16-го числа
Святых 12-ти мучеников: Памфила пресвитера, Валента диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии и Исаии
Св. Памфил, уроженец гор. Берита, знаменитый по роду и богатству родителей, окончил блистательно свое образование в Александрии. Возвратясь в Палестину и избрав деятельность на духовном поприще, Памфил был поставлен пресвитером и, как видно из писем св. Василия Великого, достиг звания архиепископа Кесарийского и посвящал впоследствии архиепископов в Армении.
Памфил занимался учеными трудами, много потрудился над исправлением текста св. Писания. При нем уже в исправленный Оригеном текст 70-тй толковников вкрались ошибки переписчиков, и св. Памфил исправил их, дополнив краткими объяснениями. Этот исправленный текст, по словам блаженного Иеронима, был столько уважаем, что его употребляли во всех церквах, находившихся между Александрией и Антиохией, и снимали с него списки и для других церквей. В 303 году, по желанию императора Константина, этот текст – в числе 50-ти списков – был доставлен и для созданного им нового города, в котором распространялось число христиан.
В Кесарии устроена была св. Памфилом библиотека, состоявшая между прочим из творений отцов, которые отчасти переписывал он сам, отчасти приобретал, где мог. Рукописи его почитались такою драгоценностию, что блаженный Иероним, достав одну из них: «толкование Оригена на 12 пророков», считал себя Крезом...
Но и кроме библиотеки, св. Памфил наделял своими рукописями неимущих и деятельно распространял христианское образование. При этом он отличался делами милосердия и делил с бедными все, что имел.
Во время гонения от Диоклитиана, св. Памфил подвергся истязаниям за веру и был заключен в темницу по повелению игемона Урвана – вместе с престарелым диаконом Елийской Церкви Валентом и Павлом, уроженцем Иамнии, пострадавшими за веру уже и прежде того от раскаленного железа. Здесь пробыли они два года, по прошествии которых место Урвана занял Фирмилиан, который, узнав о нахождении их в темнице, приказал обезглавить их всех трех – вместе с пятью братьями Египтянами: Самуилом, Илиею, Даниилом, Иеремиею и Исаиею, задержанными и потерпевшими мучения в Кесарии, на возвратном пути их из Киликии, куда они ходили провожать 130 исповедников, также пострадавших в это время в Египте288 и сосланных на тяжкую работу в Киликийские рудники.
Служитель и воспитанник св. Памфила – Порфирий, услышав об этом смертном приговоре, просил правителя позволить ему предать погребению тела мучеников после смерти их. Узнав, что Порфирий – христианин, Фирмилиан предал его самого жесточайшим мучениям и, наконец, мучители, повесив его, разложили под ним огонь; пламя обдало нового мученика, но и тут, не испустив ни малейшего стона, св. Порфирий о светлым и радостным упованием призвал имя Иисуса Христа и предал Богу свою душу.
Узнав о смерти ученика своего, св. Памфил возблагодарил Бога и с радостию преклонил под меч свою голову.
Вслед затем пострадал Селевк – воин, христианин, известивший св. Памфила о мучительной кончине служителя его. Он и прежде уже страдал за Христа и был лишен воинского сана. О нем знали, что он служил бедным и немощным христианам и посещал мучеников в темницах. Теперь, заметив его прощающимся с мучениками, донесли на него правителю, который и его осудил на смертную казнь.
В это же время старец Феодул, служитель Фирмилиана, тайный христианин, был распят на кресте за то, что он подошел к мученикам, которых вели на казнь, и, поцеловав их, просил помолиться за него.
Когда тела всех этих мучеников были выброшены на съедение собакам и птицам, то один юноша, Иулиан, христианин из Каппадокии, подходя к Кесарии и увидев эти выброшенные за черту города тела, догадался, что то были останки мучеников, и преклонился перед ними с благоговейным лобзанием, славя подвиги их...
Это было замечено воинами, стерегущими, чтобы кто-нибудь не украл тела мучеников. Они донесли правителю о поступке юноши. Иулиан был призван к допросу и, когда он исповедал свою веру, то был предан огню.
Таким образом пострадали в один и тот же день эти 12 мучеников в Кесарии Палестинской от мучителя Фирмилиана, около 309 года, о чем подробно сообщает историк Евсевий, бывший учеником св. Памфила, в своей «Истории Палестинских мучеников».
Святого Маруфы, епископа Месопотамского
Он был епископом в гор. Тагрите, Месопотамо-Софосенской области, на границах Персии и Греческой империи. Скончался около 422 года в Мартирополе. Мощи его перенесены в Египет и положены в Скитском монастыре Божией Матери.
Св. Маруфа прославился ученостию высоким благочестием. Он оставил после себя сочинения на Сирском языке. Особенно замечательны неизданные толкования его на Евангелие. Из них приводит Ассеман следующее объяснение Mapyфы на слова Спасителя об Евхаристии: «сие творите в Мое воспоминание». – «Необходимо и весьма прилично, чтобы так было устроено; потому что если бы не предано было постоянное общение в тайнах, то откуда потомки могли бы познать спасительное для нас дело Христово? или кто мог бы им объяснить, кто мог бы делать известною такую тайну? Так как и теперь для многих это представляется маловероятным. Кроме того, верующие последних времен не участвовали бы в общении тела и крови Христовой. Но ныне, каждый раз, как приступаем к телу и крови Христовой и их принимаем руками нашими, веруем, что принимаем тело, и бываем плоть от плоти Его и кость от костей Его, как писано. Ибо Христос не назвал того образом и видом, а сказал: сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя» (См. о св. Маруфе в «Уч. об Отц. Церкви» Филар. Черн. ч. III, стр. 12).
Св. преподобномученика Романа
Св. преподобномученика Романа (См. о нем 5-го января).
* * *
Они все были лишены правого глаза о у всех была подрезана жила правой ноги (Пам. их 16-го июля).