20-е
Преподобного Феодора Трихины
Феодор, родом Цареградец, сын богатых родителей, оставил богатство, славу и честь, и, удалившись в провинцию Еленопонт, в митрополию Амасийскую, сделался монахом в некоем пустынном монастыре близ Евхаит (в 40 верстах от Амасии). Воздержанием он иссушил свою плоть и носил одну только одежду, суровую власяницу, почему и назван Трихиною (по-Гречески, а по-Русски – власяничник). Во время святой жизни своей и по смерти сотворил много чудес и исцелений, благодатью Божией. Время же жизни его определяется тем, что патриарх Антиохийский, еретик Пётр Фуллон (Сукновал), за участие в убийстве православного патриарха Стефана предназначенный импер. Зеноном к ссылке в Питиунт, около года (479 г.) скрывался близ монастыря Трихины и затем бежал в Армению.
Память святых Анастасия 1-го, патриарха Антиохийского, и Анастасия 2-го
Анастасий 1-й, патриарх с 561 года; в 561 году предназначен был к ссылке за несогласие с любимой мыслью импер. Юстиниана о нетлении тела Христова до воскресения, но указ о том не был исполнен за смертью Юстиниана. В 569 г. император Юстин, по некоей личной неприязни, хотя под предлогом расточения церковного имущества, низложил его, и Анастасий пробыл в заточении 23 года; уже император Маврикий, по смерти патр. Григория, возвратил его на кафедру в 593 году. В слове по случаю возвращения, в среду Страстной седмицы, 25 марта, говорил он пастве: «мир, и ещё мир, и в третий раз мир вам». Согласно с желанием императора он перевёл на Греческий язык «Пастырское Правило» Григория Двоеслова и написал в заточении несколько собственных сочинений догматических и нравоучительных. Скончался в 599 году, оставив кафедру другому Анастасию.
Анастасий второй управлял Церковью десять лет. Когда в 609 году импер. Фока дал повеление креститься всем Евреям, то при исполнении сего в Антиохии вспыхнул бунт, и жиды в сентябре убили патриарха, подозревая его в соглашении с императором.
Св. Григория, патр. Антиохийского
Из игуменов Фаранской обители возведён на престол волей императора в 569 году. В книге Лимонар, главе 140, читаем: «говорили некоторые старцы о сём Григории, что был милостив, непамятозлобен и сострадателен к согрешающим. Святейший же Софроний, патриарх Иерусалимский, такое даёт о нём свидетельство: достоин этот муж, Григорий Блаженный, воспоминаться между святыми и преподобными; потому что и на патриаршество взят против воли, и свято пожил во славу Христа, Господа нашего». Скончался 593 года.
Святого Анастасия Синаита
Источником великого подвижничества свят. Анастасия Синаита является христианское воспитание, полученное среди благочестивой семьи. Запав глубоко в душу дитяти, оно сказалось в юноше определённым стремлением посвятить себя на служение Богу, вследствие чего Анастасий и поступил в монастырь. Посетив однажды Синайскую гору для поклонения св. местам, узнав великих подвижников Синайских, Анастасий так пленился здешней иноческой жизнью, что пожелал остаться здесь навсегда и предался с усердием подвижнической жизни по примеру прославивших до него своей жизнью обитель Синайскую. Таким образом достиг он звания пресвитера и игумена горы Синайской.
Между тем, в это время, когда по причине Евтихианской ереси и разных выделившихся из неё сект, в православной Церкви происходили большие смущения, побуждаемый пламенной любовью к истине, Анастасий не ограничился подвижничеством в пустыне, но, глубоко зная св. Писание и писания св. отцов, решился выступить на защиту Православия. Он несколько раз покидал своё любимое уединение на Синае и путешествовал по Сирии, Палестине и Египту – с целью борьбы с еретиками. Беседами с ними частными и прениями при многочисленном стечении народа Анастасий вразумительно действовал на них и, присоединяя к проповеди своей чудотворения (однажды во время засухи молитвами своими испросил спасительный дождь), он многих из еретиков обратил в православие.
Св. Анастасий скончался в глубокой старости (около 686 г.). Он был известен многими сочинениями, в которых видна его большая начитанность и знание отцов Церкви.
Верования Анастасия выражаются между прочим в следующих словах из «Слова» его на неделю Фомы: «видевшие Христа во плоти считали Его за пророка, а мы хотя и не видели Его телесными очами, но, когда ещё были отроками и детьми, познали в Нём Бога, научились исповедовать Его Владыкой вселенной, Творцом веков, сиянием Славы Отчей. Святое же Евангелие Его слушаем с такой верой, как бы видим Самого Христа. Когда же видим на иконе изображение только Божественного подобия Его, как Самого Его, призирающего на нас с неба, чтим, поклоняемся и припадаем».
И ещё в своём догматико-полемическом сочинении «Путеводитель»249 так, между прочим, говорит Анастасий: «преподавая ученикам на Тайной Вечери животворящий хлеб, Христос сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. Подобно и чашу по вечери даде им, глаголя: сия есть Кровь Моя (Мф.26). Не сказал: сие есть образ Тела и Крови Моей. И в других местах говорит Христос: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный» (Ин.6).
Для поверхностного хотя ознакомления с содержанием поучительных писаний Анастасия, можно предложить хотя немногие мысли из них:
«Примеры Авраама, Иова и Давида, которые имели жён, детей и богатства и, следовательно, были обременены множеством забот, отнимают у людей мирских предлог к нерадению о своём спасении».
«Время смерти скрыто от нас по действию Промысла, потому что, если бы мы знали о нём, то до последних дней стали бы отлагать попечение о своём спасении».
«Нельзя быть истинным христианином без веры и добрых дел, но и их недостаточно для того, чтобы сделать человека совершенным христианином, а необходимо ещё, чтобы их сопровождало смирение».
«Для принесения истинного покаяния в грехах недостаточно удерживаться от них впоследствии, но нужно понести наказание за прошедшие грехи и заставить служить правде то, что служило в нас нечистоте».
«Хорошо открывать свои недостатки людям духовным; нужно при этом, чтобы они имели мудрость и знание, чтобы не повредили нам или излишней кротостью, или излишней строгостью».
(См. «Истор. Уч. об отц. Церкви» Фил. Черниг. и «Твор. св. отц.» 1857, кн. 4).
† Память о свв. Ветране и Феотиме, епископах Малой Скифии (Добруджи, Добрича)
Созомен250, описывая бедственное время арианина Валента, говорит: «где церквами управляли люди мужественные, там только народ не изменял прежних своих мыслей. В самом деле по такой именно причине и Скифы остались, как передают, с той же верой (православной). Этот народ имеет много городов, селений и крепостей». По словам Плиния251, страна, которой владели Скифы – земледельцы, простираясь от устьев Дуная к Фракии, заключала в себе «прекраснейшие города – Петрополь (Дунавец), Томи (ныне Кюстенджи), Каллатис, Дионисиополь, прежде называвшийся Кроны». Эта равнина в средние времена называлась Добричь 252, а ныне Добруджа. «Метрополия Скифов, продолжает Созомен, – Томи, город обширный и богатый, лежащий у моря, на левой стороне для въезжающего в Чёрное море. Там и доныне хранится обычай древний, чтобы всеми церквами этого народа управлял один епископ. В описываемое время правил Ветран. Царь Валент прибыл в Томи. Придя в церковь, по обыкновению своему начал убеждать Ветрана вступить в общение с арианами; Ветран, мужественно и смело высказав государю мысли свои в пользу учения Никейских отцов, оставил его и перешёл в другую церковь, а за ним последовал и народ; а народу было почти весь город, – сошлись, отчасти чтобы видеть царя, а отчасти в ожидании каких-либо новостей. Оставшись один с своей свитой, Валент сильно раздражён был тем, считая то за намеренное оскорбление. Он велел арестовать Ветрана и сослать в ссылку. Потом однако вскоре позволил ему возвратиться. Ибо, когда узнал, что Скифы ропщут за изгнание своего епископа, то стал опасаться, как бы не затеяли чего. Он знал, что и этот народ мужественен и по местному положению нужен для империи, потому что охранял её от пограничных варваров. Итак, Ветран в этом случае явился выше усилий государя. По свидетельству самих Скифов, он был муж вообще добрый и отличался святостью жизни».
Феодорит кратко, но ещё с большим одушевлением, говорит о блаж. архипастыре Скифском; он пишет: «и Вретанион, сиявший всякой добродетелью и властью архипастыря правивший городами всей Скифии, воспламенял свой дух ревностью и обличал в порче догматов и в беззаконии по отношению к святым. Он с Богодухновенным Давидом говорил: глаголах о свидениях твоих пред цари и не стыдяхся» (Ис.18:46)253.
Св. Ветран, и в сане епископа носивший Славянское имя, скончался, вероятно, на другом году после победы своей над Валентом († 377 г.), так как на 2, Вселенском Соборе в 381 г. находился уже преемник его – Томский епископ Геронтий 254, за которым следовал св. Феотим, «родом Скиф», по словам Грека, или что тоже Славянин255.
В 392 г. Феотим уже известен был Иерониму и как писатель и как епископ256. Когда в 399 г. св. Златоуст рассматривал на соборе дело о Ефесском епископе, то на этом соборе вместе с другими епископами присутствовал и Феотим из Скифии и Фракии»257. В 402 г., когда Епифаний настоятельно требовал от св. Златоуста и других произнести осуждение на Оригена, «Скифский епископ Феотим даже явно порицал Епифания; неблагочестиво оскорблять, говорил он, давно скончавшегося, восставать против суда древних и отвергнуть одобренное ими. Он вынес одно из сочинений Оригена, прочитал его и, показав, что прочитанное полезно церквам, прибавил: те, которые осуждают эти книги, поносят и то, о чём здесь говорится»258.
Феотим был святителем чудным и по просвещению, и по высокой жизни, и по пастырской деятельности, и по чудесам.
Довольно трудов требовала от него и собственная его Славянская епархия, весьма обширная. На другом (на левом) берегу Дуная кочевали тогда Гунны, подчинившие себе живших там Славян259. Феотим простёр силу веры и любви и на дикие племена; путешествовал в стране занятой ими с проповедью Евангельской и молитвой побеждал дикость их; привыкших к грабежам старался смягчать любовью благотворительной, угощал и ласкал их подарками. Сила чудес, совершенных им о имени Господа Иисуса, до того поражала племена грубые, что они называли Феотима богом Римским. Историк пишет: «в то же время (во время Златоуста) Церковью Томиса и прочей Скифии управлял Феотим, родом Скиф, человек воспитанный в любомудрии, которого Придунайские варвары Гунны, дивясь его добродетели, называли богом Римским, потому что и в самом деле видели от него опыты дел Божественных. Рассказывают, например, что однажды он путешествовал по тамошней стране варваров и встретил нескольких туземцев, шедших в Томис. Бывшие с ним стали плакать, полагая, что будут убиты. Но он, сошедши с лошади, начал молиться, и – варвары миновали их, не заметив ни его самого, ни его спутников, ни лошадей, с которых они сошли. Так как жители той страны (Гунны) своими частыми набегами разоряли Скифов (Славян), то этих зверообразных людей Феотим приучил к кротости, – угощая их и по-дружески предлагая им подарки. Один варвар, предполагая, что он богат, решился хитростью захватить его в плен. С этою целью приготовил он аркан. Опершись на щит, как обыкновенно делывал, стоял он и разговаривал с неприятелями. Потом, подняв правую руку, хотел забросить на него верёвку, чтобы тащить его к себе и к единоплеменникам; но во время этого действия рука его осталась протянутой в воздухе и не прежде освободилась от невидимых уз, как когда Феотим, по просьбе других, помолился за варвара Богу. Говорят, что этот епископ постоянно носил длинные волосы, с тех пор как начал прилежно изучать любомудрие. Он держался простого образа жизни, вкушал пищу не в одно и то же время, но когда чувствовал голод или жажду»260.
Блаж. Иероним писал: «Феотим, Скифский епископ Том, издал в разговорах, по образцам древнего красноречия, краткие и прекрасные трактаты и, как слышу, пишет и другие сочинения»261. Леонтий, живший недолго после Феотима, выписывал краткие места из двух сочинений его – из сочинения «об учении Спасителя» и из другого – «против идолов»262. Св. Дамаскин поместил в свои параллели несколько мест – из последнего сочинения и из трёх других: «на бытие», на толкования слов: «аще принесеши дар твой ко олтарю», и из слова: «о посте»263.
Блаженный Феотим блаженно почил, вероятно, не позже 412 года264, и память его по Римскому мартирологу чтится 20 апреля265.
† Преставление преподобного Александра Ошевенского
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф.5:6). К числу тех, к которым относятся сии слова Спасителя, принадлежит и преп. Александр Ошевенский266.
В 80 верстах от Белозерска, в Вашеозерской волости, жил зажиточный и благочестивый земледелец Никифор Ошевен. Он имел четырёх сыновей; но ему хотелось ещё иметь сына. По молитве благочестивой жены его родился Алексий. Сын молитвы был обучен грамоте и, послушный родителям во всём, любил поститься и молиться, что не совсем нравилось им. На 18 году родители хотели сочетать его браком, но он с дозволения их отправился на Богомолье в Кириллов монастырь и здесь остался на некоторое время для молитв. Последнее сильно огорчило отца, но потом успокоился он мыслью, что в монастыре не учат худому. В обители Алексий усовершился в книжном учении и жил весьма внимательно к себе. Игумен готов был постричь его в иночество. Но Алексий объявил со смирением, что желает испытать себя в готовности на крестный путь и приучить молодость свою к игу Христову. Спустя год отец посетил сына в праздник пр. Кирилла и дозволил ему ещё остаться в обители до времени. Потом родители его насилием властелина и вынуждены были перейти в Каргополь, а спустя год поселились в 30 верстах от Каргополя на земле, отведённой им землевладельцем. «Приходит (Никифор) к боярину Ивану и бьёт челом и просит грамоту слободскую; Иван же, видев его человека доброзрачна и речиста, даёт ему грамоту на тые места, слободу копити, жильцов называти и дворы ставити, и оттуду и доныне прозвася весь та слобода Ошевнева», так говорит древнее известие. Печали родителей печалили сына, но он молился, и молитва не осталась не услышанной. Спустя 6 лет пребывания в обители, Алексий принял монашество с именем Александра и удвоил свои подвиги. Послушный и строгий к себе инок приобрёл общее внимание к себе. Когда объявил он настоятелю, что, желая повидаться с родителями, он вместе с тем желает найти себе место для уединённых подвигов, игумен отвечал: тому, кто не окреп в духовной жизни, не безопасно пускаться в отшельническую жизнь; в общежитии братия подкрепляют друг друга, и это благотворно особенно для не утвердившихся в добре; и бывает, что мечтательная гордость увлечёт неопытного в пустыню под видом усердия к нерассеваемому подвижничеству и потом предаёт его праздности и нерадению; всему время; надобно испытать себя. Блажен. Александр смиренно покорился голосу настоятеля: снова подверг себя и желание своё испытанию. Тогда настоятель благословил желание его. Подвижник прибыл на родину. – Обрадованный отец просил сына найти вблизи место для своего пребывания и обещал помочь при устроении пустынного жилища. На р. Чурюге, в соседстве лесов и озёр, преп. Александр водрузил крест, в основание будущей пустынной обители. В Кирилловой обители, по возвращении, посвящённый в иеромонаха, получил от игумена в благословение икону Одигитрии и икону святителя Николая и с такими средствами дал при кресте на Чурюге обет провести остальную жизнь в будущей обители. Поручив отцу надзор за построением храма, отправился он в Новгород. Здесь святитель Иона преподал ему благословение на устроение обители и антиминс для храма её. Благочестивая боярыня Анастасия и сын её Юрий, приглашённые вспомоществовать новой обители, готовы были отдать преподобному целую волость со всеми её угодьями, но блаженный не хотел того, – зачем, сказал он, печалить наследников? Боярыня выдала четыре грамоты на сенные угодья с лесом и деревней. Храм был освящён во имя святителя Николая. Блаженный Александр с бодрой душой начал пустынную жизнь и с твёрдостью переносил её бедность и труды. С ним по воле игумена пришёл сюда из Кириллова монастыря старец; но старец не перенёс трудной пустынной жизни и возвратился в Кириллов монастырь. Блаженный остался один; он очищал лес, готовил под пашню землю и засевал; трудился неутомимо, освящая труды молитвами. Мало по малу собрались к нему братия; он поставил кельи, трапезу и другие принадлежности, радуясь желанию их служить Господу. Установив общежитие, преподобный ввёл строгий чин во всём: в храме не говорить ни с кем, в трапезу приходить в молчании и здесь слушать чтение; в кельи не быть без дела; во время работ по послушанию иметь в уме псалом или молитву Иисусову. «Братия, говорил подвижник Божий, пусть не страшат нас труды и скорби пустыни: вы знаете, что путём скорбей входят в Царствие Небесное. Пусть живёт в вас взаимная любовь и смирение. Бог любы есть, и смиренных любит Он». Блаженный владел даром слова и духовной рассудительностью; многие, даже из мирских, приходили слушать наставления его. Два племянника его, сыновья двух родных братьев, часто посещали обитель и наконец по просьбе их были пострижены в иночество. Брат Амвросий сильно раздражился тем; прибёг в обитель, ругал блаженного весьма грубо и грозил разогнать обитель. На брань исступлённого блаж. Александр отвечал кротостью, и это смягчило брата, так что он просил простить его. Потом племянники, так дорого доставшиеся ему, нанесли тяжёлую скорбь блаженному: охладев в ревности к борьбе с нуждами пустыни, они, не смотря на увещания дяди, оставили обитель его. Скорби за спасение духовных чад до того отяготели над душой блаженного, что он стал тяжко болен. Не мог он поднять ни головы, ни руки, не мог даже выговорить слова: так расслаб всем телом. В этом изнеможении он молился преп. Кириллу, в обители коего вступил в подвижническую жизнь. И вот видит святолепного старца, украшенного сединой, в белых ризах и с крестом в руке. Осенив крестом больного, святой сказал: «не скорби, брат! я помолюсь, и будешь здоров; только не забывай обета, – не оставляй сего места; я буду помогать тебе». Проснувшись, блаженный почувствовал себя здоровым и на утро пошёл в церковь; в утешение братии он рассказал о посещении преп. Кирилла. В подвижнических трудах преподобный провёл в своей обители 27 лет и мирно предал дух свой Господу на 52 году жизни, 20 апреля 1479 г.
По смерти ученика его Лаврентия, игумена, обитель его пришла было в упадок, – здания обветшали, братия почти все разошлись, так что не осталось ни одного иеромонаха. Раз монастырский служитель Марк видит в сонном видении: обитель полна народа; старец в святительской одежде, седой, крестом осеняет обитель и работающих в ней на постройке; другой старец, с брадой до персей, окропляет святой водой; третий среднего роста, с русыми волосами, окаждает за ними; а ещё четвёртый, молодой, вдали следует за ними. Марк узнал в третьем преп. Александра, и препод. по его прошению сказал: первый старец – святитель Николай, имени коего посвящён храм обители, второй – препод. Кирилл, обещавшийся помогать мне, – по моей просьбе они пришли сюда, а молодой человек – избираемый в игумена Матвей. Сын иеромонаха пустынника Матвей, в иночестве Максим, посвящённый в игумена архиепископом Сергием (1483–1485), в самом деле восстановил обитель по всем частям. При построении нового храма в честь свят. Николая, по указанию самого явившегося преподобного, найдены были нетленными мощи его. Новый храм освящён при игум. Вассиане 2, и при нём же преподобный велел написать образ его. По рассказу одного старца, который знал преподобного ещё в земной жизни, преподобный был роста среднего, лицом сухой, с впалыми глазами, с небольшой и не густой бородой, с проседью в русых волосах. В таком виде и был он написан.
Затем следовали различные чудеса преподобного. Чудо, которое испытал на себе иеромонах Феодосий, описавший житие и чудеса преподобного в 1562 г., весьма замечательно по свидетельству о крестном знамении. Феодосий вместе с другими восставал на игумена обители с укоризнами и жалобами. Явившийся преподобный сказал: «а кто здесь игумен? конечно не ты; игумену скажи: пусть творит своё дело; тебе же говорю: пекись о твоей душе». Феодосий раскаялся; он положил было описать житие и чудеса преподобного, но потом стал волноваться сомнениями и оставил начатое дело. Явившийся преподобный наказал его тремя ударами прута. «И уведех бывшая над собою, пишет Феодосий, яко десная моя рука ослабе, длань же о запястий (с запястия) согнуся, три же персты верхних едва возмогох вместе сдвинути, еже на лицы своем крестное знамение воображати, два же персты нижних ко длани прикорчишася». Вот как в обители преп. Александра в 1562 г. изображалось крестное знамение! тремя первыми перстами! Сильное вразумление отважному самовластью преподано преподобным.
Прибыл в Каргополь воеводой боярин Иван Михайл. Юрьев, брат царицы Анастасии. Игумен Вассиан, наслышавшись о его гордости и жестокости, со страхом отправился на поклон к новому воеводе. Боярин принял его несурово. Игумен представил ему царскую несудимую грамоту о обители; воевода, посмотрев, сказал: есть одна пошлина, которую будет он брать с монастырских крестьян. Боязливый игумен промолчал. Но бывший с ним простодушный и прямой старец Евсевий сказал: «не взимать тебе её с нас, господине». – «Когда прикажу, то дадите», сказал с гневом воевода. Старец заметил: «тогда будет, когда возьмёшь». И Боярин, рассвирепев, закричал: «горе, чернец! Царь государь пожаловал меня Каргополем и всею Онегой с поморьем, – а этот не хочет слушаться и ещё спорит». – Испуганный игумен поспешил убраться в монастырь и дорогой бранил старца за его резкость. Гневный боярин после того допытывался: нет ли кого, кто бы мог жаловаться на монастырь и особенно на Евсевия? Узнав о том, в обители трепетали боярина и негодовали на Евсевия. «Ступай, говорили ему, умилостивляй, как знаешь, боярина, – не погибать же нам за тебя». Огорчённый старец ночью со слезами молил Господа об утишении боярина, и на следующий день пошёл в Каргополь, готовый на всё. В городе на улице встретившийся ему домовый священник боярина неожиданно говорит ему: «ну, поздравляю тебя, Евсевий». Старец изумился. «Бог помиловал вас, продолжал священник, – святитель Николай и начальник вашей обители защитили вас от бед», Затем рассказал, что воевода, хотя не нашёл жалующихся на обитель, отдал было уже приказание самому жестокому из своих чиновников, – отправиться в монастырь и, сковав тебя, доставить в городскую тюрьму. Но в минувшую ночь явились ему, святитель и преподобный, и задали ему урок. Святитель, так рассказывал боярин, сказал ему: «если не покаешься, горе тебе». И преподобный также грозил. В страхе боярин отвечал: «не погуби меня, святитель, но другого не знаю, как называть». «Ты не знаешь его; вот он пришёл защищать труды свои и меня взял с собой, – там храм в моё имя». Боярин каялся и обещал быть защитником обители. Ступай же теперь смело к боярину, заключил священник. Старец явился к боярину, и тот принял его весьма ласково, – просил извинить его за грубость и дерзости; рассказал о видении святителя и преподобного и жалел о том, что не заехал в Ошевенскую обитель, – а наконец вручил старцу милостыню для обители. Мощи преподобного свидетельствованы были по распоряжению митр. Антония Варлаамом, епископом Вологодским267. Ныне они почивают под спудом в каменном храме, где один придел в 1707 г. посвящён преп. Александру. Ещё целы иконы, принесённые им из Кириллова монастыря268.
Страдание Гавриила младенца
В Городненском повете, верстах в 13 от Заблудова, есть дер. Зверки, принадлежавшая к ключу Заблудовскому. Здесь жили Пётр Гавдель и супруга его Анастасия, православные и благочестивые поселяне, не смотря на невзгоды времени, твёрдо сохранившие православную веру, принятую от предков своих. Здесь 1684 г. мар. 20 родился у них сын Гавриил, которого они крестили и воспитали также в правилах православия. Когда Гавриилу было около 6 лет, случилось, что мать понесла в поле мужу обед. Жид Щутко, арендатор Зверков, приласкал к себе дитя, завёл в дом свой и увёз; его в Белый Сток; здесь сбежавшиеся жиды мучили отрока; без милосердия: внеся его в тёмное место, распяли и пустили из боку кровь, потом кололи его разными инструментами, пока не выпустили всей крови: а мёртвое тело бросили в поле269. Псы три дня бегали около тела и лаем отгоняли от него хищных птиц. По тому же лаю нашли замученное тело и представили в Заблудово. По ране в боку и другим знакам очевидно было, что кровь выпущена из отрока изуверством жидовским, и страдальческая смерть невинного отрока тогда же записана в местную книгу Заблудова; жиды судебно уличены в преступлении; тело предано земле. Страдальческая кончина блаж. Гавриила последовала 20 апреля 1690 г. «О сем кто хощет пространнее ведати, отсылаем до книг правных магдебургии Заблудовские», говорит старинная записка. Спустя 30 л. (1720 г.), когда погребали другого младенца, нашли мощи Гавриила нетленными и поставили их в церковном склепе.
„Когда в Заблудовье место и церковь горела,
Милость Божия меня и в огне сохранила“.
Так говорил блаженный в Польских стихах, написанных в 1755 г. знаменитым Михаилом Козачинским, архимандритом Слуцким. Пожар был в 1746 г.; а в 1755 г. 9 мая нетленные мощи с честью перенесены были в Слуцкий монастырь.
Кондак св. мученику: «святе младенче Гаврииле, ты за Прободенного нас ради от Иудей люте от тех же в ребра прободен был еси и за Истощившего кровь Свою о нас все тело твое на истощание крове в лютые язвы предал еси. Ныне же во славе вечной с Ним веселитися. Тем поминай тамо и нас, молим, зде чтущих тя, прося нам здравие телесам и спасение душам нашим»270.
* * *
Составившемся частью из посланий к разным лицам, писанных в разрешение возражений, предлагавшихся со стороны севериан и акефалитов, и почитающемся одним из лучших сочинений против евтихианства.
Церк. Ист. 6, 21.
Lib. 4. с. 11.
У Халкондилы: „Владислав (ок. 1444 г.), – вышедши из Трансильвании, перешёл Дунай, перевёл все войска свои в страну царскую и расположился лагерем в Добродичии, приморской стране Болгаров“, и пр. ed. Nigbur р. 326.
Ист. Церк. 4, 35.
Никиф. Каллиста Ист. 12, 13. Факунд lib. 4, р. 34.
Созомена Ист. 7, 28. Никита Хоният: „Русь, которую и Скифами называют“. Лев диакон: „Тавро-Скифы, которых общий язык обыкновенно называет Русью“. Сл. янв. 20.
De vir. illustr. 131.
Палладий о жизни Златоуста стр., 123.
Созомена Ист. Церк. 8, 14. Сократа Ист. 6, 12.
По Нестору, издавна жили по Богу Дулебы, по Днестру до Дуная и моря Угличи и Тиверцы; там великая Скифия Греков. Лаврен., стр. 7.
Соэомена Церк. Ист. 7, 26.
De vir. illustr. 131.
Места напеч. Майем in collect. vet. auct. 7, 99. 107.
Parallela p. 640, 675. 694. 785.
Под определением 431 г. подписался Тимофей, Томский епископ.
Acta sanet, ad 20 april. Как память св. Феотима по Римскому мартирологу показана апр. 20, так в том же мартирологе память св. Ветрана показана янв. 25. О последнем: Tomis in Scythia s. Bretannionis episcopi, qui mira sanctitate et zelo catholicoe fidei sub Valente imp. ariano, cui fortiter restitit, in ecclesia floruit. О Феотиме: Tomis in Scythia s. Theotimi episcopi, quem ob insignem eius sanctitatem et miracula etiam infideles et barbari venerati sunt.
Ркп. житие преп. Александра, опис. иер. Феодосием, бывшим священником. Оно есть у Толстого 2. № 164. 331, у Царского № 325, у Ундольского № 276. Об источниках сведений Феодосий пишет: „отец мой священствовал в том самом селении, откуда был родом преподобный, и там видел ещё в живых сродника его, земледельца Исаака, сына старшего брата его Амвросия, бывшего немного моложе Александра; с юного возраста жил он (Исаак) вместе с ним и всё знал о нём подробно. – Часто приходил он к отцу моему и разговаривал о святом; родитель любовью расспрашивал о его подвигах. Я же хотя был тогда отроком, внимательно слушал разговор их... часто приходил к нему (к отцу с. Надпорожье на Онеге) священник (обители Александровой) Корнилий, который также беседовал с отцом моим о житии и чудесах преподобного, а иное записал и по повелению старца Леонида (Леонтия, брата преп. Александра). Некоторый дьяк много лет провёл в обители, быв принят для служения по храму. Много и от него слышал я о преподобном... Когда лишился я супруги: то пришёл в обитель и облёкся в иноческие одежды; а преосвящ. архиепископ Пимен скоро посвятил меня в священный сан. В обители нашёл я древних иноков, сродников святого, которые рассказывали о чудесах его, явных и тайных“.
Вследствие сего свидетельствования царь грамотой 1578 года предписал отмежевать в пользу обители препод. Александра земли и лесу на 5 вёрст кругом обители. Ист. Акт. 1. № 202. Служба препод. Александру – у Царского № 563.
Свед. о монаст., стр. 418. Матер. статистики, стр. 64. СПб. 1831 года. Ист. Иер. 5, 522–524.
Старинные Польские стихи, сочинение архимандрита Михаила Козачинского:
Gdie sie zydzi wnet insi pozbegali,
Ktorzy bez miloserdzia tam mnie mordowalie.
Narzod do zbyt ciemnego lochu mnie wniesiono.
J wycignowscy krzyrzem krew z bocu pucziono,
Potym instrumentami roznemi dreczyli,
Az poki do ostatka krwie nie wysgcyli.
Ркп. повесть и стихи о св. Гаврииле. В словаре святых 1836 г., стр. 71 несколько ошибок. Нет сомнения, что иногда и несправедливо обвиняли Евреев в краже и убиении младенцев. Но несомненно и то, что находили младенцев с несомненными знаками выпущенной крови. В Еврейской книге, печатанной в XVI в., „чин пасхи“, есть гравюра, изображающая царя в короне, покрытого струнами: он стоит в ванне; пред ним вельможи растворяют младенцам жилы и из них кровь фонтаном льёт на тело царя и в ванну. Сл. Eusenmenger d. entdecte iudenthum. На новогреческом языке Неофита „открытые таинства жидовской веры“.