3-е
Св. муч. Лукиллиана, четырёх отроков с ним: Клавдия, Ипати, Павла и Діонисія, и св. девицы Павлы
Лукиллиан, идольский жрец, рассмотрев пустоту и безумие идолослужения, уверовал в истинного Бога и многих приводил ко Христу. Иудеи донесли на него, и он был потребован на суд в Никодимии. Судия принуждал его отречься Христа и возвратиться к идолослужению, а когда он отказался, предал пыткам. Лукиллиана бичевали, сокрушили ему челюсти и повесили стремглав; после того заключили в темницу. Тут уже были четыре отрока, схваченные за исповедание Христа. После новых пыток, все они высланы были на казнь в Византию. Тут четыре отрока обезглавлены, а Лукиллиан повешен на кресте и по всему телу пригвождён гвоздями. Святая девица Павла похоронила тела их и, возвратившись в Никодимию, продолжала свои добрые дела и благотворения исповедникам Христовым. За это была схвачена, подвергнута пыткам и, как непреклонная в своей вере, отослана на казнь в Византию, где и обезглавлена на том самом месте, где был распят Лукиллиан. Кончина их последовала в царствование Аврелиана, около 273 года.
Святого мученика Варсавия игумена и других с ним
И июле месяце 345 года последовала мученическая кончина Варсавия игумена и одиннадцати других с ним. Основателем монашеской жизни в Персии называют Евгения, одного из учеников Антония Великого, а о Варсавии говорится, что схваченные с ним десять юношей были учениками его. Местом деятельности его был город Астахара, древний Персеполь, некогда столица Персии. Варсавия обвиняли в том, что прельщает многих, научает колдовству и приготовлению ядов, наносит вред религии магов. Он подвергнут был мукам, которые свидетельствует о грубости и жестокости относительно христиан. Ему дубинами раздробили надколенные чашки, также руки, ляшки и рёбра, повредили нос и уши, не оставили в целости и глаз. Всё это он претерпел мужественно, не испустивши ни одного крика. Так как правитель не достиг своей цели – вынудить его к боготворению солнца, то и велел вывести за город и там казнить. Мимо места казни проезжал знатный маг с женой, двумя сыновьями и некоторыми из своих родственников. При виде собравшейся толпы, он велел своим продолжать путь, а сам в сопровождении раба пошёл туда, желая посмотреть, что там происходит. Приблизившись к месту казни, увидел, что игумен всякого из своих учеников, до которого доходила очередь казни, берёт за руку и передаёт палачу, громко воспевая священную песнь для ободрения исповедников. Какое впечатление на душу мага произвело такое мужество веры, какое чувство возникло в глубине его сердца, тотчас обнаружилось самим делом. Его духовные очи открылись, и он над телами умерщвлённых увидел сияющий пламенем крест. Он поспешил слезть с коня, переменился одеждой с рабом, приблизился к игумену и сказал ему: «я увидел необычайное явление, и ваш Бог истинно определил мне умереть с вами; прими меня, как одного из учеников своих, и передай на смерть, а тут никто меня не знает». Варсавий ради чудного видения исполнил его просьбу. Уже девять из учеников были казнены: он взял мага за руку и передал его палачу; таким образом неузнанный новый исповедник был обезглавлен. Последний ученик был уже одиннадцатым, так мало, значит, обращали внимания на число казнимых! В заключение и Варсавий был обезглавлен. Головы их внесли и выставили в капище Нейты на страх христианам. Но вышло противное. Поступок мага огласился во всей стране, и многие Персы обратились к вере, в том числе и семья его.
Перенесение мощей святого Димитрия царевича из Углича в Москву
Перенесение мощей святого Димитрия царевича из Углича в Москву. Это – день встречи святых мощей в Москве. См. 15 мая в сказании о царевиче Димитрии.