Источник

27-е

Святого священномученика Симеона, епископа Иерусалимского, сродника Господня по плоти, Апостола из 70

Сын Клеопы, брата Иосифа обручника, видел чудеса Господа нашего Иисуса Христа и уверовал в Него. По вознесении Господа трудился, как и другие Апостолы, в благовестии Христовом, а после убиения (в 63 г.) Иакова, первого Иерус. епископа (память 28 октября), и последовавших затем осады и разорения Иерусалима, верующие вручили ему престол Иерусалимской Церкви, так что он был вторым епископом Иерусалимским. Спустя много лет, когда Римские правители подозрительно следили за потомками дома Давидова, два еретика донесли на него правителю Аттику, как на христианина и потомка Давидова. По повелению Аттика, столетний Симеон взят был неверными и распят на кресте (в 107 г. по Р. Хр.).

† Преставление святого Стефана, епископа Волынского

Блаженный Стефан с молодых лет подвизался под руководством пр. Феодосия Печерского и был искренним учеником его. Он был в обители Феодосия доместиком или главным уставщиком по клиросу. Пр. Феодосий столько отличал его своим вниманием, что по временам поручал ему вместо себя говорить поучения братии. Перед смертью Феодосия братия просили назначить им в игумена Стефана доместика: «он вырос под твоей рукой, говорили они, послужил тебе, дай нам его». И Феодосий, соглашаясь на желания братии, сказал Стефану: «се, чадо, вручаю тебе монастырь; блюди его с опасением и храни, что я устроил относительно службы, не изменяй преданий монастырских»359. Блаж. Стефан с ревностью исполнял заповеди наставника своего. Ему надлежало заботиться о построении храма, который заложен был пр. Феодосием. Спустя три года огромный храм вчерне окончен постройкой. Так как новый храм сей от древнего монастыря стоял почти на двести сажен в юго-западном направлении, то необходимость требовала перевести туда и монастырь. Блаж. Стефан построил вблизи нового храма деревянные кельи и перевёл в них братию из старого монастыря. В последнем оставлены только немногие для погребения умирающих и для ежедневного совершения литургии за усопших братий. Старый и новый монастыри разделялись теперь двором, который устроен был Феодосием для странных. Стефан обнёс и монастыри, и двор деревянной стеной. Блаж. Стефан не успел окончательно устроить нового храма. Братия, которые сами выпросили его в игумена, неизвестно с чего и по какому случаю до того восстали на него, что он принуждён был отказаться от игуменства и оставить монастырь. Это было в 1078 г.360. Блаж. Стефан благодушно перенёс скорбь изгнания из обители, которая поручена ему была отцом и наставником его Феодосием. Многие из вельмож и людей богатых были духовными его детьми и очень жалели о его скорбном положении. Привязанный сердечной любовью к Печерской обители, он не хотел далеко уходить от неё. На другом отроге Печерской горы он основал новый монастырь в честь Пр. Богородицы, в память положения ризы её во Влахерне, который по месту называли Кловским, а по храму Влахернским361. Это был памятник благодеянию Богоматери к любимой Печерской обители. Стефан видел, пишет блаж. Симон, как пришли из Греции мастера каменного дела, с иконой Богоматери, и рассказали видение Царицы Небесной во Влахерне, и потому сам создал на Клове Влахернскую церковь. Приношения духовных детей дали Стефану средства выстроить и украсить сей монастырь. Он собрал в новую обитель много братии и ввёл в ней устав Печерского монастыря362. В 1091 г. видим его епископом Владимира Волынского; он был при перенесении мощей пр. Феодосия из пещеры в лавру. Блаженная кончина его последовала 27 апр. 1094 г.363.

* * *

359

Нестор в житии Феодосия и в летоп., стр. 80.

360

Нестор в житии Феодосия и в летоп. 1, 80. 85. 7, 1. Симон в сказании о созд. Печерской церкви.

361

Несторово житие Феодосия.

362

Симон о построении Печер. церкви. Каменный храм, заложенный Стефаном в Кловском монастыре, окончен был уже после его кончины. Лаврент. оп. летоп. под 1108 г.: „в се же лето кончиша верх св. Богородицы на Клове, заложенный Стефаном игуменом Печерским“. В Ипатьевском сп. к слову Богородицы, прибавлено: „Влахерны“.

363

Собр. л. 1, 90. 96. 266. 7, 5. 8. четь-минея 27 апр. по ркп. святцам „преставися в л. 6602 (1094) апр. в 27 день“.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Апрель. – 316, IV с.

Комментарии для сайта Cackle