5-е
Преподобного Саввы Освященного
Преп. Савва родился в царствование Феодосия младшего в Каппадокии, в селении Муталаске (ныне Таласи, в восьми верстах от Кесарии); в молодых летах, именно 8 лет, удалился от худого житья у дядей во Флавианову обитель (ныне монастырь Предтечи, в деревне Зиндзидере, в верстах трёх от Таласи, на краю скалы) и жил в ней десять лет; тут он изучал св. Писание и навыкал монашеской жизни. Получив благословение от настоятеля, восемнадцатилетний Савва отправился на Богомолье в Иерусалим.
Придя в Палестину и обойдя святые места, он пришёл к преп. Евфимию Великому (20 января) и просил его принять в свой монастырь; а Евоимий отослал его в дальний монастырь к преп. Феоктисту (3 сентября), где Савва и исполнял разные послушания в продолжение десяти лет. По кончине Феоктиста, подвизался один в пустынной пещере, занимаясь рукоделием (плёл кошницы), и только в субботу приходил в лавру на Богомолье. Оттуда вызвал его через пять лет Евфимий. По кончине Евфимия, имея тридцать пять лет от роду, Савва снова начал жить в пустыне, близ Иордана. Вскоре к нему начали приходить монахи и желающие монашества; таких собралось до семидесяти. Он принимал всех с радостью и на пожертвования благочестивых людей выстроил церковь и лавру, известную под его именем. Особенно благотворил ему патриарх Иерусалимский Мартирий (478–486). Несмотря на то, что число братии лаврской возросло, Савва не принимал священства по смирению, и из братии никого не возводил на степень священства, для совершения же Богослужения (раз в неделю) просил священника со стороны. Когда же возник ропот, и некоторые из братий с лукавством просили патриарха Саллюстия, преемника Мартириева, дать им игумена (желая тем устранить Савву), то патриарх, вразумив недовольных, не объявляя о том Савве, против воли рукоположил его в пресвитера и, посетив лавру, представил его всем, как Богодарованного игумена. Посему и называется Савва Освящённым, то есть по нынешнему словоупотреблению иеромонахом; ибо в те времена монахи и игумены вообще в редких случаях священство принимали.
Преп. Савва написал первый устав последования церковных служб, известный под именем Иерусалимского (или Типика св. Саввы). Скончался в 532 году, имея 94 года от рождения.
† Преставление преп. Нектария Бительского
Когда Турки намеревались захватить Битель, мать Николая, впоследствии Нектария101, работая на гумне, забылась кратким сном и видит: Пречистая повелевает ей бежать с мужем и детьми и скрыться где либо; Турки, говорила Пречистая, готовы захватить всю область. Когда удостоившаяся видения объявила о том мужу, – немедля ни мало вся семья оставила родное место; Турки вслед затем разграбили и опустошили Битель102, а благочестивая семья спасла жизнь свою от страшных дикарей.
Родитель Николая был уже в преклонных летах и потому с согласия жены поселился в обители бессребреников, находившейся на горе, соседней с Бителем; он взял с собой и сына Николая. Здесь принял он иночество с именем Пахомия и усердно подвизался для Господа. Местные христиане имели доброе обыкновение уделять часть плодов земных в пользу монастыря бессребреников, награждающих так чудно любовь к ним.
Николай, стремясь к жизни высшей и тревожась посещением мирян, пошёл в Афон. Здесь он просил подвижника Дионисия принять его под своё управление. Когда Дионисий спросил совета на то у старца Филофея, тот, лично незнакомый с Николаем, назвал по имени и его и отца его и с любовью принял его в свои послушники. Вскоре Николай принял иночество с именем Нектария и безусловно предал себя воле старца Филофея. Напрасно дух злобы старался возмутить Нектария против старца; не успев в том, он возбудил злобу в другом послушнике старца против самого Нектария: тот прямо стал говорить Филофею и Дионисию, что, если не отошлют Нектария, он убьёт Нектария. Напрасно старцы вразумляли несчастного и просили его усмирить сердце своё; – чтобы дать место гневу, старцы предложили Нектарию удалиться на время от них, пока придёт в себя завистливый брат.
Нектарий перешёл к проту Даниилу. Когда же умер блаженный Филофей, Дионисий, не вынося более дурного нрава послушника, сказал ему: пусть идёт куда хочет, а к себе принял Нектария. Дионисий и Нектарий занимались рукоделием и, питая себя, уделяли милостыню бедным. Блаженный Дионисий, исполненный дней, скончался.
Огорчённый до глубины души разлукой с любимым старцем, Нектарий всей душой обратился к вечности: удвоил молитвы, пост и труды. В последнее время он страдал от жестокой болезни; но – переносил страдание терпеливо. Очищенный подвигами и болезнью, он мирно предал дух свой Богу, 5 дек. 1500 г.
Спустя пять лет после кончины, ученики открыли гроб, и благоухание разлилось в воздухе. Мощи положены были в ковчег, и на верхней доске ковчега изображён был преподобный.
* * *
Жизнь препод. Нектария из Νεον εϰλόγιον нап. в Афонском патерике 2, 39–44.
Битель, так ныне называют Болгары, у Кедрина в 1014 г. Бутель, У Араба Эдрисп (Tafel, de provinciis р. 34). Бутили был столицей Болгарского царя Гавриила. – Cedrenus 2, 460, ed. Bonn.