Источник

12 -е

† Память о мучен. Феодоре и Иоанне Киевских

«Уже не закалаем мы друг друга в жертву бесам», говорил в 1051 г. блаж. митр. Иларион, который был сам из Русских158. – Итак не то в России, пока было в ней было язычество159.

«В 983 г., пишет преп. Нестор, Владимир ходил на Ятвягов и взял землю их. – Возвратясь в Киев, совершал он вместе с своими людьми жертвоприношения идолам. Старцы и бояре сказали: «бросим жребий на отрока и девицу; на кого падёт, того принесём богам». Был тогда один Варяг. – Двор его стоял там, где стоит церковь св. Богородицы, построенная Владимиром. Он пришёл из Греции и тайно содержал христианскую веру. – У него был сын, прекрасный душой и телом. Жребий, так Богу было угодно, пал на сего сына. Посланные советом, придя, сказали отцу: «дай сына богам, выбрали его себе боги, чтобы принесли мы его в жертву». Варяг отвечал: «у вас – не боги, а дерево, ныне целое, а завтра истлевшее; они не едят, не пьют, не говорят, а сделаны руками из древа; Бог – един, Которому служат и поклоняются Греки; Он сотворил небо и землю, звёзды и луну, солнце и человека. А эти боги что сотворили? сами сотворены они. Не дам сына моего бесам». Те пошли и пересказали слова его народу. Взяв оружие, разломали они двор его. Он стоял с сыном на сенях. Ему кричали: «подай сына твоего!» Он отвечал: «если боги ваши – боги, пусть пошлют одного из среды своей и тот возьмёт сына; а вы к чему хлопочете за них?» Они подняли крик, подсекли сени под ними и умертвили их. Никто не знает, где похоронили их. Так сии отцы победили врага и получили венец небесный с св. мучениками и праведниками»160. Здесь не назван по имени ни отец, ни сын. В Софийской, Воскресенской и Никоновой летописях сын наименован Иоанном161. По прологу XV в. видим июля 12 память Киевских мучеников Феодора и Иоанна162. – Так как само слово варанг на Вендском наречии означает меч и мечника, то и Варяг-Феодор, как Варяг Рюрик, был конечно поморский Славянин, явившийся на службу к браннолюбивому Святославу и попавший в плен во время войны Святослава с Греками в 976 г.163. Повествование Нестора о мучениках даёт видеть, что во время Нестора уже чтили святых мучеников-Варягов. То же видно и по словам блаж. Симона, который, говоря о св. Леонтии Ростовском, писал: «се третий гражданин небесный бысть Русского мира, с онема Варягома венчався от Христа».

† Преставление блаж. Серапиона, еп. Владимирского

Преп. Серапион проводил подвижническую жизнь в Киевской Печерской обители. Время жизни его было самое горькое. Бедствия следовали одно за другим и всего тяжелее было порабощение Татарское. В 1230 г. мая 3-го сильное землетрясение привело всех в ужас. Для Печерской обители оно было тем поразительнее, что последовало в день памяти преп. Феодосия. Μ. Кирилл, в. князь, бояре, множество Богомольцев стояли за литургией в великой Печерской церкви, как величественный храм треснул в четырёх местах; в лаврской трапезе камни падали со свода на полы. Это землетрясение чувствовали и на севере, во Владимире. Мая 14-го было необыкновенное затмение солнца; осенью того же года озимь побита была морозом; затем два года свирепствовали голод и мор164. Наконец страшный Батый опустошил Россию и наложил на неё тяжкое иго подданства. Блаж. Серапион бедствиями времени обучался сокрушению о грехах и страхом Божиим отгонял от души приражения страстей. В одном из поучений своих писал он: «сколько раз видели мы солнце погибшее, луну померкшую, перемены в звёздах. Видели своими глазами и трясение земли. Земля, утверждённая и неподвижная, движется по повелению Божью, колеблется от грехов наших, не может носить беззаконий наших... Что потом было у нас? Не глад ли? Не мор ли несколько раз? Не частые ли войны? Однако мы не покаялись. И вот пришёл на нас, по попущению Божию, народ немилостивый, опустошил нашу землю, взял наши города, разорил святые церкви»165. За высокие добродетели свои блаж. Серапион был избран и посвящён в архимандрита Феодосиевой лавры. Затем м. Кирилл назначил его ещё для высшего сана. По летописи, в 1274 г. первосвятитель, прибыв из Киева на север, посвятил Серапиона, архимандрита Киевского Печерского монастыря, в епископа Владимиру и Нижнему-Новгороду166, а в надписи правил собора 1274 г. сказано, что Серапион посвящён в епископа архипастырями, собравшимися на сей собор во Владимир167. Впрочем, блаж. Серапион недолго управлял Владимирской паствой. И не дивно: тот, кто печальные события 1230 г. видел с таким духовным разумением, в 1274 г. был без сомнения уже глубоким старцем. Он скончался № 12 июля 1275 г. и погребён во Владимирском Успенском соборе168. Уже по списку XIV в. в надписи 3 слова его называется он святым, в трёх других – преподобным, а в надписи 5 слова – блаженным. По ркп. святцам он поставлен в числе святых.

Летопись говорит о нём: «бе учителен и силен в Божественном Писании»169. Ныне известны 7 слов его, дышащие искренним благочестием христианского пастыря душ170.

«Дети, так говорит он в одном поучении, я чувствую в сердце своём великую скорбь о вас. Ибо вовсе не вижу вашего обращения от дел беззаконных. Не так скорбит мать, видя детей своих больными, как скорблю я, грешный отец ваш, видя вас болящих делами беззаконными. Много раз беседовал я с вами, желая отвратить вас от худых навыков. Но не вижу в вас никакой перемены. Разбойник ли кто из вас? Не отстаёт от разбоя. Вор ли кто? Не пропускает случая украсть. Имеет ли кто ненависть к ближнему? Не имеет покоя от вражды. Обижает ли кто другого, захватывая чужое? Не насыщается грабежом. Лихоимец ли кто? Не перестаёт брать мзду. Но по слову пророка, всуе мятется, сокровиществует и не весть, кому соберет я (Пс.38:7). Бедный, он не подумает о том, что в как родился нагим, так и умрёт, не имея ничего кроме проклятия вечного... Умоляю вас, братия и дети, исправьтесь, обновитесь добрым обновлением; перестаньте делать зло; убойтесь Бога, сотворившего вас; вострепещите суда Его страшного. К кому идём? К кому приближаемся, выходя из сей жизни? Что скажем? Какой дадим ответ? Страшно, дети, подпасть гневу Божию... Вот уже к сорока годам приближается наше томление и мука, тяжкие дани не прекращаются; и голод и мор, и всласть хлеба мы съесть не можем. Воздыхание и печаль сушат кости наши. А что нас довело до сего? наши беззакония, наши грехи, наше непослушание, наша нераскаянность. Молю вас, братия: вникни каждый в свои мысли, рассмотри сердечными очами дела свои, возненавидь их, откажись от них, раскайся, и гнев Божий минует. Милость и Господня излиётся на нас. Господь сотворил нас великими, а мы непослушанием становимся малы. Не погубим, братия, своего величия. Не слышащие о делах и законе спасаются, а исполняющие закон (Рим.2:13). Согрешили мы? Прибегнем к покаянию, обратимся с любовью к Богу, прольём слёзы, подадим милостыню нищим, поможем бедным. Скажем и мы с Давидом: «Господи, виждь смирение наше, остави вся грехи наша (Пс.24:18),» Отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны, или простреши гнев Твой от рода в род?» (Пс.64:5–6). Ты Бог наш; Тебя прославляем с безначальным Отцом и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки».

В слове о мятеже жизни говорит: «многие вельможные преждевременно сведены в ад, как псы... Известного у людей нет ничего, всё – неприятности. Один захватил землю соседа, другой отнял имущество и село, а и без того чужой дом у него. Иные, не насыщаясь имением, захватывают и продают свободных людей бедных... Правды нет в мире: дети бесчестят родителей, отцы отказываются от детей, мужья блудодействуют при жёнах... Бог дал нам богатство, чтобы разделяли мы его с бедными: а мы ещё обижаем сирот, насилия творим вдовам, обираем бедных и за деньги обвиняем правого».

Так обличал грешников ревностный пастырь!

† Преставление преп. Арсения Новгородского

Местом рождения преп. Арсения, в мире Амвросия171, был Ржев – Владимиров. В доме родителей своих обучен он был кожевенному ремеслу, но ещё более воспитал он к себе святую ревность к благочестию. По смерти отца (Григория) мать его Пелагия, впоследствии инокиня Аполлинария, заставила его вступить в брак; но Амвросий горел ревностью жить в чистом, непорочном, девстве. Спустя 5 месяцев после брака скрылся он из дома матери. Пять лет занимался он в Новгороде кожевенной работой, не давая знать о себе своим; он испытывал сам себя тайным подвигом, тайно постился и молился. Потом написал письмо к матери и жене, где утешал их Евангельским обещанием блаженства для тех, которые оставляют для Господа мать, жену, детей, имущество. Благочестивый строитель храмов и обителей, Феодор Дмитриевич Сырков, узнав благочестивую жизнь Амвросия, предложил ему свою готовность доставлять средства для построения новой обители, и Амвросий принял иночество с именем Арсения. В 1562 г. обитель и храм в честь Рождества Богородицы построены были Арсением на Ярославовом дворище, на торговой стороне, на правом берегу Волхова, в соседстве с храмом св. Мироносиц172. Преп. Арсений, основав обитель, продолжал вести жизнь строгую, носил вериги, довольствовался весьма малым, одежда на нём до того была бедна и ветха, что если бы бросить её на площади, и бедняк не поднял бы её; когда ходил он в ней по улицам или сидел на мосту, дети смеялись над ним, и всё это не отвлекало его от умной молитвы, которой постоянно был он занят, тихо проливая слёзы. В последние годы жил он в затворе, почему в святцах и называется затворником. «Блаженны плачущие, потому что они утешены будут», сказал Спаситель (Мф.5:5). Эти плачущие – те, которые считают земную жизнь местом удаления из отчизны, и потому не принимают земных утешений. Таков был преп. Арсений! Из очей его постоянно текли слёзы. Он плакал по небесной отчизне, тем более, что видел беды готовые обрушиться на легкомыслие гордых Новгородцев. Он плакал, но мы согрешили бы, если бы подумали, что жизнь его была безотрадна. Тот, кто не допускает до себя земных утешений и даже отягчает жизнь свою добровольно для Господа, наслаждается надеждами на вечность блаженную, наслаждается душевным миром, перед которым смех и весёлости людского легкомыслия – горе (Лк.6:25). В 1570 г. Грозный царь, по неистовой жестокости предав тысячи Новгородцев разным смертям, захотел построить себе дворец на Ярославовом дворище173; но узнав об Арсении и его обители, явился к нему с дарами и с наружным смирением. Преп. затворник не принял даров его и сказал: «много невинных послал ты в Царство Небесное». Грозный смолчал. Собираясь потом во Псков, он опять пришёл к Арсению и просил благословения на путь свой. «Завтра, государь, готов и я в путь свой», сказал Арсений. Иоанн обрадовался, мечтая, что затворник пойдёт за ним во Псков. Но преподобный на следующее утро приобщился св. Таин и потом преставился июля 12-го 1570 г. Он положен был в том же затворе, где и подвизался. По обретении нетленных мощей его над ними построена часовня. В 1634 г. писали: «на Торговой стороне, в монастыре Арсеньеве мощи преп. Арсения лежат под спудом, от мощей его приходящим с верой исцеления бывают. Тропарь и кондак ему составлен, а празднество ещё не установлено». Вскоре после того составлена была и служба174.

В 1785 г. мощи св. Арсения перенесены в храм Кириллова монастыря, где и ныне покоятся; здесь построен и придел в честь преп. Арсения175.

† Убиение преподобного Симона Воломского

Преп. Симон, в мире Симеон176, поселянин вотчины Волоколамского монастыря, в 1610 году после путешествий по обителям принявший иночество в Пинегской Макариевой обители, в 1613 г. поселился в 80 верстах к юго-западу от Устюга, на р. Кичменге, в лесу Воломском. Здесь он пять лет прожил один, незнаемый людьми; питался овощами, которые сам садил, а иногда выпрашивал хлеба в каком-либо поселении. – Когда понемногу стали являться к нему ревнители благочестия, по грамоте царя Михаила и по благословению Ростовского митрополита Варлаама, построил он храм в честь креста Господня, и в 1620 г. посвящён был в настоятеля своей обители. Строгий подвижник, служивший для других примером трудолюбия, простоты сердечной, поста и молитв, июля 12 1641 г. злодейски умерщвлён был в своей обители177. Это было так. Преподобный рубил лес, как подошли к нему три крестьянина и стали требовать, чтобы отдал им царскую грамоту на землю обители; они навалили на него колоду и грозили смертью; преподобный едва упросил отпустить его в обитель за грамотой. Монастырские люди бросились искать злодеев, но те скрылись. Когда приблизился праздник блаженного Прокопия Устюжского, народ пошёл на поклонение святому, и большая часть братии Симоновой пустыни отправилась также в Устюг. Злодеи, узнав о том, воспользовались благоприятным для них временем. Ночью, найдя преподобного одного в пустыни, стали терзать его пытками, требуя царской грамоты; потом послали его в церковь искать грамоту. Преподобный со слезами молился Богоматери, причастился святых Таин и затем сказал: «теперь делайте, что хотите». Злодеи осыпали его ругательствами и побоями, потом отсекли ему голову и бросили тело близ кельи. – Тело преподобного похоронено было с честью по левую сторону созданного им храма. – В 1646 г. после чудес, совершившихся над мощами его, началось почитание его и сочинена служба ему, с описанием жития и чудес. Ныне мощи преподобного почивают в крестном храме упразднённой Воломской обители178.

Кто доставил венец славы преп. Симону? Рабы страсти к корысти. Что ждёт за гробом слугу корысти? Меняются образы, в каких является страсть к земной выгоде; но не изменяется воля Божия, грозная для жадных к земной корысти.

Св. мучеников Прокла и Илария

Прокл из села Калипта близ Анкиры, в царствование Траяна, за непочтение к богам языческим был осуждён на распятие и расстреляние. Когда его вели к месту казни, юный Иларий, племянник его, поклонился ему и сказал: «и я христианин! Иларий был заключён в тюрьму, а Прокла распяли и пускали в него стрелы, пока он не умер. Верные похоронили тело его. На третий день (15 июля) Илария, за непреклонность в вере, бичевали жестоко, и потом, оцепивши ноги, повлекли за город, где и отрубили голову. Тело его похоронено близ Проклова.

Преподобного Михаила Малеина

Дядя императора Никифора Фоки, наставник и духовный отец Афанасия Афонского (5 июля), подвизался на горе Малее в Кименской обители, где и игуменствовал. Скончался около 940 года.

В Ипатьевском Костромском монастыре в Троицком соборе есть придел в честь преподобного, ради тезоименитства царя Михаила Феодоровича, который и взят (1613 г.) на царство из Ипатьевского монастыря. Икона преп. Михаила, находящаяся в приделе его имени, прославилась чудотворениями в начале нынешнего столетия (архимандрита Димитрия Месяцеслов, 12 июля).

Св. Голиндухи Персиянки, в крещении Марии

О ней говорит историк Евагрий (Ист. VI, 20): «во времена Хозроя Младшего пребывала в нашей стране Голиндуха, живая мученица. Испытавши тяжкие муки от магов Персидских, она претерпела продолжительные и сильные страдания и совершила многие чудеса. Жизнь её описал «Стефан, епископ Иерапольский». Но так как само творение Стефана не дошло до нас, то приходится довольствоваться сведениями, находящимися о ней в истории Феофилакта Симокатты, по суду издателей Acta Sanctorum (Julii, tom. 3, pag. 511) наиболее достоверными.

Говорят, что в то время, как Хозрой возвратился на царство (т. е. после изгнания, а это случилось в 593 году), жила в Иераполе женщина, по имени Голиндуха. Родилась она в Вавилонии в семье магов. Отец её, из знатных, заведовал сбором податей в Персии. Достигши возраста, она выдана была за вельможу. Некогда, сидя с мужем за обедом, она вдруг лишилась чувств и осталась неподвижной. Когда она пришла в себя, то видевшие эту случайность, если только можно назвать случаем это неземное восхищение, спрашивали Голиндуху: что с ней? Она отвечала, что где-то под землёй устроены страшные муки, напротив великие блага ожидают чтущих Бога Всевышнего, Которого почитают христиане, и за то осмеиваются Персами. Тогда муж начал смеяться над ней, а, уразумевши затем её неизменное намерение принять христианство, стал отводить её от сего намерения бичеваниями, угрожая и смертью, которой Персы, по обычаю предков, казнят отступников от учения магов. Но она, укрепляясь любовью к Богу, заключила слух свой для его внушений, и он говорил на ветер. Было ей и другое Божественное откровение; ибо явившийся в сонном видении ангел, показавши прежде виденное, предсказал и близкую кончину мужа её. Предсказание исполнилась, и Голиндуха, оставивши Вавилонию, пришла в Низиб, где рассказала о себе христианским священникам и приняла святое крещение (с именем Марии).

Маги, узнавши об этом, стали искать её, пришли в Низиб и, после напрасных усилий отвлечь от христианства, заключили на долгое время в тюрьму. Но с помощью Божией, при посредстве ангела Его, она освободилась из-под стражи и достигла Римских земель. В Иерусалиме, помолившись у гроба великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и облобызавши крест Его, пришла в Иераполь, предсказала многое, случившееся с Хозроем, именно о его бегстве к Римлянам и возвращении, и тут скончала свою святую жизнь (см. Четьи-Мин. 12 июля).

* * *

Празднование Троеручице иконе Богородицы. О ней см. 28 июня.

* * *

158

Приб. к твор. св. отц. 2, 268.

159

Нестор в летоп.: «Жряху бесом, нарицающе я богы, привожаху сыны своя и дщери и жраху бесом, оскверняху землю требами своими, и осквернися кровми эемля Русска и холм от». 1, 34. Лев диакон о Русских Святослава: «мужчин и женщин задушают (εναποδηαξαντες) по их отеческому обычаю» (ed. Bonn. 149).

160

Собр. л. I, 35. VII, 295. Пересл. летоп., стр. 18. В последнем тексте короче.

161

Собр. л. V, 113. 114. IX, 41. 42. VII, 295. То же в степ. кн. 1. 92–95.

162

Опис. Румянц. муз. стр. 455. См. Снегирева памятники, стр. 42. В минее Макария: «св. муч. Варяга и сына его Иоанна, в Киеве убиенных». Так под 12 мая. То же в печ. прологе. Ркп. святцы Отенские 1718 г.: «св. муч. Феодор Варяг и сын его Иоанн убиени быша от в. кн. Владимира, 9 егда бе в поганстве и идолослужении, в л. 6491 июля во 12 д.; мощи же их неизвестны, где погребены, понеже погани беша».

163

Гедеонов о Варяжском вопросе в Запис. акад. т. II, стр. 159–165, 1 т. III. Известно, что Норманская школа, сколько ни билась, не отыскала в мнимом Норманском периоде Русской истории ни законов, ни обычаев, ни религии Норманнов. Подпорой её оставались только имена лиц, казавшиеся ей Норманскими. Но г. Гедеонов лишил её и этой последней опоры, доказав филологическим разбором и историческими свидетельствами, что мнимые Норманские имена суть чистые Славянские. Сл. прим. 111.

164

Собр. л. 1, 193. 3, 128. 129. 4, 29. 7, 136. 137. Степ. кн. 1, 332. 33.

165

Слово 1 – в прибавл. к твор. отц. 1843 г.

166

Карамз. 4, пр. 154.

167

Русск. достоп. Μ. 1815, стр. 106–115.

168

Карамз. 4, пр. 153. 154. Древности Владимира, стр. 117.

169

Карамз. 4, пр. 154.

170

Четыре слова отысканы в Лаврской Златой Чепи XIV в. и изданы в приб. к твор. отц. 1843 г. Пятое найдено и изд. Шевыревым в поездке в Кириллов м. 2, 36. Изв. 2 отд. акад. III, 90–96. Ещё два изд. в Правосл. собес. июль 1860 г.

171

В рукописи Кириллова мон. № 14. Житие пр. Арсения; ист. Иер. 5. 674. 675.

172

Собр. л. 3, 253. 240. Ак. э. 1 № 205. Макария древности 1, 146. 2894. 50.

173

И по летописи, в 1570 г. на Ярославовом дворе снесено несколько дворов для расширения площади. Собр. л. 3, 163. Сл. Соловьева ист. VI, 226, 227.

174

Опис. Новгор. святыни 1634 г. в Чтен. общ. ист. 1862 г. кн. IV. Святцы: «преп. Арсений затворник в муж. монастыре Рождества Богородицы, родом Порховитин (?). Обретоша мощи и принесоша к женам Мироносицам в церковь». По Отенскому списку: «пр. Арсений в Новеграде на торговой стороне, на Ярославле дворище, в монаст. Арсениево именуемом, близ р. Волхова, преставися в л. 7088 (1580) июля в 12 д., мощи под спудом, служба есть». Год кончины показан неверно.

175

Ист. иер. III, 505. Святыни Новгорода, стр. 58. Макария Новг. древн. I, 284. 509.

176

Ркп. житие преп. Симона, опис. очевидцем в Синод. б. № 408.

177

Ркп. святцы; «пр. Симон строитель Воздвиженского монастыря на Волмах на р. Кичменге, убиен бысть от разбойник в л. 7149 м. июля в 12 д.»

178

Ист. иер. 3, 507. 508. Сведен. о мон., стр. 77.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июль. – 332, IV с.

Комментарии для сайта Cackle