Источник

9-е число

Святого пророка Исаии

Исаия (имя это значит: спасёт Господь; дано, вероятно, как выражение веры родителей Исаии в обетованного Спасителя), живший за 750 лет до Р. Хр., был сын Амоса, брата Амасии, царя Иудейского; родился в Иерусалиме и жил здесь в продолжение шести царствований: Амасии, Азарии или Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии и Манассии.

Не смотря на своё родство с царским домом, Исаия отличался таким смирением, что по собственной воле жил в бедности с своей также Богоугодной женой и детьми. Он проводил жизнь в полном воздержании и изнурении тела, даже носил власяницу, выражающую сокрушение человека о грехах своих.

За такое смирение и любовь к Богу Исаия удостоился быть призванным к пророческому служению. Он был одним из тех (и первый из 4-х больших пророков), через кого «Бог многократно и многообразно издревле говорил отцам», и призвание его совершилось следующим образом:

Он «видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли шестокрылые серафимы и взывали друг к другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» Столпы здания потрясались от этих восклицаний и по всему храму разносилось благоухание. В благоговейном трепете Исаия воскликнул: «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа!»

«Тогда прилетел ко мне, – продолжает Исаия, – один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдёт для Нас? – и я сказал: вот я, пошли меня. – И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. – И сказал я: надолго ли, Господи? – Он сказал: доколе не опустеют города и останутся без жителей, и дома без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет»...

«Но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остаётся корень их, так святое семя будет корнем её» (земли той); т. е. и по истреблении народа останется святой остаток, из которого возникнет новое племя – новый Израиль, верующий во Христа.

С этого времени выступил Исаия на служение народу Иудейскому и в продолжение 60-ти лет возвещал ему волю Божию и грозил наказанием за беззакония его и за неблагодарность к Богу. Духом Божиим пророчествовал он и все пророчества его изложены с совершенной точностью и ясностью. Он предсказывал о падении многих царств и городов (царства Ассирийского, гор. Тира, Сидона, Египта), о пленении Иудеев в Вавилоне и освобождении их через 70 лет из плена, о победах Персидского царя Кира, которого он называл по имени более нежели за 100 лет до его рождения...

Пророчествуя о судьбах, касавшихся Иудеи, Исаия с особенной любовью обращался к временам Мессии и с такой отчётливостью представлял жизнь и страдания Иисуса Христа, что его называют Ветхозаветным Евангелистом... «Даст Господь Сам знамение, провозвещает он, – се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, еже есть сказаемо с нами Бог» (Ис.7:14).

«И произойдёт отрасль от корня Иессеева (т. е. из рода Давидова), и ветвь произрастёт от корня его, – продолжает Исаия, – и почиет на Нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия».

«Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого».

«Не будут делать зла и вреда на всей горе Моей: ибо земля будет наполнена видением Господа, как воды наполняют море».

«И будет в тот день, к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой Его будет слава» (XI).

«Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Он (народ) будет веселиться перед Тобой, ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь» ...

«Ибо Младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира».

Изображая страдания Иисуса Христа, Исаия говорит о них так живо, как будто бы сам, – как замечают св. отцы, – стоял у креста во время страданий Спасителя:

«Он был презрен и умалён перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни; и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понёс наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом. Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».

«Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца был ведён на заклание, и как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих».

«Даст плеча Свои на раны, ланиты на заушения, лица же не отвратит от стыда заплевания» ... «и к злодеям причтётся» ...

«От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь» ... (гл. LIII).

Наконец, так возвещает пророк торжество Церкви Христовой и её всемирное распространение, а также – второе пришествие Христово и кончину века:

«Восстань, светись (Иерусалим); ибо пришёл свет твой, и слава Господня взошла над тобою.

«Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобой воссияет Господь, и Слава Его явится над тобою.

«И приидут народы к свету твоему, и цари к восходящему над тобой сиянию.

«И приидут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева.

«Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славой.

«Не будет уже солнце служить тебе светом дневным и сияние луны светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею.

«Не зайдёт уже солнце твоё и луна твоя не сокроется: ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего.

«И народ твой весь будет праведный, навеки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему.

«От малого произойдёт тысяча, и от самого слабого сильный народ. Я Господь ускорю совершить это в своё время...

Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?

Ибо всё это соделала рука Моя, и всё сие было, говорит Господь. А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим...

Выслушайте слово Господа, трепещущие перед словом Его. Ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Моё, говорят: «пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше». Но они будут постыжены.

Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается...

Ибо вот, прийдет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение своё с пылающим огнём.

Ибо Господь с огнём и мечом Своим произведёт суд над всякой плотью, и много будет поражённых Господом.

Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, прииду собрать все народы и языки, и они прийдут и увидят славу Мою.

И положу на них знамение, и пошлю из спасённых от них к народам, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей, и они возвестят народам славу Мою...

И будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение... И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрёт, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» ... (гл. LX и LXVI).

Кроме пророчеств в книге пророка Исаии содержится много нравственных высоких истин, напр. о том, какой пост может быть угоден Богу:

«Они вопрошают меня о судах правды, желают приближения к Богу:

«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?»

Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу, и требуете тяжких трудов от других; не поститесь вы в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте...

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо. Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я! Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца...

И будет Господь вождём твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь как напоенный водою сад и как источник, воды которого не иссякают» ...

О значении жертвоприношений возглашает пророк:

«Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!

К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Господь, – Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови агнцев не хочу.

Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть; беззаконие – и празднование!

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу; ваши руки полны крови.

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло.

Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетённого; защищайте сироту; вступайтесь за вдову.

Тогда прийдите и рассудим, – говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, то как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю»... (гл. I).

Подобно всём провозвестникам истины, Исаия постоянно подвергался преследованиям. Только при благочестивом царе Езекии он пользовался почётом и был одним из его ближайших советников. Силой молитв своих Исаия истинно призывал умилостивление Божие на Иудейское царство, находившееся в то время в бедственном положении. Когда царству стал угрожать царь Ассирийский и вступил с войском в страну, то по молитве Исаии, в одну ночь Ангел Господень поразил 180,000 Ассирийских воинов.

Молитвой Исаии было совершено и другое чудо: «В те дни Езекия заболел смертельно, и молился Господу, говоря: о, Господи! вспомни, что я ходил перед лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих. – И заплакал Езекия сильно. – И было слово Господне к Исаии и сказано: Пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я слышал молитву твою, увидел слёзы твои и вот, Я прибавлю к дням твоим 15 лет»; для удостоверения же в этом, по молитве Исаии, тень солнца была возвращена на 10 степеней в солнечных часах...

Таким образом Исаия представляется не только пророком, но и чудотворцем. Во время осады Иерусалима, от которого вода была отведена неприятелем и жители томились, не имея воды, Исаия молитвой чудно извёл из горы Сионской источник, по преданию, тот самый Силоам, о котором упоминается в Евангелии и водой которого Христос исцелил слепорождённого.

Последующие обстоятельства жизни Исаии неизвестны. По древнему преданию он прожил до времён царя Манассии, по повелению которого был распилен пилой между досками. Главной причиной осуждения пророка на смерть, по сказанию раввинов, было то, что он Иерусалимских князей назвал князьями Содомскими, а народ – народом Гоморрским...

Богобоязненные люди похоронили тело его близ источника Силоамского, близ царских гробниц. При этом источнике устроена была купель, в которой впоследствии был исцелён Иисусом Христом слепой от рождения. И до сего дня вода эта имеет целебную силу от разных болезней.

Месяцеслов Василия174 говорит о положении Исаии в церкви св. Лаврентия во Влахернах, по перенесении в Константинополь.

Кедрин относит перенесение мощей его к 35 г. импер. Феодосия Младшего (408–450) или 443 по Р. Хр., а Кодин – ко временам императора Маркиана (450–457). Маркиану и Пульхерии приписывается и построение храма пророку175.

Преподобного Иоанна, Зедазнийского чудотворца, начальника Сирийских отцов

Иоанн родился, воспитался и достиг зрелого возраста в Антиохии. По обычаю тогдашнего времени (в начале VI-го века) и главное, следуя своему внутреннему призванию, он вступил в иночество и был ревностным и смиреннейшим подвижником.

Не оставлял он под спудом приобретённых им знаний и духовного просвещения и поучал жителей Антиохийской страны Богопознанию и исполнению христианских обязанностей. Слава о благом наставнике скоро начала привлекать к нему бесчисленное множество народа и тогда, тяготясь постоянным нарушением возлюбленного уединения, Иоанн удалился в пустынное место. Сюда последовали за ним только несколько учеников и все они всецело предались Богомыслию и молитве. – Питаясь трудами своими, они тайным образом сбывали своё рукоделие в городе, пока наконец не открыли люди путь к ним и в пустыню и снова стали стекаться к своему отцу Иоанну, который чудным образом умел целить их недуги душевные и телесные.

Спустя некоторое время, по бывшему ему откровению, в котором он прозрел волю Божией Матери, чтобы он шёл в Иверию утверждать насаждённую там Церковь, Иоанн, избрав по жребию 12 человек из учеников своих, отправился с ними в этот дальний и многотрудный путь.

Босые, в рубищах, Сирские иноки были с благоговением встречены Иверским католикосом (патриархом) Евлавием и народом и получили приглашение Евлавия остаться при нём.

Скоро полились из уст их изобильные струи Божественного учения и проповедь их, сопровождаемая чудотворениями, утверждала Иверцев в вере во Святую Троицу и просветила почти всю страну Карталинскую.

Святые отцы обходили все места, где блаженная Нина равноапостольная учила вере Христовой, покланялись тем местам, которые были ознаменованы каким-либо происшествием из её жизни, и дивились Апостольской деятельности, на которую Господь укрепил немощную женщину.

Потрудившись не мало для распространения и утверждения в сердцах народа насаждённых ими и прежде них Евангельских истин, святые отцы молили Бога указать им место постоянного пребывания. Их привлекала высокая и неприступная гора Заден176, на левом берегу реки Арагвы, в 8-ми верстах к северо-востоку от Мцхета, столицы Иверии, и в 15-ти верстах к северу от Тифлиса. Помолясь и получив благословение католикоса, хотя и удерживавшего их, но не бывшего в состоянии отказать им в желании уединиться в этой дикой местности, св. отцы оставили Мцхет и, с великим трудом пробравшись через колючий кустарник на подошве горы и дремучий лес на горе, взошли наконец на вершину Задена, где и решились подвизаться в безмолвии. – Найденную здесь пещеру Иоанн обратил в церковь, вокруг неё отшельники устроили себе шалаши из древесных листьев; пищей, им служили разные травы и коренья, растущие на горе.

Едва прошёл слух о поселении Сирийских иноков на горе, как народ открыл к ним дорогу; снова устремились к ним больные, и увечные, и страдальцы всякого рода, чтобы принимать от них и душевные и телесные – чудные пособия, и не обмануты они были в уповании на Богоугодных, воочию всех прославляемых Богом людей.

В это время скончались епископы епархий Цилканской и Иекресской. Католикос Евлавий решил заменить их кем-либо из 13-ти Сирийских пришельцев. Он отправился к ним на гору и положил избрать тех из них, которые в тот день будут совершать Божественную литургию. Это были Авив и Исе177. Их и приветствовал он, одного – епископом гор. Некреси, другого – епископом гор. Цилкани. Тяжело им было расставаться с старцем Иоанном, но когда он же напомнил им о том, что они пришли трудиться и сеять здесь слово Божие, то они не сопротивлялись и в скором времени были посвящены в епископы.

По отшествии их с горы, посетители Иоанна умножились, многие из них оставляли мир, поселялись с ним, и по непроходимой горе был проложен путь и создалась обитель для возгоревших желанием посвятить себя на служение Богу под руководством благого и мудрого учителя Иоанна.

Однажды был удостоен блаженный видения Божией Матери со св. Ниной, которые повелели ему разослать учеников своих по разным местам Иверии для проповеди слова Божия и поучения народа. Так и сделал Иоанн. Напутствовав учеников своих святым назиданием, наделив их частицами мощей св. мучеников, чтобы они воодушевлялись памятью о них и подражали примеру их, он разослал их по всей Грузии, оставив при себе только одного ученика – диакона Илию, который служил опорой старческой немощи его; сам же предался неусыпным подвигам духовным, поработившим совершенно плоть его. Обогащённый всеми благодатными дарами, но всегда смиренный духом, Иоанн навещал учеников своих, чтобы поддерживать и их в подвигах духовных. И они посещали Иоанна и, укрепившись духовной радостью пребывания с ним, возвращались на места служения.

Гора, на которой жил Иоанн, едва очищенная кое-где от дремучего леса, была сначала совершенно безводна; в поте лица трудились добывающие воду из Арагвы, омывающей подошву высочайшей горы Зедазен. Жалел их Иоанн, и вот, по молитвам его – заструился на горе живительный источник, воды которого и до сих пор свидетельствуют, не умолкая, о чуде, сотворённом Богом в прославление раба Своего...

После долговременной жизни, прославленной деяниями и чудесами, как бы в осуществление слов Спасителя: «Верующий в Меня совершит дела, подобные Мне, и даже более Меня совершит» ... блаженный Иоанн получил в откровении извещение о своей кончине. Со страхом и трепетом устремлял он свой мысленный взор за пределы мира земного... «Если великий Апостол Павел мог сказать про себя: что надлежало мне сделать, то я сделал, и всё-таки остаюсь неключимым рабом Господа, – проносилось в памяти предстоящего перед Небесным Судьёй последнее земное представление, – то могу ли считать себя в безопасности?»

Завещав ученикам своим похоронить его в той пещере, в которой он подвизался, Иоанн причастился Святых Таин Христа Спасителя. По принятии Святых Таин, душу его осенил Божественный восторг и среди неизъяснимой отрады он предал Богу свою чистую душу.

По погребении его стали истекать многие чудеса от гроба его, не истощающиеся и поныне.

Теперь труженическое тело блаженного Иоанна, просветившего народ Иверский не только примером собственной жизни, но и посредством учеников своих, покоится у самого жертвенника в приделе церкви в честь Иоанна Крестителя, построенной на южной стороне пещеры, где подвизался и был погребён Иоанн. Церковь Иверская празднует 7-го мая память его с 12-ю его учениками.

Кончина Иоанна Зедазнийского последовала между 557–560 г. при католикосе Макарии.

Преподобного Шио (Симеона) Мгвимского

Жизнь преп. Шио (в переводе на другие языки это имя может означать: Симеон) есть также благодатный плод почвы, удобренной христианским воспитанием, которое постарались дать ему благочестивые родители, с детства его тщательно прививавшие слово Божие к разумению их единственного сына. И так глубоко внедрилась в сердце молодого Шио любовь к слову Божию, что он постоянно держал его в уме своём, и даже всегда носил при себе Евангелие, послания Апостола Павла и псалтирь. – Родители его, опасаясь наконец излишнего умственного напряжения сына их и желая доставить ему отдых, решились однажды отобрать у него эти книги.

– Зачем прервали вы мои Божественные занятия? – возразил им опечаленный отрок, – кто не поучается постоянно закону Божию, тот отдаляется от Царства Небесного... Возвратите мне мои сокровища...

И родители, вразумлённые словами не по летам мудрого сына их, не стали больше стеснять его свободы... Со временем он же убедил их провести остаток их жизни в иночестве, а сам, употребив в пользу бедных и монастыря оставшееся после них имущество, пришёл к Иоанну (Зедазнийскому), сиявшему ещё в то время в Антиохии и, получив от него пострижение в иночество, сделался его учеником.

Он был из числа тех 12-ти, которых Иоанн взял с собой в Иверию для утверждения верующих, новообращённых св. Ниной.

Послужив этому делу, преп. Шио пожелал жить отшельником и с благословения католикоса Евлавия направил свой путь на запад от Мцхета – в непроходимые дебри лесные. Здесь, в пустыне, защищённой отвесными и совершенно крутыми стенами песчаной горы от взора людского, Шио поселился в тесной пещере, едва достаточной, чтобы укрыться в ней... Трудное подвижничество предстояло одинокому, беспомощному борцу среди суровой, дикой пустыни, но чудным Промыслителем о нём был Тот, к Кому он постоянно обращался с молитвой: «Господь – просвещение и Спаситель мой; кого убоюся? Господь – Защитник жизни моей, – кого устрашуся?» В скале открылся родник, источающий для отшельника воду, а с пищей прилетал к нему голубь...

Этот-то голубь, по изволению Божию, определившему не оставлять под спудом благодатный светильник, открыл людям жилище Шио... Некто – Евагрий, знатный царедворец, охотясь по обыкновению за рекой Бурой, проследил за голубем, носящим пищу отшельнику, и нашёл его, погруженного в молитву, с воздетыми к небу руками... Он был так поражён встречей с этим укрывшимся от мира человеком, молитвенно предстоящим в пустыне перед лицом Единого Бога, что внезапно сознал и в себе отречение от всего мирского и стал подвизаться в пещере под руководством отшельника, всецело предавшегося Богу...

С этих пор о Шио стало известно и другим людями в окружности. Многие стали селиться близ него и таким образом собралось до 25-ти добровольных пустынножителей... На избранном по откровению блаженному Шио месте выстроили они церковь во имя образца пустынножителей – Иоанна Крестителя. Впоследствии царь Парсман VI, навестивший бывшего любимца своего Евагрия в пустыне и с благоговением отнёсшийся к подвижнику Шио, подарил ему землю под монастырь и доставил значительные средства для построены храмов178. – Число братии новой обители возросло до 2000, для которых не было уже более свободных мест в ущельях, и они селились за ущельем, на востоке и на западе за рекой Курой, где впоследствии образовалась обширная Квайтахевская лавра.

Здесь подвизался и прославился даром чудотворений блаженный Шио. Здесь навестил его бывший учитель его Иоанн Зедазнийский и, погостив три дня, имел отраду удостовериться в высокой степени духовного совершенства новых иноков.

Но стремление к полному уединению преобладало в душе Шио. Он оставил основанную им обитель, простился с братией назидательнейшим словом, оставил для них 160 письменных поучений и, прервав всякое сообщение с миром, обрёк себя на затворническую жизнь в тёмной, глубокой пещере. Пища святому спускалась туда по верёвке.

Кто может постичь и исчислить несказанные подвиги этого ангела в человеческом теле, духом предвосхитившего общение с Богом, т. е. рай на земле... Потому и для выражения подобного душевного состояния нет слов на человеческом языке.

Предузнав о времени своей кончины, Шио пожелал принять иерея со святыми Дарами. Сам Иоанн Зедазнийский пришёл к нему и пребыл с ним до той чудной минуты, когда Шио, причастясь св. Таин и воскликнув: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой! Приими душу мою, дарованную Тобою!» – кончил своё земное житие.

Тело его было погребено в той же пещере, где он скончался. Бывший возлюбленный учитель его, Иоанн Зедазнийский и любимый из учеников его – Евагрий обвили подвижника в его же одежды я предали земле в то время, как сверху, вокруг отверстия пещеры раздавалось надгробное, напутственное пение иноков, собравшихся присутствовать при погребении великого затворника, теперь предстоящего перед Богом молитвенника и о них самих.

И был он по смерти сильным помощником и покровителем в бедах и скорбях всех, с верой поклонявшихся гробу его.

Святого мученика Христофора

После ужасных мучений обезглавлен в Ликии во время Декиева гонения, около 249 г.

Св. Амвросий свидетельствует, что Христофор – чудесами, совершавшимися над ним во время его страданий, обратил в христианскую веру до 48,000 язычников. «Несомненно179, что св. мученик являл чудеса и долго спустя после смерти, как на Западе, так и на Востоке. По показанию западных мартирологов, мощи св. Христофора сперва были перенесены из Ливии в Толедо, а потом – в аббатство Сев-Дени во Франции. На Западе наиболее прибегают к нему при заразительных болезнях».

Память перенесения честных мощей Святителя Николая в Бар град

Перенесение мощей святителя Николая из Мир-Ликийских в южно-италийский город Бар произошло в 1087 году. Миры в это время уже лет с десять находились под властью Турок Сельджуков и ещё от прежних времён сильно упали и в благочестии, и в числе христианских жителей. Граждане Барские вследствие явления святителя одному благочестивому пресвитеру и повеления взять его мощи из Мир, отправили избранных людей на трёх кораблях за святыми мощами. Под видом Богомольцев прибыли они в церковь, где лежали мощи (верстах в двух от тогдашнего города), раскопали землю и, открывши раку, нашли её полною благоуханного мира, которое истекало от святых мощей. Священники перенесли их на корабль; за ними последовали и два монаха из четырёх, находившихся при церкви. Путники благополучно прибыли с драгоценным сокровищем в Бар в вечер воскресного дня, 9-го мая; жители с епископами, священниками и монахами встретили их светло, прославляя Господа, и установили праздновать этот день. В России начали праздновать с 1091 года, по великому уважению к сему святителю и чудесному заступлению его, неоднократно явленному и в нашем отечестве. Ибо и в сам год перенесения мощей в Бар совершилось чудо спасения утопшего младенца. (Более подр. сведения см. в декабрьской книжке, под 6-м числом).

* * *

174

См. «Полн. месяцесл. Востока» архим. Сергия, т. II, ч. 2, стран. 128.

175

Там же.

176

Здесь в 109 г. до Р. X. был поставлен идол Заден Грузинским царём Фарнаджем, разрушенный впоследствии св. Ниной.

177

Пам. св. Авива – 29-го ноября, а св. Исе – 2-го декабря.

178

Главным из них был храм в честь Успения Божией Матери; второй – в честь Рождества Иоанна Крестителя, где почивают останки преп. Шио. Оба эти храма полуразрушены и в обители прежде цветущей – теперь такая бедность, что часто не бывает хлеба и вина для совершения литургии... Такова судьба многих церквей Иверских, стоящих в развалинах на местах, бывших свидетелями их цветущего состояния в глубокой древности...

179

«Полн. месяцесл. Востока» архим. Сергия, т. II, ч. 2, стран. 129.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Май. - 1900. - 438, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle