17-е
Святого Алексия, человека Божия
Св. преподобный Алексий, человек Божий, был сын благочестивых, знатных и богатых родителей, Евфимиана и Аглаиды, живших в Риме, в IV веке по Рождестве Христовом; получил хорошее воспитание; был обручён и обвенчан родителями с отроковицей из царского рода. После брачного веселия, ночью Алексий вошёл к своей юной супруге, и, взяв свой перстень золотой и пояс драгоценный и обвив порфирной завесой, отдал ей, сказавши: «сохрани сие, и Бог да будет между мной и тобой, доколе благодать Его в нас нечто новое устроит». Вышед от неё в свою отдельную ложницу, снял с себя златотканные одежды свои, облёкся в худшие и, взявши нечто из своего богатства, золота и камней драгоценных, скрылся из палат своих и из города. Пришед к морю, Алексий сел на корабль и отплыл в Лаодикию. Плывя, он молился Богу: «Боже! спаси меня ныне от суетного мирского жития, и сподоби десного на суде Твоем стояния со всеми Тебе угодившими». Из Лаодикии Алексий отправился в Месопотамию – в город Эдес. Продав все взятые им в доме родительском драгоценности свои и деньги раздав нищим, он облёкся в рубище нищего и пребывал почти непрестанно на паперти храма Божия, питался милостыней во имя Христово и остатками её питал иных нищих; был в непрестанном посте и молитве, вкушал немного хлеба и воды и еженедельно причащался святых Таин. Ум его, занятый Богомыслием, витал горе, плоть его от многого воздерживания увяла и иссохла. В сих подвижнических трудах преподобный Алексий провёл в Эдесе 17 лет, и был возлюблен Богу. Пономарю церкви, на паперти которой привитал преподобный, было в видении повеление от Богоматери: введи в церковь Мою человека Божия, да пребывает в ней, и под именем человека Божия указан был преподобный Алексий. Многим сделалось известно его Богоугодное житие, и он удалился из Эдеса в Тарс, но сильная буря загнала корабль, на коем он плыл, в Рим.
Действием Промысла Божия возвращённый на родину, человек Божий испросил себе при родительском доме малую хлевину и жил в ней, как бесприютный нищий, незнаемый родителями, питаясь ради Христа подаянием от стола их. Ежедневно получая пищу от трапезы своих родителей, преподобный разделял иным нищим, а сам питался только хлебом и водой. Ночи проводил без сна в молитве и еженедельно причащался Божественных Таин. Дивно было терпение человека Божия от слуг. Иные ударяли его, иные за волосы терзали, иные толкали, иные же помои на голову его изливали, и иным образом ругались над ним. Непобедимый страдалец всё это переносил молча. Ещё более скорбное терпение человека Божия было от того, что против хлевины его было окно палаты, в которой жила невеста его, оставшаяся в доме жениха своего и с своей свекровью часто плакавшие – одна о вдовстве своём, другая о лишении сына своего, и эти слёзы видел и рыдания слышал человек Божий. Так при доме родительском он прожил 17 лет, никем неузнанный, но как нищий и бесприютный странник.
Господь открыл преподобному день и час исхода его в жизнь вечную. Испросив у слуги хартию, чернило и трость, святой написал всё житие своё. В один день папа Иннокентий совершал литургию, предстоял царь Онорий, и при конце литургии все услышали голос: «поищите человека Божия, от тела изыти хотящего, да помолится о граде». На следующий день опять был услышан из алтаря глас: «в дому Евфимиановом ищите человека Божия». Хартия, которую держал в руках своих преподобный Алексий, уже умерший, показала, кто был этот необыкновенный подвижник благочестия. Он преставился в 411 году, и чудотворные его мощи при погребении сопровождали. император Римский Онорий, папа Иннокентий и многочисленное стечение народа.
Ныне поемый канон в честь Алексия, человека Божия, принят Церковью в IX веке от Иосифа Студита.
† Преподобного Макария Колязинского
В Тверской области, в 8 верстах от Кашина, в имении своём, в с. Грибкове, что ныне Кожино, жил прославившийся в боях боярин Василий Кожа, родоначальник дворян Кожиных185. Он получил и прозвание и похвальную грамоту от князя Василия Тёмного за победу над Галицким князем, в знак которой доставлена им часть кожи убитого княжеского коня186. Сын его Матвей на седьмом году обучаем был грамоте, и отец готовил в нём верного слугу князю, каким был сам. Матвей Кожин желал более быть слугой Царя Небесного, чем слугой князя земного. Отец и мать долго уговаривали его вступить в супружество; уступая угрозам отца, сын со слезами сказал: «воля Господня да будет; делайте со мной, что хотите». Обрадованные родители нашли невесту в благородном доме Яхонтовых, и сын вступил в брак. Через год после того умерли родители, а через три – и супруга Елена, которых поминал он потом во всю жизнь и завещал поминать и в обители, которую основал187. «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол.3:1). Этот голос Апостола особенно сильно звучит в ушах наших в виду гробов; здесь говорит он – душе: если не расстанетесь по воле с земной суетой, расстанетесь по неволе; не достойнее ли свободы расстаться по воле с пустотой, столько опасною для вас? Молодой Кожин, похоронив супругу и родителей, расстался навсегда с миром; раздав имущество бедным, он поступил в Кашинский Клобуков монастырь и здесь принял монашество с именем Макария. Считая себя ниже всех, послушник Макарий с любовью повиновался не только игумену, но и каждому брату, старшему и младшему; ночь проводил он в пении псалмов и молитве; а днём после послушаний читал жития святых; в Клобукове указывают и келью, в которой подвизался Макарий188.
Не довольствуясь подвигами послушания и стремясь душой из городской обители в пустынное уединение, Макарий удалился с семью иноками из Кашина, чтобы отыскать безмолвное место для подвигов. В 18 верстах от Кашина, между двумя озёрами, вблизи Волги, нашёл он место красивое и тихое, какого искал душой. Водрузив крест, поставил он хижину и стал подвизаться в безмолвии. За местом великих подвигов его оставил название Колязиной пустыни боярин Иван Коляга, которому принадлежали ближние земли. Этому Коляге никак не хотелось, чтобы была здесь иноческая обитель: он опасался, что пустоши его отданы будут новому монастырю. В душе его зародилась сильная ненависть к Макарию; он дошёл до того, что решился убить Макария. Но неожиданно посетила его тяжкая болезнь. Страх близкой смерти пробудил в нём раскаяние. Больной Коляга велел нести себя к Макарию, у ног его рассказал о злом умысле своём на жизнь его и просил прощения. «Бог простит тебя», сказал пустынник. Коляга так искренен был теперь в своём раскаянии, что отдал Макарию свои земли в пользу обители молитвенников. Блаженный подвижник построил храм Св. Троице. Молва о чудесном обращении Коляги призвала к блаженному многих жаждавших благочестия. Надобно было избрать игумена. Макарию было не менее 53 лет; но он, считая себя неспособным, просил каждого из пришедших с ним старцев принять на себя сан священства и игуменства. Каждый из них отказался, и все братия объявили, что хотят видеть игуменом Макария. И Макарий, уступив общему желанию, посвящён был в игумена Тверским епископом Моисеем189.
Первое служение своё алтарю Божию новый игумен готовился совершить долгой, уединённой молитвою, и потом приобщил всю братию святых Таин. В сане игумена Макарий трудился на ряду со всею братией, как и в то время, когда был иноком братом. Для умножившейся братии купил он у Тверского князя с. Сергеевское190. Игумен к подвигам инока присоединил заботу и труд – наставлять братию и посетителей обители. – Те, которые искренно искали спасения, в строгой жизни Макария видели сильное назидание, а в простых беседах его слышали голос опытного благочестия. Макария приходили видеть и слушать и простые люди, и многие вельможи. Они уважали его как отца, хотя носил он одежду худую, покрытую заплатами. По такому одеянию и по простоте обращения иные принимали его за человека простого и даже смеялись над ним191. Макарий более доволен бывал, когда слышал насмешки над ним, чем тогда, как хвалили его. Утешением для него было ходить по местам безмолвным и беседовать с природой. Тогда жителями пустынного края были дикие звери; но они были кротки с кротким рабом Божиим и иногда принимали от него пищу.
Духовная жизнь цвела в обители Макария. Вот что говорил сам Макарий посещавшему его Иосифу Волоколамскому: «когда пришёл я на это место, то со мной пришли из Клобукова монастыря семь старцев. Они были так совершенны в добродетелях и духовной жизни, что все братия приходили к ним принимать наставления; они же учили всех полезному, одних утверждали в добродетелях, а уклонявшихся к бесчинию удерживали запрещением и не дозволяли следовать своей воле». Сам Иосиф, очевидец жизни Макария и его сподвижник, прибавляет от себя: «такое-то благочиние и благочестие были в том монастыре». – Всё творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями. – Даже великий старец Митрофан Бывальцев дивился тому. – Возвратясь с Афонской горы, где прожил 9 лет, он говорил братиям: «напрасно и не умно трудился я, совершая путь в святую гору, помимо Колязинского монастыря; в нём можно спастись; здесь всё совершается точно так же, как в киновиях св. горы»192.
Благодать Божия проявлялась в подвижнике Божием чудными знамениями ещё в земной жизни его. – Раз привезли в обитель его расслабленного Захарию, и больной со слезами просил Макария помолиться за него. – «Зачем привезли тебя ко мне, брат мой? Зачем просишь ты помощи у грешного, который едва кое-что приобрёл только для своего спасения?» говорил смиренный игумен. Расслабленный не переставал просить помощи. «Знаю, говорил он, что молитва твоя за меня несчастного не останется тщетной пред Богом». Макарий сказал ему: «сын мой! Бог не хочет смерти грешника и ведёт его к покаянию. – Вот и на тебя пришло посещение Божие. Если покаешься и отстанешь от прежних привычек худых, получишь исцеление; если же нет, хуже будет с тобой». Захарий со слезами исповедал все грехи свои. Блаженный благословил его, и больной стал здоровым. – Впоследствии этот исцелившийся был священником в Киясовых горах и до конца жизни твёрдо помнил наставления Макария. – Другой опыт был с бесновавшимся боярским молодым человеком Василием Рясиным. Макарий отслужил молебен о его здравии, осенил его крестом, и выздоровевший больной уже не возвратился в свой дом, а принял в обители иночество. – Раз недобрые люди украли рабочих волов обители, но внезапно ослепли. Блуждая в окрестности, они невольно воротились в обитель и покаялись в грехе своём Макарию; преподобный разрешил их от греха и слепоты, прибавив: «вперёд не грешите».
С тех пор, как поселился в пустыни, Макарий не изменял своего иноческого правила до глубокой старости: твёрдо стоял он на молитве днём и ночью. Раз вступив на жёстокий путь, не оставлял его до гроба и часто лил слёзы193. – По смерти нашли на нём тяжёлые вериги, о которых дотоле не знали194. – Блаженная кончина его последовала в 17 день марта 1483 г., на 83 году жизни его.
Мощи блаженного обретены нетленными (1521 г.) при копании рвов для нового храма195. С того времени начали истекать исцеления от его гроба. Живший в монастырской гостинице Иоанн двенадцать лет был со скорченными ногами. Он приполз ко гробу Макария и просил священников помолиться за него угоднику Божию. Его хотели приподнять, чтобы приложился он к святым мощам, но в ту же минуту иссохшие ноги его стали хрустеть вслух всех; он сам стал прямо на ногах и, приложась к мощам, стал здоровым. – Иеродиакон обители Андрей, страдавший от сильной ломоты ног, получил исцеление при мощах. Одна женщина страдала водяной болезнью и выздоровела у раки преподобного. Другая, 30 лет бывшая глухой, получила здесь же слух. Тоже испытала на себе Кашинская инокиня Мария, долго страдавшая ногами и имевшая скорченную руку. Юноша Григорий десять лет лежал на одре без движения; принесённый к гробу преподобного, молился он здесь и почувствовал, что может подняться; встал, чтобы поклониться гробу преподобного и – принесшие его, на время выходившие от гроба, увидав его на ногах, прославили вместе с ним Бога и Его угодника. Беснующийся Онуфрий привезён был из Новгорода, и ему возвратился смысл при гробе преподобного. Так писал очевидец чудес инок Макарий.
В службе преподобному читаем: «как жемчуг драгоценный в виду всех лежат мощи твои, преподобный, и неоскудеваемо подают различные исцеления».
Повсемственное празднование преподобному Макарию установлено собором 1547 г.196.
* * *
Житие пр. Макария (в Ч. Μ. Макария) описано в 1540 г. иноком Макарием, который в предисловии говорит: „я не видел своими глазами преподобного, но слышал о подвигах его от многих достоверных людей, которые сами видели его; не за много лет пред нами жил он. Исцеления, бывшие при раке Богоносного отца, видел я и своими глазами». В Синод. б. житие с ркп. XVI в. № 555.
Лакера геральдика 513. 514.
Грамота в Ист. Иер. 4. 615. 616.
Журн. Мин. Вн. Дел 1844 г. V, 508. Опис. Тверской губерн. Тверь. 1847 г., стр. 52.
Моисей рукоположен был в Тверского епископа в 1453 году св. Ионой; а преемник его был 1460–1477 г. Геннадий Кожин, родной брат преп. Макария (Ист. Иер. 1, 276. Ист. акт. 1, 502. 503. Прим., стр. 17, 109). Таким образом Макарий, скончавшийся 83 лет в 1483 г., был в 1453 г. не моложе 53 лет.
Ак. Э. 1, 49.
Эта непоказная наружность вводила если не в обман, то в сомнение, и такого человека, каков был Вассиян, бывший князь, инок не беззаботный. – По временам увлекаясь рационализмом реформации, он на соборе 1531 г. говорил: „я знал его (Макария): – он был простой человек; но чудотворец ли он, или не чудотворец, вам остаётся судить“. Μ. Даниил отвечал Вассияну: „в святых ищи не телесного, а духовного благородства, высокого в очах Божиих; сказано: не от похоти плотские, не от похоти мужеские, но от Бога родишася“. Прение Μ. Даниила с старцем Вассияном в чтен. общ. ист. IX, 11. В своём оправдании Вассиян писал: „сие лжеши на мя и на моего старца Нила (Сорского), что мы хулим чудотворцев, и древних и новых“. – Рукоп. Синод. б. № 738.
Пр. Иосифа сказ. о св. отцах.
Служба на 17 д. марта минее м. 1646 г.
Служба на обретение мощей преподобного (26 мая) в минее на май м. 1646 г. „Стянув тело своё веригами железными и чистотою, в вышния селения достигл еси, отче“.
Пролог 17 марта; Карамз. 7, пр. 383. Русск. времен. 2, 268, 269. В конце Евангелия Колязинской обители припись: „в л. 7041 (1533) в обители живоначальные Троицы и Пречистые Матери честнаго Рождества и св. страстотерпец Бориса и Глеба и преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Макария в Колязине монастыре, по благословению игумена Евфимия, написано бысть Евангелие сие на престол“.
Акт. 9. 1, 203. 599. Служба на 17 марта у Румянцева № 397, у Царского 11. 563.