3-е
Преподобных Исаакия, Далмата и Фавста
Пр. Исаакий (30 мая) скончался в 383 году, передав игуменство в основанной им обители Далмату, по имени которого она и называлась Далматскою. Далмат, в мире воин, презрев все мирское и оставя жену и детей, взял только сына Фавста и принял (381 г.) монашество в обители Исаакия. Ставши игуменом, подвизался больше прежнего, боролся с еретиками и оказал важную услугу православию. Когда на Ефесском соборе (131 г.) сторона еретическая готова была подавить православных, он, став во главе игуменов, монахов и верных православию мирян, пошел к царскому дворцу и дерзновенно говорил пред императором за истину, тогда как до сего 48 лет не выходил никуда из монастыря, не смотря на просьбы самого царя, чтобы он, во время бывших землетрясений, участвовал в общих молитвах. Скончался в глубокой старости, после 437 года. Сын Далмата Фавст также славен был добродетелями и мирно предал дух свой Господу.
Преп. Пелагии Сирской
В тот же день преп. Пелагии Сирской. Искренняя подвижница, почившая в октябре 502 года. О ней см. 10-го июня в житии преп. Пансемнии.
† Преп. Антония Римлянина
Все возможно верующему (Мк.9:23). Если кто скажет горе сей: двинься и бросься в море, и не усумнится в сердце своем, а поверит, что сбудется по слову его: будет ему, что ни скажет» (Мк.20:23). – Это – слова Того, Чье каждое слово – ей и аминь. Опыты тому – в жизни пр. Антония Новгородского.
Преподобный Антоний родился, как сам он рассказывал ученику своему Андрею10, в Риме, от родителей весьма богатых и православных. Известно и по другим сведениям, что в Италии в X и XI в. весьма много жило православных греков и были православные обители11. Антоний по смерти родителей, видя волнение и раздоры в мире, решился посвятить себя на служение Богу. На 19 году принял пострижение и несколько лет прожил в пустыни, где иноки проводили жизнь скитскую. К великой субботе поста собирались они в малый пустынный храм, слушали литургию и приобщались св. Таин; в пасху также в общем собрании слушали утреню и св. литургию и по причащении св. Таин расходились в келии12. Поднялось гонение на православных со стороны гордого первосвященника римского и иноки разбежались, кто куда мог; Антоний, переходя с места на место, нашел на берегу моря камень и стал жить на нем. Так прожил он год, в посте и молитвах. Но поднялась грозная буря на море, волны как горы катились по морю и достигли до камня, на котором жил отшельник; они сорвали камень с места и понесли по морю: под Божиим покровом раб Божий спасся от всех опасностей. Он прибыл в Новгород: но здесь и люди, и язык их неизвестны были отшельнику. В городе встретился он с человеком, которого по одежде признал за купца грека и от него узнал, что город – Новгород Великий, жители – православные христиане и епископ их – блажен. Никита. Антоний благодарил Господа за дивные судьбы Его. Познакомясь несколько с русским языком, явился он к епископу принять благословение; епископ спрашивал его: кто он и откуда? Антоний отвечал одно: я грешник, и только наедине, под условием глубокого молчания, рассказал ему все, что с ним было. По благословению архипастыря, Антоний поставил небольшой храм в честь рождества Богоматери, так как в этот праздник ступил он на берег. Это – в 3 верстах от города, по течению Волхова. – На другой год рыболовы, ловившие рыбу, по желанию Антония, закинув невод, вытащили вместе с множеством рыбы бочку, которую давно вверил Антоний хранению Божию; в бочке хранились дорогие вещи. Преподобный купил землю у детей посадника для обители. Вот грамота его, которая в других актах называется купчею и обводною (межевою): «вот труд, Госпожа моя пресв. Богородица, над которым трудился я на этом месте. Купил я землю в дом Пречистой у Симеона и Прокофия, сыновей посадника Иоанна; а дал 100 рублей». Затем следует обвод земли или показание границ13. – По новгородским летописям, в 1106 г. «приплы в великий Новгород из Рима препод. отец наш Антоний»; в 1117 г. основан был каменный храм в монастыре его в честь рождества Богоматери; в 1119 г. он освящен и в 1125 г. расписан. Спустя еще два года построена каменная трапеза, при которой устроен потом храм в честь сретения Господня; при освящении сей церкви пр. Антоний (1128 г.) поставлен в игумена14. Латинские надписи на некоторых из вещей пр. Антония, доселе целых, подтверждают собою сказание о прибытии пр. Антония с запада. В обители Антония сохраняются мусийные иконы его, на которых мусия наложена на медные доски: на трех изображен Господь Вседержитель, а на других трех – Распятый Спаситель с латинскою надписью: IHSXPS, т. е., Iesus hominum Salvator, Xristus Patronus sanctissimus – «Иисус Спаситель человеков, Христос покровитель святейший»). Вместе с иконами при раке преподобнаго находится каменный крест его: на верхней перекладине сего шестиконечного креста наведены мозаикою слова: Ис. Хс.15. Две драгоценные чаши пр. Антония с изображением на них четвероконечных крестов ныне находятся в московском Успенском соборе16, быв взяты в Москву царем Иоанном Грозным17. Из трех служебников его, показанных в описи 1636 г., один хранится в синодальной библиотеке: святитель Златоустый, изображенный на этом служебнике, представлен благословляющим именословно18. В главном каменном храме своем преподобный устроил для уединенных молитв своих «божницу», где ныне небольшая, круглая церковь: по древним описям, называется это место «Антоновою божницею»19. По древнему житию, преподобный, какие получались доходы в обители, употреблял не только на братию, но и на пропитание нищих, несчастных, сирот и вдов. В духовной грамоте своей писал он: «вот я, Антоний, самый худой между мнихами, вышел на это место, не получив имения ни от князя, ни от епископа, а только приняв благословение от епископа Никиты; паша на чужой земле, не давал я покоя себе и огорчал братию и сирот, христиан здешних». Сиротами называет преподобный поселян, живших на монастырской земле и за то работавших на обитель: как звучит любовь в этом названии! «Сама Матерь Божия, продолжает преподобный, а исправит все, но сколько претерпел я скорбей за это место! Поручаю его Богу и святой Богородице и христианам, желая для него свободы. – Поручаю это место игуменства (кто преступит мое слово, да судит ему Бог и святая Богородица) тому, кого назначит Бог и изберут братия. Из братии никто да не будет притесняем на сем месте. Если какой либо брат сего места будет домогаться игуменства чрез подкуп или насилье: да будет он под клятвою. Князь ли будет участвовать в том насилием и мздою: и он подлежит клятве; епископ ли для мзды будет поставлять (игумена) и станет творить насилие здесь: подлежит тому же. Объявляю и то, что когда сел я на этом месте, то дал за землю и тони 70 гривен, да за село Волховское 100 гривен». Наконец поименовываются оброчные люди обители»20.
Опытом того, что преп. Антоний заботился о духовном просвещении учеников своих, служат труды ученика его, доместика Антониева монастыря, Кирика, который при жизни Антония в 1136 г. написал статью о счислении лет21 и потом предлагал вопросы епископам новгородским о разных предметах благочиния и богослужения22. Сохранившиеся до нашего времени рукописи обители все писаны письмом четким и красивым и на пергаменте лучшей выделки23. В одной из них, XIII в., заключающей обиход церковный, между прочим написан «завет молодым монахам». Так как в обители пр. Антония списывали этот завет, для назидания своего: повторим его и мы здесь, как согласный во всяком случае с мыслями пр. Антония24.
«Дело инока охранять ум и противиться странным помыслам; инок – умный ловец помыслов, седящий при дверях сердца; дело монаха – благодарение. Молитва, пение, – дело ангелов, молитва – пища душе, просвещение уму, секира на уныние, препятствие падению. Молитва должна совершаться умом, от души, с пониманием слов, – исправьте, сказано, в ведении разум (Прит.9:6).
Просвещайся, чернец, для вечности, понуждай себя укрепляться крестным усилием, трудись в послушании и рукоделии: приемля пищу телесную, корми душу священными словами.
Ум всегда держи на небе. Не привыкай ходить из кельи в келью, в угоду плотскому желанию; выходи только на молитву в церковь, или на служение братии. – Все делай с благословением старца. Не живи для себя, живи для Бога, заботясь о вечности. Келья твоя да будет гробом, прежде обычного гроба. Не имей собственности, не живи для тления, от чего отказался ты. Славь Бога с ангелами. – Когда увидишь игумена: поклонясь до земли, проси благословения. Встретившись с братом, поклонись и говори молитву: молитвами св. отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. После вечерни не говори ни с кем. Придет брат со стороны, из другого монастыря: встречая его, говори молитву: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь. Войдя с ним в келью, говори ту же молитву, потом, утешившись духовно, угости его. – Никогда не смейся до оскаления зуб и не смотри дерзко. Одежда твоя – простая свита, суконная, самоделковая, обтягивающая тело; пояс – кожаный, не выше чресл. Походка ни борзая, ни ленивая. Идя, имей руки согбенные на груди.
С мирскими не разговаривай, особенно с молодыми и детьми, – не сиди и не стой с ними; не берись и учить детей грамоте. Беги оттуда, где игры, кощунство и смех.
Не обнимайся руками с братом и не касайся его; не дозволяй и к тебе касаться или смотреть тебе в лице, – уклонись и отойди. Особенно берегись смотреть на лице молодого и голоусого. Остерегайся шуток и забав. Чернец потому и называется иноком, что он один внимает Богу день и ночь. Берегитесь, не сидите молодые один с другим, в праздности. Каждый оберегайся нечистой любви, – бегай пуще яда, чтобы не вскочила смерть дверцами, по пророку, – дверцами пяти чувств, языком, обонянием, слухом, осязанием, зрением. Эти дверцы заграждай страхом Божиим. Будь весь оком.
Сон принимай при нужде великой. Перед сном долго молись, читай книги, занимайся рукоделием. Иначе, думая быть на тесном пути, окажетесь на широкой дороге, что ведет в пагубу. Ложась, будь опоясанным по свите, с клобуком на голове, с руками согбенными на груди; когда чешешься, не протягивай рук по телу, под свиту, для пагубной страсти; во сне и никогда не простирай руки к срамным членам, не касайся их и не смотри, хотя бы сгнили. Пусть ум твой будет на высоте. – Берегись пагубного ручного блуда. Апостол говорит: «не прельщайтесь: ни идолослужители, ни блудники, ни творящие содомский грех, ни творящие ручной блуд, ни разбойники, ни пьяницы, ни воры не причастятся царствия небесного». – Берегись нечистой мысли, вредного взгляда, такого же осязания и слуха. – Не ложись с другим на постели и не садись с другим на лошади; берегись нечистой связи, не погуби себя.
И вставая и ложась и сидя за трапезою и ходя и сидя, всегда говори молитву: молитвами св. отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, аминь. Если монах молится только во время молитвы (общей); это – не молитвенник. Он должен молиться каждый час. Коротка это молитва: но приносит великую пользу молящемуся с верою; призываемый Бог отгоняет бесов. Ему слава со Отцом и св. Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь».
Блаженная кончина пр. Антония последовала августа 3 1147 г.25.
Мощи его открыты в 1597г.; во он чтим был местно едва ли не с ХIII в. Преподобным и чудотворцем называется он по памятникам с самого начала ΧVI в.; некоторые из описанных чудес его относились к 1546–1576 г. При гробе его возвращались силы расслабленным; подавалось зрение слепым и слышание глухим; покрытые гнойными, застарелыми ранами становились здоровыми и то же бывало с бесноватыми. И не только при гробе его получались исцеления, но и те, которые вдали от Новгорода призывали преподобного на помощь, получали желаемую помощь26.
«Наставником иноков ты был, отец Антоний! Но прежде себя приносил в жертву бескровную Богу, воздержанием, рассуждением духовным, смирением высоким, постом беспощадным, и посрамил ты врага. Моли спастись душам нашим»27.
† В тот же день св. Мараны и Киры
Блаж. Феодорит Кирский говорит о своей родине, провинции Кирской: «многие из лиц женского пола избрали жизнь чистую; при том одни ведут жизнь отшельническую, другие живут по 250 вместе, более или менее того, питаются одним хлебом, спят только на циновках, руками прядут шерсть, а уста посвящают священным песням».
Образцами самой высокой жизни выставляет он св. Марану и Киру. И подлинно, это были чудные подвижницы.
«Марана и Кира (Μαρανα кαι Kυρa), пишет он28, происходили из знатного семейства города Бериа и были воспитаны сообразно положению своему в свете. По любви к Господу Иисусу, они пренебрегли всеми преимуществами состояния своего, всеми приманками мира и избрали жизнь покаяния.
Вблизи города нашли они себе ущелье и, войдя в него, заложили вход камнями и глиною. Служанкам своим, которые захотели делить жизнь их, дозволили они жить вблизи, в особом жилье. Из окошечка подвижницы видят, как те живут, и понуждают их к молитве, разогревают любовь их в подвигам благочестия. Сами они не имеют ни дома, ни шалаша, а живут под открытым небом, подвергаясь влиянию всех воздушных перемен. Необходимую пищу принимают в окошко; чрез то же окошечко беседуют с теми женами, которые приходят к ним. Впрочем на это определено одно время, Пятидесятница; в другое же хранят молчание; разговаривает с приходящими одна Марана; другую же никто не слыхал беседующею. Они носят еще на себе цепи и столько тяжелые, что Кира, слабая телом, всегда согнута до земли и не может подняться. Покрывала на них длинные, так что назади волочатся по земле и совсем закрывают ноги их; спереди же спускаются до пояса, совсем закрывая лице, шею, грудь и руки. Я часто видал их, говорит о себе блаженный; они приказывали для меня открывать вход, уважая достоинства священства. Знаю я и тяжесть цепей их, – и крепкий мужчина не мог бы носить их. После долгой просьбы моей, они снимали эти цепи. Но когда удалялся я, они опять наложили их на себя, на шею – шейную цепь, на чресла – пояс, на руки и ноги – цепи особые. И так они живут не пять или десять лет, а 52 года. Тогда как столько времени подвизались, ревнуют трудиться, как будто недавно начали подвизаться. Плененные красотою Жениха, они легко несут труды подвига и спешат дойти до конца подвига; они видят, – в конце стоит Он и показывает венцы победные. По этой-то причине переносят они и дождь, и снег, и зной солнца, не чувствуя ни страданий, ни боли. Подражая посту Моисея, они три раза выдерживали пощение его29. Ревнуя примеру Даниила, оставались без пищи три недели. Раз захотелось им видеть святые места Христовых страданий и они ходили в Иерусалим, но во всю дорогу не ели ничего. Когда пришли в город и выполнили поклонение, приняли пищу. Возвратный путь совершили опять без пищи. А всего пути не менее 20 дней. Еще захотелось им видеть в Исаврии дом Феклы, знаменитой победительницы, – захотелось разогреть в себе любовь к Господу и – они опять ходили туда и сюда, не вкушая пищи. Те, которые украсили женский труд такою жизнию, став образцами для других, явились увенчанными у Господа венцами победы».
По другому известию, св. Марана и Кира, живя на земле, творили чудеса, возвращали зрение слепым, исцеляли бесноватых и хромым давали ходить прямо30. Кончина их последовала около 430 г.
* * *
Ркп. житие преп. Антония, по всем спискам, – сочинение ученика его Андрея. – (Обзор духов. литературы § 28–33. 133. 195). Напечатано в Правосл. Собеседнике 1858 г. Оно кое-где дополнено и изменено Нифонтом, описавшим чудеса преподобного (прим. 14.). Андрей пишет: «уведев преподобный свое отшествие к Богу, призва мя и нарече менесебе отца духовнаго и добре исповедав со слезами, поведа моему окаянству свое пришествие из Рима и о камени и о сосуде древяном, сиречь о бочки».
См. в прибав. к твор. отц. 1860 г. Для чести историка Костомарова было бы выгоднее, если бы он не говорил ни слова о давнем быте, не справясь с памятниками. (Севернорус. народоправства 2, 320, 321).
Если что либо другое, то эти черты древней отшельнической жизни, так мало известные России 17 в. несомненно убеждают в верности того, что ученик Антония Андрей писал записки о жизни Антония со слов его.
Грамота нап. в ист. иер. 3, 123. в том виде, как она написана на раке преподобного. Она то упоминается, то буквально повторяется в царских грамотах от 15 август. 1573 г. (Ист. иер. 3, 145), от декаб. 1592 г. ibid. 3, 155. 158. 160–164), от 11 авг. 1606 г. (ibid. 197. 198. 203. 2Ю), от 25 авг. 1621 г. ibid. 219. 222–226). На раке недостает конца ее, как это видно по грамотам. Житие: „начат строити обитель и купи землю около монастыря у посадников градских и со живущими, юже ту на той земли, людьми прилучившимися.
Собр. л. III, 4–6. 123. 124. 213. IV, 2. 8. IX, 150. 154. Житие: «поживе с пришествия своего до игуменства 14 лет». Надлежало сказать: 24. Равно не мог написать Андрей, что построение каменной Церкви совершалось при епископе Никите, скончавшемся в 1108 г. Собр. л. 3, 4. 5. 214. В древнем списке говорилось конечно о построении деревянного храма. .
Записки русс. археол. I, 23. 24. Спб. 1851 г. Извес. акад. наук IV, 377.
Снегирева памятники стр. 35. 36. По житию, Антоний взял из бочки «сосуды церковнии златы и сребряны и хрустальнии, потиры и блюда, и иная многая от священных вещей церковных, и злато и сребро от имения родителей».
Нифонтово опис. чудес Антония и похвальное слово.
Обзор дух. литературы § 27. Архим. Саввы указат. синод. ризницы стр. 250. М. 1858 г.
Макария древности в Новгороде 1, 458. 459.
Грамота изд. в ист. иер. 3, 124. В том виде, как написана она на древней раке, и у Карамзина 2 пр. 210. О ней в житии: «при великой реке Волхве рыбную ловитву купи на потребу монастырю и межами отмежив и письму вдав и в духовную свою грамоту написав... Предлагает преподобный братии заповедь: аще случится избрати игумена, но избрати от братии, иже кто на месте сем терпит, и аще князь нашлет игумена или епископ, по насилию или по мзде, – и тех преподобный проклятию предаст“.
Оно изд. в труд. общ. ист. 1828 г. IV, 122–128. с замечаниями Хавского в чтен. общ. ист. 1847 г. № 6.
Памятники XII в. стр. 173–203.
Обиход, служебник и требник описаны Куприяновым в обозр. пергам. рукоп. № 57. 72. и 78. Изв. акад. VI, 229–301. 314–318.
В обиходе «завету монаху» предшествует «молебный канон Кирилла грешнаго», св. Кирилла Туровского. Это указывает на то, что завет принадлежит св. Кириллу и может быть прислан был в Антониеву обитель самим Кириллом. – В обиходе завет написан с ошибками. В двух чудовских рукоп. XIV в. ошибки исправлены, но прибавлены и пояснения. Удерживаем древний текст и последующие поправки, без пояснений. Завет изд. в матер. для ист. рус. Цер. стр. 157–161.
Собр. л. III, 10. 124. IV, 8.
В монастыре еще дело евангелие с припискою: «л. 7045 (1537) Евангелие сие дал в дом рождества Пречистой и к преподобному отцу Антонию». Ист. иер. III. 145. II о ркп. известны два описания чудес: одно Нифонтово 1598 г., другое неизвестного изображает чудеса 1546–1576 г. Румянц. муз. стр. 209. 210. Отенские святцы: «мощи его обретены Быша в л. 7105 (1597) июля в 1 день и почивают на верху земли; служба есть и чудес множество; память его св. Церковь празднует августа 3 дня». Ему праздновали и 17 января (д. пр. Антония егип.): но в 1678 г. отменили. Правосл. обзор. 1861 г. 1, 299.
Стихира службы в агуст. минее. М. 1646 г. у Толстого II, № 190.
Боголюбская история гл. 29. Провинция Киррестика, называвшаяся так по городу Кирру, простиралась между равниною городов Антиохии и Евфратом, на севере оканчивалась Коммагеною и Аманом, на юге шла до пустыни. Кирр – в двух днях пути от Антиохии. Ritter Erdkunde X; 928. В Киррской епархии при бл. Феодоте было до 800 церквей и много монастырей. Le-Quien Or. chr. II, 930.
Менолог Василия: «Только однажды ели и пили после 40 дней». Не точно передано известие преподобного Феодорита.
Менолог Василия на 28 февр. Мартиролог римский – авг. 3. «В Беррее сирской кончина святых жен (дев) Вараны и Киры». У Вершинского (стр. 33) Марина – неточность.