Источник

31-е

Святого священномученика Ипатия чудотворца, епископа Гангрийского

Ипатий был епископом в Гангре, в Пафлагонии; славен был добродетельной жизнью и чудотворениями. На возвратном пути с первого Вселенского Собора убит еретиками в 326 году в Галатии, но мощи его перенесены верными в Гангры. – В честь этого святого находится в Костроме знаменитый по историческим воспоминаниям Ипатиевский монастырь, основанный в 1330 году татарским мурзой Четом, в крещении Захарией, в благодарственное воспоминание чудесного явления ему Богоматери с предвечным Младенцем и с предстоящими в молитвенном положении Апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Это было, когда мурза на пути в Москву остановился близ Костромы для отдыха.

Святых Авды епископа и Вениамина диакона, пострадавших в Персии

Авда, епископ Сузы, за распространение веры и сожжение капища огню обезглавлен в 418 году, а Вениамин по ходатайству Римского посланника отпущен с условием не распространять христианства между Персами. Но признавая это условие противным совести, он продолжал обращать неверных и пострадал через три года после Авды (в 421 году).

† Преставление святого Ионы, митрополита Всероссийского и чудотворца

«Путь праведных, как сияние света, более и более рассветает до самой средины дня» (Притч.4:18). Такова была жизнь святого Ионы, митрополита всей России278.

Родясь близ Солигалича, блаженный 12 лет постригся в одном из Галичских монастырей, или как писал о нём великий князь Василий, «от младенчества жил в добродетельном житии»279. Впоследствии пришёл он в Симонов монастырь. «Тогда здесь были, пишет преподобный Иосиф, великие старцы, – Варфоломей эконом, Иоанн златый и Игнатий иконописец; видя, что монастырские обычаи изменяются, не молчали они о том, а возбраняли то, и не дозволяли быть бесчинию и мятежу, за что переносили много скорбей и горестей от тогдашних архимандритов, особенно же блаженный Варфоломей, которому самодержцем великим князем Василием Дмитриевичем вверено было хозяйственное управление. Настоятели в гневе не раз хотели бить его палкой, но удерживались опасением перед державным. Блаженный Варфоломей непрестанно заботился о монастырском порядке, сперва духовном, потом телесном; везде обходил и смотрел на монастыре, в трапезе, в поварне, в хлебне, на дворах, в кельях, и если где видел беспорядок, не молчал о том, а сперва говорил кротко и с любовью, потом непокорных удерживал строгими выговорами и не хотевших отставать от своего худого обычая выгонял из обители»280. Вот под влиянием каких наставников и какого благочиния жил в Симонове блаженный Иона. Он пребывал здесь, в непрерывных трудах, в суровом посте, молитве и чтении слова Божия, проходя разные послушания. В таких подвигах дух его восходил от совершенства к совершенству. Раз святитель Фотий, посетив Симонов монастырь, нашёл в пекарне монастырской инока Иону спящим; на лице его видно было изнурение от трудов души и тела, а правую руку держал он на главе «согбепну, яко благословляше ею»; и святитель сказал окружавшим: «знайте, дети, сей инок будет великим святителем земли Русской, приведёт многих неверных к истинному Богу и наконец будет поставлен пастырем и учителем самому царствующему граду Москве»281.

Строгая жизнь и твёрдое знание учения святой Церкви доставили блаженному Ионе такое уважение общее, что он посвящён был в Рязанского епископа, а когда скончался святитель Фотий (в июле 1431 г.), собор и великий князь поручили ему управлять и делами митрополии. Таким образом Иона, Рязанский епископ, уже в начале 1433 года действовал как «наречённый на святейшую митрополию Русскую»282. Как Рязанский архипастырь, святой Иона действовал с Апостольской ревностью против суеверий и зловерий обширной Рязанской страны. В Рязанской епархии, заключавшей тогда, кроме Мурома и Рязани, части нынешних Воронежской и Тамбовской епархий, было много язычников и магометан. Святитель обратил ревность на распространение святой веры и «многия тамо неверные, к Богу обратив, крести». Блаженному пастырю приходилось и сильно скорбеть за Рязанскую свою паству. При нём (1444 г.) царевич Мустафа ограбил волости Рязанские. Застигнутый жестокой стужей, он погиб с ордой своею под мечами Московского войска; но и это ненадолго порадовало. Спустя несколько месяцев татары Золотой орды мстили за царевича опустошением Рязанской украйны283.

Решение человеческое быть св. Ионе митрополитом России не скоро исполнилось, по длинному ряду препятствий. Все признавали его достойным высокого звания, все желали ему сего звания; и однако не скоро пришло время, когда св. Иона стал митрополитом. Конечно такое положение не легко было блаж. Ионе. – Но св. пастырь является всегда с молчаливой покорностью промыслу Божию и всегда с твёрдой верностью внушениям совести. В 1433 г. возвратился из Царьграда митрополитом Герасим, епископ Смоленский; но он жил недолго († 26 июля 1435 г.)284. Великий князь Василий отправил было Рязанского архипастыря для посвящения в митрополита в Царьград; но там уже назначен и посвящён был Исидор. Константинопольский собор сказал тогда же св. Ионе: «а что воля Божия о Сидоре промыслит, или смертию скончается или иначе что ся о нем станеть: и ты Иона, епископ Рязанский, готов, благословен на той великий престол Киевский и всея Руси»285. Соборное осуждение предателю православия Исидору подписано было и святителем Рязанским286. Великий князь приготовил было (1441 г.) послов и грамоту к императору о том, чтобы отныне разрешено было собором православия избирать и поставлять в России митрополита; но слухи об изменах православию в Царьграде заставили воротить посла с дороги287. А между тем гражданские волнения, поднявшиеся в России, ещё надолго отодвинули исполнение решения о митрополите. Великий князь Василий, захваченный Димитрием Шемякой, был ослеплён (16 февр. 1446 г.) и заточён в Углич. Рязанского епископа, пользовавшегося общим уважением, тот же Шемяка вызвал в Москву; обещая свои милости детям несчастного Василия, а блаж. Иону принимая с почётом как митрополита, Шемяка убедил св. старца взять из Мурома малолетних князей на свою епитрахиль. Св. Иона доставил их Шемяке, и тот заставил его же самого отвезти их в Углич, где заточён был их отец. По воле Шемяки святитель жил после того в Москве на митрополичьем дворе, но твердил Димитрию: «ты сотворил неправду и меня ввёл в грех и стыд. Тебе следовало выпустить князя на свободу; а ты и детей его засадил с ним в неволю. Ты дал мне своё слово и сделал меня обманщиком». Как ни мало дорожил Шемяка честностью, но не желая казаться бесчестным и жестоким, он объявил свободу Тёмному и дал ему в удел Вологду с Коломной. Спустя 5 месяцев (17 февр. 1447 г.) друзья Василия возвратили ему великокняжеский престол. Шемяка заключил договор с великим князем, но продолжал тревожить Россию властолюбием своим. Тогда собор пастырей разослал против Шемяки грозное обличительное послание. Здесь святитель Иона выставлял в сильных чертах оскорбление, какое нанесено было обманом Шемяки святительскому сану его. «Ты сквернил, говорит послание Димитрию, наши епитрахили своими богомерзкими словами; но надеемся, знаешь и сам, что значат те епитрахили? они – изображение страданий Господа нашего Иисуса Христа, совершившихся при спасительном распятии Его... Епитрахили наши не могут скверниться твоими словами, но ты губишь свою душу»288.

Когда великий князь Василий утвердился на своём престоле, обратились к делу о митрополите. Из Константинополя не ожидали более ничего: там, как узнали, в Софийском храме поминают папу. Собор Русских пастырей на основании Апост. правила и 4 пр. Никейского собора, по примеру времён Ярослава и Изяслава, определил (дек. 1448 г.) посвятить Иону в митрополита всей России289.

Первой заботой нового митрополита было остановить тревоги и кровопролития, причиняемые Шемякой и его мятежными друзьями. Святитель окружной грамотой призывал всех, увлечённых на сторону Шемяки, искать прощения у законного государя России и не губить душ своих кровопролитием и враждой; иначе грозил тем, что затворит для них храмы Божии290. Шемяка волновал Россию. Великий князь повёл войска против Шемяки, святитель отправился вместе с великим князем и с собором епископов – убеждать клятвопреступника лично. Некоторые из сторонников Шемяки отстали от него; Шемяка смирился, дал грамоту мировую с проклятиями против себя. Но потом удалился в Новгород и там поднял волнение против великого князя. Св. митрополит не раз посылал и туда грамоты и послов с увещаниями Новгородцам; наконец смерть (1453 г.) прекратила смуты неукротимого властолюбца291.

Другим предметом забот святителя было соединить епархии юго-запада под управление одного митрополита. Это было нужно особенно в виду опасностей со стороны происков папизма. Святитель (в 1449 г.) принял участие в мирных сношениях великого князя с королём Казимиром и утвердил своим благословением договор их. Король с своей стороны изъявил согласие на подчинение святителю Ионе православных епархий Литовского княжества и звал самого Иону в Литву для личного свидания292. Святитель просил Киевского князя Александра Владимировича о содействии исполнению обещаний короля293. И в начале 1451 г. сам отправился в Литву. Король сдержал своё слово и выдал святителю грамоту на управление Киевскою митрополией294. При таком положении своём св. Иона немедленно вытребовал к себе Владимирского епископа Даниила, посвящённого Исидором, заставил его отречься от согласия с Римской Церковью и дать обязательство сохранять верность св. православию, после чего отпустил его в свою епархию295. Он также назначил наместников своих для городов, непосредственно зависевших от Киевской митрополии (Киева, Вильны, Новогрудка и Гродна) с правами выдавать одобрительные грамоты ищущим духовного сана, наблюдать за соблюдением церковных постановлений, судить виновных, управлять церковными имениями и собирать с них доходы296.

В то самое время, как добрый пастырь собирал и приводил в порядок расточенное стадо своё, в Москве готовилась ему тяжкая скорбь. Едва возвратился он в Москву, как к ней (1451 г.) подступил сын Седиахмета с Ногайскими хищниками. Великий князь выехал из столицы, чтобы собрать более сил на помощь ей и вверил охранение её св. Ионе и боярам. Неприятель (2 июля) зажёг предместья Москвы. Пастырь добрый под зноем страшного пожара, в облаках дыма, совершал крестный ход по стенам Кремля. Татарские стрелы свистали, и один инок Чудова монастыря. Антоний, любимый святителем за строгость жизни, едва успел сказать, что Господь для молитв святительских спасёт город, как пал, пробитый стрелой. По молитвам святителя, ветер, гнавший дым и пламя на Кремль, утих. К вечеру того дня осаждённые делали вылазку, а на утро уже не было неприятеля под стенами Москвы, – он бежал, бросив все тяжести. – Святитель сам совершил погребение павшему иноку. После другого нашествия Седиахмета, который хвалился поработить Россию, но был прогнан сыном великого князя, святитель устроил при Успенском соборе храм в похвалу Божией Матери. В то же время у западных врат Успенского храма заложил он «палату каменну» с Церковью Положения Ризы Богоматерней; это – новый дом Русских первосвятителей, бывший прежде того у Боровских ворот при храме Предтечи. – Надежды святителя на Господа были так тверды, что он обещал великому князю вслух всех близкую независимость России от татар; не будут, говорил он, Русские князья ходить в орду нечестивую на поклон297.

Святитель Божий старался насаждать в пастве своей искреннее благочестие и искоренять дурные привычки то увещаниями и распоряжениями пастырскими, то помощью гражданской власти. – Вот что писал великий князь в грамоте 1453 г. своим сельским чиновникам: «отец мой, митрополит Иона, говорил мне, что наши люди ездят незванные в митрополичьи сёла на праздники, пиры и братчины и на этих пирах бывают убийства, воровства и другие худые дела. И я, великий князь, дал митрополиту грамоту, чтобы в его сёла не ездили незванные на праздники, пиры и братчины»298. Нравы того времени были дики, и гордость, для которой всегда несносна власть веры, обнаруживалась в самых грубых выходках. В Вышгороде, волости Верейского князя Михаила, десятильник и дворяне святителя прибиты были, до полусмерти. Святитель потребовал от князя, дабы горожане немедленно подвергнуты были наказанию, угрожая в противном случае поразить их церковным отлучением. «Спроси старых бояр своих, писал святитель князю: бывало ли такое неуважение к Церкви Божией и святителям при твоих прародителях и родителях? Тебе известно, что великий князь Витовт, как и теперешний король, и все их княжаты и паны – не нашей веры; но спроси, как они оберегают Церковь и какую воздают ей честь! А эти люди, будучи православными христианами, поносят и бесчестят церковь Божию и нас... Молю тебя, чтобы ты, как православный властитель, защитил от горожан церковь Божию и меня, своего отца и пастыря, дабы вперёд не было ничего подобного. Если не защитишь, то поберегись воздаяния от Бога, я же буду обороняться от них законом Божиим»299. – Жители Смоленска скорбели о том, что их древняя чудотворная икона Божией Матери остаётся в Москве, оставленная здесь последним Смоленским князем. Их епископ Михаил явился в Москву с усердной просьбой возвратить Смоленскую святыню в Смоленск. Первосвятитель рад был такой просьбе и желая, чтобы древняя святыня питала и поддерживала древнее благочестие в Смоленцах, убедил великого князя отпустить чудотворную икону в Смоленск. В утешение Москве оставлен в Москве точный список с чудотворной иконы, и первосвятитель велел каждый день петь молебен перед новой иконой Богоматери300.

В 1453 г. Константинополь пал под ударами Магомета. – Страдания Греческой Церкви были неизобразимы. – Дивный защитник св. веры от папы и от Магомета патриарх Геннадий просил св. Иону о помощи бедствующим христианам востока. Святой митрополит, отправляя ответ с послом великого князя Иваном Владимировичем, извинялся в скудости посылаемых пособий и писал, что дорожит союзом с патриархом православия301. – По всей вероятности вследствие сего-то сношения с святейшим получено было Русской Церковью разрешение избирать и поставлять себе митрополита без сношения с патриархом, и митрополия России поставлена была первой после Иерусалимского патриарха302.

Папа рвался от досады на то, что св. Ионе отданы были в ведение Литовские епархии, и никак не хотел расстаться с мечтой о власти своей над Россией. В 1458 г. Григорий, ученик Исидора, поставлен был в Риме в митрополита России. Великий князь, услышав о том, писал к королю Казимиру, чтобы не принимал он Исидорова ученика, как ни за что не принят он будет потомком св. Владимира. Епископы северной России на соборе определили не принимать самозванца Григория, и отныне законный митрополит России – тот, кто посвящён у гроба чудотворца Петра. Св. Иона отправил в Литву двух игуменов с посланием к Литовским епископам, князьям, панам и народу, увещевая их твёрдо стоять за православие303. – Князья успокаивали митрополита на счёт себя, но давали заметить, что необходима им помощь великого князя. Епископы также прислали ответ с обещанием верности православию, но, к скорби святителя, иные вошли в сношение с Григорием 304. – Ученик Исидора привёз с собой в Литву грамоты лже-патриарха Маммы и Исидора и грозную буллу папы Пия II. – Папа, поручая королю Григория, повелевал передать ему 9 епархий, а о св. Ионе писал: «поймать и сковать отступника Иону»305. Но как посрамляет Господь человеческую гордость! Папа называет Иону нечестивым, а Господь тогда уже прославил его даром чудес; папа называет защитника православия отступником, а Господь слушал его, как любезного Ему пастыря – посланника! «И тогда был на Москве преосвященный митрополит Иона Киевский и всея Руси, иже бяше чудотворец», – так говорит почти современник его преп. Иосиф Волоколамский306. Собор северных пастырей, дав клятву не принимать Григория, послал окружное послание – не слушать Римского митрополита307. Сам святитель писал к Литовским епископам и панам: «как Исидор – изменник православию, так и Григорий таков же, да и поставлен отступником Маммой. В православной Церкви в течение пяти столетий никто из великих мужей её не вступал в общение с папой»308. Внушая всем твёрдо стоять в православии, святитель говорил: «если бы кому пришлось и умереть за своё исповедание, верую Христу, моему Владыке, причтён будет к лику мучеников»309. Между тем Казимир, исполняя волю папы, прислал посольство в Москву с предложением заменить состарившегося Иону Григорием. Великий князь не хотел и слушать о том и отвечал, что Григорий – не митрополит России310. Сам св. Иона поспешил подкрепить грамотами своими паствы и пастырей Новгорода, Смоленска и Чернигова, причём прибавлял: «если кому будут делать насилие и принуждение в вере: пусть идёт ко мне»311.

Так подвизался святитель Божий, уже близкий к кончине!

Дабы Церковь Русская в тяжком стеснении её от папы не оставалась без верховного пастыря, готовый к исходу из сей жизни св. Иона, по совету вел. князя и с согласия епископов, назначил преемника себе – старшего из архиепископов по служению, Феодосия Ростовского312.

О своей близкой кончине извещён он был свыше. И о ней же открыто было другим через ключаря Успенского собора, пресвитера Иакова. Ночью сторож собора увидал освещение в храме. Извещённый о том ключарь увидал горящие свечи и слышал голос: «пойди, скажи рабу моему, митрополиту Ионе, что по его молитве откроется знамение на ноге его – болезнь; устроив всё должное о себе и пастве, переселится он в жизнь вечную». Смущённый пресвитер не смел явиться к святителю; но святитель сам призвал его, обличал за непослушание повелению небесному и сказал, что жена его, тогда здоровая, скоро умрёт, что и исполнилось. Исполнилось и предсказание о святителе. Боль в ноге открылась; но святитель не преставал посещать храм, готовясь к той жизни. Блаженная кончина его последовала 31 марта 1461 г.313. Современник кончины говорит: «лицо его было не как у мертвеца, но как бы спал он, это от высокой жизни его какую, как слышали мы, проводил он с юности, по примеру святых отцов»314.

После такой жизни, после чудес, совершенных ещё в жизни святителем, не сомневались, что он – раб благоугодный Господу. Не прошло и года после его кончины, как духовный друг его, св. Иона, архиепископ Новгородский, поручил образованному иноку Пахомию написать канон святителю Ионе315. Спустя 11 лет обретены нетленными мощи его и тогда же совершилось множество чудес при его мощах: тогда же установлено праздновать «по всей земли» 1 июля обретение мощей святителя316.

Древний жизнеописатель выставляет несколько опытов чудесной силы, действовавшей в святителе ещё при жизни его. Ключнику Пимену поручено было поить бедняков мёдом в известные дни. Одна вдова просила у него питья для своей болезни. Пимен с гневом сказал: ступай прочь, – ещё не время. Святитель, узнав о том, сказал Пимену: «знаешь ли, какую вдовицу оскорбил ты? Бог посылает тебе за то смерть, – иди, покайся». И приказал постричь его в схиму, после чего тот умер. Одному слуге поручил он значительную сумму денег для раздачи бедным. Тот половину роздал, а другую оставил себе. Бедная вдова пришла к святителю с жалобой, что ей ничего не дано. Святитель спросил слугу: почему ей не дали? Тот отвечал, что она бесстыдна, ей давали не раз. Вдова настаивала, что ничего не получила, Святитель сказал слуге: «ты и крадёшь и лжёшь, – и вот умрёшь». В тот же час почувствовал тот страшную горячку и умер. Малолетняя дочь вел. князя Василия Анна, впоследствии супруга Рязанского князя Василия Ивановича, больна я была при смерти. Почти бездыханную принесли её в келью святителя, и его молитвы возвратили ей жизнь и здоровье. Нашёлся и тогда один, каких ныне встречается и не один, который говорил, что девушка выздоровела сама собой; ему зависть не дозволяла признать особенность в святителе Божием. Святитель, призвав его, сказал: «страшная хула на Св. Духа, сын мой; верь, – здоровье возвращено больной Господом по вере родителей благочестивых». – Тот стал нагло говорить насмешки. «Пусть же заградятся уста нечестивого», сказал святитель, и тот онемел и умер317.

Мы уже видели, что святитель был ревностным учителем веры и благочестия. Доселе издано до 35 посланий его и чин поставления епископа318. Одни из посланий относятся к охранению гражданского покоя России319, другие к охранению православия от насилий папизма320, третьи утешают скорбящих, или вразумляют невнимательных к себе321, иные охраняют порядок внутреннего церковного управления322. В Вятку писал он: молю вас, священники Господни, осмотритесь всячески и содрогнитесь... Смотрите, в какие уста входит бессмертное тело и честная кровь Владыки. Если с устами нечистыми и гнусными дерзаете приступать или допускать кого-либо к тем бессмертным и животворящим тайнам: вы как трава прикасаетесь к огню»323.

Новгородцам, после того как предложил наставление о пагубе вражды, писал: «как сладко, дети мои, покаяние! Оно – корень жизни. Сладкий и незлобивый, благий и щедрый, человеколюбивый Бог и строитель спасения нашего веселится о слезах кающегося и радуется исповеди нашей. Он с великим терпением ожидает обращения нашего и не оставляет самого последнего, умоляя, призывая каждого из нас, чтобы обратились к Нему от дел неприязненных... Хорошо, дети мои, слушаться Писания Божественного... Как послушание, дети мои, есть жизнь, так преслушание – смерть. Свидетелем словам моим – первый, созданный Богом, человек. Если бы не преслушал заповеди Творца, то не лишился бы древа жизни; а изгнанный из рая осуждён на смерть и сам и его потомки. Ещё же на то благословляю вас, детей моих, чтобы вы во всём послушны были сыну нашему и брату, а вашему отцу и учителю, Боголюбивому архиепископу Евфимию, по слову Господа, Который сказал: слушаяй вас Мене слушает, а отметаяйся вас Мене отметается и пославшего Мя. – Он, дети, поставлен Богом в святителя, учителя и пастыря душам христианским, он – наместник Самого Владыки нашего Христа и молитвенник о душах человеческих; ему дана власть святых Апостолов: кого разрешит на земле, тот разрешён и на небе, а кого свяжет на земле, тот связан и на небе. Воздавайте ему честь и повиновение, и вы получите за то награду от Бога во времени и в вечности»324.

Детям, не повинующимся своей матери, писал он: «жаловалась мне на вас мать ваша, а моя дочь, княгиня, что вы, по нерадению ли своему, или по научению диавола, или по своей молодости, не только не почитаете её, но ещё обижаете её во всём. Муж её, князь, дал ей отдельное владение, чем ей прожить, пока угодно Богу, а потом по смерти учинить помощь душе своей; вам отец ваш дал особые части. И вы отняли у своей матери данное ей. Это – дело богопротивное, дети; вы строите себе погибель во времени и вечности. Ужели не помните вы Господа, Который говорит: «иже злословит отца и матерь, смертию да умрет?» И Апостол сказал: «чада, послушайте родителей своих, – это благоугодно Богу». И в другом месте Писание говорит: «яко раб послужи родившему тя: что бо воздаси противу даянию, их?» Приточник говорит: «чтяй отца и матерь свою сам возвеселится о чадех, и прославляяй отца и матерь долги дни сотворит и очистит свои грехи; благословение бо отчее утверждает домы, клятва же матерняя искореняет и основание... Пишу вам коротко, чтобы вы пришли в чувство, – испросили бы прощение у матери и возвратили бы ей почтение, по Божию повелению, – слушались бы её во всём, а не обижали; пусть она заведывает своим, а вы – своим, по благословению отцовскому. Отпишите к нам, когда вы примиритесь с своей матерью, и я, по святительскому долгу, а по вашему чистому покаянию, буду молить за вас Бога. Если же станете опять гневить и оскорблять свою мать; то, делать нечего, сам, боясь Бога, по святительскому долгу, пошлю за своим сыном, за вашим владыкой, и за другими многими священными лицами и вместе с ними, прочитав священные правила, поговорив и рассудив, возложим на вас духовную тягость церковную, своё и прочих священных лиц неблагословение»325.

Преподобного Ипатия, целебника Печерского

Подвизался в XIV столетии, великий постник и молитвенник, посвятивший себя преимущественно на служение больным и получивший от Бога благодать чудных исцелений. При содействии веры и молитвы преп. Ипатий одним прикосновением руки своей исцелял больных; – во все времена и по смерти его обращающиеся с верой к его предстательству получали исцеление от болезней.

Мощи его почивают в Феодосиевых пещерах в Киеве.

Святого и праведного Иосифа Прекрасного

Блаженный Иосиф, прекрасный телом и душой, сын Иакова и другой жены его Рахили, был одиннадцатым сыном Иакова, а двенадцатым Вениамин, родившийся от Рахили же. Рахиль умерла вскоре по рождении Вениамина и погребена во Евфрафе (в Вифлееме). И оба сына её были любезны Иакову, как рождённые в старости его.

Будучи семнадцати лет, он пас овец с братьями своими сводными, и видя их проступки, отвращался дел их; за то и нелюбим был ими. Они подозревали в нём соглядатая и особенно возненавидели, когда Иаков дал ему одежду из пёстрой ткани, а сам Иосиф рассказал два свои сновидения, предвещавшие будущую судьбу его. «Послушайте, что мне приснилось! – говорил он братьям, – мне казалось, что мы все вместе были на поле и вязали снопы. И вот, из лежащих снопов вдруг поднялся мой сноп и стал прямо, а ваши снопы поклонились ему». «Не станешь ли владыкой и господином нашим?» сказали братья с негодованием. Но скоро Иосифу было другое чудное сновидение, и он поспешил рассказать его отцу и братьям. «Видел я, что солнце и месяц с окружавшими их одиннадцатью звёздами кланялись мне». На этот раз и отец велел ему молчать, говоря: «что значит этот сон? Ужели я и мать твоя (Лия мачеха) и братья станем кланяться тебе до земли?» А братья начали злоумышлять против него.

В одно время Иосиф и малый ещё Вениамин оставались при отце в долине Хевронской, а остальные братья пасли стада в Сихеме. Не имея вестей уже в продолжение нескольких дней, Иаков послал Иосифа проведать братьев. Иосиф не нашёл братьев в Сихеме и по указанию некоего путника направился в Дофаим. Братья увидели его издалека, и прежде нежели юноша приблизился, уже решились погубить его. «Вот идёт сновидец! – сказали они друг другу. – Убьём его и бросим в ров, а отцу скажем, что звери растерзали его. Посмотрим, как сбудутся сны его?» Но Рувим, старший брат, любивший Иосифа, сказал: «братья, не проливайте крови; лучше бросьте его в тот пустой колодезь, чтобы он там умер». Так говорил он, видя неизменную злобу братьев и желая потом тайно спасти Иосифа. Едва приблизился Иосиф и сказал обычное приветствие: «мир вам», как те бросились на него, совлекли пёструю ризу и, не внимая воплям невинного, ввергли в глубокий сухой колодезь.

По совершении злодеяния, они ели и пили, нисколько не жалея брата. И вот, показался караван Измаильтянских купцов, направлявшийся в Египет. По совету Иуды, одного из братьев, они положили продать сим купцам Иосифа, чтобы они завели его в отдалённую страну, и извлекши из колодца, продали его за двадцать золотых монет. Рувим был в отлучке; возвратясь же поздно и не найдя Иосифа, плакал неутешно. Наконец, чтоб прикрыть своё злодеяние, братья, окровавивши одежду Иосифа кровью козла, послали её отцу с вестью: «мы нашли эту одежду в поле и узнали, что это одежда Иосифа, брата нашего, и скорбим, что не нашли его самого; посылаем её тебе, чтоб и ты рассмотрел, принадлежит ли сыну твоему эта одежда?» И расстерзал Иаков одежды свои, облёкся в рубище и плакал многие дни, говоря: «сойду к сыну моему в страну подземную!»

Купцы привели Иосифа в Египет и продали его вельможе Пентефрию, начальнику телохранителей фараона. Но Господь был с Иосифом и благословлял все начинания его. Пентефрий полюбил своего невольника и вверил ему управление всем домом своим. Иосифу наступал двадцать седьмой год, когда жена Пентефрия своими речами и поступками стала склонять его ко греху, но он отвечал ей: «нет больше меня в этом доме, и господин мой не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему, как же я сделаю это великое зло, и согрешу перед Богом?» Много раз образумливал её Иосиф; но однажды она схватила его за одежду его, а он оставил одежду свою в руках её и выбежал вон. Тогда лицемерка кликнула домашних своих и оклеветала Иосифа перед ними и перед мужем своим. Разгневанный вельможа велел заключить Иосифа в тюрьму, в которой содержались государственные преступники. Но Господь был с Иосифом и простёр к нему милость, и начальник темницы благоволил и доверял ему.

Случилось вскоре, что двое вельмож, виночерпий и хлебодар при дворе фараона, прогневали государя и были заключены в темницу. Через несколько времени видели они сон в одну ночь, предзнаменовавший каждому будущую судьбу. Виночерпию представлялись три сухие виноградные ветви, вдруг покрывшиеся листьями и принесшие зрелые гроздья; чаша была в руках его; он взял спелую виноградную кисть, выжал сок в чашу и поднёс фараону. Когда он рассказал свой сон Иосифу, то этот сказал: «через три дня фараон возвратит тебе сан твой, но прошу тебя вспомнить обо мне в счастье твоём и заступиться за невинного». Тогда и хлебодар рассказал свой сон Иосифу. Снилось ему, что он нёс на голове три корзины с хлебом; вдруг появились птицы и расклевали хлеб. И сказал Иосиф: «через три дня снимут с тебя голову твою и повесят тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою». Так и случилось; но виночерпий не вспомнил о Иосифе, не замолвил фараону слова о нём.

После сего прошло два года, и царь смущён был странным видением. Спилось ему, что стоял он при реке Ниле, и вдруг из реки вышли семь тучных коров и паслись по берегу; но вслед за ними вышли семь коров тощих, и устремившись пожрали тучных, хотя сами остались тощими. Царь пробудился, но скоро опять заснул и видел, что семь колосьев, тонких и сухих, пожрали семь полных. Пробудился фараон и смутился; и созвал он мудрецов и гадателей Египетских, требуя истолкования сна. Но никто не мог объяснить ему этого. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе и сказал фараону об истолковании снов в темнице.

Услышав это, фараон рад был и велел тотчас извести Иосифа из темницы. Его освободили, обстригли его длинные волосы, переменили одежду и представили царю. И сказал ему царь: «слышал я о тебе, что объясняешь значение снов». Отвечал Иосиф: «это не моё, Бог даст ответ во благо фараону». И рассказал фараон сон свой. Тогда Иосиф сказал: «сон фараонов один, что Бог сделает, то Он и возвестил фараону. Семь коров хороших и семь колосьев хороших – это семь лет изобилия, а семь коров и семь колосьев тощих – семь лет голода после тех прежних. А что сон повторился, это значит, что так решено Богом, и Бог вскоре исполнит это. Теперь, государь, избери человека мудрого и поставь его над землёй Египетской; поставь и надзирателей собирать пятую часть от всех плодов земли в семь лет плодоносных. И пусть этот сбор послужит запасом на семь лет голодных». Понравились слова эти фараону и вельможам его. И сказал им фараон: «найдём ли мы такого как он человека, в котором был бы Дух Божий?» И сказал Иосифу: «смотри, я поставлю тебя над всей землёй Египетской». И снял перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифу; и одел его в виссонные (льняные) одежды и возложил золотую цепь на шею ему. И велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать перед ним: преклоняйтесь! И поставил его над всей землёй Египетской, и сказал ему: «без воли твоей никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской». И дал ему царь в жену Асепеву, дочь Пентефрия, жреца Илиопольского. Иосифу исполнилось тридцать лет, когда он предстал фараону и возвеличен им.

Так Бог призрел на смирение и кротость Иосифа! Он сделался вторым по царе и получил почётное звание «Охранитель царства». Бог благословил брак его двумя сыновьями – Манассией и Ефремом.

Сбылись слова Иосифа. Настали лета изобилия, и собрано было столько хлеба, что его достало даже с избытком на семь лет голодных. Распространился же голод и на ту землю, в которой жил Иаков. Услышав, что в Египте продают хлеб, сказал он детям: «поезжайте в Египет, купите пшеницы, чтобы не пришлось нам умирать с голода». Десять сынов его отправились за покупкой хлеба. Иосиф не был узнан ими; он же, для вразумления их, поступил с ними сперва сурово, как бы с соглядатаями (шпионами) неприятельскими, и отпустив их наконец с покупкой, оставил в залог брата Симеона, доколе не приведут брата Beниамина, о коем сами упомянули при допросе. На следующий год пришли они снова за хлебом и привели с собой Вениамина, которого отец отпустил с горестью и слезами. В это второе свидание Иосиф открылся братьям и сказал им: «я брат ваш, которого вы продали. Не скорбите теперь; вы меня продали на спасение ваше. Ещё пять лет не будет жатвы и сеяния. Видите, что Бог послал меня сюда на лучшее для вас. Спешите-ж к отцу и скажите ему обо мне, и приведите его сюда со всем домом, чтобы прокормиться в те годы». Между тем фараон, услышав, что пришли братья к Иосифу, велел ему перевести весь род свой в и Египет и поселить в земле Гесем, пригоднейшей для пастушеской жизни. И одарил Иосиф братьев своих и снабдил их колесницами и конями и ослами для переезда в Египет. Иаков при радостной вести о Иосифе ожил духом и, возблагодаривши Бога, приготовился в путь.

Перед стенами города Рамессы встретил Иосиф отца, поклонился ему до земли и долго плакал на шее его. «Теперь могу умереть», сказал Иаков, обнимая сына; «ещё я увидел тебя! ещё ты жив, мой Иосиф!»

Фараон с честью принял Иакова и дал ему и его роду для обитания страну Гесемскую, близ Аравии. Семнадцать лет прожил Иаков в Египте и, чувствуя конец земного странствования, призвал Иосифа и просил похоронить его не в Египте, а в родной стороне, в общей с отцами гробнице. Иосиф клятвенно обещал исполнить это. Весь дом Иосифа, братья его и большая свита Египтян провожали в Ханаан гроб Иакова и похоронили его в пещере Мамврийской, где покоились уже Авраам и Сарра и Исаак.

По возвращении в Египет, братья, опасаясь мести, послали сказать Иосифу: «отец твой завещал перед смертью своей сказать тебе, чтоб ты простил вину братьев; и ты прости вину рабов Бога отца твоего». Иосиф плакал, когда ему говорили это. Пришли и сами братья, и сказали: «вот, мы рабы твои». И сказал им Иосиф: «не бойтесь; разве я забыл Бога? Вот, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро. Итак, не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших». И успокоил их.

Всего же жития Иосифова было сто десять лет; видел он внуков и правнуков, и перед смертью завещал при общем выходе из Египта вынести кости его и похоронить в пещере Мамврийской.

Празднование Иверской иконе Богоматери

Сказание об Иверской иконе Богородицы начинается с IX века, когда неистовствовало иконоборство. Эта икона находилась первоначально в доме одной богатой, благочестивой и добродетельной вдовы, жившей близ Никеи, а потом в особенной храмине, устроенной усердием её неподалёку от дома её. Она имела величайшее благоговение и часто обращалась к иконе с тёплыми молитвами в нуждах своих. В царствование Феофила иконоборца посланные им всюду истреблять святые иконы пришли и к благочестивой Никейской вдове, по она обещанием им денег склонила их оставить у неё святыню до утра; при этом случае один из них мечом нанёс удар образу Богоматери и причинил рану. По удалении корыстолюбивых и грубых истязателей, вдова с сыном своим пришла в храмину, где находилась святая икона, и долго с коленопреклонением и слезами молилась перед ней. Но, чтобы сохранить её от нового поругания, вдовица в ту же ночь отнесла святыню на морской берег и там, повергшись на землю, умоляла Царицу Небесную избавить её от гнева царского, а образ Свой от потопления. После молитвы, облобызавши икону, опустила её в море и к великой радости своей увидела, что икона в прямом положении устремилась по воде к западу. Благочестивая мать внушила сыну своему удалиться от гонения иконоборцев в Грецию. Юноша отправился в Солунь, а оттуда переселился на гору Афонскую и там принял иночество. От него Афонские иноки услышали об иконе, которую мать его пустила по морю.

Через двести лет после этого события иноки Афонской Иверской обители, основанной в 980 году и названной Иверской в честь основателей её трёх знатных Иверцев, в один вечер увидели на море огненный столп. Явление повторялось несколько дней и ночей сряду. Не понимая, что значит это видение, они долго в недоумении и страхе творили молитву. Когда же собрались пустынножители из всех окрестных монастырей и подошли ближе к морю, усмотрели, что столп огненный возвышался над иконой Богоматери, стоявшею на воде и, по мере приближения их, удалявшеюся от них. Иноки монастыря Иверского собрались во храме и со слезами молились Богу даровать им чудесно явившуюся на море св. икону. В то время жил в монастыре благочестивый старец Гавриил, родом из Иверии. Ему во сне явилась Божия Матерь, осиянная светом небесным, и повелела возвестить настоятелю и братии, что Она хочет дать им икону Свою в помощь и заступление, повелев старцу, чтобы он с верой шёл по морским волнам и принял икону Её для своей обители. Гавриил объявил о видении; настоятель и братия в следующее утро вышли на берег при молебном пении с кадилами и светильниками. Старец небоязненно приблизился по водам к св. иконе и сподобился принять её своими руками. С радостью иноки встретили её на берегу и устроили здесь для неё молитвенную храмину, и три дня и три ночи непрерывно совершали перед святыней молебствие; после сего внесли её в соборную монастырскую церковь и благоговейно поставили в алтаре.

Впоследствии Богоматери угодно было поставить Свою Иверскую икону на другое место. Однажды перед заутреней инок, назначенный для возжигания свеч и лампад, вошедши по обычаю во храм, не нашёл Иверской иконы на том месте, где поставлена она была. После долгого искания обрели её на стене над монастырскими воротами и отнесли на прежнее место; но в следующее утро она снова явилась над воротами и снова перенесена была в соборный храм. Такое перенесение и возвращение иконы совершалось несколько раз. Наконец Богоматерь вторично явилась во сне старцу Гавриилу и сказала: «объяви братии, чтоб они более не искушали Меня и не усиливались удерживать икону Мою в соборе, а оставили бы её на воротах. Я не желаю быть хранима вами, а хочу быть вашей хранительницею не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего все здесь пребывающие в добродетельном житии и страхе Божием. И вот вам знамение: доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет. С того времени обрадованная братия не тревожили более святую икону и устроили церковь во славу и Преблагословенной Богородицы над монастырскими воротами, где Она Сама избрала для Себя место. В этой церкви честная икона Её и теперь стоит на левой стороне царских врат. По имени обители она названа Иверской, а по месту пребывания её над воротами именуется Портаитиссой (Πορταιτησσα) – Вратарнищей или Привратницей.

Чудеса и исцеления, бывшие от св. иконы Иверской Афопской, неисчислимы. Доныне видна на ланите изображённой Пречистой Девы рана, нанесённая разбойником. Этот варвар в неистовстве поразил икону Её мечом, и в ту же минуту из лика Богоматери, как бы из живого, истекла кровь. Приведённый в ужас таким необыкновенным явлением, он тогда же покаялся и поступил в число братий Иверского монастыря, где кончил дни свои в строжайшем подвижничестве и прозван был святым варваром. Подобным образом покаялись Сарацинские хищники, некогда ограбившие Иверскую обитель, и не только обратились к Богу истинному, по и все свои сокровища отдали для возобновления опустошённых ими храмов. Заступлений Божией Матери Вратарницы обязана также обитель Иверская спасением своим от нашествия Персов, которые под предводительством Амиры, на пятнадцати кораблях пристали к берегам Афонским с намерением ограбить Иверский монастырь. Устрашённые иноки, взяв с собой церковные сосуды и св. икону, укрылись в одной укреплённой башне и там молились Пресвятой Богородице, да сохранит их и спасёт обитель Свою от разорения. По молитве их внезапно последовала буря и потопила все корабли Персидские с находившимися на них людьми, Амира, видя погибель своих воинов и судов, раскаялся в своём дерзком поступке и просил иноков молить Бога о помиловании его, причём вручил им множество золота и серебра для построения новых стен вокруг обители.

К чудодействиям Божией Матери должно отнести то, я что св. икона Её, находясь на вратах монастырских, часто не допускала входить туда людей, имевших какую-либо душевную нечистоту. Иверская обитель, со времени явления в ней чудотворного образа, не имела ни в чём недостатка, многие вклады Боголюбивых людей обогатили её украшениями и сокровищами.

В недавнее время «великое было смущение и тревога в св. горе, так что отцы, Афонские жители, хотели бежать оттуда. Прежде этого смущения считалось во св. горе всей братии до сорока тысяч, а ныне (в 1854 году) осталось не более одной тысячи; и те хотели оставить и бежать, кто куда знает; и полагали, что Божия Матерь совершенно оставила св. гору, и св. Афонская гора запустеет. Но во время этих тревожных и скорбных помыслов Царица Небесная и скорая Помощница явилась многим отцам и пустынножителям и сказала: «почто очень испугались, и почто входят такие помышления в сердца ваша. Всё это пройдёт и кончится; и паки наполнится св. гора монашествующими. Вот даю вам извещение, что когда Моя икона будет находиться во св. горе, в Иверском монастыре, то ничего не бойтесь, и живите в своих кельях. А когда изыду из Иверского монастыря, тогда каждый да берёт свою суму и грядёт, кто куда знает. И теперь пустынножители каждую неделю приходят в Иверский монастырь и смотрят: – на своём ли месте стоит Божия Матерь, и, увидевши, паки с радостью возвращаются в свои пустынные кельи».

Путешественники, посещавшие обители Афонские, упоминают о чертах изображения Иверской Божией Матери и украшениях её иконы. В XVII столетии о Иверской чудотворной иконе упоминает Русский поклонник – Барский, путешествовавший (1729–1747) ко св. местам, бывший и в Иверской Афонской обители. «В прекрасном, говорит он, при внутренних вратах монастырских, созданном храме, в иконостасе, вместо наместной обычной Богородицы, стоит св. чудотворная икона, проименованная от древних иноков Вратарницей, с великими очесами, держащая в левой руце Христа Спасителя, очернела от множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованной позлащённой одеждой, и кроме того упещрена многоценными каменьями и монетами златыми от различных царей, князей и благородных бояр, дарованными за многие её чудотворения: идеже и Российских царей и цариц, императоров и императриц, князей и княгинь монеты златые и иные дары повешены видех моими очесы. Имать же еще св. оная икона знамение или шрам язвы на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный, и именовашеся варвар, и удари ножем от злобы и ненависти». Другой новейший очевидец пишет: «строгий вид Божественной Марии наводит на поклонников невольный трепет; черты святого лика Её чрезвычайно выразительны и самый размер его величествен. Матерь щедрот и утехи является на этой иконе как будто более матерью правосудия и грозного Судии».

Празднование Иверской Богоматери на Афоне бывает во вторник Светлой седмицы, вероятно вместо празднования в день явления иконы 31 марта, «егда чудесно прииде она по морю к Афону».

* * *

278

Жизнь св. Ионы митр. в степ. кн. 2, 69–97, в Минее м. Макария. Сокращение в прологе июня 15 дня.

279

А. и. I, № 39. Собр. л. VI, 162.

280

Сказ. о св. отцах, стр. 6. Степ. кн. 2, 69.

281

Степ. кн. 2, 69–71.

282

Грам. от 11 марта 1433 г. в ист. акт. I, № 37.

283

Степ. кн. 2, 71–72. Рязанские иерархи, стр. 17. 18. СПб. 1859 г.

284

Собр. лет. 4, 206. 209.

285

Ист. акт. I, № 39, 41. 47. Степ. кн. 2, 71.

286

Ист. акт. I, № 39. Собр. лет. 6, 160.

287

Собр. лет. 6, 167. Ист. акт. I, № 262.

288

Ист. акт. 1. № 40. Послание 29 декабря 1447 г. Собр. лет. 6,174–180. Степ. кн. 2, 76–78.

289

Собр. лет. л. 4, 146. 5, 269. 8, 121. 122. 149. Ист. акт. 1. № 68. Св. Иона в 1450 г. писал к Киевскому князю: „до сего времени не было митрополита в святейшей Русской митрополии. Не к кому было посылать. Царь не таков, и патриарх не таков. Иное мудрствуют, сближаются с Латинями“. Ист. акт. 1, № 47. тоже 1. № 62. 262.

290

Акт. ист. 1, № 43, где читаем: „и ныне поставили мя митрополитом“.

291

Собр. лет. 6, 178–180. 5, 269. 271. А. э. 1, № 372.

292

Ак. зап. Росс. 1, № 80. А. э. № 49. Акт. ист. 1, № 49.

293

Ист. акт. 1, № 47. В 1450 году был в Москве сын Киевского князя Семён Александрович. Карамзин 5, пр. 386.

294

Ист. акт. 1, пр. 31. № 43. Но о епархиях Галичской, Хельмской и Перемышльской король велел доложить себе, когда будет в тех областях (ак. зап. Росс. 1, № 53. Акт. ист. 1, № 260). И они ни разу не упоминаются в числе епархий подведомых св. Ионе (Л. ист. 1, № 100). Церкви Галичской митрополии отошли к Польше (ак. зап. Росс. 1, № 53) и паны под влиянием бискупов не допустили Казимира – дозволить св. Ионе поддерживать здесь православие.

295

Отречение Даниила 28 октября 1451 г. у Карамз. 5, 6, пр. 311, а разрешение ему в ист. акт. 1, № 52.

296

Ист. акт. 1, № 46. „Протропи“ – одобрительные грамоты наместников в ист. 1, № 52.

297

Степ. кн. 2, 82–84. Собр. л. 4, 147. 148. 5, 270–272, 6, 170–181. 8, 122. 147. Никои, л. 5, 219–221. 282.

298

Ак. э. 1, № 50. О той же заботе святителя говорят грамоты его в ист. акт. 1, № 261. 267.

299

Акт. ист. 1, № 50.

300

Костромск. лет. 2, 27. Это было в 1456 г. собр. л. 8, 144. 145.

301

Акт. ист. 1, № 263. Сл. а. э. 1, № 59.

302

Дополн. к ист. акт. 2, № 76, стр. 182.

303

А. э, 1, № 58. Акт. ист. 1, № 65, стр. 117. Акт. ист. № 45. 62. 273.

304

Акт. ист. 1, № 63, стр. 114. № 62, стр. 110. № 273, стр. 504.

305

Собр. лет. 6, 167. 168. Ист. акт. 1, № 65, стр. 118.

306

В письме к Ивану Ивановичу.

307

Ист. акт. 1, № 272. 61.

308

Ист. акт. 1, № 63. 66.

309

Ист. акт. 3, 114. 119.

310

А. э. 1, № 80. Акт. ист. 1, 505.

311

Акт. ист. 1, № 273 и 62. Ак. зап. Росс. 1, № 13. Карамз. 6, пр. 629.

312

Акт. ист. 1, № 69.

313

Степ. кн. 2, 86–88. мин. Макария, пролог, июня 15.

314

Собр. лет. 5, 273.

315

Так говорит Пахомий в житии св. Евфимия (сборник Сергиевой лавры № 8). Сам каноник – у Румянцева № 295. 397.

316

Собр. лет. 6, 196. 8, 171. 202. 203. Степей, кн. 2, 88. Львов. лет. 2, 26–28, 35, пролог 27 мая. Ныне память св. Ионы празднуется марта 31 в день кончины его, мая 27 – в день обретения мощей его, св. Киприана и Фотия: июня 15 и октября 5 празднуется вместе с памятью св. Петра и Алексия. Ныне не празднуется 1 июля, и он заменён 27 мая.

317

Степ. кн. 2, 80–82. Минея Макария (Чет. Мин. 31 марта). Эти чудеса святителя изображены и на иконе его XVII века в храме села Голенища, бывшего митрополичьего (Русск. Старина 2, 38. 39). О чудесах святителя при его мощах – Степ. кн. 2, 91–95.

318

Не изданы: несколько посланий у Царского, стр. 366. 399. 500, разрешительная молитва за усопшего (Волок. ркп. № 293).

319

Ист. акт. 1, № 40. 43. 51. 53. 56. 60. 262. А. э. 1. № 49.

320

Ист. акт. 1, № 45. 47. 52. 62. 63. 65. 69. 260. 271. 275. Дополн. к ист. акт. 1, № 13.

321

Ист. акт. 1, № 37. 44. 46. 265. 267. Дополи, к ист. акт. 1, № 11.

322

Ист. акт. 1, № 45. 50. 67. 266. 268–271.

323

Ист. акт. 1, № 267.

324

Ист. акт. 1, № 45.

325

Дополн. ист. акт. 1, № 11.


Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle