Источник

29-е

Св. преподобномученицы Анастасии Римлянки

Анастасия, лишившись родителей своих, когда ей было только три года, была взята на воспитание в общину девственниц, находившуюся в уединённом месте близ Рима. С любовью материнской воспитывала сироту благочестивая начальница христианской общины София, и Бог благословил благодатным успехом её труды. Достигнув 20-ти-летнего возраста, Анастасия между всеми отличалась высокими качествами души, трудолюбием и благочестием; при этом, душевной красоте её соответствовала и замечательно красивая наружность, которая привлекла на неё внимание многих жителей Рима, и знатнейшие и богатейшие люди желали вступить с нею в супружество; но, с детства приученная полагать свою радость в служении единому Богу, Анастасия отвергла все предложения искателей её руки; не смотря на свою молодость, не находила она ничего привлекательного ни в каких блистательных благах мирских, представлявшихся ей, и не пожелала променять на них свою тихую, смиренную жизнь в общине девственниц-молитвенниц. Но если не привлекли её и не послужили для неё искушением блага мирские, то искушение не замедлило явиться в другом виде: под влиянием страха открывшегося в то время жестокого гонения на христиан от императора Валериана, когда и в общине повелено было захватить «верующих в Распятого», Анастасия могла бы пожелать спастись от мученической участи, согласившись выйти замуж за одного из влиятельных граждан Римских, но и перед мученичеством не отступила её любовь к Богу, и в то время, когда все другие подвижницы общины решились искать спасения в бегстве, она осталась в общине, послушав свою воспитательницу Софию, которая сказала ей, что «настало для неё время страдальческого подвига ради возлюбленного Христа»... – И упросив воинов, чтобы они дали ей время украсить нарядом Анастасию, за которой, как оказалось, и были они присланы по указанию язычников, получивших от неё отказ на их предложения ей супружества, София повела в церковь свою воспитанницу и, поставив её перед алтарём, стала со слезами убеждать молодую христианку приготовиться к ожидающему её подвигу. – «Молю тебя, возлюбленное дитя моё, – говорила она Анастасии, – не устрашись доказать теперь ту любовь ко Христу, в которой я воспитала тебя с самого детства... Пусть не будут напрасными труды мои и молитвы о соединении твоём с Богом всем сердцем и душою... Не дай прельстить себя коварными увещаниями и обещаниями благ земных. Когда же будут устрашать тебя всякими муками, то ответь, что ничего не боишься ты и ничем не смутишься, потому что твой Бог – с тобой. И когда будут терзать тебя, то не убойся убивающих тело, душу же убить не могущих... Радуйся, когда страдать будешь, помни, что во время страдания будет предстоять тебе Сам за тебя пострадавший Христос; когда изнеможешь, то Он Сам тебя подкрепит и пошлёт отраду душе твоей, и не отступит от тебя, пока не возьмёт из рук мучащих тебя и не восхитит в Свою небесную светлую обитель, где ты вместе со всеми небесными силами будешь предстоять вечной славе Его и узнаешь блаженство, неизреченное на языке человеческом... Иди же туда, иди с веселием к Божественному Агнцу, мученическою кровью ради Него обагрённая страданием, как роскошной брачной одеждой украшенная!»

– «Готово сердце моё пострадать за Христа! – радостно отозвалась Анастасия, – не бойся и не смущайся обо мне, мать моя, воспитавшая меня! Верую, что Иисус Христос подкрепит меня; и ты молись Ему, чтобы не отступил Он от меня во время подвига ради имени Его святого» ...

Между тем, час испытания наступал. Воины, с нетерпением ожидавшие жертву свою, пошли разыскивать её и нашли в церкви подвижниц, не телесными украшениями занимающихся, но услаждающихся предсмертной душевной беседой. Они увели Анастасию от её престарелой воспитательницы и закованную цепями представили правителю в Рим.

Поражённый красотой Анастасии, язычник стал убеждать её пощадить свою красоту, не лишать себя земного счастья, признать богов... С невозмутимою твёрдостью отвечала ему христианка исповеданием веры своей в истинного Бога – Иисуса Христа. Видя невозможность её убедить, правитель велел подвергнуть её истязаниям.

Обнажённая была растянута Анастасия и привязана к четырём столбам; в этом положении били её палками, а снизу был разведён жестоко опалявший её огонь; потом строгали железом её избитое и опалённое тело; отрезали сосцы; вырвали ногти и зубы; мученица, вместо страдальческих воплей, воспевала псалмы... у неё был вырван язык. Видя изнеможение изливающейся кровью мученицы, один христианин, по имени Кирилл, напоил её водой. За это он был немедленно обезглавлен.

Однако же и народ, состоявший большей частью из язычников, хотя и привык к подобным жестоким зрелищам, стал возмущаться таким бесчеловечным мучительством и укорять правителя... Тогда изувеченное тело мученицы было обезглавлено и выброшено за городом на съедение зверям.

По извещению ангела, явившегося во сне престарелой Софии, она нашла останки своей любимой воспитанницы и, с помощью христиан, предала их погребению.

Вечное воспоминание о мученице выражает св. Церковь в следующем песнопении:

«Девства водами очищена, преподобная, мученичества кровьми, Анастасия, венчавшися, подавши сущим в нуждах недугов исцеление и спасение приступающим от сердца; крепость бо тебе подает Христосе, источая благодать приснотекущую».

Свв. мучч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы

Сии три брата и сестра, отечеством которых была Ларанда в Ликаонии на границах Писидии и Исаврии, пострадали во время гонения на христиан при Диоклетиане в 285 году 23 августа, по донесению на них мачехи, желавшей таким способом выиграть тяжебное дело о наследстве, возникшее у неё с детьми её мужа. Из описания страданий их в проконсульских актах известно, что «Клавдий, старший брат, представленный правителю Киликии – Лисию в Егах, после исповедания св. веры и отречения принести жертвы богам, повешен на дереве; ноги его поджигали огнём, а пятки отрезали, затем он терзаем был когтями, строгаем по телу черепицами и обжигаем свечами и заключён в темницу. Второй брат его, Астерий, исповедав веру в единого Бога, переданную им родителями, также повешен на дереве, биен розгами и жилами по спине и по животу, между тем как под ногами были угли; затем заключён в темницу. Третий брат, Неон, по сокрушении шеи, растянут по земле, посыпан горячими углями и бит жилами; наконец все трое осуждены на распятие вне города. Феонилла, быв обнажена, бита по лицу, повешена за волосы и после исповедания, что она 23 года вдовствует в посте и молитве, резана бритвой, опоясана терновником, растянута между четырьмя колами, бита ремнём по всему телу, посыпана по животу углями, предала дух Богу и брошена в море в мешке» (см. «Месяцесл. Вост.» архим. Серг. т. II, ч. 2, стр. 345).

Преподобного Аврамия затворника и блаженной Марии, племянницы его

Преподобный Аврамий от юности любил молитву и пост, посещение церкви и чтение священного Писания; повинуясь воле родителей, вступил в брак, но на седьмой день оставил жену, вышел из города (Тении близ Лампсака) и поселился в кельи. Родители нашли его, но он сказал им: «оставьте меня пожить здесь, в безмолвии, ради любви к Богу!» По смерти родителей, роздал всё имение нищим и пробыл в монашестве 50 лет. Епископ той местности посвятил его во пресвитера (бесприходного) и поручил проповедь о Христе язычникам по приморью Геллеспонтскому.

У Аврамия был брат, имевший дочь. По смерти брата знакомые привели к нему семилетнюю сироту Марию. Он велел ей пребывать во внешней кельи, сам затворился во внутренней и учил племянницу книгам через небольшие двери. Мария прожила в посте и молитвах 20 лет, но некий лживый монах, часто приходивший к Аврамию, нашёл удобное время и обольстил девицу. В горе и отчаянии, она ушла в город Асс (в шестидесяти верстах от Лампсака) и стала жить в гостинице. Через два года Аврамий нашёл её и убедил возвратиться к честной жизни, сказав: «я отвечаю Богу за тебя и беру на себя грехи твои!» Он затворил её во внутренней кельи, где сам жил прежде. Скончался около 360 года, а Мария лет через пять после него.

† Преподобной Анны Вифинской

Отец блаженной Анны378 был диаконом Влахернской церкви и оставил дочь юной сиротой на руках бабки. Бабка нашла ей супруга, не спрашивая о её желаниях, тогда как Анна не желала быть в супружестве. Быв замужем, ходила она к дяде своему на Олимп. Строгий подвижник, за исповедание православия терпевший истязания, пожалел, что юная раба Божия отдана в услуги человеку. При императрице Ирине вызывали твёрдого исповедника в столицу, чтобы выслушать советы его. Это было, конечно, во время совещаний Вселенского собора 787 года об иконах. В это время он виделся с дорогой племянницей и сказал ей: «будь тверда и мужественна, – много скорбей для праведников; знай и то, что у тебя родится дитя, прежде чем умрёт муж твой». Предсказание исполнилось.

По смерти мужа, воспитав дитя, блаженная поручила его родственнику, а с другим сиротой усердно молилась то в том, то в другом храме. Олимпийский подвижник снова виделся с нею. Она жаловалась на тяжесть жизни своей. «Не сказал ли я тебе, что много скорбей праведникам» говорил прозорливый, – «надобно терпеть, но дети твои скоро умрут». Исполнилось и это предсказание. Под влиянием такого осязаемого промышления Божия, по указаниям такого опытного и чудного наставника, душа Анны загорелась полной любовью к Господу.

Советники мирские, пожалуй, предлагали совет: почему не выйти вдове в другой раз замуж? Другие готовы были ещё умнее советовать – жить, как случится жить. Но могут ли люди дать лучший совет, чем совет Апостола, вдохновенного Богом: «блаженнее, если останется так», без другого мужа, говорит он о вдове (1Кор.7:40). Тратить силы для пустоты дознанной – умно ли? «Не умно избирать мирщину для той, которой обещали столько радостей, и которая вместо радости испытала столько горечей»379. Не жить ли жизнью обезьянки? Сохрани Бог от того! Это не честь и для совести язычницы, тем более христианки. После земной жизни придётся жить вечно: с чем же будем жить там? Для людей и земли жили, надобно пожить для души своей, которая дорога каждому; надобно пожить для Господа Творца и Спасителя нашего. Так думала умная Анна.

Раздав всё, что имела, она ходила в храмы и молилась. Потом, встретив доброго инока-старца, приняла иночество. Копроним навёл ужас лютостями против инокинь. Благочестивая Ирина старалась успокоить Церковь; но мало надеялись на покой будущий, и такое расположение умов оправдалось событиями. С именем инока евнуха Евфимиана Анна скрылась в Вифинском монастыре380. Здесь строгая жизнь нового инока была примером для других: евнух был самым усердным тружеником по послушаниям, суровым постником и пламенным молитвенником. П. Тарасий (784–815 г.), услыхав о высокой жизни инока Евфимиана, вызвал его в столицу для бесед. Наставления крепкой души привлекали к ней многих; от множества желавших слушать её оказалась тесной обитель, и патриарх устроил новый монастырь. Евфимиан стал известен и по дару чудес; но это не защитило его от скорбей. Инок-проповедник народный легко подпал клевете. Ложный инок, оказавшийся впоследствии разбойником, совершив насилие над девушкой, разгласил, что грех сотворён Евфимианом. Евфимиан молчал. Боголюбивая жена, слушая клевету бесстыдного, сказала: «смотри, брат, не оказался бы евнух, опорочиваемый тобой, святой девственницей и не пострадать бы тебе за грехи свои». бессовестный человек и после того делал пакости для святой души. Преподобная терпела, и уличённый злодей повешен был. Так как и известность имени не легка была для святой, да и стали догадываться о её поле, то, возвратясь в Вифинию, проводила она остальные годы жизни в глубоком уединении. Созревшая для неба, преставилась октября 29-го 826 года.

† Преподобного Аврамия Ростовского

Преподобный Аврамий, в мире Аверкий, в молодых летах обучен был благочестивыми родителями книжной мудрости и благочестию381. Ревнуя о жизни духовной, оставил он дом родителей и принял иночество. По высшему внушению, пришёл он в Ростов, у озера Неро поставил себе хижину и стал подвизаться в посте и молитвах382. – В Ростове ещё были тогда и язычники: «Чудский конец поклонялся идолу камену» Велесу. Это исполняло глубокой скорбью Боголюбивую душу Аврамия: он скорбел о слепоте людей и о присвоении той чести бездушному истукану, которая принадлежит единому Богу. Скорбь побуждала усердно молить Господа об истреблении дел духа злобы. Он глубоко чувствовал немощь свою для успешного подвига против застарелого заблуждения людей и просил помощи свыше. В сильном раздумья сидел он раз вблизи Велеса и видит: идёт старец. «Откуда идёшь, человек Божий?» спросил Аврамий старца. «Я пришлец в вашей стороне», отвечал тот и прибавил: «ты о чём-то скорбишь!» – «Да, сказал Аврамий, молю Бога о сокрушении идола, и молитва моя не выполняется». – «Если хочешь», сказал старец, «чтобы выполнилось твоё желание, – иди на восток, отыщи дом Иоанна Богослова и помолись иконе его». Аврамий опечалился тем, что так далеко надобно идти. Старец сказал: Господь сократит путь твой. – Аврамий решился исполнить совет и лишь только перешёл речку Ишню, что в 4 верстах от Ростова, как ему встретился старец, которого вид невольно заставлял благоговеть перед ним. Лицо его было величественно и ясно, – седой, с бородой длинной и с головой почти безволосой. Аврамий невольно пал к его ногам. «Куда идёшь?» спросил дивный старец. «В дом Иоанна Богослова», отвечал Аврамий. «Возьми эту трость мою, сказал старец, иди к Велесу и ударь ею идола с словами: во имя Господа Иисуса Христа повелевает тебе Иоанн Богослов сокрушиться». – Сказал и стал невидим. Аврамий исполнил волю Апостола, и идол рассыпался. На месте, где явился Евангелист, Аврамий построил храм во имя Евангелиста: поныне в 4 верстах от Ростова, на берегу реки Ишни, стоит древний деревянный храм Иоанна Богослова, как напоминание потомству о благодеянии Апостола к стране383. – На месте разрушенного истукана преподобный построил храм в славу Богоявления Господня и основал при нём монастырь. – Язычники не раз собирались сжечь обитель Аврамиеву; но сила Божия и терпение Аврамия победили злость людей. По убеждениям Аврамия, многие язычники крестились. Преподобный старался действовать особенно на юность языческую: он учил детей грамоте, крестил их и потом постригал в монашество. – Когда умножилось число иноков, – Аврамий, при помощи благотворителей, построил на место малого храма просторный и приобрёл для него книги, иконы и утварь. Преподобный подавал собою пример инокам; сам участвовал во всех трудах братии, работал в хлебне, рубил дрова, мыл власяницы для братии. Епископ предложил князю Владимиру учинить обитель Аврамия архимандрией, и Аврамий почтён был саном архимандрита. Святой ревнитель святой веры не миновал и после того преследования злых людей: по ложному доносу, будто он отыскал богатый клад, взяли его под стражу и представили во Владимир Клязменский. – Кротость и искреннее благочестие его избавили его от истязаний: князь Владимир нашёл донос клеветой злобы и невежества. Оправданный Аврамий более прежнего стал быть предметом любви и уважения. Наконец, почил он в глубокой старости и погребён был учениками в созданной им обители. Таково древнее известие о преподобном Аврамии!

По этому повествованию, сличаемому с летописями, подвиги св. Аврамия против Велеса надобно отнести ко времени, следовавшему за кончиной св. Леонтия, а не к 990 году, как показывали иные. Владимир на Клязьме, где был преподобный Аврамий на суде князя Владимира, построен Владимиром Мономахом384. – Сан архимандрита, которым почтён был Аврамий, становится известным с XII века, да и из того что до преподобного Игнатия, архимандрита Богоявленского, с 1261 года епископа, насчитывается по синодику только 7 настоятелей, преемников преподобного Аврамия, видно, что преподобный Аврамий скончался в самом начале XII века385. С другой стороны, когда св. Исаия прибыл (в 1077 г.) в Ростов, он нашёл в Ростове неутверждённых в святой вере, но не язычников. Таким образом подвиги преподобного против Ростовского язычества начались с 1073 года, а подвижническая жизнь в обители продолжалась долее 30 лет. Что же касается до известий, относящих преподобного Аврамия ко времени равноапостольного Владимира, то и доверяющие им находят в них явные вымыслы и произволы поздних времён386.

При внуке Мономаха вел. князе Всеволоде Георгиевиче (1176–1212) обретены нетленными мощи преп. Аврамия387. Ныне они открыто почивают в серебряной раке, в каменном храме, построенном в 1553 году по распоряжению Грозного царя. Здесь же при мощах архимандричья шапка преподобного Аврамия, невысокая, шитая золотом, с горностаевой опушкой. – Здесь же медный крест, часть того жезла, которым Аврамий сокрушил Велеса; остальная же, большая часть, взята царём Грозным в Москву388.

«Ревнитель Апостолов, преподобный! ты удостоился беседовать с Богословом и, получив от него жезл, сокрушил Велеса и, истребив козни, привёл неверных к Христовой вере. Ныне же моли Христа Бога за почитающих память твою».

«Источником благодатной воды явился ты, блаженный Аврамий! подай мне источник слёз, да омою страсти души моей и убелю почерневшую душу мою светом покаяния»389.

* * *

378

О ней пролог. Четь-Минея, Греч. Минея октября 29. Du-Cangii Const. chr. р. 118.

379

Златоуст de non iterando coniugio. Or. I, 459.

380

См. далее о св. Мавре и Анфусе. Сами обстоятельства времени показали, что к блаженной Анне не относилось правило Гангрского собора, строго осуждавшего за то, «аще какая жена ради мнимого подвижничества вместо обыкновенные женския одежды облечется в мужския». Прав. 13. К тому же собор осуждал собственно гордых Евстафиян. Он осуждал не одежду, а гордость раскола, выдумавшего свой устав. Евстафияне были такие же гордые фанатики своего устава, как Русские раскольники. Созомена, ист. 3, 14. Epistola Synodica gangrensis ар. Beveregium.

381

Ркп. житие пр. Аврамия, старшее, писано не позже XIV в. (опис. муз., стр. 212, 598. 600. Синод. б. № 556). Оно с малыми переменами – в прологе и ч.-минее 29 окт. Второе ркп. житие нач. словами: «еже дивитися святых трудам добро» (опис. муз., стр. 208) писано во второй половине XVI в. Третье житие, с выписками из ч.-минеи св. Димитрия и следованной псалтыри – в Валаамском уставе и писано не раньше 1706 г. Как второй повествователь дополнял первого, так третий – второго. Первое житие и отличия второго напеч. в памяти, стар. Рус. литтер. 1, 221–225.

382

По второму житию Аврамий прежде Ростова жил на Валааме и здесь пострижен. Третье житие прибавляет, что Аврамий Чухломский язычник Иверк крещён с именем Аверкия на Валааме «в обители Св. Троицы». Но как не заметить, что на Валааме монастырский храм посвящён Преображению Спасителя? Не трудно видеть и то, что Иверк – простонародное название Аверкия, а смелый сказатель на имени, неправильно понятом, построил сказание о крещении язычника Иверка на Валааме. Рассказ о пострижении Аверкия на Валааме – поздний и не оправдывается никакими памятниками древности. – В обители Св. Троицы пострижен преп. Аврамий Чухломский, а не Ростовский.

383

Ц. Феодор Иоаннович грамотой своей, подтверждая грамоту отца, обеспечил за Богоявленским монастырём поселение Богословское на р. Ишне с перевозом и рыбными ловлями (Яросл. епарх. ведом. 1861 г. № 33). Царь грамотой своей, без сомнения, только подтверждал распоряжения князей Ростовских – о Богословском.

384

Лет. у Карамз. 2, пр. 238 относит построение Владимира Клязменского к 1116 г. В 1096 г. Олег пришёл из Мурома в Суздаль, из Суздаля в Ростов, взял в плен Суздальцев и Ростовцев, но в походах его ещё не видно ни Владимира, ни Владимирцев. По истории Олега вероятно, что население Владимира на Клязьме началось вслед за победой над Олегом, для противодействия замыслам беспокойного Олега. Так полагает и историк Погодин.

385

Ярославск. епарх. ведом. 1861 г. № 33.

386

Христ. чт. 1850 г. 1, 59–63. 1853 г. 1, 413–418. Сочинитель на стр. 415–417 сам указывает вымыслы во втором и третьем житии преподобного.

387

Ист. иер. III, 64, 65. Службы преп. Аврамию – в ркп. Румянцева № 397. Царского № 563. И в печ. минее на окт. Μ. 1645 г. написана при царе Грозном. Преп. Аврамий чудотворец в грам. 1563 г. Ист. акт. 1, 320 и в грам. 1652 г. Ист. ак. IV. 172.

388

Ист. иер. III, 64. Толстого святыни Ростова, стр. 45. 46.

389

Стихира и троп. 9 пес. канона в мин. на окт. Μ. 1645.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Октябрь. – 369, IV с.

Комментарии для сайта Cackle