2-е
Положение ризы Пресвятой Богородицы
Во дни греческого императора Льва Великого (457–474), как пишет. Никифор Каллист, св. братья Галвий и Кандид, высокого сана, путешествуя в Палестину на поклонение святым местам, обрели там в доме одной Еврейки девицы ризу Пресвятой Богородицы. Эта риза досталась девице по наследству от другой девицы Еврейки, была хранима ими с великим благоговением и преемственно, со времени блаженного успения Богоматери, передаваема от одной девы к другой.
Удостоверясь свидетельством людей благочестивых и чудодейственной силой ризы, что она точно есть риза Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, набожные путешественники приобрели её себе и, по прибытии в Константинополь, сначала хранили в своей домовой церкви. Когда же о святыне, хранимой ими, узнали многие по благодатным от неё знамениям, Галвий и Кандид объявили о своей драгоценности императору и патриарху Геннадию (458–461). По общему совету риза принята и с великою радостью и торжеством положена в 458 году во храме Божией Матери, построенном императором Маркианом и Пульхерией в Константинополе, на берегу залива, называемом Влахернским: отчего и сам храм называется Влахернским. В этом храме риза Богоматери, говорил Никифор Каллист в XIV веке, «и доселе сохраняется, как непреодолимая и всегдашняя защита для града, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время».
Со времени положения ризы Богородицы во Влахернском храме Церковь ежегодно 2 июля празднует положение честные ризы Пресв. Владычицы нашей Богородицы, благодаря св. Деву, что Она даровала ризу тела Своего, как «державное граду обложение».
В 626 году чудотворную силу ризы Богоматери испытали Персы и Авары, в 673 и 716 годах Сарацыны; а в 866 году Аскольд и Дир, витязи Русские. Во время осады Царьграда Аварами, Сарацынами, Аскольдом и Диром чудотворная риза Богоматери при молитвах многочисленного народа носима была по стенам города, и буря, при этом случае поднявшаяся, сокрушила флот осаждавших неприятелей. Аскольд и Дир, стремившиеся покорить Византию, Промыслом Божиим покорены были Иисусу Христу, приняли веру христианскую и под сенью её окончили земную жизнь свою. В IX веке Иосиф Студит написал канон на день положения ризы Богородицы, ныне поемый Церковью в этот день. Первоначальные буквы канона, или краегранесие, заключают в себе речение: «ризу почитаю Пречистые Девы», и между прочими похвалами ризе он взывает: «честней ризе прикоснемся, еюже Владыку объемши, яко отроча носила». Апостол на литургии в день положения ризы Богоматери Церковь произносит о скинии и её принадлежностях, прообразовавших Пресв. Деву Марию (Евр.9:1–9); а Евангелие общее дням Богородичным (Лк.10:28–42,11:27–28).
Митрополит Русский Пимен под 1387 годом упоминает, что он в день положения ризы Богоматери был во Влахерне и целовал там св. раку, в ней же лежат риза и пояс Богородицы. Часть ризы Богоматери, усердием князя Василия Голицына, принесена и в Россию и хранится ныне в Московском Успенском соборе.
Св. Ювеналия, патриарха Иерусалимского
Ювеналий вступил на престол в 420 году и много подвизался о православии. Ибо когда начала (в 429 г.) распространяться ересь Нестория, то св. Ювеналий утверждал православное учение и на Третьем Вселенском соборе в Ефесе (431 г.) предал лжеучение проклятию. В конце царствования Феодосия Младшего возникла ересь Евтихия и Диоскора, и преемник Феодосия, Маркиан, созвал (451 г.) Вселенский собор в Халкидоне; в числе отцов собора находился и Ювеналий. Но когда он в январе 452 года возвратился в Иерусалим, то нашёл, что некоторый монах Феодосий возмутил уже Палестину известием, что Халкидонский собор извратил веру и вводит несторианство; клирики принуждали его анафематствовать соборные определения и даже подослали к нему убийцу. Но убийца ошибся и поразил епископа Скифопольского. Тогда Ювеналий бежал в Константинополь, а Феодосий целых восемнадцать месяцев распоряжался в Иерусалиме, как патриарх, и преследовал православных. Наконец волнения усмирены военной силой, Феодосий бежал на Синай и там безвестно скрылся, а Ювеналий в июле 453 года снова занял престол. Скончался в 458 году. В истории Богослужения известен тем, что он праздник Рождества Христова перенёс на 25 декабря с 6 января; ибо дотоле ещё совместно праздновали Рождеству Христову и Богоявлению, то есть 6 января.
Празднование Ахтырской иконе Богоматери
С давних пор в городе Ахтырке была приходская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. При ней в 1739 году был священником Даниил Васильев, человек добродетельный и благочестивый. При наступлении сенокоса он купил новую косу и, желая испытать её доброту, вышел на свой огородик и начал косить траву; но не более двух раз махнул косой, как увидел в траве икону Богоматери с распятием Господа Иисуса, блистающую неизреченным светом. Священник поражён был таким страхом, что коса выпала из дрожащих его рук. Оградившись крестным знамением, он начал читать молитвы Богоматери, какие только мог припомнить. Поклонясь троекратно иконе Богоматери, он внёс её в дом свой и поставил на приличном месте. В продолжении трёх мет эта икона находилась в доме священника. Домашние его заметили, что в этой комнате, где стояла икона, невозможно было ночевать от какого-то непонятного страха. Через три года в праздник Покрова священник вошёл в ту комнату, где стояла икона, и также неожиданно, как в первый раз, поражён был сильным, ярким, подобно солнечному сиянию, светом от иконы. Такой свет от иконы видал он неоднократно, но не говорил об этом никому из посторонних, ни даже своим домашним. Однажды в сонном видении явилась ему Богоматерь и повелела обретённую им икону её своими руками омыть чистой водой и накрыть покрывалом. Священник тотчас пробудился от сна, отёр пыль с иконы, омыл её водой и собрал воду в особый сосуд, намереваясь по утру отнести её в реку. С сими мыслями он заснул и в ту же ночь видит, будто он идёт к реке, неся с собой сосуд воды, которой омыл икону; вдруг на пути встречает его Богоматерь в образе чудной Девы и говорит: «куда ты идёшь с этой водой? Возвратись в свой дом и храни воду; она целительна будет для страждущих лихорадкой». Священник встал от сна и, имея в своём доме дочь, страждущую этой болезнью, пожелал узнать истину бывшего ему видения и дал ей пить этой воды. Дочь его тотчас выздоровела; равно и другие, страдавшие лихорадкой, как скоро пили сию воду, немедленно выздоравливали.
Между тем священник заметил на иконе на красках язвинки, призвал к себе иконописца и поручил ему поправить икону. Иконописец взял её, принёс домой и поставил на приличном месте. Через два дня, когда уже иконописец хотел приступить к работе, ночью услышал во сне голос от иконы, который назвал его по имени и сказал: «встань, время уже тебе отнести икону туда, где взял её; лучше сего ты поправить её не можешь». Иконописец в ужасе проснулся, с благоговением взял икону и на рассвете того же дня отнёс её к священнику, объявив о слышанном им голосе. Священник, видя над иконой особенную благодать Богоматери, решился внести икону в приходскую церковь, и здесь-то сия икона особенно просияла славой чудотворений.
Празднование Феодотьевской иконе Богоматери
В 1487 году в пределах Рязанских, в пустом месте, именуемом Старое, близ села Феодотьева явилась икона Богоматери, названная от сего Феодотьевской. По повелению великого князя Рязанского и благословению архиерея икона перенесена в Рязань для ограждения и спасения Рязани и поставлена с подобающей честью в соборном храме Успения. В 1611 году, по воле Феодорита, Рязанского архиепископа, снят был с неё список и послан в село Феодотьево. В 1714 г. икона Феодотьевской Богомотери поновлена, и сделан был для неё киот. На иконе Богомладенец изображается на левой руке Богоматери, правой рукой благословляет, а в левой держит свиток.
В доме одного Рязанского жителя, отставного сержанта, лежала больная свояченица Ксения. Она была лишена зрения и в продолжении 13 недель не раскрывались её глаза. Марта 19-го 1812 года икона Феодотьевской Богоматери находилась у их соседа; сестра больной пошла туда, чтобы принести икону в свой дом.
В это время больная как-бы вздремала, и во сне явилась ей неизвестная жена и сказала: «встань, к тебе скоро придёт великая гостья, и ты увидишь её». Больная отвечала: «я слепа и не могу увидеть». – «Поверь мне, увидишь», отвечала неведомая жена. Больная очнулась и недоумевала, что бы значило это видение. Вскоре принесли икону, начали служить молебен; во время акафиста глаза больной стали как-бы волноваться, что было заметно для всех. Под конец молебна, когда стали петь: «о Всепетая Мати», глаза больной внезапно разверзлись, она ясно увидела свет и сказала: «слава Богу, слава Богу».