Источник

27-е

Преподобного Палладия, епископа Еленопольского

Палладий, уроженец Галатии, имея от роду двадцать лет, прибыл в Александрию (в 388 году) и вел монашескую жизнь сперва (года три) в окрестностях этого города, потом в Нитрийской пустыне и Скитской (лет девять) и наконец, по причине болезни, для перемены воздуха перешел в Палестину, в Вифлеем, а чрез год в Вифинию, где не позднее начала 399 года граждане Еленополя избрали его на епископский престол.

Палладий пользовался особым доверием св. Иоанна Златоуста и сам был привержен к нему; посему, когда (с апреля 404 года) Иоанн подпал гонению, и Палладий вынужден был скрываться, а в 405 году прибыл в Рим. Император Гонорий к посольству, имевшему ходатайствовать о Златоусте пред восточным императором Аркадием, присоединил и Палладия. Послы Римские воротились ни с чем, а Палладий задержан и сослан в город Сиену, в Верхнем Египте, откуда, по смерти Аркадия (в 408 году), переведен в Антиною. В 412 году он возвратился на свою кафедру, где, по просьбе Лавса, знатного придворного сановника, составил книгу, описывающую подвиги и чудеса мужей и жен Египта, Сирии, Месопотамии, Галатии, Каппадокии и города Рима, живших в IV и начале V века. Книга эта называется «Лавсаик» и составлена в 420 году.

К концу жизни Палладий переведен на епископскую же кафедру в город Аспуку, что́ в Галатии, и тут скончался. Церковным уставом полагается производить чтения из Лавсаика на утренях св. Четыредесятницы.

Св. муч. Иакова Персянина (рассеченного)

Из повествования очевидца о страданиях св. Иакова известно, что он жил в IV веке, происходил из христианской семьи и женат был также на христианке; но, занимая важную должность при дворе Персидского царя Издегерда и пользуясь расположением его и преемника его Варарана и, вообще, большим почетом, малодушно убоялся признать себя христианином, чтобы не лишиться своего блистательного положения, и; по-видимому, не отличался от огнепоклонников, к которым принадлежал царь и весь двор.

Узнав, что Иаков участвует в обрядах богопротивного исповедания, мать и жена его пришли в ужас и поспешили написать ему, строго упрекая его за отступничество и вместе с тем умоляя раскаяться и мужественно заявить себя исповедником Бога Истинного: «если же ты не сознаешь и не искупишь покаянием греха своего, – писали они, – то мы не хотим видеть тебя у нас в доме, не хотим иметь ничего общего с богоотступником»...

Это письмо, хотя и строгое, но проникнутое истинною любовию, тронуло Иакова и пробудило в нем живое сознание своего малодушия. Чувствуя боль сердечную при мысли об отвращении от него любимых матери и жены, он с ужасом представил себе вечное отвержение его Самим Богом... Благодатное сокрушение овладело сердцем Иакова и излилось в молитве, которая внушила ему надежду на беспредельное милосердие Божие, на «всего мира грехами непреодолеваемую благость»... Молитве уединенной посвящал он с тех пор все время, которого не требовала от него служба, и больше уже не видали его в числе совершающих поклонение солнцу.

– Уже не Назарянин ли ты? – спросил его однажды царь Вараран, предупрежденный придворными о перемене жизни Иакова.

И когда Иаков с твердостию признал себя исповедующим веру в Единого Истинного Бога Христа, царь в негодовании стал угрожать ему смертию.

– Смерть не страшит меня, – отвечал христианин, – это только временный сон, от которого все мы проснемся, чтобы не усыпать никогда в иной жизни...

Напрасно продолжал царь склонять своего любимца к новому отступничеству; наконец, убедившись в его непоколебимости, он решился примерно покарать неблагодарного в отношении и к нему и к богам... и – приняв совет одного из своих приближенных – подвергнуть отступника от веры магов «десятикратной смерти», Вараран повелел отсечь у Иакова все члены тела один за другим...

Не смутился Иаков; раскаяние и желание искупить свой грех были в нем превыше всякого страха. Весь погруженный в молитву, он с необыкновенною твердостию переносил необыкновенную казнь... Растянув его за руки и за ноги, у него отсекали медленно по одному все пальцы на руках и на ногах; потом отсекли самые руки и ноги и отделили бедра от тела. Едва живой мученик не терял сознания и не ослабевал духом, и – на сожаления о нем друзей своих, говорил им:

– Не плачьте обо мне, но о себе и детях ваших, потому что я иду насладиться вечным покоем, а вы даже и не знаете, в чем он состоит...

Обливаясь кровию, в которой омыл все свои человеческие прегрешения, мученик, умирая, воскликнул: «свят, свят, свят еси, Бог Вседержитель, восхваляемый небесными силами! Призри на меня, умирающего, Бог живых и мертвых, и услыши моление мое! Уже отсечены все члены мои, и тело мое почти мертво; не имею ног, чтобы восстать перед Тобою; не имею рук, чтобы воздеть их молитвенно к Тебе, Владыке моему; не имею колен, чтобы припасть и преклониться перед Тобою, Создателем моим, но повержен я перед Всевидящим, как храмина распавшаяся, как дерево, обнаженное от ветвей, и молю Тебя, Человеколюбец, не остави меня до конца, но изведи из темницы душу мою»...

Так молился блаженный Иаков, когда один из воинов отсек и главу его...

В ту же ночь христиане тайно собрали рассеченные останки св. мученика и предали их земле. О перенесении мощей св. Иакова, когда впоследствии был издан в Персии указ сожигать мощи святых мучеников, существуют различные сказания424.

† Преставление св. Иакова, епископа Ростовского

Блаженный Иаков425 еще в молодых летах посвятил себя на служение Господу в одной из обителей Ростовских. Строгий пост обучил тело его покоряться духу, молитва очистила и укрепила душу благодатию, а прилежное чтение книг обогатило разум его твердыми сведениями о св. вере426. В 1385 году, по смерти епископа Матфея, Грека, он посвящен был в архипастыря страны Ростовской427. В немногие годы правления своего он успел показать много дел святого пастыря. Какой-то Маркиан возмущал Ростовскую паству враждою своею против св. икон: человек начитанный и ловкий на слово, он успел образовать секту и даже некоторых бояр Ростовских успел убедить, что поклонение иконам – το же, что идолослужение, и потому преступно. Такой образ мыслей о св. иконах легко было занять тогда от магометанства, сильного между сильными Татарами и исступленно враждебного уважению священных изображений; его можно было усвоять тогда даже по видам на житейские выгоды. Ревностный святитель, коротко знавший учение отцов Церкви о св. иконах, обличил пред народом лживость и нечестие Маркианова учения, и Маркиана выгнали из Ростова. «Избавил ты людей, поет Церковь святителю, из уст волка своим учением, заградил говорливые уста еретические твоим богословием, великий отец!» «Гнусный Маркиан низложен священными словами твоими, Иаков преславный, и изрыгавший нечистоты выгнан, по нетерпимому неприличию его». В других песнях святитель восхваляется то как твердый наставник вельмож и охранитель от ереси, то как сострадательный покровитель вдов и бедных, утешитель печальных, или как смиренный и терпеливый пастырь428. Блаж. Иаков дышал Евангельскою любовию к страждущим, особенно душою. По надписи на древних иконах и по самым изображениям видим следующее: женщина, застигнутая в преступлении, приговором бояр осуждается на смерть; в раскаянии падает она к ногам святителя Иакова и умоляет его спасти ее от смерти. «Безгрешный пусть бросит камень на грешницу», говорит святой судьям и назначает грешнице место покаяния. Но этот, столько высокий поступок святителя раздражил и без того непокойную именитость. Высокий поступок его выдали за улику в нечистой жизни его и дерзко, без суда церковного, изгнали его из города. Кроткий святитель поставил себе хижину там же, где пребывал св. Леонтий, выгнанный из города, в 40 саженях от храма арх. Михаила, построенного св. Леонтием. Скоро стали собираться к блаж. Иакову многие из преданных ему граждан, а некоторые оставались жить с ним. Тогда блаж. Иаков построил деревянные келии для братии и деревянную церковь в честь зачатия св. Анны429. Так положено было основание Иаковлевскому монастырю! Основанием ему было терпение опозоренной святости. «Владея телесными страстями посредством пощения, ты не был побежден житейскими напастями», говорит похвальная песнь святителю430. Ростовцы почувствовали свой грех, раскаялись пред святителем, безрассудно оскорбленным, и просили его возвратиться на кафедру; но праведник, отягченный старостию, не захотел оставить тихой обители своей. Он мирно почил здесь ноября 27-го 1391 года.

Святые мощи его почивают под спудом; над ними устроена богатая серебряная рака, усердием графини A.А. Орловой431.

«Земля покрывает тело твое, блаженный: но ты источаешь исцеления верным; дух твой в небе, с избранными, озаряемый сияниями Божества»432.

Память о преп. Диодоре Юрьегорском

25 верстах от Олонца, к северу, при озере Юрьеве и на горе того же имени, в самом начале XVII столетия, поселился отшельник Диодор и построил обитель с храмом Св. Троицы. В те времена не мало являлось желающих заводить новые обители; но Диодор был не из числа многих433. Уроженец Турчасовского прихода, Диомид, на 19 году возраста отправясь в Соловецкий монастырь для молитвы, остался здесь жить и, по испытании в послушании, пострижен в иночество игум. Антонием; настоятель поручил его в надзор духовному иноку, иеромонаху Иосифу Новгородцу. Похоронив отца своего, скончавшегося иноком на Соловках, Диодор пожелал видеть Соловецких отшельников, о которых говорил ему Иосиф. Он ушел на пустынный остров, не взяв с собою ни пищи, ни питья; ходя 40 суток по острову, он изнемог до крайности; некоторые из братий нашли его под деревом едва живым; они принесли его на монастырское подворье и призвали духовника. После исповеди, укрепившись пищею, ревнитель отшельнической жизни поселился на пустынном острову, при двух найденных им отшельниках. Отселе ходил он беседовать и с другими отшельниками, каковы были: старец Ефрем, Никифор белец, Алексей Калужанин, Иоасаф, Тихон Москвич, Феодор Рязанец, Трифон, Иоасаф, Севастиан и другие. Пустынник Тихон, по настоятельной просьбе его, рассказал о себе, что он ушел из Алексина во время Разстриги, оставив все свое и, переплыв на утлой лодке море, после трехлетней борьбы живет покойно. Никифор, встреченный без всякой одежды, поспешил скрыться и только сказал: «посещай, посещай, Диодор, чтоб и самому иметь от Бога утешение». Диодор усердно посещал пустынников, доставляя им необходимое для жизни. Впоследствии братия обители стали роптать на то я говорили: «хлеб обители тратится на тех, которые не трудятся для обители». Особенно же, когда ушел в отшельничество больничный келарь Кирик, лучше которого никто не ходил за больными, братия сильно возмутились, и игумен Иринарх вынужден был принять меры против страсти к отшельничеству. Он послал «братию, стрельцев и рабочих» на острова с тем, чтобы они возвратили отшельников в монастырь; тогда Диодор заключен был в оковы, в больнице, и к нему приставлена была стража. Спустя три месяца он снова ушел на остров и прожил здесь полгода. Брат его, живший также в Соловецком монастыре, отыскал его, но в самом жалком положении, расслабевшим от борьбы с нечистыми духами. Диодор решился теперь расстаться с Соловками и удалился на Оеегу. Невдали от Кеноозера, в пустынном лесу, избрал он себе место для пребывания и начал подвизаться. Но соседние жители вынудили его уйти отселе. Ему понравилась Юрьева гора, над озером Водлом; здесь водрузил он крест, поставил келью и начал подвизаться в молитве; сюда вскоре пришел к нему Прохор, и они 7 лет провели отшельниками. После того Диодор решился основать здесь обитель Св. Троицы и отправился в Москву; при посредстве келаря Сергиевой лавры, Александра Боголепа, получив доступ к царице, старице Марфе Ивановне, получил он от нее разную утварь и 200 р. денег; царь Михаил дал старцу грамоту; от других благотворителей получено им 300 р. Так были построены храм и обитель. Храм пришлось поставить на том месте, где было когда-то кладбище идолопоклонников, что не обошлось без привидений. Скоро собралось довольное число братий, и построен был еще храм Богоматери, с приделом в честь Соловецких чудотворцев. Хлебопашества своего еще не было у обители, а место было вдали от поселений. Оттого случилась нужда в хлебе. Поднялся ропот на старца: деньги, говорили, истратил на храм, а питаться нечем. « Потерпите», отвечал старец, и сам стал на молитву. Ему явился светлый старец. «Кто ты?» спросил Диодор. «Я – Александр Ошевенский, сказал явившийся, не скорби, а утверждай братию; пропитал же Господь народ Израильский в пустыне, а вас немного; будет время, что здесь соберется множество братии; теперь же скажи братии, чтобы ловили рыбу в озере». Старец не с первого раза поверил явившемуся, опасаясь обольщения: три раза являлся ему небожитель, и только тогда, как явившийся прочел молитвы, Диодор выслушал его доверчиво. Братия столько наловили рыбы, что, оставив себе нужное, продали на 60 р. и купили хлеба. В другой раз избавились от голода тем, что нечаянно нашли в лесу черную куницу и продали ее за восемь рублей. В монастырь прислан был патриархом инок Феодосий, человек беспокойный. Раз так озлобился он на старца, наставлявшего его добру, что хотел убить его. Он завел преподобного в лес под каким-то предлогом, жестоко избил его, до того, что бросил под деревом, считая его умершим. Когда старец, прийдя в себя, добрел кое-как до кельи, Феодосий испугался и бросился в ноги настоятелю, прося простить его. «Бог да простит тебя, чадо, это не твое дело, а дело врага», отвечал незлобивый старец и не сказал тогда никому о случившемся. Феодосий и тогда не переменился. Он начал возмущать братию против настоятеля и уговорил некоторых удалиться из обители: 17 человек убежали с Феодосием из обители, похитив, что только могли, из собственности обители. Диодор благодарил Бога, что избавил обитель от смут и тревог. Много и других скорбей пришлось видеть Диодору, но он переносил все терпеливо. Большая часть времени его проходила в уединенной молитве. Приблизился и конец жизни его. Собираясь ехать в Каргополь по нуждам обители, преподобный собрал братию и убеждал проводить жизнь иноческую и не слушаться людей, подобных Феодосию; а старцу Прохору сказал: «уже нам с тобой здесь не видаться; если Богу угодно, увидимся в будущем веке». И точно, прибыв в Каргополь, он заболел здесь, приобщился св. Таин и мирно скончался 27 ноября 1633 года. Он погребен был здесь под церковию; но ученик его Прохор, спустя два года, перевез нетленное тело его в обитель, где похоронено оно было на южной стороне храма Св. Троицы. После него найдено было духовное завещание его, где строго заповедал он братии отнюдь не держать в обители ничего хмельного. В рукописных святцах пр. Диодор называется чудотворцем. Мощи его почивают под спудом в храме обители его, обращенном в приходский Янгорский434.

Воспоминание знамения и чуда от иконы Богоматери в Новгороде

Знамение от иконы Пресв. Богородицы в Новгороде было в 1170 году. Суздальский князь Андрей Боголюбский, замыслив образовать на севере Руси северную державу, соединился с князьями Смоленским, Рязанским, Муромским, Полоцким, Переяславским и Ростовским и хотел одним ударом сразить силу Новгородцев. «В то время, говорит летопись, Двиняне не хотяху дати дани Новгороду, но предашася великому князю Андрею Юриевичу, в Суздале тогда державствующему. Новгородцы отправили на Двину отряд требовать законной дани. То слышав, Андрей посла на них полк свой, который Новгородцы разбили на Беле-озере». Тогда Андрей разгневался на Новгородцев и начал собирать новые и многие полки против них: «мало не вся земля Русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72», но сам разболелся и вместо себя послал сына своего Мстислава. «Приидоша в Новгородскую землю и много зла сотвориша». 25 февраля соединенные войска окружили город, и начались кровопролитные приступы. Новгородцы, видя сильную рать осаждающих и изнемогая от брани, были в великом страхе и уповали только на Господа, Пресвятую Его Матерь и на молитвы своего архипастыря Иоанна (в иночестве Илии). Днем и ночью отверсты были храмы, исполненные народа, слезно молившегося о спасении града. Неусыпно бодрствовал с ними в молитве и пастырь, ограждая их молитвами своими, паче крепких стен. В третью уже ночь, когда он, по обычаю своему, стоял на молитве пред иконою Всемилостивого Спаса и со слезами вопиял ко Владыке о избавлении града, внезапно услышал глас от иконы: «иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, и вознеси оттуда икону Владычицы на градские стены, и тотчас узришь спасение своему граду». Исполненный великой радости, он всю ночь провел без сна. По утру созвал весь собор священнослужителей, объявил им о бывшем ему гласе откровения: народ прославил Бога и Пречистую Его Матерь и ободрился, как бы получил сильную помощь. Архиеписков послал вместе с клиром своего протодиакона и велел принести в собор икону Богоматери, сам же начал соборне совершать молебное пение; но посланные возвратились с вестию, что при всех усилиях никак не могли двинуть с места икону. Тогда пошел сам святител со всем собором и, вошедши в церковь, пал пред иконою Владычицы и молился: «о, Премилостивая Владычице, Богородице Дево! Ты упование и заступница граду нашему, покров и прибежище всем христианам; молися Сыну Твоему и Богу нашему за град наш g и не предаждь нас врагам нашим, грех ради наших; но услыши плач и воздыхание людей Твоих и пощади нас, как и Ниневитяне древле пощажены были, покаяния ради». Поднявшись от земли, начал он совершать молебное пение и, когда клир возгласил: « предстательство христиан непостыдное», внезапно, сама собою, подвиглась икона Богоматери; народ, видя чудо, единодушно возгласил: «Господи, помилуй!»

Архиепископ, приняв на руку святую икону, облобызал ее и с молебным пением соборно понес в сопровождении народа на стену градскую и там поставил напротив нападавших. Был уже час шестой дня; враги сильнее налегали на город и пустили тьму стрел на городские стены. Внезапно св. икона отвратила священный лик свой от нападавших и обратилась к городу, как бы в знамение великого милосердия Владычицы к бедствующим. Святитель же, воззрев на Божественный лик, увидел слезы, истекающие из милосердных очей Владычицы; он принял на свою фелонь сии драгоценные капли и воскликнул: «о, чудо славное! как из сухого дерева источает слезы Царица Небесная, являя нам знамение слезной Своей молитвы к Сыну Своему и Богу нашему о избавлении града!» Внезапный ужас напал на сопротивных и тьма их покрыла, гнев Божий смутил их; они взаимно поражали друг друга. Видя их смятение, граждане отворили врата, устремились на врагов и победили полки их, помощию Пресвятые Богородицы. В память этого события святитель Илия установил в 27 день ноября праздник Знамения Божией Матери в великом Новгороде и назвал его днем избавления Новгорода и днем наказания ратующих против единоверных. Вся Россия приняла этот праздник.

Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в Спасопреображенской церкви на Ильиной улице. В 1356 году для чудотворной иконы Знамения Богородицы начат постройкою в Новгороде особый храм, который доселе называется собором Знамения Богородицы.

Пахомий Логофет, иеромонах, родом Сербянин, пришедший в Россию из Афонской горы в Новгород, в 1460 г., по желанию Ионы, архиепископа Новгородского, написал два канона на праздник Знамения, из коих один напечатан в службе Богоматери.

Празднование Абалацкой иконе Богоматери

Абалацкая икона Божией Матери называется от Абалак, села, при котором с 1783 г. устроен монастырь. Абалацкий монастырь находится в Сибири в 25 верстах от Тобольска.

При царе Михаиле Феодоровиче и при Тобольском архиепископе Нектарие на Абалацком погосте уединенно жила некоторая благочестивая вдова Мария. Неизвестно, чья она была жена и родом.

Эта богобоязненная вдовица, спустя 50 лет по построении Тобольска, именно в 1636 году июля 10 дня, будучи в своей хижине, видела в тонком сне стоящий на воздухе образ Знамения Пресв. Богородицы с изображениями на сторонах – святителя и чудотворца Николая и преподобной Марии Египетской, и слышала от образа глас: «Мария! объяви это видение народу и скажи, чтобы построили на Абалацком погосте, по правую сторону ветхой Преображенской, новую деревянную церковь во имя Знамения Пресвятые Богородицы, что в древнем Новгороде, с приделами: по одну сторону – святителя Николая, а по другую – преподобной Марии Египетской». Видение кончилось, и Мария проснулась. Это было первое видение Марии; но она не посмела о нем сказать никому, по своей робости; и так оно повторилось до четырех раз и с угрозами за неблагоразумное молчание.

Четвертое видевие, которого Мария не могла уже более скрывать, было 24-го июля и очень знаменательное. Мария шла из Абалака в Тобольск и, приближаясь к городу по подгорью, вдруг стала как бы в тумане или мраке: пред нею был как бы столп облачный, простирающийся до небес, и на столпе образ Знамения Божией Матери и образ преподобной Марии Египетской, а святитель Николай, как бы живой, на земле. Он гневно сказал ей: «для чего медлишь объявить о видениях и повелении народу? Если еще замедлишь, то всем телом будешь расслаблена; если же объявишь, а тебя не послушают, тогда не ты, а они потерпят». После сего вдовица всем рассказывала о своих видениях в Тобольске и объявила архиепископу Нектарию при всем соборе. В Абалацком погосте, по возвращении из Тобольска, для удостоверения в справедливости возвещаемых видений, показывали Марии образ Знамения Божией Матери, какого она прежде никогда не видала; она тотчас признала его и сказала, что это тот самый. Все поверили рассказам благочестивой Марии. Архиепископ, после строгого испытания, сделанного ей при собрании лиц духовных и гражданских, благословил прихожанам Абалацким в 1637 году строить храм, и многие из граждан Тобольских приняли участие в этом благочестивом деле.

Между тем Промысл Божий дивно приготовил в эту церковь и храмовой образ. Некто крестьянин Евфимий лежал много лет в расслаблении. К нему приходит нищий, давно уже знакомый ему и вероятно пользовавшийся его милостями, по имени Павел, и говорит: «Ефим! на Абалаке строится церковь по повелению Божию, во имя Знамения Богородицы, святителя Николая и Марии Египетской. Дай обещание написать храмовой образ в эту церковь. Может быть, Господь, по вере твоей и усердию, простит тебя и освободит от болезни твоей». Евфимий выслушал Павла, как ангела Божия, и в тот же день дал твердое обещание написать икону Знамения Божией Матери с предстоящими по сторонам святителем Николаем и преподобною Марией Египетской. Господь призрел на веру его: того ж дня после полудня он начал владеть правою стороною своего тела.

На другой день Евфимий посылает к преосвященному Нектарию прошение о позволении написать храмовую икону для новой Абалацкой церкви и, получив благословение, заказывает ее Софийского Тобольского собора протодиакону Матфию, искуснейшему в то время по Сибири живописцу. И тем временем, как писали образ, Евфимий день от дня становился крепче. Наконец, он совершенно выздоровел, сам пришел к живописцу и своими руками принес написанный в 1637 году, по обещанию, образ в собор для освящения. Архиепископ, обрадованный и удивленный совершившимся чудом, сам окропил его святою водою и отслужил молебен в соборе, а потом с подобающею честию отпустил в село Абалацкое для поставления в новопостроенной церкви.

Абалацкая икона служит предметом особенного благоговения не только в Сибири, но и в губерниях России, преимущественно соседних с Сибирью; на поклонение ей прибывают издалека. Стечение народа в Абалак бывает особенно многочисленно в июне и в начале июля (до 6 числа), пред перенесением иконы в Тобольск.

Приносить сюда икону Абалацкую из Абалака каждогодно на две средние недели месяца июля установлено в 1665 г., когда в Тобольске и во всех окрестных местах беспрерывно шел проливной дождь; хлеба, овощи и травы гибли; все затопило водой, и народ приходил в отчаяние. Обратились к Божией Матери; тогдашний Тобольский архиепископ Корнилий послал освященный собор в село Абалацкое за чудотворною иконою Божией Матери. Икона с благоговением принесена была 8 июля и встречена духовными и гражданскими лицами и множеством народа. После молебствия среди града, икону внесли в собор, где тотчас началась литургия. Служба еще не окончилась, как, к радости и удивлению всех, мгла рассеялась, облака исчезли, дождь прекратился и сделалось ведро. В память этого благодатного знамения и для всегдашнего благодарения Господу Богу и Его Пречистой Матери установлен ежегодный крестный ход, при котором чудотворная икона Богоматери приносится из Абалака в Тобольск к 8 июля и пребывает в соборе до 23 того же месяца.

Празднование Курской Иконе Богоматери

Празднование Курской Иконе Богоматери, по случаю храмового праздника Знаменского монастыря. В 9-ю пятницу, в которую переносится Курская икона из Знаменского монастыря в Коренную пустынь, 13-го сентября, в день ее возвращения в Знаменский монастырь, и 27-го ноября, в день храмового праздника в Знаменском монастыре, Курские присутственные места свободны от своих обыкновенных занятий. Подробно 8 сентября.

* * *

424

См. «Месяцеслов. Вост.» архим. Серг. т. II, ч. 2, стр. 373.

425

Ркп. сказание о св. Иакове Ростовском. Описание Ростовского Яковлевского монастыря, Спб. 1849 г.

426

Ц. служба св. Иакову: «от юности взем крест свой, благочестно последовал еси и, увядив плотское мудрование воздержанием, тем же на святительском седалищи сед, Иакове, возвеличил еси Владыку». Минея за ноябрь, М. 1846 г.

427

По лет., в 1382 г. на посвящении Саввы Сарайск. еписк. Был «Матвей Гречив, епископ Ростовский»; а «зимою 6893», в дек. 1384 г. «преставися Матфей еписк. Ростовск.». – Ник. л. IV, 140. 146. Посвящение бл. Иакова в еписк. м. Пименом было, конечно, в марте 1385 г., так как 9 мая 1385 г. Пимен отправился в Константинополь. Ник. л. IV, 147. Собр. л. VIII, 49.

428

Минея за ноябр, М. 1646 г. «От тмы зверей избавил еси стадо свое, растерзати имущих и отступити веры непорочныя, святителем доброта». – Стихира на хвалите показывает в св. Иакове «к нищим тихость, скорбящим утешение, безчисленное смирение». – Житие св. Иакова в опис. Иаковлева монастыря стр. 6. 7. Спб. 1849 г.

429

Ист. иер. 2, 507–509. Сказ. о св. Иакове – в опис. Иаковлева мон. стр. 3, 4, 8.

430

Минея на ноябр. М. 1646 г.

431

Ркп. святцы: «св. Иаков преставися в л. 6900 вояб. 27 д.» Ист. иер. 2. 509. У Толстого, 2, № 190 ркп. служба ему на 6 д. февр. – на д. обретения мощей. В царск. грам. 1563 г. св. Иаков призывается на помощь вместе с другими Ростов. чудотворцами. Ист. ак. 1, 320. IV. 172. А. э. 1, 241. Пам. о нем н. 28 – в святцах устава и псалтыри XVI в., у Толстого 1. № 100. 113.

432

Минея на ноябрь, М. 1646 г.

433

В ркп. житие и подвиги пр. Диодора, «новоявлен. чудотворца, составльшаго пречестный монастырь живон. Троицы, нарицаемыя Юрьевы горы».

434

Ист. иер. 6, 829. Ркп. св.: «пр. Диодор Юрьевск. мон. начальник преставися в л. 7142 м. ноября в 27 день». В ркп. есть тропарь пр. Диодору.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Ноябрь. – 414, IV с.

Комментарии для сайта Cackle