4-е число
Святой мученицы Пелагии Тарсийской
Подвиг св. мученицы Пелагии служит одним из бесчисленных доказательств того, что знатность, богатство, красота, вся эта сущность благ земных, – ничто в сравнении с тем неземным удовлетворением, которого жаждет душа, не утратившая своего Божественного образа и подобия...
Обладательница всего того, что на языке человеческом именуется счастием, Пелагия, дочь язычницы, едва достигла того возраста, когда в душе пробуждается сознание, едва повеяло на неё духом Христовым – в виде дошедших до неё некоторых слухов о вере некоторых христиан, приближённых к дому её знатной матери, – почувствовала стремление узнать истину, вкусить настоящую пищу душевную, и стала искать того человека, который мог бы её научить и просветить. Это был епископ Клинон, который деятельно распространял учение Христово в городе Тарсе, Киликийской области, где жила Пелагия с своей матерью. Но его не было в городе в это время. Он скрывался в окрестностях города от преследований язычников, усердно искавших погубить этого успешного распространителя ненавистного им учения.
Узнав по слухам об епископе Клиноне, о том только и помышляла Пелагия, чтобы принять от него святое крещение. Она знала от христиан, где он скрывался, и однажды, попросив позволения у своей матери навестить свою кормилицу, она отправилась за город в великолепной колеснице, в сопровождении многочисленных служителей – с целью прежде всего отыскать епископа. Она встретила старца, спускающегося с горы, покрытой густым лесом, и из разговора служителей узнала, что это – старец Клинон, человек Божий, которого ищут язычники, чтобы предать его смерти» ...
– Радуйся, служитель Христов! – приветствовала его Пелагия, припадая перед ним, когда приблизилась к нему.
– Да будет мир Христа моего с тобою, отроковица, – отозвался святитель.
– Благословен Бог, показавший мне тебя! – продолжала Пелагия; – ты спасёшь меня, если скажешь, чему ты, пастырь, учишь овец своих, чтобы они могли получить жизнь вечную?
– Учу их познанию Отца и Сына и Святого Духа и наставляю на Богоугодную жизнь в страхе Божием и в любви Иисуса Христа.
– Научи же меня, отец мой, что всего нужнее для того, кто желает соединиться с Богом
твоим?
– Главнее всего, дитя моё, святое крещение – в оставление грехов и в жизнь вечную.
Тогда попросила Пелагия епископа крестить её. Едва только епископ поднял руки к небу, как тут же увидел источник воды. Помолясь Богу, он окрестил Пелагию и причастил её Святыми Дарами, которые имел при себе. Приняв крещение, Пелагия не надевала более драгоценных украшений, она отдала их епископу и попросила его продать их, чтобы вырученные за них деньги отдать бедным. Вернувшись к людям, долго ожидавшим её, она приказала им никому не рассказывать о том, что они видели. Войдя в колесницу, Пелагия отправилась теперь к своей кормилице, которая, увидев её, была очень удивлена, что на ней не было никаких драгоценных украшений. Ещё более стала удивляться воспитательница Пелагии, когда в скором времени заметила, что вскормленная ею знатная девица и душой совсем не та, какой она до сих пор её знала. Святое крещение как бы преобразило её... – «И что удивляешься? – говорит о крещении св. Кирилл Иерусалимский, – вода омывает внешнее, дух же непостижимо омывает саму душу. Возьми пример с тела неважный и лёгкий, понятный для простых, – продолжает он – когда огонь, входя в железо, делает его огнём, тогда и холодное становится горячим и тёмное – светлым. Если же огонь, который также есть тело, проникая тело железа, действует так беспрепятственно, то чему удивляешься, что Святый Дух входит во внутреннее души» ... (Огласит. поуч. 17). – По поводу неизмеримой и непостижимой силы таинства крещения говорит также св. Киприан, епископ Карфагенский (бывший до крещения знаменитым оратором), что «когда он находился в глубокой тьме ослепления и скитался по стезям заблуждений, то считал трудным, даже невозможным, чтобы кто-либо мог возродиться в воде спасительного крещения и отложить всё то, чем был прежде, – но когда действием животворных вод крещения смылись пятна прежней жизни и свет небесный пролился в очищенное сердце, с тех пор чудным образом внезапно стал он твёрд; в чём сомневался, что казалось трудным, стало лёгким, невозможное – возможным»... (письмо к Донату).
Итак, в Пелагии после крещения произошла великая перемена: прежде она была горделива, теперь смиренна и проста; прежде любила сладкую пищу и весёлые развлечения, теперь стала воздержна и большую часть времени проводила в молитве; даже наружность её изменилась, вид у неё стал величественнее и красота приобрела новую прелесть, состоявшую в выражении чудных чувств, наполнивших её душу.
Возвратясь домой, новая христианка привела в удивление и мать свою совершившейся в ней переменой и не утаила от матери обращение своё в христианство... Это оказалось в полном противоречии со всеми предположениями и намерениями матери относительно устройства будущей судьбы своей дочери... и потому гнев закоренелой язычницы превзошёл всякую меру. Кончилось тем, что она сама выдала дочь свою перед властями и не воспрепятствовала преданию её жестоким мукам и сожжению... Пелагия осуждена была на страшную казнь. Ей предстояло погибнуть внутри раскалённого медного быка. Перекрестившись, безбоязненно подошла она к этому орудию казни, сама вошла в разожжённое вместилище и со словами: «Слава тебе, Господи, Единородный Сын Бога Вышнего, укрепивший меня, немощную, на подвиг ради имени Твоего!» предала Богу свою непорочную душу. Тело её быстро исчезло, как бы истаяло от огня, подобно воску; кости же были выброшены за городом, на горе Литатон. Несколько времени место это оставалось неприступным, как бы охраняемое бродившими тут хищными зверями. Но, по откровению свыше, епископ Клинон обрёл кости мученицы и положил их здесь же, в камне на высочайшем холме, обозначив надписью вместилище святых останков её.
Св. Пелагия пострадала во время гонения Диоклитиана, в 287-м году. В VIII веке уже останки её были перенесены в Царьград при Константине Копрониме (741–775). Здесь был храм, где торжественно совершалась память её; храм этот был в Пере, близ церкви мученика Конона. В церковных песнях мощам её приписываются бесчисленные чудеса.
Память о преподобных братьях Алфановых: Никите, Кирилле, Никифоре, Клименте и Исааке
Они были посадники и преставились в XV веке. Прежде мощи их почивали в Сокольницком монастыре, ими основанном, но после пожара 1775 года перенесены в обитель преп. Антония Римлянина. Сведения о них см. 17-го июня.
Празднество Старорусской иконе Божией Матери
Старорусская икона Богоматери явилась в 1570 году в Новгородской области, «егда ходил ради умирения на Новгород царь и великий князь Иоанн Васильевич». Старорусская икона находится в Тихвинском мужском монастыре Новгородской губернии. На иконе изображена Богоматерь, как и на иконе Тихвинской; главное различие между ними в размере. По указанию очевидцев, Старорусская икона величиной более сажени и шириной более двух аршин.
Старорусской икона называется потому, что, будучи всегда достоянием Тихвинской обители, по повелению Царицы Небесной носима была по временам из Тихвина в Старую Русу и там однажды осталась надолго в Старо-русском Воскресенском соборе Спасопреображенского монастыря, так что жители Старой Русы считали уже икону своей. Поводом к перенесению её из Старой Русы в Тихвинский монастырь было одному благочестивому из жителей Тихвина, во время свирепствовавшего там 1655 г. мора, откровение, что моровое поветрие прекратится в Старой Русе, если туда принесён будет образ Тихвинской Богоматери, и в Тихвине, если сюда принесут образ Старорусской Богоматери. По перенесении икон мор тотчас прекратился, и икона Старорусская уже осталась в Тихвине. А точный список с Тихвинской иконы хранится в Старорусском Спасо-Преображенском монастыре, в котором она долго пребывала.