Источник

21-е

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Праведные родители Пресв. Девы Марии, Иоаким и Анна, подобно Анне, матери Самуиловой, молясь о разрешении неплодства своего, дали св. обет принести в жертву Богу дитя свое, если Бог им дарует его. Через три года по рождении у них преблагословенной дщери, исполняя обет свой, они ввели Богоотроковицу во храм Иерусалимский в посвятили Богу. Благословенная Дева введена была во храм, хотя трех лет – в возрасте юном, но испрошенная молитвою благочестивых родителей, как дар небесный, и уготовляемая Промыслом в высочайшее орудие искупления рода и человеческого, она и «трилетствующая телом была многолетствующая духом и горних сил превысшая». О введении Пресв. Девы во храм Божий по трехлетнем ее возрасте упоминает в I-м веке епископ Антиохийский Еводий и в IV-м блаженный Иероним.

К торжеству введения Пресв. Девы, как изображают это событие древние церковные предания, праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет своих родственников; собрали лик дев и приготовили многие свещи. Прибывшие из Назарета в Иерусалим благоговейно и торжественно шли к храму Божию, подобно ветхозаветному шествию с кивотом во храм Соломонов (1Пар.15). Ведомой во храм благочестивыми родителями девический лик предшествовал с горевшими свещами и пением; за нею с веселием следовали сродники, соседи и знакомые; первосвященник и священники с псалмами духовными сретили Пресв. Деву, будущую Матерь Архиерея великого. Иероним говорит «кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней, на каждой из сих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с нее дорожные одежды и по обычаю одели ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил ее величие, это предвещало уже, какова будет она». Все удивились, видя трехлетнюю отроковицу, так скоро на все ступени восшедшую, как бы совершеннолетняя. Архиерей Захария совершил дело необычайное и для всех удивительное: ввел отроковицу в самое Святое Святых, где находился кивот завета, куда по закону дозволено было входить только одному архиерею, однажды в год, и притом с очистительною жертвенною кровию, которую приносил он за себя и за грехи народа, и куда не только женскому полу, но и священникам запрещен был вход (Евр.9:7. Исх.30:10). Но Матерь Божия, по выражению предания, введена была во Святое Святых, подобно ветхозаветному кивоту Божию, который древле с духовным веселием внесен был в Святая Святых (1Пар.15) в служил прообразованием Пресв. Девы Марии, одушевленного кивота, имевшего носить в себе Христа Бога. Первосвященник Захария, сын Варахиин, родитель Предтечев, пророк Божий, проразумевая будущее, ввел Пресв. Деву во Святая Святых, по таинственному Божию научению, быв тогда вне себя, Богом объят. И не только первосвященник, вводивший Деву, но и все, сопровождавшие ее при входе в храм Божий – ее родители, родственники и девы – объяты были Духом Божиим. Пресв. Дева вошла во Святое Святых не только однажды в день введения, но во все время пребывания своего во храме она невозбранно всегда входила туда, что запрещено было под страхом смерти даже первосвященнику (Лев.16:2). По словам Церкви: «Ангели, вхождение Пречистые зряще, удивишася: како со славою Дева вниде во Святая Святых».

По введении трехлетняя отроковица водворена была при храме для воспитания, с другими девственницами. Ибо кругом храма (Иерусалимского), по свидетельству Писания (Исх.38:8. 1Цар.1:28, 2:11. 4Цар.11:3. 1Пар28:11–13. Иез.40:45–46. Лк.2:37) и по словам Иосифа Флавия, построены храмины в три возвышения, – каждое в 30 храмин. В них особо жили девы, посвященные и служившие Богу, особо вдовицы, особо назореи, особо священники и левиты и пр. Иероним говорит: «принесши по обычаю закона жертву и совершив обет свой, родители Девы Марии оставили ее в оградах храма с прочими девами для воспитания, а сами возвратились домой. Дева Господня с возрастом лет возрастала в благочестии, по словам Давида: отец мой и мати моя остависта мя. Господь же восприят мя (Пс.26:10). Она удостоена была явлений ей Ангелов; это охраняло ее от всех зол и обогащало всякими благами». Во св. доме Божием она непрестанно упражнялась в молитве, в чтении Писания и в рукоделии. «Всю ее, говорит Церковь, пребывающую внутрь храма и питаемую пищею небесною, освятил Дух Всесвятый».

Пресв. Дева Мария обитала во храме Иерусалимском около 12 лет. Достигши совершеннолетия, она сама себя уневестила Богу, давши св. обет всегдашнего девства. По сказанию древних писаний а последующих учителей Церкви, она первая обручила девство свое Богу. Ибо сия прекрасная добродетель, столько похваляемая Иисусом Христом и уважаемая в христианстве, у иудеев была не столь славна (Втор.7:14. Быт.19:31–38. Суд.11:37–39). Но Бог вдохнул чувствования о девстве, совершенно отличные от чувствований народа, той, которую избрал Он, да сбудется Писание: се Дева во чреве приимет и родит Сына. Когда наступило для Марии время, в которое она, по обычаю законному, должна была оставить святое жилище своего благочестивого воспитания и подобно прочим девицам вступить в супружество, она объявила первосвященнику и священникам, что она от зачатия своего посвящена родителями единому Богу и сама дала обещание блюсти во веки свое девство, и потому не может сочетаться браком. Итак, для нетленного хранения девства под чином и образом супружества, св. Дева около 15 лет своей жизни, по совету и согласию священного собора, была обручена родственнику своему, маститому старцу, праведному Иосифу, который решился, храня воздержание, таить девственную честь Марии, считано мнимым мужем ее и мнимым отцом Иисуса Христа (Лк.4:13), до совершенного открытия миру тайны воплощения. Таким образом она переселилась из храма в Назарет, в дом праведного Иосифа.

В воспоминание введения Пресв. Богородицы во храм Иерусалимский древле учрежден Церковию праздник, 21 ноября. Указание на этот праздник можно находить в IV веке – в преданиях христиан палестинских, кои доселе указывают на бывшую древле церковь Введения Богородицы и построение этой церкви приписывают царице Елене. В IV веке указание на праздник Введения Богородицы находят также в словах Григория Нисского. В VIII в. – в день Введения произнесены были поучения Германом и Тарасием, Константинопольскими патриархами; в IX веке Георгий Никомидийский и Василий Македонянин, император Византийский, на день Введения сложили некоторые стихиры, ныне поемые Церковию в этот день.

Праздник Введения Богородицы есть великий, дванадесятый и вселенский. Это есть день отделения от мира Богоизбранной Девы. По песнопениям Церкви, Введение Пресв. Девы есть предъизображение благоволения Божия, проповедание спасения человеком, предвозвестие Христа. «От Господа приимше обещания плод Иоаким и Анна, Божию Матерь, благоприятну жертву во храм введоша днесь».

Пророчество Аггеево о втором храме Иерусалимском: велия будет слава храма завета сего последняя паче первыя (2:10) – со дня введения Богородицы начало сбываться. Во втором храме в сравнении с первым недоставало ковчега завета, пророческого – урим и туммим, небесного огня, облака, знаменующего присутствие Божие, и священного елея помазания (1Мак.2:6–9). Не смотря на это, второй храм делается славнее храма первого. В последнем является Богоносный ковчег – Пресв. Дева, престол Бога Слова; здесь сияет свет и совершенство (урим и туммим) в благодатной Деве; здесь огонь небесный – серафимская любовь в ее сердце; и облак славы Божией – в пречистом теле ее; и священное помазание – та обильная благодать Св. Духа, которая исполняла Благословенную и от нее чрез приближение к ней сообщалась другим (Лк.1:41).

Воспоминание Введения во храм Пресв. Девы продолжается 6 дней – с 20-го по 25-е ноября. В событии Введения Богоизбранной Отроковицы Церковь созерцает исполнение пророчеств царя Давида: предста царица одесную тебе в ризах позлащенных одеяна. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И возжелает царь доброты твоея: зане той есть Господь твой, и поклонишися Ему. Вся слава дщере царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся царю девы в след ея, искренния ее приведутся тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев (Пс.44:10–12, 14–16).

Пример Богоотец Иоакима и Анны, посвятивших Богу дщерь свою с юных ее лет, внушает христианским родителям начинать воспитание детей учением благочестия с ранних лет. Раннее сближение детей с Божественными и священными глаголами Церкви и слова Божия делает сии глаголы особенно родными непорочному их сердцу на всю жизнь; а родной голос всегда для нас обязателен, приятен, утешителен и поучителен. 

† Убиение благоверного князя Ярополка – Петра Изяславича

Во время великого князя Всеволода (1078–1093 г.), говорит древнее известие, было много людей Богоугодных, иноков и мирян, мужеского пола и женского, которыми совершались и чудеса299. В числе высоких по духу современников Всеволода был блаж. князь Ярополк – Петр Изяславич. Он был правнук равноапостольного Владимира. При отце своем, великом князе Изяславе Ярославиче, он был сыном примерным, помощником ему и в счастии и в несчастии. В 1070 г. разбил он Всеслава Полоцкого, ограбившего пред тем Новгород300. С 1073 г., когда братья выгнали отца его из Киева, почти 5 лет делил он с ним изгнание из отчизны; был с ним и у короля Польского, и у императора, потом по поручению отца отыскивал помощь у мощного тогда папы Гильдебранда. Благоговейный князь благоговейно поклонялся в Риме мощам Ап. Петра и Павла, отдал почесть сильному на Западе Римскому архиепископу и жаловался на польского короля Болеслава, которым ограблен был отец его. Папа, волнуемый мечтами о власти, хотел видеть в вежливости Русского князя покорность папе религиозно-политическую и в таком духе писал к Изяславу о сыне301. Но это были мечты папы, не более. В 1087 г., по смерти Святослава, Изяслав без всякого стороннего пособия стал опять великим князем России, а Ярополк получил Вышгород. В том же году, вместе с великодушным отцом своим Ярополк помогал дяде Всеволоду и в сражении потерял отца. Новый великий князь Всеволод дал племяннику отчину отца своего Туров и присоединил к тому Владимир302. Ярополк благодушно принял, что дали, и не искал старшего стола княжеского, на котором сидел отец его303. Он твердо следовал доброму правилу отцов: «по старой памяти, младшие должны старейшего имети вместо отца»304. Он старался о том, чтобы благотворить другим по средствам, какие были в его руках. Князья Рюрик и Володарь Ростиславичи, неимевшие наследственного удела и изгнанные из Тмутаракани, не знали, где приклонить головы. Ярополк дал им пристанище в своем уделе. Они отплатили ему за то, как язычники. В его отсутствие Ростиславичи скрылись из Владимира, наняли за деньги, едва ли не полученные от Ярополка, бродячие дружины и захватили Владимир. Вел. князь послал сына своего Мономаха против Ростиславичей, и тот выгнал их из Владимира. Ярополк с честию вступил в свой город и заключил тесную дружбу с Мономахом305. К сожалению эта дружба скоро была потревожена. Тревожные племянники не давали покоя вел. князю. домогаясь уделов. Безудельный Давид Игоревич грабил Греческих торговцев и наносил вред торговле России с Востоком; Ростиславичи были еще более своевольны и дерзки. Дабы сколько-нибудь усмирить беспокойных, великий князь дал Давиду Дорогобуж, а Ростиславичам Перемышль и Теребовль, тогда как эти города составляли с Владимиром одно целое306. После того, как отец Ярополка положил жизнь за Всеволода, Ярополк не мог ожидать того, что Всеволод будет отнимать у него части владений его, – поэтому больно было ему, что Всеволод поступает с ним не по его надеждам; советники говорили ему, что Всеволод, отняв немногое, захочет отнять все; потому надобно предупредить насилия; но добрый князь не хотел восставать против дяди; он винил во всем беспокойных Ростиславичей и потому велел собирать войско против них. Вел. князь, поняв дело по своему, послал войска свои против Ярополка. Ярополк вынужден был бежать в Польшу, чтобы там найти помощь; мать, жена, имение, дружина Ярополка захвачены были в Луцке и перешли в руки Всеволода; Владимир отдан Давиду; значит, все сделали, чего ожидали от Всеволода советники Ярополка и чего не ожидал сам он. В следующем году, старанием доброго Мономаха, Владимир возвращен Ярополку. Но вскоре после того неожиданно последовала страдальческая смерть доброго князя. По каким-то делам Ярополк отправился из Владимира в Звенигород Галицкий. « Еогда князь, говорит современник, дорогою лежал на возу, Нерядец, один из свиты его, ехавший на лошади, по наущению злых людей (вероятно, Ростиславичей), проколол князя саблею Ярополк вскочил, вынул из себя саблю и громко сказал: «ох! коварный враг убил меня». Нерядец бежал в Перемышль к Рюрику Ростиславичу, а Ярополк умер от раны. Это было 22 ноября. Отроки взяли тело его и повезли во Владимир, а оттуда в Киев. «Вел. км. Всеволод, Мономах, Ростислав, все бояре, блаж. митрополит Иоанн с черноризцами и пресвитерами, все Киевляне горько плакали над ним; с псалмами и песнями провожали до монастыря св. Димитрия, приготовив тело его, с честию положили в мраморном гробе, в церкви св. Петра, которую сам он начал строить; это было 5 декабря». Современник говорит затем о блаженном князе: «много вытерпел он бед, без вины выгоняем был братьями своими: обижаемый, ограбляемый, понес еще насильственную смерть. Но он сподобился вечной жизни и покоя. Этот блаженный князь был тихий, кроткий, смиренный, братолюбивый: он каждый год давал десятину из всего имения своего Святой Богородице. Всегда молил он Бога так: «Господи Боже! приими молитву мою, – дай мне смерть, как двум братьям моим, Борису и Глебу, от чужой руки, чтобы омыл я грехи мои кровию моею и избавился от сего суетного, мятежного мира, как вражией сети». И вот молитва его не отринута Богом! Он получил блага, которых ни глаз не видел, ни ухо не слышало, и которые не входили и на сердце человеку, те блага, которые уготовал Бог любящим его»307. Так пишет преп. Нестор в своей летописи! Киевская летопись, говоря о дочери блаж. кн. Ярополка, жене кн. Глеба Всеславича, пишет: «эта блаженная княгиня вместе с своим князем имела великую любовь к св. Богородице и к отцу Феодосию, ревнуя отцу своему Ярополку. Ибо сей Ярополк отдал (Печерской обители) все имение свое, волости Небольскую, Деревскую и Луцкую и около Киева; а Глеб дал вместе с княгинею при жизни своей 600 гривен серебра и 50 гривен золота; по смерти князя княгиня дала 100 гривен серебра и 50 гривен золота; по смерти своей отдала 5 сел и с челядью и все до холстины»308. Итак, блаж. Ярополк, сколько был сам благочестив, столько же внушал благочестие и семье своей. Другие известия прибавляют еще, что блаж. князь не любил нетрезвости и насмешек, и любил слезы умиления, никому не мстил и был весьма образован309. Так, памятники Церкви, начиная с преп. Нестора до Степенной книги и Никоновой летописи, показывают, что убиенный князь Ярополк Изяславич считался в числе угодивших Господу жизнию своею и особенно страдальческою невинною смертию.

В ркп. описании святых 17 в. он также поставлен в числе святых и память его показана под 21 ноября.

* * *

299

Степ. кн. 1, 229.

300

Собр. л. 1, 85. V, 143.

301

Иностр. акт. Рос. 1. Карамз. 2. пр. 128–130.

302

Собр. л. 1, 87. V, 148.

303

Степ. кн. 1, 232.

304

Собр. гос. гр. 1, 33.

305

Мономах в духовной: «и на ту весну к Ярополку (ходил) совокуплятися на Броды.... На ту зиму идохом к Ярополку совокуплятися на Броды и любовь велику сотворихом» (Собр. л.1:103). След. Мономах два раза ходил для Ярополка против Ростиславичей, весною и зимою.

306

О Ростиславичах летописи под 6605 г. «А им же раздаял Всеволод городы, Давыду Володимир, Ростиславичам Перемышль Володареви, Теребовль Василькови». – Святополк, выгоняя после Ростиславичей из Червенских городов, говорил: это волость отца моего и брата. О Всеволоде летопись под 1093 г. «седящу ему Кыеве, печаль бысть ему от сыновец своих, яко начаша ему стужати, хотя власти, ов сея, ов же другое.

307

Собр. л. 1, 88. 89. 103. VIII, 3. 4. Степ. кн. 1, 232. 233.

308

Собр. л. 2, 82.

309

Степ. кн. 1, 232. Никон. л. 1, 189. 190.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Ноябрь. – 414, IV с.

Комментарии для сайта Cackle