10-го числа
Св. священномуч. Харалампия и других с ним
Харалампий был священником в городе Магнезии, и уже ста тринадцати лет от роду предан мукам за распространение св. веры и порицание императора Септимия Севера, начавшего гонение в 202 году. Сперва строгали его тело, причем двое слуг, Порфирий и Ваптос, и три женщины уверовали во Христа и были казнены; после того был он отослан в Антиохию к самому императору, который велел отрубить ему голову.
Святых мучениц Еннафы и Валентины
Евсевий, церковный историк († 340 г.), очевидец описываемых им событий гонения на христиан в Палестине, повествует о сих мученицах следующее (см. его книгу «О Палестинских мучениках», гл. 8).
Когда непрерывная буря гонения на нас вступила и в шестой год (308 по Р. Хр.), то великое множество исповедников благочестия из каменоломен Фенских (Фена – в пятнадцати верстах от Самарии) прислано в Кесарию Палестинскую, где жил префект Палестины, за твердость в вере подвергнуты изуродованию глаз и ног и снова отправлены в рудники. А из тех, которые взяты в городе Газе во время собрания, имевшего целию чтение Божественных писаний, одни потерпели мучения, одинаковые с мучениями вышеупомянутых, а другие и больше того, именно – подвергались ужаснейшим пыткам строгания боков. В числе последних одна, по телу жена, а по уму муж, не могши перенести угроз блуда, начала укорять тирана Максимина, императора, бывшего тогда в Кесарии, что власть судить он поручает людям столь жестоким, и за то сперва была высечена, потом повешена на дерево и испытала муки от строгания боков.
Но между тем как приставники, по повелению судии, с усильною ревностию производили свои пытки над Еннафою, как называлась исповедница, – другая, подобно первой избравшая себе целию девство, по телу казавшаяся очень слабою и на взгляд невидною, за то одаренная крепостию души и вмещавшая в себе ум больше тела, не могши перенести такой безжалостности, таких жестоких и бесчеловечных поступков, из толпы народа закричала судии: «долго ли будешь ты столь жестоко мучить сестру мою?» Сильно раздраженный этим, судья тотчас приказал схватить кричавшую. Привлеченная на средину, она ознаменовала себя Божественным именем Спасителя. Начали располагать ее к жертвоприношению сперва словами; а как она не слушалась, силою повлекли к жертвеннику. Но сестра, продолжая свое дело и сохраняя прежнюю готовность, бестрепетно и смело толкнула ногою жертвенник и опрокинула его вместе с находившимся на нем жертвенным костром. Тут судья, раздраженный гневом как дикий зверь, начал терзать ее бока такими когтями, какими не терзал никогда и никого, как будто в неистовстве хотел насытиться ее плотию. Когда же неистовство его насытилось, он связал обеих вместе, то есть и эту и другую, которую она назвала своею сестрою, и назначил им умереть от огня. Первая из них родилась, говорят, в Газской области, а последняя, известная всем, по имени Валентина, происходила из Кесарии.
† Преподобного Прохора Печерского
«В княжение Святополка Изяславича (1098–1113)», так пишет блаженный Поликарп70, «много было насилий людям от князя; дома людей богатых, без всякой вины, искоренил он и у многих отнял имущества. Потому Бог попустил язычникам усилиться над ним, – много раз Половцы воевали при нем; к тому же была междоусобная война. От того в Русской земле были тогда и голод и большая бедность».
В то время пришедший из Смоленска мирянин принял ангельский образ от рук игумена Иоанна (1089–1103) и назван Прохором. Он так крепко подвизался, так полюбил воздержание, что лишил себя обыкновенного хлеба, а coбирая лебеду, растирал ее, готовил себе хлеб и тем питался. Он заготовлял себе лебеду на целый год и таким образом до кончины своей не требовал себе хлеба, почему и прозван лебедником; кроме церковной просфоры, он в келье своей не вкушал никогда и овощей, не пил ничего, кроме воды. Он никогда не был печальным, и всегда весело работал Господу; не приходил в страх и от военных тревог; жил как птица, довольный одною лебедою. За такую терпеливую жизнь Господь дал ему Свои дары.
После военных тревог, настал в Русской земле голод. Лебеды родилось очень много. Блаженный Прохор удвоил труды свои, собирая лебеду и растирая ее в муку. Некоторые, по его примеру, также собирали лебеду, чтобы питаться ею во время голода; но не могли есть от горечи. Нуждающиеся обратились к Прохору и он всем раздавал хлеб свой, и хлеб его оказался приятным на вкус – до того, что не так хотели пшеничного хлеба, как испеченного Прохором. И вот еще чудная особенность: хлеб Прохора оказывался чистым и приятным, когда брали его по благословению Прохора; если же брали тайно, то оказывался горьким и черным. Один брат тайно, без благословения, взял хлеб у блаженного, стал есть, и он оказался до того горьким, что тот не мог глотать. Это повторялось не раз. Он стыдился исповедать блаженному грех свой и просить хлеба с благословением; но наконец, не могши терпеть голода и видя пред глазами голодную смерть, пришел в игумену Иоанну и открыл случившееся с ним, прося прощения. Игумен, не поверив ему, велел другому брату взять тайно хлеб у блаженного. Принесли хлеб, и оказалось то же самое, что говорил тот брат. Игумен послал к блаженному за хлебом и сказал: «уходя, возьмите другой хлеб тайно». Принесли два хлеба, и тайно взятый оказался черным и горьким, и взятый из рук Прохора был приятен и весьма чист. После этого разнесся слух о Прохоре всюду, и Прохор кормил весьма многих, страдавших от голода.
Святополк Изяславич начал войну с Давидом Игоревичем за ослепление Василька, которого ослепил Святополк, послушав Давида, и также с Володарем и с самим Васильком; это было в 1099 году71. Тогда не пустили гостей (иногородных продавцов) из Галича, ни своих людей из Перемышля, и не стало соли во всей Русской земле; таковы были неустройства. Народ сильно страдал.
Блаженный Прохор, видя такое бедствие, собрал к себе золу из всех келий и начал раздавать ее всем нуждавшимся в соли. По молитвам блаженного, эта зола оказывалась чистою солью; ее доставало не только для всех в монастыре, но и мирские люди брали вдоволь по домам своим. Святой не брал ничего за свою соль, а раздавал всем даром. Торговая площадь становилась пустою, а монастырь был полон людьми, приходящими за солью. Тогда корысть и зависть подняли брань. Думали в это время нажить богатства за соль и оставались без всего: «они прежде продавали соль дорого – за куну две голважни, теперь отдавали десять, и никто не брал»72. Продавцы соли явились к князю Святополку и говорили: «Прохор, черноризец Печерского монастыря, делает нам подрыв: он обратил к себе всех за солью, мы платим дань и не можем сбыть соли, и от того обнищали». Князь хотел и успокоить продавцов, и нажить себе богатство. Он решился с советниками держать соль в высокой цене, отнять у Прохора соль, продавать ее чрез своих, и сказал крамольникам: «для вас оберу монаха». Святополк послал взять всю соль у Прохора; когда привезли ее, он сам вместе с крамолыгаками, клеветавшими на Прохора, вышел осмотреть ее, и увидали, что это – зола. Князь велел отведать ее, и во рту оказалась зола. Тогда, изумясь перемене, князь велел поберечь до трех дней, чтобы видеть, что будет после. Множество людей продолжали приходить к Прохору по прежнему за солью и, узнавши о насильственном отобрании ее, возвращались с проклятиями сделавшему это. Блаженный же говорил: «когда у князя высыпана будет, то ступайте, берите себе». Князь продержал золу до трех дней и, не найдя в ней ничего, кроме золы, велел высыпать ее ночью. Но высыпанная зола опять стала солью, и граждане с радостию брали ее себе. Князь, узнав о том, встревожился за свое насилие, которого нельзя было скрыть, и начал узнавать о деле. Тогда рассказали ему все дела Прохора, как о соли, изменяющейся из пепла, так и о лебедном хлебе, которым Прохор прокормил столько людей во время голода. Князь Святополк, узнав о всем, устыдился своего поступка и, придя в Печерский монастырь, примирился с игуменом Иоанном: прежде того враждовал он против него за его обличения в ненасытной страсти к обогащению и притеснении людей, и потому заточил его в Туров; но, убоясь восстания против себя со стороны христолюбивого князя Владимира Мономаха, скоро возвратил его в Печерский монастырь.
По этим чудесам, Святополк начал иметь великое усердие к Пресвятой Богородице и к преподобным Антонию и Феодосию; особенно же стал уважать блаженного Прохора, признавая его за раба Божия. Он дал ему слово не делать более насилия никому, и еще сделал с ним такой договор: «если, по изволению Божию, я прежде тебя умру, то положи меня во гроб своими руками, чтобы видно было на мне твое незлобие; если же ты преставишься прежде меня, то, взяв на плечи свои, отнесу тебя сам в пещеру, чтобы Господь простил меня за грех мой пред тобою». После того Прохор еще несколько годов прожил чистою и Богоугодною жизнию. Потом сделался болен. Князь Святополк был в то время на войне с Половцами. По летописи, это было в 1107 году, Русские князья собрались тогда на Половцев, опустошавших места около Лубен73. Блаженный послал сказать Святополку: «близок час исхода моего; если хочешь выполнить обещание свое, приходи и положи меня во гроб; жду прихода твоего; если замедлишь и я умру без тебя, то я не виноват и война не будет так счастлива, как тогда, когда придешь комне». Святополк, услышав это, поспешил придти к больному Прохору. Преподобный, преподав ему наставление о милостыне, о будущем суде, о вечной жизни и нескончаемой муке, преподал ему прощение и благословение; простился и со всеми бывшими с князем, и потом предал дух свой Господу. Князь своими руками перенес его в пещеру. Потом возвратился к войску, и лишь только перешли реку Сулу и ударили на Половцев, Половцы, пораженные ужасом, бросились бежать, оставив весь обоз свой в добычу победителям; христианскому воинству оставалось поражать расстроенного неприятеля. После того Святополк, отправлялся ли на войну, или на охоту за зверями, всегда приходил в монастырь за благословением, поклонялся чудотворной иконе Богоматери и гробу преподобного Феодосия, а в пещере – гробу преподобных Антония и Прохора и других преподобных, и тогда уже отправлялся в дорогу74. После того у князя хорошо шло все в княжении по молитвам преподобного Прохора, тогда как до того времени столько было бед и неустройства; он сам исповедовал чудеса и знамения препод. Прохора, быв свидетелем их75.
«Пусть Иов, раб Мой, помолится за вас, и Я ходатайство его приму, чтобы не поступить с вами худо» (Иов.43:8), так говорил Сам Бог друзьям праведного Иова. О! надобно дорожить друзьями Божиими! Надобно умолять их, чтобы молились они за нас, грешников. Странны люди! То они говорят, что ни к чему они не способны; то выставляют тебя такими сильными, такими богатыми, что им друзья Божии ни почем: ни молитва, ни помощь святых не нужны им; о себе говорят, что живут они благодатию, а в истинных друзьях Божиих не признают благодати. – Но чего же и ждать от мнений людских, как не противоречий себе самим? Ложь изменяет самой себе. Будем дорожить истиною, неизменяемою веками.
† Память о Новгородских святителях: Иоакиме, Луке, Германе, Аркадии, Григории, Мартирии, Антонии, Василии и Симеоне
Согласно с волею неба, объявленною святителем Иоанном в 1439 году76, Церковь Великого Новгорода чтит февраля 10-го память святителей своих: Иоакима, Луки, Германа, Аркадия, Григория, Мартирия, Антония, Василия и Симеона77.
Блаженный Иоаким был из числа священников, которых привез с собою из Корсуня великий князь Владимир, когда решился просветить Россию св. крещением78. При св. митрополите Михаиле, еще в сане священника, проповедовал он святую веру в Новгороде; он построил здесь тогда храм Преображения Господня и крестил некоторых из язычников79. Но язычество было в большой силе в Новгороде и упорно отстаивало власть свою над бедными людьми; оно не слушало проповедника св. веры и выступило с мятежом против распоряжений великого князя Владимира, вызвав на помощь себе вольницу Новгорода. В 993 г. Иоаким посвящен был во епископы Новгорода80. Для обуздания бунтующих язычников, Добрыня и Путята явились в Новгород с войсками. В Иоакимовой летописи читаем: «когда в Новгороде узнали, что Добрыня идет крестить, то собрали вече и все поклялись не пускать его в город и не давать идолов на извержение. И точно, когда пришел Добрыня, то Новгородцы разметали мост и вышли против него с оружием. Добрыня стал было уговаривать их ласковыми словами, но они не хотели и слушать, и поставили две каменометные машины. Особенно возбуждал их к непокорности главный из жрецов, Богомил Соловей. Еишскоп Иоаким со священниками находился на торговой стороне: они ходили по площадям и улицам, уча людей, и в два дня успели окрестить несколько сот. На другой стороне тысяцкий Угоняй ездил там и здесь и кричал: «лучше нам умереть, чем выдать богов наших на поругание». Народ рассвирепел, разорил дом Добрыни, разграбил имущество, убил жену его и еще некоторых из родии его. Иные пошли и разметали церковь Преображения Господня и стали грабить дома христиан». Путята с 500 Ростовцев выступил против мятежников, захватил угоняя и других лучших людей; Добрыня явился со всею своею дружиною и «велел зажечь некоторые дома ». Новгородцы, прекратив сражение, бросились тушить пожар, а самые знатные явились с покорностию к Добрыне. Воевода согласился на мир, но велел уничтожить идолов, – деревянные сжечь, а каменные, изломав, побросать в реку. «Мужчины и женщины с воплем и слезами просили за них, как за действительных богов. Добрыня с насмешкою отвечал: нечего вам жалеть о тех, которые сами себя оборонить не могут; какой пользы ждать вам от них? И послал объявлять везде, чтоб шли креститься. Тогда многие язычники, желая избавиться от крещения, объявляли, что они крещены: Иоаким велел всем крещенным надеть на шею кресты, а кто не будет иметь на себе креста, тому не верить, что крещен, и крестить. Разметанную церковь Преображения построили вновь»81. В других летописях еще читаем: Иоаким разорил жертвенники и ссек Перуна, он приказал стащить его в Волхов; его опутали веревками, волокли по навозу, поражая палками, и бросили в Волхов: Иоаким заповедал, чтобы никто нигде не останавливал его. Житель местечка Пидбла вышел рано на реку, думая везти горшки в город, и вот Перун приплыл к берегу; он оттолкнул его шестом. «Ты, Перунище, сказал он, досыта пил и ел, а теперь плыви прочь»82. Это известие показывает, что наставлениями блаженного Иоакима многие из Новгородцев доведены были до сердечного убеждения в несостоятельности идолов. И сподвижник блаженного Иоакима, Путята, строгий к возмутителям, действовал на совесть мерами убеждения: известна минея на месяц май, писанная его рукою в Новгороде83. Блаженный Иоаким был ревнителем христианского просвещения; князь Ярослав открыл училище в Новгороде. «И собра Ярослав от старост и от пресвитеров детей 300 и повеле учити книгам». Блаженный епископ определил в наставники ученика своего Ефрема, который усердно обучал детей истинам св. веры, а чрез них передавал наставления св. веры и их родителям84. Это было не задолго до кончины Иоакима. Прежде того блаженный архипастырь учил народ христианскому благочестию другими способами – храмами и их богослужением. Он построил храм святой Софии, вечной премудрости, Сыну Божию. Деревянный храм сей был с 13 главами – символами Христа Сына Божия, окруженного 12 Апостолами. Храм стоял на берегу Волхова, на том месте, где после, в 1127 году, богатый Новгородец Сотко построил каменный храм Бориса и Глеба, в конце Епископской улицы, не вдали от второго Софийского собора85. При кафедральном храме блаженный Иоаким устроил и монастырь, который назывался Софийским и Десятинным86. На месте низверженного Перуна освящена им церковь, 995 года, Рождества Богородицы. Кроме того построен им храм во имя ангела своего – Богоотца Иоакима и Анны87. Здесь он был и погребен в 1030 году. В конце XVII века мощи его перенесены в каменный Софийский собор, где положены в золотой паперти88, и св. Иоаким изображен в алтаре Софийского собора, на стене, первым между Новгородскими святителями89.
Блаженный Лука первый из Русских, сколько известно, удостоился сана епископского в 1035 году, а о Русском происхождении говорит прозвание его – Жидята90. В его время и под его надзором строился каменный Софийский собор, доселе существующий, который освящен им в 1049 году. Нужда в этом храме стала настоятельною особенно потому, что в марте 1055 года Софийский собор, построенный блаженным Иоакимом, сгорел. По известию не раннему, блаженный Лука выписывал иконописцев для сего храма из Царяграда; образ Спасителя в куполе храма по его распоряжению написан был с благословляющею рукою, но таинственный глас велел писать сжатою, и сказал: «в сей руке держу великий Новгород; когда раскроется рука моя, и городу конец»91. Еще целы остатки мусии на горнем месте алтарей92. Спустя пять лет по окончании собора, праведный пастырь подвергся горькой доле. В 1055 году он был оклеветан слугою своим Дудиком, отозван был из Новгорода в Киев и здесь содержался три года. К чему относилась эта клевета, неизвестно; но невинность святителя открыта и клеветнику обрезали нос и руки. Блаженный Лука снова вступил в управление паствою; потом отправился в Киев и на возвратном пути в 1058 году скончался 15 октября93.
Блаженный святитель оставил для Церкви пастырское поучение, драгоценное по простоте своей и силе духа. «Прежде всего должны мы, братия, так писал святитель, хранить сию заповедь – веровать в единого Бога, в Троице славимаго, в Отца, Сына и Святого Духа, как научили Апостолы и святые отцы. «Верую во единаго Бога» и проч. Веруйте воскресению, жизни вечной, вечной муке грешников. Не ленитесь ходить в церковь к заутрене, к обедне и к вечерне; и в своей клети, отходя ко сну, поклонись Богу, а потом уже ложись. В церкви стойте со страхом Божиим, не разговаривайте, не думайте ни о чем другом, но молите Бога всею душою, да простит вам Бог грехи. Имейте любовь ко всякому человеку, а больше к братии; не будь у вас в сердце одно, а на устах другое. Не рой брату яму, чтобы тебя не ввергнул Бог в худшую. Люби правду и за правду, за Божий закон, готов будь умереть, чтобы Бог причел тебя к святым. Переносите друг от друга обиду, не платите злом за зло; друг друга хвалите и Бог вас похвалит. Не ссорь других, чтобы не назвали тебя сыном дьявола; помири, да будешь сыном Богу. Не осуждай брата и мысленно; помни свои грехи, чтобы и тебя Бог не осудил. Милуйте странных, убогих, заключенных в темницы, и к своим сиротам (рабам) будьте милостивы; тот весьма милостив, кто оберегает от скорби своих домашних. Бесовских игрищ (москолудства) творить не следует, также как и говорить срамные слова и сердиться ежедневно; не унижай других, не смейся ни над кем; в напасти терпи, имея упование на Бога. Не будьте буйны и горды, а считайте других лучшими себя, – помните, что может быть завтра будете смрад, гной, черви. Будьте смирны, кротки, не многоречивы, чтобы быть и слушателями и исполнителями закона Божия; у гордого в сердце – диавол, и Божие слово не прильнет к нему. Почитайте старого человека и родителей своих. Не клянитесь именем Божиим и другого не заклинайте и не проклинайте. Судите по правде, взяток не берите. Денег в рост не давайте. Бога бойтесь, князя чтите; рабы, повинуйтесь сначала Богу, потом господам своим; чтите иерея Божия, чтите и слуг церковных. Не убивай, не крадь, не лги, лживым свидетелем не будь, не враждуй, не завидуй, не клевещи; блуда не твори ни с рабою, ни с кем-либо другим; не пей не во время и пей умеренно, а не до пьянства; не будь гневлив, ни дерзок; с радующимися радуйся, с печальными будь печален; не ешьте нечистого; святые дни чтите. Бог же мира со всеми. Аминь»94. Так поучал святитель Божий!
Святость жизни блаженного епископа Луки оказалась несомненною, спустя 500 лет после его кончины. По случаю пристройки к приделу Иоакима и Анны, мощи его, в святительском омофоре, обретены нетленными и положены в Мартириевой паперти Софийского собора95.
О блаженном Германе, Новгородском епископе, по летописям известно, что он хиротонисан в 1078 году и преставился в Киеве в 1096 году96. Блаж. Симеон поставляет его между воспитанниками Пещерной обители97. И по ркп. святцам видим его между Печерскими подвижниками. К Киевским подвигам блаж. Германа должны мы отнести основание монастыря на Берестове, известного в летописях под именем «Германеча» и Спасского. Оправданием тому служит как современность св. Герману игумена и основателя монастыря Германеча, известного в 1072 году98, так и совершенно подобные деяния другого Печерского подвижника и епископа, св. Стефана, оставившего свое имя монастырю «Стефанечу»99. Монастырь «Германеч» в 1096 году (июля 23-го) был опустошен Половцами100. В том же году св. Герман совершил свое последнее путешествие в Киев. При такой близости двух событий, вероятно, что несчастие Спасской обители и вызвало основателя ее в Киев, откуда он уже более не возвращался в Новгород101.
По летописям в 1153 году «игумен Аркадий срубил церковь Успения Святые Богородицы и составил монастырь, который стал убежищем христиан, радостию Ангелов и пагубою диаволу». Аркадиева обитель с деревянным храмом Богородичным основалась в 3-х верстах от Новгорода102. При такой близости ее к городу мирские люди, утомляемые суетами, могли часто ходить в Аркадиеву обитель и здесь молитвами оживлять уставшую душу; жизнь иноков, заботливых о небе и вечности, без слов показывала каждому, что не для земли должен жить человек, а для неба, тем более страшно жить в грехах. Преподобный основатель обители был при том подвижником, от которого можно было научиться многому, на радость души. И благие чувства, благие расположения посетителей Аркадиевой обители были радостию для Ангелов, радующихся о грешнике кающемся. Блаженный игумен пользовался славою добродетельного и рассудительного человека: доместик Антониевой обители Игирик обращался к нему с вопросами о разных предметах и некоторые ответы его записал даже в число церковных правил103. Новгородцы высоко ценили достоинства блаж. Аркадия. В 1156 г., когда скончался в Киеве св. Нифонт, «собрался весь город и все захотели, чтобы был епископом Новгорода избранный Богом муж Аркадий; народ, князь Мстислав Юрьевич, весь клир св. Софии, все городские священники пошли и взяли его из монастыря и, введя во двор св. Софии, поручили ему епископию, пока придет митрополит в Россию»104. Так все единодушно признали в Аркадии того, кто может быть достойным архипастырем обширной Новгородской паствы. В 1157 году посвящен он митрополитом Константином в Киеве и возвратился в Новгород 13-го сентября. Во время его управления Новгородскою паствою не раз меняли посадников и князей; но ни разу не видно там ни убийства, ни грабежей, как видно в другие времена. Это зависело сколько от доброго великого князя Ростислава, столько и от внушений благочестивого святителя105. Из памятников архипастырского правления его сохранился до нашего времени стихирарь, замечательный по многим отношениям. Здесь в стихире на Рождество Христово читается: «Господу Иисусу рожьшуся от Святые Девиця». В стихире предпразднству Богоявления написано: «пакы Иисус мой очищается в Иердане». – В приписке к стихирарю упоминается состоявший при епископе Аркадии тиун Тупочель, как помощник его по управлению106. – Боголюбивый святитель мирно почил 19-го сентября 1162 года, «и его с великою честию положили в притворе св. Софии»107. – И по минее митр. Макария, и по ркп. святцам блажен. Аркадий – в числе святых108. Обитель, основанная им, существовала до 1764 года; каменный Успенский храм ее, построенный в 1186 году109, и другой каменный трапезный, построенный в честь Архангела Михаила в 1395 г.110, целы поныне111.
Родной брат св. Иоанна, архиепископа Новгородского, Гавриил вместе с братом подвизался в 1179 г. при построении на озере Мячине Благовещенского монастыря, употребляя на то и свою собственность. Когда св. Иоанн решился отказаться от кафедры для уединенного приготовления себя к вечности, то назначил в преемника себе блаженного Гавриила, и он, приняв с иночеством имя Григория, в 1187 году посвящен был в архиепископа Новгородского. Летопись заметила совершенное им освящение каменного храма в Аркадиевом монастыре. Каменный крест с надписью, поставленный при основании сего храма, доселе еще цел112. В летописи замечено еще следующее событие времени блажен. архиепископа: «в первый год его архиепископства был крестный ход от св. Софии к св. Архангелу Михаилу, на Михайловскую улицу; пели 9 песнь канона, как вдруг ударил такой страшный гром, что народ пал; деревянная церковь загорелась, но Бог сохранил (от бед) молитвами св. Архангела и св. Григория; не было никакого бедствия в церкви, только два человека найдены мертвыми в деревянном храме». – Блаженный Григорий управлял Новгородскою паствою шесть лет, напоминая ей своими добродетелями великого брата. Он скончался 24-го мая 1193 г. и погребен вблизи брата в Софийском соборе; мощи его обретены в 1558 году и почивают под ракою, на которой изображен святитель во весь рост113.
По смерти блаж. Григория в народном Новгородском правлении произошло разногласие о преемнике его: «одни хотели Митрофана, другие Мартирия, третьи Грека. Положили на престол св. Софии три жребия и послали с веча слепца взять жребий; и Божиею благодатию вынут был жребий Мартирия». – Мартирий был родом из Старой Русы, и здесь на острове основал в 1192 году Преображенский монастырь, поныне существующий. – Избранный посвящен был в архиепископа в Киеве 10-го декабря 1193 г. Первый год правления его прошел в тревогах. Сперва горели Ладога и Руса; потом от недели святых до праздника Успения были частые и сильные пожары в Новгороде; народ был до того напуган в Новгороде, что уже не жил в домах, а в поле. В мае 1195 г. блаженный пастырь заложил храм Богоматери на городских воротах. Осенью того же года основан им храм Воскресения Христова в новой женской обители у озера Мячина, а в следующем году 13-го сентября освящен. Летопись так говорит о сем подвиге святителя: «владыка трудился, палимый во время дня зноем, а ночью скорбел от заботы, как бы окончить и видеть в полной красоте церковь; чего желал, получил он, – Царство Небесное и радость нескончаемую»114. Между тем в том же году усердные два брата, Караваковичи, по благословению святителя, основали еще монастырь в Нелезине, на Лубяной улице, в честь св. Кирилла и Афанасия, монастырь замечательный и потому, что Новгородцы признавали потом в св. Кирилле защитника своего от Татар, и этот монастырь доселе существует115. В 1197 г. святитель имел утешение заложить в Плотницком конце храм св. м. Евфимии с девичьим монастырем, а постройку приняла на себя благочестивая Полюда, жительница Городища116. Блаженный пастырь продолжал заботиться и о полном устройстве основанного им монастыря в Старой Русе. В январе 1197 г. освящал он в нем храм в честь св. патр. Никифора; а в мае 1198 г. начал там же строить каменный храм Преображения Господня и освятил его в день Успения Богоматери; «блаженный, говорит летопись, веселился душою, устроив себе вечную память, а христианам честный монастырь»117. В том же году было изумительное происшествие: один набожный Новгородец каждый день посещал храм Божий и, с благоговением принимая антидор и просфору, с благоговением и вкушал. Раз нес он Богородичную просфору в дом и, по немощи, заснул на дороге. Псы, почуяв хлеб, подошли и хотели похитить просфору, но отскакивали прочь, отражаемые какою-то силою. Это было в виду людей. Когда доложили об этом блаженному Мартирию, он приказал на месте происшествия основать храм в честь Богородицы. Супруга князя Ярослава Владимировича Елена приняла на себя построить храм и женскую обитель, и в следующем году освящен на Торговой стороне, на Молоткове, монастырский храм Рождества Богородицы118. В 1199 году, вследствие сильных неудовольствий великого князя Всеволода на Новгород блаженный пастырь должен был отправиться с посадником и лучшими людьми во Владимир. Изможденный летами и трудами, «раб Божий архиепископ Мартирий» скончался на дороге на берегу озера Селигера, 24-го августа. Св. тело его привезли в Новгород и положили в притворе св. Софии, который потом назывался Мартириевою папертию и златою папертию119.
В 1201 году богатый Новгородец Добрыня Андрейкович, по благочестивым расположениям души, путешествовал в Константинополь и, возвратясь с Востока, постригся в Хутыне монастыре с именем Антония. В это самое время Новгородцам неожиданно не понравился архиепископ их Митрофан, которого сами они избрали в 1201 г. на место почившего Мартирия120. Кажется, его винили в том, что Новгород в 1211 году опустошен был пожаром, истребившим до 1300 дворов. Как бы то ни было, только от него не требовали ни объяснения, ни оправдания, и без всякого сношения с митрополитом отправили его в Торопец на житье, а на его место выбрали Антония и отправили к митрополиту для посвящения121. Но выбор, по отношению к избранному, был счастливый: Антоний отличался и благочестием и образованностию. О последней говорит его описание путешествия в Константинополь. В этом описании сообщил он Новгородцам сведения об иконах и иконописцах, виденных им, – о древнем иконописце Лазаре, написавшем в алтаре св. Софии Пресв. Богородицу с Предвечным Младенцем и двумя Ангелами, о дорогом блюде, подаренном св. княгинею Ольгою патриарху122. Антоний был искренним иноком, и митрополит посвятил его в архиепископа. По возвращении в Новгород, первым делом архиепископа Антония было то, что он обратил палаты Митрофана в храм препод. Антония, своего ангела. В 1218 году блаженный Антоний построил каменный храм св. мученицы Варвары в девичьем монастыре, который известен был еще в 1138 году, но теперь возобновлен заботливым архипастырем123. В том же году из Новгорода удалился князь Мстислав, принимавший особенное участие в избрании Антония, и вслед затем прибыл из Владимира Митрофан. Новгородцы, на первый раз, назначили Митрофану для пребывания Благовещенский монастырь; когда же Антоний отправился по делам служения в Торжок, они ввели Митрофана в архиепископский дом, а Антонию послали сказать: – пусть идет, куда хочет, – у них есть архиепископ Митрофан. Антоний, признавая себя законным пастырем, прибыл в Новгород. Тогда только Новгородцы поняли, что без митрополита не надлежало им распоряжаться участию архипастырей своих. Они просили обоих архипастырей отправиться к митрополиту на суд и послали с ними своих доверенных. Митрополит Матфей, посвящавший и Митрофана и Антония124, назначил Митрофана в Новгород, а Антония, на время удержав при себе, определил на праздную Перемышльскую кафедру125. Митрофан, спустя три года, скончался. Надлежало ожидать, что Новгородцы вызовут теперь Антония, по их вине потерпевшего неприятности. Напротив, в самый день кончины Митрофана, ввели они в дом архиепископский Хутынского инока Арсения. В 1225 г. Антоний прибыл из Перемышля в Новгород, сел на своей кафедре, и «Новгородцы рады были своему владыке»126. Спустя три года, Антоний, сильно заболев, добровольно (1228 г.) удалился в Хутынь монастырь; Арсений снова начал управлять делами епархии. С половины августа до 6-го декабря (1228 г.) шли проливные дожди, опустошившие поля. Народ, не оглядываясь на самого себя, взволновался и стал кричать: «тепло стоит так долго за то, что Арсений купил себе место у князя Ярослава и вытеснил Антония». Он вывел Арсения из архиепископского дома и едва не умертвил. Арсений убег в Хутынь, а Антония, против воли, привели в архиепископский дом и дали ему в пособие, для судебных дел, двух светских чиновников. Мятежники не довольствовались тем: они ограбили владычнего стольника, несколько других чиновников, в том числе и тысяцкого, по подозрению в том, будто они наводят на зло князя Ярослава127. Но Антоний стал сильно болен и совсем онемел. Прибывший (в 1229 г.) в Новгород князь Михаил предложил вечу: «вот у вас нет владыки, а без него нельзя быть в городе; на Антония положил Бог руку Свою; можете ли вы терпеть такого даже в числе священников или игуменов?» Стали выбирать преемника Антонию, но опять явилось разногласие: одни хотели Волынского епископа Иоасафа, другие иеродиакона Спиридона, иные же кого-нибудь из Греков. «Положим три жребия, сказал князь Михаил, пусть решает воля Божия, кому быть архипастырем». С престола Софийского вынулся жребий Спиридона, и ему поручили заведовать делами архиепископа. Блаженный Антоний более двух лет лежал больным и немым в Хутынском уединении и, страданиями очищенный, преставился 8-го октября 1231 года. «Душа его, говорит летопись, взошла на небо, а мощи его с честию положены были в притворе святой Софии» 128.
В Софийском соборе хранится крест шестиконечный, в котором положена часть животворящего древа, в виде четвероконечного креста, с надпись: «Господи, помози рабу Своему Антону, архиепископу Новгородскому, давшему крест святой Софии». Этот крест употребляется при торжественном освящении воды, в день Богоявления и 1-го августа129.
После того, как св. Моисей в 1329 г. добровольно отказался от кафедры для безмолвной жизни, Новгородцы избрали на архиепископскую Кафедру Космодемьянского священника Григория Калеку. Послание его о рае свидетельствует, что по примеру многих других путешествовал он по Востоку и был любопытен для того, чтобы собирать необыкновенные по чему-либо мнения и рассказы о предметах, прикосновенных к вере130. избранный в архиепископа, принял он иночество и имя Василия и в 1331 году хиротонисан был во Владимире-Волынском. В то же время приготовились для него неприятности: великий князь Литовский Гедимин хотел, чтобы Псков, отдавшийся под его покровительство и доселе состоявший в епархии Новгородской, имел особенного епископа. Исполнение этого желания могло иметь благоприятные последствия для православия: Псковский епископ, близким надзором своим, мог охранить православие на пределах Литовских и Лифляндских от происков папизма и от оскорблений дикого язычества. – Но недальновидный и самолюбивый Новгород сильно оскорблялся желанием Пскова прервать узы зависимости от Новгорода. И митрополит Феогност не посвятил и Арсения в епископа Псковского. Самолюбие Гедимина сильно оскорбилось тем. Когда посвященный Василий со своей свитой отправился из Владимира в Новгород, Гедимин хотел дать ему почувствовать свое оскорбление, если не вынудит на согласие со своим желанием: он послал за ним Киевского князя Владимира Ольгердовича. Извещенный во время митрополитом о погоне, Василий со свитою успел, особыми путями, достигнуть Чернигова; здесь едва не произошло кровопролитной схватки; но Василий откупился деньгами и прибыл наконец в Новгород, где встречен был с радостию131. Еще до путешествия своего к митрополиту Василий начал дело общеполезное – заложил каменную стену вокруг Новгорода. Теперь он с радостию продолжал это дело, и в течение двух лет громадная постройка была окончена. В это же время (1333 г.) он возобновил Софийский собор, покрыл его свинцом и поставил на главе новый крест. Летопись, говоря об этом, прибавляет: «за то дай ему Бог и св. София в сем и в будущем веке отпущение грехов, ему и детям его Новгородцем»132.
Так как великий князь Калита, изъявляя гнев на Новгород за отказ в платеже закамской подати, производил опустошение в Новгородской области, и посадники, отправлявшиеся к нему для мира, возвратились ни с чем: Василий принял на себя ходатайствовать пред великим князем за Новгород. Отправясь с послами, он предложил великому князю в дар 500 рублей, лишь бы он оставил за Новгородом некоторые из его прав. Ходатайство не имело успеха, – но долг пастыря-патриота выполнен. Василий не остановился однако на том: в следующем году отправлялся он во Владимир к митрополиту, и вслед за тем Калига, возвратясь из орды, примирился с Новгородом, по нужде в помощи его для себя133.
В 1335 и 1336 г. попечительный архипастырь занимался строением церкви и, между прочим, построил при Софийском соборе, на место теремна, храм входа Спасителева в Иерусалим; стены храма расписаны были Греческим иконописцем Исаиею и его товарищами; для Софийского собора блаж. Василий устроил медные золоченые двери. На этих дверях особенно замечательна молитва блаженного архипастыря – голос души благочестивой: «Пречистая Госпожа, Дева Богородица! на Тебя возлагаю упование, Ты Ходатаица моя пред Сыном Твоим и Богом. Притекающий в честный храм Твой верно получает дары. Потому и я, смиренный и грешный раб Твой, архиепископ Василий, возлагаю надежду мою да Тебя, Пречистая Госпожа; к Тебе прибегаю и припадаю, преклоняю грешную главу мою и простираю недостойные руки мои, касаюсь пречистых стоп Твоих, – де отринь меня от лица Твоего, чтобы не потерял я, убогий, надежды. А тех, которые восстают на церковь Твою, посрами и низложи крестом Сына Твоего, верным людям подай радость, да хранят собственность дома Твоего». Эта молитва 1336 года134. В следующем году поднявшаяся вода Волхова разрушила мост, соединявший стороны Новгорода. За этим несчастием последовало другое: началась сильная ссора между сторонами Новгорода, едва не дошедшая до кровопролития. Архипастырь умирил горячую вражду тем, что на счет доходов кафедры возобновил мост135. Новое наводнение опять (1338 г.) сильно повредило мост и архипастырь, в облегчение бедных из Новгородцев, опять возобновил его своими людьми «и много добра сотвори христианам», говорит признательный летописец136.
Страшный пожар 1340 г. вызвал архипастыря на самую усиленную деятельность. Пожар, начавшийся на Разваже, в конце города, истребил Перевский конец и с Чудинцевой улицы перебросился в Кремль, истребил дом владыки, опустошил Софийский храм, из которого не успели вынесть всех икон. – Пламя так было сильно, что не остановила его вода Волхова: пожирая Волховский мост, перешло оно на Торговую сторону и здесь обратило в пепел дома, лавки, храмы. Испуганному народу казалось, что настал конец миру. Нс успевали выносить ни из храмов утвари, ни из домов имущества. К большему несчастию, дурные люди спешили пользоваться бедствием других: грабили и уносили все, что было спасено от огня. Всего сгорело 48 деревянных церквей и 3 каменных. Попечительному пастырю пришлось теперь и облегчать беспомощную бедность и восстановлять свой дом и храмы. Он опять покрыл свинцом Софийский собор, устроил новый иконостас, исправил иконы и стены собора; построил для себя дом, слил большой колокол и восстановил мост на Волхове. Когда же в 1342 году новый пожар навел ужас на жителей, – архипастырь пригласил всех к общественной молитве и покаянию, наложил пост тридневный на граждан и сам с крестным ходом ходил от монастыря к монастырю и от одного храма к другому, по всему городу совершая моления об утолении гнева Божия137. Поднялось еще и другое пламя – пламя междоусобия: за убийство богатого и своевольного Новгородца, шумно восстала одна сторона на другую, и начался грабеж. – Архипастырь, не страшась бури народной, явился на шумное вече, и убеждениями своими успел остановить междоусобие: «и возвеличен бысть крест, а посрамлен дьявол», говорит летопись138. В последующие годы добродушный архипастырь много трудился для храмов Божиих. В Софийском соборе устроены им серебряные ризы на иконы Спасителя и премудрости Божией. Он и сам занимался иконописью; для Космодемьянского храма написаны им иконы; для Благовещенского Городищенского храма, тогда перестроенного, написал он храмовую икону; в Борисоглебском храме поныне цела писанная им икона св. князей Бориса и Глеба. – Признательный современник говорит: «Дай ему, Господи, жить много лет на сем свете и на том поставь его одесную Себя, – он много потрудился для Церкви Твоей»139.
В 1346 г. архиеп. Василий являлся в Москву приглашать вел. князя и митрополита в Новгород. Деятельный пастырь отличен тогда от других митрополитом: ему даны были крещатые ризы140. После того, прислан был архиеп. Василию белый клобук патриархом Константинопольским141, который сам около этого времени украшался этим знаком чистоты душевной142. Преемники Василия носили белый клобук, как отличие кафедры143. Спустя полтора столетия после Василия, написали «повесть о белом клобуке». В ней рассказывали, будто белый клобук дан был имп. Константином Римскому папе Сильвестру и долго хранился в Риме, пока один из пап, устрашенный чудесными явлениями, не отослал его в Цареград к патр. Филофею; Апостолы Петр и Павел сказали в видении Филофею, что Царьград скоро взят будет неверными и велено отослать белый клобук в Новгород144. Собор 1667 г. назвал эту повесть баснословною и – справедливо. В ней, кроме мысли о присылке клобука в Новгород из Константинополя, – все вымысел, и вымысел детский: для клобука не бывает чудес! Белый клобук блаж. Василия, из белого крученого шелка, хранится в ризнице Софийской и дает чувствовать, что он был на главах великих святителей, хотя и не был в Риме145.
Блаженный Василий отличался преимущественно практическою мудростию. В 1349 году Магнус, Шведский король, усердный слуга папы, прислал сказать Новгородцам: «пришлите на совет своих умных людей, а я вышлю своих, пусть они рассудят, какая вера лучше? Если ваша окажется лучшею, перейду в нее; а если наша, вы должны принять нашу; если же не хотите единства, иду на вас войною». Архипастырь, посадник и тысяцкий, по общему совету, отвечали: «если хотите знать, какая вера лучше, наша ли, или ваша, пошлите за тем к патриарху – мы приняли веру от Греков. Если же между нами есть дело государственное, посылаем послов для переговоров». Посланный тысяцкий, явясь к Магнусу, спросил: какую обиду нанес Новгород королю? «Обиды никакой нет, отвечал король: но если не принимаете моей веры, иду войною». Так слуга папы мечом проповедует веру! Магнус осадил Орехов (нынешний Шлиссельбург), а Ижорцев послал силою крестить по обрядам папизма, несогласных же на перекрещение предавать смерти. Новгородцы выслали малую дружину для защиты своих подданных единоверцев – Корелов. Дружина разбила отряды Шведов. Но с Магнусом было много войска. Великий князь, по просьбе Новгородцев, прислал только незначительный отряд, да и тот, услышав, что Орехов взят, удалился с поля битвы. Новгородцам пришлось одним рассчитываться с Магнусом; призвав в помощь Бога и св. князей Русских, они выгнали Шведов из Орехова и преследовали их до Выборга.
Сношения Новгорода с Тверью, в которые вступал Новгород во время войны с Магнусом, вызвали Василия на письменное сношение си. епископом Твери о вере. Василий писал к Тверскому епископу Феодору «послание о рае». Это послание показывает собою, что блаженному Василию не был дан дар разумения веры в таком же обилии, в каком даны ему житейская мудрость и ревность к общему благу отчизны. В послании доказывается, что рай и доселе на земле и его видели видоки146.
Как велика была любовь блаженного Василия к пастве своей, показал он в последние дни свои. В 1352 году разразилась в Пскове «черная смерть», переселившая пред тем в другой мир миллионы на Востоке и в Европе. В Пскове, с весны до зимы, она едва оставила в живых треть жителей. Псковичи общим советом послали просить архипастыря прибыть в Псков и помолиться за паству. Василий, ни взирая на опасность, отправился утешить и подкрепить скорбных детей своих. Он служил в соборе св. Троицы, потом в трех других церквах, обошел крестным ходом весь город. Народ с воплем взывал; Господи, помилуй! Блаженный пастырь оставил Псков утешенным, и смертная эпидемия скоро окончилась там. Но сам добродетельный пастырь на дороге сильно занемог и в обители Архангела Михаила, на устье реки Узы, впадающей в Шелонь, скончался 3 июля 1352 г. Много трудившееся тело его привезли в Новгород; святитель Моисей отпел его в Деревяницком монастыре, где мощи его покоятся под спудом, в Воскресенском храме147.
В 1415 году, на место отказавшегося от кафедры архиепископа Иоанна, жребием избран был инок Хутынского монастыря Самсон. В следующем году митрополит Фотий хиротонисал его в архиепископа и наименовал Симеоном. В том же году новый архиепископ построил в честь святителя Петра каменный храм, поныне целый. В 1416 году «черная смерть» перешла из Твери в Новгородскую область. Умирающих было так много, что не успевали хоронить. Страшное бедствие вызвало и забывчивых на раскаяние. Святитель Симеон, постригши двух посадников в иночество, с семью соборами Новгородского духовенства обошел весь город, совершая моления об утолении гнева Божия. Новгородцы, одни на лошадях, другие на себе, привезли из леса бревна, и в один день построили храм св. Анастасии, а святитель освятил его и совершил в нем литургию (29-го октября 1416 года). Кающаяся любовь не обманулась в надеждах: мор ослабел148. В 1418 году, по милости одного негодяя, поднялось было страшное междоусобие в Новгороде. Какой-то Степанко, по личной злобе, поймал боярина Божина и стал кричать: «добрые люди! помогите мне управиться с злодеем». Народ, без всякого исследования, бросил боярина в Волхов. – Спасенный рыбаком, боярин потребовал негодяя к суду. Чернь взволновалась, начали звонить по всему городу. – Начались грабежи. Приписывая богатым дороговизну хлеба, разрушили дворы богатых. Вся Торговая сторона поднялась на Софийскую, многих побросали в Волхов. Святитель собрал духовенство в Софийский храм, вышел с ним и со св. иконами на мост и, проливая слезы молитвы, благословлял обе стороны св. крестом. Шум и волнения унялись, явилось умиление. Архипастырь послал архимандрита и духовника на Ярославов двор к посадникам сказать: владыка благословляет всех идти по домам. И мятежные толпы разошлись. «Слава Богу, говорили образумившиеся: Он послал нам святителя учительного, который может одних вразумити. духовным наставлением, других грозою запрещения. Вот и эту брань укротил он силою креста Господня и своим увещанием. Да сохранят нас молитвы его от подобных бед»149. Поныне подле Волховского моста стоит высокий деревянный крест, называемый чудным. Это тот самый, которым святитель Симеон утишил народный мятеж150. Он первый раз водружен был св. князем Владимиром на месте, где начинали строить каменный Софийский храм. В 1065 году эту святыню похищал у Софийского храма князь Всеслав Полоцкий, но в том же году тайно возвратил151.
Святитель Симеон был пастырь с прекрасным даром слова и с ясным разумением истин веры. В октябре 1418 года был он в Пскове. Псковичи приняли его худо, они не допустили его совершать служение с обрядом православия в Псковском соборе. Блаженный пастырь не хотел спорить с людьми упорными. Пересмотрев судные дела, он при прощании предложил им на бумаге превосходное поучение: «Благородные и почтенные мужи! писал святитель. Вы знаете, что, какая честь воздается святителю, она воздается Самому Христу, от Которого все мы ожидаем сторичной награды в вечности. Итак, воздавайте, дети, честь своему святителю и вашим духовным отдам, наставляющим вас в опасении; воздавайте с покорностию и любовью, не докучая им пытливостиио, не делая пререканий наставнику, своему отцу. Смотрите за самими собою и за своим спасением, укоряйте и судите самих себя, плачьте о грехах своих. Не похищайте чужого. Не радуйтесь бедам братии своей. Не мудрствуйте сами по себе, не превозноситесь, но со смирением повинуйтесь духовным отцам своим. Живите, как следует жить православным христианам, состоящим под законом Божиим. – Не обижайте Церкви Божией: Церковь Божия не переносит обид ни от кого. Не вступайтесь, дети, ни в какие дела церковные, которые изначала принадлежат епископии, дому Божию св. Софии, как было при прежних архиепископах, не вступайтесь в земли, воды, суды, печать и другие церковные пошлины. Если же кто вмешается во что-либо церковное, вы сами, «дети, поставьте его на место и снимите грех с души своей по указанию церковных правил, не ожидая на себя суда, по правилу св. отцов»152. Вот и еще пастырское наставление блаженного пастыря, – наставление Снетогорскому монастырю: «Приказываю игумену и всем старцам, писал он, крепко хранить монашеское житие, чернецам быть в послушании у игумена и старцев, каждому иметь духовного отца; кто не будет слушаться, таких удалять из обители, причем вклада не возвращать им. Если чернец умрет, то все оставшееся после него имущество составляет собственность обители и братии, а мирские люди не должны прикасаться к тому. Если чернец, вышедший из обители, станет поджигать мирских людей или судей на игумена и на старцев, такой будет под тяжестию церковного суда, равно и те миряне, которые вступаются в монашеские дела. Если же произойдет ссора между братиями, то разбирает их дело игумен со старцами и старостами Святой Богородицы, а миряне не вступаются»153.
В 1420 году Псковская паства блаженного Симеона видела в Чирске знамение на иконе Богоматери: на Чирской иконе ее текли из очей слезы; это явление повторилось и тогда, как икона принесена была с крестным ходом в Псков и поставлена в соборном храме. В страхе за будущность и в раскаянии за прошлое народ восклицал: «Владычице! защити нас».154
Не задолго до смерти блаженного архипастыря, Новгород два раза был в сильной тревоге. В апреле наводнение Волхова повредило мост, и городские улицы до того наполнены были водою, что ко многим храмам не было доступу и много потонуло людей. В мае, в полночь, нашли страшные громовые тучи, молнии превращали ночь в день, а дождь в день лился с сильным градом. Святитель со своим духовенством и благоговейными людьми пел молебен в Софийском соборе об утишении гнева Божия, а по другим церквам совершались моления священниками, и днем настала тишина. Это было 19-го мая 1421 года, а 15-го июня святитель почил мирно и положен на Мартириевой паперти155.
† Преставление преподобного Логгина Коряжемского
Преподобный Логгин долго подвизался в Обнорской Павловской пустыни. Это показывает и лежащий на его гробнице крест, на котором надпись говорит: «лета 7033 (1525) крест Христов Павловой пустыни». Крест, как видно, дан Павловою пустынию ее постриженнику в благословение на подвиги на новом месте. Блаженный Логгин некоторое время жил и в Сольвычегодском Борисоглебовском монастыре. Отселе он и друг его, Симон, удалились вверх по Вычегде и за 10 верст от Сольвычегодска, на устье реки Коряжемки, в глухом месте, расчистили лес, построили келью и часовню. Скоро собрались братия, построили храм в честь св. Николая и таким образом в 1535 году основалась обитель Коряжемская. Преподобный Логгин жил подвижнически и сам более других работал для св. общины: еще цел колодезь, выкопанный его руками вблизи храма; цела и его власяница.
Старцем придя на новое место подвигов, он жил здесь уже не долго, не более 6 лет. Он завещал похоронить его при входе в храм, чтобы, как говорил он, попирали его входящие в храм. В ркп. святцах читаем: «Преподобный Логгин, начальник Никольского Коряжемского монастыря на реке Вычегде, новый чудотворец, преставися в лето 7048 (1540) февраля в 10-й день». Спустя 16 лет после кончины, по особенному видению, святое тело его положено было в самом храме. Ныне мощи его почивают под спудом в каменном храме, построенном в 1665 году. – На старинном покрове вышит серебром и золотом образ его. Память его совершается по особой службе, сочиненной в давнее время вместе с житием и описанием чудес. – Еще цела фелонь, в которой преподобный совершал служение Господу156.
* * *
Послание к Акиндину.
Собр. лет. 1, 109–116. Арцыбашев, 1, 50–53.
«Голважня»– старая весовая единица для соли, известная и в Русской Правде: «вирнику взяти семь голважень». Впрочем, отношение ее к нынешнему весу еще не определено. Коссов обходит непонятные для него слова так: «oni barzo drogo przedawali – они очень дорого продавали». Paterikon. 119.
Собр. лет. 1, 120. 2, 287.
Кроме Поликарпа, Мономах в завещании, стр. 41. Собр. лег. 1, 120. По летописи, Боняк был под Переяславлем в мае месяце; летом же Половцы подошли к Лубнам и здесь были разбиты 12 августа. «Святополк пришел в Печерский монастырь в утреню, на Успение святой Богородицы; братия поздравили его с великою радостию, что враги наши побеждены молитвами святой Богородицы и св. отца нашего Феодосия. Святополк имел такое обыкновение, когда шел на войну, или в другое место, приходил поклоняться гробу препод. Феодосия и брал молитву у игумена, и тогда шел в свой путь». Так говорит Нестор... В отношении к Святополку – точность на стороне Поликарпа. Он показывает, когда и как произошла благая перемена в Святополке. Если после сего принять, что препод. Прохор преставился февр. 10 д., когда совершается память его, то надобно положить, что Святополк возвращен был в Киев Прохором еще прежде, чем Боняк явился под Перерславлем. Коссов о Прохоре: «жил около 1113 года Господнего» (Paterikon 117). Нет, – не дожил.
Поликарп в ркп. послании. Печерский патерик стр. 146.
См. сент. 7 и март. 11 д.
В Тихвинской церкви Софийской стороны есть и ркп. служба 17 в.
Нестор о Владимире: «поем и попы Корсунски» (Собр. л. 1. 50); Иоаким по всем летописям называется Корсунянином.
Никон. л. 1. 105 говорит, что когда Иоаким поставлен был в епископа Новгороду, тогда «и достальныя требища разори», след. предшествовало тому начальное истребление предметов суеверия; роспись владык и 3 Новгор. лет. относят прибытие Иоакима в Новгород к 989 г. (Собр. л. 3. 179, 207); это согласно с тем, что Иоаким Корсунянин взят был благоч. Влад. для насаждения веры. Иоакимова летопись говорит о христианах и храме Преображения, бывших в Новгороде до Добрыни.
Ист. Русс. ц. 1. 178. Супрасльск. лет. 10.
Татищева ист. 1 гл. 4. Отечеств. Записки за 1856 г.
Собр. л. 3. 207. 4. 175. 3 121. Супрасльская лет. 10. 11. Никон. л. 1. 103: «От Новгорода за 3 версты на Пидбе»; у Карамз. 9 пр. 258. Погодина исслед. V. 534, 535.
Известия 2 отд. акад. 6. 40–43. На последнем л. минеи: «Путята писал – даче криво, да исправите, но не кляните. Даче, вм. да аще, Новгородская поговорка. Показание канонов сей минеи в записк. акад. кн. 2 вып. 2 стр. 126. 127.
Карамз. 2 пр. 54. Собр. л. 3. 121. 179. Погодина иссл. У, 347. 348.
Собр. л. 3. 2.127, 128. Супрасльская лет. 11. В ркп. летописце Никольского дворищенского собора: «заложи церковь каменную св. страстотерпца Бориса и Глеба Сотко в каменном городе Детинце, идеже прежде была София при архиепископе Иоакиме, и тая церковь (Бориса и Глеба) разорена от Немец до основания, а стояла близ церкви муч. Андрея стратилата»; Сотко –изумительный богач и строитель храмов – любимый предмет народной поэзии Новгородской. Рыбникова народные былины. Спб. 1861. г. Безсонова калики, Спб. 1861 г.
Супрасльская летопись, стр. 11, называет Софийский монастырь десятинным, конечно потому, что в пользу кафедры собиралась десятина, на что есть указание и в Святославовой грамоте.
Макария опис. цер. древ. Новгор. 1, 39. 40. 424. 425Собр. л. 3. 208.
В 1598 г. сент. 12 «перенесены мощи из каменной палатки в собор и погребены в золотой паперти, подле Луки епископа, перваго епископа Иоакима Корсунянина, точию кости едины, а в вемли быша 668 лет». Собр. л. 3. 275.
Описание Новг. соб. стр. 24. 107. Ркл. святцы: «св. Иоаким первий епископ Новгород. родом Корсунянин». См. словарь святых стр. 120.
После Иоакима, учитель Ефрем «благословлен учити в его место. Он учил 5 лет, но святительства не сподобися». Прибывший в Новгород Ярослав избрал Луку. Собрание летопис. 3. 179. 200. Описание Румянц. муз. 510.
Собр. л. 3. 210. 211. 121. 178. 288. 5. 138.
Опис. Новг. Софийского соб. стр. 4. М. 1847 г. Опис. древ. в Новгороде 1. 43. М. 1860 г.
Собр. лет. 3. 122. 179. 212. 5, 138. 139.
Поучение изд. в 1 ч. достопам. стр. 7–10. М. 1845. По другому списку с некоторыми, не важными, отличиями, напеч. у преосв. Макария в Ист. Рус. Ц. 1,262. 263. Последний список не лучший, хотя и более древний.
У Румянцева № 154, житие св. Никиты: «обретоша гроб шестью дсками каменными соделав; на верхней каменной дске воображение бе честнаго креста... и отверсти его повеле (архиепископ) и абие виде мощи святительски, свидетельствующему омофору, яко быти епископу лежащему во гробе том. Взем же мощи оны, архиепископ внесе в притвор великия церкве, иже суть притвор с полуденныя страны. Взыскающе же по памятованием обретоша, яко ту погребен есть епископ Лука, иже бе от крещения вашего вторый епископ великому Новгороду». Это было в 1558 г. Ркп. святцы: «св. Лука епископ преставися в лето 6562», в другом списке прибавлено: «окт. в 15 день». См. пр. 51. Св. Лука епископ написан на столбе, в алтаре собора. Опис. Новгор. соб. стр. 94. 107. Спб. 1858. Память св. Луки местно чтится 10 февраля вместе с другими святителями. Словарь святых стр. 170. 77–80. Словарь 1836 г. стр. 170.
Собр. л. 3, 122. 179. 213. 5, 147.
Послание к Поликарпу, см. мая 10.
Собр. л. 1. 78. 79. 99. 2. 6. Карамз. 2 прим. 240. 3. пр. 3.81. В 1806 г. Германов монастырь, или Спасский на Берестовом, был деревянный, почему η сгорел. Отселе очевидно, что Берестовский Спасский храм каменный построен после 1096 г., и Кальнофойский ошибается, показывая, что сей каменный храм построен св. Владимиром.
О св. Стефане, см. апр. 27.
Собр. л. 1, 99.
Мелетий Сириг в каноне святым Киевским призывает в помощь иерархов Луку и Германа. Акафисты, К. 1674 г.
Собр. лет. III, 11. 215. IV, 8. В 3 Новгород. лет. сказано: «сей Аркадий во игуменстве заложи церковь каменную Успения». Но это – ошибка. Им построен деревянный храм. Собр. лет. III, 11. 97. IV, 8.
Памятники XII века стр. 181. «Телнаго ради женскаго с Оркадьем молвих, се со игуменом, а творяшеся и епископа прошав и инех, а не подкладоша ни за что же». О другом предмете: «Прашах и сего: ажь девица лезете на девицю... И Аркадий молвяше: то есть акы содомскыи грех».
Собр. лет. III, 12. 180. IV, 9.
Собр. лет. III, 12. 13. 180. II, 83, о св. кн. Ростиславе см. марта 14 дня.
Стихирарь Новгород. Софийск. б-кн на л. 99 приписка: коньцяшася книгы сия мес. сентября в 13 день на канон Взъдвиженья, от мес. июня, при епископе Аркадие и при тиюне Тупочеле». – После того одним и тем же почерком написаны стихиры и канон св. кн. Борису и Глебу и канон Апостол. Петру и Павлу. Содержание стихираря – в изв. акад. VI, 58–61. Начальных 8 тетрадей его недостает. Но другой стихирарь того же XII века, принадлежащий ныне академии наук, сохранился во всей полноте. Зап. 2 отд. акад. кн. 2 стр. 121–126.
Собр. л. III, 13. 180. 215. IV, 11.
Святцы: «св. Аркадий епископ преставился в л. 6671 мес. сент. в 18 день». В минее Макария память св. Аркадия, епископа Новгород. – под 18 сент. В Отенских святцах 1718 г. прибавлено: «положен бысть в Маргириевой паперти: повествует о нем в письменных четьих минеях, в соборе в той день», т. е. читают в соборе 18 сент. Житие его по четьим минеям Макария. Словарь: «память его празднуется в соборе февр. 10 и окт. 4 обще с другими угодниками».
Собр. л. III, 126. Изв. акад. VI, 378.
Собр. л. III, 97.
Макария Новгор. древн. I, 652. 536.
Собр. л. Новг. и IV л. под 6696 и 6697. Изв. археол. общ. II, 97.
Собр. л. 3, 17–21. 216. 217. 5, 168.169. Ρκπ. святцы. «Святый Григорий архиепископ, брат Иоаннов, преставися 6700 месяца в день». Описание Новг. Софийского собора стр. 94. 100–102. Спб. 1858 г. Здесь в надписи на гробнице день преставления – 24 мая.
Собр. л. III, 21–23. 127. 216. 217. IV, 18. V, 169.170. Макария опис. древн. 1, 541–543.
Собр. л. III, 23. 24. 52.. 217. IV, 18. 94. Макария древности, 507, 508. Только напрасно о. Макарий, из того, что Новгородцы считали св. Кирилла защитником своим от татар, выводит заключение, будто монастырь после 1239 г. был вновь перестроен. Иначе точно такое же заключение надлежало бы составить и о храме св. Софии.
Собр. л. III, 24. 127. 217.
Собр. л. III, 24.
Собр. л. 3, 218. 25. Макария опис. древн. I, 331–333.
Собр. л. 3, 24. 25. 218. 5,171. Св. Мартирий архиепископ изображен на столбе в алтаре собора. Опис. Новгор. Соф. соб. стр. 94. Спб. 1858.
Собр. л. 3, 25. 31. 7, 118.
Собр. л. 3, 31. 128. 180. 219. 7,118. В последней сказано: «пришел бяше из Царягорода Добрыня Андрейкович и привезе с собою гроба Господня и постригся на Хутыне у св. Спаса». В Софийском соборе поныне хранится мера гроба Господня, т. е. то самое, что привезено Добрынею.– Опис. Новг. Соф. соб. 115.
Отрывки описания у Сахарова в ИБСЛЕД. о Русс. икон. 2. 10.
Собр. л. 3, 8. 36. 219.
Он был митрополитом после Никифора 2 († 1197 г.) и скончался 26 августа 1220. Собр. л. 1, 184. 188. 3, 25. 4, 19.
Собр. л. 2, 36. 38. 180. 219. 4, 26. 27. 7, 128.
Собр. л. 3, 39. 42. 180. 219. 4, 28.
Собр. л. 4, 39. 42. 180. 219.
Собр. л. 3, 42. 48.180. 181. 219. 4, 29. Никонов. л. 2, 368. Почти везде повторено: «бысть в болезни, онемев, не глаголя, лет 6 и 7 месяцев и дний 9». Но этот счет неверен, несогласен с показаниями самых летописей. – Здесь сказано: «в том же (6740 л.) преставися архиепископ Антоний». По ркп. святцам нреставидся 17 января. Опис. Соф. соб. стр. 115.
Снимок с креста – в 1 отд. древн. Рос. госуд. № 25. 48. 49. Опис. Новг. Соф. соб. 169–170.
Послание о рае. «Самовидец есмь сему, брате, егда Христос, идый в Иерусалим на страсть вольную, затвори Своима рукама врата градная и до сего дни не отворимы суть; а егда поствся Христос над Ерданом, своима очима видел есмь постницу Его, и сто финик Христос посадил, недвижимы суть, и до ныне не погибли, не погнилн». Собр. л. 6, 88.
Собр. л. 3, 75. 76, 224.
Собр. л. 3, 75. 76.
Собр. л. 3, 77.
Собр. л. 3, 77. 131. 225. 4, 53. Медные двери ныне находятся в Успенском соборе г. Александрова, бывшей Александровской слободы; они увезены сюда по воле грозного царя. Описание Нов. собор. 141. 142. Спб. 1858 г. Владимир. сборник, стр. 101. 1857 г. Описание дверей в VI отд. древн. Рос. госуд. стр. 72–84.
Соб. л. 3, 77. 131. 4, 53.
Собр. л. 3, 78.
Собр. л. III. 79–81. 131. 225. Опис. Новг. соб. 45. 3. 58. 64–66.
Собр. л. III. 81–82.
Собр. л. III. 83. Макария древности 2, 20. 105. 115. Опис. Новг. соб. 48. 32.
Собр. л. III. 225. IV. 57.
По позднему списку завещания пр. Лазаря (см. март. 8), белый клобук доставлен Василию от патриарха в 1347 г. и след. прислан п. Исидором Бухирою. Во 2 Новгор. л. под 9952 г. (стр. 140) сказано: «клобук белый дал патриарх Иерусалимский владыке Василию, а патриарху дал папа Римский, и с тех мест клобук белый в Новгороде». Но Василий был архиепископом с 1331 г. Относительно патриарха известие Лазаря, доставленного клобук, конечно, должно быть предпочтено всякому другому известию. В 3 Новгор. л. под 6843 г. (стр. 225) сказано: «При сем архиеп. Василие принесен бысть белый клобук от царя Константина и папы Сильвестра в вел. Новгород, иже и доныне Новгородские митрополиты на главах своих подобием носят». – Год доставления клобука здесь также не показан, а прочее взято из повести о белом клобуке.
В 1341 г. к. патриар. Иоанн украсил белое головное покрывало свое золотом с изображениями Спасителя, Богоматери и Предтечи. Contacuz. III. с. 36.
Соборная грамота 1564 г. (Ист. акт. 1. 333) предоставила Московскому митрополиту носить белый клобук с рясами и херувимами, как носил Новгородский архиепископ.
Дмитрия Герасимова послание к Геннадию о белом клобуке напечатано суеверами в Супрасле 1756 г. Оно же не редко встречается в рукописях. Обзор. Русс. дух. литер. § III.
Опис. Новгор. собора стр. 194–196. Древн. Рос. гос. отд. 1. № 57. Макария древн. Новг. 2. 343–359. Украшения клобука, без сомнения, не принадлежат временя блаж. Василия, а как указывает и опись 1690 г., устроены архиеписк. Леонидом (1576 г.).
Собр. л. 5. 226. 6. 87. 89. 7. 210. 214. Обзор дух. литературы. § 67. Шевырева ист. III. 237–239.
Собр. л. III. 58. IV, 62–64. 191. Ркп. Святцы: «св. Василий архиепископ преставися 3 июля 1352 г ». Описание Новгор. святцы 1634 г. в Чтен. Общ. Ист. 1862 г. кн. 4.
Собр. л. 3. 106. 107. 135. 136.
Собр. л. 3. 107. 103. 4. 117. 113. 5. 261.
В летописях сказано, что молебствие совершено было на Волховском мосту. Но так как на Волховском мосту молились пред чудным крестом (Собр. л. 3. 167. 245), то известие летописей означает тоже, что молились пред чудным крестом.
Материалы статистики стр. 43. Спб. 1831 г. Собр. л. 3. 2. В л. 6577 (1069): «обретеся крест Владимира в Святой Софеи на полатах, егоже взял бе князь Всеслав ратию в святей Софии» Смотри о сем кресте изв. археол. общ. 2. 86–89.
Собр. л. 4. 418. 419. 5. 23. Нивоч. л. 5. 722.
Ист. акт. 1. № 24.
Пролог июля 16,1646 г. Ист. кн. Пск. 3. 115. 168.
Собр. л. 3. 109. 138–140. 183. 237. В Соф. лет. (6, 142) днем кончины св. Симеона показан 15 д. июля. Но это – ошибка писца. По всем летописям Симеон управлял паствою 6 лет без 2 месяцев и 4 дней, а он избран 14 августа 1415 г. По ркп. святцам, «святый Симеон apxепископ преставился 1421 г. июня в 15 день». По летописи (Собр. л. 3, стр. 241) в 1462 г. «на двух гробех кровь явися у архиепископов Новгородских Симеова и Мартирия, у Софии, Мартириевой панерти». Макария древности Новг. I, 73. В Тихвинской церкви Софийской стороны ркп. служба святителям Новгородским 17 в.
Ист. иер. 4, 778. 782. Матер. статистики страв. 70. Спб. 1831 г.