Источник

26-е

Собор Архангела Гавриила

На другой день Благовещения Пресвятой Деве Церковью установлено торжество в честь Архистратига Гавриила, называемое Собором, то есть собранием верных в честь его. Как в обществах гражданских уважаются представители и посланники государей, облечённые высокой властью; так св. Церковь чтит небесного посланника – Архангела Гавриила, принесшего на землю радостную весть о воплощении Сына Божия, собираясь для прославления Архангела и купно с ним прочих Небесных сил, на другой день после Благовещения, называя этот день Собором Архангела Гавриила.

День собора в честь св. Архангела Гавриила установлен Церковью издревле, на основании Иерусалимского церковного устава, в коем сохранились для нас священные обычаи и установления первенствующей Церкви. В IX веке Иосиф Студит написал канон на день Собора Архангела Гавриила. В этот день Церковь прославляет св. Архангела Гавриила, как таинника и служителя Божественной славы и поборника миру, прося его заступления. «Пресветлые и честные и вседетельные, пренеизчетные и страшные Троицы, ты еси, Архистратиже славный, служителю и молитвенниче, ныне непрестанно моли, избавимся нам от всяких бед и мук».

† Страдание св. Паннонцев: Иринея, епископа Сремского, Евсевия епископа и Пуллия чтеца Кивальских

Хотя Славянская жупания и Словенцы (Ретийцы) с Нориной при Августе порабощены были Римлянами, но покорённые Славяне, за исключением некоторых, оставлены на своих местах233. Так они слушали первую проповедь Евангельскую наравне с победителями их и едва ли не охотнее последних. Св. Андроник, родственник св. Павла и прежде его уверовавший во Христа (Рим.16:17), был первым проповедником св. веры в Паннонии234.

При Диоклитиане здесь уже были мученики. Таков был св. Ириней, епископ Срема, главного города Нижней Жупании, пострадавший за Христа в 304 г.235.

До принятия сана священства блаж. Ириней был женат и у него были дети. Высокие качества души, строгая жизнь, образованность, доставив ему уважение, возвели его на кафедру святительскую – ещё в молодых летах. – Множество родных, близких и дальних, окружавших его во время мученичества его, показывает, что он был в Среме туземец – Славянин, а не пришлый Римлянин. Став святителем, он отдал всего себя на служение Господу и пастве и жил девственником. Он ревностно учил приходящих к нему, оглашал Христовой истиной и открыто проповедовал Христа, не взирая на языческую власть236.

Вследствие распоряжений Диоклитиана Проб, областной начальник Паннонии, приказал доставить к нему епископа Иринея. Когда святой явился к нему, Проб объявил: «священные законы повелевают всем приносить жертву богам». «Кто богам, а не Богу, приносит жертву, погибнет», отвечал Ириней. «Воля милостивых императоров такова, говорил Проб, чтобы или приносили жертву богам, или упорные терпели казнь». Ириней отвечал: «воля истинного Бога такова, чтобы переносил я все роды страданий, но не приносил жертвы богам». Иринея подвергли жестоким пыткам. «Что скажешь, Ириней? говорил префект; приноси жертву». «Приношу жертву добрым исповеданием Богу моему, Коему постоянно священнодействовал», отвечал Ириней.

«Пришли родители святого и увидав, что его мучат, упрашивали его пожалеть молодость свою. Тут дети, обнимая ноги его, говорили: «пожалей себя и нас, отец»; там жена и мать умоляли. Родные рыдали, домашние стонали, соседи и друзья плакали». Но святитель оставался твёрд. «Знайте, говорил он, ни ваша любовь, ни угрозы власти не заставят меня нарушить волю Господа моего». «Склонись на эти слёзы, посоветуй умное твоей молодости», говорил префект. «Всегда советую не приносить жертвы идолам», отвечал мужественный Ириней. Проб приказал отвести его в тюрьму. Там он пробыл много дней и подвергался разным истязаниям.

В одно время, в самую полночь, префект сидел в суде и сюда приведён был блаженнейший мученик Ириней. Проб сказал: «приноси жертву, Ириней, в избежание мук». «Делай, чего требует правда; а того не ожидай от меня», отвечал святой. Проб в гневе приказал бить его палками. Ириней говорил: «с юности моей научился я чтить Бога моего; чту Его, укрепляющего меня во всём; но рукотворенных богов не могу почитать». Префект опять пытался поколебать твёрдость его напоминанием о близких к его сердцу, особенно о детях. «У детей моих есть Бог, Который может сохранить их», отвечал святой. «Пожалей себя, молодой человек», говорил префект. «Делай, что хочешь; ты увидишь, какое Господь Иисус Христос подаст мне терпение», отвечал святой. Проб сказал: «произнесу приговор». «Буду благодарен», отвечал Ириней. «Иринея, не повинующегося указам императорским, приказываю бросить в реку», сказал префект; затем прибавил: «и лишить головы мечом». «Благодарю тебя, Господи Иисусе Христе, дарующего терпение скорбей и участие в славе вечной», сказал исповедник. Когда пришёл он на мост, называемый Босветский237, то, сняв одежды свои и подняв руки к небу, молился: «Господи Иисусе Христе, благоволивший пострадать за спасение мира! Да примут ангелы душу раба Твоего Иринея, страдающего за имя Твоё и за Твой народ Церкви Сремской; молю милосердие Твоё принять меня и утвердить их в вере Твоей». – Затем лишён он головы мечом и брошен в реку Саву.

Раб Божий святой Ириней, епископ города Срема, пострадал в 8 иды апреля (26 марта) при императоре Диоклитиане, в царствование Господа нашего Иисуса Христа.

Так говорит повествование о святом Пуллии. По другим известиям оказывается, что Паннонская Церковь украсилась тогда очень многими мучениками. По мартирологам, а февр. 23 в Среме совершили подвиг мученичества 62 страдальца, которых имена остались неизвестными238. «Святой Ириней, сперва мученный жестокими пытками, потом много дней томлённый в темнице, лишён головы в 8 календы апреля», иначе марта 25 д.239. Пресвитер Монтан и его супруга Максима брошены в реку марта 26-го и – в тот же день окончили подвиг свой 40 друзей его240. Апреля 9-го в Среме увенчались вместе 7 дев; это были «освящённые девы» – диакониссы 241. И в тот же день пострадали в Среме другие 5 дев, также Фортунат, Донат и другие шесть242. – Святой Пуллий пострадал 28 апреля243. После него увенчались венцом мученическим, июля 4, «святые Иннокентий и Савватия с 30 другими»244.

Проб решил, говорит записка о святом Пуллии, обойти соседние города. Когда он прибыл в город Кивалис (на притоке Савы), где в прежнее гонение пострадал Евсевий, епископ Церкви Кивальской245, то в тот же день схвачен был начальник чтецов Пуллий. «Как называешься ты?» спросил его Проб. «Христианином», отвечал Пуллий. «Какая твоя должность?» спросил префект. Пуллий отвечал: «начальник чтецов». – «Это те, говорил Проб, которые склоняют легкомысленных жён не вступать в брак?» – «Лёгкость нашу можешь ты испытать ныне», отвечал Пуллий, и прибавил: «легкомысленны те, которые, оставив Творца своего, довольствуются суевериями; а истинно благочестивые тверды в верности Царю вечному и выполняют заповеди Его даже среди мук». «Что это за заповеди?» спросил префект. «Это те, говорил исповедник, которые указывают на небе одного Бога и дают видеть, что Богом не может быть дерево и камень; это те, которые укрепляют праведного в добродетели и святых дев поучают достигать высшего совершенства; чистую супругу учат умеренности в деторождении; велят исполнять справедливые повеления начальства, прощать врагов, заботиться о бедных». – «Что пользы в том, сказал Проб, если человек лишается всех удовольствий телесных?» Пуллий отвечал: «вечный свет лучше света земного, и наслаждения неизменные слаще погибающих; не умно предпочитать минующее вечному». – «Но что до того? исполни волю императора, принеси жертву», сказал Проб. «Не могу этого исполнить», отвечал Пуллий, – «воля Бога единого выше всего». «Будешь казнён мечом, если не принесёшь жертвы», сказал префект. «Твори, что приказано тебе, отвечал исповедник; мне следует идти по стопам епископов, пресвитеров и всех отцов». Префект произнёс приговор сжечь Пуллия. Слуги схватили мученика, и он бестрепетно, славя Бога, совершил свой подвиг, в 304 г. в тот же самый день, в который скончался мученически епископ Евсевий246.

Атилла, снявший (в 441 г.) Римское иго с Славян, степным язычеством своим сильно ослабил христианство в Паннонии; жестокие обры – унны распространили мрак языческий. При Атилле послом его в Константинополе был Орест, природный Паннонский Славянин и по имени христианин, а переводчиком Вигилас – Вигилий; при нем между первыми лицами были Негиш, Скотан247. Потом чем далее, тем становилось хуже, пока не явились здесь просветители Славян Кирилл и Мефодий248.

Преподобного Василия Нового

Преподобного Василия Нового. Подвизался в Константинополе и умер 944 года, ста лет от роду.

Преподобного Малха

«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё» (Пс.90:14). – Такое великое обетование служит отзывом – чему? – Любви к Богу и познанию имени Его.

Условие защиты, предстательства Самого Бога, т. е. высшего успокоения человека, находится – в чём? – В высшем же счастии человека, состоящем в способности любить Бога и познавать имя Его.

При таких условиях человек есть истинно-блаженное и существо, и ему остаётся только сознавать всё то блаженство, каким окружена от Бога душа его, чтобы пользоваться им. Ничтожны перед подобным сознанием все скорби земные, Невозможно чувство страха для души, познавшей и возлюбившей Создателя своего: – «Аз есмь! Не бойтесь!» – вот сущность отношения человека к Богу, сущность всего его вечного бытия.

Со вниманием и насколько разумению нашему доступно углубляясь в неисповедимые пути Божественного Промысла, постоянно можем замечать – как в собственной жизни, так и в жизни других – несомненные свидетельства Божественной защиты людей от всякого зла. – В самых же даже, по-видимому, гибельных обстоятельствах и разрушительных действиях природы можно усмотреть, что непостижимыми судьбами Премудрости Божией и они могут быть направлены и обращены во благо и спасение тех, кто с верой принимает всякую волю Божию о нём...

Кроме того, известны бесчисленные случаи неожиданного, но не случайного спасения от гибели; и в особенности, в жизни святых – многочисленны примеры необычайного действия благости Божией ко спасению благочестивых людей, что вместе с тем доказывает и ту истину, что «благочестие на всё полезно, имея обетование настоящей жизни и будущей» (1Тим.4:8), и что Господь знает, как избавить благочестивых от напастей... (2Пет.2:9).

Вот, и в жизни воспоминаемого сегодня угодившего Богу упованием на Него и стремлением к Нему – как солнце в малой капле вод – отражается та же великая, вечная, несомненная истина хранения Богом преданных Ему, защиты Божией – призывающим имя Его.

Малх в молодых ещё годах оставил родительский дом и поступил в один уединённый монастырь. Когда он узнал, что отец его умер, то ему захотелось навестить овдовевшую мать, чтобы утешить её; находил он также нужным возвратиться домой для того, чтобы распорядиться имением, оставшимся после отца.

Но «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия» (Лк.9:62). Руководясь этими словами Иисуса Христа, игумен монастыря удерживал Малха, предостерегая его от возвращения в мир, всегда сопряжённого с опасностями для инока. Малх не послушал его и оставил монастырь, но на пути был схвачен Сарацинами и отведён в глубину Аравийской степи. Здесь, при разделе пленных, Малх, вместе с одной женщиной, также захваченной разбойниками, достался в рабство одному Сарацину. Теперь он сознал, что справедливо удерживал его игумен, и что Господь наказал его за непослушание. Он решился безропотно покориться своему несчастью, твёрдо веруя, что это – испытание, допущенное волей Божией. Долго переносил он тяжёлую неволю, исполнял в доме господина своего все тяжёлые работы и, главное, пас его стада. Глубоко скорбя душою, Малх укреплял себя надеждой на промысл Божий и не только не падал духом, но имел бодрость и смелость предпринять с помощью Божией – бегство из неволи. За ним последовала и пленённая вместе с ним старица. Оба они – в их безнадёжном, беспомощном положении призывали имя Божие и всецело предавали себя Его милосердию. И Господь чудно отозвался на несомненную веру в Него...

Три дня измученные пленники шли среди знойной, безводной и открытой пустыни, не преследуемые никем. Наконец заметили они погоню господина своего с слугой на двух верблюдах. Скрыться было негде в открытой пустыне и пленникам предстояло опять попасть в руки варваров – и затем испытать ещё более горькую участь... Но вот они вдруг заметили глубокую пещеру и поспешили укрыться в ней, притаившись к стенке, недалеко от выхода из пещеры... Это было, однако же, поздно, потому что они были уже замечены... Подойдя к пещере, господин стал вызывать оттуда беглецов, но так как они не откликались, то он велел слуге своему спуститься в глубь пещеры и вывести их оттуда. Слуга бросился туда с обнажённым мечом, но попал в пасть львицы, которая имела тут своё логовище, и таким образом был немедленно растерзан. Хозяин, видя, что слуга не возвращается, также кинулся в пещеру и подвергся той же участи... Притаившиеся беглецы могли и себе ожидать такой же смерти от львицы, но она, захватив в зубы детёныша, спокойно вышла и даже не тронула верблюдов, стоявших близ пещеры. Убедившись в безопасности, освободившиеся пленники на оставшихся верблюдах возвратились на родину. Малх поселился в том же монастыре, где жил до плена, и мирно кончил свою Богоугодную жизнь.

Этот пример и подобные не служат ли великим укреплением в том отрадном уповании, что мы все живём под кровом Всевышнего и покоимся под сенью Всемогущего... Вдохновенны слова пророка Давида:

«Прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю! – Он избавит от сети ловца, от гибельной язвы. – Щит и ограждение – истина Его. – Не убоюся ужасов в ночи, стрелы, летящей днём, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень».

Тому, кто сказал: «Господь – упование моё», – тому, кто избрал Всевышнего прибежищем своим – «не приключится зло, ибо ангелам Своим заповедает Господь охранять того на всех путях его» ... И «воззовёт к Богу, и Бог услышит его; с ним Бог в скорби и избавит, и прославит его; и долготой дней насытит его и явит ему спасение Своё» ...

Боговдохновенны слова эти, служащие высшим выражением дарованного людям блаженнейшего свойства: всецело предавать себя милосердию Бога живого, милосердию всего мира грехами непреодолеваемой Благости, единственным условием для воспринятия которой есть вера в Неё...

* * *

233

Савельева Славянский сборник, стр. 117–119. 261–274. Преп. Нестор: „Иллюрик – Словяне, норци – Словене. Сели суть Словене по Дунаеви, где есть ныне Угорска земля и Болгарска“. Богуслав: Scribitur in vetustissimis codicibus, quod Pannonia sit mater et origo omnium Slavonicarum nationum. – Мюнхенская рукопись IX стол. (у Шафарика в Слав. древн. прилож. 79, ч. 1). Zerviani, quod tantum est regnum, est eo cunctae gente Slavorum exortae sint. Барнефрид (VI, 52): Karniolia slavorum patria. Срем, предводитель Трибаллов – Сербов, оставивший своё имя за город. Сремом, отважно защищался против Александра Македонского, который потом переходил через страну панов (παλαιος) в Македонию (Strabo VII, 2. Arrian. 1, 3). По Птоломеевой карте Паннонии (147 г.) и другим памятникам древности, названия городов, гор, урочищ, рек Паннонии – все Славянские. Временник X, 100. 101. XVI, 69–74. Каманича specimen philologiae et geographiae Pannoniorum. Zagzabiae 1795. Соларича Римляне славенствовавшие, Харьк. 1818. Что касается до слов Кесария о Славянах, то напрасно считали (Венелин 2, 205, 281. Христ. Чт. 1859 г.2:153) сочинителя разговоров за брата св. Григория Богослова. Сочинитель известный п. Фотию, пользующийся церковноф песнью: святый Боже, должен быть признан за современника пр. Максиму († 662 г.). Но и в таком виде слова его о Славянах важны. Греческий текст их и Славянский перевод XIV в. – в опис. Синод. ркп. № 129.

234

Нестор: „Словенску языку учитель есть Андроник Апостол, – стол его в Пании“ – в Паннонии. Собр. л. 1, 11. 12.

235

О нём в прологе два известия, одно мар. 26 неверное, другое авг. 23 верное, взятое из Василиева менолога; в Четьи-Минее мар. 26 описание близкое к современной записке. Записка очевидца о мученичестве – у Геншения Act. sanet, mart. р. 555 у Руинарта Acta martyrum sine. 2, 220–224.

236

Menologium Basilii ad 23 Augusti. В 1807 г. найден в Баварии пергаменный сборник X в., в нём две исповеди и поучение Славянского языка, с отличиями Сербского наречия, нисаны Латинскими буквами. Поучение – то же самое, которое помещено в прологе под 25 апреля. Исповеди и поучение – образцы наставлений, предлагавшихся новокрещённым Славянам. Часть поучения изд. Срезневским в древн. Прохорова 1864 г., стр. 124. Так поучались в Паннонии при св. Иринее!

237

Р. Босвета, при которой расположен был Срем, несколько ниже города впадала в р. Саву.

238

In Lat. Patrol. Т. 123. 124. Martyr. Adonis p. 231. 232 (Martyr. Usuardi p. 787–791. По Римскому мартирологу по 23 февр. „в Среме страдание 72 мучеников“.

239

Ado р. 242. Usuardus р. 872. 873.

240

Ado р. 242. Усуард р. 887. У Адона написано: Montani presbyteri, qui cum Maxima uxore sua tentus et in fluvium praecipitatus est. В Иеронимовом мартирологе Максима также названа женой пресвитера Монтана. У Усуарда не названа она женой Монтана, не потому ли, что ксёнзы начали жить не с своими жёнами? Вандальберт точен:

Septima Montanum memorat cum coniuge sanctâAtque simul quadragena cum martyre passum.

У Барония в Римском мартирологе под 23 февр. Монтан назван пресвитером и потом показано: „также (страдание) святых мучеников Кодрата, Феодосия, Эмануила и других 40“.

241

Martyr. Romanum, p. 153. Adv. p. 246. Усуард p. 918. 12.

242

Мартиролог Иеронима и Адона.

243

Март. Иеронима, Адона и Усуарда.

244

Иероним, Усуард. Тоже у Барония в Римском мартирологе.

245

„Прежнее гонение“ было гонение Валериана 257–258 г. Cibalis – Киналь.

246

Мученичество Пуллия – у Руинарта in act. Mart. sine. 2, 225–228. В описании говорится: de qva (urbe Cibalitarum) Valentinianus christianissimus imperator oriundus esse cognoscitur. Валентиниан был западным императором 364–375 г. Ясно, что известная ныне редакция мученичества составлена не раньше 364 г. Что касается дохристианских имён: Ириней, Евсевий, Монтан и других, то ещё Савельев справедливо заметил (Славян. сборник, стр. 261. 262), что как имя пр. Феодосия Печерского или Леонтия Рост. показывает, что имена даны служителями православной Восточной Церкви, а не то, что Феодосий – Грек; так имена мучеников Сремских и других говорят только о том, что тогда проповедники веры давали имена крещающимся как Греческие, так и Латинские.

247

Посольство Приска, описанное им самим, – у Венелана: древние и нынешние Болгаре, т. 1, стр. 111–142. Μ. 1856.

248

Stritten Slavica § 50. Avarica. 53–55. Quercius de bello avarico.


Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle