20-е
Святого Прокла, архиепископа Константинопольского
Прокл, один из любимых учеников св. Иоанна Златоуста, с молодых лет ревностно старался об образовании ума и сердца своего, и богатыми плодами увенчались эти его святые старания! Пройдя различные степени священнослужения, в 426 г. был он рукоположен патриархом Сисинием во епископа Кизического, но так как граждане Кизика избрали себе другого епископа, то Прокл остался в Константинополе и приобрел большую известность, проповедуя слово Божие, с позволения патриарха, в церквах. Таким образом с кафедры обличил он торжественно, убедительно и красноречиво лжеучение Нестория (бывшего тогда архиепископом Константинопольским), который проповедовал против Божества Иисуса Христа, уверяя, что родившийся от св. Девы Марии не есть воплотившийся Бог, но – простой человек...
По низложении и изгнании Нестория в 431 г., хотя многие желали возведения на его место Прокла, но посвящен был старец Максимиан, и только по смерти его, в 434 г., Прокл наименован был архиепископом Константинопольским. Он ревностно старался о примирении церквей, волнуемых в то время различными ересями, и управлял своею паствою в духе кротости и с великою любовию. В 438 г., при его содействии, были торжественно перенесены в Константинополь мощи его великого учителя – Иоанна Златоуста. – При нем в 439 г., после страшного землетрясения, разрушившего много храмов и других зданий в Константинополе, была введена в употребление при ежедневном Богослужении чудная по происхождению священная песнь: «Святый Боже, Святый крепкий, святый безсмертный, помилуй нас!»
Блаженный Прокл скончался осенью 446 года. После него остались сочинения, пользовавшиеся уважением. Из них особенно было много Слов, между которыми замечательны 2 слова в похвалу Божией Матери и 4 слова на Рождество Христово, в которых он поучает о Лице Иисуса Христа – в посрамление еретикам, в наставление могущим увлечься еретическими учениями, отвергавшими, между прочим, воплощение Бога Слова.
Во 2-м слове на Рождество Христово св. Прокл говорит о христианских праздниках: «частые и разные торжества празднеств служат утешением для человеческой жизни: они печальную тяжесть жизни обращают в веселие. Как вытерпевшие бедствия бурного морского плавания радуются пристани, как надежной защите жизни, так и всякий, когда после беспокойств от занятий каждого дня наступает праздничный день, радуется ему, как дню покоя от забот, как свободе от трудов». Сравнивая эти дни с праздниками и у иудеев и язычников, не высокими по предмету, Прокл продолжает: «но праздники христиан – священны и чудны, – источники спасения. Первый наш праздник проповедует о нисшествии Бога к людям. Следующий за ним изображает освящение вод и начало крещения. Третий благовествует погибель смерти, торжество креста, дар воскресения, свободу отцов. Четвертый возглашает о восшествии. Первенца нашего на небо и сидении одесную Бога Отца. Пятый трубит о нисшествии Св. Духа, об обильной росе благодати. Вот праздники, которые сотворил нам Господь, – возрадуемся и возвеселимся в них»297!
Преподобного Григория Декаполита
Григорий, родом из Декаполя в Исаврии, с детства полюбив учение, достиг обширного образования, но рядом с этим, под влиянием благочестивого домашнего воспитания, еще ревностнее изучал и любы свящ. Писание и свято соблюдал такую жизнь, какую предписывало оно. Достигнув совершенного возраста и уклоняясь от брачной жизни, оставил свой родной дом и принял иночество. Не избирая для себя постоянного пристанища, Григорий ходил по разным странам и, так как в то время сильно распространены были еретические учения, то он деятельно вразумлял повсюду заблуждающихся, утверждал народ в православии и утешал посещениями своими томящихся в заключении. Мирно скончался в Константинополе около 820 г. – «По рукописям известно жизнеописание св. Григория Декаполита, составленное Игнатием, митрополитом Никейским, творцом канонов в IX веке»298. Св. Церковь так прославляет его: «светлое тя солнце Церковь познавает, добродетелей красотами и исцелений лучами всех просвещая, Христов угодниче; темже празднуем честную память твою и почвтаем подвиги твоя, всеблаженне отче, премудре Григорие!»
Святого Исаака, архиепиекопа Армянского
Исаак, сын великого Нерсеса, родился в Константинополе в то время, как отец его пребывал здесь в качестве посланника от своего царя.
В 390 году Исаак возведен был на кафедру архиепископа и управлял Армянской церковию в продолжение 50-ти лет, ознаменовав свое правление такими заслугами, – главная из которых: перевод Священного Писания на отечественный язык, – которые доставили ему наименование «второго просветителя Грузии». Он скончался в 440 г.
Память о св. мучениках Нарсе епископе, Иосифе и других
К четвертому году первого (343–350) гонения в Персии при царе Сапоре относится мученичество епископа Нарсы (Narsa) и его ученика Иосифа из Шагаргарда, города в области Гармеев (на юг от Испагани). Царь находился в этом городе, когда ему представлены были восьмидесятилетний Нарса и его ученик; и так как они не оказали повиновения, не поклонились солнцу, то и были казнены 20 ноября. В этом же году пострадали, и там же, осужденные самим царем, епископы Сапор (из Бет-Никтора) и Исаак (из Кархи), и три мирянина: Маганес, Авраам и Симеон. Когда они предстали, царь обратился к ним с словами: «разве неизвестно вам, что я происхожу от богов, молюсь солнцу и почитаю огонь? А вы, кто вы, что восстаете против моих указов, уничтожаете солнце и ни во что ставите огонь?» Когда же они единогласно исповедали свою веру во единого Бога, то царь вскричал: « какой бог славнее Ормузда, или кто страшнее Аримана? И кто может называться человеком мудрым, если не покланяется солнцу?» Сапор сказал: «мы не знаем иного Бога, кроме Сотворившего небо и землю, солнце и луну, все видимое и невидимое; и веруем в Сына Его, называемого Иисусом Назарянином». Тогда царь велел бить его по устам, и это исполнялось с такою жестокостию, что выпали зубы, при чем он насмешливо прибавил: «призови Иисуса, чтобы вставил тебе зубы». И когда Сапор за это назвал царя безбожником, то был бичеван до полусмерти и затем снесен в тюрьму. Тогда царь вызвал Исаака и сказал ему: «одних ли мыслей с Сапором и ты, так что я должен пролить и твою кровь?» Ответ: «называемое тобою единомыслие есть высшая мудрость, которой ты не постигаешь», раздражил царя, и он грозил ему отрезать язык за продолжение подобных речей. Он перешел теперь ко второй части обвинения магов против Исаака и потребовал отчета, для чего он строит церкви? Исаак ответил: «а когда ж я переставал это делать?» Тогда царь обратился к знатным горожанам, которые пред тем только отреклись от христианства, сильно порицал их и грозил смертию в случае их возвращения к христ. вере; он клялся, что, доколе царствует, не будет щадить ни одного христианина. Затем велел дрожащим от страха отступникам побить Исаака камнями. Через два дня после сего умер в тюрьме и Сапор, вследствие тяжких увечий. Царь сомневался в верности известия об этом и приказал отрубить умершему голову и представить ему. Три мирянина, отказавшиеся также почтить солнце, были присуждены к мучительным смертям. Маганесу содрана кожа от головы до пупа, при чем мученик испустил дух; Аврааму вырваны глаза раскаленными гвоздями, вследствие чего он умер чрез два дня; Симеона закопали в землю по грудь и пронзили стрелами оставшееся открытым тело.
* * *
Извлеч. по указ. Филарета, архиеп. Черниг. в «Уч. об О. Церкви» § 211.
«Месяцесл. Вост.» архим. Серг. т. II, ч. 2, стр. 366.