Источник

14-е

Святого Апостола Филиппа, из 12-ти

Св. ап. Филиппа не должно смешивать с другим ап. Филиппом, который принадлежит 70-ти, был первоначально диаконом (Деян.6:5), потом епископом; имел четырех дщерей, кои были пророчицы (Деян.21:8, 9); проповедовал Евангелие и творил чудеса в Самарии, крестил вельможу Ефиопской царицы Кандакии (Деян.8). Память Ап. Филиппа из 70-ти совершается в 11-й день октября. Филипп же, Апостол из 12-ти, родился в Галилейском городе Вифсаиде (дом ловцов), откуда произошли и Ап. Петр и Андрей; юность свою провел в изучении закона и пророков; особенно занимали его те места Писания, которые предсказывали скорое пришествие Мессии. Ревностный к свободе своего отечества, угнетаемого Римлянами, Филипп пламенно желал скорейшего явления обетовавшего Царя Израилева. Филипп провождал брачную жизнь, которая, по замечанию св. Златоуста, не препятствовала ему постоянно и внимательно размышлять об Утехе Израиля – обетованном Мессии (Ин.1:45), и имел у себя трех дочерей. Услышав о св. Иоанне Крестителе, о его строгой жизни и его проповеди, ревнитель благочестия – Филипп покинул отчизну и дом родительский и сделался одним из ближайших учеников Иоанновых. С восторгом узнал ее от св. Предтечи, что чаемый Мессия уже пришел.

В Апостольство призван был Филипп Самим Господом на другой день последования за Ним Петра и Андрея. Господь после крещения и сорокадневного поста в Иорданской пустыне, намереваясь идти из Иудеи в Галилею, встретился с Филиппом и сказал ему: гряди по Мне (Ин.1:43). Филипп безмолвно последовал за Господом, и с этой минуты сделался неотлучным последователем и ревностнейшим учеником Господа. По призвании своем Филипп тотчас привел к Иисусу Христу друга своего и, по мнению некоторых, прежнего своего учителя Нафанаила, который, увидев Спасителя, первый исповедал Его Сыном Божиим, Царем Израилевым (Ин.1:45–49). Спустя три дня после сего Филипп был на браке в Кане Галилейской, где сотвори начаток знамением Иисус и яви славу Свою: и вероваша в Него ученицы Его (Ин.2:2–11). Чрез год Спаситель из множества учеников Своих избрал Филиппа в число ближайших и неразлучных двенадцати Своих Апостолов (Мк.3:14–18). Желая напитать в пустыне более пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами и явить Свое Божественное всемогущество, Господь спрашивал Филиппа, искушая его: чим купим хлебы, да ядят сии (Ин.6:5–7). По извещении Иисуса Христа Ап. Филиппом об Еллинах, желавших видеть Спасителя, Господь предрек о Своей крестной смерти, которая прославит Его и привлечет к Нему всех, и в знамение истины слов сих Бог Отец всенародным гласом Своим свидетельствовал: и прославих и паки прославлю (Ин.12:21–33). А по вопрошению Ап. Филиппа о Боге Отце: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам, Господь открыл, что Он есть единосущен Богу Отцу. Не веруеши ли, яко Аз во Отце и Отец во Мне есть? Веруйте Мне, яко Аз во Отце и Отец во Мне есть. Открыл также и о Св. Духе Утешителе, Которого Отец даст, и да будет с верующими в век; и ο любви единосущные Троицы к верующим: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам (Ин.14:8–21).

По вознесении Иисуса Христа и по сошествии Св. Духа, Ап. Филипп проповедал Евангелие в странах Азии и Африки. Поприще своего служения Филипп начал на своей родине. Проповедуя в Галилее, он встретил однажды женщину, которая несла мертвого ребенка и неутешно плакала. Апостол Христов вспомнил Христову заповедь – воскрешать мертвых (Мф.10:8), сжалился над бедною матерью и воскресил ее дитя. Женщина со воем домом приняла св. крещение.

Из Галилеи св. Филипп предпринял путешествие в Елладу. Проповедуя Евангелие и исцеляя больных, он в одном Ионийском городе воскресил еще мертвеца и сим чудом обратил ко Христу множество Еллинов. Крестив многих в городе и поставив Наркисса епископом, св. Филипп отправился в Парфию; благовествовал в Кандакийских городах Аравии. Из Аравии, может быть, св. Апостол Филипп путешествовал для проповеди Евангелия в Африку, о чем упоминается в церковной службе, составленной в IX веке св. Феофаном Никейским. В Африке Апостол Филипп обратил ко Христу жителей Ефиопии – нынешней Нубии. «Ефиопия ликовствует, – говорит Богомудрый песнотворец, – яко венцем красуема тобою, просветившися светло торжествует память твою, Богоглаголиве Филиппе». Морем Ап. Филипп отплыл к Азоту. Ночью поднялась страшная буря и грозила кораблю неминуемою гибелью: святой вооружился молитвою, и тогда в глубоком мраке показался на воздухе светозарный крест, рассеялась тьма, и буря утихла. Прибывши в Азот, святой Филипп обратил к вере дом Никоклида, исцелив дочь его Харитину от глазной болезни.

Из Азота благовестник Господень прибыл в Сирийский город Иераполь. Проповедуя здесь имя Христово безбоязненно, он подвергался опасности лишиться жизни, но, хранимый силою Божиею, вместо того обратил к вере сперва знаменитого гражданина Ира с домом и соседями, потом градоначальника Аристарха, наконец, воскресив Феофила от мертвых и заставив его рассказать народу, что он видел за гробом, – святой весь город привел ко Христу и поставил Ира епископом Иераполя.

Прошед Сирию и всю верхнюю Азию, Апостол Филипп отправился в земли Мало-Азийския – в Лидию и Мизию, повсюду обращая заблудших к познанию Бога истинного. В Малой Азии св. Филипп имел утешение встретиться со св. Варфоломеем, и с этих пор два Апостола Христова, сопровождаемые еще сестрою Филиппа, девицею Мариамою, совокупно продолжали подвиги Апостольские и чудодейственные, служа спасению рода человеческого и вместе перенося многие от неверных напасти и скорби: «биеми, и в темницах затворяеми, и камением побиваеми».

В Малой Азии Господь послал Своим подвижникам новое утешение: они встретились с возлюбленным учеником Христовым, Иоанном Богословом, и все отправились во Фригию и прибыли в другой Иераполь, город Фригийский. Ha основании древних преданий, церковный историк Никифор Каллист Ксанфоиул повествует следующее об Апостольских подвигах Ап. Филиппа: «Филипп вместе с ап. Варфоломеем получил в удел, для озарения светом Евангельского учения, Сирию и Верхнюю Азию. Положивши основание веры во Иисуса Христа во всех городах, принадлежавших к сим областям, они построили здесь храмы, рукоположили пресвитеров и епископов. Филипп же, прошед все города Азийские, прибыл в Иераполь Фригийский, город богатый и знаменитый и совершенно соответствующий своему имени. Жители этого города столько преданы были идолопоклонству, что даже, заключив в капище некоторую ехидну, нечистую, ядоносную и кровожадную, чтили ее со всем великолепием и торжественностию, подобающими Божеству, и приносили ей жертвы. Но лишь только прибыл в этот город Апостол с сестрою своею Мариамою, которая, дав обет девства, сопровождала брата своего в его Апостольских странствованиях, в нем тотчас прекратилось служение идолам, попрана сила и гордость обитавших в них демонов. Боготворимая жителями Иераполя ехидна изгнана была из своего обыкновенного жилища и исчезла, как бы от горящего пламени; чтившие ее покрылись стыдом и досадою».

В Иераполе был известный всему городу сорокалетний слепец Стахий. Апостолы Христовы даровали ему зрение; Стахий крестился. Чудо, совершенное над ним, привлекло к Апостолам множество других недужных; Апостолы всех исцеляли и вместе учили. Оттого множество народа уверовало во Христа, и между прочими жена градоначальника Никанора. Укушенная змеею и находясь при смерти, она, в отсутствие мужа, велела нести себя в дом Стахиев к Апостолам. Получив исцеление, она приняла от них и веру Христову. Когда Никанор возвратился, слуги донесли ему, что жена его сделалась христианкою, быв научена некоторыми пришельцами, обитающими в доме Стахия. Разгневанный идолопоклонник приказал сжечь дом Стахиев, а Апостолов схватить. Влачимые по улицам, терпя побои и ругательства, благовестники спасения брошены в темницу; потом приведены были в суд. Жрецы горько жаловались на опустошение идольских капищ, произведенное Апостолами обращением язычников ко Христу. По сей причине правитель Иерапольский осудил Филиппа и Варфоломея на распятие. Святому Филиппу провертели ноги и, распяв на кресте головою вниз, повесили высоко на древе, против капища ехиднина. Варфоломея в прямом положении распяли на дереве. Святые страдальцы, преданные мучениям, молились Богу, и внезапно на значительное расстояние разверзлась земля и поглотила множество народа, отчего весь город пришел в величайший ужас и смятение. Увидев явную погибель, все оставшиеся невредимыми сочли это бедствие небесным гневом и Божиим наказанием за поношения и муки, которые они причинили святым служителям Христовым, и немедленно приняли веру во Христа Иисуса. Тогда св. Варфоломей снят был с древа казни, и предал погребению св. Филиппа, бестрепетно и мужественно окончившего в мучениях свою жизнь. Св. Филипп скончался в глубокой старости: св. Поликарп, епископ Смирнский, обратившийся в христианство не ранее 80 года по Рождестве Христове, по свидетельству Евсевия, основанному на словах св. Поликрата, был учеником Апостола Филиппа; он скончался около 98 года по Рождестве Христове. Евсевий, упоминая о месте погребения св. Апостола Филиппа, говорит: «в Азии погребен великий началовождь, имеющий воскреснуть в последний день». По словам св. Златоуста, христиане, жители города Иераполя, приписывали благоденствие свое непрестанным чудесам, совершавшимся силою мощей св. Апостола Филиппа. Феодорит в своей истории пишет, что в 394 году св. Евангелист Иоанн Богослов и св. Апостол Филипп явились в белых одеждах благочестивому императору Феодосию I утром того дня, в который он должен был сразиться с войсками тирана Евгения, и обещали ему победу над врагом. В IX веке Феофан и Византий написали некоторые хвалебные песни св. Апостолу Филиппу, поемые ныне православною Церковию в день, посвященный памяти сего Апостола.

Прославляя Апостола Филиппа, Церковь называет его учеником, другом Господа и подражателем страданий Его. Паримии в день Апостола Филиппа произносятся те же, какие и в день св. Апостола Андрея Первозванного; Евангелие на утрени то же, какое и в день Апостола Петра и Павла. Чтение Апостола на литургии то же, какое и в день св. Апостола Андрея Первозванного; а чтением Евангелия Церковь благовествует о призывании св. Апостола Филиппа (Ин.1:43–51).

По имени св. Апостола Филиппа называется пост пред праздником Рождества Христова, начинающийся 15-го ноября.

Около 560 года мощи св. Филиппа перенесены в Рим и положены во храме, посвященном Апостолам Иакову и Филиппу, память же сего последнего празднуется Римскою Церковию 1-го мая. Одна рука св. Апостола, оставшаяся в Царьграде, 4-го марта 1204 года перенесена была во Флоренцию; Греческий император Мануил Комнен даровал ее, как святой и драгоценный залог, племяннице своей Марии, когда в 1167 году выдавал ее в замужество за Иерусалимского короля Амория, брата и преемника Балдуина III, из дому Анжуйского.

Св. Григория Паламы, митрополита Солунского

Святитель Григорий, живший в ΧΙV веке, родился в Константинополе от благородных и благочестивых родителей. 20-ти лет оставив мир, он принял иночество в одной из обителей Афонских. Проводя жизнь весьма благочестивую, он сподобился откровений Божественных и имел от Бога дары исцеления. Возведенный в сан священства, св. Григорий, совершая тайны Божии, приводил предстоящих при его священнодействии в умиление и слезы. Современники, удивляясь добродетельному житию Григория, нарицали его Богоносцем. Особенно великую услугу Церкви оказал Григорий обличением лжеучителей, отвергавших православное учение о духовном благодатном свете, осиявающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, как на Фаворе, и в лице Моисея после собеседования его с Богом на Синае (Исх.34:29–30, 35); таковы лжеучители были Варлаам, монах Калабрийский, и Акиндин. Варлаам и его последователи, думая, что свет, виденный на Фаворе, есть творение, а не свет присносущный, как говорит Церковь, утверждали, что никакою молитвою нельзя достигнуть внешнего осияния небесным светом; что общая Отцу, Сыну и Святому Духу благодать и свет будущего века, коим праведники просветятся яко солнце, как это предпоказал Христос, просияв на горе, и что вообще всякая сила и всякое действие Триипостасного Божества относятся к кругу сотворенного, и таким образом нечестиво рассекали одно и то же Божество на созданное и несозданное, а тех, кои сей Божественный свет и всякую силу, всякое действие с благоговением признают несозданным, называют двоебожниками и многобожниками. Считая же заблуждением веру Афонских пустынников в созерцание света Божия телесными очами и приготовление к тому чувственным образом, Варлаам принес на них письменную жалобу Константинопольскому патриарху Иоанну XIV Калекасу (1341–1347). Посему для утверждения православия созван был в 1341 году в Софийском Константинопольском храме, под председательством патриарха, собор из многих епископов, на котором Палама своими огнедохновенными словами так обличил заблуждение Варлаама, что посрамленный лжеучитель удалился в Италию, оставив, впрочем, после себя плевелы своего лжеучения, которые после него рассевал и возращал инок Акиндин. Против Акиндина в Константинополе собрали новый собор, на коем ревностный защитник православия – св. Григорий еще более обнаружил заблуждение Варлаама и Акиндина, защищая учение о Божественном свете.

«Напыщенные мирскою и тщетною мудростию, говорил святитель, и не внимающие мужам опытным в духовном учении, когда слышат о свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном Апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное; почему и сей невещественный, незаходимый и вечный свет, превышающий не только чувства, но и всякий ум, низводят до чувственного и сотворенного света, хотя и Сам просиявший светом на Фаворе ясно показал, что этот свет не сотворен, назвавши его Царством Божиим (Мф.16:28). Царство же Божие ужели есть что-либо сотворенное и служебное? Неужели Господь восприял на горе какой-то иной свет, которого дотоле не имел? – Да удалится от нас сие хуление; потому что кто думает так, тот должен признать во Христе три естества, т. е. Божеское, человеческое и оного света. Итак, веруем, что Он явил в преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который скрыт был у Него под завесою плоти: сей же свет был – свет Божеского естества, поэтому и не сотворенный, Божественный. Так и по учению Богословетвующих отцов, Иисус Христос преобразился на горе, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего дотоле не имел, но показавши ученикам Своим только то, что у Него уже было. Да и для чего Господь пред началом преображения избирает главнейших из лика Апостольского и возводит их отдельно на гору? Конечно, для того, чтобы показать им нечто великое и таинственное. Что же особенно важного и таинственного в показании чувственного света, который обильно имели уже до того не только избранные, но и остальные Апостолы? Как можно славу и Царство Отца и Духа Святого поставлять в каком-то чувственном свете? Ужели в подобной славе и царстве приидет Христос и в скончание века, когда не будет нужды ни в свете, ни в воздухе, ни в пространстве, ни в чем-либо подобном, но когда, по свидетельству Апостола, Бог будет всяческая во всех (1Кор.15:28), т. е. будет заменят все для всех? Если же все, то следовательно и свет. Ясно из этого, что свет Фаворский был свет Божества. И Евангелист Иоанн, наученный Божественным откровением, ясно говорит, что будущий вечный и пребывающий град не будет требуя солнца и луны, да светят в нем: слава бо Божия просвети его и светильник его Агнец (Апок.21:23). Не Того же ли Иисуса показывает он ясно здесь, Который ныне на Фаворе божественно преобразился и Которого плоть сияла, как светильник? Равным образом и о обитателях того града Богослов говорит: не потребуют света от светильнта, ни света солнечнаго, яко Господ Бог просвещает я, и нощи не будет тамо (Апок.22:5). Но какой же есть другой свет, у которого несть пременения или преложения стень (Иак.1:17)? Какой есть свет непреложный и незаходимый, как не свет Божества?»

За св. ревность в утверждению учения Православной Церкви св. Григорий от священного собора и императора убежден был принять рукоположение во архиепископа Фессалоникийского, и около тридцати лет пас Солунскую Церковь. Вскоре по преставлении его, он за свою святость прославлен был Церковию. В ΧΙV же веке, в котором он жил и преставился, Константинопольский патриарх Филофей (1362–1365) изложил житие его и последование церковной службы в память его.

† Память о благоверном царе Управде Юстиниане

И в Константинопольском месяцеслове и в Славянском прологе в 14 день ноября чтится память о благоверном царе Юстиниане233.

Славный император Греческой империи был чистый Славянин, и по отцу и по матери. Сын Истока и Бегленицы, Управда родился близ Средца (Софии) в поселении Ведряне, Славянском по самому названию. Возвысился он при покровительстве дяди своего импер. Юстина. Последний сам был земледельцем поселения Ведряны и пешком, с одним тулупом на плечах, пришел в Константинополь; впоследствии перевел он сюда жену свою сестру ее Бегленицу, мать Управды, и племянницу Бегленицу234. Ясно что Управда – не только Славянин, но и потомок Славян – старожилов Фракии и Иллирии, которых однако считали явившимися во Фракии только в VII веке235.

После дяди императора Управда, «принявший имя Юстиниана», имя правительственного Латинского языка, возведен был на императорский престол. Славянский император Византии, любовию к правде, сочувствием к человечеству, пробудил стихии мысли и жизни, уже засыпавшие в государстве. Без уважения нельзя вспомнить о государе, который потребовал от задунайских дикарей – не оскоплять пленных и для выполнения этой одной мысли начал войну. Это то же, что требование, предъявленное Карфагену, не приносить человеческих жертв. Христианская империя Востока при Управде прославилась победами. Персия энергически удержана в ее пределах; Африка вырвана у Вандалов, Италия – у Вест-готов. Но кто были лучшие полководцы Юстиниана? откуда набирались лучшие войска его? Лучшие полководцы – Славяне, а лучшие войска – войска Славянских племен. Победитель Готов и Персов Величар родился в Дардании, откуда вышел и императорский дом и где проповедовал св. веру святитель Никита236. Конницу Величара составляли «Славяне и Анты», говорит Прокопий. Отдельным конным корпусом, в войне с Персами, начальствовали Доброгост и Всегорд, «оба варвара, говорит гордый Грек, но вожди Римских полков». В войне с Готфами-Немцами военные начальники у Величара Кутило Фракисц, Гудило Фракиец, предводитель Иллиров, Фракийцы – Баба и брат Бузы, Ванила. На Дунае оберегал империю Хвалибуд, приближенный человек, отличный воин», которого император в 530 г. сделал главнокомандующим Фракии. «Хвалибуд нагнал такой страх на Гуннов, что они более не смели преступать Дуная», тогда как прежде того Гунны и Славяне едва не каждый год вторгались с опустошением237. Сам Управда писал: это дело признанное, что если кто назовет только Фракию, то тотчас соединяется с словом мысль и о мужестве, и о массах воинов, и о храброй отваге. Всему этому родина – страна та238.

Полное собрание Римских гражданских законов, лучший памятник древнего образованного мира, составлено было под надзором Управды. – Так спасена была для поздних времен праводатная мудрость Рима, иногда и вредная для новых народов, но чаще полезная уроками отчетливой опытности.

Император дорожил христианскою верою, понимая высоту и благотворность ее. Он то подвергал строгому преследованию язычество и особенно в аристократах ума и власти, то привлекал язычников к св. вере благодеяниями любви239. Потому не сомневаемся, что он старался как об укреплении чистой веры между Славянами, жившими в империи, так и о приведении ко Христу тех, которые решались жить в империи. Три предводителя Славянских дружин, воевавших с империею, назывались Андрагость, Арсагисть, Пирогость, т. е. соединяли с Славянским гостем христианские имена: Андрей, Арсений, Петр240. Постановление собора 691 г. строго подтверждает не праздновать коляды (Calenda vota) и русальев (brumalia) – праздников Славян язычников241. Управда оставил особое установление для Славянских церквей. В 131 новелле он говорил: «епископу первой Юстинианы, родины нашей, быть независимым (αὐτοκέφαλος) И рукополагать епископов Дакий, прибрежной и серединной, верхней Мизии и части другой Паннонии, где находится Rasciensis civitas = город Расция»242.

Св. Церковь чтит память Управды за многое другое.

Им построено было так много прекрасных храмов в честь Божией Матери, Апостолов, мучеников и других святых, что можно думать, говорит историк, будто он всю жизнь свою только одним и занимался, постройкою храмов243. Самые знаменитые постройки его – монастырь с храмом на Синае244 и храм Софии в Цареграде. – Софийский храм, построенный св. Константином, сожжен был во время бунта при Управде. Юстиниан собрал лучших строителей, не щадил никаких издержек на дорогие материалы и создал храм на удивление векам как по размерам храма, так и по богатству и художественному достоинству. Средина здания – четыре столба, расположенные на равных друг от друга расстояниях; столбы из огромных камней, полированных на лицевой стороне. Они соединены арками; над северною и южною арками колоннада, а сверху ее высокое отверстие для света. Купол в поперечнике тринадцати саженей; длина храма – 40 саженей, ширина 36 саженей. Колонны внутренних галерей – мрамор, порфир и серпентин. Алтарь отделялся 12 серебряными колоннами, поставленными попарно, с золотыми капителями. На колоннах висели иконы Спасителя, Богоматери, Апостолов. Четыре стороны престола – золотые доски; верхняя, опиравшаяся на золотых колоннах, слита была из золота, с примесью драгоценных камней. Над престолом серебряная сень. На украшение главного алтаря употреблено 1000 пудов серебра245. Как велик этот храм, можно судить и по числу служителей, назначенных для него Юстинианом. «В великой святой церкви, писал он, должно быть пресвитеров не более 60, диаконов 100, диаконисс 40, поддиаконов 90, чтецов 110, певцов 25; а все число почтенных клириков святой великой церкви должно быть 425 и кроме того 100 придверников»246.

Благоверный император ревностно заботился сохранять чистое учение христианское в Христовой Церкви. В 536 г. он издал повеление петь в великой церкви сочиненную им песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий». И эта песнь повторяется всею Церковию доныне, как осуждение учению Нестория и Евтихия247. В 541 г. издан им указ на имя п. Мины против учения оригенистов. В 545 г. предложил он исповедание веры с осуждением 3 глав. – В 553 г. созван был Вселенский собор248.

Строго преследовал он распутство, столько обыкновенное на Востоке, не забывавшем язычества; пощады не бывало преступникам, как бы высоко они ни стояли249.

Строгости его в отношении к вере и благочестию не проходили ему даром: его осыпали клеветами и ему приходилось терпеть много горького250.

Благочестивый дар проводил великий пост в суровом воздержании и молитве, – не вкушал он хлеба, а довольствовался растениями и водою, и то чрез день и два. Скончался 14 ноября 565 г.251.

† Преподобного Филиппа Ирапского

Вблизи Комельской обители, в селении монастырском, явился отрок Феофил и стал жить у боголюбивых людей, питаясь Христовым именем. Каждый день ходил он в церковь и усердно молился Богу. Его кротость, любовь к молитве, довольство малым изумляли поселян и они привели его к преп. Корнилию. Преподобный спросил: кто он и откуда? Мальчик заплакал, упал к ногам старца и от слез едва мог проговорить: «зовут меня Феофилом, но кто родители мои – не знаю. Я – сирота и скитаюсь, питаюсь тем, что подадут, Бога ради. Смилуйся надо мною, честный отче! прикажи мне остаться в обители и я буду трудиться здесь». Преподобный сжалился над ним и поручил его ризничему; Феофилу было тогда 12 лет. Спустя три года кроткий, послушливый и усердный к молитве Феофил пострижен был пр. Корнилием в монашество и назван Филиппом. Юный инок отдан был под руководство опытного инока Флавиана. По назначению игумена, Филипп трудился то в пекарне, то в кухне, носил дрова и воду, служил старшим, а ночью молился. Видя примерную жизнь Филиппа, братия просили Корнилия удостоить его сана священства, и усердный послушник стал иереем Божиим. Стремясь к высшим подвигам, блаженный Филипп решился искать себе уединенного места для подвигов. Так после пятнадцати лет, проведенных в обители Корнилиевой, отправился он странствовать по пустыням. Он прошел мимо Вологды в Спасокаменский монастырь, отселе пришел в Белозерскую сторону на р. Андогу и в волости Аидогской полюбил в бору место под развесистой сосной. У благочестивого кн. Андрея Шелешпанского, владельца тех мест, выпросил он себе полюбившееся местечко; благочестивый князь радовался тому, что в его имении поселился молитвенник, и после несчастной смерти брата своего отвел блаж. Филиппу землю между большим и малым Ирапом; это в 45 верстах от г. Череповца252. Здесь отшельник поставил себе на первый раз часовню в честь Св. Троицы и потом вместо землянки стал жить в келье. Спустя несколько времени, с помощию благоговейных людей и особенно св. Андрея, построил храм Св. Троицы. Усердные души приносили отшельнику все нужное для Богослужения, а он часто приносил бескровную жертву за спасение своих братий христиан. Много вытерпел он скорбей в пустыне, но твердо молился Господу. Раз пришел к нему благоговейный поселянин Мелетий и, после долгой беседы о душевном спасении, оставлен был ночевать. В полночь, проснувшись, стал он звать старца, но его не было в келии; посмотрев в окно, увидал он: старец стоит у церкви с воздетыми к небу руками, и руки его светились, как свечи. Мелетий рассказывал это потом многим. Так подвизался в пустыни пр. Филипп и приблизился к смерти. Когда стал он немощен ногами, так что не мог ходить в церковь, пришел к нему инок Герман, знавший его и прежде, и выпросил у св. старца дозволение жить с ним. Герман, во время разговоров, расспрашивал старца о прошлой жизни его и тайно записывал, что слышал. Немного времени спустя св. старец сказал ученику: «прошу любовь твою: когда увидишь меня мертвым, не оставь меня валяться на земле, – погреби меня; я дряхл; ныне с тобою, а завтра найдешь меня мертвым». Причастившись св. Таин, св. старец вечером почил мирно; ученик, совершив свое правило, застал уже его умершим. Необлеченный в сан священства Герман не знал, что ему делать. На рассвете вышел из келии, и вот идет к нему старец. Оказалось, что то был священноинок Свирский Иона, слышавший об отшельнике Ирапском и желавший видеться с ним. Св. тело старца погребено было у реки на месте, им самим предназначенном. Преп. Филипп скончался 14 ноября 1527 г., на 45 году от рождения. Вскоре после того на месте его подвигов устроилась обитель, которая назвалась Красноборскою, а по основателю Филипповою. Мощи преподобного почивают под спудом в каменном храме Св. Троицы. Над гробницею его стоит икона его, написанная иноком Феодосием, по видению. Феодосий долго страдал ногою, так что не мог выходить из келии. Он молился об исцелении Св. Троице, призывая в помощь преп. Филиппа. Преподобный, явясь ему во сне, велел написать икону его и осенил его крестным знамением. Пробудясь, Феодосий не чувствовал более никакой боли в ноге, и поручил иконописцу написать икону преподобного с древней иконы, присланной из Москвы княгинею Кривоборскою. Это было при царе Алексие Михаиловиче253.

Обитель преп. Филиппа закрывалась в 1764 г., но потом снова восстановлена в 1792 г.254.

* * *

233

Вершинского месяцеслов стр. 182. Спб. 1852 г. Поклонник святой горы стр. 336. В Греческих минеях назначалось еще 2 ч. августа днем «памяти об имп. Юстиниане», и именно «в храме св. Апостолов», который перестроен был Юстинианом и в котором похоронен был он.

234

Прокопий dе bello Vandalico 2, 24, de aedificiis IV, 1. Лункари (Annal. ragusiani lib. 1, p. 1) прибавляет, что сестра Истока была за Селимиром королем Далматским и Сербским. Бегленица, сестра Управды, была в супружестве за Дульциссимом и ее сын Юстин был императором после дяди. О других родственниках Du-Cange, familiae byzant. p. 97–101. Кодин: «храм св. Прокопия, называемый Бегленицан, построен в Тавре Юстинианом; он построил и много дворцов с именем родной сестры своей Бегленицан. Эта церковь опустошена была огнем и ее воссоздала Антонина, супруга магистра Величара, носившая платье имп. Феодоры, по убеждению самой Бегленицы, с которою жила она по смерти мужа своего». De aedif. const. p. 108, ed. Beckeri.

235

Энгели и прочие Немцы нагнали такую густую тьму на историю Славян, что и доселе еще не совладеют с этою тьмою. То авторитет Энглей, то смешение народности с политическим бытом народа все еще держат Славянистов до 7 в. на левом берегу Дуная; чуть-чуть заглянут раньше того за Дунай, как опять бегут к Кавказу, – Смешно и досадно! См., напр., как робко, как боязненно Шафарик делает заключения из истории Управды. Славян. древн. III, 257–261. И до чего доводило это Шафарика? в одном месте в Управде, его родне, его полководцах признает он Славян, а в другом (III, 393) пишет: «в средине треугольника (по Фракии и Иллирии) находились тогда (до 7 века) праотцы нынешних Валахов (по Шафарику Кельтов) и Албанцев, остатки древних обитателей Фракии и Иллирии». Ведь тут и противоречия себе самому и противоречие действительности осязаемой. Как в языке Фракийцев видны Славянские слова (Управда, Бегленица, Ведряна и пр.), так в языке Волохов доселе звучат Латинские слова, обличающие в Волохах колонистов Римских. Точно также в языке Албанцев, древних Скордисков, много слов Французских, или древних Галлов (Чертков о переселен. Фракийцев во времен. общ. ист. X, 79–81), тех самых, которых за полтора столетия до рожд. Хр. часть ушла в малую Азию и образовала там Галатию.

236

См. июня 22 д.

237

Прокопий de bello gothico III, 14. Агафий III, 6. Раич 1, 157–159. O Кутиле и Гудиле Прокопий de bello goth. III, 30. O Бабе II Баниле ibid. IV, 9. В 537 г. к Величару в Рим послано 1,600 Антов и Славян из живущих оседло по Дунаю и потом 800 Фракийцев (ibid. 1, 27; II, 5); в 544 г. в Италии было 400 Фракийцев (ibid. III, 6). Фракиец из племени Бесов (de bello goth. 1, 5; II, 26). В 575 г. патриций Оногост: в 592 г. полководец Татимир (Шафарика древн. III, 250, 256, 257). Кроме личных имен Фракийских, названия городов, местечек, крепостей Фракии, Македонии и Мизии, проводимые Прокопием, ясно и без всякой натяжки указывают на свое Славянское происхождение... Таковы, напр., Берзана, Врачишта, Дебре (ныне Дебрь), Долибин (ныне Дулебин), Каведа (ныне Кавица), Клесвестита (Клештевида), Лабуда (ныне Лабица), Милетис (Милида), Мтлареки, Стреден и пр. De ædif. ed. venet. p. 437.

238

Justiniani novella 26. Так отзывался об услугах Фракийских Славян империи император – Славянин. А вот отзыв и современного ему Грека о Славянах: «о проклятом народе Славян и об опустошении, которое совершили они», – так говорит историк монофизит Иоанн Ефесский. Die Kirchen – Geschichte d. Iohannes von Ephesus s. 215, 255. München 1862.

239

Theophani chronicon ad an. 522 (531 Isdeler chronol. 2.458), Прокопий arcon. c. XI p. 90, хрон. Малалы 2, 184. Codex Justiniani lib. 1, tit. XI. Юстиниан преследовал (545 г.) язычество преимущественно в столице и в Малой Азии; в Азию посылал он с полномочием своим Иоанна Ефесского епископа, мовофи8ита; последний заставил до 70 тысяч язычников принять христианство, а Юстиниан построил для обращенных до 90 церквей. Kirchengeschicthe Iohannes von Ephesus, Munchen 1862. Assemans orienth. biblioth. s. 210. При Юстиниане добровольно приняли христианство Герулы, Донские Готфы и Авасги. Евагрия ист. IV, 20. 22. 23.

240

Theophani chron. p. 215. 228.

241

Шафарика древн. т. 2, кн. 1, стр. 294. См. июня 22 д.

242

Мысль 131 новеллы повторяет Прокопий de aedif. IV, 1. Весселинг (in Synecdemum p. 432. 433) считает Ведряну за первую Юстиниану. То же – Лингельталь у Куника в Зап. акад. V, 258. 259. Право Ведряны перенесено потом в Охриду, и ее стали называть первою Юстинианою. О храме Расы (ныне новый Пазар) Серб. летопись: «крещен бысть (Неемани) – в храме святых Апостол Петра и Павла, иже создав св. Апос. Титом на подобие кумирниц ондашних». Гласник V, 29.

243

Прокопий de aedific. lib. 1, c. 3. У Прокопия (Opera omnia, gr. lat. in 2 vol. Paris 1662) упоминаются храмы: Акакия Aed. 15. Апостолов Aed. 13. 95. Богородицы множество храмов Aed. 11. 12. 17. 21. 49. 58. 102. 105. 107. 111. 112. 114. 117. Ор. 592. Агс. 11.216, в том числе при живописном источнике (Du-Cangii Constant, p. 183. 184), Вакха Aed. Варфоломея Aed. 13. 35. Георгия Aed. 58. Иоанна Евап. Aed. 9. Иоанна Пред. Arc. 21. In Aed. 22. Кирилла Aed. 83. Козмы op. 226. Лаврентия Aed. 17. Мины Aed. 22. Михаила apx. Aed. 22–23. 49. 99, op. 113. Arc. 48. Мокия Aed. 15. XL мучеников Aed. 18. 58. Павла Au. op. 596. Пантелеимона Aed. 22. Платона Aed. 15. Сергия Aed. 13. 44. Симеона op. 26. Трифона Aed. 18. Юлиана op. 111. Фалалея Aed. 107. Феклы Aed. 15. В Слав. прологе сказание о благов. Юстиниане ограничивается известием о Софийском храме и о праздниках, будто бы установленных Юстинианом. Последнее известие взято из Георгия Амартола, но с переменами: а) в прологе не сказано о празднике Сретения, тогда как установление Юстиниана относилось собственно к этому празднику: «Сретение, говорит Георгий, перенесено и начало праздноваться 2 февраля, бывшее прежде 14 того же месяца». б) У Георгия затем говорится: «свят. Златоуст так говорит: Бог совершил все дела Свои и, как написано, успокоился в 7 день... И вочеловечившийся Бог предал нам праздники Своего домостроительства по числу дней творения мира». – Этого нет в прологе, как и слов, следующих за перечислением праздников: «так говорит Златоуст». Оттого изменился смысл всего сказания. Впрочем, надобно заметить, что слова, приводимые у Георгия под именем Златоустовых, взяты из 4 слова на Вознесение, давно признанного подложным (op. Chrysostomi III, 946. 947). в) В прологе прибавлен праздник Благовещения (Хроника Георгия, стр. 527. 528. Спб. 1861 г.).

244

Прокопий de aedific. V, 8. Синайские надписи в путешествии о. Порфирия стр. 244. 294. Повествование п. Евтихия о строении Синайского м. в прим. к гл. 120 Луга дух. Мосха, М. 1853 г.

245

Описание Софийского храма у Евагрия ист. цер. IV, 31, у Прокопия в первой главе первой книги сочинения: о постройках Юстиниана, отдельно изданной с примечаниями Комбефизом: Manipulus originum constant. Paris. 1664. Procopii libri VI de aedificiis conditis vel restavratis auspicio Justiniani, gr. lat. Paris. 1663. Оно же в собрании Византийских историков. Павел Силенциаий описал Софийский храм стихами. Описание издано: Pavli silent, descriptio s. Sophiae ed. Becker Bonnae. 1837. Здесь же Дю-Канжево и Бандуриево описание храма.

246

Justiniani novella 3 praefat. с. 1.

247

Обзор песнопевцев Греческой Церкви, § 30. Георгия Амартола хроника, стр. 526. Спб. 1861 г.

248

Евагрия ист., стр. 202. 203. 237. Гликаса хрон. р. 341. Если Юстиниан, будучи уже 80 лет, подписал эдикт о нетлении тела Христова (Евагрия ист., стр. 242. Георгия Амар. хрон., стр. 548), то это было следствием физического ослабления сил его, независимого от его воли. Уже о делах 558 г. Менандр писал: «телесная сила и здоровье государя уже не были так цветущи, как в ту пору, когда, быв молод, он взял в плен Гелимера Вандала и Витигия Готфа. Он был уже стар и та твердость и воинственность превратились в любовь к покою». Девкипп – Менандр, стр. 322, Спб. 1861. Печальный эдикт остался не исполненным, по милости Божией к искреннему для добра старцу, почившему вслед за приготовлением эдикта.

249

Феофана хроногр. (в Русск. перев.) стр. 134. 135. Георгия Амар. хрон. р. 540. 541.

250

Прокопий в сочинении: Anecdota описывает (562 г.) двор Юстиниана и самого Юстиниана черными красками. Но тайный язычник излил тут желчную злость свою на искреннего христианина и за-знаемо клеветал на него. Это доказал современными свидетельствами издатель анекдотов Эйхель: Procopii anecdota, gr. lat. Helmstadii 1664.

251

Du-Cangii familiae, byzant. p. 96. Прокопия Arcana p. 25. 41.

252

Свед. о монаст. 389.

253

Ркп. житие преп. Филиппа, написанное со слов тех, которые читали Германово жизнеописание, сгоревшее во время нападения Ляхов.

254

Ист. иер. 6, 594–596. Сведен. о монаст., стр. 389.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Ноябрь. – 414, IV с.

Комментарии для сайта Cackle