17-е
† Преставление преп. Антония Леохновского
Сын тверских боярских детей Вениаминовых, и Антоний239, по любви к пустынной жизни, жил отшельником в 12 верстах от Новгорода на реке Переходе, в Рублевой пустоши. Потом, желая облечься в иноческий образ, пришёл к пустынному иноку Тарасию, и жившему в 3 верстах от Рублевой, на Леохнове, и был им пострижен. – Пустынники построили здесь храм в честь Преображения Спасителя. Это было не позже 1556 года. Царь Иоанн, по просьбе Антония, дал новой Леохновской пустыни землю и рыбную ловлю в озере Ильмене240. В Антониеву пустынь собрались ревнующие о душевном спасении и в том и числе были благородные. Антоний служил для них образцом строгого подвижничества и был почтен саном игумена241 – Всего прожил он в иноческой жизни 56 лет – и столько успел в жизни духовной, что в последние годы известен был по опытам духовной прозорливости. Когда Шведы стали в 1611 году опустошать окрестности Новгорода, митрополит Исидор вызвал уважаемого старца с учениками в Новгород. Антоний был тогда уже 85 лет. – В праздник Воздвижения Креста Господня причастился он святых Таин; тогда же сказал он вслух других, что тело его будет покоиться в пустынной обители его. Октября 17 мирно предал он дух свой Господу242. Тело его, по опасностям военным, предано было земле в Новгороде у церкви святого Евангелиста Луки243.
Когда Шведы удалились из России и разорённые жители стали возвращаться на свои места, любимый ученик Антония Григорий пришёл на пепелище обители Антониевой; предав земле тела избиенных братий, поставил он себе келью и близ её часовню в честь Преображения Господня. Спустя несколько годов явившийся ему во сне Антоний сказал: «брат Григорий! иди в Новгород, скажи митрополиту Киприану и старшинам города, чтобы положили меня на месте моей обители». Видение повторялось три раза, и в третий явившийся грозил наказанием за непослушание. Митрополит совершил крестный ход к храму Евангелиста и, когда откопали могилу, мощи преподобного оказались нетленными. – Тогда же прозрел слепец Иосиф; а когда понесли мощи, на дороге прозрел другой. По распоряжению митрополита, Юрьевский архимандрит с честью препроводил мощи преподобного в Леохновскую обитель; здесь совершилось ещё несколько чудес. Перенесение мощей было 13 июля 1620 года. Ныне мощи преподобного почивают под спудом, в каменной Преображенской церкви, где один придел в 1788 году освящён во имя преподобного Антония244.
Св. преподобномученика Андрея
Место жительства Андрея было в Крите, именно Кастр, где он подвизался, с молодых лет посвятив себя на служение Богу.
Слыша об ужасах, которые происходили повсеместно по случаю возникновения иконоборческой ереси, имевшей в лице императоров Льва Исаврянина и сына его Константина Копронима таких яростных защитников, усердный служитель Божий Андрей оставил своё пустынное уединение и выступил неустрашимым, деятельным борцом за истину Православия, утверждённую Церковью. Прибыв в Константинополь, он в церкви св. Маманта открыто обличил Копронима в его преступных действиях относительно почитания и почитателей святых икон.
За это подвергся жестоким мучениям, после которых едва-живой заключён в темницу.
Но бодрый духом, он и здесь наставлял, и утверждал православных, собиравшихся к нему в темницу. Когда это стало известно, то нарушивший своё безмолвие, чтобы возвещать признанное Церковью, был снова предан мучениям и присуждён к смерти. Проходя через город к месту казни, Андрей был забросан каменьями и наконец умерщвлён одним еретиком, бросившимся на него с топором. Это было в 767 году.
Тело Критского мученика было выброшено в нечистое место, откуда извлекли его благочестивые люди. – В каноне, написанном в честь его через сто лет св. Иосифом песнописцем, мощам его приписываются многие чудеса.
† Перенесение мощей св. праведн. Лазаря четверодневного
Лазарь, друг Христов, умерший и воскрешённый Христом (Иоан. гл. XI), когда ему было около 30-ти лет, после того прожил ещё почти столько же лет, был епископом на о-ве Кипре, где удостоился посещения Божией Матери, Которая привезла ему в подарок омофор и поручи Своей работы.
Он, подобно Апостолам, проповедовал Христа и мирно скончался на острове Кипре. По прошествии многих лет обретено было там тело его, в мраморном ковчеге, с иссечёнными словами: «Лазарь четверодневный, друг Христов» – и при Льве Философе (886–911) было перенесено оттуда в Константинополь и положено в храме во имя Лазаря, построенном ещё Василием Македонянином.
Свв. бессребреников и самобратий Космы и Дамиана и с ними Леонтия, Анфима и Евтропия
Врачи, Аравитяне Косма и Дамиан, пользуя больных, просвещали их вместе с тем верой в Того, Чьей силой они производили исцеления; за это пострадали во время гонения на христиан в царствование Диоклитиана и Максимиана и, сохранившиеся невредимыми среди испытаний и в огне, и в воде, и на суше, были усекнуты вместе с Леонтием, Анфимом и Евтропием, также отказавшимися отречься от веры во Христа и принести жертвы богам.
Соимённые бессребреники воспоминаются также 1-го июля и 1-го ноября.
Святого пророка Осии
Осия из племени Иссахарова, современник Израильского царя Иеровоама 2-го и Иудейского царя Езекии, обличая Евреев в нечестии, предсказывал им кару Божию, а вместе с тем предсказывал и распространение Богопочитания и благочестия в мире.
«Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения, – говорит Св. Дух устами пророка, – так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих»245.
«Ибо как упрямая телица упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнец на пространном пастбище?»246
«Пойду, возвращусь в Моё место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего»247.
«В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдём и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил, – и Он исцелит нас, поразил, – и перевяжет наши раны, и Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить перед лицом Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа, как утренняя заря – явление Его, и Он приидет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю...
Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая...
Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений»248.
«Много жертвенников настроил Ефрем для греха; ко греху послужили ему эти жертвенники...
Написал Я ему важные законы Мои; но они сочтены им, как бы чужие»...249.
«Трубу к устам твоим! Как орёл налетит на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой! Ко Мне будут взывать: Боже мой! мы познали Тебя, мы – Израиль!
Отверг Израиль доброе; враг будет преследовать его»...250.
«Не будут они жить на земле Господней; Ефрем возвратится в Египет, и в Ассирии будут есть нечистое... Не будут возливать Господу вина, и не угодны будут Ему жертвы их; они будут для них, как хлеб похоронный: все, которые будут есть их, осквернятся, ибо хлеб их для души их, а в дом Господень он не войдёт...
Пришли дни посещения, пришли дни воздаяния; да узнает Израиль, что глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного, по причине множества беззаконий твоих и великой враждебности...
Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами»...251.
«Сейте себе в правду, и пожнёте милость, – воззывает, вместе с тем, Господь обречённых на кару: – распахивайте у себя новину; ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда приидет, дождём пролил на вас правду»...252.
«Как поступлю с тобой, Ефрем? Как предам тебя. Израиль? – изливает Господь неистощимое милосердие своё на человечество в лице Еврейского, возлюбленного Им народа, который Он хочет спасти, а не погубить: – повернулось во Мне сердце Моё; возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема; ибо Я – Бог, а не человек... Среди тебя – Святой»... – возвещает Бог-Дух благую весть...
Вслед Господа пойдут они; как лев, Он даст глас Свой, и встрепенутся к Нему сыны с Запада; встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби, и вселю их в домы их»253, – говорит Господь, – «от власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их; смерть, где твоё жало? ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня»...254
«Обратись, Израиль, ко Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего. Возьмите с собой молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: отними всякое беззаконие, и прими во благо, и мы принесём жертву уст наших... Не будем более говорить изделию рук наших: боги наши, потому что у Тебя милосердие для сирот...
Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них. Я буду росой для Израиля; он расцветёт, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание его, как от Ливана. Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское...
Что мне ещё за дело до идолов? – скажет Ефрем. – Я услышу его и призрю на него; Я буду, как зеленеющий кипарис; от Меня будут тебе плоды...
Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них»...255
Святой пророк Осия, оставив после себя книгу в 14 глав, упокоился в старости мирной кончиной.
* * *
Ркп. житие преп. Антония, написанное келарем Корнилием, к сожалению, не совсем толково: Корнилий, хотя говорит о преподобном языком цветистым и вычурным, но, не умея совладеть с делом, говорит очень, тёмно и с пропусками нужного.
Ист. акт. V, 368. Так как кончина его, на 85 году жизни, последовала в 1611 г., то родился он в 1526 г., и 30 лет, во время принятия священства, было ему в 1556 г.
По старшему списку святцев: «пр. Антоний, игумен Ивецкого монастыря, иже под Старой Русой, на Леохнове, бысть в лето 6900 окт. в 17 д.».
Отенские святцы: «преп. Антоний Леохновский, за Ильменем озером в Леохновой пустыни, преставися в л. 7100, от Новгорода 50 поприщ; мощи под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть, память октяб. в 17 д.».
Каменный храм св. Луки – на Софийской стороне. Макария древн. 1, 172. Здесь кончина пр. Антония отнесена к 1524 г.; это – ошибка. Ист. иер. V, 11. 12.
Ркп. житие; сведен. о монаст. 401. Ист. иер. 5, 11, 12.