Азбука веры Православная библиотека святитель Феофан Затворник Связь аскетики и общей эсхатологии в труде свт. Феофана «Путь ко спасению»
игумен Игнатий (Молчанов)

Связь аскетики и общей эсхатологии в труде свт. Феофана «Путь ко спасению»

Источник

Аннотация. В указанной статье автор рассматривает и анализирует труд святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению» на предмет поиска в нем связи аскетики и общей эсхатологии. В своих богословских трудах Вышенский святитель вел масштабную и обширную работу по анализу и систематизации всех ранее написанных им аскетических творений. Одним из итогов такой работы стала книга святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению». В указанном труде Вышенский святитель предлагает читателю три этапа развития христианской жизни в человеке. Подробно рассматривая каждый из этапов, он указывает читателям путь духовного возрастания человека, где начало – это обращение к Богу, а конец – само освящение Связь аскетики и общей эсхатологии в труде свт. Феофана Затворника... 10 человека и его души, при котором сам подвижник приобретает готовность к переходу в жизнь вечную и встрече с Богом. Обобщая все приведенные этапы, святитель Феофан говорит об их тесной связи с эсхатологическими положениями христианства, а именно – конечной судьбе как отдельного человека, так и всего мира.

Abstract. In this article, the author examines and analyzes the work of St. Theophan the Recluse «The Way to Salvation» in order to find in it the connection of asceticism and general eschatology. In his theological writings, the Vyshensky saint conducted a large-scale and extensive work on the analysis and systematization of all ascetic works previously written by him. One of the results of such work was the book of St. Theophan the Recluse «The Way to Salvation». In this work, the Vyshensky saint offers the reader three stages of the development of Christian life in man. Considering each of the stages in detail, he points out to readers the path of spiritual growth of a person, where the beginning is an appeal to God, and the end is the sanctification of a person and his soul itself, in which the ascetic himself becomes ready for the transition to eternal life and a meeting with God. Summarizing all these stages, St. Theophan speaks of their close connection with the eschatological provisions of Christianity, namely, the ultimate fate of both an individual and the whole world.

Заслуга свт. Феофана Затворника, безусловно, состоит в том, что он провел обширную работу по систематизации всех написанных ранее аскетических святоотеческих творений и изложил их в удобной, простой форме, понятной не только для его современников, но и для человека XX и XXI вв. Квинтэссенция этого учения изложена, как известно, в книгах «Начертание христианского нравоучения», «Путь ко спасению», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». В данном докладе будут рассмотрены ступени духовного возрастания человека и как этому способствует память о конечных судьбах мира.

Свт. Феофан выделяет три этапа развития в человеке христианской жизни: начальный, то есть обращения к Богу, затем – очищения, совершенствования и наконец освящения, достижения совершенства [4, c. 13]. В двух первых этапах тоже можно выделить некоторые ступени: на первом сначала пробуждение от греховного состояния, потом утверждение в решимости оставить грех, посвятив себя богоугождению, и завершается этот этап восприятием благодати Божией в церковных таинствах Покаяния и Евхаристии [4, c. 141]. На этапе очищения, совершенствования действие благодати также происходят поступательно, как об этом говорится в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: ибо сначала она пойдет с ним путями извилистыми, наведет на него страх и боязнь и будет мучить его своим водительством, доколе не уверится в душе его и не искусит его своими уставами; но потом она выйдет к нему на прямом пути и обрадует его, и откроет ему тайны свои (Сир.4:18–21). Здесь тоже можно выделить три ступени: начальное действие благодати, ощущаемое человеком, затем период неявного, сокровенного ее действования, который завершается явным, ощутимым для человека восприятием благодатных даров Святаго Духа [4, c. 324]. Таким образом, мы видим, что духовная жизнь человека – это непрестанное движение, восхождение к своему Творцу, стремление достичь Недостижимого. На этом пути, по свидетельству свт. Феофана, необходимо постоянное «возгревание» [4, c. 408] духовной жизни, к чему есть немало пособий, которые должен употреблять в дело сам подвижник. Одним из них является памятование об эсхатологической перспективе нашего бытия.

Рассмотрим по порядку ступени каждого из этапов духовной жизни. Итак, первая ступень начального этапа обращения к Богу заблудшего человека состоит в его пробуждении от греховного сна [4, c. 142]. Это происходит благодаря воздействию на помраченное сознание человека благодати Божией, следствием чего является ниспровержение всех базовых понятий его прежней греховной жизни, основанных на многопопечительности [4, c. 133] в суетном мире [4, c. 135] и принятие новых ценностных ориентиров, основанных на богооткровенных истинах. Как следствие этого принятия пред мысленным взором человека предстает новый, божественный порядок мироздания: Бог, сотворивший мир, спасает нас во Христе Иисусе благодатию Святого Духа во Святой Церкви, а конечной целью земного бытия человека является «вечное, нескончаемое блаженство в будущей жизни» [4, c. 149]. Однако следованию по этому спасительному пути нам мешают различные помыслы, приносимые от лукавого, которые надо отгонять помышлением о грядущем воздаянии. Так, например, помыслу о том, что ты не один такой грешник, а есть немало и других, да еще хуже, свт. Феофан советует противопоставить следующий довод: «и в аде мучения не легче будут от того, что много там окажется мучимых; напротив даже, не усилятся ли там вместе с тем и страдания каждого?» [4, c 201].

Рассмотрим теперь следующую ступень – утверждение в решимости оставить грех и посвятить себя Богу. Одним из препятствий, которое здесь возникает, по мнению святителя, является человекоугодие, которое выражается в том, что человек боится изменить прежде установившиеся взаимоотношения с окружающими, что, однако, необходимо сделать из-за в корне изменившегося строя всей его жизни. Для преодоления этого страха перед людьми свт. Феофан советует утвердить в уме помышления о Боге-Судии, приводя слова Священного Писания: иже аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми (Мк.8:38) [4, c. 252]. Ощущение себя предстоящим пред Богом в ожидании окончательного приговора приводит человека к обету всецело посвятить себя своему Творцу [4, c. 273, 276–277].

Завершается этап обращения к Богу участием человека в таинствах Покаяния и Евхаристии.

Далее мы переходим к следующему этапу духовного возрастания человека – очищения, совершенствования. На первой ступени здесь благодать Божия проявляется сначала в сознании грешника только лишь как некая «искра, семя» [4, c. 327], поскольку все остальные силы души находятся под властью греха, но тому, кто решится на исправление своей жизни, придется немало потрудиться в этом деле, но при этом его всегда будет вдохновлять мысль о получении вожделенной награды – Царствия Божия (Мф.11:12). Первоначальное действие благодати Божией в большей степени проявляется в уме человека, перед его мысленным взором неожиданно предстает новый, неведомый им мир духовный, с совершенно другими ценностями, «главнейшие предметы здесь: вседержительство Божие, домостроительство спасения и четыре последних – смерть, суд, рай и ад. Эти именно предметы святитель Христов Тихон заповедует всем христианам непрестанно помнить от младенчества до гроба» [4, c. 371]. Хотя первоначально это видение божественного мироустройства дается легко, но на следующей ступени, когда благодать Божия действует в человеке сокровенно, подвижнику уже необходимо делание по укоренению в своем сознании истинного представления о духовном мире и своем месте в нем. Относительно этих последних четырех предметов, о которых надо постоянно помнить и с которыми столкнется человек, оканчивая свое земное поприще, можно сказать следующее. Во-первых, свт. Феофан здесь объединяет в одном понятии «суд» оба суда: частный и всеобщий, а во-вторых, не упоминает всеобщее воскресение. Вероятно, святитель считал, что для назидательного воздействия на душу подвижника этих четырех понятий будет достаточно. Можно также отметить, что и в других своих творениях и письмах он упоминал об этом делании: «…помяни последняю – смерть, неминуемую, но безвестно восхищающую; суд нелицемерный Связь аскетики и общей эсхатологии в труде свт. Феофана Затворника... 14 за каждое слово, дело и помышление; ад и муку вечную, не имеющую меры и конца; Царство Небесное с неизреченными радостями» [3, c. 117–118]. По мнению свт. Феофана, прохождение этой ступени занимает продолжительное время, так как здесь происходит основная борьба со страстями, завершающаяся по промыслу Божию искусительным испытанием, которое можно назвать словами Священного Писания «прохождением через огонь и воду» (Пс.65:12). «Скорби – огонь, слезы – вода. Это – крещение водою и огнем» [4, c. 520], которое прп. Исаак Сирин назвал «вкушением геенны» [2, c. 434]. В этом состоянии человек ощущает себя уже за гранью земного бытия «в уме – мрак, в сердце безотрадное томление, свыше – чаяние гнева, снизу – готовый ад; человек зрит себя гибнущим, висящим над бездною» [4, c. 520–521].

Таким образом совершается переход с этапа очищения к этапу освящения, на котором подвижник уже постоянно ощущает краткость своей жизни и ежеминутно готов предстать пред своим Владыкой и Судией.

В заключении хотелось бы отметить, что, по мнению свт. Феофана Затворника, памятование о конечной судьбе как отдельного человека, так и всего мира является необходимым условием для христианина на всех этапах его духовной жизни.

Источники и литература

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1995.

2. Исаак Сирин, прп. Слово 79. Слова духовно-подвижнические. Свято-Введенская Оптина пустынь. Козельск, 2004.

3. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 2010.

4. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М., 1998.


Источник: Игнатий (Молчанов), игумен. Связь аскетики и общей эсхатологии в труде свт. Феофана «Путь ко спасению» // Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2023. № 3 (19). С. 9-14.

Комментарии для сайта Cackle