1-е
Происхождение (предъисхождение, несение впереди) древа (т. е. части от подлинного Креста) Честного и Животворящего Креста Господня
Выражение – происхождение в настоящем случае укрепилось у нас вследствие неточного перевода греческого слова πρόοδος. В греческом Часослове 1838 года так объясняется происхождение сего праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить честное древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31-го июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе великой церкви. С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и Честный Крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (πρόοδος) Честнаго Креста». 14-го августа Крест опять возвращался в царские палаты. Этот обычай, в соединении с другим – освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца (кроме января, когда освящение воды бывало 6-го числа, и сентября, когда оно совершалось 14-го числа) и послужил основанием праздника в честь Честнаго и Животворящего Креста и торжественного освящения воды, которое совершается в сей день (Христ. Чт. 1852, ч. 1, стр. 506).
Празднество Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресв. Богородице Марии, Матери Его
Сей праздник установлен 1164 году, и в Греции, и в России, по случаю полного торжества русских над болгарами и побед императора Мануила над могометанами арабами (см. в житии благоверного князя Андрея Боголюбского – 30-го июня): только там, по краткости выражения, может быть, вкралась неточность или недоговоренность. Нужно бы сказать: «постановлено праздновать Спасу Всемилостивому и Пречистой его Матери».
Память св. мучеников ветхозаветных Маккавеев
Имя Маккавей значит: кто подобен Тебе в бозех, Господи. Первоначально оно принадлежало Иуде – вождю иудейскому, победоносно поборавшему против сирийского царя Антиоха Епифана (1Мак.2:4, 66, 3:1, 2Мак.8:1); потом перешло ко всем братьям и потомкам Иуды и братьев его и современным им мученикам, коих страдания за хранение благочестивых обычаев отеческих, равно как и подвиги Иуды и преемников его за независимость Церкви и отечества, принадлежат одному времени и побуждениям и преданы потомству в книгах Маккавейских.
Св. мученики Маккавеи стяжали венцы мученические за 167 лет до Р. X. во дни тяжкого рабства, которому Господь подверг народ свой за грехи. Во днех тех изыдоша от Израиля сынове беззаконнии, кои соблазнили многих отступить от св. завета с Богом и завещать завет с язычниками; создали в Иерусалиме училище по законам языческим, превратили обрезание и предашася творить лукавое (1Мак.1:11–15): отеческия чести ни вочто же вменяху, еллинския же славы предобры быти мняху: их же ради объят я лютое обстояние, и о них же ревноваху наставлениих, и весьма им хотяху уподобитися, сих врагов и мучителей имеяху (2Мак.4:15–16). Страдая под властию жестокого Антиоха Епифана, который называется корень греха (1Мак.1:10), иудеи, возбужденные явлением в воздухе сражающихся войск, виденным в продолжение почти 40 дней, и ложными слухами о мнимой смерти своего отсутствующего повелителя, восстали 169 г. до Р. Хр. на защиту своей свободы и с оружием устремились в свою столицу, чтобы изгнать из нее врагов. Но видение предвещало Иерусалиму наступавшие бедствия для иудеев. Антиох, раздраженный восстанием их, обрадованных вестию о смерти его, быстро вторгся в Иерусалим, кипевший междоусобием, и в три дня избил 40,000 человек, и столько же продал: все сделались жертвою разгневанного Епифана, дети, юноши, девы, жены, мужи, старцы. Недовольный этою местию, он с ожесточенною гордостию дерзнул войти в храм Божий и похитить завесу, священные сосуды и сокровища. Бысть тогда плач велик во Израили на всяком месте их.
Чрез два года после сего нашествия, Антиох повелел снова и внезапно напасть на иудеев в день их покоя субботнего; многих из них убили, похитили имущества, сожгли и разрушили даже стены Иерусалима, пленили жен и детей, угнали скот; град Давидов обратили в крепость, святыню осквернили и обложили данью. Наконец, по повелению гонителя, явился в Иерусалиме грек, установил между иудеями идолослужение, со смертною казнию за сопротивление. Многие иудеи по страху наказания отступили от отеческого закона и решились приносить жертвы идолам. Книги завета Божия были раздираемы и сожигаемы, храм Божий осквернен идолами и нечестивыми жертвами. Благочестивые скрывались в горах и пустынях; страх овладел всеми: не смели называться иудеями и поступать по закону Моисееву. Непокорные воле гонителя были мучимы.
В сии-то дни тяжкого для иудеев гонения, к утешению ветхозаветной Церкви Божией явились многие твердые исповедники веры своей, кои, не желая отречься от отеческих законов, избраша паче умрети, неже осквернитися и мужественно претерпели мученическую смерть (1Мак.1:2, Мак.5, 6, 7). Из них Церковь прославляет 90-летняго старца книжника Елеазара, седмь братьев Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елезара, Евсеона, Алима, Маркелла и мать их Соломонию.
Елеазара наедине убеждали гонители притворно показать отступление от закона, притворить себе, аки ядуща повеленная от царя жертвеная мяса: да сие соделав, избавится от смерти. Старец, украшенный сединами и благочестием, отвечал: «недостойно моего возраста лицемерить для сохранения малого жития дней моих. Молодые, смотря на меня, также прельстятся. Если я избавлюсь нынешние муки: то ни живой, ни мертвый не избегну руки Всемогущего», и сия рек со тщанием на муку пойде. Елеазар умирая восстенал и сказал: «Тебе, Господи, имеющему святое всеведение, известно, что я, могши избавить себя от смерти, терплю в теле моем жестокие мучения, а в душе моей чувствую радость от того, что терплю это по благоговению к Тебе».
Святой пример старца Елеазара действительно возбудил подражателей. Братьев принуждали бичами и жилами воловьими есть пищу, запрещенную законом, но они не соглашались. «Мы готовы лучше умереть, чем преступить законы отечественные», говорит первый или старший юноша. У него повелено было отрезать язык, содрать кожу, отсечь члены тела, положить на раскаленную сковороду и жечь. Братья и мать смотрели на сии бесчеловечные истязании; обоняли пар сожигаемого, взаимно поощряя друг друга к предстоящим страданиям. Подобно первому мучили второго: содрали кожу с головы его, и он умирая исповедал, что Царь мира умирающих нас ради законов Своих воскресит для жизни вечной. Третий еще с большим великодушием предстал на страдания, так что царь и бывшие при нем удивлялись мужеству юноши. Подавая язык и руки свои на отсечение, он сказал: «все это я получил от Бога, и надеюсь опять принять от Него». Четвертый, умирая, также исповедал будущее воскресение мертвых. Пятый во время мучения говорил: «не думай, что род наш оставлен Богом. Помедли – и ты увидишь великую Его державу: како тебе и семя твое умучит». Шестой, умирая, говорил мучителю: «не обманывайся, мы страдаем за свои грехи пред Богом. А ты не думай, что ты невинен, начавший богоборствовать». Последнего, младшего; Антиох убеждал и с клятвою уверял, что он сделает его богатым и счастливым, если он отступит от отеческого закона. Юноша ничему не внимал. Тогда царь советовал матери, чтобы она сама уговорила младшего и последнего своего сына сберечь жизнь свою. Великодушная мать умоляла сына пощадить ее, носившую его во чреве, млеком питавшую, воскормившую, приведшую в возраст и болезни воспитания понесшую. Молю тя, чадо, да воззриши на небо и землю и уразумееши, что Бог сотворил все из ничего: не убойся плоторастерзателя сего, но, как достойный братьев своих, смерть восприими. Сын, обличая мучителя, исповедуя грехи свои и будущее воскресение, отвечал: аз, яко же братия моя, душу и тело мое предаю за отеческие законы, призывая Бога милостиваго вскоре Израилю быти: ты же с мучением и биением исповеси, яко един токмо ест Бог. Исповедник с сугубою лютостию предан смерти.
Дивная и достойная памяти мать, взирая на мученическую смерть детей своих, благодушно терпела, уповая на Бога, и, поощряя их быть непреклонными, говорила им: «не я дала вам дух и жизнь, не я составила члены ваши. Творец мира, создавший род человеческий и установивший рождение, возвратит вам с милостию дух и жизнь, потому что вы жертвуете собою за праведные Его законы». После семи сыновей своих, претерпев с ними семь смертей, и сана мать увенчана нетленным венцем мученическим.
Св. мучеников Маккавеев Церковь называет седьмочисленными столпами премудрости Божией и седьмосвещными светильниками божественного света, и прославляет их с древних времен. Св. страдания и смерть Маккавеев в своих песнях прославляют отцы Церкви: в III веке священномученик Киприан, в ΙV Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, в V Августин и другие, восхваляя святое мужество Маккавеев. Св. Григорий Богослов в слове своем на память св. мучеников Маккавеев говорил: «что скажем о Маккавеях? Настоящее собрание для них: они достойны, чтобы все их чествовали, потому что они терпели за отеческие законы. Сделавшись мучениками прежде Христовых страданий, чего не совершили бы они, подвергшись гонению после Христа, став подражателями смерти Его за нас? Кто и откуда были Маккавеи, чьим руководством и наставлением пользуясь в начале, достигли такой доблести и славы, что почтены ежегодными торжествами и собраниями?» Св. Ефрем Сирин говорит о Маккавеях: «как звезды сияют там семь сынов света, – этот победный венец их матери». Св. Златоуст говорит: «в праздник Маккавеев все село стекалось в город».
В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский написали священные стихиры, кои ныне Церковь возносит в честь Маккавеев в день их памяти, яко хранителей Моисейских преданий.