Источник

19-е

Свв. мучч. Хрисанфа и Дарии

Во второй половин III-го столетия прибыл в Рим из Александрии один знаменитый и богатый человек, язычник Полемий, с тем чтобы доставить здесь наилучшее образование сыну своему Хрисанфу. Принятый благосклонно при дворе Римского императора, Полемий вскоре принял предложенную ему должность сенатора. – Таким образом и общественное положение отца, и образование, получаемое юношей Хрисанфом, открывали ему, казалось, блистательный путь впереди.

Но что такое – человеческие расчёты перед правдой Божественного промысла и в чём – настоящий блистательный путь?..

Счастье, настоящее счастье действительно предстояло Хрисанфу, но только не на том пути, на котором готовили ему его люди.

Одно обстоятельство в жизни юноши изменило весь ход человеческих начертаний его судьбы. Изучая философию, жадно прочитывая всякие рукописи, он встретил между ними и такие, в которых язычники рассуждали о христианстве и разбирали с своей точки зрения христианское учение. Чуткая душа чистого, просвещённого наукой и любознательного юноши с увлечением знакомилась с сущностью этого непостигаемого язычниками учения. Он постарался достать сочинения о Христе, написанные самими христианами, и чем более вникал в их смысл, тем неотразимее прельщался высотой и правдой Евангелия. Усердно принялся он тогда искать человека, который мог бы объяснить ему тайны этого нового учения. Такой учитель нашёлся; то был один отшельник, пресвитер Kapпофор, скрывавшийся в горах по случаю бывшего тогда гонения на христиан. – И до такой степени «сама по себе была христианка» душа непорочного юноши, не успевшего ещё испортиться столкновением с жизнью язычников, что она быстро восприняла в себя «свет Христов», и после нескольких бесед с христианином отшельником Хрисанф был обращён, наставлен им и уже принял от него св. крещение.

Преисполненный внезапно постигнутым им величием Богочеловека, предавшись Ему со всею горячностью своего молодого возраста, Хрисанф не мог таить в себе охватившей его любви ко Христу... избыток сердца требовал излияния – в слове... И едва минула неделя по принятии им св. крещения, как он уже открыто проповедовал просиявшую для него истину.

Можно себе представить ужас Полемия, человека взросшего и закоренелого в языческих понятиях, когда он узнал, что единственный сын его – христианин...

Христианин! это – человек, который ставит себя наравне с презренными рабами, это – безумец, который не дорожит никаким имуществом, растрачивает своё состояние, не трепещет перед бесславием и позором на общественном суде, которому его подвергает его звание христианина... это – человек, ставящий в ничто все земные наслаждения... предпочитающий пещеру – дворцам, зверей в пустыне – человеческому обществу... и наконец,, это – тот человек, которому угрожают гонения, пытки и мучительная, позорная казнь, определяемая грозными законами языческого государства...

– Моему ли сыну подобная участь! – ужасается и негодует отец язычник, и принимает всевозможные меры, чтобы заставить очнуться юношу от ненавистных христианских заблуждений... В слепоте своей он не ведает, что не смутить ему ничем ту душу, в которой поселился христианский Бог...

Испытав для приведения в разум сына и домашнее заключение, и всевозможные общественные, рассеивающие душу впечатления, но не достигнув желаемого успеха, Полемий, посоветовавшись с друзьями, решил сблизить Хрисанфа с одной молодой, образованной, необыкновенно красивой девицей, ревностной поклонницей богини Афины, при храме которой она и жила, рассчитывая на то, что под влиянием язычницы, которая не могла ему не понравиться, он охладеет в своём увлечении христианскими идеями...

Полемий познакомил Хрисанфа с предполагаемой для него невестой – Дарией, но когда он высказал сыну желание своё, чтобы он женился на ней, то Хрисанф смутился при мысли иметь женой язычницу. Он отправился к епископу, чтобы спросить у него, как он должен поступить в этом случае? – «Апостол Павел не только не запрещает, но одобряет браки между христианами и язычниками, так как муж должен стараться обратить жену, а жена – мужа в истинную веру», – отвечал Хрисанфу епископ.

Успокоенный его ответом, Хрисанф уступил в этом случае воле отца и согласился быть мужем Дарии, но ещё до женитьбы на ней он успел христианскими речами своими так сильно подействовать на неиспорченную ещё молодую душу своей невесты, что она совершенно постигла и приняла его христианские убеждения, и когда она вступила с ним в брак, то это была уже не прежняя язычница Дария, преданная богам своей родины, но обновлённая душой христианка, с полным сознанием приступившая к тому великому таинству, которое соединяет людей ради того, чтобы им взаимно поддерживать друг друга на пути нравственного постоянного усовершенствования.

Скоро после бракосочетания Хрисанфа и Дарии Полемий умер. Тогда молодые супруги, никем не стесняемые, обратили свой дом как бы в церковь, где они открыто проповедовали веру Христову и привлекали к ней многих язычников.

Так жили они несколько лет, проповедуя истину, благотворя всякими способами, посвящая всё время и все силы свои на служение Богу. Наконец, многие из родственников обращённых в христианскую веру язычников, недовольные тем, что уверовавшие избирают, большей частью, безбрачную жизнь, донесли Римским властям о том, что Хрисанф и Дария проповедуют христианское учение.

Тогда трибун Клавдий потребовал их к себе и велел предать их истязаниям вместе с другими 23-мя христианами, но, видя истинно-чудную твёрдость мучеников, поражён был силой действовавшего в них Бога и, вместе с сыновьями своими припав к ногам Хрисанфа, воззвал к нему: – «вижу, что Бог твой – Бог истинный! Умоляю тебя, приведи нас к Нему, научи нас Ему молиться и сделай нас Его рабами!»

И просвещённый словами Хрисанфа о всемогуществе, благости и милосердии Бога христианского, близкого ко всякому человеку, который сердцем ищет Его, Клавдий и жена его Илария с сыновьями Иасоном и Мавром и множество свидетелей мучений и проповеди о Боге Хрисанфа уверовали и приняли св. крещение.

Узнав об этом, император приказал Клавдия утопить, а сыновей его и всех воинов, отрешившихся от язычества, обезглавить. Христиане похоронили тела их в пещере, близ которой совершена была казнь над ними: – Сюда, после того, на могилу своих сыновей приходила молиться Илария, и когда однажды язычники, застав её здесь, хотели взять её и представить на суд, то она, умолив их дать ей время помолиться, припала к могиле детей своих и, среди молитвы, скончалась... Сами язычники были поражены и растроганы при виде такой кончины и предоставили двум служанкам, бывшим при Иларии, похоронить свою госпожу при гробе детей её...

Между тем Хрисанф, оставшийся невредимым после различных истязаний, был в оковах отведён в темницу, а Дария брошена в одно из подземелий Колизея, и к ней был впущен дикий лев... но, ко всеобщему изумлению, он лёг у ног её и не допускал никого приближаться к ней... Дария же, обращаясь к приходившим к ней, продолжала убеждать их га в истине веры во Христа, творящего чудеса, которых они сами – свидетели... и вдохновенно воскликнула: – «о Римляне! не далеко то время, когда вы все уверуете во Христа!»

После многих истязаний, которым снова были подвергаемы Хрисанф и Дария, претор, видя и уверившись наконец, что ничем не победить терпение мучеников (и силу Божию, очевидно действовавшую в них, и которую язычники, в невежественном суеверии своём, объясняли волшебством), видя также, что всё возрастает число уверовавших в Бога свидетелей мучений Хрисанфа и Дарии, приказал вывести их из города и зарыть в землю живыми...

С пением хвалы и величания Господу Богу святые шли на лютую смерть. Многочисленная толпа народа следовала за ними. Дойдя до колодца близ дороги, называемой Салария, исполнители казни столкнули в этот глубокий колодезь девственных супругов-мучеников и засыпали их камнями и землёй... С у тех пор начали истекать чудеса на этом месте кончины святых Хрисанфа и Дарии. Христиане часто собирались сюда – вблизи находившуюся пещеру, чтобы чествовать память их и молить о предстательстве их перед Господом. – В одно из таких собраний, когда народу было особенно много, вооружённые воины, по приказанию префекта, завалили пещеру и засыпали вход в неё, и все христиане, бывшие там, между которыми упоминается о Диодоре пресвитере и о диаконе Мариане – скончались голодной смертью (283–284 г.).

Кончина святых Хрисанфа и Дарии относится к временам императора Валериана (253–259).

Память праведной великой княгини Марии

Супруга вел. кн. Всеволода III, прославившаяся благочестием и мудростью. В летописях называется она Российской Еленой – второй Ольгой. Мать многочисленного семейства, заботившаяся о христианском воспитании детей своих, после рождения одиннадцатого из них тяжко заболела, и болезнь свою, продолжавшуюся несколько лет, переносила «с терпением Иова». Летописец передаёт трогательные наставления, которыми поучала она детей своих, лёжа на смертном одре197.

Во время её болезни заложена была во Владимире по её желанию и с помощью её пожертвования каменная церковь в честь Успения Божией Матери и при пей устроена была женская обитель – Новодевичья. Почувствовав приближение смерти, великая княгиня Мария Шварновна (дочь Чешского князя Шварна) пожелала принять иноческое пострижение, но иночество её (под именем Марфы) продолжалось недолго: от 2-го до 19-го марта 1206 г. В этот же день она скончалась и была горько оплакиваема не только своими близкими, но и всем народом. Тело её было погребено в созданной ею Успенской обители. Память о ней до сих пор чтится в народе; многие не только из жителей г. Владимира, но и из окрестных сёл и городов нередко желают совершать над её гробницей панихиды и литии.

Преп. Софии, Слуцкой княжны, скончавшейся в 1617 г.

Преп. Софии, Слуцкой княжны, скончавшейся в 1617 г., местно чтимой в Минской епархии. Мощи её открыто почивают в Слуцком Троицком монастыре.

(См. «Вед. Минск. Епарх.» 1872 г. № 47).

† Преставление преп. Иннокентия

Пр. Иннокентий, сын боярина Охлебинина и родственник князей Хворостининых198, принял иночество в обители Кирилла Белозерского, потом вместе с наставником своим пр. Нилом Сорским долго странствовал на востоке и несколько времени жил на Афоне. С востока возвращался он в Белозерский монастырь, но не долго пробыл здесь; он последовал за пр. Нилом на р. Сору и здесь несколько времени жил с ним. Прозорливый старец, видя, что ученик его созрел для того, чтобы быть наставником для других и при том в жизни не той, которую сам решился проводить, сказал Иннокентию: «иди на Нурму: там будет у тебя общежитие, а у меня здесь братия должны жить по одному в кельях». Послушный ученик, погрузясь в глубину Комельского леса, избрал себе место на р. Еде, в 10 верстах от Нурмы и в 70 от Вологды; здесь (с 1491 г.) недолго жил он один, вскоре собралось к нему духовное стадо, и он построил храм во имя ангела пустыни св. Предтечи, основал общежительный монастырь. Перед кончиною своею написал он духовное завещание братии. «Вот я убогий инок Иннокентий, так говорил раб Божий, написал это завещание для тех, кому Бог повелит жить в нашей пустыне. Прежде всего молю вас, Господа ради, поминайте меня грешного во святых молитвах ваших; об этом кланяюсь до земли вам, отцы и братия. – Завещаю и то, чтобы не было между вами никакой ссоры, а была бы любовь во Христе и мир духовный. Юных и безбородых иноков не принимать, также как не постригать здесь таковых; слуг молодых безбородых не держать. Пиянственного пития отнюдь не следует нам иметь. О том, как в пустыне нашей должно быть на молитве, как питаться, когда выходить на рукоделие и работу, – о всём подобном установлено в писании господина учителя моего старца Нила. – Там найдёте всё благоугодное Богу»199. – Преп. Иннокентий скончался 19 марта 1521 г.200. Обитель его опустошена была татарами в 1538 г., и три ученика его запечатлели тогда подвиги кровью. Татары «нечаянно пришли в Иннокентиеву пустынь, сожгли церковь великого Предтечи Иоанна и кельи, убили трёх старцев, многих христиан той пустыни предали мечу, а иных взяли в плен; некоторые убежали от рук их и, нося на себе множество ран, пришли в обитель преподобного Павла». Так говорит современник201. Наружный вид пр. Иннокентия: роста среднего, борода нераздвоившаяся и с лёгкой сединкой. Мощи почивают под спудом в каменном Благовещенском храме обители его, закрытой в 1764 г.202.

* * *

197

„Собр. Русск. летопис.“ Т. 1, 178. „Степ. кн.“ ч. 1, 290–291.

198

Ркп. житие пр. Иннокентия у Царского № 134. 274.

199

Ист. иер. 4, 299–302.

200

Ркп. святцы: „преп. Иннокентий, игумен Предтеченского монастыря, – бысть на р. Еде; преставися в л. 6999 (1491) мес. марта в 19 д.“ Тоже в записке Евгения о Вологодской епархии. Почему в словаре святых (стр. 120) сказано, что пр. Иннокентий преставился 1 мар., – не показано. Но год кончины вернее в Отенских святцах: „преставися в л. 7029 (1521) мар. в 19 д.“ Это – сообразно с годом кончины наставника его пр. Нила (1508 г.). См. апр. 7.

201

Ркп. житие пр. Павла.

202

Ист. иер. 4. 300–302. Буслаева словесн. и искусство 2, 352. По переписи 1662 г. за Иннокентиевым монастырём 130 дворов.


Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle