24-е
Св. преподобно-муч. Евгении девицы, её родителей Филиппа и Клавдии, служителей Прота и Иакинфа и девицы Василлы
Евгения – Римлянка, дочь знатных родителей – язычников (отец её – Филипп был правителем г. Александрии), отличалась блистательным образованием и привлекательной наружностью; родители её надеялись обеспечить и будущность её посредством блистательного супружества с одним из многочисленных искателей руки её, знатнейших и богатейших людей того общества, к которому принадлежала Евгения.
Но не увлекалась сама молодая Евгения мечтами ни о замужестве, ни о какой блистательной будущности. Случайно попало в её руки такое чтение, которое произвело переворот в её чувствах и понятиях, и ей стала вдруг чужда её языческая обстановка. Чтение это, а именно: послания св. Апостола Павла, перенесло её душу в совершенно иной, новый для неё и чудный христианский мир. Всей душой полюбила она проповедуемого Павлом Христа и преисполнилась жаждой познания Его. С этой целью искала она случаев сближения с преследуемыми тогда христианами, от которых могла услышать о Христе и просветиться Его учением. Поражённая высоким смыслом христианских песнопений, которые случилось ей выслушать однажды во время её прогулки загородом, Евгения решилась окончательно присоединиться к обществу христиан, и, не надеясь получить на это позволение своих родителей, опасаясь, наоборот, всякого препятствия в этом отношении с их стороны, она, убедив двух домашних слуг, Прота и Иакинфа, последовать за ней и переодевшись в мужское платье ради того, чтобы удобнее было скрываться от поисков за ней, скрылась из родного дома и явилась в мужской монастырь, назвав себя братом сопровождавших её слуг. Все они были приняты и вскоре приняли крещение от христианского епископа Елия, известного святостью своей жизни.
Всецело предавшись иноческому подвижничеству, Евгения достигла такого нравственного совершенства, что по смерти игумена обители единодушно была избрана на его место. Бог подкреплял её в её необычайных трудах и удостоил её дара чудотворений. Исцеляя молитвой больных, она приобрела известность; но слава, достигнутая ею, не могла обойтись без своих обыкновенных последствий: вражды и клеветы...
Обратив на себя внимание одной знатной женщины, по имени Меланфии, которую она исцелила от болезни, Евгения подверглась её мстительности за то, что с ужасом отказалась от её кощунственного предложения вступить с ней в незаконный союз, причём бесстыдная женщина предлагала передать мнимому иноку всё своё богатство.
– Замолчи, женщина! – с негодованием отозвалась Евгения – на слова Меланфии, – и знай, что не для того мы отрешились от всех благ мирских, чтобы прельститься богатством. Соединение с людьми у нас только – в любви ко Христу, и всё богатство наше – в познании истины.
Пристыженная и раздражённая до крайней степени Меланфия не остановилась тогда перед самой позорной клеветой, чтобы погубить святую подвижницу, которую она принимала за инока, и принесла на него жалобу, как на желавшего обольстить её...
Тогда-то, чтобы спасти и честь иноческого звания и братий своей обители, которых также успела вовлечь в ответственность злая женщина, так что подвергла их возможности быть замученными при обнаружении исповедания ими христианской веры, Евгения решилась ради изобличения клеветы открыть свою давнюю тайну перед правителем города, всё тем же Филиппом, родным отцом её...
Приведённая к нему на суд и ложно обличённая подкупными свидетелями, она обратилась к нему с следующими словами: «настало время нарушить молчание, которое долго соблюдала я... Настало время высказаться свободно и открыть истину ради обнаружения лжи, взведённой на нас. Не ради тщеславия, но ради славы имени Христова и ради того, чтобы не допустить торжества беззакония над невинностью и незаслуженного поругания над христианами, должна я открыть тайну, которую хотела сохранять до конца моей жизни...
«Много лет ты не видал меня, господин мой, правитель, и не узнал во мне под видом инока – родную дочь твою... Но теперь ты должен узнать, что такова сила святого имени Христова, что ею и слабые жёны не уступают в твёрдости сильным мужам, и не полагается между людьми другого различия, кроме степени веры... Все мы – одного духовного естества во Иисусе Христе, перед Которым не полагается различия между мужами и жёнами, как свидетельствует учитель христианский Павел... Потому и я, уверовав во Христа, не усомнилась послужить Ему, избрав деятельность, хотя и превышающую силы слабого женского существа, но утаившую мой путь от внимания тех, кто мог бы воспрепятствовать мне подвизаться на нём... И вот, теперь я открываюсь перед тобой, отец мой, и перед вами, братия мои, Сергий и Авит, присутствующие здесь... Я – Евгения, твоя дочь, отец мой, Филипп, которая ради любви ко Христу отрешилась от всяких земных утешений... А вот и слуги твои, а теперь – братия мои – Прот и Иакинф, которые также пожелали посвятить себя служению Богу истинному».
Едва успела высказать это о себе Евгения, как отец её, признав её по мере того, как она говорила, и придя в себя от охватившего его волнения при таком неожиданном открытии, припал к ней, со слезами неописанной, радости обнимая такую дочь свою... В эту минуту он постиг её христианское совершенство и истину избранного ею пути...
Кто бы мог измерить также и радость матери Евгении – Клавдии, когда, извещённая о случившемся, поспешила она увидать дочь свою, которую уже давно почитала погибшей...
Не только родители Евгении, но и весь народ, бывший при этом, восторженно восклицал:
– Велик Христос, Бог христианский! Он один – истинный Бог, творящий чудеса! Открывающий сокровенное, защищающий правду, посрамляющий ложь!
Вслед затем правитель Филипп со всем домом своим и множество народа приняли веру Христову. Принуждённый, когда узнали об этом гонители христиан, или отречься от веры христианской или быть отрешённым от звания правителя, Филипп предпочёл последнее, и был тогда поставлен епископом; но не долго послужил он христианам в сане святителя: он был умерщвлён по повелению нового правителя города –Терентия. По смерти Филиппа семья его возвратилась в Рим, где сыновья его поступили на государственную службу, а вдова его, Клавдия, с блаженной дочерью своей Евгениею поселилась в своём имении за городом, где и жили они в трудах распространения веры Христовой. За это, и в особенности за обращение ко Христу одной знатной девицы Василлы, Евгения была предана мукам. Долго, но с непоколебимым мужеством переносила она различные истязания, наконец, была обезглавлена вместе с Василлой в самый день Рождества Христова в 262 г. – Клавдия похоронила дочь свою в своём загородном имении, и сама скончалась вскоре после того, быв предупреждена во сне о своей кончине дочерью своей, мученицей Евгенией.
Вместе с Евгенией были обезглавлены и бывшие при ней Прот и Иакинф за то, что не хотели принять участие в жертвоприношении язычникам.
«О Проте и Иакинфе упоминается в стихотворениях папы Дамаса. Гробы их открыты при этом папе в 366 г. и над ними выстроена была вскоре после того церковь. В настоящее время мощи Прота почивают в Риме, в церкви И. Предтечи у Флорентинцев; мощи Иакинфа – в церкви св. Ап. Павла, Остийской; мощи Евгении – в церкви 12-ти Апостолов; мощи Василлы – в церкви Пракседы»357.
† Память о преп. Николае, бывшем воине
Преподобный отец Николай, так говорит древнее Славянское сказание358, был сперва воином и начальником воинов. Когда имп. Никифор открыл войну с Болгарами, Николай также отправился «с воими». – Выражение сказания: «изыде и ть с воими», само указывает на то, что Николай был начальником особого, не Греческого, войска. Поскольку же сказание писано Славянином, на Греческом же оно вовсе неизвестно, а Славянину естественно говорить о Славянине: то ясно, что блаженный Николай был Славянин и начальник Славянских дружин359. Для империи это было естественно: она обыкновенно нанимала для войны Славянские дружины360; ) тем более при Никофоре, когда делали усиленный набор войска, без Славянских вольных дружин не могли обойтись. – Так блаж. Николай отправился в поход со Славянскими дружинами. Во время похода остановился он на ночь в гостинице. Повечеряв с гостинником, лёг он спать. В глубокую ночь тихо подходит к его постели дочь гостинника и, разбудив его, увлекает похотью, вызывает его на блуд. – «Перестань, девушка, не оскверняй девства своего», говорил ей воевода. Устыдившись, отошла она от него; но потом, спустя немного времени, опять подходит к нему с прежним грешным желанием. – Он опять отослал её от себя. И в третий раз приходит она, распалённая похотью. «Несчастная! говорит ей воевода, как не понимаешь ты, что, погубляя девство твоё, становишься ты предметом смеха и презрения людей и погубишь душу твою? Потом не видишь ли ты, что я иду на сражение? Как же оскверню я тело моё, когда перед глазами смерть»? Девушка ушла со стыдом. Когда настал день, воевода, встав, помолился Господу и отправился в путь свой. В следующую ночь во сне видит он себя в каком-то святом месте и близ себя сильного мужа, с правой ногой лежащей на левой. «Видишь ли войска, одни против других»? спрашивает неизвестный. «Да, господин, вижу Греки берут верх над Болгарами». «Смотри же сюда», говорит неизвестный, и положил левую ногу на правую. Праведный воевода видит, – Болгары поправились и нещадно крошат Греков. Когда кончилось сражение, неизвестный говорит: «смотри пристально на лежащие трупы. Тот смотрит и видит всё поле покрытое трупами; только одно место не занято ни кем. Тогда сильный говорит ему: «как ты думаешь об этом»? – Не понимаю, что это значит, сказал воевода. «Пустое это место, продолжал тот, готово было для тебя; но за то, что в прошлую ночь победил ты три раза поднимавшуюся против тебя похоть скверную, ты избавлен от смерти. Затем, ты послужишь мне». – Праведный Николай, услышав это, пришёл в ужас и, вскочив с постели, стал молиться.
Война шла точно так, как видел во сне праведник. Июля 20-го 811 г. император вступил в Болгарию и быстро брал города Болгарские; взят был даже дворец князя Грубоша, и Никифор велел положить печати свои на дорогие вещи князя, считая их своей собственностью. Войскам приказано было беспощадно предавать смерти всех: старцев, детей, жён. Грубош, не приготовленный к войне, и раз и два просил мира. Император хотел раздавить Болгарию. Армия его расположилась на долине, окружённой горами. – Грубош приказал быстро занять все ущелья гор и загородить выходы крепкими засеками. В двое суток выполнена была воля его. Июля 25 Болгары зажгли леса на горах и ночью спустились на равнину густой массой. Грекам не было спасения ни откуда. Войско было истреблено, все военные начальники пали, император также убит; сыну его удалось спастись от общего истребления, но весь израненный он прожил только год; обозы, оружие, государственная казна, сокровища императора стали собственностью Болгар361.
Праведный Николай, увидав выполнение видения своего, возблагодарил Господа за своё спасение. Прямо с сражения, в слезах о павших воинах своих, отправился он в монастырь. Приняв схиму, служил он Господу усердно несколько лет. Успехи его в духовной жизни были таковы, что он был одним из прозорливых и великих отцов.
* * *
«Поли, месяцесл. Вост.» арх. Сергия, т. II, ч. 2, стр. 398.
Сказание читается в харатейной минее Пшинского монастыря XIV в. Древний текст его нап. в изв. акад. VIII, 154–156. То же самое, с немногими переменами в словах, – в печ. прологе и в четье-минее на 23 декабря.
Принимая во внимание древность рукописей, где встречается назидательное сказание, и соображаясь с историческими обстоятельствами Болгарии, можем с уверенностью положить, что сказание о праведном сочинено при ц. Ясене. По словам Акрополита Ясень старший «говорил о себе, что он вознаграждает ущербы нанесённые Болгарии имп. Василием и как тот назывался истребителем Болгар, так он – истребитель Греков». Сын Ясена старшего подражал отцу, восстановлял народность Болгарскую, собирал в Тернов мощи святых Славян. Некоторая неточность сказания о св. Николае также указывает на то, что оно писано около 1230 г.
Напр. в 711 г. император нанимал 3000 Болгар для защиты империи. Чертков о войне Святослава, стр. 142. Другие свидетельства у Тафеля, de Thessalonica р. 513.
Так описывают войну Феофан chron. 329–330. Зонара lib. XV, 98. Кедрин hist. η. (2, 481 s.), Гликас, Манасси (у Черткова, стр. 82), Славянский пролог: «сила все убиством погибель бысть, тако и с царем Никифором. Богу попустившу, мало нечто возвратившесе от них», или, как в Четьи-Минее «едва точию сам царь Никифор с малою дружиною убежати возможе». Но все историки говорят, что Грубошь из царского черепа сделал чашу; Георгий Амартол прибавляет одно замечание: «никто не мог сказать ясно, как убит царь». Хроника, стр. 677. В Греческой минее под 23 июня: «воспоминание о христианах, скончавшихся в Болгарии при царе Никифоре». В Серб. синаксаре 1340 г. под 23 июня такое сказание: при Никифоре цари, отци Старожнове (Ставракия), в девятое лето царства его, ськлучися рати быти Грьком Болгары; абие цареви по дрьжаве победившу и посем победою вьзнесьшуся и пищи и питию вьзьприлежншу уставльшеся при Угрех Бльгаре и нощию на Грьчскыя воя нападше, самаго же царе и спньклита всего и воя, не стрегомыя сущя яша и много убииство в них сотворша, не пощадешя ни единаго же, ни того самого царя. Откуда бы елико язы прияша, абие не преставлыпеся от жития, на густоя горы вьзбегьшя избыша: а елико же их ято бысть живо, не хотящи Христа отврыцися, се убо нюдими беху от безбожвых в различные и злые сьмрьти вложенп быша и мучения венец прияша». Гласвик XVI, 39. 40. Зап. акад. VI, 109. По этому Греческому сказанию Болгары принуждали пленных отказаться от веры и многие из Греков успели спастись в лесах, на горах, – тогда как царь, вся свита его, огромное число войска – погибли.