27-е
Пр. Пимена Великого
Пимен был родом Египтянин. Взяв двух младших братьев, он подвизался в одном из пустынных монастырей. Был современником Паисию Великому (19 июня) и Иоанну Колову (9 ноября), проводил жизнь в трудах и молитвах. Преставился в царствование Феодосия Младшего.
Страдание преп. Кукши
Блаженный Симон, епископ Владимирский, в послании своем к Поликарпу писал: «как могу достойно прославить святых мужей, бывших в честном Печерском монастыре, для которых язычники крестились и становились иноками, а иудеи принимали святую веру? Но и не могу умолчать о блаженном священномученике и черноризце сего монастыря Кукше, о котором все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свел, изсушил озеро, сотворил многия друтия чудеса и после многих мук убит был с учеником своим Никоном. С ними скончался в один день и Пимен постник, за два года предузнавший свое отшествиек Богу, пророчествовавший о многом, исцелявший больных.Став среди церкви, он громко сказал: брат наш Кукша убит на рассвете. Сказав это, он преставился в один день и час со святыми»231. Преп. Нестор писал: «Вятко с родом своим сел по Оке и от него прозвались вятичи», и он же, описав языческие обыкновения древних русских славян, говорит: «это делают и ныне вятичи», т. е. в конце 11 века232. В конце 11 века у вятичей еще были свои князья, – и они поддерживали язычество своего племени233. Курск в первой половине 11 века был уже христианским городом, как видно по житию преп. Феодосия: но прочия поселения вятичей – Мценск, Брянск, Козельск еще держались язычества. И здесь-то проповедовал с учеником своим преп. Кукша; здесь-то окончил он подвиг свой мученически в самом начале 12 века, ок. 1110 года. Вслед затем явились у вятичей и «наместники черниговского князя»234. – Языческое имя Кукши и самое звание проповедника вятичей дают право положить, что преп. Кукша сам был уроженец страны вятичей и любовь святая к соплеменникам, страдающим от язычества, вызвала его на многострадальный апостольский подвиг среди вятичей. – Мощи преп. Кукши и Пимена почивают в Антониевой пещере235.
«О Кукша мученик; правило для священников, украшение постникам и преподобным!» в восторге говорит восточный инок, «ты как апостол скончался среди проповеди евангельской с учеником твоим; наставь и меня твоими молитвами на путь спасения»236.
* * *
Ркп. послание Симона.
Собр. л. 1, 5. 6.
Собр. л. 1. 103.
Собр. л. 11, 28. В 1147 г. Святослав Ольгович пришел к Дедославлю; а наместники Владимира и Изяслава убежали из страны вятичей, из Брянска, Мценска и Блова. Святослав «занял всю страну вятичей до Брянска и Воробьина, Поднесенье, Домагощь и Мценск». Исследование о древней области вятичей в Чтен. общ. ист. 1862 г. кн. 2.
Опис. лавры стр. 107. 108. 292. 293. 289. Пимен прозорливый и постник, скончавшийся в один день с Кукшего, почивает в Антониевой пещере (опис. лавры 107. 108), а Пимен постник и игумен покоится в Феодосиевой пещере (опис. лавры 287. 294.132). Потому напрасно смешивают (Христ. чт. 1855 г.1:288) последнего с первым, – хотя они были почти современниками.
Мелетий Сириг в каноне печерским святым, акафисты. К. 1674 г.