Источник

4-е

Св. семи отроков ефесских: Максимилиана, Константина, Ямелиха, Мартиниана, Дионисия и Иоанна

Юноши, воины, дети именитых граждан города Ефеса. Хотя были детьми разных родителей, но имели единодушие в вере и любви Христовой. Когда император Декий прибыл в Ефес, на них донесли ему, что презирают богов и держатся христианской веры. Царь потребовал их и нудил принесть жертву богам, а когда они отказались, лишить знаков их воинского звания; но, взяв во внимание юность исповедников Христовых, дал им время на размышление и отпустил их.

Юноши согласились уйти из города до возвращения Девиева и поселиться в большой пещере на горе Охлон (нын. Прион) для совокупных молитв и утверждения себя на предлежащий подвиг. Младший из них, Ямвлих, ходил в город покупать хлеба и узнавать, когда царь прибудет. И вот однажды он приносит весть, что царь прибыл, велел искать их и на завтра нудить их к идолослужению. Св. отроки вкусили хлеба, а это было уже при закате солнца, и после трапезы беседовали и утешали друг друга. Беседуя, воздремали и уснули сном смертным, но тела их, как спящие, лежали в пещере нетленными и неизменными.

Декий, узнав о местопребывании исповедников Христовых, велел загородить вход в пещеру камнями, чтобы они погибли от голода и жажды; он не знал, что отроки уже уснули сном смертным. Когда заградили пещеру, два чиновника, потаенные христиане, записали страдание и имена отроков на двух оловянных дощечках и положили в медном ящике между камнями входа, говоря: «когда Господь захочет посетить рабов Своих прежде Своего пришествия и откроется пещера с телами святых отроков, тогда из этой записи узнают об их страданиях, потому что они как мученики умерли за Христа в этой пещере».

Прошло более ста семидесяти лет, и Господь благоволил во славу Своего имени и в утверждение верующих оживить тела усопших. Владелец горы вздумал сделать ограду для овец и для того приказал брать оттуда камни; рабочие и разобрали те камни, что закрывали вход в пещеру. Св. отроки ожили, и думая, что спали одну ночь, послали Ямвлиха в город купить хлеба. Этот изумился переменам в Ефесе и публичному чествованию креста, но и сам изумил других старинною монетою, за которую хотел купить хлеба, и своими ответами на предложенные ему вопросы. Градоначальник и епископ послали весть императору Феодосию Младшему, и тот лично прибыл в Ефес и поклонился святым, которые после довольной беседы уснули вечным сном в присутствии царя.

Мощи их еще в XII веке покоились в пещере, и русский богомолец игумен Даниил, в 1114 году видел их там.

Св. мученика Елевферия

Уроженец Малой Азии и кубикуларий (постельничий – придворный чин) имп. Максимина. Взявши отпуск в свое имение близь Никомидии, принял св. крещение и устроил церковь в нижней части дома своего. Один из слуг Елевферия открыл это императору при посещении имения, и поскольку святой не хотел принести жертвы богам, то был тут же обезглавлен (около 310 года). Мощи его из Константинополя перенесены в южно-италийский город Teame в 1303 году.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885. / Август. – 292, IV с.

Комментарии для сайта Cackle