Ярославом в Киеве, конечно построен был и по усердию благочестивой супруги его Ирины. Нежная мать с первенцем своим переселилась из Киева в Новгород и здесь провела последнее время жизни своей. – Дочь Олава, короля Шведского, называвшаяся в земле своей Ингигердой, по-Гречески Ириной, перед кончиной своей приняла иночество с именем Анны и первая показала пример князьям и княгиням Русским, как приятно душе менять пышную княжескую одежду на рубище иноческое. На древних Новгородских иконах она именуется святой Анной. Мощи её почивают поныне открыто в Софийском соборе, где память её совершается окт. 4 и февр. 10 д.63.
† Память о праведном Стефане Щиляновиче
Праведный Стефан Щилянович родился от родителей благочестивых в Жупе, ныне называемой Паштровитье, в южной стороне Захолмья. Ещё в юности оказался он Боголюбивым; когда же достиг зрелого возраста, то старался исполнять волю Божию со всем усердием. Он был умён, храбр, хорошо знаком с военным делом. Вступив в службу при Сербском деспоте, выполнял все поручения верно и успешно. Вместе с тем пребывал он верным слугой перед Господом: страхом Божиим отгонял он от себя самые помыслы греховные, тем более не допускал душу до того, чтобы овладел ею какой-либо грех. Храм арх. Михаила в Призрене, построенный благочестивым воеводой Щиляновичем, поныне ещё цел64. – За верную службу деспот дал ему земли близ Срема. Стефан жил здесь праведником: делился избытками и с бедными и в сношениях с соседями соблюдал честность и правду. Случился жестокий голод в крае, не от неурожая хлеба, а от того, что нечестивые Турки, воюя не один год с Сербами, угнали весь скот у христиан и лишили средств к обрабатыванию земли. Праведный Стефан открыл житницы свои для несчастных и кормил бедность в голодное время.
Поскольку же насилия и грабежи Турок не прекращались и после голодного года, а защищаться от них не было сил, то Стефан вынужден был отдаться под защиту Венгерского короля. Король с удовольствием принял в службу честного и храброго воина; он подарил ему прекрасные земли по берегам Дравы65. Праведник продолжал жить для ближних и в страхе Божием. В 1515 году блаженно скончался он. Супруга его Елена, с честью похоронив тело его, удалилась к родным в Германию. Спустя неделю после того Турки завладели краем. В одно время увидали они над могилой свет. Думая найти зарытое серебро, откопали могилу и увидали нетленное тело. – По докладе паше, стали расспрашивать: кто похоронен был? Знавшие объявили, что это – праведный Стефан, благотворитель бедных. Оказалось, что паша, бывший христианин, был родственником блаж. Стефана Щиляновича. Благоговейные иноки выпросили у паши за щедрый подарок мощи праведника и перенесли их в монастырь Фруштской горы. Шишатовец. Супруга Елена, услыхав о нетленном теле праведного мужа, хотя и была удерживаема родными, поспешила прибыть в Шишатовец и облобызала мощи праведника. Приняв монашество, она стала жить уединённо невдали от монастыря, в молитве и посте. Спустя три года она скончалась и похоронена была в обители. Мощи праведного Стефана почивают в храме обители66.
«Слава во бранех, воине Стефане Щиляновичу, великий целебниче приходящим к тебе с верою», так Сербская Церковь говорит в молитве своей67.
* * *
Св. священномуч. Иерофея, епископа Афинского. Друг Дионисия Ареопагита, подобно ему, хотя несколько позже, обращён к вере Апостолом Павлом; после Дионисия епископствовал в Афинах и скончался мученически.
Преподобного Павла Препростого
Павел был земледелец; до старости жил он в мире и постоянно, но с терпением и незлобием переносил оскорбления и огорчения от своей злой и неверной жены. Потеряв наконец надежду на её исправление, Павел, не сделав даже жене своей никакого упрёка, оставил свой дом и отошёл в пустыню.
Побывав в нескольких монастырях, он прибыл во внутреннюю пустыню, где подвизался преп. Антоний Египетский, и, войдя в его уединённую келью, на вопрос Антония, чего он желает? – отвечал, что желает быть иноком.
– Ты не можешь быть иноком, – возразил пришельцу подвижник, – ты уже стар, тебе трудно будет перенести скорби жизни в пустыне; возвратись лучше в твоё селение к твоему привычному труду и продолжай работать, благодаря Бога.
Но Павел настаивал на своей просьбе, обещая исполнять всё, чему научит его Антоний.
– Если ты так желаешь быть иноком, то пойди в общежительный монастырь, где много братий, которые могут снисходить к твоим немощам. А я здесь живу один, ем через пять дней и то не досыта, – снова отказал Антоний и запер дверь своей кельи и три дня из неё не выходил.
На четвёртый день, отворив дверь, Антоний с удивлением увидел Павла, который всё это время не отходил от кельи.
– Старец, уйди отсюда; я тебе говорю, что тебе нельзя быть здесь, – сказал Антоний.
– Пока не умру, не уйду отсюда... с твёрдостью отвечал Павел.
Видя, что при нём нет никакого съестного запаса, и опасаясь, что он может умереть с голода, Антоний ввёл его к себе и сказал: – можешь спастись, если будешь послушен, – и чтобы испытать Павла, налагал на него труды, какие не по силам человеку и в молодые годы. Антоний заставлял старца подолгу стоять на зное и дожидаться, совершая во всё это время молитву, пока он не принесёт ему работу; потом, намочив финиковые ветви, давал ему плести из них верёвку, и когда Павел, с трудом окончив своё плетение к вечеру, подавал его своему наставнику, тот заставлял его расплетать и переплетать вновь. Точно также приходилось Павлу шить, распарывать и перешивать снова одежду, и при этом по нескольку дней оставаться без пищи и, едва уснув, вставать с полночи и петь псалмы до самого дня.
Ни разу не возроптал Павел, но все свои послушания исполнял в простоте сердца с усердием. Тогда Антоний сказал ему: – во имя Господа Иисуса ты подлинно уже стал монахом; живи теперь один, чтобы испытать искушения и от духов злобы... – И на некотором расстоянии от своей пещеры в горе выстроил для него келью.
И скоро обнаружилось, что недавний монах, стяжавший ещё своей жизнью в мире такие сокровища, как незлобие, простота сердца, терпение и смирение, возвысился до такого совершенства, какого иные могли достигнуть только путём долгих, тяжёлых подвигов пустынного жития. И Бог даровал в простоте сердца и с безусловным послушанием предавшемуся Ему чудную прозорливость и благодатную силу исцеления недугов и изгнания злых духов.
«Бог даровал Павлу такую благодать, – говорит древний историк, – что он в каждом видел, какова его душа, так, как мы друг у друга лица. Однажды он пришёл в монастырь Писпер для посещения братии. Братия пошли в церковь для совершения обычной службы. Смотря на всех входящих в церковь, Павел видел души их светлыми и радостными, но один из братий вошёл весь омрачённый, как бы окружённый духами злобы. Горько заплакал Павел, сел на пороге церкви и проплакал всё время, пока продолжалась служба. Когда же служба кончилась и братия стали выходить, то Павел увидел, что тот же бывший расстроенным брат шёл между другими спокойный и просветлённый. Павел вскрикнул от радости и, остановив его при всех, обратился к нему: «ради общей пользы скажи нам, – просил он, – как случилось, что ты, такой расстроенный прежде, теперь совсем иной?»
– Да, я был другим человеком; в моей душе жил грех, – чистосердечно отвечал инок, – я жил порочно и беззаботно, но когда я услышал сегодня в храме слова пророка: «омойтесь, очиститесь; перестаньте делать зло... Тогда приидите, – говорит Господь, – и если будут грехи ваши, как багряное, Я их как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю»... (Ис.1:16–18), то внезапно почувствовал решимость изменить, исправить жизнь мою... и теперь обещаю перед всеми, что буду служить Богу от искреннего сердца...
– Видите, братия, – выслушав это признание, радостно сказал Павел, – как Господь готов принять каждого грешника, только бы приходили к Нему!68
И много было других случаев, когда молитва Павла верующего в Бога в простоте души, производила чудотворное действие. – Указывая на пример Павла, безропотным послушанием в короткое время достигшего высокого совершенства, преп. Антоний говорил: «если кто хочет скоро достигнуть совершенства, не должен быть сам себе учителем, ни повиноваться своей воле, хотя бы своё желание казалось правым, но, по заповеди Спасителя, каждый прежде всего должен отречься себя самого, отказаться от своей воли. Сам Спаситель говорит о Себе: «не пришел Я творить волю Мою, но волю Пославшего Меня» ... Как же мы избежим суда, если будем исполнять волю свою?»
Писатель жития препод. Павла такими словами заключает свой рассказ о нём: – «пожил же праведный в святой простоте своей лет довольно и, много чудес сотворив, отошёл ко Господу. Иже прост на земле бе, ныне премудрейший есть на небеси, паче всех любомудрцев мира сего, и с мудрыми херувимами зрит Христа, Божию силу и Божию премудрость; то бо есть мудрость правая, еже боятися Бога и Ему в простоте духа и незлобии сердца работающи благоугождати. Молитвами, Господи, угодника Твоего, Препростаго Павла, умудри нас в делании заповедей Твоих; даждь нам начало премудрости – страх Твой имети, да страхом Твоим уклонившись от зла, сотворим благое пред Тобою и обрящем милость Твою во веки».
Обретение мощей свв. Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского
(См. жизнь св. Гурия – 4 декабря, а жизнь св. Варсонофия – 11 апреля).
Свв. святителей Новгородских: Иоакима, Луки. Германа, Аркадия, Григория, Мартирия, Антония, Василия и Симеона
(См. о них 10 февраля).
Преподобного Аммона (Аммуна)
Аммон, родившийся в III стол. в Египте от богатых и благородных родителей, по желанию их, несмотря на то, что сам предпочитал безбрачную жизнь, вступил в супружество. Встретив же в жене своей согласную во всём с его понятиями подругу, он после 18-ти лет девственной жизни под одним кровом с нею, предоставив ей отдельную жизнь, с согласия её удалился в пустыню и, найдя уединённое место на южной стороне Мареотского озера за так-называемой Нитрийской горой (в нижнем Египте, в 70-ти милях от Александрии), поселился здесь и 22 года провёл в строжайшем подвижничестве.
Когда, в начале избранной им жизни, Аммон посетил Антония, подвизавшегося в это же время, то великий подвижник сказал ему: «ты успеешь в страхе Божием», – потом вывел его из кельи и, указав ему камень, сказал: «брани этот камень и бей его».
– Что, камень ничего тебе не сказал? – спросил Антоний, когда Аммон исполнил сказанное ему.
– Ничего, – отвечал Аммон.
– В эту меру придёшь и ты, – прозорливо сказал Антоний. – И действительно, Аммон отличался всегда особенной снисходительностью к немощам ближнего69.
Аммон не только сам посещал Антония, но удостоился посещения и этого великого образца пустынножителей и по его благословению основал в Нитрийской пустыне кельи для иноков, которые прежде того жили скитски, каждый отдельно и по своему правилу. Слава монастыря Аммонова привлекала к нему учеников из далёких стран, между ними – Милета, епископа Сузского (прославленного впоследствии мученическою смертью, память его 10 ноября), – и к концу IV века было уже до 50 обителей на Нитрийской горе, на которой Аммон был первым отшельником.
Известный своей строгой жизнью, Аммон ещё при жизни прославлен был даром чудотворений. Однажды привели к нему отрока, укушенного бешеной собакой, чтобы он исцелил его своей молитвой.
– Чего вы просите у меня? – сказал Аммон родителям больного, – от вас самих зависит, чтобы сын ваш был здоров: возвратите бедной вдове вола, которого вы у неё украли, и сын ваш выздоровеет...
Обличённые чудным прозорливцем с клятвой обещали возвратить похищенного ими вола, и тогда св. Аммон, помолясь, исцелил их сына.
Преп. Аммон скончался около 350 г., «не позже 350 г., т. е. кончины преп. Антония, который, в самую минуту преставления преп. Аммона, видел душу его, возносимую ангелами»70.
О жене Аммона Нитрийского, неизвестной по имени, передаётся, что она, «после удаления своего мужа в пустыню, в своём доме собрала до 70-ти девственниц, и в посте и молитве подвизалась с ними. Два раза в год она посещала своего мужа, чтобы пользоваться его советами и наставлениями»71.
* * *
Собр. лет. III, 1. V, 130. 136.
Собр. лет. III, 1. V, 137.
Собр. лет. I, 66. 67. V, 137. Зонара Annal. 1, 2. 253.
Собр. лет. I, 67. III, 2. 121. V, 134, Супрасльск. лет. 13. В нов. лет. освящение отнесено к 6560 г. Но по другим оно было сент. 14 6558 г. Собр. лет. V, 138. VII, 332.
Собр. лет. III, 211.
Исследование о переводе пророчеств, вошедших в список священника Упира – в описании Синод. рукоп. I, 112–120. Обзор толкований – в опис. Синод. рукоп. 2, 113–117.
Собр. лет. I, 69. III, 2. 121. 212. V, 138. В Новгородском синодике супруга кн. Владимира кн. Александра, а мать – христолюбивая княгиня Анна. Опис. Рум. муз. 571. Описание Новг. Соф. соб., стр. 103. 104.
Собр. лет. III, 216. Описание Новг. Соф. соб., стр. 102. 103.
Собр. лет. III, 113. Устав соб., стр. 3. 5. В чтен. общ. ист. 1851 г., кн. 1.
Собр. лет. I, 63. V, 138. Февраль мартовского 1050 г. принадлежит к 1051 январскому году. Потому и в надгробной надписи справедливо показан 1051 г. годом кончины св. Анны.
Μ. Илариона похвала кагану Владимиру – в прибавл. к твор. отц. 2, 279. Иларион говорил похвалу свою ранее 10 февраля сентябрьского 6559 г.
Несторово житие пр. Феодосия в учен. зап. акад. II, 2. 140.
Собр. лет. I, 65. II, 24. Синопсис 62. Карамз. 2, пр. 34. Недавно ошибочно писали: «мать Владимира во св. крещении названа св. Анной». Стыдно ныне говорить такую неправду.
Зап. геогр. общ. XIII. 210.
В нынешней Славонии. О переселениях Сербов 1481–1526 г. с правого на левый берег Дуная см. у Попова: Сербы в Австрии (Русский Вестник 1865 г. май), стр. 264, 265.
Синаксарь и служба в сербляке 1861 г. На картинке св. Стефан назван деспотом и изображён в деспотском одеянии. Но синаксарь не говорит, что он был деспотом. Раича 3. 338. Попов в вестнике 1865 г. стр. 365.
Страдание его из ркп. Предтечевой обители напеч. в Афонском патерике 2, 306–318
«Достопам. сказ. о подвижн. отц.».
«Дост. сказ. о подв. отц.».
«Полн. Месяцесл. Вост.» архим. Сергия, т. II, ч. 2, стр. 320.
«Ист. правосл. монаш. на Вост.» Казанского, ч. I, стр. 249.