Описание Козелецкого монастыря

Источник

Содержание

Приложение к описанию Козелецкого георгиевского монастыря 1. Лист Юрия Хмельнцкого 2. Лист гетмана Виговского 3. Запись Войнилихи 4. Выпись из Козелецкого магистрата 5. Лист полковника Танского 6. Донесение монастыря консистории 7. Акты казенной палаты  

 

Козелецкий георгиевский монастырь занимает место, и доселе довольно уедененное, в 5 верстах от города Козельца, на берегу реки Остра. В давнее время это место было, еще уединеннее, было окружено лесами, ныне уже истребленными; даже и в 1784г. вокруг него были рощи.

Когда при гетмане Богдане православие начало дышать свободно на украйне, освободясь от гнета иезуитов и ляхов: то в тот же год, как жители украйны дали присягу быть верными царю православному, – жители Козельца положили основать монастырь для постоянного возношения хвалы Божьей. В самом Козельце на берегу р. Остра был монастырек Св. Троицы. Он существовал еще при польском правительстве и известен по универсалу 1645 г.; но и в универсале 1658 года, все еще назывался новоФундующимся.1

О. игумен Симеон, о. Иоиль Пучковский, о. Савватий желали пустынного жития, а не среди людей мирских. Жители Козельца, чтя св. великомученика Георгия, соглашались с мыслями пустыннолюбивых и изъявили готовность помогать устроению пустынной обители св. Геория. О. игумен не замедлил исполнить святые желания на деле.

Аз 1654 г. говорить: «я Тотьяна Войнилиха даю знать и утверждаю, что по доброй воле продала я за 60 золотых мою собственную, никому не заложенную землю – грунты Дорогинку и Кобчик – честным отцам, господину отцу Симеону Чайковскому, отцу Панткратию Михаиловичу, отцу Иоилю Пучковскому и прочим отцам, братии их, на святое место, на монастырь», Акт надписан так: «продажа грунтов ея милостью панною Татьяною Завадскою Войниловичевою отцам на монастырь святого великомученика Георгия». Продажа земли внесена в городскую книгу города Козельца 1656 года, и здесь сказано, что земля продана, «на Фундоване монастыря Козельского».2

По акту 1660 г., «законники монастыря Козельского», жалуясь магистрату, что соседи хотят завладеть частию земли, купленной ими у панны Завадской, свидетельствуют: на разширение хвалы Божьей почалисьмо фундовати мовастир еще за благословения его милости господина отца Сильвестра Коссова митрополита киевского, за позволением и универсалами от славной памяти его милости пана Богдана Хмельницкого и от всех по нем заступаючих гетманов.

Таким образом не только была куплена земля для основания пустынного георгиевского монастыря, но получено бласловение святителя метрополита Сильвестра на основание монастыря. По общему тогдашнему правилу, не сомневаемся, что митрополитом Сильвестром выдана была и архипастырская грамата на основание монастыря. Нет сомнений и в том, что в 1654 году освящен был и пустынный храм великомученника Георгия.

Так доносил Козелецкий георгиевский монастырь о своем начале еще в 1756 году: «почался Фундоваться монастырь георгиевский Козелецкий за благославением в Бога преосвященного митрополита киевского Сильвестра Коссова, – на тот час был игумен Симеон Чайковский».3

Не знаем, были ли в троицком монастыре особые игумены после основания георгиевского монастыря. Но несомненно известно, что в 1708 году обоими монастырками заведывал один и тот же игумен.4 Даже и ранее того времени о. Игнатий называется игуменом то троицкой, то георгиевской обители. И тогда, как неизвестны по именам особые игумены троицкие, известны игумены георгиевского монастыря, с самого основания его и до поздних времен, – Надобно положить за самое вероятное, что как с 1683 г. – так и прежде того игумен георгиевского монастыря заведовал и троицким, и, что иночествующие перешли из троицкого в пустынный георгиевский, оставив в первом только не многих частью для служения, а больше для хозяйственных распоряжений. В универсале игумен георгиевский называется даже игуменом свято-троицкого-георгиевского монастыря, – т.е. хотя иночествующие жили не в одном георгиевском монастыре: но оба места перебывания их составляло один монастырь или иначе троицкий монастырь в отдельном виде уже не существовал, а был приписным к георгиевскому, как и называется он в бумагах с 1746 г.

О. игумен Симеон был хозяин обители заботливый. Происходя из шляхетной фамилии Чайковских, он успевал по связям своим многое делать для обители. Он выхлопотал защитительные листы и от полковника пере-славского и от наказного гетмана Цецюры на право владения островом Липовым; это было в 1660 году, а в 1665 году выдан ему защитительный лист о том же острове из уряда козелецкого. Он скончался в 1675 году, быв настоятелем до 20 лет.

После него управлял обителью о. игумен Иоиль Пуч-ковский, тот самый, который вместе с о. Симеоном столько хлопотал об основании георгиевского монастыря. За время его управления заднепровский гетман Яненко с блогородскою ордою (1679 г.) производил набеги на Козелец и его окрестности, – села под Козельцем и Носовскою были ограблены и опустошены.5 Можно полагать, что в это время если не сам георгиевский монастырь, то его имущество также пострадали.

Игумен Игнатий Грязной известен по двум надписям на одном и том же евангелии обители львов, печ.1670 г. Старшая надпись говорит: «я раб Божий Иосиф Корниевич с женой своей Татианой, обыватель монастыря печерского, падаемо сию книгу еваигелие на-престольное, за отпущение грехов своих, до монастира св. Троицы в месте Козелца, при всечесном отце Игна-тии Грязном, игумене тоя св. обители... Року от рождества Христова 1683. м. Февр. 27 д.» – младшая надпись: «в року, теперь идучом, 1693, я Константин Дмитриевич Солонина оправилем сие евангелие напрестольное под серебро и золото до монастыря св. великомуч. Христова Георгия Козелецкого, за отпущение грехов своих при всечестном отце Игнатии Грязному, на тот час бывшем игуменом той св. обители; на которое то евангелие далем сребра своего власного, на оправу, гривен две(2 ф.) и на позолоту червоных чтири и ремесленникови заплатилем, що належит». – Константин Дмитриевич Солонина полковник киевский, известен и другим, еще более дорогим благотворением. В 1687 году он подарил георгиевскому монастырю село Даневку.6

Игумен Георгий известный по надписи на евангелии львов, п. 1690 г. надпись: «я раб Божий Иосиф Кури-лович Весна с женою своею Мариею надаемо евангелие напрестольное до монастыря, до храму св. великомуч. Григория при всечестном о. игумене Георгии, року 1697. На сие евангелие положено сребра гривен три и лотов пять и золота два червоних; но нестало, так дал третий червовий Иосиф мастер, що свят. Николая будовал, а ремесленник Николай Логвинович за оправу дал шесть талерей».

Игумен Анастасий Долинский оставил по себе неприятную память в обители тем, что продал нужную для пустыни мельницу7.

В универсале от 17 июня 1709 г, гетман Скоропадский писал: «за позволением бывшего гетмана Мазепы превелебный в Боге отец Иосиф Исаевич (игумен) монастыря почаевского с братиею тамошнею, едино от нашествия неприятельского шведского, а другое от неуставаемого в том краю гонения на благочестие, перейшовши з Волыни, получил соби пристанище в державе православного монарха нашего, его царского пресветлого величества, в краю нашом малороссийском, и за благославением митрополии киевской одержал игуменство над двомя монастырцами козелецкими святотроицким и св. великомученика победоносца Георгия, гды и за нынешняго пастира ясне в Богу преосвященного его милости господина отца ИоасаФа Кроковского, митрополита киевского, игуменствует и всими до тых монастырцов приналежитостями, по универсалом антецессоров наших, намистник его отца Исаевича завадует. Тыж просыл и нашого гетманского на теж помянутых монастырцов козелецких приналежитости подтверждения». – Гетман исполняя просьбу, утверждает за мотастырцами «все добра, наданыя и покупленыя, з тяготными людьми, закладчанами, подгородчанами, слободкою и в разных селах, як то в Опенках и в Глимаздах и Шуляках по килька человик наидуючемися, таж в селе Лихалитках купленые грунты з полями, сеножатными и всими угодями заховуем и в зупельное владиние завонникам тых монастырей козелецких ствержаемо. – Так как ИоасаФ Броковский избран в митрополита янв. 19 1708 г., а посвящен в Москве 15 августа: то игумен Исаевич, определенный митрополиею в настоятеля козелецких монастырей, определен, без сомнения, не после августа 1708 года.

Игумен Иосиф Исаевич пользовался уважением киевских полковников Волынского и Танского.8 Особенно последний ласкал и чтил его. – Доказательством тому служит сведующее письмо Танского к о. ИосиФу:

«Почтеннейший в Боге отец игумен свято-Георгиевского монастыря Козелецкого!

Из письма вашей честности, в котором излагаете жалобу на пана Шума и на пана сотника козелецкаго Иолова, видим, что они винным шинком своим не малый ущерб наносят местности вашей Даневки. Я призывал этих особ и строго приказал, чтобы с этого времени не смели чинить ущерба помянутой местности. Шуляковского казака Шолойку, когда даст ему Бог щастливо возвратиться из Киева, немедленно прикажем призвать в Козелец с духовным завещанием его: узелок его можем развязать, если окажется виноватым; священик, о котором упоминаете в цидуле вашей, пусть будет тут же достоверным свидетелем. Извещая вас о том, поручаю весь дом мой святым вашим молитвам.

Пречестности вашей, желающий всего доброго и готовый служить

Его царского величества войска, запорожского полковник киевский

Антон Танский».

Козелец авг. 8 1715.

О. Иосиф Исаевич пользовался благорасположением знаменитого Миниха, который быв близок к Петру I, а еще больше быв в силе после него, мог много благодеяний сделать для георгиевской пустыни.

Отец Исаевич, в первые годы своего пребывания в Козелецкой обители, как видно, надеялся возвратиться в Почаевскую обятель. В 1714 году купил он деревню Лихолетовку в звании игумена почаевского и козе-лецкого. Потом в генеральном глуховском суде объявил, что деревня куплена не на деньги Козелецкого монастыря, а на деньги Почаевского монастыря. Генеральный суд выдал ему такое решение, что Лихолетовки не имеет права присвоять себе Козелецкий монастырь. В последствие времени, кажется, оставил он желание перейти опять в Почаевский монастырь, узнав точнее о состоянии дел того края. По крайней мере, известно, что он в глубокой старости скончался в Козелецком монастыре в 1731 году.

После о. Исифа игуменом был Феофан Степанский. Это был искренний инок и искренний начальник иноков. От того, что о. Исаевич в первые годы думал еще возвратиться в Почаев и много тратил времени на знакомства с великими панами, а под старость ослабел по немощам старости, в георгиевском и в троицком моиастырьках здания обветшали и иные совсем упали. 0. Феофан, полный живой ревности о житии иноческом принялся строить и новый храм и новые келлии в георгиевском монастыре. К 1735 году то и другое было готово, и храм св. Георгия был освящен к радости ревнителей пустынной жизни.9 – Он даже собирался строить каменный храм в честь великомученика Георгия: но смерть прекратила его деятельность для земли, в 1740 году.

О. Гавриил Великошапка был определен в игумена георгиевского монастыря окт. 14 1740 г.10 В следующем году начал он приводить в исполнение предначертания своего предшественника. Еще цель в обители контракт, заключенный с каменщиками в полковой канцелярии 4 апр. 1741 г. на построение каменного храма св. Георгия. Контракт этот любопытен в том отношении, что плата за труды большею частью назначается съестными припасами разного рода, плата же деньгами – 830 р.; – храм положено выстроить по плану и фасаду храма киевского Флоровского монастыря. По просьбе игумена Гавриила, была выдана ему архипастырская грамота на его имя для собирания пожертвований на строящийся храм.

«Божией милостью Рафаил Заборовский православный архиепископ киевский, галицкий и малой России.

Епархи нашей киевской святогеоргиевского монастыря Козелецкого всечестный игумен Гавриил доношением объявил, что за скудостью Козелецкого монастыря новозаложенной каменной церкви во имя св. великомученика Георгия, – в совершенное окончание привести не может, просил позволения на испрошения от боголюбивых подаятелей. – Сие прошение за благоприятное принявши, выдали мы писание сие, через которое всех общелюбивых церкви восточных сынов смиренно молим, милостивым от доброхотства своего подаянием к строению показанные церкви с сим писанием являющемуся просителю любовно не отрицати вспомоществования, с несумненым упованием и с крепкой надеждой, яко милостивое в доброхотное с любовью к храму Божию, подаяние Всевышним любителем и отцем временно и вечно награжденно будет»...

На этой самой грамоте государыня императрица Елисавета изволила написать:

«Вклад в георгиевский монастырь две тысячи рублей.

Елисавета».

Государь наследник Петр Федорович написал:

«В оный же монастырь и пять сот рублей. Петр».

О. Гавриил усердно и ревностно заботился о благолепии св. обители. Он успел убедить киевского полковника Евфима Дарагана заказать вылить субботний колокол для обители. Но как ни старался о. Гавриил о новом храме и его принадлежностях: он, еще во многом не успел окончить храм, как перешел в другую жизнь, в 1750 г.

После о. Гавриила недолгое время управляли Козелецкою обителью игумены Феофан Несин и Инокентий Домбровский.

ГраФиня Разумовская в 1751 г: просила определить в настоятеля для окончания построек в обители батуринского игумена Иосифа Миткевича или киевского петропавловского игумена Дионисия Шугаева. Определен был последний.

В 1754 году писал он полковой канцелярии, что новой «церкви не иного чего чают точию от дождевых погод падения, – по скудости монастыря в деньгах, укрыть оной нечем». – К большой скорби обители, едва только покрыта была новая церковь деревянною крышею, как в 1756 г. случился в монастыре сильный пожар: келлии игумена и братии обращены были в пепел, сгорела и колокольня с тремя небольшими колоколами, из которых в одном было 2 пуда, а в двух других по 1 пуду в каждом; во время этого пожара истреблены были и письменные акты монастыря. – К утешению обители, и всех верующих душ полковник киевский Ефим Феодорович Дараган, по усердию к св. обители, покрыл за свой счет, три купола каменного храма св. Георгия белым железом. Он же устроил в новом храме св. Георгия иконостас.11

После игумена Дионисия, скончавшегося в 1770 году, игуменом георгиевской обители был Давид Сухозанет, и именно 1770–1775 г. – он в 1770 г. освятил главный храм обители. – По запискам обители, он «жил свято, чтил веру и закон».

1776–1777 г. был игуменом Варлаам. До того времени служил он в черноморском флоте и был в первой войне Екатерины с турками. По заключении мира представлялся константинопольскому патртарху и получил от него, на благословенье, части мощей св. мучеников Трифона и Марины. Во время управления его Козелецкой обителью жил здесь на покое архимандрит Пахомий. Варлаам, умирая, в знак духовной дружбы, подарил ему полученные в Константинополе св. мощи; а Пахомий переходя в Полтавский вознесенский монастырь, оставил их георгиевской обители. Пахомий подарил еще монастырю наперстный крест.12

Преемник Варлаама, игумен киевского петропавловского монастыря, Рувим Петулинский во время своего правления(1777–1784 г.) приобрел большой колокол доселе целый.

Игумен Иринарх Базилевич, живший пред тем на покое в Лубенском монастыре, а еще прежде бывший игуменом московского покровского монастыря, нашел георгиевский монастырь в бедном состоянии. Следы пожара 1756 г. во многом были еще видны. О. Иринарх загладил эти печальные следы. – Ему же довелось передавать земли с поселянами в Государственное Управление. Из Козелецкого троицкого монастырька, который уже давно был приписным к георгиевской пустыни, теперь предписано было перенести ризницу и всю утварь в георгиевский монастырь.13 По запискам монастыря, о. Иринарх был и хозяин умный и содержал обитателей пустыни в страхе Божьем.

В 1787 году представлялся он императрице Екатерине, во время пребывания ее в Козельце, и получил на монастырь свой 150 р.14; в следующем году он перешел на покой в михайловский монастырь, где и скончался.

Игумену Феодосию Стефановскому (1788–1793 г.) надлежало докончить отчет в прежнем порядке дел и применять новый порядок к положению пустыни; георгиевская обитель поставлена в 3-м классе штатных монастырей и об угодьях для нее ходатайствовал перед начальством о, Феодосий.

Поступивший в 1793 году Афанасий Корчан воспитанник и наставник киевской академии, по монастырским запискам, одаренный зорким умом и твердостью совета, содержал в обители благочиние, хотя и оставался учителем французского языка, а потом и исправляющим должность ректора черниговской гимназии. По указу 30 июня 1797 г., он определен в игумена выдубицкого.

1797–1798 г. опять управлял обителью Феодосий Стефановский.

Бывший батуринский игумен Павел Чедневский в 1800г. из козелецкого игумена посвящен в архимандрита нежинского.

Монасия Ивашутич, уроженец села Дубровного черниговской губернии, овдовевший священник, постриженный 1780 г. в монашество в черииговском кафедральном монастыре, с 1786 г. иеромонах черноморского флота, видевший 17 морских компаний, был деятельным игуменом и скончался в глубокой старости, 80-ти лет.

1809–1813 г. игумен Мельхиседек Констянский, прежде того с 1801 года типограФ кафедры черниговской, с 1803 г. наставник семинарии и префект. Игумен Мельхиседек, говорит составитель монастырских записок, в продолжение трех лет исправил и украсил монастырь так, что и взыскательный суд не мог произнесть укоризны чему-либо; в монастыре было необходимое и не было излишнего. Каждый отдавал о. Мельхиседеку преимущество перед прежними игуменами. При вступлении в монастырь, нашел он в нем 2 монаха с несколькими послушниками, – и умножил число тех и других. В 1809 г. набожный полковник Петр Семенович Катеринич, умирая, оставил завещанием 9000 р. в пользу георгиевской обители. По благословению архипастыря Михаила, о. Мельхиседек, на месте стоявшей на берегу Остра деревянной теплой церкви, построил каменный корпус и в нем теплую церковь; 8 октября 1811 г. преосвященный Михаил сам освятил храм. В одно время с постройкой корпуса производилось построение каменной ограды и окончено было также при о. Мельхиседеке. В построении ограды принимал участие старец иеромонах Венедикт, в мирском быту Василий Дзюба, купец и голова козелецкий. Екатерина ЕвФимовна Галаган, в память родителя своего, известного для обители Полковника Евфима Федоровича Галагана, пожертвовала на возобновление иконостаса 2050 р. «Я сам, говорил неизвестный составитель записок, видел приверженность окружных помощников к о. Мельхиседеку и уваженье к его учености. Сам слышал, как все особы желали видеть в домах своих любезного по уму и сердцу игумена». Мельхиседек скончался 21 декабря 1813 г.

Евгений Прозоров 1814–1818 г.; восиитанник черниговской семинарии, священник и протоиерей, овдовев, пострижен в монашество и определен в наставника сельской экономии при семинарии, – с 20 марта 1820г. эконом архиерейского дома. – Ему предписывают, составление монастырских записов, известных под названием «истории Козелецкого горгиевского монастыря 1811г. не лишенных, занимательности».

Иероним в мире Илья Никольский, воспитанник петербугской академии в 1818 г. наставник в Черниговской семинарии, с 29 октября 1818 г. настоятель Козелецкий и ректор учлищ, умер 1 ноября 1821г. в горячке.

Иов Куродский, с 5 марта 1822г. игумен, а вследующем году архимандрит думницкий.

Филадельф, воспитанник петербургской академии и наставник черниговской семинарии, с 23 августа 1823г. игумен Козелецкий, а в 1825 году ректор и архимандрит воронежский.

В 1827 г. – произведен, в игумена Козелецкого, эконом черниговской кафедры, а прежде того флотский иеромонах Антоний. После Филадельфа четыре года управлял Козелецкою обителью казначей иеромонах Панкратий человек слабый; и без того от частых перемен настоятеля в обители многое изменилось к худшему; а при слабости Панкратия благочиние растроилось и здания обители обветшали. О. Антоний с помощью благотворителей переменил крышу георгиевского храма; в 1832г. посвящен он в архимандрита глуховского.

Поступивший на его место Герасим Якимович-Кожуховский, флотский иеромонах окончил постройку братских келий; покрыл железом пределы георгиевского храма и исправил разные обветшалые здания монастырские; за труды для обители посвящен был в архимандрита и в 1846 г. уволен был на покой в елецкий монастырь.

Архимандрит Иларий, бывший ректор иркутской семинарии и настоятель вознесенского монастыря, добрый человек, но по слабости характера допустил множество беспорядков в семинарии и монастыре, за, что и определен настоятелем бедного Козелецкого монастыря. Он управлял здесь 1846–1853 г. и не только не устроил ничего лучшего в обители, но и не поддержал того, что прежде было заведено. Больной по старости, довел он монастырь до того, что почти все монастырские здания стали грозить падением. Настоятель ни с кем не знакомился, и монастырь почти был забыт.

По смерти о. Илария, посвящен в игумена Козелецкой обители казначей думницкий, Феодосий Алтернацкий. Он восстановил благочиние в обители, умножил число труженников, исправил обветшавшие здания и устроил новые.

Нынешнее состояние обители таково:

Главный храм святого Георгия каменный с двумя престолами. Здесь находится весьма древняя икона святого великомученика Георгия, издавна именующаяся чудотворною. В обители записаны два чуда. Одно было в 1742 году при игумене Гаврииле. – Змея вползла в рот и живот неосторожно спавшего козака и сильно мучила его. Он ходил по многим местам святым и зашел в Козелецкую обитель; здесь пред иконою св. Георгия змея вышла, и страдалец стал здоров. Другое происшествие было в сентябре 1814 г. Монах Путивльского монастыря Исаиа Ивченков сошел с ума и безсознательно пришел в георгиевский монастырь. Во время всенощного бдения пришел он в себя и дотоле немой стал говорить. Это было 26 сентября, а 6 ноября отправился он совсем здоровый, в свой монастырь. В георгиевском храме – мощи св. мученик. Трифона и Марины.

Другой храм теплый в честь св. Троицы, устроенный при нынешнем настоятеле в память бывшего троицкого монастыря. Бывший трапезный корпус, где помещалась теплая церковь, распространен и в нем теперь в верхнем этаже церковь и настоятельская келлия, а в нижнем братская трапеза и келии. Еще устраивается каменный, обширный, корпус братских келлий, так как прежние деревянные келлии очень ветхи. Кругом монастыря каменная ограда; за оградою – гостинница и конюшенный двор с постройками. – До 1786 г. в ведении обители было 178 душ мужеского пола, поселян с незначительным количеством пахотной земли. Нынешние средства обители: 460 р. жалованья, до 40 десятин пахатной земли, 50 десятин леса и проценты с 7650 р. а за тем, что Господь пошлет.

Приложение к описанию Козелецкого георгиевского монастыря

1. Лист Юрия Хмельнцкого

«Георгий Хмельницкий, гетман войск его царского величества запорожским панам полковникам, сотникам, атаманам и всей старшине и чину войска его царского величества запорожского и вшелякого стану людем, – кому колвек о том ведати надлежит. Иж як славной памяти небожчок родич наш з побожности своей дал и надал кгрунта, ставы, сеножаты с принадлежностями и пожитками, также и от людей побожных надание монастыреве святой Тройцы Козелецкому для помножения хвалы Божей, и я в том воли и постановления родительского не нарушаючи, тиж кгрунта, ставы и сеножаты з всема принадлежностями и пожитками тому монастыре в свято-троицкому Козелецкому ствержаем, не отдаляючи оных, бы памнем приказуем, абы жаден так з старшины и черни войска его царского величества запорожского яко обывателей остерских, козелецких и околичных в всякаго стану людей в спокойном держании. Яко за славной памяти родича нашего и пожитков не отбираю так чался под неласкою нашей и строгим каранием войсковым, которое каждого воле нашей супротивного не отменить. 3 Богуславя дня 28 ноября року 1659».

Юрий Хмельницкий

рукою властной

Ствержене на кгрунта монастырёви Козелецкому войту видати.

(Арх. Козел. георг. монаст.)

2. Лист гетмана Виговского

«Иоанн Виговский гетман войск его царского величества запорожского.

Ознаймуем тем писанием нашим каждому, кому о том ведати надлежит, меновите пану полковникови киевскому, ессаулом, сотником, атаманом и всему старшему и меньшему товариству войска его цар. вел. зап. и всем обывателям бурковским и вшелякое коалиции людем, которым бы тилко показано было, иж мы для роскревеня и помножена хвалы, Божои конфермовалисмо село Бурки (Берково) со всеми приналежностями до того села належачими, на монастырь св. троецкий Козелецкий новофундуючийся с побожности нашой, жебы так за нас, як и все войск запррожское, Господа Бога благали, велебному отцу игуменови з братиею своею иноками, каждый ведаючи, абы з старшины и черни и всего поспольства наимешой кривды и, перешкоды в заведованю оного села Борок отцу игуменови чинить и трудности жадной неважился также и вех належностей до села Борок з дэвна и теперь належных яко то леса и иных грунтов спокойне уживать не сборонял пилно и сурово приразуем. Обыватели те бурковские послушними отцу игуменови монастыря Козельского и высланному от его мают быти; бо иначе, где кто воле нашой противным был и в заведованю оного села шкоду и трудность якую за-давал либо з обывателей бурковских непослушным хотел быть, таковый каждый за найменшою скаргою строго от нас караны будет иначе нечиначи.

Дан в Чигириве дня 27 июня 1658 року».

Иоан Виговский.

3. Запись Войнилихи

«Я Тятьяна Войнилиха чиню ведомо и сознаваю сама на себе сим моим листом, доброволним записом. Иж з доброй воли своея безсумнена продала за залотих 60 кгрунт свой власный, никому ни в чем незаведены....

кгрунт Дорогинка и Кобчик, который кгрунт со всеми обрубами належачими аж по самую реку з Остра реки уходячую у Золотушу прозвищем, урочищем, которая река Золотуша тому кгрунту границею. Того ж варую сим писмом моим, иж тая речка Золотуша упала в болота старские, а от болот старских упала граница и в Остр, остром теж у трубеж, трубежем тож з нову у в Остр, который то кгрунт вышепоименованная продалам и леговалам честным отцам господину отцу Симеону Чайковскому так-же отцу Панкратию Михайловичу, также отцу Иоилю Пучковскому и всем отцам братии их на местце святое то есть на монастир вечными часы, що теж варую сим писмом моим и добровольным записом, иж перешкодою вемает никто быть до того кгрунту и до всех обрубов належачих, так я сама як и потомство мое ближне и кревне вечными часы под проклятием анафема так теж и виною на его царского величества тысячи копь, а на уряд, то жебы мели от кого бы припозваны и турбованы выш помененные особы другую тысячу копу. При чом были люде добрые веры годные панове сотник козельский пан Иван Сухов, Марко Горячка, войт козельский Тимофей Володковичь и иных людей доброй веры и ихних обывателей козельских. Для чего сей лист мой добровольный запись даю виш-менованная особа для лепшой веры с надписом руки и с притиснением печати в Козелцу року Божого 1654 месяца марта дня десятаго».

На стороне написано по польски: Przedaza grantow od jei milosfci paniej Tutiany Zawackiej Wojnilowiczowej ojcom na monastyr св. велик. муч. Георгия».

«Року 1656 месяца июня 26 дня. На уряде меском ратуша козельского передо мною Александром Ивановичом Долинским войтом козельским. Иваном Рангункою бурмистром, Андреем Гуникевичем райцою, Зиновьем Ященком лавником, ставши очевисто на уряде перед вами вышменоваными особами, пани Татяна Войниловичовна признала ясне, явне, доброволне, иж що небожчица пани матка ея пани Татяна Войниловичовая продала кгрунт земли честному отцу Симеону Чайковскому и честному отцу Иоилю Пучковскому и честному отцу Савватию иеромонахам на фундоване монастира Козельского в оевнихъ границах лежачих.

А же сама с того света зишовши еще золотых 10 за той кгрунт не добрала, за чим теперь по смерти оное иж мне цорце позостало, вышпомененые законники к зплачену того кгрунту досить учинили и все сполна гроши ведлуг постановленного торгу отдали.

Прето той кгрунт земли вечную поссесию отцем козельским подавши жадного приступу так я сама, як кревние близкие мои до помененых иеромонахов в том кгрунте зоставую из отдания всех грошей, которые мне уже до рук дошли, вечне кавятую що иж ся перед уря-дом меским козельским деялось, просилисмо абы нам сей лист урядовый был выдан, который с притиснением печати нашой миской и с подписом руки писара нашого меского честным иеромонахам козельским выдать рос-казалисмо. Писан в ратуши козельской месяца и дня вышеименованного.

Кодрат Слячинский

писарь мески Козельский.

4. Выпись из Козелецкого магистрата

«1666 року. Передо мною Павлом Илеменком сотником козелеским и Михаилом Довгим атаманом городовым и Александром Долинским войтом Козельским, Аврамом Мокрецким бурмистром, Самуилом Брилевичом и пред всею колегою магистрата козельского и пред всеми мещанами; ускаржилися законници монастиря нашого на своих суседов Футоров Берлозов, остров Липовое.... Добре сведомы – бось – мо о то, как мещане, як и козаки, иж тыми законниками у паней Задаской шляхтянки на вечные часы купили... И теперь зостають тие права при нас на той кгрунт, которые то мы кгрунты не на телесные собе пожитки обернули и оборочаем, але на расширение хвалы Божой: почалисьмо фундовати монастир еще за благословение его милости господина отца Сельвестра Коссова митрополита киевского, за позволением и универсалами оборонными от славной памяти пана Бодана Хмельницкого гетмана запорожского и от всех по нем наступаючих гетманов универсалами оборонными измоц-няли и утвержали аж до сего его милости пана Иоанна Бруховецкого, верного его царского величества гетмана запорожского в целости трваетъ (?) и з порядками монастырскими набоженство церковное порад … отправует и зичомо того, абы за пресветлого государя царя и его милости пана гетмана с православным его войском и всех нас христиан до конца света на том местцу оФера Божая ся отправовала; аже зазрит неприятель душевный доброму нашему тому делу подпущает на разорение того святого местца, тых-то вышменованых хуторов Берлозов же сило моц (?) немаючи права и ни от кого слушного зазнана той остров Липовое зо всми пожитками от местца святого отняти и на свой пожиток обернути хотят................

5. Лист полковника Танского

«Его царского пресветлого величества войска запрожского полковник киевский Антоний Танский.

Вам пану сотнику козелецкому атаманове; городовому, и войтове тамошнему сим нашим универсалом объявляю, что презентовал в Богу превелебный отец игумен почаевский Иосиф Исаевич, а ныне козелецкий святотроицкого георгиевскго монастира игумен, высоце поважную его царского величества грамоту и лист ясне вельможного добродея его милости пана гетмана, той же грамоты отосуючийся стороны подданных монастырских тут же и от Козельца не подалеко присутствующих по селах хуторах, яко то в пригородку, в закладках, в Данювце, Опенках, Шуляках, Лихолетках, Гламаздах и проч. абы при особливом респекте; были они ковсервованы взглядом помяненного превелебного отца игумена в убогой обители помяненной с присутствуючими монастырцы и всяких там великих случающихся, яко и малых доимчивостях деющихся по указу его царского величества многомощному; за чим мосцивому пану сотнику, атаману и войту приказую, абысте отселе, що кинется до подданных монастирских, недокладаючися до власти моей, отнюдьоным недерзали бы, что вщинять без совету особлившаго, в сем своею волею того наипаче имети хочем, пильно о том и повторно приказую. Дан в Козельце декабря 5 дня 1713 году.

Подписано так:

Звышменованный полковник рукою власною.

(копия сего универсала храниться в арх. Коз. георг. мон).

Примч. – Из дела черниговской казенной палаты за 1786 год видно, что вдаденияя Козелецкого георгиевского монастыря в уезде березинском составляли:

1. Хутор Луг, разстоянием от Березны в 66 верстах, в нем:

а) муж. пола 7, жен. 4

б) огород 1.

2. Деревня Шуляки, разстоянием от Березны в 58 верстах, в ней:

а) муж. пола 6, жен. 3.

б) Сад 1.

в) Огородов 4.

г) Пахатной земли посевом на 3 четверти.

6. Донесение монастыря консистории

«Из Козелецкого георгиевского монастыря в духовную и священную митрополии киевская консисторию, на указ в оной консистории 1764 года ноября 11 дня, полученный из святейшего правительствующего синода, состоявшийся к преосвященному Арсению архиепископу митрополиту киевскому, галицкому и малыя России, коим изображая надобность на сочинение адрес – календаря о присылке списка:

1.) О членах святейшего синода и подчиненных оному контор и консисторий; 2.) О всех архиереях по порядку преимуществ одной епархии пред другою; 3.) Знатных монастырей, о архимандритах, игуменах и игуменьях; 4.)Также и о тех, буди в ведомстве святейшего синода и подчниенных оному присутственных местах находятся какие статские чины, имеющие генералитские и статские ранги, велено с какого времени и кем именно каждый манастырь основан и кто и с какого года по какой год тамо был начальники. Рапортовано 1765 году мая »      «, дня, что куплено на монастырь местце в Ляховке шляхтянки Татианы Войнелихи Завацкой призываемое Дорогинка. Почался Фундаментоваться монастырь георгиевский Козелецкий за благословлением почившего в Бозе, преосвященного митрополита киевского Сильвестра Коссова 1665 року, на тот час был игумен Симеон Чайковский, и оная земля была продана за сумму доброй монеты, золотых, шестьдесят, на которой земле устроенный свято-георгиевский монастырь. А после того были игумены Иоиль Пучковсий, Иосиф Исаевич, кой, по елику был, почаевским игуменом, то и взял сего георгиевского монастыря высочайшую грамоту великого государя и, великого царя, Петра великого на все те угодья сему монастырю; Феофан Степанский, на имя его по видимому теплая церковь сделана, поскольку на сволоке из теплой церкви написано его имя, 1745 года Гавриил Велкошапка, Иннокентий один год, на последок тогда Дионисий 1751 року января 10 дня.

(арх. Коз. георг. монаст.).

7. Акты казенной палаты

Кроме актов помещеных в сем приложении, Козелецкий георгиевский монастырь имел несколько других документов на владение, сему монастырю в разное время, наданные; но, к сожалению, в архиве монастырском в настоящее время ни подленных, ни копий с них не оказалось. О существовании же имевшихся документов в георгиевском монастыре до 1786 года, свидетельствует летопись универсалам и другим документам сего монастыря, учиненная в 1786 году и хранящаяся ныне в черниговской казенной палате.

По сей описи значится

№ 1-й. Привелегия Яна Казимира короля польского, утверждающая монастырю троицкому Козелецкому права на разные угодья от разных особ, по записям доставшиеся-1662 года декабря 30 дня.

№ 2-й. Защитительный лист полковника киевского Василия Дворецкого монастырю Козелецкому, все грунта онаго защищающий 1667 года июня 2 дня.

№ 4-Й. Защитительный лист полковника киевского Василия Дворецкого монастырю Козелецкому на грунта монастырские данный 1660 года июля 26 дня.

№ 5-й. Подтвердительный лист полковника киевского Константина Солонины монастырю Козелецкому на село Даневку данный 1687 года августа 4 дня.

№ 7-й. Универсал наказнаго гетмана полковника переяславского Арендаренка, данный монастырю Козелецкому на защищение острова Липового и других монастырских грунтов, данный июля 27, а в котором году неизвестно и, за ветхостью документа, узнать неможно.

№ 8-й. Универсал наказнаго гетмана Тимофея Цюцюры монастырю на тот же остров Липово данный 1660 года июля 24 дня.

№ 9-й. Защитительный лист от уряда Козелецкого монастырю Козелецкому на остров Липово, данный 1665 года 1 июля 5 дня.

№ 11-й Универсал гетмана Богдана Хмельницкого на защищение монастырских грунтов, данный 1645 года июля 9 дня.

№ 18-й. Универсал гетмана Ивана Скоропадского монастырю георгиевскому Козелецкому на восьмую часть в млине игумена Анастасия Долинского – 1713 года октября 17.

* * *

1

Универсал Выговского в прилож. №2, об универсале Богдана ведомость в прилож, № 7, сл, пр. 4,

2

Подлинный акт в прилож. № 7.

3

В донесении (приложение №6), сказано, то благословение дано митрополитом Сильвестром 1665г.– о годе ошибка. Митр. Сильвестр скончался в 1657г. В исх. реест.III 689, показано, что георгиевский монастырь основался в 1654г. Это как видим вполне согласно с древними актами

4

В приложении №6

5

Южнорусс. летоп. Белозерского стр. 83, г. 1856. Грабянки летоп.стр. 230–Летоп.самовидца 70.

6

Лист полковника от 4 авг. 1687 г. в прилож. № 7.Даневка утверждена за георгиевским монастырем универсалом гетмана от 5 мар, 1711 г.

7

Записки монастыря. По ведомости 1786 г, (прилож, № 7.значится универсал Скоропадского Козелецкому георгиевскому монастырю на осьмую часть в млине. игумена Анастасия Долинского),1713 г. окт. 17.

8

Универсал Танского в приложении №5. Полковник Волынский писал в универсал от 24 апр. 1710 года.– вам войтове с. Деневки зо всеми тамошними жительми

9

Донесение 1751 г., (прилож. № 6)говорит, что имя его уцелело на сволоке теплой церкви. Это от того, что деревянный георгиевский храм был обращен в теплый, когда был построен каменный георгиевский храм.

10

Донесение 1751 г.

11

История Козелец. монаст. 1811 г. в арх, монаст. По договору (арх. конс. 1761 г.) за иконостас 1220 р. за разныя съестные припасы: ржи 30 четвертей, пшеницы 10 четвертей, гречи 20 четвертей, пшена 5, ячменя 6,–вина простого 100 ведер, полугара10 вед. и пр. и пр.

12

Ист. Козел, монаст. 1811 г. в арх. мон. Опись монастыря 1777 г. По умертвии игумена Варлаама остались мощи Святых мучеников ТриФона и Марины в сересбряном и деревннном ковчежцах. По той же описи показано серебра в слитках 51Ф. евангелие львов, п. 1650 г. с серебреными накладками, серебрянная риза на иконе великомуч. Георгия, в 7 ф. четыре чаши, книги: а) богослужебный: триод постная к. п. 1627 г. 1715 и 1727г. служебник к. п. 1653 г. 735, 736, 737, 746 г. черн. п. 1704 часослов к. п. 1682 г. октоих в 4 д. черн. и. 1682. могил, и 1730 г. в. п. 739 г. ирмолог м. п. 1683 г. требник в 8 д. к. п.1692 г. львов П. 1698 м. п. 1719 г. в л. м. п. 743 г. апостол к. п. 1695, 722, 738 г. псалтырь к. п. 1697 г. 715 г., м. п. 1718.

13

Арк. черн, июне 1806 г, 1589.

14

Черниг. вед.1852г. № 52.


Источник: Описание Козелецкого монастыря. - Чернигов : Губ. тип., 1873. - 30 с.

Комментарии для сайта Cackle