26-е
† Святого великомученика Димитрия Солунского
Родился св. Димитрий в городе Солуни от родителей христиан, которые, впрочем, втайне исповедовали веру, подвергнувшуюся частым и жестоким гонениям в их время – во 2-й половине III столетия. Тем не менее они всеми силами старались воспитывать их сына в христианских понятиях.
По смерти отца своего, который был начальником города, Димитрий был также поставлен правителем Солуня. При этом вменено ему было в главную обязанность – преследовать и уничтожать всех последователей Христа. Но Димитрий не только не исполнял этого императорского повеления, но пользовался своим влиянием, как властный и богатый человек, чтобы всеми силами покровительствовать христианам, и даже сам открыто исповедовал веру в Христа. Это, конечно, было доведено до сведения императора. Возвращаясь в это время из дальнего похода, император должен был проезжать через Солунь.
В ожидании его Димитрий, зная, чему он подвергается, как распространитель веры, которую был обязан преследовать неутомимо, передал своё имение своему верному слуге Луппу, сказав ему: – раздай бедным земное богатство, а мы поищем небесного, – и, отложив действительно всякое попечение о земном, стал готовиться к смерти.
Прибыв в Солунь, император потребовал к себе Димитрия. Не уклонился от правды мужественный христианин и смело исповедал свою веру в Иисуса Христа, обличив при этом ложные понятия язычников. За это был заключён в темницу. Между тем, как он здесь томился в оковах, подкрепляемый и услаждаемый нечеловеческими утешениями, император потешался устроенными для него в городе увеселительными играми. Между прочим происходило жестокое побоище, на котором один из его любимых бойцов, страшный своею силой Лий почти до смерти убивал выходивших с ним на состязание, бросая их с высоты на острые копья. Жертвами его, большей частью, становились христиане, которых насильно приводили на бой. – Не мог выносить этого зрелища один молодой христианин, по имени Нестор; он решился вступить в борьбу со зверообразным гладиатором, погубившим уже многих христиан. Но прежде чем выступить на это опасное дело, он пошёл в темницу к Димитрию, чтобы попросить его молитв и благословения. – Ты победишь Лия, но будешь замучен за Христа... предсказал юноше мученик и отпустил его с благословением на избавление христиан от жестокого палача...
Действительно, призвав на помощь «Бога Димитриева», Нестор одолел силача и сбросил его сверху на копья, как прежде тот сам сбрасывал других. Но за это немедленно был предан казни по повелению императора, разгневанного за погибель своего любимца от руки ненавистного христианина. Вслед затем, узнав, что это Димитрий благословил на победу юного Нестора, император приказал и его подвергнуть такой же смерти, от которой погиб знаменитый гладиатор Лий. И вот, рано утром, 26-го октября, воины отправлены были в темницу, чтобы убить Димитрия; они нашли его молящимся и, безжалостно с копьями бросившись на него, мученически умертвили. Ночью христиане тайно унесли из темницы тело св. мученика и предали его погребению.
Святой Димитрий Солунский пострадал в 306 году.
Вскоре после него был предан смерти и верный слуга его Лупп, который, быв при кончине своего господина, прибрал и сохранил одежду, обагрённую его мученическою кровью, и, возлагая её на больных, увидел, что от неё совершаются чудные исцеления. Это повлияло на обращение многих к вере в Бога христианского мученика, но обратило внимание гонителей на Луппа, распространявшего таким образом обращение в христианство язычников, и он был мученически умерщвлён.
Когда гонение прекратилось, то усердием верующих был сооружён небольшой храм над могилой великомученика Димитрия, при которой совершались многие чудесные исцеления от болезней. Когда же, между прочими, получил исцеление один Иллирийский воевода, по имени – Леонтий, то он пожелал вместо бывшего малого построить большой и великолепно-украшенный храм; при копании рвов обретены были мощи св. Димитрия нетленными и положены в ковчеге, украшенном золотом и серебром. На содержание храма, сооружение которого относится к началу V века, приобретены были земли и виноградники. И с этих пор жители Солуня не переставали почитать память своего великомученика, который действительно много раз проявлял несомненные знамения своего заступничества и охранения им места своей земной жизни, подобно и многим другим святым, которые, переселившись в блаженную вечность, не оставляют их земного отечества, продолжают принимать участие в нуждах и скорбях своих земных соотечественников и не оскудевают в ходатайстве за них перед Богом и в проявлении им нередко истинно-чудной, неожиданной помощи, на которую нельзя было и рассчитывать при одних человеческих, естественных соображениях...
Так и св. Димитрий нередко спасал свой родной город Солунь от голода и от нападений врагов: «однажды оказался недостаток хлеба в городе и окрестностях, так что многие стали умирать от голода.
И что же? Неожиданно начали прибывать к городу корабли с хлебом из отдалённых стран, и корабельщики объяснили, что они имели намерение отвезти хлеб в другие страны, но направлены были в Солунь явлением св. Димитрия... Также, когда Аравитяне осадили Солунь, и граждане просили защиты у св. Димитрия, то одному благочестивому человеку, именем Иллюстрию, было видение, свидетельствовавшее, что, по ходатайству перед Богом св. Димитрия, город будет избавлен от врагов. И действительно, неприятели утром неожиданно сняли осаду и ушли»...312.
Вообще, о чудесах св. великомученика Димитрия составлены три пространные книги Иоанном, архиепископом Солунским в VII веке – на основании свидетельств достоверных или на основании его собственного наблюдения. Затем в деяниях св. говорится о позднейших чудесах. Об истечении игра от мощей его сведения находятся у Иоанна Камениаты в X веке313.
Благоговейное почитание св. великомученика Димитрия распространено и в России. Имя его, по Русским летописям, предваряет имена всех святых; о нём упоминается у Нестора при рассказе о взятии великим князем Олегом Константинополя. Когда Славянские воины нанесли поражение Византийцам, то «убояшася Греци, – говорит св. Нестор, – и рекоша: несть се Олег, но св. Димитрий послан на ны от Бога» (Нест. лет. 18 стр.).
Русские князья с XII века, а может быть и ранее – для возвышения своего удела, для охранения от нападения на свои города врагов, усиливались приобретать что-либо от мощей «отечестволюбца» св. Димитрия. Евфросиния Полоцкая из Палестины принесла крест, в котором, между разными святынями, была частица от мощей св. Димитрия.
«В 1198 году января 10 привезли великому князю (Всеволоду Юрьевичу во Владимир) из Фессалоники314 доску св. Димитрия315, именно – икону св. великомученика, писанную на его гробовой доске, и это радостное событие, как важное, было внесено, как праздник, в древние святцы. Сначала эта икона находилась в Киеве, потом перенесена во Владимир, а в 1380 году в Москву, и поставлена в Успенском соборе, где был придел св. Димитрия, имевший важное значение для Русских князей и царей. – Богатые монастыри и великолепные храмы созидались Русскими князьями в честь св. Димитрия Солунского, и именем его называли они часто своих старших сыновей. День памяти его во всей России в старину считался в числе больших праздников, и Богослужение на этот праздник отличалось особенной торжественностью316. «Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче, языки побеждающа, – воспевает св. Церковь великомученика Димитрия, – якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора: тако, святе Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость».
«Кровей твоих струями, Димитрие, Церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую, и соблюдая град твой невредим, того бо еси утверждение!» (Троп. и конд.).
* * *
«Воскреси. Беседы», 1882 г., стр. 171.
«Месяцесл. Вост.» архим. Серг., т. II, ч. 2, стр. 340–341.
Фессалоника – по-Гречески, Салоника – на простонародном языке, Солунь – по-Славянски.
Карамз. прим. 153.
См. «Месяцеслов Святых», изд. при «Тамб. епарх. Ведом.», мес. Октябрь, стр. 127–133.