3-е
Святого пророка Софонии
Софония, из колена Симеонова, живший в VII веке до Рождества Христова, современник пророка Иеремии и пророчицы Олдамы, жил при царе Иосии и, проповедуя покаяние народу Иудейскому, способствовал благочестивому царю в его стараниях об истреблении идолопоклонства. Удостоенный Божественных откровений, он пророчествовал о бедствиях, предстоящих жителям Иудеи и соседних с нею: Газы, Аскалона, Крита, Моавитянам, Аммонитянам и в особенности Ниневитянам: «И простру руку Мою на них, – возвещает он народу открытое ему Духом Божиим, – истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками, и тех, которые отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о Нем. И накажу тех, которые говорят в сердце своем: не делает Господь ни добра, ни зла».
«Близок великий день Господа, близок… уже слышен голос дня Господа; горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева – день этот, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы…»
«Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господня, и огнём ревности Его пожрана будет вся эта земля; ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли».
«Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришёл на вас пламенный гнев Господень…»
«Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня».
И назвав народы и города, подлежащие каре Господней, пророк продолжает от имени Господа:
«Остаток народа Моего возьмёт их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие. Это им за высокомерие их, за то, что издевались и величались над народом Господа Саваофа».
«Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов».
«И прострёт Он руку Свою на север и уничтожит Ассура и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня. И покоиться будут среди неё стада и всякого рода животные; пеликан и ёж будут ночевать в её резных украшениях. Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своём: “Я, и нет иного, кроме меня”. И вот, он стал развалиною, логовищем зверей! Всякий, проходя мимо его, посвищет и махнёт рукою…»
«Горе городу нечистому и осквернённому, притеснителю!.. Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается. Князья его посреди него – рыкающие львы, судьи его – вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. Пророки его – люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон…»
«Я говорил: “бойся только Меня, принимай наставление!” и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем; а они прилежно старались портить все свои действия».
Но вместе с угрозою гневом Божиим Софония предсказывает и милость Божию ко всему роду человеческому. – «И так ждите Меня, – передаёт он от имени Господа, – до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них всю ярость гнева Моего; ибо огнём ревности Моей пожрана будет вся земля. Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призвали имя Господа и служили Ему единодушно. Из заречных стран Ефиопии поклонники мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары».
«В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня; ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне».
«Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдётся в устах их языка коварного; ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их».
«Ликуй, дщерь Сиона! Торжествуй, Израиль! Веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою! Прогнал врага твоего».
«Господь, царь Израилев посреди тебя!» – возвещает боговдохновенный пророк пришествие Мессии, – «уже более не увидишь зла».
«В тот день скажут Иерусалиму: не бойся, и Сиону: да не ослабевают руки твои!»
«Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостию, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием».
Преподобного Иоанна Молчальника, епископа Колонийского
Иоанн, родом из Никополя в Римской Армении, на восемнадцатом году осиротевши, доставшуюся ему часть от имения родителей употребил на построение церкви во имя Пресвятой Девы в Никополе и, принявши монашество (в 472 г.), подвизался при той церкви с другими десятью монахами, плоть порабощая духу и укрощая страсти. И был он муж дивный по доброму житию, искусный наставник и мудрый игумен братии. Когда же достиг он двадцати восьми лет возраста своего, умер епископ города Колонии (ныне Когиласар, в 60 верстах от Никополя), и граждане обратились к митрополиту Севастийскому с просьбою поставить ему преемника. У всех на устах носилось имя Иоанна, игумена Никопольского монастыря, и митрополит, вызвавши его как бы по другому делу церковному, посвятил на Колонийскую кафедру (481 г.)
Приняв церковное правление, Иоанн не изменил своего нрава и обычаев, не отступал от правил монашеского жительствования и был для других образом доброго жития. В десятое же лето епископства его сделался правителем Римской Армении муж сестры его Пазиник, который начал озлоблять и смущать Церковь Колонийскую, мешаясь в духовные дела, силою извлекая из Церкви искавших в ней убежища, не позволяя церковным приставникам иметь попечение о церковных имуществах.
Иоанн много раз со смирением умолял его прекратить насилия и пакости; наконец, по смерти уже сестры, вынужден был идти в Константинополь просить защиты у императора Зенона (в 490 г.) и при помощи патриарха Евфимия успел в своём ходатайстве. По возвращении же, рассмотрев молву и многомятежие мира, умыслил оставить епископию и в безмолвии служить Богу. Посему, совершив Божественную литургию и отпустив пресвитеров и клириков, тайно вышел на приморье и, седши в корабль, направился к Иерусалиму.
Прожив некоторое время в Иерусалимском странноприимном доме во имя святого великомученика Георгия, как один из нищих, Иоанн по особому внушению пошёл в пустынную лавру преподобного Саввы; это было на тридцать восьмом году жития его. В лавре находилось тогда до ста сорока человек братии. Преподобный Савва принял Иоанна и поручил ему монастырскому эконому для трудов и работ монастырских, и приставил его экономом к строителям странноприимницы – варить пищу, носить воду, подавать камни и т. п. А через два года сделан был начальником странноприимницы и послужил братьям со смирением, кротостью и любовью. Проходя же и иные затем послушания, во всем поступал, как искренний раб Божий, и через шесть лет по поступлении в лавру сделан был экономом. После сего хотел преп. Савва сделать его пресвитером, как достойного и совершенного монаха. И так, взявши с собой Иоанна, пошёл в Иерусалим к патриарху Илии (494–517 гг.) и просил его рукоположить Иоанна. Иоанн же, видя, что не может таить своего сана, попросил патриарха наедине выслушать его и, заклявши никому не открывать, что услышит, сказал: «Святейший отец! Я был епископом города Колонии, но поскольку умножились грехи мои, оставил епископию и бежал; теперь же, как крепкий телом, служу братьям, чтобы их молитвы помогали немощной душе моей». Патриарх ужаснулся и, призвав Савву, сказал ему: «Иоанн открыл мне некоторые сокровенные свои дела, из-за которых не может быть пресвитером; пусть он ныне безмолствует, и пусть никто не беспокоит его». Преп. Савва весьма огорчился, думая, что ошибся в Иоанне; он провёл целую неделю в молитве и услышал голос: «Епископ не может быть опять пресвитером».
Иоанн остальное время жизни своей провёл в келейном безмолвии и скончался ста четырёх лет, в 558 году.
† Преподобного Саввы Звенигородского
«Добрым растением пустыни явился ты, преподобный, в юности избрав жизнь чистую, последовал духовному учителю и, по его наставлению, устремил весь ум свой к небу. И умным ты был наставником стада своего. Потому и Христос обогатил тебя чудесами, как прилично быть светлому светильнику. Савво, отче наш! Моли спастись душам нашим»25.
Так поёт Церковь преп. Савве!
В молодых летах расставшись с миром, блаженный Савва пришёл в пустыню к дивному Сергию и здесь принял монашество. Под руководством великого наставника обучался он послушанию, смирению, чистоте мыслей и тела, строгому посту. Он избегал бесед с другими и любил беседу с Господом; старался не оставаться праздным, но то участвовал в церковном пении, то занимался рукоделием и какою-либо работою. Он казался простым в глазах людей, но приобрёл мудрость духовную; часто плакал о нищете души своей и трепетал перед строгостью суда Божия26. Такими подвигами возрастал он в жизни духовной и даже «в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным»27.
В 1380 г. великий князь Дмитрий Иоаннович, после победы над Мамаем, пришёл в обитель преп. Сергия принести благодарение Господу, даровавшему победу, и исполнить обет свой. Перед походом на Мамая говорил он Сергию: «Отче! Если поможет мне Бог, и возвращусь я здоровым, поставлю монастырь в честь Успения Пречистой Богородицы». Теперь просил он преподобного найти удобное место для обители. Святой обошел места пустынные и ему понравился уединённый остров, омываемый Дубенкою, Дубною и Быстрицею, на северо-западе от лавры, что ныне на границах Тверской и Владимирской губернии. Преподобный пригласил великого князя и, согласно с его желанием, основаны были здесь храм Успения Богоматери и общее житие иноческое. Начальником пустыни преподобный поставил ученика своего Савву, мужа, говорит блаженный Епифаний, «зело добродетельного»28. Здесь, в тихой пустыни, преп. игумен Савва жил по-прежнему, в простоте строгого подвижника: питался только растительною пищей, носил одежду грубую, спал на полу и лил слезы о грехах29.
Когда в обители Сергия Никон, приняв после его кончины († 1391 г.) управление обителью, скоро пожелал жить в безмолвии, – ученики Сергия упросили преп. Савву принять на себя управление обителью, основанною общим наставником их. Это было в 1392 г.30. Преподобный пас стадо Сергия с усердием. Он оставил здесь память заботливого начальствования своего и тем, что по примеру наставника извёл молитвою источник чистой воды за северною стеною обители31. Но любитель безмолвия тяготился властью над обителью многолюдною; не могло не тревожить его и то, что, по назначению великого наставника его, блаж. Никон должен пасти стадо Сергия. Между тем, Звенигородский князь Юрий Дмитриевич, брат великого князя, часто посещавший обитель Сергия и много благодетельствовавший ей, хорошо знал преп. игумена Савву: он имел его своим духовником. Положив в душе устроить обитель в своём уделе, князь пригласил преп. Савву посетить дом его для преподания благословения Божия. Старец согласился. Князь открыл тайное желание своё и умолял святого принять на себя устроение обители близ Звенигорода, на горе Сторожевской. Преподобный осмотрел место, и оно ему весьма понравилось32. Пав перед иконою Богоматери, со слезами просил он Её покрова для пустынного места и остался на уединённой горе. Это было в 1399 г.33.
На горе святой поставил себе хижину и близ неё устроил небольшой деревянный храм в честь Рождества Богородицы. Скоро слух о его высокой жизни призвал к нему многих, искавших безмолвной жизни. Преподобный с любовью принимал приходивших к нему и устроил общежитие. В 1399 г. князь Юрий должен был, по воле великого князя, идти воевать с Болгарами. Перед выступлением в поход, благочестивый князь пришёл за благословением к духовному отцу своему. Святой старец помолился о нем, благословил его крестом и сказал: «Иди, князь, – Господь с тобою; ты победишь врагов и возвратишься здоровым». Юрий с войсками, своим и великого князя, в продолжение трёх недель взял несколько городов: великие Болгары, Жукотин, Казань, Кременчуг и другие и с богатою добычею возвратился в отчизну34. С радостью благодарил теперь князь преп. Савву за его молитву столько благоуспешную. Смиренный старец относил счастье к милости Божией и к добродетелям князя, особенно же к благотворительной любви его. Князь поспешил доказать благодарность свою делами, – он доставил обители Саввы разные пособия и дары. Каменный прекрасный храм в Саввиной обители остаётся поныне памятником трудов преп. Саввы и благотворительности князя Юрия35. Грамотою от 4-го мая 1409 г. князь Юрий Дмитриевич пожертвовал «в дом Пречистой отцу своему игумену Савве с братией» три села с деревнями и дома крестьян, которые будут жить в уступаемых землях, освободил от своих податей и суда36. Не смотря на богатые пособия духовного сына, преподобный не переставал сам трудиться для обители. Обнесши монастырь деревянною оградою, он сам выкопал колодезь под горою, который поныне доставляет прекрасную воду для обители; а для безмолвных подвигов своих выкопал себе пещерную келью в овраге, в версте от монастыря37. Ещё цела в обители риза, в которой преподобный совершал служение перед престолом Божиим; она белая тафтяная, с оплечьем темным, шитым струйками серебра и шелка38. Апостол писал: «всегда более усовершайтесь в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1Кор.15:58). Так жил он сам и к тому же побуждал учеников своих. Он достиг глубокой старости и мирно почил 3 декабря 1406 г.39.
Спустя много лет после кончины блаженного Саввы, как говорит составленное в половине XVI века описание чудес преподобного, игумен Дионисий, окончив вечернее правило, лёг заснуть. И вот является ему старец и говорит: «Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе». – «Кто ты и как зовут тебя?» – спросил Дионисий. «Я Савва, начальник сего места», – отвечал явившийся. Дионисий, поражённый видением, призвал ветхого старца Аввакума, который в юности своей видел блаженного Савву живым, расспросил у него, каков был видом преп. Савва? Аввакум рассказал о виде и росте его. «Точно таким явился мне ныне тот, кто велел мне написать лик его», – сказал Дионисий. Так как игумен был искусный иконописец и муж благочестивый, то он вслед за тем написал икону преподобного. – При том же игумене исцелился в обители Саввы бесноватый. Но более замечательно было третье событие при игумене Дионисии. Братия обители зароптали на игумена и сделали на него донос великому князю Иоанну. Дионисий испугался строгого князя, боялся явиться к нему и обратился с молитвою к преп. Савве. Явившийся во сне преподобный сказал Дионисию: «О чём скорбишь ты, брат мой? Иди, говори смело, не боясь ничего: Господь – твой помощник». В ту же ночь преподобный являлся и роптавшим на игумена. «Затем ли оставили мир, – говорил он строго, – чтобы с ропотом иночествовать? Вы ропщете, а игумен молится: что одолеет? В строптивых сердцах не живёт ни смирение, ни благодать Божия». После сна рассказали они видение друг другу в сильном смущении. Явившись к великому князю, ничего не могли они рассказать верного против игумена и остались в стыде. Сличая это сказание о чудесах преподобного с другими памятниками, должны мы положить, что чудесные события времени игумена Дионисия происходили не ранее 1480 г. и не позже 1490 г.40.
По всей вероятности, с того же времени в обители Саввы, как и в обители Сергия, где был он игуменом, началось благоговейное почитание преподобного Саввы. Это было как по обиходу Сергиевой лавры, так и по продолжению описания чудес41.
При игумене Каллисте приведён был ко гробу преподобного бесноватый. На первый раз он бежал из обители в лес и там залез на дерево. Когда с трудом привели его в обитель, игумен стал петь молебен преподобному у его раки, и бесноватый становился тише и тише, а потом и совсем исцелился. – Один инок, страдавший болью глаз до того, что не мог смотреть, молился со слезами при гробе преподобного об исцелении боли своей и отёр глаза покровом, лежавшим при гробе преподобного. Другой сказал с насмешкой: «Только запорошит глаза». Болевший глазами тотчас исцелел, а смеявшийся ослеп. Последний пришёл в себя и стал плакать и молить о прощении греха его и также был исцелён. Один мирянин до трёх раз был исцелён от болезни; болезнь возвращалась каждый раз, как только возвращался он в свой дом. Поняв из того, что преподобный призывает его к себе навсегда, он после третьего раза не возвратился в дом и в обители преподобного жил в добром здоровье42. Раз игумен Мисаил был очень болен. Пономарь Гурий шёл звонить к утрени. Благолепный старец спрашивает его: «Здоров ли игумен?». «Он болен», – сказал Гурий. «Скажи ему, – сказал старец, – пусть призовёт на помощь св. Богородицу и начальника обители Савву и будет здоров; а мне отвори двери». Пономарь, не зная, что это за человек, не хотел отворять дверей. Но тот пошёл сам в отворившиеся двери. Пономарь в страхе призвал товарища и стал укорять его: «Зачем ты оставил двери не запертыми?» Товарищ отвечал, что он запер двери. Когда же оба подошли к дверям, нашли их запертыми. – После утрени пономарь рассказал брату и игумену, что видел и слышал он. Игумен велел нести себя ко гробу и здесь после молебна выздоровел. Игумен Мисаил писал и в юридическом акте 1539 г., что он купил землю «в доме Пречистой и чудотворца Саввы»43.
Игумен Афанасий, известный по грамотам 1542–1555 гг.44, был муж благочестивый и крепко верующий. Таков же был и келарь его Геронтий. «Приспела память преподобного отца Саввы, – говорит Маркел, – келарь Геронтий взял благословение у игумена и пошёл сказать, чтобы готовили праздничную пищу в день памяти преподобного». Но сосуд с маслом разбился. Когда келарь, сказав о том игумену Афанасию, прибавил, что в другом сосуде есть масло, но его слишком мало, верующий игумен отвечал: «Надобно возложить упование на Господа и на Его угодника, чудотворца Савву, который может умножить и немногое; пусть готовят пищу». Действительно масла не только достало для пищи, но ещё осталось в избытке45.
Много других чудес совершилось по молитвам преподобного Саввы и в последующее время46. Самое замечательное из них было при царе Алексии. Инок Леонтий просил Бога послать ему страдание, чтобы тем заслужить венец. По окончании обычной молитвы его, входит в его келью старец с седою бородою и несколько сгорбленный, от которого изливался свет; он прикоснулся к устам дерзкого молитвенника, и Леонтий упал на пол без чувств. – Братия, узнав, что Леонтий лежит без чувств, и, признав его за угоревшего, отливали его водою; но он оставался в прежнем состоянии, так что готовили его к похоронам. Но мало-помалу больной стал показывать в себе жизнь и в первый день Пасхи опамятовался, но оставался без языка. В утрени Фомина воскресного дня подошёл к нему старец и, толкнув, сказал: «Встань, что сидишь?» Во время чтения второй кафизмы было то же самое, и в этот раз разрешился язык Леонтия. «Кто ты?» – спросил Леонтий явившегося. Старец говорил что-то в наставление Леонтию, но Леонтий в страхе не мог удержать в памяти слов его. После утрени из церкви прямо прибежал он к архимандриту Варлааму, в слезах восхищения упал к ногам его и сказал: «Благослови, отче!» Потом в присутствии брата рассказал он, как началась болезнь его и что с ним было. Это происходило в 1650 г., когда Варлаам первый из настоятелей обители произведён в архимандрита. Преподобный Савва раз спас жизнь самого царя Алексия. – На звериной охоте, до которой Алексей Михайлович был страстный охотник, на одинокого царя набежал огромный медведь; беззащитный царь счёл себя погибшим; но неожиданно явился старец и прогнал медведя. На вопрос царя: «Кто спас его?», старец отвечал: «Савва, инок Сторожевской обители». – В обители между живыми иноками, как узнал царь, не было тогда ни одного Саввы – и царь понял, что спас его преп. Савва.
В 1652 г. (19 января), по желанию царя Алексия, последовало торжественное открытие мощей преподобного Саввы47.
* * *
Служба на 3 декаб. в минее, Μ. 1645 г., у Румянцева № 397.
Маркеллово житие св. Саввы у Царского № 135. 264. Толстого № 2. 190, печатное Μ. 1646 г.
Никон. л. 4, 235.
Никон. л. 4. 235. Епифаний в житии пр. Сергия: «вручи игуменство от ученик своих Савве именем, мужу зело добродетельну». Маркелл: «прииде на речку зовомую Дубенку, – созда церковь во имя успения и избра от стада ученик своих сего блаженнаго Савву, о нем же повесть сия предложися». О месте Дубенской пустыни в чтен. Моск. общ. ист. 1860 г., кн. 1.
Маркеллово житие св. Саввы.
Маркеллово житие св. Саввы; пространное житие пр. Никона. Там и здесь сказано, что Никон «абие остави паству».
Симон Азарьин в опис. чудес, гл. 12. Предисл. к чудесам изд. во времен. общ. ист., кн. X, смесь, стр. 8. По описи Сергиевой Лавры 1642 г. за Конюшенными воротами, что ныне Каличьи, у конюшенного двора пруд «да посторонь его колодезь чудотворца Саввы». Колодезь и поныне называется Саввиным; он близ Воскресенской церкви, что в Какуеве.
Маркелл «яко же небесный рай благовонными насажден цветы, сие место обрет и зело возлюби е». По этим словам, Савва пришёл на Сторожу летом.
По Маркеллу пр. Савва был игуменом Сергиевой обители около шести лет; след. с 1392 г. до половины 1398 г. сл. пр. 12.
Маркеллово житие св. Саввы; Карамз. 5, 166. Арцыбашева т. 2, кн. 3, стр. 153.
Маркеллово житие св. Саввы; о построении каменного храма говорится и в службе св. Савве. Путешествие п. Макария 1656 г.: «соборная ц. в честь рожд. Пресв. Богородицы современна пр. Савве; первоначальная была деревянная малых размеров». В ист. иер. 2. 550 сказано, что каменный храм Сторожевской обители построен по образцу Троицкого Сергиевой обители. Но последний строился с 1422 г., а пр. Савва скончался в 1406 г., след. Сторожевский храм мог служить образцом для Троицкого, а не наоборот.
Ист. ак. 1. № 15.
Ч. минея 3 декабря. Смирнова опис. Саввина монаст., прим. 20.
Смирнова опис. Савв. мон., стр. 59, 60, прим. 108. В описи 1684 г. показывали полное облачение пр. Саввы кроме ризы, подризник, епитрахиль, поручи и пояс. В описи 1662 г. показан «канонник чудотворца Саввы». Но, к сожалению, и его ныне нет в обители Саввы.
Ркп. житие у Толстого 2. № 190. Ркп. святцы: «преп. Савва игумен Сторожевский Звенигородский, чудотворец, бысть ученик пр. Сергия, преставися в л. 6915 мес. декабря в 3 день».
Грамотой от 30 января 1490 г., данной Сторожевскому игумену Дионисию, Звенигородский князь Андрей Васильевич определил, какие когда брать пошлины с монастырских сёл (Ист. ак. 1. № 100). Князь Андрей Васильевич, владевший Звенигородом, Угличем с 1491 г. лишился всех прав владетельного князя; в 1491 г. для Саввина монастыря он дал несколько грамот и одну в 1470 г. (Смирнова опис. Саввина монаст., стр. 14. Я 15, прим. 31–33. 139. 144). В грамоте 1490 г., между прочим, писал он «а что была пошлина келарю да подкеларнику, и ты тое пошлины имать не вели». Не это ли ограничение доходов келара и подкеларника подняло бурю ропота против игум. Дионисия? Г. Смирнов допускает странность – выставляет двух игуменов Дионисиев, одного около 1430 г., показывая его иконописцем, написавшим образ Саввы; другого относит к 1490 г. и ставит его на суд перед в. князем. Но у Маркелла не только нет никакого основания для мысли о двух Дионисиях, напротив в описании первого явления Саввы говорит он: «многим летом прешедшим по преставлении пр. Саввы», и след. по его словам игум. Дионисий иконописец жил много лет спустя после св. Саввы, а не какие-нибудь 25 лет; иначе он был тот же Дионисий, который в 1490 г. был на суде пред в. князем.
В обиходе лавры, писанном в 1555 г., под 3 дек. читается: «в той же день Саввы Сторожевского славословие».
У г. Смирнова игум. Каллист поставлен преемником Евфросина, известного в 1454 г. и именно на основании записи Соломониды Бартеневой (стр. 81, пр. 141). – Но Бартенева говорит только, что отдаёт игум. Каллисту селище Михайловское в том виде, в каком покойный муж её купил у Сторож. игумена Евфросина. А по Маркеллову описанию чудес св. Саввы игум. Каллист был после игум. Дионисия, т. е. после 1490 г. В духовной своей грамоте 1515 г. пр. Иосиф Волоколамский признаёт «Каллиста, бывшего Сторожевского игумена», способным к управлению монастырскому. Ясно, что Каллист был игуменом Сторожевским 1495–1512 г.
Юрид. ак. № 80.
Смирнова опис. Саввина мон., стр. 86.
Маркеллово опис. чудес.
В настольной грамоте 1592 г. игумену Герману читаем: «преподобный отец Савва Сторожевский» (Юр. ак. № 383). В грамоте апр. 28 N 1595 г. «преподобного игумена Саввы Сторожевского монастыря строитель Нафанаил» (Ист. ак. 1. № 248). Келарь Симон в своём описании новых чудес пр. Сергия передаёт несколько случаев, в которых пр. Савва является действующим чудесно то один, то вместе с пр. Сергием.
Смирнова опис. Саввина монаст., стр. 92, пр. 172, стр. 26–32, пр. 75.