Азбука веры Православная библиотека святитель Феофан Затворник Взгляды святителя Феофана Затворника на науку и его влияние на развитие научной мысли
архимандрит Зосима (Шевчук)

Взгляды святителя Феофана Затворника на науку и его влияние на развитие научной мысли

Источник

Аннотация. В статье рассматривается то, как святитель Феофан Затворник относился к науке, границам ее познания и возможности занятий ей для православного христианина. Показывается его влияние на развитие некоторых современных исследований по педагогическим и философским наукам.

Святитель Феофан Затворник обладал пытливым умом, огромной работоспособностью и при строго православном догматическом взгляде на любую проблему имел внутреннюю смелость отвечать на самые непривычные для современного ему богословия вопросы, вплоть до того, есть ли жизнь на других планетах. Он «...знал несколько иностранных языков, и его библиотека состояла наполовину из иностранных книг. Обширная библиотека святителя постоянно пополнялась. Он выписывал русские и иностранные книги, на что употреблял большую часть своей пенсии. Главное богатство его библиотеки составляли книги духовного содержания, но были книги и светские: исторические (например, „Всемирная история“ Шлоссера, „История России“ С. Соловьева и др.), философские (сочинения Канта, Гегеля, Фихте, Якоби, Кудрявцева и др.), естественнонаучные („Курс физики“ Любимова и Писарева, сочинения Дарвина, Фогта, Гумбольдта и др.), книги по медицине (главным образом по гомеопатии), анатомии, гигиене, фармакологии, а также художественная литература (сочинения Шекспира, Пушкина, Грибоедова и др.)» [9].

В науке святитель видел как ее огромный потенциал, так и ее ограниченность в возможности познания даже законов материального мира: «Науки могут вмещать истину, но нередко не вмещают. Есть люди, кои дни и ночи просиживают над изучением какой-нибудь науки – математики, физики, астрономии, истории и проч., думая, что питают душу истиною, а душа их чахнет и томится. Отчего? – От того, что нет истины в тех местах, где хотят ее найти?! Не потому так говорю, чтоб науки не могли вмещать истины. Но что нередко она бывает оттуда изгнана, а замещена то мечтаниями, то предположениями, противными истине. – А ведь души не обманешь, – как не обманешь голодного, давая ему камень вместо хлеба. Вот она и томится! Но это будто еще дельные занятия – ученость. – А что сказать о жадно читающих периодичную нашу письменность?» [2].

Современным ему материалистам святитель Феофан отвечал: «Вы предлагаете мне просмотреть, что построите вы относительно решения занимающего вас вопроса об единстве материи и сил на основании химических законов с целью объяснить все посредством движения. Очень рад просмотреть... хоть я и не силен в естественных науках, в особенности в химии, но общее можно увидеть – идет ли оно или нет с точки зрения христианской. И наперед можно сказать, что коль скоро у вас дело пойдет на самообразование мира (тяп-ляп, вышел корабль), то, конечно, это незаконно. Даже и то незаконно, если вы ограничитесь только силами и законами, не показав, откуда взялись силы и кто преемник и блюститель законов. Ибо и это есть молчаливая теория самообразования мира. Я где-то встречал толки о единстве материи и сил и о выводе или объяснении всего из движения. Мне показалось там все мечтательным и произвольным» [7]. «Не в движении сила, а в движущем. направление движения – сложение и разложение – химический процесс. Это и в минеральном, и в растительном, и в животном царстве. Но сложение и разложение – тоже внешняя форма. Скажите: кто слагает и разлагает?.. И как? И почему так?.. Это даст настоящее знание формы сложения и разложения. Химия подвела под законы и величается: знай-де нас, вот до чего мы дошли!.. на деле же ни до чего не дошли. Это тоже: переступаем с ноги на ногу и ходим. То, что говорят: вот это с этим сродно и соединяется, а это с этим не сродно и не соединяется, то же есть, только в другой форме выражение. Итак, химическое разложение и сложение само тоже ничего не объясняет, а требует объяснения. Сверх того, кроме составления материальных вещей, вся начальная часть физических явлений выходит из владений химии» [7].

В одном из своих писем святитель дает рекомендацию, как нужно заниматься наукой православному христианину: «Ваши ученые занятия, говорите, и отвлекают от молитвы и охлаждают ее. Это в порядке вещей. Все душевные занятия такого рода и предприятия деловые всех родов, и научная кропотня, и художнические работы – все такого же свойства. А о тех, кои еще ниже, о них и говорить нечего. Есть один способ избегать сего, это заниматься всем от лица Божия, по началам открытых Им истин, не позволяя себе никаких наведений, противных им, а напротив, все обращая в подтверждение их. Попробуйте приходить в свою „Лабораторию“ с мыслью о Боге, что идете дело рук Его рассмотреть подробнее, чтобы, увидев дело, прославить премудрость Его. В этом настроении будьте во все время занятий. Может быть, в таком случае, думаю, не так много охладится душа» [6].

При этом нет никаких причин не заниматься научной деятельностью самой по себе: «А мирное занятие химией ничего худого принести не может, особенно если разные тут процедуры перетолковать в духовном смысле или видеть в них отражение проявлений духовной жизни. И химия есть часть книги Божией – в природе. И тут нельзя не видеть Бога, Премудрейшего... и непостижимейшего» [7].

Святитель Феофан, несомненно, был одним из самых влиятельных православных духовных писателей XIX столетия, оказавшим большое влияние и на развитие русского богословия и в целом на общественную мысль, активно публикуясь, вступая в переписку по духовным вопросам.

И сейчас его духовное наследие не просто по-прежнему востребовано, но как бы по-новому открывается, являясь основой для научных исследований по философским и педагогическим наукам.

По утверждению, сделанному в кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук А.А. Игнатова: «Его практическая деятельность была успешной, он воплотил в себе лучшие черты русского педагога: глубокую любовь и постоянное желание помочь ученику, высокое профессиональное мастерство и т. д. Сущность педагогики Феофана затворника состоит в том, что она выстроена на основе православной антропологии, исходя из трехипо-стасного понимания человека: тело, душа, дух. Опираясь на это представление, святитель Феофан разработал концепцию воспитания личности, в основе которой лежала система иерархически устроенного воспитания, где основой воспитания было движение человека к Богу» [3, с. 4].

А.Б. Хохлова в своей кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук относит святителя Феофана к числу классиков православной педагогики, «поскольку он является одним из тех мыслителей в истории человечества, которые создали собственную теоретическую систему, в рамках которой содержится и глубокое педагогическое учение, где раскрыта антропологическая система и важнейшие педагогические категории (духовность, нравственность, личность, добродетель, грех и др.)» [8, с. 3].

Е.Н. Никулина в своей кандидатской диссертации по педагогике относит святителя Феофана «к числу авторов, уделявших внимание религиозно-антропологическим основам педагогики» [5, с. 3], отмечает, что он разработал «внутренне согласованную концепцию воспитания, направленную на раскрытие и реализацию всего индивидуального потенциала воспитанника» [5, с. 3].

Интерес к наследию святителя Феофана со стороны представителей разных наук в настоящее время возрастает. В своей диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук А.В. Абрамов писал: «Этическое учение Феофана затворника до революции систематически не исследовалось и рассматривалось преимущественно не в исследовательском, а в описательном дискурсе с точки зрения нравственного богословия православной церкви. В начале советского времени в России исследования в данной области по идеологическим причинам практически не проводились, а в эмиграции среди немногочисленных работ прот. Г. Флоровским, Н.А. Бердяевым и некоторыми другими авторами были охарактеризованы лишь отдельные аспекты нравственного учения Феофана затворника. В послевоенный период советского времени, особенно в 70–80-е годы, ситуация несколько изменилась в лучшую сторону, стали появляться сначала отдельные богословские и философские авторские публикации о Феофане затворнике, а затем стало развиваться и систематическое изучение его трудов, появилась литература о нем, и прежде всего, сочинения архим. Георгия Тертышникова. Однако эти исследования во многом дополняли дореволюционные работы, не раскрывали этического учения Феофана затворника по существу и не проводили его взаимосвязи со светской этической мыслью. В постсоветское время появились научные исследования трудов Феофана затворника, особенно среди психологов. Появляются отдельные публикации, анализирующие его учение с точки зрения светской этики, что находит отражения в учении по истории русской этики» [1, с. 4–5].

Открытие наследия святителя Феофана для массового православного и неправославного читателя, для новых направлений научных исследований стало возможным благодаря трудам Владыки митрополита Климента и его помощников. Нельзя не согласиться с иеромонахом Корнилием (Зайцевым), написавшим в своей кандидатской диссертации по богословию: «Следует особо отметить огромный труд Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента и сотрудников Научно-редакционного совета: игумена Евфимия (Моисеева), М.И. Щербаковой, епископа Питирима (Творогова), Е.В. Николаевой, Н.И. Соболева и др. по изданию Полного собрания творений свт. Феофана затворника, приуроченного к двухсотлетию со дня рождения Вышенского подвижника в 2015 г. Живой интерес к учению свт. Феофана наблюдается среди многих студентов Духовных школ Русской Православной Церкви и отдельных православных почитателей» [4, с. 5].

Публикация полного собрания творений святителя, проведение многих научных мероприятий разного уровня привлекает внимание к его наследию все большее количество исследователей. Можно предположить, что сегодня мы видим только начало системной работы по его осмыслению. Многие высказанные святителем Феофаном затворником мысли и сегодня звучат современно, являясь для нас своего рода духовными ориентирами, позволяющими находить ответы на вопросы, актуальные для каждого человека вне зависимости от того, в какое время и в каком обществе он живет.

Источники и литература

1. Абрамов А.В. Религиозно-этическое учение Феофана затворника. Автореф. дисс. канд. философ. наук. Иваново, 2016.

2. Внутренняя жизнь: слова епископа Феофана: (из слов к Тамб. и Владимир. паствам, 1859–1866 гг.). – Репр. изд. – [Москва]: Галактика, 1994. С. 45.

3. Игнатов А.А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана затворника. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Курск, 2004.

4. Корнилий (Зайцев), иером. Учение святителя Феофана, затворника Вышенского, о душе человека в свете православной антропологии. Автореф. дисс. канд. богословия. Сергиев Посад, 2016.

5. Никулина Е.Н. Антрополого-педагогические воззрения святителя Феофана Затворника. Дисс. канд. пед. наук. М., 2016.

6. Святитель Феофан Затворник. Письма. Выпуски 1–8. https://www.rulit.me/books/pisma-vypuski-1–8-read-415465–125. html

(дата обращения 15.04.2021).

7. Святитель Феофан Затворник. Симфония по творениям

святителя Феофана, Затворника Вышенского. Наука. URL: https://azbuka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/simfonia-potvorenijam-svjatitelja-feofanf-zatvornika-vyshenskogo/29 (дата обращения 16.04.2021).

8. Хохлова А.Б. Инновационно-эвристическое значение наследия святителя Феофана Затворника для развития современного российского образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Курск, 2011.

9. Человенко Т.Г. Православная учёность в жизни и творчестве свт. Феофана (Вышенского Затворника). URL: http:// www.verav.ru/common/mpublic.php?num=52 (дата обращения 14.04.2021).


Источник: Зосима (Шевчук), архим. Взгляды святителя Феофана Затворника на науку и его влияние на развитие научной мысли // Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2021. № 1 (9). С. 30-36.

Комментарии для сайта Cackle