23-е
Святого Григория, епископа Акрагантийского
Григорий, родом из села Претории в шести верстах от Акрагаса (ныне Агригента) в Сицилии, имел богатых родителей, которые его восьмилетнего отдали на воспитание искусному учителю. Когда же отрок научился хорошо читать и писать, понимать и петь церковную службу, то, по достижении двенадцати лет, епископ Потамион, восприемник его от купели крещения, причислил его к клиру и поручил архидиакону и библиотекарю Донату для руководства в подвигах духовных и добродетельном жительствовании, с обозначением книг для чтения и внушением обращать внимание на содержание читаемого. И упражнялся Григорий в молитве и чтении непрестанном, читая священные писания и жития святых отцов и пламенея сердцем к последованию стопам угодников Божиих».
Прочитавши не раз и не два о подвигах св. Василия Великого и его путешествии на Богомолье в Сирию и Иерусалим, сам начал помышлять о посещении святых мест, откуда воссиял свет веры Христовой, и молился Богу об исполнении своего благочестивого желания. И вот ночью слышит он голос, повелевавший ему выйти на берег; здесь он (в июле 669 года) нашел корабль, готовый плыть в Карфаген, п отиравился на нем. Ему было двадцать два года. Из Карфагена, где прожил при доме архиепископа около трех месяцев, в январе 670 года, с тремя иными монахами, прибыл в Триполь Финикийский, а отсюда в Иерусалим; тут провел больше семи лет, поставленный во диакона патриархом Иерусалимским, посещал монастыри и подвизался в посте и молитвах. Затем, посетивши Антиохию и прожив в ней год, прибыл в Константинополь, удержан на несколько времени патриархом Феодором и присутствовал на Шестом Вселенском соборе (680 года).
В 681 году отправился из Константинополя в Рим, поклонился гробам св. Апостолов Петра и Павла и стал жить в Греческом монастыре св. Саввы. В это время скончался Феодор, епископ Акрагантийский, преемник Потамиона, и между гражданами образовались три партии, из коих каждая предлагала своего кандидата на упразднившийся престол. Папа Агафон, по личному убеждению и по хорошим отзывам других, предпочел своего избранника, и это был Григорий.
Григорий, по прибытии в Акрагас, приветствован всеми гражданами и еще обрадован был свиданием с родителями своими. Был он пастырь учительный, отец вдов и сирот, питатель нищих и молитвенник к Богу неусыпный. Но клеветы не избежал; ибо лет через десять епископства своего был оклеветан пред гражданами и правителем Сицилии (жившим в Сиракузах) в нечистой жизни и, вытребованный в Рим, жил там около двух лет, ожидая суда. Наконец из Константинополя присланы в Рим два епископа и хартофилакс патриарха Константинопольского для совместного разбора дела (по особым распоряжениям императоров, Сицилия, хотя состояла в округе Римского папы, но, как область с населением Греческим, в церковных делах подлежала вмешательству Константинопольского патриарха). Оправданный Григорий после сего отправился в Константинополь и от императора Юстиниана II-го был почтен дарами и отпущен с честию. Скончался после 710 года. Памятником его учительности служат говоренные к пастве беседы встолковательные на книгу Екклесиаста.
Святого Амфилохия, епископа Иконийского
Уроженец Кесарии Каппадокийской, современник и друг Василия Великого и Григория Богослова, сорок лет провел в монашестве прежде рукоположения своего в епископа. Присутствовал на Втором Вселенском соборе (381 г.) и много содействовал искоренению ересей не только в своей епархии, но и в других церквах. Скончался в 395 году, оставив после себя много сочинений, полезных для Церкви.
† Святого князя Александра Невского
Благоверный князь Александр Невский341, сын великого князя Ярослава Всеволодовича, родился в 1220 г., когда отец его был удельным Переяславским князем. Род его был замечательный по любви к благочестию: было от кого научиться добру. Дед его – Всеволод, умный и помнивший вечность, бабка – Мария, с юности благочестивая, отец – Ярослав, просветитель Корелов, пострадавший от Татар, мать – Феодосия, в иночестве Евфросиния, называется в летописях святою, дядя – Георгий, мученик, другой дядя – Святослав-Гавриил, благочестивый, двоюродный брат – Василько, мученик, двоюродные племянники также – святые342.
В первый раз говорит летопись о кн. Александре в 1228 г., когда Ярослав оставил его и старшего брата Феодора в Новгороде; в следующем году братья удалились из Новгорода; в 1230 г. опять прибыли сюда. – Первые годы жизни в Новгороде молодой кн. Александр не мог сам управлять делами, у него управляли бояры отца; но с 1236 г., когда отец удалился в Киев, он предоставлен был самому себе.
На другом году самостоятельного правления Александра в Новгороде приходилось князю вступить в грозную борьбу с Татарами. Батый, опустошив княжества Рязанское и Владимирское, быстро шел к Новгороду. В начале 1238 г. разорены были Волоколамск, Тверь и Торжок. Когда Батый был у Торжка, в Новгороде трепетали. Татары были ближе 100 верст от Новгорода; но, говорит летопись, «молитвами Новгородских святителей, князей и преподобных, Господь защитил от них Новгород; от Игнатова креста (нынешних Крестцов) Батый неожиданно поворотил на Козельск343.
В 1239 г. кн. Александр вступил в брак с дочерью Полоцкого князя Брячислава – Александрою; брак совершен в Торжке и в Новгороде344. – Понятно, что свадебный пир в Новгороде был собственно оттого, что умный и добрый князь хотел делиться своею радостию с народом; он хотел, чтобы народ был его семьею, и домашняя жизнь его была нераздельна с жизнью государственною. Князь вслед затем показал другим опытом, что дела домашней жизни у него не подавляют заботы о Новгороде. В том же году, по совету с вечем, он занялся построением крепостей по Шелони. Забота о построении крепостей по Шелони тогда была необходима. Литва и Немцы год от году усиливались и год от году чаще врывались в Новгородские и Псковские владения; а Новгородцы теперь со стороны не могли ожидать себе подкрепления. Немцы скоро поняли Александра. Весною 1240 г.345 Андрей Вильвен, магистр Ливонских рыцарей, или, как выразительно говорят о них наши летописи, «иже нарицаются слуги Божии», прибыл в Новгород для свидания о кн. Александром. Без сомнения, вели они переговоры о неудовольствиях, так нередко возникавших тогда между Новгородом и Ливониею. Летописцы, для которых не всегда известны были тайные предметы сношений князя с соседями, знали только об отзыве, какой произнес вслух Вильвен об Александре. – «Я видел много стран, говорил Вильвен, знаю людей и государей; но должен отдать преимущественную честь Александру».
Слава Александра, переданная магистром западу, возбудила в Шведском короле тревоги зависти и боязливого властолюбия. Биргер-Ярл, ближайший родственник короля Эрика, рассчитывая, по бездетству Эрика, на престол Шведский, воспользовался этими тревогами для своих целей. Отважными подвигами на границах Новгородских и в Финляндии он надеялся приобресть любовь народную, более же поднял Шведов против России папа, вызвавший крестовый поход против схизматиков. В войске Биргера, составленном из Шведов, Норвежцев и Финнов, было несколько бискупов с их вассалами, что придавало ополчению полное значение священной войны. Св. Александр не ожидал нападений и получил известие, что Шведы идут к Ладоге; это было в том же году, как лукавый Немец рассыпался пред ним в похвалах его достоинствам. Биргер прислал гордый вызов: «защищайся, если можешь, а я – на твоей земле» – Нечаянность нападения придавала духу заносчивому Биргеру. Горько было князю, что в готовности не было у него войска; твердо надеясь на Бога, решился он идти против Шведов и с малою дружиною. Дожидаться, пока соберутся все войска, значило дать время врагам стать твердою ногою на Новгородской земле. Он поспешил в храм Божий, где архиепископ Спиридон уже молился с народом о помощи Божией против врагов чистой веры и отчизны. Блаж. Александр в молитве своей призывал суд на тех, которые хотят похищать чужое и оскорблять невиновных пред ними. Затем он вступил в брань с слугами папы в день равноапостольного Владимира, столько знавшего папу, призывая в помощь его и его св. сыновей – Бориса и Глеба. «Нас не много, сказал он весело дружине: но Бог не с многими, а с правыми». Одушевленное живое благочестие Александра одушевило всех. Кто только мог из народа, присоединялся к дружине военной. Надежды Александра были не обманчивы.
В ночь на 15 июля (1240 г.) Ижорянин Пелгусий, в крещении Филипп, муж благочестивый, удостоился видения. Когда князь приблизился к месту брани, Пелгусий, высмотревший наперед расположение сил Биргера, сообщил ему нужные сведения. Св. Александр поручил ему продолжать наблюдения. На этой-то страже ночной, к утру, при первом всходе солнца, вдруг слышит он шум от плывущей по воде лодки. Он думал, не враги ли это, и стал зорче всматриваться. Гребцы как будто покрыты были мглою. Видны были только витязи, стоящие на лодке. Светлые лица их кажутся известными ему: черты их, как и одежды, напоминают ему св. лики страстотерпцев Бориса и Глеба! Вот слышит он, как старший говорит младшему: «брат Глеб, прикажи гресть; надобно помочь сроднику нашему Александру». Слух подтвердил то, что видели глаза. И Пелгуоий с радостию пересказал благоверному князю, что видел и слышал он. Князь в тот же день и напал на Шведов. Битва была упорная, она продолжалась с утра до вечера. Разбитые на всех пунктах неприятели, потеряв храбрейших, не посмели даже остаться на поле битвы до утра: наполнив две ямы своими трупами и взяв знаменитых мертвецов на суда с собою, они ночью поспешили удалиться от берегов негостеприимных. Урон со стороны князя был незначительный. Благоверный князь заключил высокий подвиг свой живою благодарностию пред Господом, которую принес он торжественно в Софийском храме. Победа на Неве навсегда оставила за Александром имя Невского. Она обрадовала все отечество наше уже и тем, что одержана во время самое горькое для России. Дружинники Новгородские своими глазами видели мужество и ум кн. Александра в бою; весь Новгород видел, как незначительна была дружина, с которою отправился Александр против врага, сильного и огромным числом и средствами своими. Потому-то Новгород был в восторге от этой победы. И что было бы с Новгородским краем, если бы он попал в руки усердных слуг папы? Папизм везде вносил с собою насилия и расстройство. Потому-то проигранную битву на Неве очень помнили и рыцари Ливонские346.
Всегда беспокойные и дерзкие Новгородцы скоро оскорбили Невского победителя, – подняли за что-то ропот на него, так что дело дошло до мятежа. Столько же кроткий, сколько и мужественный, князь-христианин не хотел оставаться там, где более не считали его нужным. Зимою того же года (1240 г.), как одержана им столько важная для Новгорода победа, он вместе с материю, супругою и двором выехал из Новгорода в Переяславль.
Легкомыслие Новгородцев изумительно! Кроме того, что, удаляя Александра, показывали они черную неблагодарность к нему, они слишком невнимательны были к своему положению. Победа Невская взволновала рыцарей Ливонии. Они поспешили ослабить грозную для них силу Новгорода. В то самое время, как Новгородцы крамольничали против св. князя, Немцы, взяв Изборск347, подступили к Пскову, выжгли предместия его, посадили в нем главным начальником изменника Твердилу Ивановича, который начал распоряжаться здесь, как подручник Немцев; многие семейства Псковичей вынуждены были бежать в Новгород. Ободренные этою удачею рыцари зимою вступили в Водскую пятину, обложили ее данью, построили в Копорском погосте крепость, взяли Тесов, в 50 верстах от Новгорода, производили грабежи и убийства – даже в 30 верстах от Новгорода, простирали набеги по реке Луге до Сабельского погоста348. Новгородцы пришли в себя, но еще не совсем. Глупая гордость не дозволила на первый раз просить прямо князя Александра, чтобы поспешил защитить их от бед. Они послали просить только помощи у великого князя Ярослава. Ярослав послал к ним войско с третьим сыном своим Андреем. Войско без умного военачальника – не много значит. Нельзя было не видеть того и Новгородцам. У них довольно было дружин, и однако Немцы свободно гуляли по Водской пятине, забирали по р. Луге лошадей и весь скот, так что на весну не на чем было и пахать. Нужда научила и Новгородцев смирению. Они отправили архиепископа и бояр – просить у Ярослава необходимого для них князя Александра Ярославича. Христианский князь забыл оскорбление; зимою 1241 г. прибыл он в Новгород, «и рады быша Новгородцы». С приездом его все переменилось. Князь собрал дружины из Новгородцев, Ладожан, Корелов и Ижорян и повел их к Копорью; взял и разрушил Немецкую крепость, сидевших в ней Немцев частию побил, частию взял в плен, а изменников Чухонцев повесил349.
К сожалению своему, Александр скоро должен был выехать из Новгорода, не кончив всех дел. Батый ждал его к себе. «Мне покорил Бог народы; ужели ты один не хочешь покориться мне? Если хочешь сберечь свою землю, приходи на поклон», так поручил сказать, ему Батый. Благоговейный князь повиновался воле Провидения и был у Батыя350.
В отсутствие его Немцы наложили тяжелую руку на Псков; они посадили своих тиунов во Пскове и стали хозяйничать в Псковокой стороне. Он разделался бы с ними вслед за срытием Копорья; тогда еще рвался он проучить их за хвастливые выходки: «Славяне ничем другим не могут быть, как нашими данниками», говорили они. Теперь он выпросил у отца низовые полки и поспешил с ними в Новгород. Отдав приказание собирать Новгородские дружины, а низовым занять Псковские дороги, он в храме Софии пролил теплые молитвы со слезами за страждущую отчизну. Затем быстро двинулся к Пскову и овладел им, прежде чем магистр прислал помощь; 70 рыцарей – названных хозяев Пскова, сложили головы, множество других Немцев скованных послал князь в подарок Новгороду и очистил родину благоверной Ольги от нечисти Немецкой. На этом однако не остановился он. Надобно было упрочить покой северного края и задать урок Немцам. Князь вошел в Ливонию, пустил отряды в поселения Чудские, над которыми властвовали Немцы; что стоило брать, брали, другое жгли, Немцев били; но один отряд Александра был разбит и обращен в бегство. Князь остановился со всеми силами на Чудском озере, которое покрыто было твердым льдом. Ему хотелось выманить Немцев из их пор каменных – из замков; в чистом поле жидка их сила. Он знал это, если они не знали. Расчет его удался. Немцы высыпали и собрались в огромном числе. «Пойдем, говорили, захватим Александра, чтоб кончить с ним расчет». Датский король прислал им от себя помощь. Благоговейный князь молился: «суди, Боже, и разсуди прю мою с языком велеречивым». Дружины Русские рвались на Немцев; «бяху сердца их яко сердца львов», говорит современник. «Дорогой князь! говорили они, вот теперь нам время положить головы за тебя». В 1 д. апреля (1242 г.), в похвальную субботу, на восходе солнца начался бой, известный в летописях под именем ледового. Немцы с Чудью врезались «свиньею» – острою колонною в Русское войско: это не мешало бить их как свиней. Потерявшие строй рыцари бросились бежать: их били вдогонку на протяжении 7 верст; Чуди побито без числа, 500 рыцарей пали под секирами Русскими, 50 взяты живыми. Из огромного числа неприятелей немногие воротились к своим. Пораженный ужасом магистр Герман Валк ждал Александра под стенами Риги и послал просить сильной помощи у короля. Но Александр – не Немец, – не искал чужого; он славил Господа за спасение своих. Он доволен был тем, что будут помнить урок его дерзкие враги351. «В полку его было множество пленных; называвших себя рыцарями Божиими (Gottesritter) вели босыми подле лошадей». На встречу победителю вышел весь Псков «с крестами, иконами и хоругвями», и пели хвалы Господу и кн. Александру: «пособивый, Господи, кроткому Давиду победити иноплеменника и верному князю нашему, оружием крестным освободи град Псков от иноязычник рукою Александровою». Кн. Александр хотел верить, что Псковитяне не забудут этого благодеяния его, будут благодарны и к поздним потомкам его. «Если вы забудете это и при правнуках Александра», говорил он им: «вы будете походить на Жидов, которых чудесно прокормил Господь в пустыне, а они забыли о Том, Кто извел их из Египта»352. В Новгороде и в 16 веке молились об упокоении павших «в ледовом бою». Немцы спешили просить мира и свободы пленным; они не только отказались от Пскова, Луги и Водской области, но возвратили Новгороду и часть Летгаллии, где Латыши давно были крещены православною Церковию353.
Низовые полки благов. Александр отпустил к отцу с братом Андреем, а сам, не дождавшись посольства Немецкого, отправился против Литвы, другого врага, тревожившего Новгородские области. В один и тот же поход разбил одну за другою семь Литовских ратей, взял в плен несколько князьков и заставил дикую, но воинственную Литву бояться его имени354. В следующем году в Юрьевой обители похоронил он благочестивую мать свою, которая, как видно, постоянно жила с ним в Новгороде, любя доброго Алекеандра и любимая им355. В 1245 г. Литва, отдохнув от своих поражений, в огромном числе явилась для грабежа в Новгородских владениях, вблизи Бежецка и Торжка. Появление ее привело в движение вес край. Прежде других ударили на Литовцев Новоторжцы, но были разбиты; счастливее были Тверитяне и Дмитровцы; соединясь с Новоторжцами, они догнали Литву под Торопцем; после боя Литовцы принуждены были запереться в Торопце. Между тем спешил грозный Александр с своею дружиною и Новгородцами; с его появлением на утро, дела приняли счастливый оборот. Торопец взят; Литовцы разбиты, потеряв 8 князьков; все, что награбили они, было отнято. Новгородцы, довольные этим успехом, воротились в домы свои. Александр с одною своею дружиною нагнал бегущих Литовцев у озера Жизца и окончательно уничтожил их: все князьки их легли, и некому было воротиться домой – сказать своим о бедствии. Под Усвятом встретился он с другою ратью Литовскою, спешившею, как вероятно, на помощь своим, и ту разбил на голову и без урона возвратился в Новгород356.
В 1246 году Александр оплакал смерть отца своего, скончавшегося на пути от хана. Престол великого князя утвержден Батыем за князем Святославом Воеволодовичем Благочестивый и благотворительный Святослав, известный построением каменного храма в Юрьеве и крестом357, не мог обижать несправедливостию своих племянников. Он дал им уделы по назначению отца их. Князь Александр почтительно принял распоряжение дяди. Младший брат его, Андрей, ни в чем не походил на старшего. Во всю жизнь глупое властолюбие тревожило его и принесло России горе и беды кровавые. И теперь, считая себя в праве на престол отца своего, при дяде и при старшем брате, он отправился к Батыю. Благоверный Александр уже поведением брата вынужден был идти в Орду. Батый принял Александра с честию, очень довольный тем, что в другой раз является он к нему. Но в душе более довольный враждою князей Русских, Батый послал обоих братьев к великому хану. Целые три года длилось тяжелое путешествие Александра по пустынным степям.
Андрей возвратился с именем великого князя Владимирского, Александр – с именем великого князя Киевского. Непонятно, на чем основалось такое решение хана о братьях: на том ли, что добрый Александр не хотел лишить дяди данного ему престола, или на том, что в Орде боялись дать сильное княжество и без того грозному Александру, а дали ничтожному Андрею. Как бы то ни было, в Киеве, разграбленном и сожженном, где при том кочевала хищная Орда, князю Александру делать было нечего; в 1250 году он явился в Новгород, «и бысть радость велика в Новгороде»358. Хотя имя великого князя не принесло с собою ни власти, ни доходов князю Александру, но в Батыевой Орде, кочевавшей на Волге, произвело оно могущественное действие. Имя Александра, грозного победителя Немцев и Литвы, теперь князя великого, стало страшно: «молчи, великий князь Александр едет», говорили Татарки крикливым детям своим. Андрей и с властию и с именем великого князя оставался ничтожным, как был он ничтожен и до того времени359.
В 1251 году благоверный князь с благоговейною любовию принимал в Новгороде святителей – Кирилла митрополита и другого Кирилла, Ростовского епископа, посвятивших для Новгорода архиепископа Далмата; вслед затем он был тяжко болен, так что начинали сомневаться, останется ли он жив; но «умножи Бог живота ему: бе бо любя чин церковный, священники, митрополиты, епископы чтяше яко Самого Христа и вся христианы любяше», говорит летопись360. Едва выздоровев, попечительный князь отправил посольство к Норвежскому королю Гакону о том, чтобы король запретил Финмаркским своим подданным грабить Лопь и Карелию; вследствие того заключен был мир; посольству поручено было еще лично видеть дочь Гакона, Христину, которую Александр думал видеть в супружестве за сыном своим Василием, но окончание сего дела князь вынужден был отложить до времени361.
Властолюбие князя Андрея призвало только бедствия на Россию. Князь Святослав, принесший Сартаку жалобу на обиду, нанесенную ему Андреем, вероятно донес хану, что Андрей не выполняет всего должного в отношении к хану. Это возбудило гнев хана против Андрея, и он послал Неврюя с сильным войском выгнать Андрея из Владимира; между тем, в феврале 1252 года умер Святослав, и Александр вслед затем отправился к Сартаку, который предоставил ему престол великого княжества Владимирского362. С радостию и торжеством приняли нового великого князя во Владимире. М. Кирилл со всем духовенством и народ с икон ними встретили его за золотыми воротами. И благоверный Александр не обманул собою надежд ни государства, ни Церкви. Он начал служение свое подвигами человеколюбия и благочестия, собрал народ, рассеянный нападением жестокого Неврюя, помогал разоренным, чем мог, и восстановил пострадавшие храмы363.
Папа, после того как меры насилия его так победоносно отражены были на Неве и на Чудском озере, решился испытать твердость великого князя Александра ласками и льстивыми обещаниями. Оп отправил к нему двух ученых проповедников и с ними свое послание. Начав послание ложью, будто отец Александра, князь Ярослав, по донесению посла его, «обещал повиновение Римской Церкви», и убеждая вступить в соединение с Римскою церковию, папа писал: «просьба наша обещает тебе выгоды. Мы заступаем место Бога на земле. В повиновении нам нет никакого унижения для чести государя; напротив, этим путем возрастает временная и вечная свобода. Мм будем считать тебя самым знаменитым между всеми католическими князьями и всегда с особенною заботливостию будем стараться об увеличении твоей славы». В ответ на это послание послано было православное изложение веры, а проповедникам сказали: мы знаем историю веры от начала мира до Рождества Христова и от Рождества Христова до своего времени; к чему же нам новые проповедники364?
Благочестивый князь утешен был вестями о победах, одержанных Новгородцами и сыном его, князем Василием, над Литвою и Немцами365. Но в 1255 году своевольный и неблагодарный Новгород изгнал князя Василия и принял беспокойного Ярослава. Оскорбленный великий князь привел войска в Торжок и, не проливая крови, после долгих переговоров, заставил Новгородцев принять Василия366.
В 1256 году начались самые важные по своим последствиям труды благоверного Александра. Полномочный хана, Берки, и его родственник, Улавчий, явился в Россию объявить распоряжение великого хана Монголии о налогах и почте. Великий князь являлся сам к Улавчию в Нижний и отправил к нему дары с князем Борисом. Затем видим его в том же году уже в Новгороде и не для одного надзора за положением дел. Папа (в 1255 году) облек Рижского архиепископа правом открыть бискупскую епархию в Водской земле, Ижоре и Карелии. Альберт, не доверяя жадным Ливонским рыцарям, обратился за помощию к Шведам. Биргер-Ярл в 1256 году отправил в Водскую землю войско, с тем, чтобы на берегу р. Наровы построило оно прочную крепость. Александр, лишь только прибыл в Новгород, повел войско в Водскую землю. Шведы поспешили уйти. Александр, умножив свое войско в Копорье, повел его на Емь или Тавасландию, незадолго пред тем (1249 г.) покоренную Шведами. Пройдя горы и болота, Александр неожиданно явился в стране вражеской. Шведы, пораженные неожиданностию и быстротою похода Александрова, ничего не могли сделать в защиту свою; мало того, туземцы, раздраженные жестоким управлением их, помогали Русским дружинам преследовать и бить шведов. Александр возвратился с пленниками, заставив Альберта и папу отказаться от мечты своей и надолго усмирив беспокойных соседей367.
В 1257 году Александр был вместе с несколькими князьями в Орде и вел денежные переговоры с Улавчием; других князей отправил он с подарками к верховному хану и его министрам, все для переговоров о положении, в каком быть России в отношении к Орде. Необходимы были сила ума и гибкость воли, чтобы понять важность времени с его последствиями и извлечь все возможное для блага несчастной России. Вслед за Александром приехали в Россию «численники» и переписали земли Суздальскую, Муромскую и Рязанскую. В перепись не внесено духовенство; введены сборщики податей, но у Русских остались – своя вера, свои законы, свой язык, своя народность, свое правительство. Россия впоследствии окрепнет, откажется платить дань Орде и все древнее Русское окажется у нее в неприкосновенной целости. И всем этим она будет обязана уму благоверного своего князя Александра368. Едва кончилась перепись трех княжеств, как в 1258 году Александр опять отправился в Орду к Улавчию честить его дарами. Теперь дело шло о переписи великого Владимирского княжества: оно оставлено было без переписки не для себя, а для Новгорода. Александр понимал, что Новгород своим необузданным своеволием может навлечь страшные беды на всю Россию. Новгородцы, услышав в 1257 году, что и до них дойдет перепись, провели целое лето в мятежах и волнениях, доходивших до убийств. Когда в 1258 году св. Александр пошел к Новгороду с численниками, оказалось, что и сын его, Василий, князь Новгородский, увлекся по неопытности внушениями мятежных людей и бежал во Псков. Новая скорбь для отца – скорбь о сыне. Великий князь умел уговорить численников, в они согласились на первый раз взять с Новгорода только дары хану. Он вразумил потом и Новгородцев, и они, поняв ум и любовь Александра, спешили загладить пред ним вину свою ласками любви и уважения. Он вызвал из Пскова ослушного сына, чтобы отослать его в наказание в Суздальскую землю, а его мятежных советников приказал судить по всей строгости градского закона, внушая спасительный страх другим369.
В 1259 году на дороге из Новгорода благочестивый князь был в Ростове поклониться Богоматери и видеться, для совета, с князьями. Зимою, когда великий князь был во Владимире, пронесся слух до Новгорода, что хан приготовил грозное войско на Новгород, если не примет он численников его. Устрашенные Новгородцы приняли явившихся, вслед затем, ханских чиновников, с которыми прибыл в Новгород и великий князь. И, однако, дело не обошлось без мятежа. Виною его было и своеволие чиновников. Но великий князь понимал, что пред сильным всегда виноват слабый и что гнев хана может иметь грозные последствия; он решился неожиданною мерою привесть в себя мятежных. Вместе с чиновниками хана и с своею дружиною он выехал из Новгорода, давая понять, что после того против Новгорода – и хан и князь великий. Это сильно подействовало на буйный народ: скрепя сердце, согласился он на перепись. Впрочем, князь, любивший Новгородцев, с которыми так долго жил он, с которыми делил славу и труды, успел оставить за Новгородом преимущество, которым не пользовались другие города, оставил право доставлять дань или прямо к хану, или чрез великого князя, а не чрез баскаков370. Последним благодеянием св. князя для Новгорода был договор, заключенный им в 1259 году с послами Ганзейского союза о свободной торговле Новгородцев в городах Ганзы и Ганзейцев в Новгороде371.
Последующие два года были годами отдыха душевного для св. князя. По всей вероятности, в это время построена им была во имя его ангела женская обитель в Суздале, где в 1262 году опочила княгиня Мария, в инокинях Марфа372.
Еще предстоял ему один подвиг любви за отчизну и уже последний. Татары почему-то решились заменить в России своих сборщиков откупщиками-Хивинцами. За их жадность к корысти и жестокость, Русский народ прозвал их бесерменами. Ища своих выгод, раскладывали они подать по своему усмотрению и вымогали ее без всякого милосердия. Народ страдал и терпел, но потерял терпение. В 1262 году жители Владимира, Суздаля, Переяславля, Ростова, Ярославля, по звуку вечевых колоколов, восстали на бесчеловечных притеснителей своих и всех перебили, не думая о последствиях. Уже страшное полчище поднялось из Орды, чтобы пройти с огнем и мечем Русскую землю за бунт против хана. Великий князь поспешил в Орду ходатайствовать за народ, или положить там голову. Отправив сына Димитрия и брата Ярослава против Немцев к Дерпту, он поехал в Орду в 1262 году, а возвращался оттуда уже осенью 1263 года. Понятно, как много стоило трудов, просьб, подарков, поклонов, переговоров, чтобы умилостивить разгневанные Татарские власти. Успех превзошел ожидания. Благоверный князь успел выпросить не только прощение простодушному народу в его преступлении, но и свободу от обязанности воевать вместе с Монголами, которой выполнение для истощенного народа было бы тягостию невыносимою373.
Он возвращался в отечество с радостною вестию. Но, отправясь из России с расстроенным здоровьем, он в Нижнем почувствовал себя нездоровым; отдохнув здесь, поехал далее, но, не доехав до Городка, занемог так сильно, что остановился. Ему было еще 43 года; но кто из князей понес столько трудов, подвигов и мук душевных за Россию, сколько понес Александр? Предчувствуя, что близок конец его, он принял ангельский образ с именем Алексия и ноября 14-го 1263 года блаженно почил.
Во Владимире не знали о кончине св. князя. Во время Богослужения святитель Кирилл внезапно возвещает народу: «уже зашло солнце земли Русской». Народ не понял или не хотел понять этих слов. Сокрушенный скорбию, святитель, помолчав, прибавил: «благоверный великий князь Александр ныне преставился». При этой вести исторглись из уст и сердец народа слова выразительные: «мы погибаем». Так выразилось чувство народное о великой потере для России со смертию Александра! За десять верст вышел весь Владимир встретить погребальное шествие защитника земли Русской! Во время отпевания князя в соборе Рождественской обители, вопль народа был невыразимый. И здесь же к утешению осиротевшей России Господь показал, что защитник ее жив пред Ним. Когда м. Кирилл, при окончании погребального пения, подошел к усопшему, чтобы вложить в его руку прощальную грамоту, блаженный князь простер руку, принял хартию и сложил опять крестообразно руки свои. На первые мгновения ужас объял все сердца, но потом они слились в благодарной хвале благости небесной к блаженному князю и ко всей России. Это было 23 ноября374.
В 1380 году, когда великий князь Димитрий вступал в решительную Куликовскую битву с Мамаем за свободу России, благоговейный инок в тиши ночной молился в храме Рождественской обители. И вот он видит, у гроба благоверного князя свечи зажглись сами собою, ко гробу подошли два светолепных старца и говорили св. князю: «возстань, Александр, поспеши на помощь сроднику своему великому князю Димитрию; его одолевают ипоплеменники». Св. Александр встал, и все стали невидимы. Смиренный инок, пораженный страхом, умолчал было о видении. Но, когда оказалось, что видение было именно в ночь знаменитой битвы Куликовской, он уже боялся молчать и сказал о всем митрополиту. Святитель возвестил о том великому князю и открыл гроб св. князя. Спустя 117 лет после погребения св. тело оказалось нетленным. С честию положили его в раке поверх земли. И от него потекли различные исцеления: слепые прозирали, расслабленные укреплялись, бесные освобождались от духов нечистых375.
† Преставление святого Митрофана, епископа Воронежского
Родился я от благочестивых родителей и был ими воспитан в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере», так говорит святитель Митрофан в духовном завещании своем376. Он родился в 1623 году от родителей духовного звания; род его, записанный в синодиках, начинается лицами, облеченными в иерейский сан. Мирское имя его было Михаил, и был он обязан узами брака; в письме к архимандриту Шартрошского монастыря говорит он о сыне своем Иване Михайлове.
Большая половина жизни его прошла в быту семейном; потеряв жену, на 40 году отрекся он от мирской жизни и вступил в общежительную Золотниковскую обитель, что невдали от Суздаля. Скоро стали говорить о строгой жизни инока Митрофана. Братия соседней Яхромской обители просила духовное начальство назначить им в игумена доброго старца Митрофана и Митрофан посвящен в игумена Крутицким митрополитом, блюстителем патриаршей кафедры. Игуменом Яхромской обители был он 10 лет. Заботясь о благолепии дома Божия, он приобрел дли обители богато-украшенное Евангелие377. Видя тесноту храма, с пособиями благотворителей построил более просторный храм в честь Спасителя и снабдил его новою утварью. Эти памятники ревности его о доме Божием еще целы. В 1675 году патр. Иоаким поручил ему другую более известную обитель, Унженскую, преп. Макария. Здесь он пробыл 7 лет378. Здесь попечением его сооружены теплый храм в честь Благовещения Богоматери с трапезою и колокольнею. В соборном Троицком храме целы писанные по его заботе местные иконы Спасителя, пр. Макария, Успения Богоматери, Сошествия Св. Духа, Иоанна Предтечи; в храме пр. Макария образ Спасителя с надписью: «1680 года, по обещанию монаха Митрофана». Все прочие помянутые иконы писаны, по надписям, 1679 и 1680 гг. при игумене Митрофане. Патриарх с любовию видел в игумене Митрофане инока ревностного к духовной жизни, настоятеля попечительного, мужа опытного в жизни и образовавшего себя усердным чтением полезных книг. Он поручил его надзору соседние обители и храмы, для поддержания в них принадлежащего им порядка и благочиния. Унженская обитель находилась тогда в особенном внимании царского дома, и царь Феодор имел случай не раз видеть игумена Митрофана. Из царедворцев особенно любил обитель Макариеву и ее игумена боярин Богдан Матвеевич Хитрово: когда только бывал игумен в Москве, он всегда принимаем был с любовию набожным боярином и игумен любил его за любовь его к обители.
В 1682 году, когда нужно было избрать первого епископа Воронежского, царь Феодор, благоговейный к пр. Макарию, избрал «ученика и наместника его, игумена Митрофана, мужа истинно праведного и святого», так говорит современная монастырская записка379. Новые епархии, в том числе и Воронежская, открыты были тогда с тем, чтобы ближайший надзор святителей мог во время видеть замыслы раскола и вовремя принимать меры для противодействия расколу. Митрофан посвящен в епископа Воронежского 2 апреля 1682 года патриархом с 16 архипастырями. Скоро в самой Москве пришлось ему видеть, что значит для Церкви и отечества раскол. Так как благочестивый царь Феодор скоро скончался, а епископу новой епархии надобно было приготовить многое для новой кафедры, запастись и советами и вещами нужными для архиерейского служения (много утвари и книг получил он от архипастыря соседней – Рязанской епархии), то святитель Митрофан. присутствовал при венчании царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Вместе с тем, в его глазах происходили и кровавые неистовства стрельцов против бояр и следовавший затем бунт Пустосвята с теми же стрельцами, домогавшийся передать все высшие правительственные меры в заведывание раскола. Он был в Кремле в тот страшный день (5 июля 1682 года), когда Хованский от имени раскольников объявил Софии, что если патриарх и архиереи не явятся на площадь к раскольникам, они ворвутся во дворец, убьют патриарха и всех духовных. Он был в тот же день на соборе в грановитой палате, когда раскольники, иные и пьяные, ворвались в палату с шумом, с образами, налоями, свечами и подали челобитную, которую надлежало слушать. Он видел, как Пустосвят Никита, которому волею царскою запрещено было говорить, говорил дерзости патриарху, и когда Холмогорский архиепископ Афанасий заметил ему грубость его, пьяный Пустосвят, в порыве ярости, бросился ва архипастыря, стал бить его и едва удержан был силою. Твердость правительницы Софии и ум патриарха спасли тогда Церковь и отечество от страшных бед380. Нельзя было не удержать до гроба в душе этих страшных сцен буйства людей испорченных. И святитель Митрофан до гроба был столько же твердым обличителем своеволий невежественного раскола, сколько ревностным попечителем о благе государственном.
Прибыв на место архипастырского служения своего, святитель прежде всего обратился с окружным посланием к пастырям местных церквей. «Честные иереи Бога Вышнего! писал святитель, вожди стада Христова! Вы должны иметь светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути; по слову Господа, вы должны быть самым светом: вы есте свет миру. Вы, как пастыри, должны преподавать овцам манну слова Божия, подобно как ангелы приготовляли чувственную манну в пустыне. Вы, как ходатаи, должны в молитвах ваших подражать Моисею и Павлу, которые с такою ревностию молились Богу за людей своих! Моисей говорил Богу: Господи! ныне аще оставиши грехи их, то остави: аще ли ни, изглади мя из книг, в них же вписал еси. Павел говорил: молился бых сам аз отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех по плоти, иже суть Изральтяне. Так и вам надобно ревновать о спасении людей Божиих. Добрые пастыри были таковы, что готовы были положить свои души за овец. Так и вы устрояйте себя. Пасите, еже в вас стадо Божие не нуждею, но волею и по Бозе, ниже неправедными прибытки, но усердно. Христос Спаситель, когда вручал св. Ап. Петру пасение овец своих, трижды говорил: паси. Это, очевидно, и для того, что пастыри трояко пасут врученное им стадо – словом учения, молитвою и силою св. Таин, и образом жизни. Три эти вида пасения и вы усердно выполняйте: преподавайте людям слово учения, показывайте в себе пример жизни, усердно возносите молитвы к Богу о врученной вам пастве, старайтесь назидать их святыми тайнами, т. е. просвещайте неверующих св. крещением, согрешивших после крещения старайтесь приводить к покаянию и исправлению жизни, достойных сподобляйте пречистых Таин Тела и Крови Христовой, заботьтесь о больных, чтобы особенно не отходили из этой жизни без св. Таин и не лишались последнего елеосвящения. Вместе с Божественным Павлом свидетельствую пред Богом Господом Иисусом Христом: проповедуйте слово, настойте благовременно и безвременно, обличайте, запрещайте, умоляйте с терпением и учением. Умоляю вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, защищайте немощных, будьте терпеливы ко всем, непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова воля Божия о вас во Христе Иисусе. Будьте примером для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте; не подавайте соблазна никому, чтобы служение ваше было беспорочно; во всем представляйте себя как Божиих слуг. Если все это соблюдете, то, когда явится Пастыреначальник, получите неувядаемый венок славы. О! когда бы получить всем нам сию славу, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Которому принадлежит слава и держава со Отцем и Св. Духом во веки веков! Благословение Господне на вас, благодатию Его, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Это послание показывает, какою живою, какою отеческою любовию исполнено было сердце святителя, как высоко понимал он долг пастыря и как старался выполнить его сам!
Новое место иераршеской кафедры, доселе не видавшее архипастырского служения, требовало от архипастыря многих и разных забот, тем более, что Воронеж в те времена подвергался и нападениям Татар. Вот распоряжение, которое содержанием своим показывает, как много было и других еще распоряжений архипастыря! Правитель духовных дел, Воскресенский священник, «по указу от 29 июля 1688 года, преосвященнейшего Митрофана, епископа Воронежского», писал: «стрелецкому голове Селену Федосеевичу. По правилам 1 св. Апостол и св. отцов архиереи Божии со всем освященным собором должны в праздник происхождения Честного Креста выходить из города на источник для освящения воды. Голова Семен Федосеевич имеет приказать, в предохранение города и всех людей от набега неприятельских людей, в 1 числе августа, на происхождение Честного Креста, быть Воронежским стрельцам с ружьями и наблюдать, как бы не случилось какого несчастия с Воронежом и городскими людьми. Преосвященный приказал также, чтобы на р. Воронеже к показанному числу построена была Иордань, а в Иордани обычный ковчег (ящик), как бывает у прочих архиереев Божиих, чтобы можно было погружать Честный и Животворящий Крест»381.
Вскоре по прибытии своем в Воронеж, святитель начал строить каменный кафедральный собор Благовещения Богоматери. В этом храме ему не суждено было совершать служений: он служил в деревянном храме Ап. Петра и Павла. Много заботился он, чтобы утварь и облачение были приличные святилищу Божию; довольно утвари устроил он на свой счет. Он зорко смотрел и за тем, чтобы все жертвуемое храму Божию хранилось бережно и благоговейно. Смиренный инок в келии и в душе своей, он в храме Божием пред паствою являлся облеченным знаками высокого сана своего.
В начале епархия его, кроме Воронежа, заключала в себе шесть городов: Елец, Костенский, Землянск, Орлов, Урыв и Коротояк. Епархия не обширная! Так как тогда содержание кафедры со всем ее клиром зависело от сбора определенной, но незначительной суммы с церквей и обителей, то понятно, что Воронежский святитель не мог быть богатым и боролся с нуждами в содержании дома своего. Правда, в дому приписаны были кое-какие земли и именно угодья Боршевского монастыря; но они мало приносили пользы, по их отдаленности. В письме от 17 апреля 1692 года к Острогожскому полковнику Петру Алексеевичу Буларту святитель просит скорее взять в арендное содержание известную вотчину за прежнюю цену382. В письме в Острогожскому полковнику Феодору Ивановичу Куколю пишет: «приходит праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Сделай милость, Феодор Иванович, прикажи для такого праздника и для прибытия государева достать свеженького осетра и свежей белужины, или и новопросольной; здесь в Воронеже и сомины взять негде»383. Не смотря на малое число городов новой епархии, духовные управители Рязанской епархии, к которой прежде принадлежали и города новой епархии, входили с жалобами на присвоения некоторых церквей Воронежским начальством, и дело доведено было до патриарха384. Иоаким грамотою от 30 января 1696 года, с точностию определяя границы Воронежской епархии, писал, что в ее круге должны состоять и поселившиеся по р. Осереду, Битюку и Икорцу; это было не столько расширение границы Воронежской епархий, сколько точное обозначение ее в пунктах не ясно определенных. Далеко более сделал царь Петр Великий. Сам часто бывая в Воронеже для строения кораблей, он близко видел нужды новой кафедры, видел и местности Воронежского края, как и характер жителей385. Места по Усерду и часть Коротоякского уезда заселены были Малороссиянами Острогожского полка. Полковой город принадлежал к Белогородской епархии. Таким образом некоторые церкви Острогожского полка состояли в ведении Воронежского святителя, самая же большая часть казаков относилась по духовным делам к отдаленному Белогородскому архипастырю. Царь Петр в жалованной грамоте 1699 года писал: «поскольку Белогородская и Рязанская епархии не бедны, а Воронежская недостаточна, и при том некоторые города от них стоят вдали, то приписать еще к Воронежской епархии от Рязанской города: Усмань, Острожки, Белоколоцк и Демшин, а от Белогородской епархии город Острогожск и с их уездами». Для содержания архипастырского дома даны были еще мельницы и село Боерак в Лебедянском уезде386.
Блаженный архипастырь, проникнутый духом учения Христова, был искренним чтителем власти царской и усердным попечителем о благе православного царства. Государь Петр Великий готовился тогда к войне с Магометанским царством и, для нанесения решительных ударов с моря Азовской крепости, строил (с 1694 года) на Воронежской верфи корабли разных размеров. Святитель Божий старался помогать святому делу и молитвою и словом увещания. Он объяснял при каждом случае, как благодетельны намерения государя для отчизны и Церкви, столько лет страждущих от дикого магометанства. Когда же строение кораблей встретило себе затруднение, вопреки стараниям царя, в недостатке денег, святитель поспешил отвратить это препятствие. Собрав все деньги, какие были у него при кафедре, он принес их государю и сказал: всякий сын отечества должен от своего достатка помогать нужде государственной; прими же, государь, от моих издержек оставшиеся деньги и употреби их против неверных». Тронутый Петр принял это пособие из рук святителя, как залог благоволения Божия к его предприятию. Постройка кораблей пошла быстро. С наступлением весны 1696 года царь имел утешение спустить на Дон флот свой: 2 военных корабля и 30 малых судов с 4,000 войска. Азов пал к стопам царя. Признательный Петр, торжествуя покорение Азова, повелел святителю Митрофану называться Воронежским и Азовским. И в последующее время св. Митрофан жертвовал достояние оное на нужды государства. Во время Шведской войны, расходы военные истощали казну до крайности. В 1700 году святитель Митрофан послал от себя 4,000 р. на остановившееся строение кораблей в Воронежском адмиралтействе. В следующем году он пожертвовал 3,000 р. на жалованье воинам. Петр Великий писал в грамоте святителю: «донесено нам, что для общей пользы христиан, на вспоможение войне с врагами святого креста, по доброжелательному усердию к нашему царскому величеству, на строение кораблей и ратным людям морского военного флота ты дал из своей домовой казны 4,000 р. в Воронеже. Мы, великий государь, усердие твое ко всему христианскому народу милостиво принимаем и хвалим. За то и вперед милость нашего царского величества неотъемлемо пребудет с тобою, нашим богомольцем, в чем будь благонадежен навсегда». Эта грамота писана от 20 апреля 1700 года, а другая такого же содержания писана 18 мая 1701 года387.
Человек Божий, благоговея к помазаннику Божию, твердо хранил в душе, что св. воля Божия выше всего и спасение душ христианских, врученных сею волею христианскому пастырю, должно быть предметом ревности пастырской. Пророк Илия ревновал против соблазнов, посеваемых в народе, и говорил о нечестии соблазна царям Израиля. И святитель Митрофан не боялся говорить правду царю, в виду опасностей грозного царского гнева. Петр Великий проживал по временам по нескольку недель в Воронеже для надзора за постройкою военного флота. Вблизи адмиралтейства стоял дворец его. По обычаю иноземному, здание царское было украшено изваниями языческих богов. Раз царь пригласил к себе святителя. Старец, по простоте Евангельской, пешим пошел к царю. Уже перешел он мост и вступил на остров р. Воронежа, где находилось адмиралтейство, как взор его встретил изваяния языческие у ворот дворца. Целомудренный взор святителя оскорбился и благоговение его к высоте христианства, заменяемого здесь язычеством, возмутилось. Святитель не пошел далее, а воротился в свои келии. Государь, которому сказали, что архиерей был у дворца и ушел, по светскому направлению мыслей, оскорбился поступком архипастыря. Он послал опять звать его к себе. Святитель отвечал посланному: «пока государь не повелит низвергнуть идолов, которые соблазняют народ, не могу явиться во дворец пред его царския очи». Услышав столь решительный ответ, Петр пришел в негодование. Как смеет он не слушаться царской власти? говорил гневный Петр. Царь послал сказать, что если не явится сейчас же, как преступник царской воли, подвергнется казни. «Жизнь моя во власти царя, отвечал святитель посланному: но для меня лучше умереть, чем нарушить долг святительского сана моего. Лучше умереть, чем присутствием своим или боязливым молчанием одобрять язычество. Неприлично государю православному ставить языческие болваны и тем соблазнять простые сердца народа Гнев Петра, между тем, несколько остыл и, когда передали ему слова святителя, он терпеливо выслушал их. С своей стороны, свят. Митрофан, хорошо зная строгость Петра, зная, что царское слово, возвестившее ему смерть, не исполнится разве по чуду Божию, спешил приготовить душу свою к вечности. Он распорядился, чтобы благовестили ко всенощному бдению в большой колокол. Государь, услышав благовест, спросил: « что за праздник завтра?» Ему отвечали, что нет никакого. Он послал спросить о причине благовеста к архиерею. Святитель отвечал посланному: «мне, как преступнику, словом царским назначена смерть; готовясь к смерти, хочу я совершить соборное моление с Церковию о прощении грехов моих, чтобы Господь явил надо мною милость Свою». Петр изумился решимости святителя умереть по ревности к делу Божию. Он немедленно послал успокоить его милостивым словом своим и просил не тревожить народа необычайным звоном. Затем, немедля велел снять статуи, оскорбившие пастыря. Услышав о последнем, святитель на другой день пришел к царю и смиренно благодарил его за уничтожение изваяний, соблазнительных для народа. Так, пастырь Божий совершил исповеднический подвиг. Государь видел по этому опыту величие духа в святителе и еще более, чем прежде, стал уважать его388.
Святитель Митрофан и во всякое другое время близко к душе держал мысль о смерти. Доказательством тому служит синодик его. Здесь помещены увещания не увлекаться счастием временным, ни богатством, ни властию, ни честями, а помнить, что надобно умереть и явиться на суд Божий. Этот синодик служит памятником и твердой веры святителя в нужду и благотворное действие молитв за усопших. Здесь видим и то, как сердце святителя было просторно, оно обнимало и овец паствы своей и людей верно служивших отчизне православной. Здесь поминаются воины из полку боярина Алексея Семеновича Шеина, скончавшиеся на пути к Азову и убитые под стенами сего города, воины из полку боярина Бориса Петровича Шереметева, убиенные в сражении и умершие в плену. Святитель и другими опытами показывал, что любовь христианская была жизнию души его. Дом его был отдыхом для всех, утомленных жизнию, – в нем находили помощь себе бедняки всякого вида, вдовы и сирые. После того вполне естественно видеть и то, что в письме к игумену Унженскому (от 16 сентября 1693 г.) св. Митрофан смиренно просит игумена не лишить любви своей сына его Ивана и поберечь его от обид и от всяких худых людей389, а в письме к Шартомскому архимандриту просит оказать сыну его покровительство, когда тот будет у него в обители, на пути из Воронежа в Унженский монастырь, к своей должности, к должности подъячего обители390. Пастырскою заботливостию его основались в епархии его две обители: в 1690 году Донщинская и в 1693 году Битюгская, и сам он нередко проживал в первой391. Блаженный архипастырь был прост в обхождении: к нему открыт был доступ для каждого, богатого и бедного, знатного и безъизвестного.
Двадцать лет св. Митрофан управлял Воронежскою паствою и достиг глубокой старости. Предчувствуя близкое исшествие из мира земного, приготовил он духовное завещание. Завещание его – поучительно и назидательно.
«Судьбами Божиими, говорит он, дошел я до семидесятилетней старости и уже изнемогаю в силах телесных. Потому, помня о смерти, рассудил я написать последнее мое писание, чтобы оказать помощь душе и телу моему». С глубоким смирением Божий архиерей исповедует пред всеми свою веру, которой служителем остается до последнего вздоха. «Когда грешная душа моя, продолжает он, разрешится от уз плоти, вручаю ее благости премудрого Бога, создавшего ее, да приимет ее милостиво, как дело рук Своих; а грешные кости предаю матери всех, ожидая воскресения мертвых». Затем обращает отеческую заботу свою к пастырям церкви и убеждает их ходить достойно звания. «Простец согрешивший даст ответ только за свою душу; а иереи будут истязаны за многих, – те, которые не радели о овцах, собирая с них млеко и волну». Обращаясь к судиям, говорит: «судиям епархии нашей заповедую пещись о правосудии в делах гражданских: пусть совершают праведный суд. Неправда в судах и коварство между людьми очень умножились; очень много плачущих от бедности и оскорблений, – люди всякого звания терпят оскорбления, вдовы, сироты, немощные. Завещаваю судиям – по воле государя управлять людьми правдиво, чтобы жили о Боге духом, без напрасной молвы и ни к чему ненужной суетности»... Всей пастве своей говорит: «всем живущим по городам и селам епархии моей предлагаю – строго сохранять благочестие и смотреть за спасением душ своих. Пусть все православные христиане пребывают в прародительской вере, во всем добром, в чистоте, воздержании, святости и покаянии. Заповедую иметь вседушевную любовь к православно-кафолической вере, чтить единую во всей вселенной Церковь как матерь и в ней пребывать неуклонно, крепко держаться предания и учения св. отцов, – ни в чем не уклоняясь от них. Как без правильной веры нельзя угодить Богу, так и вне св. Восточной Церкви и без светлого ее учения, преданного Богом, нельзя никому спастись». Потом обращается к самому себе и пишет: «если каким бы то ни было образом согрешил я, как человек, если кого-либо оскорбил в моем сане, со слезами прошу каждого простить меня: прошу прощения у всей Церкви Божией и у всего священного собора; прошу молитв всего православного народа за мою грешную душу, чтобы помиловал ее Господь предстательством Пречистой Своей Матери и сподобил меня Царствия Небесного. Сотворите милость для меня, принесите последний долг Богу для пользы души моей: помяните грешную мою душу, чтобы и вы были помянуты Господом в день праведного суда. Сей глагол мой предстанет пред вами в день праведного суда. Не отриньте прошения моего, – последней любви вашей ко мне грешному, со слезами прошу, – не забудьте меня грешного в молитвах своих, но заповеди Апостола: братия, молитесь друг задруга». В конце всего, просит похоронить его в Архангельском приделе, а не в самом соборе, и непременно облечь его пред кончиною в схиму.
Святитель скончался 23 ноября 1703 г. По воле Божией случилось, что в тот самый день прибыл в Воронеж государь. По обычаю своему, поспешил он посетить доброго архипастыря, но уже застал его при последнем издыхании; царь поцеловал его руку и остался ждать кончины, которая не замедлила. Государь сам закрыл глаза его и велел приготовить вое нужное для погребения почетного. Декабря 4 все собрались в собор, явился и Петр Великий со всеми чинами адмиралтейства, отпевание совершил Алексеевский архимандрит Никанор, с игуменами и священниками. Когда надобно было выносить тело и священники подошли, чтобы поднять тело, государь, обратясь к чинам морским, сказал: «нам стыдно будет, если не засвидетельствуем признательности нашей сему благодетельному пастырю отданием последней почести; мы сами вынесем тело его». И с этими словами государь поднял гроб святителя и с старшими военачальниками понес в собор; потом сам же нес тело в усыпальницу и опустил в могилу. «Не осталось у меня такого святого старца, – буди ему вечная память!» сказал царь благодарный.
Дивны пути Божии! Собор, строенный святителем целые пятнадцать лет, оказался ненадежным и остался без употребления392. К чему это? Для земного человека, кто бы он ни был, нужна скорбь, чтобы очистить душу его. Она нужна была и для блаженного Митрофана. Но вместе с тем непрочный храм назначен был и к славе Митрофана, очищенного скорбями времени. Архангельский придел собора, где положено было тело святителя, потребовал многих поправок. Гроб святителя пришлось перенесть в другой храм и перенесли в храм, бывший под колокольнею; потом, спустя 15 лет, поставили его в новом Благовещенском соборе. В тот и другой раз тело святителя видели нетленным. Потому паства его ожидала полного прославления его, – и между тем, по его же воле, часто совершала панихиды о упокоении блаж. архипастыря. С 1820 г. число почитателей памяти святителя увеличилось, – являлись совершать панихиды и из соседних епархий. В 1830 г. доведено было о том до сведения Синода. Положено было ожидать ясной воли Божией. – Осенью 1831 г., при починке фундамента соборного, открылось нетленное тело святителя. 1832 г. апреля 19-го совершено было свидетельствование мощей; сведения о чудесах подвергнуты были строгому исследованию еще прежде того. Чудес совершалось множество. Вот некоторые из них:
В 1829 г. Липецкий помещик Иоанн Ладыгин, расслабленный до того, что носили его на простынях, после молебна пред иконою Богоматери, стоявшею над гробом святителя, и после панихиды о вечном покое его с праведными, получил возможность выйти на костылях, а спустя несколько месяцев, посетив опять гроб блаж. Митрофана, совсем выздоровел. – На следующем году одиннадцатилетней дочери его, лежавшей в горячке, явился во сне Митрофан в святительском облачении и она с той ночи выздоровела.
Воронежский помещик Солнцев, после возобновившейся нервной горячки, присужден был врачами к смерти: но, покрытый мантиею святителя, заснул и спустя неделю стал совсем здоровым.
Дочь однодворца с октября 1829 г. от застуженной кори вся покрыта была струпьями: но, быв помазана елеем из лампады святителя, в половине поста оздоровела, а к Пасхе все тело ее совсем очистилось.
Осмилетняя благородная девица Мария страдала витовою пляскою и потом совсем лишилась употребления рук и ног. Три дня возлагали на нее мантию святителя Митрофана и каждый раз чувствовала она облегчение; в третий день видела она у своей кровати старца в иноческой одежде и выздоровела, а по иконе святителя Митрофана узнала виденного ею старца.
Святого мученика Феодора Антиохийского
Пятнадцатилетний отрок Феодор потерпел великие страдания за Христа от Юлиана отступника. По освобождении из темницы вместе со многими другими, уже по смерти Юлиана, на расспросы родных и знакомых, какую боль он чувствовал во время истязаний, после долгих отказов он, как свидетельствует Феодорит, сказал: «явился мне некто и, постоянно отирая пот с моего лица мягким и холодным полотенцем, повелевал мне мужаться, так что когда палачи прекращали свое дело, я не радовался, а начинал чувствовать боль»...
Св. муч. Феодор мирно скончался в Богоугодных подвигах.
* * *
Беляева в. кн. Александр Невский, во времен. общ. ист. кн. 4. М. 1849 г. Кирилла жизнь св. князя Александра Невского – в Хр. чт. 1852 г., 2, 437–460. То и другое сочинение – с указаниями на источники, между которыми первое место принадлежит сказанию о благ. кн. Александре, писанному современником (нап. у Полевого в прил. IV т. ис. стр. 42–61).
В Хр. чт. 1852 г. 2, 446 дядя кн. Александра Василий Всеволодович напрасно сочтен за того св. кн. Василия, кот. мощи в Ярославле, точно также и св. Константин Всеволод. – не дядя кн. Александра. – Ом. 3 июля.
Собр. л. IV, 33. 34. Здесь сказано, что Татары были «у Игнача креста, – за 100 верст от Новгорода». По шоссейной линии от Крестцов до Новгорода 78 верст: но это – линия без объездов и поворотов, а не таковы были дороги отдаленного от нас времени.
Собр. л. III, 52; у Арцыбашева 2. пр. 257.
Собр. л. 4, 35. Arndt Livland. Chronik. 2, 42. 45. Bonnelt Russiscli – lifländ. Chronologie 1. s. 58. 2.73. 76.
Hiärn Lifland. Chronik. in Monum. Livoniæ p. 123. Гиерн относит дело с Шведами к 1245 г., а Гадебуш к 1244 г. В пов. о св. Александре (собр. л. 1, 204–206. 5, 2–6. 176–179) замечен только день победы 15 июня; но и здесь она предшествует Конорск. делу, а победа на Чудск. оз. показана двумя годами позже Невск. победы. В 1 и 4 Новгор. лет. (Собр. л. 352. 53. 4, 35–37) Невск. победа прямо поставлена под 1240 г. и две другие также следуют за нею. Сл. Bonnelt Chronogr. 1. s. 58. 2, 76.
Собр. л. 4. 178. 179.
О Тесове и Сабле – Сабельском погосте Неволинь в сочинении о пятинах стр. 126. 127 и на карте.
Собр. л. 3, 53. 4, 37. 178. 179. 5, 4. 179. 180. Bonnelt Chronogr. 1, 59. 60. 2, 73. 74.
Собр. л. 3, 5. 4. 37. 179. 5, 4. 179. О путешествии Александра в орду в 1246 г. и летопись говорит: «езди другое к Батыю» 4, 37.
И помнили: Гиэрн Liefländ. Chronik. in monum. Livoniae p. 123. Арндт Liefl. Chronik 2, 45. 46. Кельх hist. Livon. p. 35–39. Bonnelt Chronog. 1, 60.
Собр. л. 3, 53. 54. 4, 37. 179. 180. 5, 4. 10. 180.
Собр. л. 5, 181. 3, 54.
Собр. л. 5, 4. 181.
Собр. л. 3, 54. 5, 182. По одной летописи скончалась 5 мая, по другой – 4 мая; но если скончалась «на память св. Ирины», то 5 мая. «Положена бысть по сторону сына своего князя Феодора». Никон. л. 4, 12: «1244 преставися в. кн. Ярослава Всеволодовича Феодосия в Новгороде и положена бысть в Юрьеве монастыре; а во мнишеском чину наречена бысть Евфросиния, понеже тогда даваху имена не с первого слова».
Собр. л. 3, 54. 5, 182. 4, 37. 38.
О кресте и храме Тихонравов в Владим. губ. вед. 1854 г. № 5. О самом Святославе см. ниже прим. 362.
Собр. л. 1, 201. 226. 3, 37. 4, 37.
Собр. л. 5, 186.
Собр. л. 5, 187. 1, 202. 3, 54. 4, 38.
Карамз. 4. пр. 89.
Беляев отчетливо опроверг обвинение Татищева против кн. Александра, будто по его просьбе Неврюй опустошил Владимирскую область и выгнал Андрея (врем. общ. ист. 4. 18–20). Прибавим в подкрепление, что о занятии Владимирского престола Андреем в 1250 г. летопись говорит: «прогна Андрей Святослава, а сам седе». Ясно, что оскорбленным считался Святослав (собр. л.4:38). По Суздальск. летописи (собр. л.1:202) осенью в 1250 г. Святослав с сыном отправился в орду и конечно как оскорбленный с жалобою. Смерть Святослава в Соф. лет. внесена под 1251 г. и указано на 3 февраля (5, 187). Но в Суздальской летописи поставлена она под 1252 г. (1, 202); то же и в Троицкой летописи (1, 226). И это без сомнения вернее. В ркп. описании святых: кв. Святослав – Гавриил Всеволодович – святой Юрьева Польского и память его – 3 февраля.
Собр. л. 1, 202. Ник. л. 3, 34.
Собр. л. V, 187. Послание павы, писанное к в. князю, in monum. Bossiae. Petropoli 1841. 1, 68. 69. И по ркп. житию св. Александра посольство прислано было в 1258 г. Соф. лет. «списав к нему папе». Но помещенное в ркп. житии изложение веры – вымысл 16 в., так как заключает опровержение лютеранских мыслей о поклонении иконам и о почитании святых. Если у кого достанет охоты читать подобные нескладные выдумки, может найти в житиях за ноябрь, стр. 255–259. Спб. 1856 г.
Собр. л. III, 35. IV, 38.
Собр. л. 1. 203. Указ Мунке о налогах и почте, для России, присланный к Берке еще в 1253 г., у Иакинфа о Монголии 3, 182.
Собр. л. III, 55. 56. V, 188. Север. арх. 1825 г. ч. 3, 196. 1824 г. № 8. Bonnelt Chr. 1, 71. Только спустя 37 лет после сего похода Александрова Шведы осмелились вновь тревожить Новгородские владения. Собр. л. 1, 65.
Собр. л. 1, 203. Иакинф о Монголии 3, 182.
Собр. л. 1, 202. 3, 56. 5, 188. 189.
Собр. л. 3, 56. 57. О баск. ни слова нет во всей истории Новгорода.
Грам. о снош. России с Ригою и Ганз. гор. Спб. 1857 г. № 1. Изв. акад. VI.
Анания о граде Суздале стр. 188.
Собр. л. 3, 57. 5, 190. 4, 39.
Собр. л. 3, 58. 4, 180. 5, 6. 191. Снегирева Русск. стар. 3, 139–141. Городок, где скончался св. Александр, – н. Касимов, получивший это имя в 1471 г., когда отдан был царевичу Касиму. Ряз. губ. вед. 1846 г. № 13.
Степ. кн. 1, 374. О последовавших затем чудесах см.Хр. чт. 1852 г. 2, 507–511. Служба св. Александру – у Румянцева № 397, у Царского № 563. Синод. 234. Л. 402: «сотворено смиренным иноком Михаилом тояж обители, идеже блаженного тело лежит» Канонов два.
Житие св. Митрофана, первого епископа Воронежского, и сказание о обретении мощей его. М. 1855 г.
Надпись на евангелии: «л. 7174 (1666) мар. 25 д. выменено сие евангелие Володим. уезду Пречистыя Богородицы и преподобного отца Козмы Яхринского чудотворца, при игумене Митрофане, что взят из Золотниковския пустыни; а выменил на казенныя деньги». Влад. сборн. стр. 116. М. 1857.
О пребывании своем в пустынях Золотвицкой, Яхринской и Унженской св. Митрофан говорит в своем завещании.
Опис. Макариева Унж. мон. М. 1835 г. стр. 60. 15–17. 21. 52.
Подробнее в Ист. Рус. Ц. 4, 263–273.
Воронежские грамоты № 74. Воронеж 1850 г.
Письмо в Москвитянине 1844 г. 1, 250.
Воронеж. грамоты № 67. Воров. 1850.
Споры возникли и из того, что только в 1675 г. собор определит каждому архипастырю заведовать церквами, согласно разделению местностей в писц. книгах по уездам (Ряз. грам. № 41. Спб. 1854 г.), – а до того очень перепутаны были церковные ведомства; к новому же порядку еще не успели привыкнуть, чтобы не обращаться при случае и к старому.
О пребывания государя Петра и в Воронеже – Щекатова в словаре 7, 1047–1058. Сл. Воронеж. губ. вед. 1848 г. .V, 20. 24.
Грамота в Рязан. губерн. за 1855 № 25. Воронеж. ведом. 1848 г. № 7. 8. 17. 1849 г. № 36–40.
Обе грамоты у Щекатова в словаре 1, 1118–1120.
Голиков у Щекатова в словаре 1, 1121–1122.
Письмо в Москвитянине 1843 г. 1, 240–241.
Письмо в Моск. 1842 г. IX, 154–155. Собств.-ручн. п. святит к настоят. Спасоевфим. мон. еще не издано. Зач. р. арх. общ. 1, 93. Спб. 1851 г.
Опис. монастырей стр. 91. 92.
Щекатова словарь 1, 1062. 1063.