28-е число
Св. Никиты исповедника, епископа Халкидонского
С молодых лет подвизавшегося в посте и молитве, за что был возведён на епископский престол.
Пострадал за иконопочитание от Льва Армянина. Скончался мирно. – Канон в честь его написан Иосифом Песнописцем, Константинопольским пресвитером. В каноне говорится о раке мощей святого, изливающей исцеления. Полагают, что она была в Халкидоне, потому что в каноне св. Никита называется прямо «Халкидону удобрением». – С ним в каноне прославляется и брат его – св. Игнатий, иерей.
Св. Еликониды мученицы
Родом из Солуни, жила в царствование Гордианово и Филиппово. Схваченная в Коринфе, как презрительница богов, представлена правителю, и за исповедание Христа после жестоких бичеваний, отрезания сосцов и пыток огнём, обезглавлена в 244 году.
† Преставление св. Игнатия, епископа Ростовского
В жизни святителя Игнатия по памятникам434 открываются три высокие черты: подвижническая жизнь, просвещение Белозерского края св. верой и правление паствой патриотическое, но для него иногда скорбное.
Подвижническая жизнь в Ростовском Богоявленском монастыре украсила его саном настоятеля той же обители. Она же в 1261 г. возвела его на архипастырскую Ростовскую кафедру435. Подвижнически жил он и в сане святительском, как показывали дела и кончина его.
Князь Глеб Василькович, принявший в удел Белозерскую страну, тогда как старший брат его оставался Ростовским князем, раз отправился рекой Позоровицей на Кубанское озеро, чтобы потом рекой Сухоной достигнуть Устюга. На озере застигла его страшная буря с громом и молнией и суда его были близки к тому, чтобы погибнуть в волнах глубокого озера. В такой опасности жизни князь дал обет на первом месте, где пристанет спасённый, построить храм празднику дня спасения. – Суда принесены к Каменному острову. Здесь встретил князь 23 пустынника. Они занимались обращением к св. вере Чуди и Корелов, живших по северо-восточному берегу Кубенского озера. «Еще бо тогда не вси прияша святое крещение, но бе многое множество неверных человек вскрай Кубенского озера великого по брегом». Пустынники для молитвы собирались в бедную часовню: построить церкви не имели они средств. – Князь приказал построить для пустынников храм Преображения Господня и кельи. Потом он прислал для храма иконы и книги, а святитель посвятил старца Феодора в настоятеля обители и преподал с благословением антиминс для храма. С того времени успехи святой веры на Кубенском озере трудами подвижников и содействием святителя пошли быстрее. В 1269 г. на устье реки Шексны, на берегу Белоозера, поставлена обитель Святой Троицы, первая в Белоозерском краю; она также много содействовала распространению света Евангельского между Чудью436. Всё это было в правление святого Игнатия Ростовской епархией.
В 1269 г. Юрьевский князь Димитрий Святославич, больной и онемевший, принимал от св. Игнатия пострижение в иночество; едва окончился обряд, князь – инок обратился к святителю и внятно проговорил: «Господь да воздаст тебе за труд твой, святой владыко! ты приготовил меня в дальний путь добрым воином Христовым; там Царь-Бог, иду к Нему с верой и надеждой»437. В Ростове при святителе Игнатии доживала последнее десятилетие своё княгиня Мария, вдова князя – мученика Василька Ростовского и дочь князя мученика Михаила Черниговского, которая, оставшись юной вдовой с малыми детьми, посвятила себя воспитанию их; ею основан был в Ростове Спасский монастырь и в 1271 г. святитель сам погребал её здесь438. В 1274 г. св. Игнатий присутствовал на знаменитом соборе Владимирском, исправлявшем церковные дела439. В 1276 г. отпевал он в Ростовском соборе князя Василия, того самого, которого прежде сам благословлял для брачной жизни440. В 1278 г. похоронен им князь Глеб Василькович в Ростовском соборе, – усердный строитель храмов в Белозерской стране, выкупивший в свою жизнь много пленников в орде и щедрый для бедных. Спустя 9 недель, тело князя вынуто было из могилы и похоронено в Спасской обители, построенной матерью его. Из того вышли тяжкие неприятности для святителя. Митр. Кирилл подвергал его запрещению за перенесение тела князя. Летопись не говорит прямо, почему святитель велел вынести тело кн. Глеба из соборного храма. Но если было допущено по настоянию кн. Димитрия Борисовича, который негодовал и на кн. Глеба и на сына его, отняв у последнего волости его; а на такой ход дела указывает и то, что сам князь Дмитрий просил митрополита за Игнатия: то распоряжение святителя о почившем теле было уступкой насилию сильного, охранявшей покой края, а не желанием поругания над усопшим, как это однако объясняли другие. Отселе становится понятным как сильное негодование митрополита, так и скорое прощение Игнатию441. Одна из летописей прямо говорит, что митр. Кирилл только по клевете подвергал Игнатия осуждению и, узнав состояние дела, благословил блаж. Игнатия442. В 1280 г. св. Игнатий во второй раз путешествовал в орду для ходатайства за церковный причт. И в том же году участвовал в отпевании тела почившего митр. Кирилла. В том же году покрыл он оловом и вымостил мрамором храм Богородицы в Ярославле443. Блистательным подвигом его было примирение князей Димитрия и Константина Борисовичей Ростовских. Отняв Белозерский удел у кн. Михаила, они перессорились между собой и едва не дошли до кровопролития: внушениями святительской любви братья доведены были до того, что возвратили князю Михаилу Глебовичу удел его, а в прочем поделились между собой. В память Евангельского мира св. Игнатий заложил в Ростове храм Бориса и Глеба и в следующем году, мая 28, скончался444.
Св. Игнатий процвёл нетлением и цельбоносной силой мощей своих прежде погребения. Чудеса, открывшиеся тогда, как отпевали тело его, заставили поставить открыто мощи там, где остаются они доселе. Когда св. тело несли, по тогдашнему обычаю, на одре в собор, две благочестивые инокини видели, – святитель встал с одра, взошёл на высоту по воздуху, как по лестнице, стал над собором, благословил народ и весь город, потом сошёл к месту, где положили похоронить его тело. Тогда же исцелился архим. Стефан, перст которого, скорченный со дня рождения, выпрямился, лишь только коснулся св. мощей. На другой день, когда, по совершении литургии и погребального пения, переложили тело с одра в гроб и подали список священников и диаконов, посвящённых Игнатием во время его святительства, усопший простёр руку и взял свиток445. По летописи XV века св. Игнатий «великий чудотворец» и в грамотах XVI века – он «св. чудотворец»446.
«Как блудница, мытарь и разбойник, вопию Тебе от сердца: согрешил я; прости мне, Владыко, многие злые прегрешения мои и избавь от всякого зла молением святителя Игнатия, да величаем милость Твою непрестанно».
† Память о преподобном Софронии
Скажу любви вашей о личности дивной, говорит современный описатель подвигов св. Георгия мученика († 1515 г.). Пресвитер Стефан, из села Пенковца, что близ Софии (Средца), из-за Турецкого насилия оставил родину свою и с своей супругой придя жил в моем доме; с ним мы довольно поучались о полезном. Отсюда удалился он в Валахскую землю и принят был великим воеводою Радулом. Там супруга его переселилась к Богу, а он стал иеромонахом Софронием. По смерти воеводы Радула опять пришёл он на Дунай, поселился в монастыре близ Русы и укреплял себя постом, молитвами, трудом, терпением и милостыней. Тут он жил недолго: диавол не терпел подвигов его, поднял против него слугу его; тот ударяет его топором по голове и лишает жизни. Погребённый «он, спустя три года, являлся живущим в монастыре; те открывают гроб и находят его как будто уснувшим и издающим благоухание. Они положили его в раке. По всей стране творит он чудеса и исцеления. Кто не доверяет, пусть идёт сам и уверится»447. Воевода Радул, покоивший преп. Софрония – Стефана, известен как один из лучших воевод Валахии; он выпросил себе у султана блаженного патр. Нифонта, жившего в заточении в Адрианополе; при содействии святого Нифонта Радул успел многое сделать для благоустройства дел гражданских и церковных в Валахии. Он умер в 1508 г.448. Так как преп. Софроний, по словам современника, жил «недолго» по смерти Радула, а мощи его открыты спустя три года после его кончины; то ясно, что страдальческая смерть его последовала не позже 1510 г., а мощи открыты в 1512 г.449.
* * *
В слове на преставление св. Игнатия (в минее Макария, в Синод. р. 1459 г. № 637, в минее Моск. д. акад. Аи 73) описываются только, чудеса св. Игнатия и сочинитель удивляется, что деяния святителя не преданы писанию. То же в Четь-Минее 28 мая. Остаются летописи и частные сказания.
Собр. л. 7, 262. 263. Никон. л 3, 40. 41.
Так рассказывает Паисий Ярославов в «сказании о Каменском монастыре» (изд. в правосл. собесед. 1861 г. I, 199), которое составлял из записок и преданий, уцелевших после пожара 1472 г. Паисий пишет: «в л. 6850 (1342) князь Глеб Борисович, внук князя Константина Ростовского Всеволодовича, иде на Бело-озеро». Но внуком кн. Константина Всеволодовича был князь Глеб Василькович. Ои с 1251 г. стал называться князем Белозерским и почил в 1274 г. (собр. л. 1, 202–204. 7, 161–163. Никон. л. 3, 33. 37. 39–41). По «сказанию об Устьшехонском монастыре» (ист. иер. 4, 427. 6, 685), Устьшехонский монастырь основан кн. Глебом в 1251 г. после того, как исцелился кн. Михаил, с 3 лет до 12 бывший слепым, а Каменский монастырь, старший из Кубенских монастырей, построен после того. Но здесь год отделения Белозерского княжества (1251 г.) неосмотрительно принят за год основания обители. Кн. Глеб только в 1257 г. женился в орде и сам стал заведовать Белозерским княжеством не прежде 1259 г. (собр. л. 1, 202–204. 7, 161–163. Никон. л. 3, 33. 87. 39–41). В 1277 г. кн. Михаил Глебович с отцом и дядей ходил в орду и воевал под Дербентом; а в 1278 г. он венчан св. Исаей. Отец передал сыну Михаилу Белозерский удел в сентябре 1278 г., сам став Ростовским князем, а в декабре скончался. Никон. л. 3, 61, 65. 69. 70. След. исцеление кн. Михаила было не прежде 1279 г., а потому и основание Устьшехонской обители последовало около 1270 г.
Ростов. лет. у Карамз. 4. пр. 140. Собр. л. I, 226. Кн. Димитрий положен в Юрьевском Архангельском монастыре (Никон. л.3:48) и по ркп. святцам считается между святыми. Об отце его кн. Святославе см. жизнь кн. Александра ноябр. 23 ч.
Никон. л. 3, 54. 58. Собр. л. 1, 226. 227.
Карамз. 4 пр. 154. Ист. Р. Ц. 2, 75–78.
Никон. л. 3, 58. 60.
Никон. л. 3, 69. 70. Карамз. 4, пр. 179.
Собр. л. 1, 227.
Собр. л. I, 227. 3, 64. Никон. л. 3, 69, 70.
Собр. л. I, 227. Никон. л. 68. 71. 85. 86. Русск. времен. I, 143.
Ркп. житие: «наутрие же сотвориша обычную службу и пение и егда вложиша и во гроб и даша ему свитки, ихже святи в животе своем пресвитери и диакони и простер руку прият, яко жив». Пролог 28 мая; ркп. служба в муз. Румянц. стр. 596. У Толстого (2 № 158 ркп. XVI в.) у Царского № 563. Она же в минее на май. Μ. 1646 г. Служба написана при грозном царе и в ней нет почти ни одной личной черты св. Игнатия.
Игнатий «святый чудотворец» в грам. 1563 г. Ист. акт. I, 320. В летописи, оканчивающейся 1471 г. – «великий чудотворец». Собр. лет. 5, 201, 4, 44. Русск. времен. I, 148.
Житие св. Георгия – в летописи археогр. комиссии, ч. 2. СПб. 1864 г.
Палаузова Валахия и Молдавия, стр. 262–264. О св. Нифонте Афонский патерик 2, 18–38.
Сербляк в предисловии жалеет, что не мог приготовить службы «св. Стефану, его же мощи почивают в Пипере». Пр. Филофея, коей память 28 мая и житие, описанное Перновн. п. Евфимием в минеях м. Макария была родом, как оказалось по житию, из Пафлогониц Гречанка и Евеимий описал жизнь её только по тому случаю, что мощи её перенесены были в Тернов. Потому не помещаем жития её между житиями святых Славян, как не поместим под 2 июня жития муч. Иоанна, уроженца Трапезунтского, след. Грека, хотя почивающего в Молдавии (Жития святых, июнь, стр. 42–50).