Источник

24-е

Святой великомученицы Екатерины

Екатерина, Александрианка, происходила из владетельного рода Консты и, достигнув 17-летнего возраста, отличалась красотою и редким образованием, но еще не была просвещена христианскою верою, так как в то время, в начале IV столетия, свирепствовало гонение на христиан и мать ее, хотя сама была христианка, но скрывала свою веру даже от дочери, опасаясь, вероятию, подвергнуть ее смертельной опасности. Но Божественной любви, превышающей земную, пристрастную, угодно было спасти прекрасную душу Екатерины и соделать ее орудием спасения для многих. Поводом к просвещению царственной язычницы послужило следующее обстоятельство. Когда пришло время вступить Екатерине в супружество и многие князья просили ее руки, то она отвергала все предложения; на просьбы же и советы матери и родных избрать себе жениха, высказалась однажды, что, если бы она согласилась выйти замуж, то не иначе, как за того, кто был бы равен ей по образованию, и по богатству, и по красоте... Но такого юноши не находилось, так как Екатерина обладала редкою в то время ученостию.

Желая, однако же, склонить дочь свою к супружеству, мать Екатерины обратилась к одному мудрому и святому старцу, своему духовному отцу, прося его содействия. Пораженный умом молодой девушки, когда беседовал с нею, старец уразумел, что ей доступно высшее просвещение, и решился открыть ее душе познание Христа. – «Ты ищешь юношу равного тебе, – сказал он, – знаю я одного Отрока, превосходящего тебя во всем: красота Его светлее солнечного сияния... Мудрость Его управляет всем созданием... богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает... высота рода Его – неизреченна»...

– «Чей же Он сын?» – спросила в изумлении Екатерина.

– «Он не имеет отца на земле, но родился вне законов человеческого естества от честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы Марии, Которая, ради великой Своей святости, удостоилась быть Материю Такого Сына... Она пребывает без смертною душою и телом и вознесена на небо, где ангелы поклоняются Ей, как Царице»...

– «Возможно ли мне увидеть того юношу, о котором я слышу такие дивные речи?» – робко спросила смущенная Екатерина.

– «Если исполнишь, что я тебе скажу, то удостоишься увидеть пресветлое лицо Его», – отвечал старец и, подав Екатерине икону Божией Матери с Божественным Младенцем, прибавил: «вот изображение Матери Того Младенца, о Котором я тебе говорил; возьми его домой, принеси в свою комнату и, заперев за собою двери, помолись с благоговением и верою Той, Которая именуется Мариею; умоли Ее показать тебе ее Сына и Она исполнит моление твое»...

Екатерина поступила так, как сказал ей старец. Всю ночь молилась она и к утру заснула. Во сне увидела она Божию Матерь с Младенцем, окруженным необычайным сиянием, но, как она ни старалась увидеть Его лик, никак не могла, потому что Он отвращался от нее. Тогда Божия Матерь сказала Своему Сыну: «посмотри, Дитя Мое, на рабу Твою Екатерину, как она прекрасна и разумна!» – «Нет, – отвечал Младенец, – она и безумна, и безобразна, и Я не хочу видеть ее»... – «Не презирай Твоего создания, – просила Божия Матерь, – скажи рабе Твоей, что она должна делать, чтобы увидеть пресветлое лице Твое?» – «Пусть идет к старцу, – отвечал Младенец, – и научится от него, что ей делать, и если послушает его, то увидит Меня и приобретет Мою благодать».

Едва проснулась Екатерина от чудного сна, то поспешила к старцу, давшему ей икону, и умоляла вразумить ее в смысле поразившего ее сновидения. Тогда старец открыл перед нею чудную тайну познания Богочеловека. Всем сердцем и умом воспринимала мудрая Екатерина Божественные истины, впервые открывавшиеся ей. Озаренная истинным светом, не замедлила она принять св. крещение и, научившись молиться, постоянно пребывала и этом общении уже не с Неведомым Богом... И вот, когда однажды, утомленная молитвою, она уснула, снова посетило ее чудное сновидение; снова явилась ей Божия Матерь с Младенцем, но теперь уже не отвращался Он от нее, но с любовию взирал на нее.

– Угодна ли Тебе, Сын Мой, эта девица? – спросила Матерь Божия. – Теперь она столько же премудра и богата, сколько была прежде безумна и убога, – отвечал Спаситель, – и Я так возлюбил ее, что обручаю ее Себе невестою... – и с этими словами вручил перстень Екатерине.

– Не достойна я, Господи, быть Твоею невестою, но удостой меня быть Твоею рабою! – со смирением и в чудном восторге воскликнула Екатерина и с этой минуты, проснувшись, навсегда пребыла под впечатлением чудного видения. Сердце ее преисполнилось любовию ко Христу; она отрешилась от всяких земных помышлений и вскоре мученическою кончиною засвидетельствовала веру свою в истинного Бога.

Явясь на языческое жертвоприношение, при котором присутствовал прибывший в то время в Александрию император, Екатерина стала обличать мерзость идолослужения, стала убеждать царя в существовании единого истинного Бога, безначального и бесконечного, Которым цари царствуют и стоит мир, Который сошел на землю и сделался человеком ради спасения людей, Который не требует жертвоприношений, но призывает к исполнению заповедей, которые Он возвестил миру.

Не убедили царя, но возбудили в нем гнев слова мужественной исповедницы. Он велел продолжать жертвоприношения и уже после празднества приказал привести к нему смелую защитницу преследуемого им учения Христова. На все его убеждения и угрозы она отвечала непоколебимым исповеданием веры во Христа. Пленясь ее разумом и красотой, император-язычник тем более не хотел видеть в ней христианку. Он призвал ученых, надеясь, что они ее победят в состязании о вере, но, с изумлением выслушав красноречивые и разумные доводы высокообразованной христианки, языческие ученые отказались возражать ей в защиту язычества. После новых напрасных убеждений, обещаний и угроз Екатерина была предана жесточайшим истязаниям; мучители, обнажив ее, беспощадно били воловьими жилами; кровь лилась из растерзанного тела ее. В таком положении она брошена была в темницу, где ее томили голодом в ожидании новых истязаний. После того истомленную мученицу – связанную положили между четырех колес – с острыми зубцами, чтобы, обращая колеса – два в правую и два в левую сторону, раздробить тело ее по частям. Но невидимою рукою были сокрушены орудия пытки и мученица встала невредимою. Тогда отсекли ей голову мечем.

Многие, видя страдания св. Екатерины и проявление чудной Божественной силы в охранении ее, уверовали во Христа. Между ними была супруга царя Августа, и военачальник Порфирий с 200 воинов, которые за день до кончины св. Екатерины приняли также мученическую смерть.

Существует историческое свидетельство, что мощи св. великомученицы Екатерины были открыты в XIII веке Египетскими христианами и перенесены в Аравию, в монастырь на Синайской горе. С того времени часто встречаются сведения о праздновании ей и о мощах ее393.

«Богозванная невеста, блаженная Екатерина, – восхваляет Церковь св. великомученицу, – ты добродетелями, как солнечными лучами, и премудрым словом своим просветила неверных мудрецов и, как пресветлая луна, ты отгнала ходящим в нощи тьму неверия, множество мучеников привела ко Хрясту и царицу уверила, и мучителя обличила, и достигла к прекрасному «Жениху». Владыка именующие верою имя великомученицы спасает от искушений и подает им благоздравие».

† Память о св. муч. Меркурии Смоленском

Св. Меркурий родился где-то на Западе, вероятно, в Моравии, от родителей благородных394. «Верою правоверною огражденный, а не полуверием боля» и, следовательно, не Немец, а Славянин, он, по любви к правоверию, которому не просторно было на Западе, вступил в службу Смоленского князя. Высокого роста, мужественный и сильный, он был воин в полной силе слова: но вел втайне жизнь подвижника, был строгий постник, проводил ночи в молитве – и хранил девственную чистоту; православную веру не только исповедовал на словах, но готов был умереть за нее395. В 1238 г. полчища Татар приблизились к Смоленску, разоряя все на пути и нагло ругаясь над святынями христианства; они остановились за 25 верст от города, на месте называвшемся Долгомостье; это место, и поныне известное под тем же именем, множеством могил указывает на кровопролитную битву396. – Татарами начальствовал великан, гордый гигантским ростом и силою. – Тяжело было блаж. Меркурию видеть, что чистая, святая вера нагло оскорбляется счастливым язычеством; душа его страдала, он горел желанием положить жизнь свою за св. веру, но так, чтобы из того вышло как можно более славы для св. веры и более позора для нечестия. Он молился о том пламенно. В Смоленском соборе, где стояла чудотворная икона Богоматери, благоговейный пономарь ночью во время молитвы услышал голос: «иди к рабу Моему Меркурию на Подолье, – среди двора увидишь ты его, и скажи ему тихо: Меркурий! иди к брани военной, Владычица зовет тебя». Пономарь пошел на Подолье и вот среди двора стоит воин с воздетыми к небу руками. Тихо объявил ему небесную волю пономарь и оба пошли они в храм. Здесь Меркурию сказано, чтобы отправился он на Долгомостье и сразился с великаном, – ему обещана небесная помощь. Меркурий сел на коня и поспешил на указанное место397. Он прошел военную стражу, незамеченный никем, и среди неприятельского стана увидел великана. Оградясь крестным знамением, призвав на помощь Вызвавшую его на подвиг, Меркурий убил гордого мурзу и с ним много других Татар. Озлобленные враги поднялись против города и сын великана убил св. Меркурия. Мученик пред смертию молился за город и степняки, приведенные в ужас смертию лучших из своей рати, поспешили удалиться из пределов Смоленских. Благодарные жители Смоленска благоговейно похоронили тело Меркурия в Смоленском соборе. Это было нояб. 24-го 1238 г.398. Над местом погребения воина веры повешено было оружие его. Железный шлем и железная обувь его, простотою отделки указывающие на свою древность, хранятся ныне в соборной ризнице. В 16 столетии Смольняне еще знали место крови, где умерщвлен был св. Меркурий; это за городом, в поле399. Смоленск в службе поет св. Меркурию: «как столп и твердую стену даровал тебя, Меркурий, сему городу Христос; здесь ныне источаешь ты струю исцелений и помогаешь побеждать поганых»400. Ныне мощи св. Меркурия почивают в Смоленском Аврамиевом монастыре, где во имя его есть и храм, освященный в 1755 г.401.

† Преставление преп. Симона Сойгинского

Уроженец Сольвычегодский, Симон полагал начало монашеской жизни в Корнилиевом монастыре. По смерти великого наставника († 1587 г.) он оставил Комельскую обитель и в родном краю своем помогал (в 1540 г.) преп. Логгину основать пустынную обитель на р. Коряжме. Вслед затем удалился он за 60 верст от Коряжмы и, при устье р. Сойги, впадающей в Вычегду, в дикой тогда пустыне поставил храм Спасителя, освященный 17 мая 1541 г. Е блаж. пустыннику собрались любители пустыни. Строгий постник и усердный молитвенник вел их примером св. жизни к блаженной вечности. Двадцать лет подвижнически жил преп. Симон в своей обители и скончался 24 ноября 1562 г.; мощи его почивают под спудом в одном из трех храмов упраздненной (1791 г) обители402.

* * *

393

«Месяцесл. Вост.» архим. Серг. т. II, ч. 2, стр. 371.

394

О св. Меркурие: а) похвала и канон; о последнем в ркп. «написал повелением блаж. епископа того же Смоленска кир Варсонофия» (1509 г.); б) церковная повесть, писанная позже похвалы, как видно по языку; в) народная повесть в Цветнике 1656 г. Похвала помещена и в Русск. временнике. Здесь сказано: «бе Меркурий родом Римлянин, верою благочестив Греческого закона, от рода славна». Слово: «Римлянин» в памятн. древн. означает уроженца Запада, подведомого Римск. папе.

395

Буслаева словесн. и искусство 2, 182. 189. 352.

396

Ис. и стат. оп. Смоленска 1772 г. в сев. арх. 1828 г. №3. стр. 11, 12.

397

О том, что св. Меркурий отправился к Татарскому стану на коне, говорится только в народной повести; но самое расстояние Долгомостья от города показывает, что иначе в одну и ту же ночь св. Меркурий не успел бы пеший явиться в стан.

398

Русский времен. 1, 114–116. Минея Макария и Димитрия на 24 нояб. у Толстого 1. № 171: «нояб. 24 повесть о св. муч. Меркурие, како свободи град в л. 6746. По ркп. святцам св. Меркурий преставился в л. 6747 нояб. в 24 д.» В следован. псалт. кончина отнесена к 1247 г. Но тогда Татары не тревожили ни одного угла России; напротив в 1238 г. разорили они Тверь и были в 100 верстах от Новгорода. Так по всем летописям.

399

Сведен. о монас. и церкв. ст. 550. М. 1852 г. Никитина ист. гор. Смоленска стр. 69. М. 1847 г.

400

Церк. служба в минее. М. 1646 г. в ркп. Царского 1592 г. 1563.

401

Ист. иер. 3, 65. Матер. стат. стр. 32. Спб. 1841 г. В слов. свят., Спб. 1784 г. сказано: «святыя мощи обретаются в Киеве». По ркп. святц. в опис. святых Киева читаем: «св. великомученик Меркурий Смолевский, иже во гробе приплы». Это – ошибка: приплыл в Киев св. Мерисурий, еписк. Смол. (см. сент. 21. д.). В ркп. 16 в. «намять св. Меркурия, иже есть гроб его в Смоленске граде нашем, и бывших от него чудес». Толстого 2. № 254.

402

Ркп. свят.: «св. Симон, начальн. Спасск. мон. Сойск., иже на Вычегде реце, новый чудотвор., преставися 7049». Здесь год основания обители показан годом кончины преподобн. Ист. иер. 6, 170–172. Свед. о мон. 79.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Ноябрь. – 414, IV с.

Комментарии для сайта Cackle