Азбука веры Православная библиотека святитель Филарет Черниговский (Гумилевский) Изыскание о русском проповеднике XIII века, Владимирском епископе Серапионе, и слова его

Изыскание о русском проповеднике XIII века, Владимирском епископе Серапионе, и слова его

Источник

Содержание

Слово 1 Преподобного отца нашего Серапиона Перевод Слово 2 Преподобного отца нашего Серапиона Перевод Слово 3 Преподобного отца нашего Серапиона Перевод Слово 4 Преподобного отца нашего Серапиона Перевод  

 

Предлагаемые здесь поучения заимствованы из древней пергаменной рукописи, принадлежащей Сергиевой Лавре1. В сей рукописи, писанной вероятно в 14 веке, они надписаны именем: Преподобного Отца нашего Серапиона, или: Святого Преподобного Серапиона.

Сии поучения и писатель не были доныне известны. Когда жил и кто был проповедник Серапион, можем узнать, соображая содержание поучении с некоторыми известиями летописей.

В первом слове проповедник говорит: “ныне (Господь) землею трясеть и колеблеть”. И далее: “Но что потом бысть нам? Не глад ли? Не морови ли? Не рати ли многыя? Мы же единако не покаяхомся, дóндеже приде на ны язык немилостив”. Во втором слове, описывая бедствия отечества, он показывает продолжение оных: “Се уже к нам приближает томление и мука”. Себя самого проповедник в первом и в четвертом слове называет Пастырем.

По сим признакам определить можно, когда жил проповедник Серапион. В нашествии языка немилостивого кто не узнает нашествия Монголов? Грозные знамения, предшествовавшие появлению полчищ Батыевых, замечены в летописях. По известям летописей, в 1230 году Мая 3го ч., землетрясение, общее во всей России, в южной было так сильно, что расседались каменные церкви. 14го Мая было необыкновенное затмение солнца с разноцветными облаками; народ устрашен был так, что ждали конца мира. Осенью того же года озимь была побита морозом и открылся страшный голод, а за тем болезни и мор. Голод и мор продолжались два года на севере России2. В 1237 и 38 г. Батый прошел с огнем и мечем всю Россию. В 1250 г. сделана была первая поголовная перепись в России поработителями ее, а в 1273 г. вторая. Отселе видно, что Пастырь Серапион проповедовал через сорок лет после нашествия Батыевых полчищ.

Где же он был Пастырем и проповедовал? В летописях сказано, что в 1274 г. Митрополит Кирилл 2й, прибыв из Киева на северо-восток России, поставил Серапиона, Архимандрита Киевского Печерского монастыря, в Епископа Владимира и Нижнего Новгорода; а в надписи достопамятных правил Собора, бывшего в 1274 г.3, сказано, что Серапион был посвящен в Епископа Епископами, собравшимися на сей Собор во Владимир. Под 1275 г. летопись говорит уже о погребении Пастыря Серапиона во Владимирском храме Богоматери, и присовокупляет замечание: “бе учителен и силен в Божественном Писании”4. Посему можно принять за верное, что проповедник Преподобный Серапион есть Епископ Владимирский. Таким образом сведения о проповеднике Преподобном Серапионе заключаются в следующем: Прежде 1274 г. он был Архимандритом Св. Киево-Печерской Лавры, и вероятно был очевидцем страшного землетрясения 3го Мая в 1230 г., памятного для Печерской обители, особенно потому, что оно было в празднование памяти Преподобного Феодосия (3 Мая), и, как замечает летопись, первый удар почувствовали во время Литургии, причем трапеза Лаврская поколебалась в основании, и кирпичи падали сверху на стол. В 1274 г. Серапион, известный по просвещению и строгой жизни, посвящен в Епископа, и присутствовал на знаменитом Соборе, которым много сделано было для управления и благочиния бедствовавшей Церкви Российской. В 1275 г. просвещенный Пастырь скончался. В надписи третьего слова он называется святым, но неизвестно, был ли когда-либо торжественно признан Церковью принадлежащим к лику Святых.

Только четыре поучения Преподобного Серапиона мы нашли: но что это малое из многого, то можно видеть из слов его в первом и во втором поучении: “многажды глаголах вам”. Четвертое слово Преподобного Серапиона особенно может служить указанием на образованность Пастыря Российской Церкви XIII века. В сем слове проповедник обличает слепых суеверов, убивавших волхвов и волшебниц по самым странным причинам. Обличение его исполнено ума и вполне согласно с духом Откровения. Читая сие обличение и обращаясь мыслию на Запад того века, видишь и изумляешься, какое расстояние отделяло тогда Запад от светлого Востока! Что делалось на Западе в XIII веке? На кострах горели волхвы по распоряжениям Епископов Запада! Благословен Господь Бог, благоволивший хранить свет Свой в Церкви Российской при посредстве светильников Своих!

Слово 1 Преподобного отца нашего Серапиона

Господи благослови5.

Слышасте, братье, самаго Господа глаголюща въ Еуангеліи: и въ послѣдняя лѣта будетъ знаменья въ солнци и въ лунѣ и въ звѣздахъ, и труси по мѣстомъ и глади. Тогда реченое Господемъ нашимь ныня збысться при послѣднихъ людехъ. Колко видѣхомъ солнца погибша и луну померскъшю и звѣздное премѣненіе! Нынѣ же земли трясенье своима очима видѣхомъ. Земля, отъ зачала утвержена и неподвижима, повелѣнъемъ Божіимь нынѣ движеться, грѣхы нашими колѣблется, безаконья нашего носити не можеть. Не послушахомъ Еуангелья. Не послушахомъ Апостола. Не послушахомъ Пророкъ. Не послушахомъ свѣтилъ великихъ, рку: Василья, и Грирорья Богословца, Іоанна Златоуста и инѣхъ Святитель святыхъ, имиже вѣра утвержена бысть, еретици отгнани быша, и Богъ всѣми языки познанъ бысть. – И тѣ учаще ны безпрестани, а мы едина безаконья держимся. Се уже наказаеть ны Богъ знаменьи, земли трясеньемь, Его повелѣньемь. Не глаголетъ усты, но дѣлы наказаеть. Всѣмъ казнивъ ны, Богъ не отьведеть злаго обычая: нынѣ землею трясеть и колѣблеть; безаконья, грѣхи многия отъ земля оттрясти хощеть, яко лѣствие отъ древа. Аще ли кто речеть: преже сего потрясенія бѣша же. Аще бѣша потрясения, рку: тако есть. Но что́ потомъ бысть намъ? не гладъ ли? не морови ли? не рати ли многыя? Мы же единако не покаяхомъся, дóндеже приде на ни языкъ немилостивъ, попустившю Богу и, землю нашю пусту створиша, и грады наши плѣниша, и церкви святыя разориша, отца и братью нашю избиша, матери наши и сестры наши въ поруганье быша. – Нынѣ же, братье, се вѣдуще убоимъся прещеиья сего страшьнаго и припадемъ Господеви своему исповѣдающеся, да не внидемъ въ больши гнѣвъ Господень, не наведемъ на ся казни больша первое. Еще мало ждеть нашего покаянья, ждеть нашего обращенья. Аще отступимъ скверныхъ и иемилостивыхъ судовъ, аще премѣнимься кровавого рѣзоимьства6 и всякого грабленья, татбы, разбоя и нечистого прелюбодѣйства, отлучающа отъ Бога, сквернословья, лжѣ, клеветы, клятвы и поклепа, иныхъ дѣлъ сотониныхъ; аще сихъ примѣнимся: добрѣ вѣдѣ, яко благая примуть ны не токмо в сии в вѣкъ, в будущии. Самъ бо рече: обратитеся ко Мнѣ: обращуся къ вамъ ; отступите отъ всѣхъ: Азъ отступлю, казня вы. Доколѣ не отступимъ отъ грѣхъ нашихъ? Пощадимъ себе и чадъ своихъ. Въ кое время такы смерти напрасны видѣхомъ? Инии не могоша о дому своемь ряду створити, въсхыщени быша. Инии свечера здрави легъше, на утрия не всташа. Убойтеся, молю вы, сего напраснаго разлученья. Аще бо пойдемъ в воли Господни: всѣмъ утѣшеньемь утѣшить ны Богъ нашъ; акы сыны помилуетъ ны; печаль земную отъиметь отъ насъ; исходъ миренъ подасть намъ на ону жизнь, идѣже радость и веселья безконечнаго насладимся съ добрѣугожьщими Богу. Многаже глаголахъ вы, братье и чадо, но вижю, мало приемлють, премѣняються наказаньемь нашимъ. Мнози же не внимають себѣ, акы бесмертны, дрѣмлють. Боюся, дабы незбылось о нихъ слово реченое Господемь: аще не быхъ глагола имъ, грѣха не быша имѣли, нынѣ же извѣта не имуть о грѣсѣ своемь. Много бо глаголю вамъ. Аще бо не премѣнимся, извѣта не имамы предъ Богомъ. Азъ бо грѣшный вашь пастухъ повелѣное Господемъ створихъ, слово Его предаю. Вы же вѣсте, како куплю Владычню умножити. Егда бо придеть судътъ вселенѣй и въздати комуждо по дѣломъ его, тогда истяжеть отъ васъ, аще будеть уже талантъ: и прославить вы в славѣ Отца Своего съ Пресвятымъ Духомь, и нынѣ, и присно, въ вѣки.

Перевод

Господи благослови!

Вы слышали, братия, слова самого Господа в Евангелии: и в последняя лета будут знамения в солнце, и луне, и звездах, и труси по местом, и глади (Лк.21:25; Мф.24:7). Сказанное тогда Господом нашим сбылось ныне, при последних людях. Сколько раз мы видели солнце затмившимся, луну померкшею, видели перемены в звездах! А ныне собственными глазами видели землетрясение. Земля, от начала утвержденная и неподвижная, ныне движется по повелению Божию, колеблется от грехов наших, не может носить наших беззаконии Мы не послушали Евангелия, не послушали Апостолов, не послушали Пророков, не послушали великих светил, то есть: Василия, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и других святых Святителей, которыми утверждена Вера, отринуты еретики, и через которых познан Бог всеми народами. Они непрестанно учат нас, а мы держимся одних беззаконий. Вот и наказывает нас за сие Бог знамениями, землетрясениями, бывшим по Его повелению. Не говорит устами, но наказывает на деле. Всячески наказав нас, Бог не отучил нас от злых привычек: и потому ныне потрясает и колеблет землю, хочет стрясти с земли беззакония и грехи многие, как листья с дерева. Если же кто скажет: “землетрясения и прежде бывали”, отвечаю: бывали землетрясения, это правда. Но что потом было у нас? Не глад ли? не мор ли неоднократный? не частые ли войны? Однако ж мы не покаялись, пока пришел на нас, по Божию попущению, народ немилостивый, опустошил нашу землю, пленил города наши, разорил святые церкви, избил отцов и братий наших, поругался над нашими матерями и сёстрами. Зная сие, братия, убоимся ныне сего страшного прещения и припадём с исповеданием к Господу своему, дабы не подпасть нам наказания больше первого. Он еще ожидает нашего покаяния, ожидает нашего обращения. Ежели не будем более производить бессовестных и немилосердных судов, ежели отстанем от кровожадного лихоимства и всякого грабительства, воровства, разбоя и скверного прелюбодейства, отлучающего нас от Бога, отстанем от сквернословия, лжи, клеветы, клятвы, напрасных обвинений и других дел сатанинских, – ежели, говорю, от сего отстанем; то верно должны знать, что мы сподобимся благ не только в сем веке, но и в будущем. Сам Господь сказал: обратитеся ко Мне, и обращуся к вам (Малах.3:7). Отстаньте от всего (худого), и Я престану наказывать вас. – Доколе не отстанем от грехов наших? Пощадим себя и детей своих! В какое время мы видели столько примеров внезапной смерти? Одни не успели распорядиться о доме своем, и погибли; другие с вечера легли здоровыми, а утром не встали. Убойтесь, умоляю вас сей внезапной разлуки с жизнью. Если мы будем последовать воле Господней, то всяким утешением утешит нас Бог наш; помилует нас, как детей своих, отымет от нас земную Горесть, дарует нам мирное исшествие в оную жизнь, где будем наслаждаться радостью и бесконечным веселием с благоугодившими Богу. Много раз я говорил к вам, братья и чада: но вижу, что немногие принимают слова мои и исправляются поучениями нашими. Напротив, многие не внимают себе как будто бы они были бессмертны, и дремлют. Боюсь, чтобы не сбылось над ними слово, сказанное Господом: Аще не бых глаголал им, греха не быша имели; ныне же извета не имут о гресе своем (Ин.15:22). Много я говорю к вам, потому что если не исправимся, то не будем иметь извинения пред Богом. Я грешный Пастырь ваш исполнил заповеданное Господом; передаю Его слово. Вы сами знаете, каким образом преумножить стяжание Господне. Когда придет Он судить вселенную и воздать каждому по делам его, тогда востребует от вас хотя одного таланта, – и прославит вас в славе Отца Своего с Пресвятым Духом, ныне, и всегда, и во веки.

Слово 2 Преподобного отца нашего Серапиона

Многу печаль въ сердци своемь вижю васъ ради, чада: понеже никакоже вижю вы премѣнившася отъ дѣлъ неподобныхъ. Не тако скорбить мати, видящи чада своя боляща, якоже азъ, грѣшный отецъ вашь, видя вы боляща безаконными дѣлы. Многажды глаголахъ вы, хотя отставити отъ васъ злый обычай. Никакоже премѣнившася вижю вы. Аще кто васъ7 разбойникъ, разбоя не останеть; аще кто крадеть, татьбы не лишиться; аще ктo ненависть на друга имать, враждуя не почиваеть; аще кто обидить и въсхватаеть, грабя не насытиться; аще кто рѣзоимець, рѣзъ емля не престанеть (обаче, по Пророку, всуе мятется, збираеть, не вѣсть, кому збираеть; окааины ни помыслить, яко нагъ родися, тако отходитъ, ничтоже имый ино, токмо клятву вѣчну8, аще ли кто любодѣй, любодѣйства не отлучится; сквернословець и пьяница своего обычая не останеть. Како утѣшюся, видя вы отъ Бога отлучшася? Како ли обрадуюсь? Всегда сѣю въ ниву сердецъ вашихъ сѣмя божественное, николиже вижю прозябша и плодъ породивша.

Молю вы, братье и сынове, – премѣнитеся на лучшее; обновитеся добрымъ обновлениемъ, престаните злая творяще; убойтеся створшаго ны Бога; встрепещите суда Его страшнаго. Кому грядемъ? Кому приближаемся, отходяще свѣта сего? Что речемь? Что отвѣщаемъ? Страшно есть, чада, впасти въ гнѣвъ Божии. Чему не видѣмъ, что приде на ны, въ семъ житіи еще сущимъ? Чего не приведохомъ на ся? какия казни отъ Бога не въспріяхомъ? Не плѣнена ли бысть земля наша? Не взяти ли быша гради нашы? Не вскорѣ ли падоша отци и братия наша трупиемъ на земли? Не ведены ли быша жены и чада наша въ плѣнъ? Не порабощени ли быхомъ – оставше горкою си работою отъ иноплеменникъ? Се уже къ м҃ лѣтъ9 приближаеть томленіе и мука, и дане тяжькыя на ны не престануть, глади морове животъ10 нашихъ! И въ сласть хлѣба своего изъѣсти не можемъ. И въздыханіе наше и печаль сушать кости наша. Кто же ны сего доведетъ? наше безаконье и наша грѣси, наше неслушанье, наше непокаянье.

Молю вы, братье: кождо васъ внидите въ помыслы ваша, узрите сердечныма очима дѣла ваша, възненавидѣте и́, и отверзете я, къ покаянью притецете: гнѣвъ Божій престанеть и милость Господня излѣется на ны11. Мы же въ радости поживемъ въ земли нашей; но отшествии же свѣта сего придемъ, радующеся, акы чада къ отцю, къ Богу своему, и наслѣдимъ царство небесное, егоже ради отъ Господа создано быхомъ. Великии бо ны Господь створи: ослушаниемь мы же малы створихомся. Не погубимъ, братье, величья нашего. Не послушници дѣломъ и закону спасаются, но творци. Аще ли чимъ пополземся, пакы къ покаянью прптецѣмь, любовь къ Богу принесемь; прослезимъ; милостыню къ нищимъ по силѣ створимъ; бѣднымъ помощи могущимъ12, отъ бѣдъ избавляйте. Аще не будемь таци, гневъ Божій будетъ на насъ. Всегда въ любви Божии пребывающи, мирно поживемъ. Слышимъ бо Ниневгыю, градъ бывше великий множьствомъ людий, и полнъ же безаконья, Богу хотящю потребити, аки Содома и Гомора, Іону пророка посла, да проповѣдаетъ погыбель граду ихъ. Они же слышавше не пождаша, но скоро премѣнишася отъ грѣхъ своихъ, и кождо отъ пути своего злаго, и потребиша безаконья своя покаяниемъ, постомъ молитвою и плачемъ. Отъ старець и до унотъ и до ссущихъ младенець (и тѣхъ бо млека отлучиша на три дни), но и до скоту, и конемъ и всей животинѣ постъ створиша. И умолиша Господа и томленья отъ Него свободишася; ярость Божію премѣниша на милосердье, и погибели избыша; Іонино пророчество вотще бысть, дóндеже и потужи къ Богу, яко въ бещестье створися пророчьство его; градъ бо не погибе Іона же13, акы человѣкъ, погибели градъскыя ожиданіе. Богъ14 видѣвъ ихъ сердца, яко во-истину покаявшеся обратишася кождо отъ своего зла дѣломъ и мыслью, милость къ нищимъ пусти15.

Мы же что о сихъ речемъ? Чего не видѣхомъ? Чего ли ся надъ нами не створи? Чимъ же ли не кажеть насъ Господемь Богъ нашъ, хотя ны премѣнити отъ безаконий нашихъ? Ни единаго лѣта или зимы прииде, коли быхомъ не казними отъ Бога. И никако лишимся злаго нашего обычая: но въ немъ же кто грѣсѣ вязить, въ томъ пребываетъ; на покаяние никто подвигнеться; никто обѣщаеться къ Богу истиною – зла не створити. Какыя казни не подыймемъ въ сий вѣкъ? И в будущій огнь неугасимый. Отселѣ престаните Бога прогнѣвающе, молю вы. Мнози бо16 межи вами Богу истиньно работають, но на семь свѣтѣ равно со грѣшникы отъ Бога казними суть, да свѣтлѣйши отъ Господа вѣнець сподобяться; грѣшникомъ же большее мученье: яко праведници казними быша за ихъ безаконье. Се слышаще, – убойтеся, въстрепещите, престаните отъ зла, створите добро. Самъ бо Господь рече: обратитеся ко Мнѣ, Азъ обращюся къ вамъ. Ждеть нашего покаянья, миловати ны хощетъ, бѣды избавити ны хощетъ; зла хощетъ спастися. Мы же съ Давидомь речемъ: Господи, виждь смѣреніе наше, – отпусти вся грѣхы наша; обрати ны, Боже Спасителю нашъ; възврати ярость Свою отъ насъ, да не вѣкъ прогнѣваешися на ны, ни да прострѣши гнѣвъ Свой отъ рода въ родъ. Ты бо еси Богъ нашъ, и Тебе прославляешь съ безначальнымъ Отцемь и съ Пресвятымь Духомь, и нынѣ и присно и въ вѣки.

Перевод

Дети! я чувствую в сердце своем великую скорбь о вас: ибо вовсе не вижу вашего обращения от дел беззаконных. Не так скорбит мать, видя детей своих больными, как скорблю я, грешный отец ваш, видя вас болящих делами беззаконными. Многократно беседовал я с вами, желая отвратить вас от худых навыков. Но не вижу в вас никакой перемены. Разбойник ли кто из вас, не отстает от разбоя; вор ли кто, не пропустит случая украсть; имеет ли кто ненависть к ближнему, не имеет покоя от вражды; обижает ли кто другого и захватывает чужое, не насыщается грабительством; лихоимец ли кто; не перестает брать лихву (обаче, по словам Пророка; всуе мятется: сокровиществует и не весть, кому соберет я (Пс.38:7); бедный, он не подумает о том, что как родился нагим, так и умрет, не имел ничего кроме вечного проклятия); любодействует ли кто, не отказывается от любодейства; сквернословец и пьяница не отстает от своей привычки. Чем мне утешиться, видя, что вы отступили от Бога? Чему мне радоваться? Всегда сею я на ниве сердец ваших семя Божественное, но никогда не вижу, чтобы оно прозябло и принесло плод.

Умоляю вас, братья и дети, исправьтесь; обновитесь добрым обновлением, перестаньте делать зло; убойтесь Бога, сотворившего нас; вострепещите суда Его страшного! К кому идем? К кому приближаемся, отходя от сей жизни? Что скажем? Какой дадим ответ? Страшно, дети, подпасть гневу Божию. Почему не обращаем внимания на то, что постигло нас еще в сей жизни? Чего мы не навлекли на себя? Каких не понесли мы наказаний от Бога? Не была ли пленена земля наша? Не были ли взяты города наши? Не в короткое ли время отцы и братья наши пали мертвы на земле? Не отведены ли в плен жены и дети наши? А мы оставшиеся не порабощены ли были горьким рабством от иноплеменников? Вот уже сорок почти лет продолжается томление и мука, и тяжкие налоги не прекращаются, также голод и мор скота нашего, Мы и хлеба не можем есть в сладость. От воздыханий и печали сохнут кости наши. Что же довело нас до этого? Наши беззакония и наши грехи, наше непослушание, наша нераскаянность.

Умоляю вас, братия: пусть каждый из вас вникнет в свои мысли, рассмотрит сердечными очами дела свои, возненавидит их и откажется от них. Прибегните к покаянию: гнев Божий прекратится, и милость Господня изольется на нас. Мы в радости будем жить на земле нашей; а по отшествии из сего мира придем с радостью к Богу своему‚ как дети к отцу, и наследуем царство небесное, для которого Господом мы созданы. Ибо Господь сотворил нас великими; а мы чрез непослушание сделались малыми. Не погубим, братия, своего величая. Не слышащие о делах и законе спасаются, но исполняющие закон (Рим.2:13). Ежели в чем погрешим, опять прибегнем к покаянию, обратимся с любовью к Богу; прольем слезы; будем по мере сил давать милостыню нищим; имея возможность помогать бедствующим, от бедствий избавляйте их. Если не будем таковыми, то продолжится гнев Божий на нас. Пребывая же всегда в Божией любви, будем жить в мире. Мы слышим, что Бог, когда хотел Ниневию, город великий по многолюдству, но наполненный беззакониями, потребить, как Содом и Гоморру, послал Пророка Иону, чтобы возвестил погибель сему городу. Но Ниневитяне услышав, не стали медлить, а тотчас обратились от грехов своих, и каждый от злого пути своего, и загладили беззакония своим покаянием, постом, молитвою и плачем. Наложили пост на всех от старцев до юношей и до грудных детей (и их на три дня лишили молока), даже и на самых скотов – на коней и на всех домашних животных. И они умолили Господа, освободились от угрожавшего наказания; гнев Божий применили на милосердие и избавились от погибели; Ионино пророчество не сбылось, от чего он и поскорбел пред Богом на то, что пророчество его обратилось в бесчестие; ибо город не погиб. Иона, как человек, ожидал погибели города; а Бог послал милость Свою бедным, узрев в сердцах их, что они истинно покаялись; все обратились делом и мыслью от своего нечестия.

Но мы что скажем о своем положении? Чего мы не видели? чего не сделалось с нами? Чем уже не наказывает нас Господь Бог наш, желая обратить нас от беззаконий наших? Не прошло ни одного лета, ни одной зимы без того, чтобы мы не были наказываемы Богом. Мы никак не отстаем от злых своих обычаев; но всякий в том грехе и остается, в котором погряз; никто не обращается к покаянию, никто искренно не обещается Богу – не делать зла. Каким наказаниям не подвергнемся в сей жизни! А в будущей – огонь неугасимый! Перестаньте же, молю вас, от сего времени прогневлять Бога. Многие из вас истинно трудятся для Бога; но в сей жизни наравне с грешниками наказываются Богом, чтобы сподобиться светлейшего венца от Господа; а для грешников будет за это большее мучение; потому что праведные наказаны были за их беззакония. Слыша сие, убойтесь, вострепещите‚ отстаньте от зла, начните делать добро. Ибо сам Господь сказал: обратитеся ко мне, Аз обрашуся к вам (Зах.1:3). Он ожидает нашего покаяния, желает миловать нас, хочет избавить нас от бедствий, хочет, чтоб мы спаслись от зла. Скажем и мы с Давидом: Господи, виждь смирение наше, остави вся грехи наша (Пс.94:18), обрати ны Боже (79:20.), Спасителю наш, отврати ярость Твою от нас! еда во веки прогневашися на ны, или простреши гнев Твой от рода в род (Пс.84:5.6)? Ибо Ты Бог наш, и Тебя прославляем с безначальным Отцем и с Пресвятым Духом, и ныне, и присно, и во веки.

Слово 3 Преподобного отца нашего Серапиона

Почюдимъ, братье, человѣколюбье Бога нашего. Како ны приводить къ Себѣ ? Кыми ли словесы не наказаеть насъ ? кыми ли запрѣщении не запрѣти намъ ? Мы же никакоже къ Нему обратихомся. Видѣвъ наша безаконья умножившася, видѣвъ ны заповѣди Его отвергъша, много знамении показавъ, много страха пущаше, много рабы Своими учаше. И ничимъ же унше показахомься. Тогда наведе на ны языкъ немилостивъ, языкъ лютъ, языкъ не щадящь красы уны, немощи старець, младости дѣтий. Двигнухомь бо на ся ярость Бога нашего. По Давиду, вскорѣ взгорися ярость Его на ны. Разрушены божественыя церкви; осквернени быша ссуди священии, потоптана быша святая; святители мечу во ядь быша; плоти преподобныхъ мнихъ птицамъ на снѣдь повержени быша; кровь отецъ и братья нашея, аки вода многа, землю напои. Князии нашихъ, воеводъ крѣпость исчезе; храбрии наши страха наполньшеся бѣжаша. Множайша же братья и чада наша въ плѣнъ ведени быша. Села наша лядиною поростоша, и величьство наше смѣрися, красота наша погыбе, богатство наше инѣмъ в користь бысть, трудъ нашъ поганіи наслѣдоваша. Земля наша иноплеменикомъ въ достояние бысть, въ поношение быхомъ живущиимъ въскрай земля нашея, въ посмѣхъ быхомъ врагомъ нашимъ. Ибо сведохомъ собѣ, акы дождь съ небеси, гнѣвъ Господень, подвигохомь ярость Его на ся, и отвратихомъ велию Его милость, и дахомъ призирати на ся милосердныма очима. Не бысть казнь, кая бы преминула насъ. И нынѣ беспрестани казними есмы, не обратихомся къ Господу, не покаяхомся о беззаконии нашихъ, не отступихомъ злыхъ обычай нашихъ, не оцѣстихомся калу грѣховнаго. Забыхомъ казни страшныя на всю землю нашу. Мали оставши, велицѣ творимся. Тѣмже не престають злая, мучаще ны. Завѣсть умножилася, злоба преможе ны, величанье взнесе умъ нашъ, ненависть на другы веслися въ сердца наша, несытовьство имѣньемъ поработи ны, не дасть миловати ны. He дасть миловати сиротъ, не дасть знати человѣчьскаго естества: но, акы звѣрье жадають насытитися плотью, тако и мы жадаемъ и не престанемъ, абы всѣхъ погубити, а горькое то имѣнье и кровавое къ собѣ пограбити. Звѣрье ѣдше насыщаются; мы же насытитися не можемъ. Того добывше, другаго желаемъ. За праведное богатьство Бопъ не гнѣвается на насъ, но, еже рече Пророкомъ: съ небеси призри Господь видѣти, аще есть кто разумѣваяй, ли взыскали Бога: вси уклонишася вкупѣ, и прочее. Ни ли разумеваютъ вси творящи безаконье, снѣдающе люди моя въ хлѣба мѣсто? Апостолъ же Павелъ беспрестани въпиетъ глаголя: братье, не прикасайтеся дѣлѣхъ злыхъ и темныхъ: ибо лихоимци, грабители со идолослужители осудяться. Моисееви что рече Богъ? Аще злобою озлобите вдовицю и сироту, взопьютъ ко Мнѣ: слухомъ услышю вопль ихъ и разгнѣваюся яростью, погублю вы мечемъ. И нынѣ збысться о насъ реченое. Не отъ меча ли падохомъ, не единою, ни двожды? Что же подобаетъ намъ творити, да злая престануть, яже томятъ ны? Помяните честно: написано въ божествеиныхъ книгахъ, еже самаго Владыкы нашего большая заповѣдь, еже любити другъ друга, еже милость любити ко всякому человѣку, еже любити ближняго своего, аки и себе, еже тѣло чисто зблюсти, а не осквернено будеть блудомъ; аще ли оскверниши то, очисти е покаяньемь; еже не высокомыслити, ни вздати зла противу злу. Ничего же тако не навидитъ Господь Богъ нашъ, яко злупамятива человѣка. Како речемъ: Отче нашъ, остави намъ грѣхи наша, – а сами не ставляюще? Въ ню же бо, рече, мѣру мѣрите, отмѣритъ вы ся. Богу нашему слава во вѣки.

Перевод

Подивимся, брате, человеколюбию Бога нашего. Как Он приводит нас к Себе! Какими словами не вразумляет нас? А мы нисколько ни обратились к Нему. Видя, что наши беззакония умножились, видя, что мы отвергли Его заповеди. Он показал многие знамения, неоднократно устрашал нас, неоднократно учил через рабов Своих. И мы ни в чем не оказывались лучшими. Тогда Он навел на нас народ немилостивый‚ народ лютый, народ, не щадящий ни юной красоты, ни немощи старцев, ни младости детей; ибо мы подвигли на себя ярость Бога нашего. По словам Давида, вскоре возгореся ярость Его на нас (Пс.2:12). Разрушены Божии церкви, осквернены священные сосуды‚ попрана святыня, святители сделались добычею меча; тела преподобных иноков брошены в пищу птицам; кровь отцев и братьев наших, аки вода многа, напоила землю. Исчезла крепость наших князей, военачальников, храбрые наши бежали, исполненные страха; а еще более братьев и чад наших отведено в плен. Поля наши поросли травою, и величие наше смирилось, красота наша погибла, богатство наше досталось в удел другим, труды наши достались неверным. Земля наша стала достоянием иноплеменников, мы сделались предметом поношения для соседей наших, посмешищем для врагов наших. Ибо свели мы на себя гнев Господа, как дождь с небес, подвигли на себя ярость Его, отвратили от себя великую Его милость, и довели себя до того, что на нас смотрят с сожалением. Нет наказания, которое бы не постигло нас. И доселе непрестанно терпим наказания, но не обратились ко Господу, не покаялись в своих беззакониях, не отступили от худых обычаев, не очистились от скверны греховной. Мы забыли страшные наказания, постигшие всю землю нашу. Умаленные, мы все еще величаемся. А потому бедствия не престают мучить нас. Зависть умножилась, злоба возобладала нами, гордость надмила ум наш, ненависть к ближним вселилась в сердца наши, ненасытимая любостяжательность поработила нас; не дает нам быть милостивыми к сиротам, не дает сознавать естество человеческое. И как звери алчут насытиться плотью, так и мы алчем и не престаем желать, как бы всех погубить, а горькое и кровью облитое их имущество захватить. Звери едят и насыщаются, а мы не можем насытиться. Получив одно, желаем другого. Бог гневается на нас не за праведное богатство, но за то, о котором Он говорит через Пророка: с небеси приниче Господь видети, аще есть кто разумевай, или взыскал Бога: вси уклонишася, вкупе и пр. (Пс.13:9.3). Ни ли уразумеют вси делающие беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба (59:5)? А Апостол Павел непрестанно взывает, говоря: брате, не прикасайтесь делам злым и темным; ибо лихоимцы и грабители осуждены будут с идолослужителями (Еф.54.21Кор.69:10) Что сказал Бог Моисею? Аше злобою озлобите вдову и сироту, и возопиют ко Мне, слухом услышу глас их, прогневаюся яростию и побью вы мечем (Исх.22:23, 24). И сказанное ныне исполнилось над нами. Не падали ли мы от меча, и не однажды и не дважды? Что же нам должно делать, чтобы престали бедствия томить нас? Вспомните с благоговением: в Божественных книгах написано, что большая заповедь самого Владыки нашего – любить друг друга, любить миловать каждого человека, любить ближнего, как себя самого, соблюдать в чистоте свое тело, а не осквернять его блудом; а если осквернишь, очисти оное покаянием; не высоко думать о себе, не воздавать злом за зло. Господь Бог наш ничего так не ненавидит, как человека злопамятного. Как скажем: Отче наш, оставь нам грехи наши, когда сами не оставляем? Ибо Господь сказал: в нюже мерою мерите‚ возмерится вам (Мф.7:2). Богу нашему слава во веки.

Слово 4 Преподобного отца нашего Серапиона

Малъ часъ порадовахся о васъ, чада, видя вашю любовь и послушанье къ нашей худости, и мняхъ, яко уже утвердистеся и съ радостію приемлете божественое писаніе: на съвѣтъ нечестивыхъ не ходите, и на сѣдалищи губитель не сѣдите. А еже17 еще поганьскаго обычая держитеся, волхвованию вѣруете, и пожигаете огнемъ невинныя человѣкы и наводите на весь міръ и градъ убийство. Аще кто и не причастися убийству, но въ соньми бывъ въ единой мысли, убийца же бысть. Или могай помощи, а не поможе, аки самъ убити повелѣлъ есть. Отъ которыхъ книгъ, или отъ кихъ писаний се слышасте, яко волхвованиемь глади бывають на земли, и паки волхвованіемь жита умножаються? То аже сему вѣруете, то чему пожигаете я? Молитесь и чтите я, дары приносите имъ, ать строять миръ, дождь пущають, тепло приводять, земли плодити велять. Се нынѣ по три лѣтъ житу рода нѣсть, не токмо въ Русь, но въ Латѣнѣ18: се вълхвове ли створиша? Аще не Богъ ли строить Свою тварь, якоже хощеть, за грѣхъ насъ то мя? Видѣ азъ отъ божественнаго написанья, яко чародѣйци и чародѣйца бѣсы дѣйствують надъ человѣкомъ и надъ скотомъ и потворити могуть. Надъ тими дѣйствують, иже имъ вѣрують; Богу иопущшю, бѣси дѣйствують: попущаеть же Богъ, иже кто ихъ боится. А иже кто вѣру тверду держить къ Богу, съ того чародѣйци не могуть. Печаленъ есмь о вашемъ безумьи. Молю вы, отступите дѣлъ поганьскыхъ. Аще хощете градъ оцѣстити отъ беззаконныхъ человѣкъ, радуюся тому; оцѣщайте, яко Давидъ: Пророкъ и Царь потребляше отъ града Ерусалима вся творящая беззаконие. Овѣхъ убитиемъ, инихъ заточениемъ, инихъ же темницами – всегда градъ Господень чистъ творяше отъ грѣхъ. Кто бо такъ бѣ судя, яко же Давидъ? Страхомъ Божиимъ судяше; Духомъ Святымъ видяше, и по правдѣ отвѣтъ даяше. Вы же како осужаете на смерть, сами страсти исполни суще, и по правдѣ не судите? Иный по враждѣ творить, иный горкаго того прибытка жадая. А иный ума не исполненъ, только жадаетъ убити и пограбити; – а еже за что убити, а того не вѣсть. Правила Божественая повелѣвають многими послухы осудити на смерть человѣка. Вы же воду послухомъ постависте и глаголете: аще утопати начнеть, неповинна есть; аще ли попловеть, волхвовь есть. Не можетъ ли дьяволъ, видя ваше маловѣрье, подержати, да не погрузится, дабы въврещи въ душегубство? Яко оставльше послушьство боготворенаго человѣка, идосте къ бездушну естьству, къ водѣ, приясте послушьство на прогнѣванье Божие. Слишасте отъ Бога казнь посылаему на землю отъ первыхъ родъ до потопа, – на гыганты огнем, – при потопѣ водою, при Содомѣ жюполомъ, при Фараонѣ десятью казний, при Хананиихъ шершенми, каменьемь огненнымъ съ небеси, при Судьяхъ ратьми, при Давидѣ моромъ, при Титѣ плѣненьемь, потомъ же трясеньемь земли и паденьемь града. При нашемъ же языцѣ чего не видѣхомъ? Рати, глади, морове и труси, конечное же: предани быхомъ иноплеменникомъ, не токмо на смерть и на плѣненье, но и на горькую работу. Се же все отъ Бога бываетъ, и симъ намъ спасенье сдѣваетъ. Нынѣ же, молю вы, за преднее безумье покайтесь и не будьте отселѣ, аки трость вѣтромъ калеблема: но аще услышите что́ басний человѣческыхъ, къ божественному писанию притецѣте, да врагъ нашъ дьяволъ, видя вашъ разумъ, крѣпкодушье, и не възможетъ понудити вы на грѣхъ, но посрамленъ отходить. Вижю бо вы великою любовью текущая въ церковь и стояща съ говѣньемъ. Тѣмъ же, аще бы ми мощно коегождо васъ наполнити сердце и утробу разума божественнаго! Но не утружюся, наказая вы и вразумляя и наставляя. Обида бо ми не мала належить, аще вы такая жизни не получите и Божия свѣта не узрите. Не можетъ бо пастухъ утѣшитися, видя овцы отъ волка расхыщени: то како азъ утѣшю, аще коему васъ удѣють злый волкъ дьяволъ? Но поминающе си нашю любовь о вашемъ спасении, потщитеся угодити створшему ны Богу. Ему же лѣпо всяка слава, честь.

Перевод

Не много времени порадовался я о вас, дети,видя вашу любовь и послушание к нашей худости, и думал, что вы уже утвердились и с радостью принимаете Божественное Писание: в совет нечестивых не ходите, и на седалищи губителей не сидите (Пс.1:1). Между тем вы ещё держитесь языческих обычаев, верите волхвованию и сожигаете невинных человеков, и делаете виновными в убийстве все общество и весь город. Кто и не совершил убийства, но будучи в собрании убийц, соглашался с ними, и тот убийца. Или кто мог помочь, а не помог, тот, как бы сам дал повеление убить. Из каких книг, или какого писания узнали вы, что от волхвования бывает голод на земле, и опять – волхвованием умножается хлеб? Ежели сему верите, то почему сожигаете волхвов? Вы молитесь и почитайте их, приносите им дары, ежели они благоустрояют мир, пускают дождь, наводят теплую погоду, повелевают земле приносить плоды. Вот ныне по три года не родится хлеб, не только на Руси, но и в земле Латинской: волхвы ли сделали это? Не Бог ли распоряжает Свою тварь, как хочет, наказывая нас за грехи? Я знаю из Божественного Писания, что чародеи чародеицы действуют через бесов на людей и скотов, и могут представлять призраки. Они действуют только на тех, которые им веруют; потому что бесы действуют только по попущенио Божио, а Бог попущает им действовать только на тех, которые, боятся их. Но кто твердо верует в Бога, над тем чародеи не имеют силы. Скорблю я о вашем безумии. Умоляю вас; оставьте дела языческие. Ежели вы хотите очистить город от людей беззаконных, радуюсь этому; очищайте, как Царь и Пророк Давид истреблял в город Иерусалим всех творящих беззаконие. Одних он убивал, других заточал, а иных ввергал в темницы, чтобы град Господень всегда был чист от грехов. Но кто так судил, как Давид? Он судил в страхе Божием; видел Духом Святым, и, по правде, давал ответы. А вы как осуждаете на смерть, когда сами исполнены страстей и, по правде, не судите? Иной действует по вражде, иной потому ‚ что жаждет горького прибытка. А иной, как лишенный ума, только жаждет убить и ограбить, а за что хочет убить, того не знает. Божественные правила повелевают осуждать человека на смерть по свидетельству многих. А вы поставляете во свидетели воду и говорите: ежели станет тонуть, то невинна; а если поплывет, то волшебница. Не может ли диавол, видя ваше маловерие‚ поддержать человека на воде, чтобы он не потонул, и тем, вовлечь вас в душегубство? Потому что вы, оставив свидетельство богоподобного человека, о6ратились к бездушному веществу – к воде, и приняв такое свидетельство, прогневляете Бога. Вы слышали о наказаниях, от Бога посылаемых на землю, издревле до потопа – на исполинов – огнем, во время потопа водой, в Содоме – горючею серою, при Фараоне – десятью казнями, на Хананеев – шершнями и огненными камнями с неба (Исх.93:94;Иис.Нав.24:98;Сирах.46:7),при Судьях – войнами, при Давиде – мором, при Тите – пленом, а потом землетрясением и падением города. А над нашим народом чего мы не видели? Войны, голод, мор и землетрясение ‚ а наконец мы преданы иноплеменникам, не токмо на смерть и в плен, но и на тяжкое порабощение. А все это от Бога, Который устрояет сим наше спасение. Ныне же умоляю вас, покайтесь в прежнем безумии, и с сего времени не будьте как трость колеблемая ветром: если же услышите какие-либо человеческие басни, прибегните Божественному Писанию‚ чтобы враг наш диавол, видя ваше ведение и душевную крепость, не возмог преклонить вас ко греху, но отошел посрамленный. Я вижу, что вы с большим усердием ходите в церковь и стоите в ней с благоговением. И о если бы мне возможно было сердце и всю внутренность каждого из вас наполнить ведением божественным! Впрочем, не поставлю себе в труд учить вас и вразумлять, и наставлять. Ибо не малая будет для меня потеря, ежели вы не получите жизни вечной и не узрите света Божия. Пастух не может утешиться, видя, что овцы его расхищены волком: как же мне утешиться ежели кого-либо вас похитит злой волк – диавол? Поминая вашу ревность о вашем спасении, потщитесь угодить сотворившему нас Богу, Которому подобает всякая слава и честь.

* * *

1

Заглавие рукописи: “книги глаголемые Златая Цепь на поучение ко всем крестьянам”. Сия Златая Цепь заключает, собрание разных наставлений и слов, которые большей частью переведены с Греческого, а несколько статей, кроме поучений Серапиона, судя по их составу и содержанию, вероятно, Русские. – Второе слово Серапионово при издании сличено с другим списком, найденным в рукописи той же библиотеки, под названием: “Поучения разных Св. Отец”. Сей список позднее помещённого в “Златой Цепи”

2

История Госуд. Росс. Т. 3. стр 259, 260, 262; прим. 330, 332, 335. Супрасльская лет. стр. 30. Повествование о России, Арцыбышева, Т. 1. стр. 333. 334.

3

1 час. Русск. Достопамятностей. Москва. 1815. стр. 106–118. Сл. Истор. Госуд. Росс. Т. 4. стр. 125. прим. 154.

4

Истор. Госуд. Росс. Т. 4. прим, 153. 154.

5

Заглавия и вообще вид слов удерживаются теже, какие в рукописи, исключая знаков припинания и сокращении.

6

Резоимство – лихоимание, – страсть брать рост с резов, – с денег.

7

В рукописи: «Собрание поучений разных Св. Отец», вместо васъ читается отъ вась.

8

Сих вносимых слов нет в другом списке.

9

В другом списке: ко сту лѣтъ.

10

В другом списке: животинъ.

11

В другом списке прибавлено: и казними будутъ томящая ны.

12

В другом списке: могуще.

13

В другом списке: Іоана бо.

14

В другом списке: Богъ же.

15

В другом списке: к ним посла.

16

В другом списке нет: бо.

17

Может быть правильнее было бы: Вы же.

18

В Новогородской летописи под 1272 г. сказано: «а въ Новгородѣ хлѣбъ бысь дорогъ.» Полное Собрание Русскихъ летописей. Т. 3 стр. 63.


Источник: Изыскание о русском проповеднике XIII века, Владимирском епископе Серапионе, и слова его / [Публ. и пер. Филарета (Гумилевского)]. - Москва: Тип. Августа. Семена, 1843. - 34 с.

Комментарии для сайта Cackle