Источник

12-го числа

Святого Мелетия, архиепископа Антиохийского

Уроженец Митилены Арменской, Мелетий около 357 г. избран на кафедру Севастийскую, но в 361 году Антиохийцы пригласили его к себе после того, как Мелетий удалился из Севастии по причине беспокойного духа Севастийцев. Впрочем и в Антиохии недолго прожил; после проповеди на слова: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя (Притч.8:22), где показал, что тут говорится не о творении, а о новом виде домостроительства Божия, православие его явно стало всем, и ариане, окружавшие императора Констанция, побудили его изгнать Мелетия и заместить его арианином. Верные Мелетию собирались в так называемую «старую церковь», а иные, хотя и не отрекались от православия, составили особое общество и назывались «евстафианами», как ученики архиепископа Евстафия, скончавшегося в изгнании; они имели и своего епископа. По смерти Констанция Мелетий возвратился было, но изгнан Юлианом. Возвращенный Иовианом в 363 г., написал «Изложение веры» и многих ариан возвратил в православие. Валент в 372 году снова изгнал его. Возвращенный 378 года при Грациане, он отправился в 380 году на Второй Вселенский собор в Константинополь и был его председателем, но в феврале 381 года скончался, до окончания собора. Мощи его перенесены были из Константинополя в Антиохию.

† Преподобной Марины подвижницы

В Вифинии жил благочестивый человек Евгений192. Похоронив жену свою, он решился оставить мир. У него была маленькая дочка и значительное имение. То и другое поручил они надзору верного друга. Поселявшись в обители, стоявшей в 32 милях от города Александрии, он выполнял здесь послушание с любовию, и настоятель любил его более, чем других, как верного и усердного раба Божия. Спустя некоторое время, любовь отца привела на мысль его дочь, и он стал печалиться. Настоятель, заметив скорбь его, спросил его: о чем он печалится? «У меня осталось юное дитя в доме», отвечал отец. «Что же? возьми его сюда с собою», сказал настоятель, не знавший и не дознавшийся, что это дочь, а не сын. Евгений явился в дом. Девочка, после восторгов радости о свидании с отцом, объявила, что и она не желает оставаться в мире, но не хочет расставаться и с отцом. «Что ж делать нам? говорил отец; девочке не позволят жить в мужском монастыре». Она отвечает, что «острижет волосы свои и оденется в одежду послушника и так будет трудиться в монастыре». Отец и дочь роздали имение свое нищим; дочь преобразилась в смиренного послушника Марина, и они были приняты в обитель. Отец обучил дочь читать псалмы. Марин был усердным послушником. Когда дочери было 14 лет, отец, заботливый о ее спасении, сказал: «смотри, дочь моя; жить тебе между иноками то же, что близ огня; береги себя». Дочь произнесла твердый обет пред отцом и Господом – беречь чистоту души и тела. Отец взял с дочери слово и в том, что для себя и других до самого гроба не даст она знать ничем и никому о своем поле. В обители все думали, что живет с ними евнух Марин. Дочери было 17 л., когда умер отец. Послушливость и любовь к трудам, особенно по храму, были в иноке Марине таковы, что в обители смотрели на Марина с уважением.

Но вот встретило блаженную неожиданное и жестокое искушение. В монастыре была пара волов; с нею отправлялись иноки за три мили в морскую пристань, для покупки необходимого для обители; в самой пристани была общая гостиница, где по временам приходилось оставаться на ночь и инокам обители. В одно время настоятель говорит: «брат Марин! почему бы и тебе не ходить на ряду с прочими и не помогать в пристани?» – «Если повелишь, авва, буду исполнять это послушание». И Марин стал отправляться с телегою и волами и, если запаздывали, останавливались на ночь в гостинице. У гостинника была дочь. С каким-то прохожим солдатом свалялась она и стала готовою родить. Родители потребовали сказать: с кем она согрешила? Лукавая грешница отвечала, что инок Марин изнасиловал ее и она зачала от него. Родители с дочерью пришли в монастырь и говорили настоятелю: «вот что сделал инок Марин! Изнасиловал дочь». – «Допросим его», отвечал настоятель. «Марин! говорил он, ты ли сотворил грех с девушкою?» Марин долго думал и вздыхал и наконец сказал: «согрешил я, авва, каюсь в грехе моем; помолись за меня». Настоятель сильно разгневался и велел отколотить грешника инока. «Так как ты наделал такую пакость, сказал настоятель, то ты не будешь более жить в монастыре». И выгнал Марина из обители. Не сказав никому ни слова о своей тайне, так как дала слово отцу не открывать своего пола никому, блаженная осталась за обителию под открытым небом и каждого, кто входил в монастырь, просила помолиться за грешную душу. Так провела она три года, не удаляясь от монастыря. Между тем грешница родила гостиннику сынка и вскормила его. Мать ее принесла ребенка к Марину и сказала: «изволь кормить твое дитя». И, оставив ребенка, ушла. Святая дева взяла ребенка как будто собственного и куском хлеба, который подавали для Христа входившие в монастырь, кормила его. Так прошло два года. Наконец братия обители сжалились над Марином и просили настоятеля: «авва! прости брата Марина и прими его; вот уже пять лет совершает он покаяние у ворот монастыря; прими его, как принял Господь наш Иисус Христос кающихся». Настоятель велел Марину войти в монастырь, призвал его к себе и сказал: «отец твой был святой человек, как знаешь ты, и привел тебя в святой монастырь еще мальчиком; он не думал, чтобы ты сделал то, что сделано тобою, и никто в монастыре не ожидал того. Теперь ты вступил в монастырь с сыном твоим, плодом греха твоего, для покаяния. Приказываю тебе очищать все отхожие места обители, одному мыть власяницы братии и всем прислуживать193; тем только заслужишь любовь мою». Святая, охотною душою приняв поручение, исполняла все, что ей приказано было.

Спустя немного дней, блаженная Марина почила во Господе. Братия объявили авве: «брат Марин умер». Строгий настоятель сказал: «видите, братия, каков грех его: не заслужил и того, чтобы принесть покаяние. Ступайте, обмойте и похороните вдали от монастыря». Те, когда стали обмывать, узнали, что это – жена. Все начали говорить: «такое терпение, такая чудная жизнь! Никто не узнал тайны, а все только теснили святую! Со слезами сказали они авве: «авва! иди, посмотри на брата Марина; приди, посмотри на дивные дела Божии». Авва, увидав почившую, ужаснулся, упал и, стукая головою о землю, кричал: «заклинаю тебя Господом Иисусом, не обвини меня пред лицом Божиим за то, что так теснил я тебя; я был в неведении; ты, госпожа, не открыла твоей тайны, и я не знал святой жизни твоей». Он приказал похоронить святое тело ее внутри монастыря, в самом храме, декабря 4-го дня. Память ее в Греческой Церкви 12-го февраля. У Коптов декабря 8-го (4) «мать Марина». О дне кончины надобно предпочесть показание Коптов, как местное, тем более, что 12-й день февраля вероятно был днем перенесения мощей в Константинополь.

В тот же день и та грешница, мучимая злым духом, пришла в монастырь, исповедала грех свой и сказала, от кого зачала она. На седьмой день она в храме избавилась от беса. 

Услышав о дивных делах, бывшие в пристани и соседние монастыри, взяв кресты и свечи, священными песнями и псалмами прославляя Господа, пришли в монастырь, и в храме, где покоилось тело блаженной, восхваляли Бога. Здесь, молитвами святой девственницы, Христос совершил многие чудеса к ее славе. Это было в начале VI века194.

Жизнь дивной подвижницы прежде всего подает нам тот урок, чтобы не осуждали мы других. Чужая душа открыта только Господу; а мы легко ошибаемся, даже имея в виду знаки согрешения чужой души.

Дочь подвизалась в простоте души, в одежде инока, сперва по детской любви к отцу, потом по горячей любви к Господу. Господь помог ей вынесть и неожиданное ею страшное испытание, по ее крепкой любви к Богу. Но того, что могла перенесть любовь крепкая, не должны принимать на себя души слабые, чтобы не пасть падением жестоким. Наше дело следовать св. Марине в ее терпении, переносить скорби, какие пошлет нам Господь. Святая Марина поставлена была в горькое испытание обещанием, данным отцу, а не вызвалась на испытание. И мы нс должны вызываться на искушения. Другое дело, если, вследствие данного обета, приходится терпеть горе и позор и голод: не нарушай обета, чего бы то ни стоило, да будет слава Господу.

† Св. Алексия, митрополита Всероссийского и чудотворца

Родители св. Алексия, в крещении Елевферия, были бояре Черниговского княжества195. Феодор Бяконт, отец его перешел в Москву от того, что край Черниговский, опустошенный Батыем, не переставал терпеть нападения от хищных ослушников. Под защитою кроткого и благочестивого князя Даниила Александровича нашел он покойную жизнь и за благочестие свое благословен был долговечным потомством. Внук его, Даниил Феофанович, отличался сколько великими заслугами, столько и искренним благочестием. Ветви его – Плещеевы, Игнатьевы, Жеребцовы еще зеленеют и в наше время196. Старший сын его, Елевферий, родившийся 1300 г.197, воспринимаем был от купели сыном князя Даниила, отроком Иоанном. В свое время Елевферий отдан был учиться грамоте. На 12 году ему уже открыто было высокое назначение его. Раз раскинул он сети на птичек и, долго сторожа их, от утомления задремал. Неожиданно слышит он голос: «Алексий! к чему такой труд твой? тебе надобно быть ловцом людей». Пробужденный тем отрок изумился необыкновенному голосу и имени Алексия. Это видение глубоко запало в душу его; он стал молчалив, оставил игры и много стал думать о жизни и ее назначении. Родители изумлялись перемене жизни его, спрашивали у слуг о причине перемены, но те могли сказать только то, что Елевферий часто уходит в места уединенные. Спрашивали самого отрока, отчего он уклоняется от людей и занимается только книгами? К чему изнуряет себя постом? «Не печальтесь о мне, добрые родители, отвечал отрок: не делаю я худого, а желаю успевать в благом; пусть исполнится надо мною воля Господня». На 15 году Елевферий уже решился посвятить себя монашеской жизни. На 20 году (в 1320 г.) вступил в Московский Богоявленский монастырь и тогда же пострижен с именем Алексия, с тем самым, которое слышал он в сонном видении, за 7 лет пред тем. Хотя Богоявленский монастырь был на шумной торговой улице, но Алексий нашел покой здесь, предавшись подвигам. Он проводил время то в храме, то в молитвах келейных; читал книги и усердно изучал священное писание ветхого и нового завета; бдением нощным иссушал плоть и очищал сердце. «Бдением, говорит преп. Лествичник, погашаются плотские разжигания, истребляются гнусные сновидения, очи наполняются слез, смягчается сердце, охраняется чистота мыслей, пища варится в желудке, как в печи, прогоняются непристойные образы. Бодрый инок – ловец своих помыслов; во время нощного безмолвия он легко их примечает и ловит»198. Так обучал себя спасению и блаженный Алексий. Наставником и руководителем его был старец Геронтий, опытный в жизни духовной. Стефан, брат преп. Сергия, поступивший в обитель Богоявленскую, с 1337 г. был духовным братом его: они вместе певали на клиросе и духовно любили друг друга. Митрополит Феогност любил Стефана, Геронтия и Алексия и по временам призывал их к себе для духовных бесед. Первого святитель поставил в игумена обители. Сын и преемник Калиты, великий князь Симеон, который был моложе Алексия 17 годами, также отличал своим вниманием и Стефана и Алексия. Стефан был духовником великого князя и многих вельмож. Когда скончались родители Алексия, он похоронил их вблизи себя, в Богоявленской обители, чтобы молиться о их покое199.

Прошло более 20 лет, как Алексий вступил в иноческие подвиги, и митрополит Феогност повелел Алексию жить в святительском дворе его и заведовать судебными делами Церкви. При таком отношении к святителю – Греку, открылись блаженному Алексию и нужды и средства узнать Греческий язык, разговорный и письменный. При занятиях судебными делами он коротко узнал людей и их слабости, также как приобрел обширные и точные сведения о церковных законах. Двенадцать лет отправлял он судейскую должность. с званием наместника митрополичьего. В конце 1352 года (декабря 6), блаженный Феогност посвятил блаженного Алексия в епископа Владимирского. Митрополит и великий князь положили, па общем совещании, быть блаженному Алексию преемником Феогноста на митрополичьей кафедре. Об этом избрании тогда же написано было в Константинополь, с просьбою «не поставлять никого другого в митрополита России, как преподобного Алексия, который много лет был наместником и жизни весьма добродетельной»200. Марта 11 дня скончался блаженный Феогност. Владимирский епископ вместе с двумя другими совершил надгробное пение над святителем – благодетелем своим. Но едва окончилось 40-дневное поминовение о почившем митрополите, как «Владимирский владыка Алексий» свидетельствовал духовное завещание умиравшего великого князя, который говорил своим братьям: «худых людей не слушайте; а если кто станет ссорить вас, слушайтесь отца нашего, владыки Алексия». После великого князя Симеона, в короткое время умерло от моровой язвы и еще несколько князей, и блаженному Алексию пришлось погребать многих201.

Судьбами Божиими назначено было избранному в преемника Феогносту бороться в начале нового звания с разными неприятностями. Болгарский (Охридский) патриарх еще при жизни Феогноста посвятил Феодорита в митрополита России. Поступок Болгарского патриарха, не имевшего никаких прав на Россию, был очевидно несправедлив; но нет сомнения, что патриарх решился на него по просьбе южных князей России. Константинопольский собор, признав поступок Болгарского патриарха нерассудительным, отвергнул митрополита, незаконно поставленного. Согласно с другим определением собора, Алексий, епископ Владимирский, посвящен в митрополита России. Это было в 1354 году, при патр. Каллисте202. Но Константинопольский собор, отвергнув митрополита, посвященного Болгарским патриархом, уступил настойчивому требованию юго-западных князей, и Роман поставлен был в митрополита для запада России. Эго произвело тревогу в России, особенно тем, что Роман, не довольствуясь Галициею и Волынью, потребовал себе доходов и от Тверского епископа. Но и в Киеве не приняли Романа, а Тверской епископ, не смотря на желания князя своего, не хотел иметь сношения с Романом203. Блаженному Алексею известно было, что хотя при митр. Феогносте южные князья испрашивали себе особого митрополита, но это было не надолго, да и не в том виде, как хотел Роман. Чтобы положить конец смутам и тревогам, смиренный святитель, едва только возвратился из Царяграда, снова отправился (1356 г.) в Константинополь. Туда же явился и Роман. Патр. Каллист подтвердил Роману, чтобы был он митрополитом Литвы и Волыни, а Алексию предоставил считаться архиепископом Киева и великой России, с титлом «всечестнаго, митрополита и экзарха»204. На возвратном пути в Россию, блаженный святитель встретил новое бедствие. На море поднялась страшная буря: волны катались как горы, и корабль каждую минуту готов был исчезнуть в бездне. Все бывшие с митрополитом отчаивались в спасении. Святитель молился, молился усердно; он дал обет соорудить храм во имя того святого, которому будут праздновать в день высадки пловцов на берег. Господь услышал молитву святителя. Настала тишина, и корабль пристал к берегу 16 августа. Итак святитель остался обетным должником Всемилостивому Спасителю.

В Москве приняли ожидаемого святителя с восторгами радости. И он с ревностию обратился к делам звания. Несколько епархий оставалось без архипастырей, от моровой язвы. Он посвятил епископов в Ростов, Смоленск и Рязань205. В то же время низложил он Сарайского епископа Афанасия за распоряжение в чужой епархии и посвятил в Сарай Иоанна206. По сему делу он предлагал и личные увещания, на Константинопольском пути своем. Теперь признал он нужным послать грамоту на Дон. «Веруйте, писал он, в святую единосущную Троицу, в Которую крестились; храните любовь и мир между собою, соблюдайте правду, чистоту, милосердие, исповедуйте грехи. Господь Бог Иисус Христос сказал ученикам и Апостолам Своим: идите в весь мир, проповедуйте Евангелие. И еще говорил: слушающий вас Меня слушает. Ту же благодать пресвятого Духа получил и я грешный от великого патриарха и собора, поставленный к св. Софии в Киев на митрополию всей России; для всех христиан России пастырь я и учитель, и на мне лежит тяжелый долг учить всех спасению душевному. – Вы, как показывает время, не слушаете слов учения моего, исполняете волю плоти и дела темные. Или не понимаете вы, что владыки всей России под моею властию и я их поставляю, по благодати пресвятого Духа? Так дана власть и вашему владыке. Истинный христианин узнается из дел: вера без дел мертва, говорит Апостол; таковы же и дела без веры. Потому творите, дети, дела света... Берегите себя, помните смерть и суд великого страшного Судии, покой праведных и вечную муку грешных. Если будете помнить то, – никогда не согрешите и не будете ослушиваться нас, которых Дух Святой поставил пастырями и учителями всех христиан. – Ходите в церковь и приносите что можете; любите священников и монахов, прося молитв их... О крае по великую Ворону, возле Хопра до Дону – положено определение собором... Ныне владыка Афанасий Сарайский – за вину его наказан писанием митрополита. С сего времени в том округе власть Рязанская. И ныне послал я к вам Рязанского владыку Василия с грамотою своею; поминайте его и давайте ему церковную пошлину по обычаю»207.

В 1357 году совершились чудные подвиги святителя в орде. Молва о великих добродетелях его дошла до улусов татарских. Там супруга хана Джанибека Тайдула лежала больная и слепая уже три года. Об Алексии знала она уже и потому, что во время второго путешествия его в Царьград дала ему охранную грамоту208. Теперь явилось в Москву посольство от Джанибека, с письмом к великому князю. «Мы слышали, писал хан, что есть у вас служитель Божий, который если о чем попросит Бога, Бог слушает его. Отпустите его к нам – и если его молитвами исцелеет моя царица, будете иметь со мною мир; если же не отпустите его, пойду опустошать вашу землю». Смутился смиренный святитель, когда великий князь передал ему грамоту хана и просил исполнить волю Джанибека. Любовь к отчизне и св. Церкви не дозволяла отказаться от исполнения воли грозного хана; но как смиренному принять на себя такое великое дело? «Прошение и дело превышают меру сил моих, говорил святитель князю; но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, – не презрит Он молитвы веры». Святитель начал готовиться к пути. В соборном храме со всем клиром совершил он молебствие пред иконою Богоматери и потом пред ракою святителя Петра. Во время самого моления, внезапно, пред глазами всех, сама собой зажглась свеча при гробе чудотворца Петра. Утешенный Алексий разделил чудесную свечу на части, роздал ее в благословение предстоявшим и, сделав яз остатка малую свечу, взял ее вместе с освященною водою для совершения нового молебствия в орде. Из Москвы отправился он 18-го августа. С верою твердою шел он в орду; а вера Тайдулы была укреплена видением. Когда блаженный Алексий был на пути, Тайдула видела во сне мужа, облеченного в святительскую одежду, пришедшего к ней, и с ним других, одетых в ризы. Она повелела устроить одежды того вида, как видела она. Ожидаемый принят был с честию в орде. – Святитель отслужил над болящею молебен с чудною свечою, окропил ее святою водою, и Тайдула стала видеть. Признательный хан дал святителю в знак почести перстень, который доселе можно видеть в патриаршей ризнице209.

Святитель, совершив чудо веры между людьми тьмы, принужден был поспешно оставить орду: там начинались волнения. Джанибек умер. Бердибек, по совету вельможи Тавлубея, перерезал 12 братьев своих и сел на престол ханский. В Москву явился посол нового хана и требовал от Русских князей даров и их самих звал в орду. – Святителя умоляли снова идти в орду смягчать жестокость Бердибека. Опасность была очевидна. Но пастырь добрый полагает душу свою за овцы, сказал себе святитель, и отправился по Волге в Золотую орду. Святителю пришлось испытать в орде много притеснений и скорбей. Но при помощи Божией умел он снискать благосклонность Бердибека210. Он вступал там даже в спор с мурзою Мунзи о значении Магомета, и свободно обличал магометанство211. Совершенное чудо над Тайдулою само собою показывало в христианском святителе любимца Божия, и признательная Тайдула не могла забыть своего целителя. Святой Алексий получил от Бердибека ярлык в охрану духовенства Русского. Вот что писал Бердибек в ярлыке: «силою Вышнего Бога слово Бердибека, по примеру дедов и прадедов, татарским, улусным и ратным князьям и пр. Чингиз царь и прежние цари, предки наши, жаловали церковных людей, молитвенников, которые молят Бога, и весь чин священнический. Вспомнив это, мы пишем: какова ни будет дань или пошлина, наши молитвенники пусть не видят и не слышат о ней, чтобы в покое молили Бога и совершали моления. В таком виде давались ярлыки первыми и последующими царями. И мы, не изменяя первых ярлыков, тем же пожаловали митрополита Алексия. Когда он будет сидеть на столе своем и станет молиться за нас и за наше племя, то, какая бы ни была дань или пошлина, пусть не ведает и не слышит о ней. Пусть не смеют требовать у наших молитвенников ни подвод, ни корма, ни питья, ни даров, ни почести; какие есть у них церковные земли, воды, дома, огороды, сады, мельницы, пусть не берут и не отнимают у них ничего; если же кто взял бы, пусть отдаст без суда. В церковных домах не быть постою, ни тревоге; если же кто остановится в них или начнет бесчинствовать, тому будет худо, умрет злою смертию. Ты, Алексий митрополит, и весь ваш чин священнический, объявите о сем. Если что учините вы о церковными людьми и с церковными землями не по правде, – это на вас ляжет. Если кто учинит худое дело разбоем, воровством, ложью, и не будете смотреть за тем, то сам ведаешь, что тебе будет за то от Бога. Молись за нас Богу. Так сказав, мы дали ярлык с алою тамгою на сохранение ваше, в год курицы, в 10-й день десятого месяца, в 758 году (1357 г.)»212.

Возвращающегося из орды ходатая за землю Русскую встречали с торжеством. В Нижнем встретили его князья Суздальские. В Москве великий князь Иоанн с юным Димитрием, весь освященный причт и народ вышли на встречу архипастырю за город. «Владыко! чем заплатим тебе за труды твои? ты даришь нас мирною жизнию», так говорил святителю юный наследник Московского престола213.

В январе 1358 года Алексий отправился в Киев и возвратился в Москву уже в июне 1360 года. В разоренном Киеве надобно было долго жить, чтобы восстановить кое-что. Раздоры Тверских князей до того отяготили собою Тверского пастыря Феодора, что он, не видя никакой пользы от советов любви своей, решился отказаться от кафедры; святитель уговаривал его еще потерпеть: но в 1360 году посвятил на место его Василия214. 

Когда скончался великий князь Иоанн (1359 года), на рамена святителя пала опека над несовершеннолетним князем Димитрием. Власть великого князя выпросил себе в орде Суздальский князь Димитрий Константинович. Святитель должен был благословить Суздальского князя на великое княжение в кафедральном Владимирском соборе. Димитрий Константинович упрашивал его жить при нем во Владимире; но Алексий и по любви к юному Димитрию и по вниманию к воле Божией, изреченной устами святителя Петра, не хотел расстаться с Москвою. В орде между тем шли смуты; каждый год являлось по нескольку ханов, истреблявших один другого; в 1362 году явилось два хана соперника. Юный Димитрий выпросил себе у Мюрида звание великого князя России и заставил Димитрия Константиновича удалиться из Владимира215. Святитель с радостию благословил питомца своего на великое княжение чудотворною Владимирскою иконою Богоматери. – Он был душою советов и дел князя Димитрия. «Мы целовали крест у отца своего Алексия, митрополита всея Руси», говорит в договоре своем великий князь Димитрий и брат его Владимир Андреевич, князь Серпуховский. И этот договор доставил великому князю верного и храброго помощника на все последующие невзгоды жизни216. Трудами святителя росла и крепла власть великого князя Московского. Димитрий Константинович, отказавшись от прав великого князя, желал получить часть из наследственного княжества Суздальского, которого не хотел ему уступить младший брат Борис, князь Нижегородский. Митрополит послал в Нижний Новгород преподобного Сергия убедить Бориса, чтобы явился в Москву на совет. Князь отвечал, что знает только волю хана. И Сергий, согласно с волею святителя, затворил все храмы в Нижнем, а великий князь двинул войска свои; Суздальские князья вынуждены были мирно разделиться между собою217.

Между тем святитель занимался строением обителей иночества. В 1361 году основал он женскую общежительную обитель во имя ангела своего Алексия, где первою игумениею была благочестивая старица Иулиания218. В том же году основан им на берегу реки Яузы обетный монастырь во имя нерукотворенного образа Спасителева. «Хочу просить одного благодеяния от духовной любви твоей ко мне», говорил он преподобному пустыннику Сергию. «Ничто не возбранено в моей обители святительству твоему», отвечал смиренный пустынножитель. – «Хочу, сказал святитель, чтобы уступил ты мне одного из учеников твоих. Давно положил я устроить обитель во имя нерукотворенной иконы Спасителя», и рассказал, что было с ним на море. Преподобный Сергий с любовию отдал любимого ученика Андроника в настоятели новой обители219. В 1362 году основан святителем владычный монастырь, в 3 верстах от Серпухова; здесь был первым игуменом ученик его Варлаам, доселе чтимый за благочестивую жизнь220. После того, как святитель успел (1365 года) примирить ссорившихся Нижегородских князей, братьев Бориса и Димитрия, исполнил он прежнее намерение свое о восстановлении двух древних монастырей, Благовещенского в Нижнем-Новгороде и Константино-Еленского во Владимире. В том и другом введено им общежитие и на содержание приобретены земли; в первом построен и каменный храм221. В 1365 году основана в самом Кремле обитель в честь чуда Архангела Михаила, на месте, подаренном царицею Тайдулою. Это был благодарный памятник чуду, совершившемуся над царицею в день празднования чуду в Колоссаех (6-го сентября). Святитель со всею щедростию строил и украсил храм Архангела Михаила; обеспечил содержание обители, где положил быть полному общежитию222. «В Чудовом монастыре, писал преподобный Иосиф Волоколамский, блаженный митрополит Алексий посадил честных старцев, испросив одних у св. Сергия, а других взяв из иных монастырей, бывших под его рукою; эти иноки жили иночески, жизнию духовною, так, что многие приходили к ним, старые и юные, и получали пользу»223. Самым надежным наставником был здесь сам святитель. Он любил эту обитель и здесь подвизался, по временам, в посте и молитвах. Здесь, как писал патриарх Паисий, «великий между святителями отец наш Алексий митрополит во время жития своего богоугодно потрудился»224. Духовное завещание святителя о Чудовой обители показывает сколько живую любовь его к ней, столько и другие, еще более дивные, расположения святой души его. «Се аз смиренный, грешный раб Божий, Алексий», так писал он в грамоте. Кто это пишет? Великий первосвятитель Церкви, и он называет себя только смиренным Алексием, не называя и митрополитом. Великий святитель Божий именует себя грешным рабом Божиим. Что же должны думать о себе другие?.. «Пишу, говорит смиренный, душевную грамоту целым своим умом. Даю святому великому Архангелу Михаилу и честному его чуду село Жилинское, Черкизовское... Раменное, что есмь купил у Ильи у Озакова... А все те села (всего 12) даю с серебром и с половники и с третники и с животиною. А что моя в селех челяд, на них серебрецо». Вот на каком условии будут жить слуги обители. Если кому из них не захочется жить на земле монастырской, заплати деньги, взятые у святителя, и иди, куда угодно; свобода не отнята ни у кого. «А кто рост дает, тем воля ж». Какая благость святительская! Гражданская правда может требовать, чтобы должник сверх долга заплатил проценты. Святитель предоставляет доброй воле должника платить проценты монастырю. «Монастырь Михаила чуда приказываю тебе, своему сыну, великому князю Димитрию Ивановичу», говорит наконец святитель225.

Моровая язва Симеонова времени являлась и при великом князе Димитрии: в Смоленске она свирепствовала три раза и от нее осталось там только 5 человек. В Москве была она один раз (1366 года). За то за год пред нею Москва страшно опустошена была пожаром. Святитель подал совет великому князю построить каменный кремль, безопасный от пожаров и надежный для защиты против неприятелей-соседов226.

Тогда как святитель с отеческою любовью заботился о нуждах чад Русской Церкви, он покровительствовал, сколько мог, и православным Востока. При нем приходили из Иерусалима в Москву митрополит Герман и архимандрит Нифонт, впоследствии Иерусалимский патриарх, а с Синайской горы архиепископ Зиарк. По их извещению, бедствия христиан восточных были тогда тяжкие. Египетский султан, раздраженный нападением Киврских рыцарей, опустошил Иерусалим, Антиохию и Синайскую гору, разграбил храмы, запретил Богослужение, захватил в плен тысячи. – По просьбе Константинопольского императора, отпустил он пленных, но за дорогой выкуп. Святитель Алексий и великий князь Димитрий послали на Восток богатую милостыню227.

С 1367 года святителю Алексию много надлежало перенесть скорбей и трудов но делам Тверских князей. Кашинский князь Василий Михайлович ссорился с племянником князем Михаилом Александровичем за уделы умерших князей родичей. Дядя хотел быть главою Тверского княжества; племянник, как сын старшего брата, присвоил себе имя великого князя и хотел владеть уделами умерших, будто бы по завещанию. Дядя и брат Михаила просили себе суда у митрополита. Первосвятитель признал неправым Михаила. Михаил бежал к Ольгерду, женатому на сестре его, и с Литовскими) войском стеснил Тверских князей. При посредстве епископа враги примирились, но неискренно. Обиженные князья снова явились в Москву. Великий князь и митрополит пригласили Михаила в Москву на мирный суд. После суда бояры Димитрия схватили князя Михаила с его боярами и посадили в заключение; потом, обязав отказаться от городка и не поднимать более ссор, выпустили на свободу. – Святитель признавал в Михаиле преступною связь его с Литвою, по опасностям ее для гражданской свободы со стороны властолюбия Ольгердова, для свободы совести со стороны язычества и папизма. Он столько дорожил православием, что незадолго пред тем нарочно отправлялся в Тверь, о тем только, чтобы окрестить дочь Ольгердову, привезенную бабкою ее. Князь Михаил думал только о личных интересах. Он сильно жаловался теперь на святителя за то, что тот не помешал унизить его, и поспешил к Ольгерду. Литовский князь, враг Москвы, внес опустошение в пределы России. Михаил не был доволен и тем: он отправился к Мамаю, но едва не попался в руки Димитрия и скрылся в Вильне. Ольгерд в другой раз вступил в Россию, но заключил мир. Михаил достал себе в орде звание великого князя России. Димитрий принужден был, со страхом за жизнь свою, идти к Мамаю. Святитель Алексий провожал его до берегов реки Оки; там усердно молился за великого князя Димитрия, благословил его и бояр и заклинал последних беречь драгоценную жизнь государя. Святитель поспешил возвратиться в Москву, чтобы благословить брак князя Владимира с дочерью Ольгерда, едва ли менее опасного, чем Мамай. – Охраняемый молитвами святителя, Димитрий осыпан был ласками хана: в орде не только утвердили его в звании великого князя, но согласились брать дань более умеренную, чем прежде. Не умеренный в своих желаниях Михаил везде жаловался и без пользы для себя228. Он посылал жалобу на митрополита к патриарху. Ольгерд также писал в Царьград: «доныне и при отцах наших не бывало такого митрополита, каков сей митрополит. Благословляет Москвитян на пролитие крови; кто целовал крест мне и убежал к нему, митрополит снимает с него крестное целование». Эта жалоба на святителя – лучшая похвала святителю. Враг государства Московского зорко смотрел за тем, кто и сколько мешает ему выполнить замыслы его на Москву. И вот он, в неудержанной досаде, указывает на Алексия, как более других содействовавшего усилению могущества Москвы. «Князья Новосильский, Козельский, Вяземский, Кашинский и другие, целые города», говорит Ольгерд, «по убеждению Алексия отстали от Ольгерда и присоединились к Московскому великому князю». Патриарх Филофей понимал чистоту намерений святителя Московского и понимал Ольгерда. Одною грамотою уверял он великого князя Димитрия в своей любви к нему и в негодовании на князей, неприязненных ему. К князю Смоленскому писал он, что митрополит справедливо подверг его отлучению за то, что воевал он вместе с Ольгердом против православного великого князя. В третьей грамоте давал знать, что не снимет проклятия с князей, наложенного митрополитом всей России, пока не раскаются, не снимет потому, что «дали страшную клятву воевать против врагов нашей веры и преступили свою клятву». Князю Тверскому писал: «не следует князю судиться с митрополитом и чинить соблазн; это не полезно для его души и не служит к его чести». Наконец Михаил, после пяти лет вражды, вынужден был смириться пред великим князем Димитрием. Договор заключен был при посредстве святителя Алексия. В нем читаем: «по благословению отца нашего митрополита всей Руси князь Тверский дает клятву за себя и за своих наследников признавать великого князя Московского старшим своим братом, никогда не искать Владимирской отчины и не принимать ее от хана, равно как и великого Новгорода, а великий князь, с своей стороны, обещает не вступаться в его наследие и не отнимать у него Тверской отчины»229.

Последние годы святителя омрачены были скорбию и новом митрополите юго-запада. Властители Польши и Литвы сильно злились на св. Алексия за его заботы о Московском великом княжестве. Сперва они жаловались патриарху, что митрополит не посещает юго-западных епархий. Патриарх писал митрополиту: «справедливость требует, чтобы ты осматривал всю Россию и оказывал отеческую любовь ко всем князьям». Если бы не было сильных препятствий, святитель Алексий, без сомнения, и сам по себе посетил бы юго-запад, не взирая на старость свою. Но со стороны юго-запада эта жалоба не искрення. Польский король Казимир писал к патриарху Филофею, что если не будет посвящен им Галицкий епископ Антоний в митрополита, король заставит Русских принять Римскую веру и подчинит Римскому архиепископу. «Великий князь огнепоклонников» – Ольгерд требовал того же. – Патриарх Филофей вынужден был уступить и, извещая о том св. Алексия, писал: «что мы должны были делать в таком положении? Тебя призываем в судьи; что ты сам скажешь? Другое дело, если бы государь земли был православный, нашей веры: тогда мы может быть подождали бы... Посуди сам, хорошо ли было бы, если бы так случилось, как писал король?... Мы дали Антонию Галич, чтобы быть митрополиею, епископии же – Владимир, Перемышль и Холм». По смерти Антония, князья Литвы просили у патриарха нового митрополита, и Филофей в 1876 году посвятил Киприана с тем, чтобы он по смерти Алексия остался митрополитом всей России. Великий князь Московский выразил свое неудовольствие на то, что Киприан прислан без его согласия230. В таких обстоятельствах святитель Алексий желал избрать преемника себе, как избрал его святитель Феогност. Он хотел назначить преподобного Сергия на архипастырскую кафедру. Но любитель пустыни решительно отказался от назначения высокого. Великий князь просил, чтобы святитель благословил быть на его месте любимцу его и духовнику Митяю-Михаилу. Митяй был весьма видной, красивой наружности, с отличным даром слова, с голосом громким и приятным; память имел необыкновенную, знал притчи, повести, книги и рассуждал о делах умно. Но щедро наделенный дарами Божиими, он плохо помнил, что все это не его, – был горд, самонадеян и заносчив. Святитель видел все это в Митяе, тогда как не все видели другие, и он сказал великому князю: «Митяй еще не давний монах, – надобно ему искуситься и облечься благими делами». Когда же великий князь и после того неотступно просил за Митяя, святитель отвечал: «если и даст Бог и святейший патриарх с собором, пусть будет; я же не могу благословить его». Известно, что Митяй потонул, не достигши Царяграда, куда по желанию великого князя спешил за посвящением. Святитель Алексий достиг глубокой старости, 78 лет, пробыв на кафедре митрополичьей 24 года231. В продолжение служения его посвящено им более 20 архипастырей Русской Церкви232.

Драгоценным памятником пастырского учения его служат кроме послания на Дон: а) евангелие его; б) окружное послание его к пастве; и в) послание к христианам Нижегородской области. Евангелие св. Алексия, писанное собственною рукою его, хранится в Чудовом монастыре; в прежнее время читали его во время молебна над болящими; ныне же выносится оно во дни памяти святителя на малом входе во время литургии. Оно писано тогда, как святитель был в Константинополе, и следовательно тогда, как мог он иметь в руках лучшие списки Греческого евангелия. Текст святителя во многом не сходен с Славянскими списками предшествовавшего ему времени. Он заключает в себе не только исправление ошибок, допущенных Славянскими писцами, но новый перевод с подлинника. Отличием сего перевода служит буквальная близость к Греческому тексту. Так святитель Божий не думал, как думают иные в наше время, будто непозволительно и противно православию исправлять ошибки в священных книгах, и непонятные или неточные слова перевода заменять понятными и точными233.

В окружном поучении святитель, сказав о своей обязанности учить паству и о расположениях, с какими паства должна принимать наставления, предлагает: пастве – общие правила о любви христианской и страхе Божием, частные – начальникам и судьям о правосудии, подчиненным – о покорности. Всем говорит: «приходите к иерею, отцу духовному, с покаянием и слезами; отвергните все дела злые и не возвращайтеся к ним. Истинное покаяние в том и состоит, чтобы возненавидеть свои прежние грехи. Оставив все дела свои, без лености собирайся на церковную молитву. Не говорите: отпоем себе дома. Как храмина без огня, от одного дыма, не может нагреться: так и та молитва без церковной. Церковь именуется земным небом. В ней закалается Агнец, Сын и Слово Божие, для очищения грехов всего мира; в ней проповедуется Евангелие Царствия Божия и писания св. Апостолов; в ней престол славы Божией, невидимо осеняемый херувимами; в ней руками священническими приемлются тело и кровь Божественные и преподаются верным во спасение и очищение души и тела. Итак, входя в церковь, вострепещи душою и телом: нс в простую храмину входишь. Не дерзайте, дети, прогневлять Бога своими разговорами в церкви. Имейте знамение Христово в душах ваших. Знак же для овец стада Божия есть приобщение тела и крови Христовой. Вы, дети, как овцы словесного стада, не пропускайте ни одного поста, не возобновив на себе сего знамения, причащайтесь тела и крови Христовой»234.

В послании к Нижегородской пастве научает паству страху Божию. Пастырям говорит: «не убойтесь лица сильных, запрещайте им обижать меньших. – Пусть будет между христианами мир, любовь и правда, не на словах только и на языке, но в сердце чистом и душе прямой. Смотрите, дети, какой теперь мятеж у вас». Сильно восстает против пьянства. «Еще, дети, пишу вам и о том, чтобы вы отсекли у себя корень зла, поднимающий всякие беззакония, – пьянство. – Оно губит душу, помрачает очи, обессиливает тело, сокращает жизнь, потушает в человеке страх Божий, удаляет его от Бога и доводит до нищеты душевной и телесной»... В конце пишет: «пишу это не для одних игуменов и иереев, но и для князей и бояр, для мужей и жен, и для всех православных христиан. Имейте, дети, почтение, покорность и послушание к духовным отцам вашим, так как они учат вас полезному и спасительному для души»235.

Святитель Божий окончил земное течение свое 12 февраля 1878 года. Он завещал положить тело его в Чудовом монастыре, указал и место погребения «за алтарем храма» своего, не желая, по смирению, быть похороненным в храме. «Но великий князь никак не хотел исполнить того: такого уважаемого святителя с честию и усердием положили в церкви, близ алтаря»236. Целебные мощи его открылись спустя 50 лет после его кончины. При митрополите Фотии, во время литургии, от ветхости обвалился свод храма архистратига Михаила, но так, что не причинено вреда никому из бывших в храме. Надлежало отроить новый храм. Когда начали копать рвы для основания храма, – обретены мощи святителя нетленными, и даже одежда на них оказалась совсем целою. Это было мая 20-го дня 1431 года. С того времени стали чтить память святителя237.

Со времени открытия мощей, исцеления и чудеса разного рода обильным током текут от святителя Божия. Известное описание чудес святителя заключает в себе записки трех разных времен238. Первое описание – описание 8 чудес, принадлежит тому же Пахомию, который описал и жизнь святителя. Описав последнее чудо – исцеление семилетнего отрока, укушенного бешеным псом, повествователь говорит: «слышав о стольких знамениях нового чудотворца, попытались мы передать писанию цельбоносные силы, истекающие от гроба его в пречестном храме Благовещения обители Архистратиговой». Так как святитель здесь называется новым чудотворцем, то и чудеса, описанные здесь, относятся, без сомнения, ко времени, близкому к открытию мощей святителя239. Второе из тех чудес было воскресение мертвого младенца при раке святителя. Четвертое чудо: «Михаил, причетник г. Владимира, уязвлен был ядовитою стрелою. По его просьбе, принесли его в обитель Архистратига: – сам он не владел ни одним из членов; положив больного близ раки, отпели молебен; началась литургия. И вот клирику видится, как говорил он: св. Алексий стоит между двумя священниками, как во время великого входа, и держит в руке потир. Больной громко воскликнул: святитель Алексий! помилуй мя. И чем более воспрещали ему, тем более взывал он, пока святитель не обратился к нему и не произнес слов: «востани, возьми одр твой и иди в дом твой». Сказав это, возлег он в свою раку. В ту же минуту исцелился клирик. В виду всех он встал, как не страдавший ничем. Он даже взял книгу, и во время молебного пения стал, как канонарх, переходить с клироса на клирос, возглашая песни»240. Пахомий в своей службе святителю (1460 г.) говорит о чуде назидательном. – «Ты не презрел слез обиженного и припадавшего к раке твоей, поет он святителю. В сонном видении учинил ты обидчика расслабленным, скорчил руки и ноги, и сказал: если не отдашь вскоре сокровища ближнему, не встанешь с одра; когда же тот вскоре с покаянием и слезами припал к твоей раке, получил исцеление»241. Феодосий митрополит описал, как очевидец, исцеление инока Наума. Наум с детства был с иссохшею ногою и ходил на деревяшке; с надеждою на помощь святителя поступил он в Чудову обитель; здесь, служа в поварне, долго он молился, молился неотступно. В одну ночь боль в ноге сильно мучила его; острая боль доводила его до исступления, и он молился: «отче святый Алексий, ты видишь страдания мои, или исцели меня, или пусть взята будет душа из бедного тела моего!» Внезапно напал на него страх, и в то же время скорченная нога его разогнулась и стала здоровою. Это было 24-го января 1462 года242. Из девяти чудес, описанных Чудовским архимандритом Ионою, самое и поразительное последнее чудо: «немощный руками и ногами и расслабленный всем телом принесен был сострадательными в обитель Архистратига, по его вере к великому святителю. При бедности, дал он монету священнику на молебен. Во время молебна, припав к мощам святителя, объят был каким-то страхом, и в то же время исцелен. Митрополит и великий князь Василий, услышав о том, совершили соборное молебствие». По летописи, чудеса, предшествовавшие этому чуду, совершились в 1519 году при митрополите Варлааме, а чудо с Василием совершилось в 1525 году243.

Святого отца нашего Антония Кавлея, патриарха Константинопольского

Родился в Константинополе в 828 году от благочестивых родителей, которые были из Фракии или Фригии. С младенчества было замечено в нем стремление к священным действиям; по смерти матери своей, будучи 12-ти лет, поступил в монастырь и, подражая настоятелю, проводил ночи в молитве и вел жизнь подвижника; со временем, против воли поставлен иеромонахом и затем настоятелем обители, в которой и отца своего постриг в иночество. Отличался особенною любовию к нищим и бедствующим, и во время настоятельства своего распространял благодеяния свои на отдаленных Скифов, Фракиан и Мизийцев, так что сам приходил в бедственное положение. Когда он однажды находился в оскудении, вдруг является человек или Ангел в виде человека, подает ему узел с золотом и быстро удаляется, сказав только: «прими это на нужды тех, о которых заботишься».

В 893 году поставлен патриархом и с императором Львом VΙ Мудрым (889–912) много сделал добра для Церкви. Скончался мирно в 895 году и вскоре после кончины много сотворил чудес; на 8-й день по кончине его мощи его издавали благоухание. Жизнь его и чудеса по кончине вскоре описаны современником его Никифором, философом и оратором, в виде ораторской речи. Этот патриарх жил после Фотия, но чтится Западною Церковию, как святой, 12-го же февраля244.

Святого епископа Иоанна, игумена Синайского

В 1091 г. Египетский султан послал для усмирения Aрабов отряд воинов, которые, преследуя Арабов, дошли до Синайского монастыря. Военачальник, уверив иноков в безопасности, был впущен в монастырь с несколькими воинами. Варвары стали требовать, чтобы им указали монастырскую сокровищницу. Игумен, епископ Иоанн, отказался открыть им ее, за что они и подвергли его жестоким истязаниям. Но он терпеливо и благодушно переносил их... Оставив его едва живого, воины раскопали все помосты и нашли только под св. трапезою три мраморные ковчега с святыми мощами. Ночью сделалось землетрясение и воины в испуге ушли из монастыря. А блаженный Иоанн через три дня после того предал Богу дух свой245.

Празднование Иверской иконе Пресв. Богородицы в Валдайской обители

Патриарх Никон, бывши еще митрополитом Новгородским, в 1651 году, проезжая из Новгорода в Москву, пленился живописными видами окрестностей и островов озера Валдайского. По вступлении своем на престол патриаршеский, пламенея усердною верою и любовию к чудотворной иконе Иверской, он вознамерился на одном из островов озера Валдайского устроить монастырь, по образцу монастыря Иверского на Афонской горе. Испросив соизволение царя Алексия Михайловича, патриарх отправил на Афонскую гору искусных живописцев снять новый список с древней Иверской иконы Божией Матери и самый верный план Иверского Афонского монастыря.

В 1656 году новописанная икона принесена была в Святоозерский монастырь отправленными из Афонской горы иеромонахом Корнилием и монахом Никифором. Это событие было великим торжеством для патриарха. Он прибыл в сие время в новоустроенную обитель с митрополитами – Новгородским Макарием, Крутицким Питиримом и Лаврентием, архиепископом Тверским, нарочито для торжественного освящения соборного Успенского храма, который и был освящен 15-го августа, и святая икона Божией Матери поставлена на приготовленном месте.

В день празднования Пресвятой Богородице Иверской иконы Церковь возглашает: «дерзость ненавидящих образ Господень, и держава нечестивых безбожно в Никею прииде, и посланнии безчеловечно вдовицу, благочестно чтущую икону Богоматере, истязают: но тая нощию с сыном икону в морс пусти, вопиющи: слава тебе, Чистая, яко тебе непроходимое море плеици своя подаде: слава правошествию твоему, едина Нетленная. От святые иконы твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней: тако и мою немощь посети, и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию твоею, Пречистая».

* * *

192

О жизни cв. Марины древнее известие in Vitis Patrum. Метафраcтoвo описание жизни еt (в Четье-Минее февраля 12-го) очень не многим дополняет сведения древнего сказания, – но по местам отступает от него, то сокращает, то разбавляет словами древнюю простоту. В сборном Патерике (знам. м. гл. 7) сокращено древнее известие и Евгений назван братом Марины по плоти – ошибочно. У Вершинского (стр. 24) местом подвига несправедливо показывается Вифанский монастырь: отец и дочь родились в Вифинии, но подвизались в Египте. У Румянцева 159, стр. 211) житие св. Марины и отца ее Евгения.

193

Метафраст в Четье-Минее: «повелеваше ему худшая и последнейшая творити монастырския дела». Напрасная щепетильность!

194

В древнем сказании не показывается время подвигов св. Марины, но так как о ней не упоминают ни Руфин, ни Палладий, то надобно положить, что она жила после них. Мощи св. Марины долго покоились в Константинополе, но в 1113 году увезены были в Венецию. Du-Cangii Const. chr. p. 149. 150. В Западной Церкви перенесение мощей – июля 17 го. Usuardi martyrol. auctump. 270.

195

В описании жизни св. Алексия будем следовать житию его, описанному Пахомием, по кратким запискам блаженного Питирима; частию же сочинению Епифания Славеницкого. Пахомиево творение в минее митр. Макария, в муз. Румянцева № 153; в Синодальной ркп. XV в. № 556. Славеницкого описание в прологе 12 Февраля. Пояснения и дополнения будут указаны.

196

По летописи (Карамз. 5. пр. 254) в 1393: «февраля 13 скончался Даниил Феофанович, в монашестве Давид, постриженный самим митрополитом Киприаном; он был один из вельможных, старших бояр, самый лучший и первый из них, искренний благожелатель в. князя, верно служивший ему и в Орде и в Руси, как никто другой; отважный и храбрый, он подвергал жизнь опасностям в чужих странах, в местах неведомых. – Он положен в Чудовом, близ гроба митрополита Алексия дяди его». По родословной (времен. общ. ист. X, 98. 100. 178. 239) сыновья Феодора Бяконта – Алексий, Феофан, Матвей, Константин (бездетный) и Александр Плещей (родоначальник Плещеевых); сыновья Феофана Федоровича Даниил, родоначальник Игнатьевых и Жеребцовых, и Степан, от которого происходили Фомины – митрополичьи. По летописи Александр Плещей в 1375 г. Костромской воевода. См. Лакьера Геральдика стр. 481. 568. 570.

197

По известию Пахомия, св. Алексий был старше в. князя Симеона 17 г., а Симеон родился 7 сент. 1317 г.

198

Лествица степ. 20.

199

Полевого ист. ΙV, 328.

200

Степ. кн. 1, 444–450. Никон. лет. 3,30. 4, 55–58. 209.210. В Никон. лет. 4,58. 65. сказаyо, будто блаж. Алексий посвящен в епископа за 4 года до кончины Феогноста: «бысть во дворе у митр. Феогноста 12 л. 3 мес. во иночестве имея 40 лет». Но в епископа посвящен он только за месяц до кончины Феогноста (Собр. лет. 7, 217. 8, 27. Никон. лет. 3. 201); в Богоявленской обители прожил более 20 лет, и 12 л. был наместником (степ. кн. 1, 449. 450); след. всего в иночестве до посвящения в епископа прошло около 33 лет. Таким образом, св. Алексий посвящен в епископа и митрополита 53 лет, а не 60, как сказано в той же Никон. лет. 4, 65. Летопись вводит свой счет годов от того, что полагает всей жизни святителя 85 лет. – Но после показанного несогласия с действительностию, последнее оказывается также неверным.

201

Собр. лет. 7, 214. 4, 62. HUROB. лет. 3, 201–203. Собр. грам. 1. № 23. 24.

202

Грамоты в Ж. М. Просв. 1847 июнь 140. 141. По Русским памятникам, послы Феогноста и Симеона возвратились с решением п. Филофея в 1353 г. (Собр. л. 217. Никон. л. 3. 203). Но когда они говорят, что Алексий посвящен был п. Филофеем (Степ. кн. 1, 451. 452. Никон. л.4:59): то ошибка. Собор о посвящении его был в 1354 г.; а тогда патриархом был Каллист. Филофей не надолго был патриархом в 1353 г. и при перемене на императорском престоле уступил кафедру и. Каллиоту. Серб Пахомий как видно, не звал ни перемен Константинопольских 1353 г., ни событий при м. Феогносте: иначе не стал бы приписывать поставление Романа одному корыстолюбию Царяграда (Степ. кв. 1. 452, 453), тем более, что п. Каллист был жизни духовной, подвижнической. – Летопись: «того же (1354) л. поставлен бысть митрополитом в Царигороде владыка Алексий на всю Русскую землю и на ту осень выйде из Царегорода». Собр. л. VIII. 9. V. 228 III. 86. IV. 62.

203

Летоп. Даниловича стр. 173. 174. Степ. кв. I, 452. Никон. л. 3, 204.

204

Грамота 1361 г. в Ж. М. Просв. 1847 г. стр. 141. Летопись под 6864 г.: «тое же осени Алексий митрополит пойде в Цареград. Тое же зимы приде Алексий митрополит из Царягорода». Собр. л. VIII. 10.

205

Собр. л. I. 230. VIII. 10. Никон. л. 3. 206. Степ. кв. 1. 452–454.

206

Никон. л. 3, 26. – Собр. л. VIII. 10. – Ист. ак. 1. № 3.

207

Ист. акт. 1. № 3.

208

Григорьев о ярлыках стр. 89. 90. 95. 128. 129. «По ярлыку Джанибека Тайдулино слово темникам и тысячным князьям и пр. Когда сей митрополит Алексий войдет к Царюграду: пусть, где бы то ни было, никто не трогает его и не делает ему насилия; где случится ему остановиться, пусть не трогают его и не берут лошадей его, потому что он молит Бога за Джанибека, за детей его и за вас. Кто учинит насилие, будет отвечать великою молитвою. – Дали грамоту в 1355 г. 17 д. мес. арама».

209

Троиц. лет. у Карамз. 4. ир. 384. Степ. кв. I. 454. 455. Никон. лет. 3, 208. 209. 4, 61. 62. Продолж. Нестора 98. Лет. Даниловича, стр. 175. Львов. л. 2, 122. Саввы указатель Синод. ризеици стр. 109. М. 1859 г. В кратком житии св. Алексия, которое составил, вероятно, клирик Василий, хан, призывавший Алексия, называется Амуратом. Но Мюрид был ханом 1361–1363, и Тайдула была женою Джанибека (пр. 208).

210

Собр. л. 5, 228. 4, 63. 8, 10. Продолж. Нестора 98. Ник. л. 3,1208. 310. Степен. кн. I, 455.

211

Музей Румянцева стр. 273.

212

Григорьев о ярлыках стр. 126. 128. 88. 89. Львов. л. 2, 124–130.

213

Летоп. у Карамз. 4. пр. 384. 380. 379. Степ. кн. I, 457. 458.

214

Собр. л. 4, 230. 231. 5, 228–230. 8, 10. Никон. л. 4, 12. 16. 3, 217. Степ. кн. I, 458. Вероятно во время посещения Киева св. Алексий встретил новые неприятности со стороны Романа. В 1361 г. Константинопольский собор отправил в Россию доверенных своих рассмотреть поступки Романа на месте и, отобрав отзывы епископов, князей и других достоверных лиц, донесть собору. Ж. М. Просв. 1847 г. июнь, 141. 142. Но смерть Романа прекратила дела.

215

Бердибек в 1356 г. убит был Кулпою, – который в том же году умерщвлен был Наврузом; весною 1360 г. Хызр (Хидирь) убил Навруза и в следующем году убит был сыном своим Темир-Ходжею, который властвовал только 5 недель; в то же время был ханом Орду-Мелик, скоро убитый Гильдибеком (1361–1362 г.), которого свергнул Хаир-Пулад. Смуты в орде происходили от честолюбивого Мамая. Против него восстал Мюрид (1361–1363 г.), но Мамай поднял против него Абдуллаха (1362–1369 г.), который должен был воевать с ханами Джанибеком 2, Пулад-Тимуром, Азисом; в 1370 г. Мамай возвел на престол Мухаммед-Буляка. Запис. археол. общ. XII, 28–48. 190. 214.

216

Древ. вивл. I, 74.

217

Собр. л. 4, 230. 231. 5, 228–230. Никон. л. 4, 3–16. Львов. л. 2, 127–129.

218

По летописи в 1393 г. скончалась – «игумения Алексеевская, Ульяна от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна, сама же вело Богобоязлива, чернечествовавши лет более 30 (след. с 1361 г.), игуменья бывши 90 черницам и общему житью женскому начальница сущи и многим девицам утешительница бывши». Г. Снегирев (Стариина 4, 80–81) вместе с тем как указывает на слова летописи, называющей Иулианию дочерью богатого родителя из Ярославля, признает эту первую игуменью сестрою св. Алексия. Но сестра св. Алексия была Юлия, а не Иулиания; она с другою старшею сестрою Евпраксиею была инокинею в Алексиевском монастыре; Алексий родился в Москве, а не в Ярославле. По Нижегородскому Печерскому синодику род св. Алексия: «Феодор, Мария, игумения Юлия, монахиня Евпраксия, Феофан, Матвей, Константин, Александр» и проч. Если Юлия, сестра св. Алексия, и была игуменьею Алексеевскою: то равве после Иулиании, с 1393 г. Сл. Львов. л. 2, 162.

219

Никон. л. 4, 59–60. 221. 232. Пролог. февр. 12. Степ. кн. I, 460.

220

Ркп. святцы; сведен. о монаст. 263. 264. Румянцева муз. № 364.

221

Нижегор. лет. в др. вивлиоф. ч. 18. Лет. у Карамз. 5, вримеч. 122, степ. кн. I. 461. Арх. Макария памятн. 148–152. 182.

222

Никон. л. 4, 62. 63. Степ. кн. I. 461. 462. Собр. лет. VIII, 13. Снегирева Русская старина 3, 79–86. Питирим: «Поставил же есть церковь каменну, во имя свят. архан. Михаила, честваго его чуда, украси подписью, иконами, книгами и сосуды священными и, спроста рещи, всякими церковными узорочьи. Обещажеся тому монастырю быть общему житью, еже есть и до сего дне. Многа же села и домы и люди и озера и нивы и пажити подавал есть и вся, елико довлеет на потребу монастыреви... Созда же себе таковый монастырь за дванадесять лет до своего прёставления».

223

Духовная грамота преп. Иосифа гл. 10.

224

Грамота п. Паисия 1657 г. в истор. иер. 2, 542. По Никон. л. IV. 62 в списке хиротонисанных свят. Алексием замечено: «сии суть епископы поставления его в Чудовском монастыре». Это может относиться разве ко второй половине хиротонисанных святителем, – а первые епископы посвящены еще тогда, как не было Чудова монастыря. См. прим. 221.

225

Грамота у Снегирева: Памятн. Моск. древн. стр. 142, 143.

226

Степ. кн. I. 463. Троиц. л. у Карамз. 5, пр. 5 и 6.

227

Никон. л. 4, 16. Степ. кн. I. 462. 463. Собр. лет. VIII. 14.

228

Собр. л. 4, 66. 69. Никон. л. 4. 12–34. Карамз. 5. пр. 10. «Князь великий понял, что бояры советывали ему недоброе о князе Михаиле, и отпустил его». Так говорят летописи. Ясно, что не митрополит был виною заключения Михаила и последний напрасно в негодовании говорил: «я больше всех имел веру к митрополиту, а он так посрамил и обругал меня». Г. Беляев (Чт. общ. ист. 1861 кн. 3) оправдывает митрополита тем, что он будто бы на старости «уже мало занимался государственными делами».– Нет, он незадолго пред тем был в Киеве и Твери, в 1370 г. ездил в Нижний крестить сына Бориса Константиновича. Не только духом, но и телом он был силен. Беда в том, что как ни много видели в нем опытов и патриотизма и благоразумия, бояры по временам распоряжались по своему, а не по совету митрополита.

229

Договор в Др. вивлиоф. 1, 78. Грамоты в Ж. М. Просв. 1847 г. стр. 142. 143. 150–152. 154.

230

Констант. протоколы в Ж. М. Просв. 1847 г. стр. 145. 147. 152– 154. 157. Синодальное деяние 1389 г. (в архиве истор. юрид. свед. 1861 г. стр. 9). Ио летописям видим, что св. Алексий был в Киеве в 1358 году. Для Вильны установлено им праздновать Литовским мученикам. Не это ли последнее действие особенно озлобило гордого Ольгерда против митрополита?

231

Собр. л. III, 91. 96. Никон. IV, 48. 63. 68. 73. Продолж. Нестора 137–142. Степ. кн. I. 464–466. См. пр. 199. И Питирим пишет, что св. Алексий «старее сый князя великаго Семиона 17 лет»; след. родился он в 1300 г. и скончался (12 февр. 1377 г.) 78, а не 85 лет. – Питирим еще так определяет время рождения св. Алексия: «родился во княжение великое Тферское Михаилово Ярославича, ври митрополbте Максиме, до убиеyия Акинфова». Боярин Акинф Гаврилович убит в 1304 г. (Карамз. IV, пр. 208. 324); мbтроп. Максим умер 6 декабря 1305 г.; св. Михаил пострадал 22 ноябр. 1318 г., быв велик. князем с 1304 г. Ясно, что это определение вовсё не подтверждает 85-летней старости св. Алексия. – По этому известию надлежало бы положить, что св. Алексий родился при самом вступлении кн. Михаила на великое княжение, за месяц, не более, до смерти Акинфа, в начале 1304 г., что однако не согласно с летами старшинства Алексиева пред князем Симеоном.

232

Троицкая лет. (и Карамз. 5. пр. 55): «бяху же епископы ставленья его Игнатий Ростовский, Василий Рязанский, Феофилакт Смоленский, Иван Сарайский (выше пр. 223), Парфений Смоленский, Нафанаил Брянский, Афанасий Рязанский, Алексий Суздальский, Алексий Новгородский, Василий Тверский (выше пр. 227), Даниил Суздальский, Герасим Коломенский, Григорий Черниговский, Даниил Смоленский». Так и в степ. кн. 1. 464. По Никон. лет. 4, 62, после Даниила Суздальского и прежде Герасима Коломевскаго посвящены еще Матфей Сарайский, Арсений Ростовский, Евфимий Тверский и Диоиисий Суздальский; два последние посвящены 1374 году. Никон. л. 4, 40. 38. Львов. л. 3, 148. Так и в Питиримовом кратком житии, только здесь пропущены Иван Сарайский и Парфений Смоленский. Никонова летопись вообще удержала все отличия Питиримова сказания о св. Алексии, дополнив еще их своими догадками.

233

См. обзор дух. литерат. § 70. Шевырева истор. Русск. словесн. III, 127–132. 157–159. 392–395. Греческая подпись его в опис. Румянцев. муз. стр. 48.

234

Издано в прибавл. к твор. отц. 1849 г.

235

Издано г. Невоструевым, в Душепол. Чтен. 1861 г. I, 449–460.

236

Слова еписк. Питирима.

237

Пахомиево житие святителя. О перенесении св. мощей из одного храма в другой у Снегирева в Старине 3, 82. 83. и в прологе 20-го мая В Никон. лет. 4. 65. 66. открытие мощей св. Алексия отнесено прямо к 1431 году. Потоми показание о 60-летвем пребывании мощей в земле (степ кн. I. 470) должно призвать на неточное.

238

В минее Макария описание чудес помещено под 20-м числом мая, после сказания о обретении мощей.

239

Никон. лет. 4, 66. Здесь после того, как сказано о положении мощей в приделе Благовещения, построенном в 1431 г., прибавлено: «идеже источают исцеления всем, с верою приходящим». В б. общ. истор. № 55. 56.

240

Пахомиево житие святителя с 8 чудесами – у Румянцева по опис. муз. стр. 204. в библ. обществ. ист. № 35. 56.

241

Минея на февраль, М. 1646 г. Это чудо не помещено в известном описании чудес святителя. Ркп. служба святителю на 12-е февраля, у Царского № 563.

242

Собр. лет. VI, 325–330. 184.

243

Никон. л. 6, 217. 220. 221. Русск. времен. 2, 259–260. Львов. л. 3, 361. 363–365. В степ. кн. 2, 192. В описании 1519 года сказано: «тогда от честных мощей великого святителя и чудотворца Алексия – быша многа и различиные чудеса, исцеления. Бяху же и сия чудеса писана в книге сей в 11 степени, в житии сего святаго». Но в печатном издании (степ. книга 1, 476. 478) нет ни чудес 1519 г., ни им предшествовавших. Серебряная рака святителю с вызолоченным изображением его устроена но распоряжению великого князя в 1635 г. Карамз. VII, пр. 311.

244

Из полного месяцеслова Востока – архимандрита Сергия.

245

«Подвижники на горе Синайской и в ее окрестностях».


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Февраль. – 479, IV с.

Комментарии для сайта Cackle