26-е
Преподобного Давида Солунского
Сей преподобный отец с юности проводил жизнь в воздержании и, оставив отечество своё, Малую Азию, прибыл в Фессалию и жил отшельником близ Солуни в куще под миндальным деревом, сияя добродетелями и уподобляясь ангелам, наставляя приходящих к нему на путь спасения. Угасив в себе страсти, он был невредим и от огня естественного и совершал чудеса. И угодив Богу, преставился от сей временной жизни около 540 года. Мощи его почивали в Солуни, в церкви его имени.
Празднование, Тихвинской иконе Богоматери
Тихвинская икона Богоматери первоначально, по сказанию предания, писана св. Лукой и послана была им вместе с Евангелием и книгой Деяний Апостольских в Антиохию к державному Феофилу, принявшему тогда веру Христову. По смерти его она перенесена была в Иерусалим, а оттуда в V веке по Рождестве Христове Евдокией, супругой Греческого царя Феодосия Младшего, в Константинополь, где для неё воздвигнут был храм, известный под именем Влахернского. Здесь она пребывала 539 лет. От неистовства иконоборцев св. икона перенесена была из Влахернского храма в обитель Пантократора и скрыта. По прекращении гонения св. икона возвращена была во Влахерну. За 76 лет до падения Константинополя, во дни великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, при митрополите Пимене, в 1383 году, Влахернская икона Божией Матери с предвечным Младенцем, начертанным на левой руке, явилась в пределах Новгорода над водами Ладожского озера, в лучезарном свете, солнце-образно сияющая, шествуя по воздуху над водами, переносимая невидимо от места до места ангелами, и, притекши к городу Тихвину, остановилась при реке Тихвинке. В продолжение своего шествия она в пяти местах останавливалась и являлась и верующим, усердием коих на всех местах, ознаменованных и освящённых присутствием чудотворного образа Владычицы, созданы после храмы Божии. Равно на том месте, где икона совершенно остановилась, устроен был деревянный храм во имя Успения Богоматери, который неоднократным пожаром обращаем был в пепел. Но явленная и чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, находившаяся в нём, всегда оставалась невредима. Наконец усердием великого князя Василия Иоанновича, вместо деревянного храма, для Тихвинской иконы Божией Матери в 1510 году создан каменный. В 1560 году, спустя 177 лет по явлении иконы, устроен иждивением и усердием великого князя Иоанна Васильевича Тихвинский мужской монастырь.
В 1613 году, когда Шведы под предводительством Делагарди насильно овладели Новгородом и его окрестностями, обитель Тихвинская под защитой Владычицы вытерпела от врагов продолжительное тяжкое нападение, особенно по воцарении Михаила Феодоровича, когда Шведам избранием его на Русский престол нанесено было огорчение и вместе поражение отрядов их и на реке Усть в пределах Новгорода, и в самой обители Тихвина, откуда они были изгнаны. Услышав о своих неуспехах и поражениях, Делагарди с яростью приказал двинуть к Тихвину свои полки, чтобы отомстить обители за изгнание Шведов и разрушить её до основания. Устрашённые угрозами гордого и мстительного врага, окрестные жители с жёнами и детьми стеклись в монастырь, там с иноками и воинами затворились, надеясь не на крепость стен, а на неодолимое заступничество Царицы Небесной. Шведские войска явились в Тихвинском посаде, окружили обитель и с страшной злобой делали непрестанные нападения на жилище духовных воинов Христовых. Иноки же, затворившиеся в обители, объяты были страхом; иные, стоя на стенах монастырских, бились со врагами; другие, собравшись в церкви, со слезами молились Богу и Пречистой Его Матери перед чудотворной Её иконой и совершали всенощные моления.
Во время этой осады одной благочестивой женщине Марии, за два года перед тем пришедшей в монастырь слепой и получившей по вере своей зрение, когда она с неосохшими ещё глазами от молитвенных слёз погрузилась среди ночи в тонкую дремоту, явилась Пречистая Дева и сказала: «объяви всем, находящимся в обители, да возьмут икону Мою и обойдут по стенам вокруг и узрят милость Божию». Мария поведала о явлении и повелении Царицы Небесной. Радостью и упованием исполнились сердца осаждённых; чудотворный образ с молебным пением обнесён был по стенам ограды монастырской. В это время, когда православные призывали Божию Матерь на помощь себе, внезапно объял врагов страх. Они пришли в смятение и, никем не гонимые, бежали от обители.
Спустя несколько времени враги снова и с большими силами окружили монастырь, и многие дни неотступно нападали на обитель. Православные опять со слезами стали притекать к чудотворному образу Богородицы и умоляли Её умилосердиться над страждущими. В монастыре находился послушник Соловецкого монастыря Мартиниан, человек чистый сердцем и Богобоязненный. В ночном видении явилась ему Богоматерь с святителем Николаем, с преподобными Варлаамом Хутынским и Зосимой Соловецким, и объявила: «близ погибели есть место сие многих ради нечистот греховных, имиже осквернися сие святое место Мое». В ужасе от видения воспрянул Мартиниан и со слезами поведал начальствовавшим в обители. Сквернодетельные лица изгнаны были из монастыря, притвор церковный очищен, усердными слёзными молениями умилостивляли Бога и Богородицу, да не предадут людей Своих в руки врагов.
Чадолюбивый Господь, предстательством Пречистые Своея Матери, праведный Свой гнев претворил в милосердие. С этого времени осаждённые начали усиливаться и успешнее бороться со врагами. Уповая на милость Матери Божией, осаждённые внезапно устремились на врагов, и Она Своей помощью даровала православным победу и одоление на врагов.
Мстя за поражение и стыд свой, враги с усиленными отрядами подступили к обители, обложили её теснее и начали копать тайные рвы под врата и стены. 13 сентября, после нового явления Божией Матери в ночном видении Мартиниану и другому мужу именем Григорию и повеления отогнать врагов от дома Её, православные защитники обители и отечества удостоились дивной небесной помощи; Господь поразил врагов страшным чудом. Они увидели, что со стороны Москвы идут в обитель многочисленные полки вооружённых воинов, со многими светлыми крестоносными знамёнами, и испугались. Одна надежда на подземные подкопы удержала смятённых врагов от бегства. Осаждённые, услышав о новом явлении и повелении Богородицы от Мартиниана и Григория, укрепились упованием на помощь небесную и, совершив молебные пения со слезами перед чудотворной иконой Богоматери, но прежнему устремились на врагов. Их объял страх и трепет, они смутились, поколебались и со стыдом побежали, поражая себя взаимно в бегстве. Пленные из врагов говорили, что они в прошедшую ночь видели многочисленное воинство, шедшее в монастырь и из монастыря выходившее для нападения на них. Эта славная и дивная победа чудесно дарована православным Богоматерью в ночь Воздвижения животворящего Креста, 14 сентября 1614 года.
Не прошло года, как Шведский полководец в страшной злобе на обитель Тихвинскую, при которой столько употреблено напрасных усилий и понесено потерь, послал многочисленнейшие силы с приказанием разорить монастырь до основания, чудотворную икону Богоматери изрубить на части, и церковь, в которой она находится, разметать по полю. Когда эта угроза врага достигла слуха защитников монастыря, они устрашились и даже хотели с чудотворной иконой удалиться к Москве. Но икона пребыла на месте своём неподвижна; её никак не могли взять с места. Итак, слабая горсть защитников, возложив свою надежду на всесильную помощь Богородицы, затворились в обители и ожидали врага. Скорая Помощница правоверным и бодрая Хранительница Своей обители не допустила до неё врагов. Они поражены были новым чудом: им показалось многочисленное вооружённое воинство, стремившееся против них. Не надеясь противостать такой силе, враги, объятые великим страхом, в беспорядке бросились бежать от монастыря. С этой поры враги не дерзали уже более подступать к обители для её разорения. Победа над врагами единодушно и воинами и вождями приписана невидимой помощи Тихвинской Богоматери.
Спустя около года после чудесной победы, прибыли в стены Тихвина монастыря царские послы для заключения мира с Шведами. Сняв список с чудотворной иконы Божьей Матери, они отправились за пятьдесят пять вёрст, к реке Сяси, в деревню Столбово, недалеко от Ладоги, куда прибыли и Шведские послы, и там в 1617 году 17-го февраля заключили мир Столбовский, перед иконой Божьей Матери, столь дивно поборавшей православным, как главной порукой мира со стороны Русских. Оттуда послы отправились с той же иконой на принятие из рук врагов Новгорода, бывшего 7 лет во власти их, где с благодарственными слезами встречена была Царица Небесная, дивно избавившая от врагов не только обитель, но вместе и Великий Новгород, со всеми пределами его, и утвердившая в них власть православного царя.
В память чудесного явления Тихвинской иконы Богородицы и одоления врагов предстательством Богоматери установлен Церковью в 26 день июня по всей России праздник в честь Тихвинской иконы Богоматери. В этот день Православная Церковь Всероссийская от лица России, благоговейно приявшей икону, прославляет её дивное и светозарное явление, просветившее своим пришествием пустое и непроходимое место, всей Российской стране показавшее твёрдое ограждение и защищение и даровавшее приснотекущий источник исцелений.
Вера и благоговение к святой и чудотворной иконе Тихвинской издревле доселе выражается как особыми в честь её установлениями в монастыре, так и частным усердием верующих. Кроме праздника, торжествуемого Церковью в честь Тихвинской иконы Богоматери, древле после 26 числа декабря, по совершении собора в честь Богоматери, ездили из монастыря Тихвинского «с образы и праздничной святыней в Москву». Этот обычай продолжался до 1678 года. Ныне 24 раза в год совершается крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой.
Частное усердие верующих к Тихвинской иконе Богоматери издревле доселе обнаруживается непрестанными перед иконой молитвами и приношениями ей от верующих. Храм, в котором находится чудотворная икона, никогда не бывает без поклонников. Если он заперт, Богомольцы стоят на паперти, откуда устроено пространное окно, через которое виден лик Царицы Небесной, и воссылают молитвы. Богомольцы нередко остаются на паперти на ночь.
На поклонение святой иконе издревле притекали и приносили свои посильные вклады в честь её лица всех сословий, и знатные и простые. Великий князь Василий Иоаннович, по особливой ревности и усердию к Пречистой Деве Богородице и Её чудотворной иконе, повелел от своих царских сокровищ создать каменную церковь в Тихвине. По создании и освящении её, великий князь, влекомый любовью к Пречистой Богородице, сам прибыл в Тихвин, чтобы видеть чудотворную Её икону, лобызать её и принести перед ней свои усердные молитвы. Благоверный сын его великий князь Иоанн Васильевич, подражая отцу своему, приходил также в Тихвин на поклонение чудотворной иконе и устроил при ней монастырь от царских щедрот. В 1734 году императрица Анна Иоанновна пожаловала для иконы редкий изумруд, замечательный по огромности и резьбе, с подписью: «Владычице, приими молитвы раб Твоих». Для поклонения иконе Тихвинской монастырь посетили: в 1747 году императрица Елисавета Петровна; в 1798 г. император Павел Петрович, который сам перенёс икону на настоящее место из Рождественского собора. Великая княгиня Екатерина Павловна, прибыв в обитель с супругом своим в 1809 году, приложила к иконе превосходный Бразильский топаз и дорогие бриллианты; ей же привезены от императрицы Марии Феодоровны бриллианты и голубой сапфир в 80 каратов. По самой дешевой цене все украшения на ризе золотой и драгоценной, не считая её, полагаются около 60,000 рублей сер. Перед иконой висит драгоценное приношение графа Шереметева в 1803 году, – золотая лампада ценой около 12,000 рублей сер.
Праздник в честь Седмиезерской иконы Богоматери
В 1654 году, во время морового поветрия в Казани, граждане просили поднять Смоленскую икону Богоматери из Семиезерской обители в бедствующий город. Игумен Предтечевой обители послан был за чудотворной иконой и, подняв её благоговейно, остановился на обратном пути за две версты до Казани, там, где теперь монастырь Введенский Кизический. Народ и духовенство встретили с умилением Владычицу, и, как только обнесли икону около стен кремлёвских, зараза видимо стала ослабевать. На другой день чудотворная икона обнесена была кругом всей Казани, и зараза прекратилась. Спустя неделю хотели возвратить в обитель чудотворный образ; жители во множестве стеклись во храм, чтобы проводить чудотворную икону. Но когда, по совершении всенощного, стали поднимать образ Богоматери, вдруг поднялась страшная буря; настала темнота, от которой ничего нельзя было видеть и из храма невозможно было выйти по причине свирепствовавшей бури. Это явление повторялось трижды. Градоначальники и народ увидели, что Божией Матери не угодно удалиться из города, где икона и пребывала во весь 1655 год. В этот год Казань избавлена была от язвы заступлением Богоматери. В 1655 году 25 июля язва опять показалась в Казани с большей против прежнего силой; это повторилось в следующий год. При этом двукратном появлении смертоносной язвы Седмиезерская икона приносима была в Казань и спасала город от погибели. Посему при митрополите Казанском Лаврентии (с 1658 года) в память прекращения заразы установлено в честь Седмиезерской иконы Богоматери другое празднество 26 июня с крестным ходом, при котором св. икона ежегодно с великим торжеством приносится в Казань около того времени, когда наиболее свирепствовала зараза, – с 26 июня и совершаются с ней крестные ходы кругом Казани.
В 1771 году заступлением Богородицы иконы Седмиезерские граждане Казани сподобились избавиться от новой моровой язвы – чумы, которая распространялась из Москвы вниз по Волге и проникла уже в Казань. Тогда жители Казани вместе с градоначальником упросили архиепископа Вениамина принести в город чудотворную икону. Вскоре после этого посещения Заступницы моровая язва, не причинив значительного вреда, прекратилась в Казани и её окрестностях.
К Седмиезерской иконе оказывают великое благоговение не только православные христиане, но и прочие иноверные жители города Казани и Казанской губернии.