24-е
Рождество честного и славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Когда солнце правды, Христос Спаситель наш захотел воссиять миру, то прежде явилась денница – Предтеча Христов. Он родился в Ютте близ Хеврона, от праведной Елисаветы, неплодной, и заматоревшей во днех своих, как древле Исаак от состарившейся Сарры. Чудесное рождество Иоанново было предтечей ещё более чудесному рождеству Христову. Соседи, сродники и знакомые, услыша о рождестве Иоанна, возрадовались, что Господь сотворил с Елисаветой милость, отъя от нея поношение бесчадства. В осьмой день обрезали младенца, назвали его, как предсказал Архангел, Иоанном, – именем приличнейшим тому, который долженствовал приготовить людей к принятию благодати Иисуса Христа: Иоанн – значит благодать. Все удивились этому новому имени в родстве Захарии и Елисаветы. После сего тотчас отверзлись уста, разрешился язык, и Захария стал говорить, благословляя Бога. При столь видимых знамениях всемогущей благодати Божией, на всех окрест живущих напал страх; все, слышавшие о событии рождения Иоанна, помышляли: что будет младенец сей? Захария, по внушению Духа Святого, возвестил о близком исполнении предсказанного пророками избавления людей и о высоком назначении Иоанна быть Предтечей Спасителя. И ты, отроча, между прочим говорил Боговдохновенный старец, наречешися пророк Вышняго: предыдеши бо пред лицем Господним, уготовати пути Его, дати разум спасения людем Его в оставление грех их. Младенец же Иоанн возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю (Лк.1:65–80) для того, говорит Златоуст, чтобы не видеть и не слышать злодеяний человеческих.
В воспоминание рождества Предтечи Христова, согласно свидетельству Евангелия, что о рождестве его многие возрадуются, с первых времён христианства установлен праздник. Между сочинениями отцов Церкви IV века сохранились многие поучения на этот праздник, произнесённые ими в разных странах. Таковы поучения св. Амвросия Медиоланского, св. Иоанна Златоустого, Августина и других. В V веке Анатолий Константинопольский, в VII Андрей Критский, в VIII Иоанн Дамаскин, в IX монахиня Кассия и другие написали многие песнопения, коими Церковь ныне прославляет Предтечу в день его рождества.
Праздник рождества Иоанна Предтечи отнесён к 24 числу июня соответственно Рождеству Христову, которое Иоанн упредил шестью месяцами, и соответственно смиренному отзыву и великого пророка о себе самом в отношении к Иисусу Христу: Ему подобает расти, мне же малитися (Ин.3:30). «Этот отзыв Предтечи», по словам Амвросия Медиоланского, и «подтверждается самим временем. В праздник Рождества Иисуса Христа день растёт, а в праздник Рождества Иоанна умаляется. В Рождество Иисуса Христа день прибывает, поскольку является Спаситель мира, а в Рождество Иоанна умаляется, поскольку рождается последний пророк: ибо закон и пророцы до Иоанна (Лк.16:16)». При летнем умалении дней светильник горевший и светивший, св. Предтеча Иоанн, конец Ветхого Завета, начинает умаляться, а при зимнем возрастании дней Христос Господь, Свет истинный, восходит и распространяется.
День Рождества св. Иоанна Предтечи есть великий христианский праздник, хотя и не дванадесятый. Прославляя чудесное зачатие Предтечи, который исполнился Духа Святого ещё от чрева матери своей, Церковь торжественнее прославляет его рождение, о котором, по словам Евангелия, будет радость и веселие, и мнози возрадуются (Лк.1:14), и которое возвеличило Елисавету и обрадовало соседей и родственников. Блаженный Августин в слове своём на день Рождества Предтечи говорит: «сегодня празднуем мы день рождения св. Иоанна, честь, какая, по нашему мнению, не воздаётся ни одному святому. Во всём христианском мире празднуется и почитается день рождения только Господа и св. Иоанна. Иоанн родился от Девы. У Елисаветы побеждено неплодство, у св. Марии изменён естественный закон рождения. Кто же Иоанн? Для чего он предназначен? Он есть великий Иоанн, о величии которого засвидетельствовал Сам Спаситель наш, сказавши: не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя (Мф.11:11). Иоанн превосходит всех, и пророков, и патриархов, превосходит всякого, рождённого от жены. Иной, может быть, скажет: если Иоанн болий всех рождённых жёнами, то он болий и Спасителя. Нет, Иоанн есть сын жены, а Спаситель сын Девы. Иоанн родился из недр тленной плоти, а Христос от нетленных кровей Девы. Иоанн послан перед Господом, Который, сделавшись человеком, имел явиться по исполнении определённого времени. В Иоанне обитала такая благодать и величие, что его считали за Христа. Но что сам Иоанн свидетельствует о Христе? От исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать (Ин.1:16). А кто мы? – Все пророки, патриархи, Апостолы, все святые, до рождества и по рождестве Христа бывшие, от исполнения Его мы вси прияхом; мы – сосуды, а Христос – источник. Иоанн есть человек, а Христос – Бог. Человеку надлежало умалиться, чтобы Бог возвеличился, как сам Иоанн говорит о Иисусе Христе: Оному подобает расти, мне же малитися (Ин.3:30). Показуя умаление человека, Иоанн родился сегодня, когда дни умаляются. Являя величие Бога, Христос родился в такое время, когда дни возрастают. Великое, святое дело, братия! Мы празднуем день рождества Иоанна, равно как и день рождества Христова, потому, что то, и другое рождество – есть тайна. Одно есть тайна нашего умаления; другое – тайна нашего возвеличения. Мы умалились через человека, чтобы через Бога возрасти. В себе самих мы умалились, чтобы в Боге возвеличиться. Гордость человеческая должна быть умалена, чтобы возросло к человеку Божественное милосердие. Умаление человека и величие Бога примечаются и в страданиях Иоанна и Христа. Показуя умаление человека, Иоанн усечён; являя величие Бога, Христос вознесён на крест. Желательно, возлюбленные братья, чтобы мы для празднования настоящего дня с духовным веселием, расположили сердца свои к творению посильной милости, хранению со всеми мира. Желательно, чтобы мы, из любви к Богу и ревности к доброму поведению, всемерно стремились удалить все шутки и соблазнительные слова не только от себя и своих семейств, но и от всех нам принадлежащих. Желательно, чтобы сей св. праздник не был омрачён мирским пением. Только тогда св. Иоанн исполнит молитвы, если мы праздник его будем проводить в мире, воздержании, чистоте, без забав. Об этом я напоминаю вам, возлюбленные братья, по отеческой заботливости о вас. Я уверен, что вы, при благодатном, содействии Божием, будете сохранять не только себя, но и всех зависящих от вас, в совершенной скромности, чистоте и воздержании. Посему, благодаря Бога, вместе молю Его, чтобы Он дал вам смысл твёрдо желать и приобретать то, что свято, и содействовал вам к утверждению вас в спасительном праздновании».
Св. мучеников: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмона, Кириака и Лонгина
Воины, родные братья, в царствование Максиминово (310–312 г.) за непринесение жертвы богам сосланы в разные места восточного (приморского) Кавказа и скончались: Ерос – 22 июня в Паремволе (в так наз. Лагерях), Орентий – 24 июня в Ризее (близ нын. Батума), Фарнакий – 3 июля в Кордиле (близ Эрзерума), Фирмос и Фирмон – в крепостце Ансаре на реке того же имени 7 июля, Кириак – 14 июля в Загатисе, а Лонгин – 28 июля в море на пути в Лазику (Абхазию) и похоронен в Питиунте.
† Память св. Никиты, епископа Ремесианского
Св. Никита родился в том же городе Ремесиане (Ремешек), в котором родился и друг его Павлин, епископ Польский, и при том в том же 353 г. Так говорит блаж. Павлин233. Св. Никита не был Грек: иначе писал бы сочинения на Греческом языке; не был и Римлянин: иначе назывался бы Виктором, а не Никитой; да и не возбуждал бы Латинскими сочинениями удивление в Римлянах. Он был Славянин, но получил-обширное образование Римское, вероятно в Риме234. Святителем он был в родном своём городе. Ремешек находился между Софией и Нишью; это то же, что нынешний Нирот235.
Кому и как проповедовал Евангелие св. Никита, это описывает друг его епископ Павлин в своей поэме о св. Никите.
И бесы более жестокие, чем снег их,
Став овцами при тебе пастыре пасутся во дворе мира.
Словами твоими смиряется Скиф и, борясь с собой, укрощает сердце
При тебе учителе,
И Геты бегут и оба Дака,
Как тот, что обрабатывает землю,
Так и житель береговый, покрытый волосами
Более быка“236.
Бесы при Страбоне «занимали большую часть горы Эмоса» – Балкан 237. При Юстиниане Фрак из племени Бесов лицо значительное238, другой Бес-Фрак военачальник Величара в войне с Персами и потом главный начальник войск в Италии239. – Иначе Бесы – Балканское племя Славян240.
Скифы – Славяне Мизии, во время Павлина уже успевшие распространиться на запад от малой Скифии. Они же и Геты241.
Оба Дака – житель левого берега Дуная и другой, со времени Аврелиана живший на правом берегу Дуная242. Дакия собственно страна Славян на левом берегу Дуная, но где поселились колонии Римлян, известных у Нестора и других под именем Волохов243.
В этом описании племён видим подтверждение той справедливой мысли, что после того, как многие Славянские племена силой оружия Филиппа Македонского вытеснены были из Фракии и Иллирии на северный берег Дуная244, где они известны истории под именем Даков, некоторые племена их оставались ещё во Фракии и Иллирии, особенно в ущельях гор южных245.
Св. Никите, по воле Божией, пришлось быть Апостолом этих Славянских племён юга и путешествовать из страны в страну, чтобы с Апостольской ревностью проповедовать Евангельское учение246. Для Гетов проповедь не требовала даже долгого пути. «Геты бегут» сами, говорит Павлин. – Блаж. Иероним писал: «рыжее и белокурое войско Гетов носит с собой в палатках церкви»247.
Во время св. Никиты христианство уже сильно распространено было во Фракии: на Средечском соборе 347 г. присутствовали епископы: Средца, Скун, Липляны, Нища, Водины (Aquae) и Чехова дома (Sigindum)248. – При Максимиане в Потаме замучены были Боголеп (Феопрений) и Зотик с Акиндином249. Но не только многие сёла Славянские, целые племена Славян как по дикости, так и по недоверчивости к Грекам, неохотно слушали проповедь Греков, которая при том большинству их была вовсе и непонятна. Св. Никита, первый епископ Ремешка, посвятил свою жизнь на проповедание веры своим родичам – Славянам. И успехи проповеди его были блистательные.
О перемене, произведённой св. Никитой между Бесами, тот же современник его блаж. Иероним говорил: «зверские Бесы и толпы тулупников (pellitorum), которые некогда приносили в жертву людей, изменили свой скрежет на сладкую песнь Христу»250. Блаж. Павлин поёт ещё о св. Никите:
«Не любившие склонять шею под рабство,
Не укротимые никакой войной,
Ныне покорные истинному Владыке, весело
Протягивают шею251.
Ныне более богатый ценой труда
Бес радуется: из земли рукой
Копал прежде; теперь умом на небе
Собирает золото252.
Какая перемена! И какая счастливая!
Непроходимые и кровавые дотоле горы
Ныне скрывают разбойников, ставших монахами,
Питомцами мира.
Где был обычай зверей,
Ныне там чин ангелов;
Скрывается праведник в пещере.
Где был разбойник»253.
Так деятельность св. Никиты, проповедника Славянского обращена была преимущественно на Славян Балканских. Это и естественно по близости их к месту кафедры его. Павлин восхищался тем, что неукротимые Бесы, усмирённые проповедью св. Никиты, стали мирны в отношении к империи; по отзывам же истории, один из питомцев св. Никиты уже сидел на престоле восточной империи; это Лев Великий, родом Фрак и точнее Бес254; а когда имп. Анастасий начал насилиями проповедовать евтихианство в империи, воспитанные в чистой вере св. Никитой жители Фракии, Мизии и малой Скифии явились (в 514 г.) самыми жаркими защитниками православия и защищали его с оружием в руках255.
Св. Никита в 392 г. по поручению собора отправлялся увещевать соседнего епископа Боноза, запутавшегося в ошибки о вере256. – В 397 г. путешествовал он в Рим и в Ноле виделся с другом своим епископом Павлином. Павлину очень хотелось, чтобы святитель пробыл у него подольше; но дела паствы отозвали святителя к его пастве. Спустя четыре года (в 402 г.), св. Никита явился в Нолу к празднику св. Феликса (февр. 14), не взирая на опасность времени. Друг его Павлин был в восторге от этого неожиданного посещения. Он написал поэму о св. Феликсе, где изображает радость свою и о посещении его святителем257.
Как долго после того подвизался св. Никита, точных известий о том нет. Но так как блаж. Павлин, ровесник св. Никиты, скончался в 431 г. на 87 г. своей жизни, то вероятно, и кончина св. Никиты последовала не прежде 420 г. июня 22 д.258.
Геннадий Массилийский писал: «Никита, епископ Ремессианы, сочинил слогом простым и чистым, приспособленным к оглашаемым в вере, шесть книг. Первая о готовящихся к вере; вторая о заблуждениях язычества; третья о вере в Высочайшее Существо; четвёртая против родословия; пятая о символе; шестая о жертве Пасхального агнца. Кроме того издал он книгу о падшей деве, возбуждающую каждого падшего к исправлению»259. – Кассиодор весьма хвалит сочинения св. Никиты за благочестивый дух их и за основательное знание260. Сочинения св. Никиты известны и ныне261.
† Память о св. Иакове и Иоанне Менюжских
В 40 верстах от Новгорода, на берегу реки Менюги или Мьи, до 1764 г. существовал Троицкий Менюжский монастырь. От него остался Троицкий храм с мощами св. Иакова и Иоанна и с приделом в их имя. Святые родные братья, скончавшиеся в юном возрасте. На образе Новгородских чудотворцев Иаков и Иоанн изображены в отроческом виде. В ркп. святцах праведные братья названы мучениками; по обстоятельствам времени и места это означает, что они умерщвлены были злодеями; днём кончины их показано 24 число июня262.
* * *
Carmen 17 Pavlini Nolani. Геннадий de script. § 22.
Павлин в Письме к Северу, писанном в 202 г.: «в таком виде рекомендовал я тебя уважаемому и учённейшему епископу Никите, который пришёл из Дакии и по справедливости составляет предмет удивления для Римлян». Ер. 29.
См. пр. 39. Гиерокл, признаваемый за современника имп. Юстиниана, пишет: «в области Дакии средиземной, находящейся под правлением консула, пять городов: Сардика (Сердика, Сердец) – главный город, Пайталия, Германа, Наис (Ниш), Ремесиана... В области Дардании, находящейся в управлении воеводы, 3 города: Скупы=главный город, Мирион, Улпиана». Тоже у Константина De themat. 3, 393. 56. 297. 298. 434. 435. Улпияна – у Славян Липляна (у Кедрина и у Анны Комниной Липенион).
Pavlini poema ѵ. 206–208. 246–252.
Strabo VIII, 7.
Procopius de bello Gothico 1, 5; II, 26.
Procopius de bello Persico 1, 13.
Временник M. общ. ист. X, 19. 20. 74. 105. Города Бесов – Пловдин (Филиппополь), Самаков (Uscudama); по округу Драговичи митрополит Пловдинский назывался экзархом Фракии – Драговитии. Κωνσταντινου εγχειρ. περι επαρχ. Φιλιππουπολεως. Βιεννη. 1819. Шафарик знал по Птоломею Бесов, Славянскую ветвь, в восточной Галиции, под Карпатами (древн. § 10, ч. 10), но опустил вовсе из виду Балканских Бесов, которых часть ушла под Карпаты.
Об этом говорено 20 января. Мальчик Гет, с Славянской надписью, приносящий в жертву гуся – у Классена в памяти. II, 12. М. 1854.
См. Слав. св. июнь, прим. 28.
Славянский перевод Зонары: «Троян воинствова на Даки, сиречь на Срьбле, начальник же их србскыи Диковал.» Чтен. общест. ист. 1847 г., стр. 57. Временник X, 40–49. 79–81. Славянская надпись о спасении некоторых Славян от Трояна – у Классена, в материал. II, 37. 38. Феодорит говорит о Сардике: «этот Иллирийский город – главный город народа Даков» (Ц. ист. 2, 4). – Нельзя не пожалеть, что даровитый Шафарик, ошибочно приняв Волхвов за Кельтов, скоро исчезнувших в истории, потерял из виду историческую нить событий, происходивших в Славянском мире со времени Александра Македонского, при императорах Римских и до самого имп. Ираклия.
Временник X, 1–49. 80–89. Савельева Славянский сборник, стр. 255–260.
Геты, Бесы, Славяно-Влахи, Скифы, как особые племена Славянские, объясняют собой известие о Славяниях, покорённых в 657 г., чего не могли понять Шафарик и другие (Христ. чтен. 1858 г.11:142). По известию Феофана (р. 288) и Кедрина (1, 4357, в 657 г. «император (Констанс 2) предпринял поход против Славиний (κατα Σκλαβινιας, κατα Σκλαβινων) и взяв в плен многих, покорил. Одной малой Скифии нельзя здесь разуметь; дело идёт о Славяниях, о нескольких областях и княжествах Славянских. Даже в Македонии было несколько жуп Славянских. В 758 году Копроним ворвался «В Славянии, лежащие в Македонии» τας κατα Μακεδονίαν Σκλαβινιας. Stifferi 11. 79. Шафарик то говорит, что в Македонии занята область Славянами, поселившимися за Дунаем в первых столетиях (III, 398); то пишет (III, 259), что поселение Славян в Мизии, Дардании и Македонии относится к концу V столетия. Эта колеблемость – улика в том, что почтенный учёный потерял верную дорогу. – О войне Славян во Фракии и Паннонии с Готами в 334 г. и с Греками в 358 г. см. Классена материалы 2, 34. 34. М. 1854 г.
О путешествиях Павлин:
«Ты проходишь по полям Филиппов Македонии,
Шествуешь чрез город Томы,
И близкие к очизне Скупы,
Дарданский гость».
Epist. 107 ad Laetam. Письмо писано в 403 г.
О кафедрах Wiltsch kirchl. stat. 1,128.
Память их августа 22 д. Менолог Василия: «когда, прибыл (префект) в город Патаму, то умертвил Зенона, Феопрепия (Боголепа) и Акиндина». Синаксарь минеи: «прибыв в местечко называемое Патама умертвил катапультой св. Зотика, Феопрепия (Боголепа) и Акиндина». – О Боголепе – в Изв. Археол. Общ. IV, 521. 523.
Epist. 60 ad Heliodorum ined. Vallars. О приношении людей в жертву Славянами см. мар. 28, пр. 42.
Блаж. Иероним, сказав о Гетах, что у них походные храмы, прибавляет: «потому-то конечно, что у них одинаковая (с нами) вера, они мало воюют с нами».
Павлин:
«Искусных копателей золота превращаешь
В золото и сам подражаешь Бесам.
Из них словом проникающим живоеˆдобываешь золото», v. 269–272.
Poema ѵ. 209–225. Под руководством св. Саввы Палестинского (484–532) спасались иноки из Бесов. Cyrilli Scytho р. vita Sabbae in Cotelerii monum. Graec. Eccl. 3, 265.
Менолог Василия под 6 ноября: «в последнее время импер. Льва В Великого, называемого Беса (επιλεγόμενου Βεσσου), небо покрылось облаками и пр. Лев был императором 457–473 г.
Феофан chronog. 107–411. Кедрин hist. 1, 285 ed. Uen сл. Черткова о Монассииной летописи, стр. 39–41.
Амвросий epist. 9 Weiss Leben d. Heiligen 8, 360.
Poema 27.
Venisti tandem, quarto mihi reditus anno,
Sed grates Christo, quia te res Sero revexit, v. 373. 315–350.
Martyrologia Adonis, Usuardi ad X calend. iulii. Бароний поставил того же святого под 7 января. Weiss Leben d. Heiligen 8,361. 358.
De vir. illustr. c. 22.
Institut. c. 238.
Иэд. 10 Patrologiae t. LII. Здесь же помещены сомнения о подлинности сих, но вовсе напрасные. Особенно странны объяснения слов Павлина о св. Никите; автор, не зная истории Славян, перетолковывает слова Павлина наперекор значению их. Да и никто из Славянских писателей доселе не обращал внимания на Апостольскую деятельность св. Никиты между Славянами, описанную Павлином.
Сведен. о монаст. 401. Ист. Иер. V, 65. Ркп. святцы: «святые и праведные братия по плоти, младенцы и мученицы Иоанн и Иаков, быша Менюге р. в л. 6000 июня в 24 д.» Так в старшем списке. В Отенском списке: «светии отроки и мученики братия по плоти Иоанн и Иаков в Троицком Менюжском монастыре, по Псковской дороге от Новаграда 30 поприщ, беша в л. 7000; мощи под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть, память июня в 24 д.»