Источник

30-е

Собор св. славных и всехвальных Апостолов двенадцати

Православная Церковь, празднуя каждому из двенадцати Апостолов порознь, равно благоговеет и перед всем их собором вместе. Ибо Писание и предание, восхваляя труды и мученическую смерть каждого отдельно из 12 Апостолов, прославляют всех их купно и равночестно. По словам Писания, все они суть друзи Божии (Ин.15:14), и егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, и они все сядут на двоюнадесяте престолу судяще обеманадесяте коленома Израилевома (Мф.19:28). А священное предание называет всех двенадцать славными и всехвальными. Посему для равнодостойного и одинакового прославления всех их вместе и для предохранения верующих от тех суетных споров разделений, в коих Ап. Павел обличает первых христиан, говоривших: аз Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин (1Кор.1:12), Церковь соединяет дванадесять в один день для празднования всем им вместе, называя этот день Собором дванадесяти славных и всехвальных Апостолов. Они суть:

1) Пётр Первоверховный (июня 29 и января 16).

2) Андрей Первозванный (ноября 30).

3) Иаков Зеведеев (апреля 30).

4) Иоанн Евангелист (26 сентября и 8 мая).

5) Филипп (14 ноября).

6) Варфоломей или Нафанаил (11 июня и 25 августа).

7) Фома (6 октября).

8) Матфей Евангелист (ноября 16).

9) Иаков Алфеев (октября 9).

10) Иуда Иаковлев – брат Ап. Иакова из 70 (19 июня).

11) Симон Зилот (10 мая).

12) Матфий (августа 9).

13) Павел Первоверховный.

Хотя собор Апостолов, прославляемых Церковию 30 июня, заключает в себе 13 Апостолов, но в книгах Богослужебных этот день называется Собором дванадесяти, потому и что это число Апостолов первоначальное и Христово (Мф.10:1–5); посему оно сохранилось и тогда, как к собору Апостолов причислен Ап. Павел.

Начало Собора в честь дванадесяти относится к первым временам христианским, как можно заключать из постановлений Апостольских, предписывающих праздновать дни Апостолов. Евсевий в истории своей о Константине Великом пишет, что сей благочестивый государь в честь двенадцати Апостолов соорудил храм в новой своей столице, в Константинополе, возобновлённый императором Констанцием. Отцы Церкви в день Собора в честь 12 Апостолов произносили поучения. Так св. Иоанн Златоуст в похвальном слове 12 Апостолам говорил: «12 Апостолов избраны, и ни один из них не остался не увенчан. Здесь Пётр просвещает Рим; там Павел благовествует миру; Андрей вразумляет мудрецов Эллады; Симон научает Богопознанию варваров; Фома убеляет крещением Ефиоплян; кафедру Иакова чтит Иудея; престол Марка объемлет Александрию Нильскую; Матфей и Лука пишут Евангелие; Иоанн Богослов и по смерти своей, как живой, врачует Ефес; Варфоломей руководствует Ликаонян; Филипп спасает чудесами Иераполь. Все они не престают всюду благотворить всем. В гробах своих они оставили нетленные мощи. Будучи теперь врачами мира, они будут наконец его судиями». Хотя не все из перечисленных св. Златоустом Апостолов принадлежать к 12, но Церковь некоторых и из 70 Апостолов, напр. Евангелистов и Марка и Луку, прославляет издревле равночестно с 12 Апостолами, называя всех Евангелистов славными и всехвальными Апостолами. В IX веке Феофан, митрополит Никейский, в честь 12 Апостолов сложил канон, поемый ныне Прав. Церковью в день Собора их.

В день Собора в честь 12 Апостолов Церковь прославляет особенно Ап. Павла, яко каменя веры, и с Павлом весь дванадесяточисленный Собор.

† Память о благов. князе Андрее Боголюбском

Благов. князь Андрей, сын в. кн. Юрия Долгорукого, как удельный князь, в разное время владел Пинском, Дорогобужем, Пересопницей, Вышгородом. В молодых летах отличался он воинской отвагой. Под Луцком (1150 г.) он гнал неприятелей и был окружён ими на мосту; конь его пробит был двумя копьями, камни сыпались на него градом; тяжёлый Немец занёс на него рогатину, но он с молитвой в душе отразил от себя удар и возвратился к своим целый306. В 1151 г. пылкий Андрей подвергался опасности под Киевом; бросясь на другую сторону реки, он гнал стрелков неприятельских к городу, но был оставлен своими; один из его дружины, схватив за узду коня Андреева, удержал его и тем спас от плена, если не от смерти. В 1152 г. в жаркой битве при р. Руте Андрей сильным ударом изломал своё копье, шлем слетел с головы его и щит упал на землю, но и на этот раз Господь спас набожного князя307.

При личной храбрости, князь Андрей не любил в душе неумолкаемого шума южных усобиц, столько бед наносивших югу для призраков власти и славы308. Рождённый и воспитанный на севере, он стремился душой в свою отчизну Владимир и не раз просил отца отпустить его туда309. Туда звали Андрея и родные жёны, хотя вовсе не для него, а для себя310. В 1154 г., после многих кровавых битв, отец его стал в. князем Киева и дал сыну Вышгород с тем, чтобы в его храбрости иметь близкую опору себе. Но Андрей в следующем году, тайно, вопреки желаниям отца, отправился в северную отчизну. Он взял с собой из Вышгорода чудотворную икону Богоматери, доставленную туда из Константинополя. – С этой иконой, в 10 верстах от Владимира, лошади остановились и не шли вперёд, а явившаяся Богоматерь, во время ночной молитвы Андрея, объявила, что икона Её должна быть во Владимире, а не в Ростове; это значило и то, что Кучковичи лгали для корыстных целей своих, уверяя Андрея, будто Ростовцы с нетерпением ждут его. Благоверный князь велел изобразить Богоматерь в том виде, в каком явилась Она ему, и на месте видения велел строить обитель и храм в честь иконы Боголюбской311. Место это получило от него название Боголюбова, как ознаменованное знамением любви небесной, и оно стало любимым местом пребывания его. Поныне ещё цела каменная пристройка к Боголюбскому храму, где жил кн. Андрей и где довелось ему окончить жизнь. Оставаясь удельным князем Владимирским, он теперь заботился улучшать состояние княжества своего, – по мере способов своих.

Когда умер отец Андрея Юрий, князь Суздальский и Киевский (1157 г.), Ростовцы и Суздальцы, узнав вблизи высокие качества Андрея, признали его своим князем, хотя и не того желал Юрий312. Так благоверный Андрей стал великим князем северной России. Теперь круг действий его расширился. И дела его можем мы рассмотреть: а) в отношении к соседним областям – к Болгарии, к Новгороду, к Киеву; б) дела в его собственном княжестве.

Болгары и прежде князя Андрея платили дань Суздальскому князю. При нём оказались оскорбления для Русских со стороны Болгар-матометан. Великий князь Андрей решился образумить их, для славы имени Христа. Он отправился к ним с многочисленным войском. Чудотворная икона Богоматери и икона Спасителя, что замечательно для нашего времени, благословляющего именословно313, находились в войсках его вместе с крестом. Болгары не раз были разбиты, несколько городов их взято, торжество над ними было полное. Возвращающиеся чудные иконы всё духовенство и народ встретили торжественно на берегу реки Клязьмы сентября 21-го 1164 г. и на месте встречи поставлен был храм в честь Богоматери, к которому потом каждый год 21 сентября бывал крестный ход из собора. В то же самое время император Мануил одержал победы над магометанами Арабами. Потому поставлено было и в Греции, и в России праздновать кресту Христову в 1 день августа314.

В отношении к Новгороду великий князь Андрей в самом начале правления своего объявил (1159 г.): «хочу искать Новгорода добром и лихом». Это значило, что по сознанию умного и дальновидного князя демократия богатого и сильного княжества не способна была доставлять всей пользы при раздробленной власти, и он положил смирить её, для пользы всей России; в продолжение всего княжения стремился он к этой цели и достиг её: Новгород слушался великого князя Андрея. В 1159 г. он сказал Новгородцам: «вы должны целовать крест в том, что будете признавать меня своим князем, а я буду заботиться о вашем счастье». И на другой год Новгородцы уже просили у Андрея себе князя; слова его были взвешены, поняты и приведены в исполнение315. В 1167 г. Новгородцы выгнали назначенного Андреем князя Святослава. Князь Андрей с войском объявил: «нету вам князя иного, разве Святослава». Новгородцы захотели стоять на своём, приняли князя не по воле великого князя Суздальского. Мало того – часть Новгородских владений уже платила дань князю Андрею. Но в 1169 г. Новгородцы захотели, чтобы эта часть вновь платила дань Новгороду. То и другое вызвало войну. Как ни сильно пострадало Суздальское войско под Новгородом, но Новгород вынужден был смириться перед великим князем Андреем316.

В Киеве после Юрия, отца Андреева, в первые годы княжили князья, старшие князя Андрея. Когда же после блаженного князя Ростислава занят был Киев князем Мстиславом Изяславичем, это было обидно для князя Андрея. – Мстислав был троюродный племянник князя Андрея. Открылась (1169 г.) война, и сын Андрея посадил на Киевском столе князя дядю своего Глеба. Спустя два года Глеб умер, затем скоро умер и князь Владимир; в 1171 году по воле Андрея занял престол Киевский князь Роман Смоленский. Резкий отзыв князя Андрея о Ростиславичах вооружил против власти его многих южных князей. После несчастной Вышегородской осады Киевский престол занят был помимо воли Андрея; но скоро затем юг опять покорился сильному князю Суздальскому317.

Таков был Суздальский великий князь Андрей в отношении к другим княжествам: он положил начало единодержавию России.

Много, очень много сделал он благодеяний для своего северного княжества.

Увеличив крепость Клязменского Владимира, заложил он великолепный собор в честь Успения Богоматери. С полным усердием наблюдал он сам за построением этого храма и не щадил издержек. Камень для храма привозим был из каменоломен Болгарских. Внутренняя отделка и украшение собора совершались самой щедрой рукой: дорогие каменья, серебро, золото покрывали иконы; несколько сосудов и крестов было золотых. Когда храм был готов, в нём поставлена чудная икона Богоматери: «на неё употребили более 30 гривенок (15 ф.) золота, кроме серебра и дорогих камней». Храм заложен был апреля 8-го 1158 г., а освящение совершено июня 21-го 1160 г. и в следующем году внутренние стены его были и расписаны. Князь назначил для собора лучшие имения с купленными поселенцами, десятую часть из стад и десятый торг; он назначил быть здесь кафедре и всё это утвердил грамотой. Он даже просил патриарха, чтобы для северной России назначен был особенный митрополит и кафедра его была бы во Владимире; но патриарх не согласился выполнить желание его, опасаясь раздоров318.

В 1165 г., оплакивая смерть сына своего Изяслава, Боголюбивый построил, для молитвы за усопшего, монастырь Покровский; это в версте от Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму319.

Современник говорил, что благочестивый князь «церкви украси, монастыри многа созда, кормитель бе чернецов и черницам и убогим»320. Этот отзыв даёт право положить, что кроме двух обителей (Боголюбской и Покровской) св. князем Андреем построены были Владимирский Вознесенский монастырь, известный по летописи с 1187 г., Владимирский Спасский у золотых ворот, устроенных князем Андреем321, Владимирский Успенский девичий, от коего Княгинин 1200 г. отличается именем нового322. Козмодемьянский, коего игумен у Арсений решился внести тело убиенного князя в храм323. В управлении своей страной благоверный князь старался наблюдать строгую правду. Если он заставлял родных князей удалиться из Суздальской страны в Грецию324, то и отец я его не давал даже сыновьям своим уделов в Суздальском княжестве; князь Андрей не хотел видеть раздробленную и оттого слабую власть княжескую в земле Суздальской; он желал быть в состоянии делать добро другим столько, сколько хотелось ему по влечению сердца христианского. Сам проводя жизнь трезвую, чистую, деятельную, он награждал добрых, но преследовал пороки в других строгостью закона. По летописи, в народе говорили: «где закон, там и обид много». Это значило, что своеволию не нравится то, что полагает ему границы, ему «свой суд короче». Благоверный князь был сострадателен к несчастным до того, что иногда сам ухаживал за больными; а для бедных и заключённых в темницах развозили, по его приказанию, пищу и мёд325. Боголюбивый любил христианское просвещение и прилежно читал книги; особенно много заботился он о просвещении христианской верой магометан-Болгаров, язычников Черемис и Мордвы, Иудеев – жителей каждого торгового города; много заботился он и о присоединении папистов к св. православию. При дворе его много жило обращённых к св. вере326.

«Вам дано о Христе не только веровать в Него, но и пострадать за Него» (Флп.1:29), писал Апостол некоторым из учеников своих. Тот же дар дан и блаженному князю Андрею. За живую, пламенную любовь свою к Господу он удостоен страдальческой кончины. Это было на 63 году жизни его327.

Близкий родственник князя Андрея, Яким Кучкович с зятем, озлобленный тем, что брат его казнён за какое-то преступление, Анбал Ясин, крещённый язычник, Ефрем Моизич, крещённый жид, составили заговор на жизнь Андрея и присоединили к себе ещё до 16 человек; одни из заговорщиков пылали злобой за то, что справедливый князь не дозволял им, вопреки их надеждам, весело жить на счёт других328; другие рвались от зависти и негодовали на князя за то, что он верного и лучшего слугу своего Прокопия отличал особенной любовью. Все они были осыпаны милостями князя и Анбал был полным распорядителем в домашнем хозяйстве князя; но страсть, тоже что ад, не скажет: довольно. В пятницу злодеи составили заговор и решили убить Андрея на другой день ночью. В глубокую ночь, вооружённые заговорщики пришли ко дворцу в Боголюбов, зарезали стражей, вломились в сени, подходили к спальне князя; но ужас напал на них, – они бросились бежать из сеней; в погребе княжеском напились вина и опьяневшие пошли опять в сени. У спальни один из них стал звать князя: «государь! государь князь великий!» Андрей, услышав голос, спросил: кто там? Ему отвечали: Прокопий. «Это не Прокопий», громко сказал князь спавшему в его комнате отроку. Убийцы, узнав по голосу, где князь, стали ломать и – выломали двери. Андрей вскочил, хотел схватить меч, который был всегда при нём (он принадлежал св. князю Борису); но меча не было, – ключник Анбал украл его днём. Двое убийц вскочив бросились на Андрея, но он был силен и сшиб одного с ног, как вбежали прочие; впотьмах они убили товарища вместо князя, потом, узнав, напали на князя. Долго отбивался князь, несмотря на то, что со всех сторон рубили его саблями и кололи копьями. – «Нечестивцы! кричал он им, зачем хотите вы сделать то же, что Горясер (убийца св. Глеба)? Какое зло сделал я вам? Господь отмстит вам за кровь мою и за неблагодарность к милостям моим». Наконец блаженный Андрей упал под ударами. Убийцы подумали, что дело кончено, – князь убит; гонимые страхом, схватили товарища и поспешили уйти из спальни. Князь поднялся на ноги, и в беспамятстве, стоная громко, вышел в сени. Убийцы услыхали стоны и воротились. Не найдя его в спальне, они испугались: «погибли мы, если не найдём его», сказали они. Зажгли свечи и следом крови дошли до князя; Андрей сидел под крыльцом. Зять Кучкова отрубил ему руку; другие вонзили в грудь мечи. Андрей успел сказать: «Господи! в руце Твои предаю дух мой», и скончался. Это было ночью с 29 на 30 июня 1174 года329. Утром следующего дня убив Прокопия, убийцы ограбили во дворце княжьем серебро, золото, дорогие камни, жемчуг, ткани и отправили ограбленное по домам. Затем и сами и через своих взволновали народ против верных чиновников князя; начались грабежи и убийства такие, что страшно было смотреть, говорит очевидец.

Святое тело благоверного князя, брошенное в огороде, валялось без призора; добрый слуга Козма, отыскав его, стоял и горько плакал над ним. Увидев Анбала, идущего во дворец, Козма вскричал ему: «дай ковёр или что-нибудь покрыть князя». – «Оставь его, сказал с злобой Анбал; мы кинули его на съеденье псам». – «Изверг!» воскликнул добродушный слуга; «помнишь ли, в каком рубище пришёл ты к князю? Теперь ты в бархате, а князь, благодетель твой, лежит ногой». Анбал дал ковёр и епанчу; Козма прикрыл тем тело усопшего330 и положил в притворе церкви. На третий день, когда ещё мятеж не кончился, Козмодемьянский игумен Арсений отдал возможную почесть убиенному благотворителю-князю. «Долго ли нам ждать распоряжения старших? – сказал он. Неприлично так лежать князю. Отоприте церковь, и совершим должное». Тело внесли в церковь, совершили над ним погребальное пение и опустили в могилу, выложенную камнем331. – Между тем дурные люди, являясь из сёл, продолжали грабежи в городе. – С чудотворной иконой Богоматери добрый священник, служивший при ней, ходил по городу, уговаривая народ прекратить беспорядки своеволия, никогда не угодного Господу, – наконец волнение страстей утихло. На шестой день (5 июля) Владимирцы торжественно перенесли тело благоверного князя в свой собор и здесь похоронили. По словам летописи, князь Андрей был невысок ростом, но широк в плечах, красивый лицом, с волосами чёрными и кудрявыми, с высоким челом, с очами светлыми и большими332.

Уже при великом князе Всеволоде летописец, описав кончину благоверного князя, обращался к нему с молитвой. «Молися Богу, говорил он, помиловати князя Всеволода, нашего государя, а своего родного брата, да подаст ему победы над врагами, долгую жизнь с княгиней и детьми, и в вечности блаженство»333. В последствии времени также не сомневались в блаженном покое благоверного князя334. Ныне мощи св. князя почивают открыто в серебряной раке, в приделе, посвящённом его имени. Здесь есть образ св. князя, шитый шелками царевной Софией. Св. мощи обретены нетленными и поставлены открытыми 15 октября 1402 г. На гробнице его надпись:

„Бог дивный во святых

Хранит вся кости их,

И ни единая от вих не сокрушится,

Да имя Божие святится.

Зреть тленное нетленным существо

Неверию – соблазн, а вере торжество”335.

* * *

306

Воскр. л. 2, 3. Никон. 2, 113. Собр. л. I, 140.

307

Собр. л. I, 245. 2, 63.

308

Никон. л. 2, 1511. «Смущашеся (Андрей) о нестроении братии своея братаничев и сродников и всего племени своего, яко всегда в мятежи и в волнении вси бяху и много крови лияшеся, вси желающе великого княжения Киевского, и нет никому ни с кем мира. И от сего вси княжения опустеша, – а от поля Половцы выплениша»...

309

Летоп. под 1152 г. Андрей же (отцу): «на том есми целовали крест яко поити ни Суждалю – и иде во свою волость Владимерю». Собр. л. 2, 144.

310

Летоп. у Карамз. 2, прим. 383. «Прииде из Киева в град Володимер князь Андрей Юрьевич без отча повеления, его же лестию подьяша Кучковичи».

311

Собр. л. 144. 148. 2, 77. 78. Переслав. л. 66. 72. Ркп. житие св. кн. Андрея у Доброхотова: древний Боголюбов город и монастырь, М. 1852 г. Слава Богоматери III, 1, 32–46. III, 2, 42–44. О пути кн. Андрея из Вышгорода во Владимир – во Владимирском сборнике 58. 59.

312

Собр. л. I, 149. II, 81. IX. 209. Татищев 3, 202.

313

Ныне в иконостасе Моск. Успенского собора; надпись говорит, что икона была при войске Боголюбского 1164 г. и что «князь с воинством его видеша от сего образа лучи огненны и весь полк покры». Икона писана не в России, а в Греции: это показывают Греческие слова, написанные на ней. Древн. Гос. Рос. VI, 44.

314

Собр. л. I, 150. 151. V, 162. IV, 11. VII, 77. Степ. кн. 1,299. Пролог авг. 1. «Аз же написах сие малое писание повелением ц. Мануиля и всего причта, да празднуем праздник сей во славу Спаса нашего и Пречистые Его Матери». Сочинитель повести, хотя и видел ц. Мануила, но он Владимирец, а не Грек. Праздник Спасу в 1 д. авг. – в кондакаре ХII в. Чтен. Общ. Ист. М. 1846 г. № 3.

315

Летоп. Сузд. и Воскр. под 1159 и 1160 г. Киев. под 1160 и 1161 г.

316

Летоп. Киев. и Воскр. под 1167. 1168–1177. Новгород. под 1168–1169 г.

317

Киев. и Воскр. л. под 1169–1171 г. Новгород. под 1167–1169 г.

318

Собр. л. I, 149. 150. II, 81. 82. 111. 112. Пересл. л. 74 и 83. Никон. л. II, 175–177. 179–889.

319

Собр. л. II, 84. ркп. житие кн. Андрея.

320

Собр. л. II, 112. Пересл. л. 73.

321

Собр. л. I, 170. 198.

322

Владимирский сборник, стр. 49. 72.

323

Собр. л. II, 115.

324

Никон. л. II, 175. Собр. л. II, 91.

325

Собр. л. I, 156. II, 112. IX, 209. 251.

326

Козма, оплакивая благ. князя, говорит: «бывало придёт гость из Царя-града или из иной какой страны, из Руси ли, Латинянин ли, христианин ли, или язычник, ты приказываешь: ведите его в церковь и ризницу, пусть смотрит на истинное христианство и крестится, что и бывало; крестилось много». Собр. л. II, 115. Ркп. житие у Доброхотова, стр. 74. 76.

327

Татищев III, 494. Отец Андрея женился в 1107 г., а Андрей был второй сын его и по смерти брата Ростислава оставался старшим (летоп. Сузд. под 1107. 1148. 1115 г.), след. родился он в 1111.

328

Степ. кн. I, 305 верно показывает положение дела: «окаяннии Кучковичи, надеющеся же к себе милости самодержца, неудобная содеваху».

329

В 1 Новг. л. «в л. 6682 (1174) убиша к. Андрея на кануне святых Петра и Павла в нощь» (Собр. л. III, 16). Лавр. сп.: «убиен же бысть в субботу на ночь и освете заутра мертв в неделю, на память 12 Апостол». След. убит ночью с 29 ч. на 30. Год здесь, в повести, не показан Киев. л.: «в л. 6683 (1175) убьен бысть вел. князь Андрей Суздальский, – м. июня в 28 д., канун св. Апостолов, день бе тогда суббота». Следует затем повесть, где повторяются слова, показанные в Лавр. сп. (II, 111. 114). Воскр. л.: «того же л. (6683=1175) убиен бысть князь Андрей Боголюбский». Далее: «бысть же в субботу на ночь, на память св. Ап. Петра и Павла» явились в дворец княэя. Блаженный конец прият м. июня в 29 д. на память св. Ап. Петра и Павла» (VII, 89. 90). Тоже в Соф. л., но только здесь ещё яснее сказано: «идущим им в субботу на ночь, а того дни был праздник» (Собр. л. V, 164. 165). Тоже в Никон. IX, 249. 250. В. 6682 г. июня 29 д. было в субботу, а 28 в пятницу. А в 6683 г. суббота была 28 июня. Итак, если утро, следовавшее за смертью, было 30 июня, то это было в 1174 г. и князь убит ночью с 29 на 30 ч. того года.

330

«И свърже (Анбал) къвер и корзно и обви (Козма) его» (Андрея). Итак корзно – одежда, которой можно было обвивать тело, – иначе – княжеский плащ или мантия. Кн. Владимир «покры и (кн. Игоря, с которого сорвали одежду) корзном» (собр. л.1:1138), по Воскр. л. «одеждой своей» (собр. л. 7. 41), по Никон. л. «ризою, 2, 101. – Сл. христиан. древности православия 1863 г. IX, 74–76.

331

Киев. л. Арсений: «отомкнете божницю, да отпою над ним; вложим и любо си в буди любо си в гроб. – Клирошане – внесоша в божницу и вложиша и в гроб камень, отпевше над ним погребальное со игуменом Арсением». Последняя мысль, что тело, уже отпетое, положено в каменный гроб, яснее выражено в Воскр. и Никон. л. собр. л. II, 115. VII, 90. IX, 250. Итак, что это за каменный гроб и что за буда? «Будовать» – строить и преимущественно деревянную постройку, тогда как о каменной постройке на юге говорят: «муровать, смуровано». На севере будой называется поныне лодка, выдолбленная из одного дерева. Итак, буда – выдолбленный из дуба гроб, колода. «Камень гроб», по течению мыслей, – могила, выложенная камнем. – Летопись и при другом случае в том же смысле употребляет слово – гроб. «Егда же несяху (отпетое тело князя) ко гробу», – к могиле: «дивно знамение бысть». Собр. л. VII, 33.

332

Собр. л. I, 156–158. 2, 111–116. 7, 89. 90. Степен, кн. I, 305–308. «Поп Микулица», ходивший с св. иконой по городу и потом с духовенством встречавший тело князя Андрея пред городом, прибыл с князем Андреем и св. иконой из Киевского Вышгорода. Синодал. летоп. № 349, у Карамз. 2, пр. 383. «Поят с собою крылошаны Вышегородскыя, попа Микулу».

333

Собр. л. I, 158. IX, 251.

334

Степ. кн. I, 308, говорит убийцам: «своему господину исходатайствовали вы вечную жизнь и Царство Небесное». Во Владимирском Успенском храме 1649 г. в иконостасе образ Спасителя представляет коленопреклонённых пред Спасителем – по левую сторону кн. Андрея Боголюбского, по правую – князя Александра Невского. Владимирский сборник 78. М. 1857 г.

335

Доброхотова памяти, древности во Владимире, М. 1849 г., стр. 19. 29. 30. 41. 42. 46.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июнь. – 338, IV с.

Комментарии для сайта Cackle