Источник

28-е

Св. преподобномуч. и исповедн. Стефана Нового

Стефан, родившийся в Константинополе в 715 г., с детства посвящен был Богу своею благочестивою матерью и в юношеском возрасте отведен был родителями к Иоанну, подвизавшемуся на горе св. Авксентия, напротив Константинополя, при Никомидийском заливе. Здесь, усердно исполняя все иноческие послушания, Стефан сверх того ревностно занимался изучением Свящ. Писания и в особенности творений св. Иоанна Златоуста, что и вооружило его сильным орудиём в той борьбе за православие, которая впоследствии предстояла ему.

Похоронив своего отца, Стефан, с согласия своей матери, роздал вое оставшееся после отца имущество бедным, приютил мать и сестру свою в женском монастыре, основанном св. Авксентием, и возвратился в обитель, где поддерживал свое существование переписыванием духовных книг. Стремясь к уединению, он удалился на вершину горы и устроил себе келию в тесной пещере, но и сюда многие приходили к нему, привлекаемые святостию его жизни и ища советов и поучений просвещенного инока, а некоторые, пожелав жить при испытанном подвижнике, устроили при пещере иноческие келии и просили Стефана быть игуменом таким образом основавшегося монастыря.

Между тем свирепствовала тогда иконоборческая ересь. После императора Льва III Исаврянина (717–741) Константин Копроним еще с большею яростию стал преследовать иконопочитание и, обличаемый многими благочестивыми иноками, обратил свой гнев в особенности на них. Собрав множество народа, он повелел ему присягнуть с клятвою при Кресте, Евангелии и Таинствах Христовых, что не будет никто покланяться иконам и не будет иметь никакого общения с иноками, а встретив их на дороге, будет побивать их каменьями... В то же время, самовластно поставив патриархом единомышленника своего, инока Константина, составил в 754 г. иконоборный собор. И совершились тогда в Византии безбожные дела, святотатственное поругание над иконами и над всякой святыней: сосуды церковные, в которых Божественные Тайны совершались, попирались ногами; иконы сожигались и выбрасывались в море; в церкви Богородицы во Влахернах, стены которой были украшены живописными изображениями земной жизни Спасителя, была уничтожена вся эта живопись, а вместо нее намалеваны звери и птицы... Не пощажены были и мощи святых, которые с бесчестием уничтожались или выбрасываемы были в море; тех же, кто восставал против такого кощунства, убивали и трупы их выбрасывали на съедение зверям.

В этой великой скорби и угнетении православные во множестве собирались на гору Авксентиеву к славному подвижнику Стефану, и он утешал и ободрял их, и наставлял твердо стоять за святыню и в случае, если бы кто не чувствовал в себе достаточно мужества, скрываться в чужих землях...

Зная о таком влиянии на народ свято почитаемого им Стефана, император желал иметь его на своей стороне и потребовал, чтобы он подписал определения составленного им иконоборного собора; но когда Стефан, отказавшись от богатых даров, присланных с тою целию, чтобы задобрить его, отказался и исполнить неправедное требование и велел через посланного ответить Копрониму, что «не подпишет его собора, исполненного лжи и празднословия», – то его силою вывели из келии и заключили под крепким надзором в темнице. Во время войны с Болгарами, сделавшими нападение на империю, Стефан был освобожден, но по окончании войны гонение на почитателей икон возобновялось, и Стефан снова подвергся преследованию. Посредством подкупа являлись доносчики, которые свидетельствовали, что он возмущает народ против императора; пострижение же Стефаном в монашество одного из царедворцев, который, под видом искреннего желания иночества, добивался только предлога обвинить Стефана как бы в насильственном пострижении его, – послужило поводом к окончательному обвинению праведного человека и, «по истреблении огнем Авксентьева монастыря, Стефан был отправлен в Хрисополь, в монастырь Филиппика, и пробыв здесь 16 дней, после этого сослан в ссылку на о-в Проконнес. В 765 или 766 г. был возвращен в Константинополь, где содержался в темнице Фиалы»435, Но нигде не умолкал правдивый голос исповедника и везде привлекал иоследователей, которые в наставлениях его и благословении почерпали силу мужественно стоять за веру и предавать себя мученической кончине за нее. Наконец, «после всенародного обличения царя, после месячного заключения в претории, 28-го ноября 767 г. Стефан скончался мученически»436. По повелению Константина Копронима его убить, придворные его вывели Стефана из монастыря, повлекли его но улице, били его палками, топтали ногами и, наконец, один из злодеев нанес ему смертельный удар по голове437.

«Постнически предподвизався на горе, – воспевает Церковь св. Стефану, – умная врагов ополчения всеоружием креста погубил еси, всеблаженне! Паки же ко страдальчеству мужески облекся еси, убив Копронима мечем веры, и обоих ради венчался еси от Бога, преподобномучениче Стефане приснопамятне!» (Троп.).

«Троицы рачителя и Божественного Стефана восхвалим верно песньми, празднолюбцы, от сердца, яко почествовавша начертание красное Владыки и Матере Его, – и согласно ныне от любве возопиим ему радующеся: радуйся, отче приснославне!» (Конд.).

Память мученической кончины святых Тимофея и Феодора епископов, Петра, Иоанна, Сергия, Феодора и Никифора священников, Василия и Фомы диаконов, Иерофея, Даниила, Харитона, Сократа, Комасия и Евсевия монахов, и Етимасия мирянина.

Пострадали в царствование Юлиана Отступника, 362 года, в Тивериополе (Струмнице), городе Македонском, и окрестностях ее. Мощи их покоились в том городе до 870 года, когда, по воле Болгарского князя Бориса, перенесены в Брегальницу (ныне Истиб, верстах в тридцати от Струмницы).

† Страдание святого Xри́ста

Блаженный Христ438, Албанский Серб, сорока лет поселился в Константинополе и занялся садоводством. Раз, при продаже партии яблок Турку, завязался у него спор с Турком; от спора дошло дело и до ссоры. Озлившийся Турок решился отомстить Хри́сту по своему: он донес Чауш-баше, будто Христ дал слово потурчиться; для подобных случаев у Турка всегда готовы свидетели, а у магометанина судьи готовность доверять им, и Турок представил их, как и Хри́ста, оберегателю государственных секретов. На допрос Чауш-баши Христ смело отвечал, что он никогда не думал и не думает переменять христианской веры на магометанство и что никто не принудит его изменить своей совести. Чауш-баша приказал наказать его палками. Для фанатиков магометанской лжи этого было мало. Они били связанного исповедника по голове, пока не потекла кровь ручьями, вынуждая его отказаться от христианства. Наконец, с тяжелою колодою на ногах заключили его в тюрьму. – В темнице сидел тогда же Кесарий Дапан. Из сострадания он тайно высвободил Хри́ста из колоды и предложил ему подкрепиться пищею. «К чему мне пища? отвечал страдалец; близка смерть; лучше я с алчбою явлюсь к Христу моему». Затем вынул он из пояса сверток денег и, передавая Дапану, просил отслужить за него после смерти несколько литургий. В тот же день мученика вывели из темницы и обезглавили. Это было в 1748 г.

† Преставление блаженного Феодора, архиепископа Ростовского

Старший брат преп. Сергия Стефан439 был значительным лицом при Радонежском князе Андрее Иоанновиче; супруга его Анна, родив ему двух сыновей, Климента и Иоанна, скончалась; овдовевший Стефан принял монашество в Хотьковском Покровском монастыре; потом поступил в Московский Богоявленский монастырь, где был духовником великого князя Симеона. Младший сын его Иоанн был обучен грамоте и желал жить под надзором дяди своего преп. Сергия. Ему было 12 лет, когда отец привел его в пустыню Сергия и в храме передал его на руки Сергию; Сергий тогда же, апреля 20, на память преп. Феодора Трихины, постриг его в монашество с именем Феодора; – тогда, замечает летопись, давали иноку имя того святого, чья память совершалась в день пострижения, Под надзором великого дяди юный инок возрастал в чистоте и святости, недоступный для дуновений грешного мира. Он так настроен был преп. Сергием, что в душе его не было ничего сокровенного для его отца и наставника; он не таил от него ни помыслов тревожных, ни дел греха, ни днем, ни ночью. «Тако пребывающу ему у святого в совершенном послушании, житие добродетельное прохождаше». Блаж. Феодор удостоился в пустыни Сергия и сана священства. Он так возрос в жизни духовной под руководством святого, что когда совершал он литургию с преп. Сергием, чистые сердцем видели сослужившего им ангела. В душе его явилось желание основать особую общежительную обитель. Он открыл это желание святому и потом по временам напоминал ему о неоставляющем его помысле. Преподобный сказал ему, наконец, что желал было иметь его преемником своим в обители Св. Троицы, но, считая твердый помысл его делом Божиим, благословляет его избрать место для особой обители. Блаж. Феодор с несколькими другими, которых отпустил с ним Сергий, нашел место на берегу р. Москвы, называвшееся Симоновым; оно на первый раз казалось ему удобным для обители. Преподобный, узнав о том, пришел сам на место и благословил жить здесь. Феодор при храме Рождества Богоматери построил несколько келий и завел общежитие440. С самого начала обители привлекала в нее многих слава Феодора, который, как сосуд, прекрасно устроенный зиждущим духом Сергия, сиял, по выражению летописи, добродетелями, премудростию и рассудительным смыслом и при том привлекательною наружностию, высоким ростом и красотою. Известность его росла до того, что св. Сергий скорбел за эту известность и молился, чтобы без преткновения совершил он течение свое441. Обитель Рождественская была у большой дороги, от которой не мало прибавлялось шума для блаж. Феодора. Уклоняясь молвы посетителей, перешел он на другое место, тогда лесное и тихое; здесь поставил себе келью и подвизался безмолвно. Скоро собрались сюда иноки; Феодор поставил храм Успения Богоматери и келии для братии; строгое общежитие поставлено непреложным уставом для обители. Преп. Сергий и теперь желал, чтобы Феодор пребывал в безмолвной молитве и уединении; но должен был уступить желаниям великого князя Димитрия и святителя Алексия; последний посвятил его в игумена, а великий князь избрал его в духовника себе: люди вельможные обращались к нему за советами442; благотворительностию князья Григория Ховрина, родоначальника Головиных, устроен новый Симонов, а старое Симоново осталось потом усыпальницею иноков443. Блаж. Феодор смиренно и благоговейно занимался писанием икон для храмов Московских. Ныне известен Деисус, написанный им для церкви св. Николая на Болвановке444. Игумен был доверенным лицом великого князя по делам церковным. В 1382 г. вел. князь посылал его в Киев пригласить м. Киприана в Москву445. В 1383 г. блаж. Феодор отправлен был с поручениями вел. князя к патр. Нилу. Нил, беседуя с Феодором, весьма полюбил его и посвятил его в архимандрита, возвел обитель его на степень ставропигиальной446. В обители Феодоровой под надзором Феодора воспитывались великие подвижники; здесь начали жизнь духовную молодой Волоколамский дворянин Феодор Поскочин, в иночестве Ферапонт, и племянник тысяцкого Тимофея – Козма, в иночестве Кирилл; здесь же подвизался благочестивый Михаил, впоследствии епископ Смоленский. Блаж. Феодор положил основание и каменному храму Богоматери в своей обители447. В 1388 г. он опять был послан с поручениями вел. князя к патриарху, при чем князь объявил, что желает видеть его на святительской кафедре. По желанию вел. князя посвятили Феодора в архиепископа Ростовского, тогда как до того времени в Ростове были епископы. Это посольство особенно тяжело было для блаж. Феодора. Ему надлежало обличать Пимена, которого долго признавали митрополитом и в Царьграде и в России: поручение неприятное и требовавшее осмотрительности. – В ожидании полного собора он отправился вместе с Пименом в Иерусалим; это навлекло на него неприятности со стороны патриарха. Другая неприятность: долгие хлопоты по делу о митрополите ввели его в долги. – Наконец, он возвратился в Россию с митрополитом всей России Киприаном, к спокойствию церкви Русской448. – В Ростове основан Феодором женский монастырь в честь Рождества Богородицы449. Для сей обители написана им икона Богородицы по особенному видению, которое вызвало его и на основание обители450. – Истомленный трудами, какие пришлось понесть ему для всей Русской церкви во время долгих и опасных путешествий, блаж. Феодор недолго правил Ростовскою церковию, но «стадо добре упасе и ко Господу отъиде»451; благоугодно пожив, «почил» 26 ноября1394 г.452. Память блаж. Феодора благоговейно чтили еще с ХV века453.

* * *

435

«Месяцесл. Вост.» архим. Серг. т. II, ч. 2, стр. 374.

436

Там же.

437

Житие св. Стефана Нового на Русск. языке – в «Душеполезном чтении», 1860 г. ч. 3, стр. 263.

438

О нем Мученики на Востоке стр. 164. 165.

439

Житие св. Феодора еп. Рост. в синод. б. 1723 г. № 580 и в б. Спб. ак.

440

Собр. лет. 6, 121. 122. Никон. лет. 4, 208. 221. 227. 228. Сл. старый Симонов в 2 кв. Русской Старины, стр. 60–74. М. 1850 г.

441

Никон. лет. 4, 228–230.

442

Ркп. житие Феодора.

443

Вкладная книга Симоновой обители: Никон. лет. 4, 230.

444

Клиндовский подлинник; древн. Рос. гос. 1. стр. ХХVIII.

445

Летоп. у Карамз. 5. пр. 60. Собр. лет. 6, 122. В 1381 г. Феодор крестил у в. к. сына Андрея. Никон. лет. 4, 131.

446

Летоп. у Карамз. 5. ир. 122. 124. Никон. лет. 4, 145. 229, 230.

447

Ркп. житие св. Феодора; Никон. лет. IV, 190. 230.

448

Ист. акт. 1. № 252. Никон. лет. IV. 231. Собр. лет. 1. 233. IV. 122. 128. Собор. деяние 1389 г. у Калачова в 3 кн. архива 3, 14–16.

449

Ист. иер. V, 700. Тропарь св. Феодору: «извещением Св. Духа, превеликую обитель воздвиже пресв. Богородице, в похвалу рождества ея».

450

На древней ик. Богоматери с предвечн. Младенцем, благословляющим предстоящих пр. Антония и Феодосия Печер. и Стефана нового, свят. Игнатия Ростов. и Никиту Новгор. и др. внизу надпись: «сие изображение пресв. Богородицы написано по виденному явлению молящемуся свят. Феодору, арх. Рост., коим основана богоспасаемая обитель во имя рожд. Богородицы».

451

Собр. лет. VI, 122.

452

Никон. лет. IV, 231. 256. VIII, 64. В 1396 г. март. 19 рукоположен преемник Феодора Григорий. Собр. лет. VI, 249. Ркп. святцы: «св. Феодор архиепископ первый Ростову преставился в л. 6903 м. нояб. 28 д.» То же в собр. лет. 1, 233. VI, 128; только здесь сказано: «как обедню поют, преставися, пас церковь Божию пять лет». След. ясно, что во счету с января кончина последовала в 1394 г., а не в 1395 г.

453

В уст. 1522 г. под 28 н.: «в той же д. преставися преосв. арх. Феодор Ростов.» Муз. Румян. 713. В ркп. житии называется он чудотворцем.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Ноябрь. – 414, IV с.

Комментарии для сайта Cackle