Азбука веры Православная библиотека святитель Феофан Затворник Письма свт. Феофана Затворника к Нецветаевой Татьяне Владимировне

Письма свт. Феофана Затворника к Нецветаевой Татьяне Владимировне

Источник

Содержание

Письма свт. Феофана Затворника к Нецветаевой Татьяне Владимировне 19 февраля 1887. 1 июня 1887. 9 июля 1887. 10 ноября 1887. 16 апреля 1890. 2 мая 1890. 17 мая 1890. 27 июня 1890. 29 июля 1890. 3 апреля 1891. Декабрь 1891. 17 марта 1892. 23 июля 1892. 4 октября 1892. 8 ноября 1892. 13 декабря 1892. Январь 1893. 8 июня 1893. 20 октября 1893.  

 

(Вступительная статья1)

Аннотация. Публикуется переписка святителя Феофана Затворника с Т.В. Нецветаевой, продолжавшаяся с февраля 1887 г. по октябрь 1893 г. В своих письмах к Т.В. Нецветаевой свт. Феофан касается преимущественно хозяйственно-бытовых вопросов, таких как ремонт и продажа дома, пересылка денежных средств и пр. Несмотря на отсутствие в данных письмах ярко выраженной богословской проблематики, они не теряют своей актуальности. Публикуемые письма интересны в том отношении, что в них святитель Феофан раскрывается перед читателем не столько как богослов и аскет, сколько как человек, внимательный к нуждам близких ему людей. Пребывая в затворе, он не считал зазорным для себя вникать в житейские нужды своих корреспондентов.

Abstract. The correspondence of St. Theophan the Recluse with T. V. Netsvetaeva, which lasted from February 1887 to October 1893, is published. In his letters to T. V. Netsvetaeva, St. Feofan mainly concerns economic and household issues, such as the repair and sale of the house, the transfer of funds, etc. Despite the absence of pronounced theological issues in these letters, they do not lose their relevance. The published letters are interesting in the sense that in them St. Theophan reveals himself to the reader not only as a theologian and ascetic, but as a person attentive to the needs of people close to him. Staying in reclusion, he did not consider it shameful for himself to delve into the everyday needs of his correspondents.

Переписка святителя Феофана Затворника с Т.В. Нецветаевой продолжалась с февраля 1887 г. по октябрь 1893 г. Татьяна Владимировна – дочь священника Владимира Никитича Макринова и сестры свт. Феофана – Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой). Была замужем за священником Александром Борисовичем Нецветаевым, настоятелем Вознесенско-Георгиевского храма в с. Казаки Елецкого уезда Орловской губернии, скончавшемся 6 февраля 1890 г.

Из переписки видно, что до и, особенно, после смерти мужа Т.В. Нецветаева сильно нуждалась. Обстоятельства ее жизни были таковы, что она содержала племянницу со стороны мужа, Нецветаеву Антонину Егоровну, которая проживала вместе с ней на ее иждивении. 11 февраля 1890 г. она вышла замуж за Ивана Дмитриевича Говорова. Кроме того, на попечении Татьяны Владимировны находились Серафима Петровна и Ольга Петровна Рязановы, оставшиеся сиротами после смерти матери Рязановой Александры Владимировны [см.: 1]2.

В своих письмах к Т.В. Нецветаевой свт. Феофан касается преимущественно хозяйственно-бытовых вопросов, таких как ремонт и продажа дома, пересылка денежных средств и пр. Несмотря на отсутствие в данных письмах ярко выраженной богословской проблематики, они не теряют своей актуальности.

Обращает на себя внимание глубокое рассуждение свт. Феофана при трактовке Евангельской заповеди о милосердии3. Те советы, которые он дает Т.В. Нецветаевой относительно ее взаимоотношений с племянницей Антониной Егоровной и ее родственниками, заслуживают специального внимания и комментария.

После смерти о. Александра Борисовича Нецветаева, мужа Татьяны Владимировны, родственники с его стороны начали требовать у нее передачи прав на наследование дома Антонине4. Свт. Феофан занял в данном вопросе вполне твердую и определенную позицию, что видно из его письма к Татьяне Владимировне от 2 мая 1890 г.: «Перестаньте беспокоиться о доме. Никто никакого не имеет на него права. Он Ваш <...> Станьте твердо на сем праве своем, и не колеблитесь. Вы, кажется, преклоняетесь пред криком родных Антонины. Не преклоняйтесь, но и не кричите, подобно им; а стойте на своем праве и кротко, однако ж твердо и решительно, говорите: «Никто не имеет права теснить меня и налагать на меня обязательства». <...> Так всем и скажите, что Вы никаких обязательств относительно Антонины не признаете и никаких хлопот относительно ее определения и пристроения на себя не берете. Пусть сами хлопочут. И думать о том перестаньте. Одно только относительно ее ведайте, что я не прочь помочь ей, когда начнется ее сватовство; но меры этого не определяю. И живите спокойно, не обращая внимания на крики родных Антонины».

Публикуемые письма интересны в том отношении, что в них святитель Феофан раскрывается перед читателем не столько как богослов и аскет, сколько как человек, внимательный к нуждам близких ему людей. Все денежные средства, которые он имел от публикации своих произведений, он расходовал на оказание помощи нуждающимся. Пребывая в затворе, он не считал зазорным для себя вникать в житейские нужды своих корреспондентов.

Источники и литература

1. ГАЛО. Ф. 157. Оп. 8. Д. 34.

Письма свт. Феофана Затворника к Нецветаевой Татьяне Владимировне

19 февраля 1887. 5

«Милость Божия буди с Вами!

Очень рад, что Вы там сладились насчет денег6. Посылаю Вам теперь 100 руб. Что-нибудь сошьете. В мае пришлю еще две, а может быть, и три сотни. Писать к Владыке Вашему7 не могу. Пусть жених сам лично просит его, отдав в руки его свою участь: так будет лучше. Благослови Господи дела Ваши.

Е. Феофан».

ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 1 об.

1 июня 1887.

«Милость Божия буди с Вами!

Вы писали как-то о поправке дома сирот Рязановых8. Что ж? Вот каникулы. Можно бы приступить. Мне пришло в голову, что так как хаты их холодноваты, то не лучше ли всего обложить их дом кирпичом… сколько это будет стоить? Я думаю, что могу с тем управиться. Если Вы находите это нужным и исполнимым – и приступайте. Только известите, сколько обойдется, чтобы мне приготовить денег. Если не видали, как это делается, расспросите. И потом, когда станут работать, устройте присмотр за работою. Внутри же оставьте стены как есть. Это здоровей. У меня внутри хаты бревна открыты, а снаружи обложены кирпичом – и прекрасно. И печи переложите, если нужно…

Благослови Вас Господи с семьею своею9 и сирот10.

Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.

P. S. Если придется продать дом, эта поправка не умалит его ценности. Мудрено, чтобы продать и купить сошлось в одно время… но присматривайтесь!»

ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 2–2 об. (Копия)

9 июля 1887.

«Милость Божия буди с Вами!

Писал я Вам о поновлении дома сирот Елецких Ольги и Серафимы11… и все ждал Вашего уведомления, сколько потребуется денег. Имея теперь в руках деньги и боясь промотать их, посылаю Вам для означенной цели сто рублей. Если недостаточно, пишите, и еще пришлю. Если соберетесь обложить дом кирпичом, что очень желательно, то надо присмотреть за работами, потому что мастера без надзора могут так смастерить, что эта обложка будет хуже обивки дома тесом.

Как работа эта наружная, то она может производиться и по прекращении каникул, хоть и сентября захватит. Что слышно о сыне Анны Степановны – старшем. Назначили ль его в Академию? Известите и имя его, и отчество, и фамилию12 – все позабыл. Пропишите.

Благослови Вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан».

ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 2 об. (Копия)

10 ноября 1887.

«Милость Божия Буди с Вами!

О. Александр13 писал, что Александра Егоровна14 живет теперь особо и имеет нужду посылать ей 15 рублей. Передайте ей.

И вперед потрудитесь сообщать о ее нуждах, если будет просить.

Благослови Вас Господи! Е. Феофан».

ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1971. Л. 1. (Копия)

16 апреля 1890.

«Милость Божия буди с Вами!

Христос Воскресе!

Удивило меня Ваше письмо и огорчило. Но делать нечего. Покоримся воле Божией. Денег, изготовленных для Антонины15, к Вам переслать нечего. Это банковый 5% билет. Он не попусту будет лежать. Вы же там имеете как пристроить Антонину. Помоги Вам Господи! Как уладите дело, известите и пришлю деньги. Преосвященного16 не вините, полагаю, что тут было какое-либо стороннее влияние. Но как место уже занято, то нечего ломать голову над тем, как это случилось. Когда будет нужда, пишите. Я буду присылать Вам понемногу. Вы писали, что Антонина имеет аттестат на учительницу сельской школы. Попробовали бы поискать такого места. Это не было бы помехой тому, что Вы загадали. Но сильна ли она в познании предметов сельской школы… Хуже будет, если какой инспектор, проревизовав школу, скажет учительнице: Вам лучше бы уволиться.

Благослови Вас Господи! Спасайтесь. Ваш доброхот

Е. Феофан».

ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 3–3 об. (Копия)

2 мая 1890.

«Милость Божия буди с Вами!

Перестаньте беспокоиться о доме. Никто никакого не имеет на него права. Он Ваш. И без завещания отца Владимира17, которое усиливает Ваше право. Давность не лишает силы сего завещания. Станьте твердо на сем праве своем, и не колеблитесь.

Вы, кажется, преклоняетесь пред криком родных Антонины18. Не преклоняйтесь, но и не кричите, подобно им; а стойте на своем праве и кротко, однако ж твердо и решительно, говорите: «Никто не имеет права теснить меня и налагать на меня обязательства».

Антонина на наследство никакого не имеет права и на Вас не лежит никакой обязанности к Антонине. Хотите держать ее – держите, а не хотите – отпустите ее к матери или бабушке. Прежде она жила у Вас, а теперь обстоятельства переменились. Отец Александр19, может быть, давал обещания какие-нибудь. Он и исполнил бы их, если бы был жив. На Вас же исполнение сего обещания перейти не может. Вы совершенно свободны от всего. Так и говорите родным Антонины, говорите без задору, но твердо.

Вы поминаете о тысяче Антонины. У Антонины нет никакой тысячи. Я обещал это ей по случаю данного Вам позволения искать жениха на диаконское место. Как дело то не состоялось, то деньги остаются у меня. Они не сделались Антониниными. Я свободно могу располагать ими и уже дал им другое назначение. Я не отказываюсь помочь Антонине, но не этою тысячею. Когда начнется дело, тогда видно будет, что могу сделать. Так всем и скажите, что Вы никаких обязательств относительно Антонины не признаете и никаких хлопот относительно ее определения и пристроения на себя не берете. Пусть сами хлопочут. И думать о том перестаньте. Одно только относительно ее ведайте, что я не прочь помочь ей, когда начнется ее сватовство; но меры этого не определяю. И живите спокойно, не обращая внимания на крики родных Антонины.

Откуда такая задорность у Александры Ивановны20… 2 тысячи, да свадьба, да платья?! Пусть все это сама делает.

Антонина имеет аттестат на учительство в сельских школах. Пусть ищет себе такого места, а то все перезабудет. Будет свой хлеб есть, не обременяя других.

Я спрашиваю Вас, кто муж Александры Степановны21, какого он звания – духовного или нет, и где он теперь живет и чем занимается. Скажите! Как бы он не вздумал навязаться к Вам в дом. Не принимайте его, скажите, что всякая связь его с Александрой Степановной порвана, он чужой! Успокойтесь же! Чтобы ни кричали кричащие, не обращайте на то внимания. Благослови Вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.

ИР НБУ. Ф 160. Ед. хр. 1968. Л. 3 об. – 4 об. (Копия)

17 мая 1890.

«Милость Божия буди с Вами!

Посылаю Вам на затраты на сирот22 25 руб. Мне желательно знать, как у Вас там дело? Перестали ли стращать Вас?

Дай Господи Вам успокоиться. Ваш доброхот Е. Феофан».

ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 4 об. (Копия)

27 июня 1890.

«Милость Божия буди с Вами!

Посылаю Вам 50 руб. На Вас троих23. Вперед, когда будет нужда, пишите, а продавать вещи свои – не продавайте. И всегда обозначайте, сколько Вам примерно нужно. Если иной раз не скоро пришлю, не смущайтесь этим. У меня не всегда бывают деньги в руках. Кто Вам посоветовал ехать в Орел для подачи прошения о назначении Вам пособия от попечительства? Это вдруг решено быть не может. Владыка сдает прошение в попечительство, а попечительство начнет справки наводить о Вашем состоянии, и затем положит мнение – давать ли Вам пособие или нет, и если давать – в какой мере. Владыка утвердит… Иногда это тянется очень долго. Скучно будет Вам жить там. Своим там присутствием Вы делу ничем не поможете. А только протратитесь и промучитесь. Лучше прошение по почте пошлите. И оно там само будет хлопотать о себе.

Мальчик у Александры24 способен ли к учению? Если способен, то хорошо его поместить в духовное училище. Если же он не способен к учению, а может быть склонен к какому мастерству, тогда не лучше ли сделать его мастером? Мастерство всегда дает кусок, а ученые не редко голодуют25. Мастерство – почетно.

Храни Вас Господи всех. Ваш доброхот Е. Феофан».

ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 4 об. – 5. (Копия)

29 июля 1890.

«Милость Божия буди с Вами!

Очень жалею, что Вас теснят. Но в чем они правы, то приходится терпеть. Помогай Вам Бог!

Относительно Антонины26 Вы хорошо делаете, что не соглашаетесь выдать ее за известно нехорошего. К тому же имеет ли он место? Без определенного прочного места никак не отдавайте. И девушку это будет пустить на ветер, и деньги. Уже есть одна27... Продать дом и все при доме было очень хорошо. Но если Вы предположите, иерей будет стараться взять все за бесценок. А это дурно. Разве согласиться – купить по оценке форменной стариками. Впрочем, смотрите сами. Отец Алексей28 хороший хозяин? С ним переговорите. А он с иереями по-братски. Если не удастся это, можно прожить и так. Хоть тесно, да свои стены, и давние. Сына Александры Степановны29 определяйте в училище духовное. Наша дорога для нас понятнее. Толкуйте ему, что ему не на что надеяться, как на себя. Пусть учится сколько силы есть, и даже через силу. Из Елецких Серафима30 кончила курс. Искала бы место, проходит время… Или пусть работает и работу отдает в магазины. Добре будет. Не училась ли она рисовать?

Благослови Вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан».

ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 5–5 об. (Копия)

3 апреля 1891.

«Милость Божия буди с Вами!

Посылаю Вам к празднику 50 рублей. Из них дайте Александре3115 рублей.

Благослови Вас Господи! Спасайтесь! Е. Феофан.

Тут же идет письмо к Серафиме П. Р.32 Прошу передать».

ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 6 об. (Копия)

Декабрь 1891.

«Милость Божия буди с Вами, Татьяна Владимировна! Очень жалею, что в адресе денежного 50 рублей пакета от 17 декабря прошлого года ненамеренно допущена ошибка, воспрепятствовавшая почтовой конторе выдать Вам деньги. Я был болен, недели за четыре до праздника простудился, и только недавно поправился, хоть еще не совсем. 16 декабря 1891 года утром я приготовил деньги и пакет в Елец ко всем, но вечером очень ослабел и не имел сил окончательно все приготовить к отсылке 17 декабря в Шацк. От слабости в голове была путаница, от которой и произошла ошибка в адресе. Ошибка на Вашем пакете не единственная, были и другие. Равным образом и при посылке Вам 150 рублей допущена ошибка, именно вместо Нецветаевой, написано Макриновой… Это я увидел по получении Вашего письма, когда пришло мне на мысль посмотреть, не сделана ли и здесь ошибка. И действительно, в расписке почтовой конторы о принятии ею 150 рублей для пересылки Вам, стоит: Макриновой, вместо Нецветаевой. Может быть, почтовая Ваша контора и не сочтет этого препятствием к выдаче Вам этих последних денег, но я и об них упоминал в удостоверении, посылаемом мною теперь же в Елецкую почтовую контору. Получив сие письмо, Вы можете прямо ехать в Елец и явиться в контору. Можете и письмо это взять с собою про случай. Если почтовая контора не удовольствуется моим удостоверением, то узнайте поопределеннее, что именно еще требуется. Запишите слова их и передайте мне.

Бедная Татьяна Владимировна! Сколько Вам пришлось ждать и терпеть. Виноват! Всему причиною мое хворание, которое уже на кончику, чуть-чуть ощущается.

Благослови Вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан».

ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 9 об. – 10. (Копия)

17 марта 1892.

«Милость Божия буди с Вами!

Поздравляю Вас с подходящим праздником. Желаю Вам встретить его в здоровье и радости провести.

У Ольги Петровны33для Вас есть 50 рублей. Александре Степановне34 из них дайте 15 рублей. Благослови Вас Господи.

Е. Феофан».

ИР НБУ. Ф. 160. Ед хр. 1968. Л. 7. (Копия)

23 июля 1892.

«Милость Божия буди с Вами!

Хорошо. Устройте дом, как положили. Относительно парубка35 – посылайте прошение и потом сами ступайте. Деньги теперь у Вас есть на руках. Расплачивайтесь из них и готовьте все потребное для ученика из сих денег. Тогда пришлите счет, и я вышлю Вам. Теперь у меня нет денег, к концу августа или к началу сентября будут… пришлю. Серафиму36 благодарю, что трудится над юным учеником.

Благослови Вас Господи. Е. Феофан.

P. S. Ректору училища37 пишу теперь же».

ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 7. (Копия)

4 октября 1892.

«Милость Божия буди с Вами!

Посылаю Вам 100 рублей. Помоги Вам Господи починить дом свой…

Крыша соломенная дорога, но после соломы идет тес, а потом железо. Не лучше ли тесовую крышу устроить? Впрочем, как найдете лучше… Володю38 устроили в школу… Толкуйте ему, чтоб учился… а то ему не на что надеяться… Выучившись, место хорошее может найти и жить безбедно, а не выучившись – бедствовать будет. В казенном доме лучше учиться, что пища… на это нам с ним смотреть нечего. Вашего священника дети живут же!»

ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 7 об. (Копия)

8 ноября 1892.

«Милость Божия буди с Вами!

Посылаю Вам еще 100 рублей. Остальную потребную сумму выплаты на святках или после Нового года.

Благослови Вас Господи! Е. Феофан».

ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 7 об. (Копия)

13 декабря 1892.

«Милость Божия буди с Вами!

К Празднику Вам 50 рублей передаст Ольга Петровна39. Из них дайте Александре Степановне40 15 рублей. Вы хорошо сделали, что сотню отдали в уплату долга. Остальную сотню пришлю в январе. Что нужно для сына41 Александры Степановны – напишите, численно напишите, сколько нужно. И поскорее, чтоб не опоздать. Никогда не пишите мне неопределенно: нужно, а всегда предмет нужды означайте, и сколько для того нужно. Да как звать Вашего питомца – Димитрий или Владимир, и как его фамилия? Хорошо ли он учится? и верно ли Вы узнали о нем. Что Серафима42поправляется – этому очень рад. Зачем Вы должаете? Когда нужно что – пишите.

Занять кое-что можно, только для перемежки…

Благослови Вас Господи. Е. Феофан».

ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 7 об. – 8 (Копия)

Январь 1893.

«Благослови Вас Господи!

Ольга Петровна отказалась от замужества, а Серафима как думает, не хочет ли она в диаконисы, как другие, чтобы потом и попадьею быть? Если хочет, так Вы там… и Ольга Петровна распространили бы слух, что у ней приданое есть43

Спасайтесь! Е. Феофан.

P. S. Впрочем, если и Серафима не хочет замуж, то это лучше.

Думаю, что если выходить, то лучше за духовного…хорошего.

ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1971. Л. 2–2 об.

8 июня 1893.

«Милость Божия буди с Вами!

Посылаю Вам на Ваши нужды 100 рублей. Про парубка44 ничего не сказали.

Благослови Вас Господи. Е. Феофан».

ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 8. (Копия)

20 октября 1893.

«Милость Божия буди с Вами!

Посылаю Вам на Ваши нужды 30 рублей. Справьте пока нужнейшее. Немного погодя пришлю еще. Теперь нет денег.

Благослови Вас Господи!

Ваши хозяйственные хлопоты и успехи радуют меня…

Спасайтесь! Е. Феофан».

ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 8. (Копия)

* * *

1

При подготовке публикации и оформлении сносок использовались материалы, предоставленные автору коллективом издателей Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского.

2

См. подр.: примечание 6 к публикации писем свт. Феофана Затворника Нецветаевой Т.В.

3

См., напр.: Мф.5:42.

4

См. письма свт. Феофана Затворника к Т.В. Нецветаевой от 2 мая, 17 мая, 29 июля 1890 г.

5

Нецветаева Татьяна Владимировна (урожд. Макринова) – дочь священника Владимира Никитича Макринова (1794–1862) и сестры свт. Феофана – Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говорова; 1802, с. Чернавск. – 1871, с. Казаки); жена священника Александра Борисовича Нецветаева, настоятеля Вознесенско-Георгиевского храма в с. Казаки Елецкого уезда Орловской губ.

6

Речь идет о попечении о родственниках – возможно, о взносе жениху Антонины Егоровны Нецветаевой, которая вышла замуж только в 1890 г. (см. письмо свт. Феофана к Т.В. Нецветаевой от 16 апреля и 2 мая и примеч. к нему).

7

Симеон (Сергей Георгиевич Линьков; 1836–1899), епископ Орловский и Севский (1883–1889), в дальнейшем – епископ Минский и Туровский.

8

Речь идет о Серафиме Степановне и Ольге Степановне Рязановых.

9

Нецветаев Александр Борисович (1840 – 6 февраля 1890), настоятель Вознесенско-Георгиевского храма в с. Казаки Елецкого уезда Орловской губ. «Сын священника, священник с. Казаки с 1863 г., после смерти о. Владимира Макринова» (ГАЛО. Ф. 157. Оп. 1. Д. 20). Детей в семье не было.

10

Речь идет о Серафиме Петровне и Ольге Петровне Рязановых, оставшихся сиротами после смерти матери Рязановой Александры Владимировны.

Рязанова Александра Владимировна (урожд. Макринова; ум. 1886) – дочь священника Владимира Никитича Макринова (1794–1862) и Любови Васильевны Говоровой (1802–1871), старшей сестры свт. Феофана. Была замужем за Петром Тимофеевичем Рязановым (1834–8 июня 1874), диаконом Елецкого Вознесенского собора, умершим от чахотки (см. ГАЛО. Ф. 157. Оп. 8. Д. 34).

Рязанова Ольга Петровна – дочь дьякона Петра Тимофеевича Рязанова и Александры Владимировны Макриновой, племянницы свт. Феофана. Запись о ее рождении не обнаружена. В Памятной книжке Орловской губернии на 1898 г. значится служащей надзирательницей в Елецкой женской гимназии, на 1917 г. – служащей надзирательницей в Елецкой женской гимназии на Манежной улице, проживала по адресу: д. Алексеева, угол Покровской (ГАЛО. Ф. 167. Оп. 1. Д. 16).

Рязанова Серафима Петровна (род. 28 июня 1872) – дочь дьякона Петра Тимофеевича Рязанова и Александры Владимировны Макриновой, племянницы свт. Феофана. Жила в Ельце со своей сестрой Ольгой в своем доме, ремонт которого – тема нескольких писем святителя в 1880-е гг. Рано осиротевшая, часто гостила в Казаках, а потом стала жить постоянно, когда стала преподавать в Казацкой школе. Летом 1892 г. готовила к поступлению в Ливенское духовное училище своего двоюродного племянника Владимира Рюрикова.

11

См. прим. 6.

12

Речь идет о внучатом племяннике свт. Феофана Иване Дмитриевиче Андрееве.

13

Нецветаев Александр Борисович (1840 – 6 февраля 1890), настоятель Вознесенско-Георгиевского храма в с. Казаки Елецкого уезда Орловской губ

14

Возможно, речь идет об Александре Егоровне Нецветаевой – дочери Егора Борисовича Нецветаева (личного дворянина, учителя приходского училища в с. Казаки), брата о. Александра Нецветаева – мужа Татьяны Владимировны Нецветаевой (урожд. Макриновой).

15

Говорова Антонина Егоровна (урожд. Нецветаева; род. 25 февраля 1871, с. Казаки) – племянница священника Александра Борисовича Нецветаева, настоятеля Вознесенско-Георгиевской церкви с. Казаки, дочь его брата – Егора Борисовича Нецветаева, личного дворянина, учителя приходского училища в с. Казаки (ГАЛО. Ф. 157. Оп. 1. Д. 18 [1871 г.]). Антонина Егоровна вышла замуж 11 февраля 1890 г. в 19 лет за 21-го летнего Ивана Дмитриевича Говорова (1869 –1 января 1907), окончившего курс Орловской ДС, брак состоялся в с. Казаки. В 1891 г. Иван Говоров рукоположен во диакона к Покровской церкви в с. Болычево, в 1894 г. перемещен в Георгиевскую церковь в с. Нестерское Мценского уезда, 25 июня 1895 г. – в Вознесенско-Георгиевскую церковь с. Казаки Елецкого уезда, в 1899 г. рукоположен в священника и перемещен в Предтеченскую церковь в с. Предтечево того же уезда.

16

Симеон (Линьков), епископ Орловский и Севский.

17

Макринов Владимир Никитич (1794–1862), священник в Вознесенско-Георгиевской церкви Александровской слободы с. Казаки Елецкого уезда (1817–1862); женат на сестре свт. Феофана; сын священника Михаило-Архангельской церкви в с. Архангельское (Подмокрое) Никиты Васильевича (род. 1757 г.) и его жены Пелагеи Филипповны (род. 1759 г.). (ГАЛО. Ф. 157. Оп. 1. Д. 54); отец Татьяны Владимировны Нецветаевой.

18

Нецветаева Антонина Егоровна, племянница священника Александра Борисовича Нецветаева.

19

Александр Борисович Нецветаев умер 6 февраля 1890 г.

20

Видимо, речь идет об Александре Ивановне Макриновой, жене священника Николая Владимировича Макринова (15 ноября 1826, с. Казаки, Елецкий уезд, Орловская губ. – январь 1873, с. Домовин, Елецкий уезд, Орловская губ.) – сына сестры свт. Феофана, Любови Васильевны Говоровой, и священника Владимира Никитича Макринова, окончившего Орловскую ДС в 1847 г.; с 1853 г. и до своей кончины – священника храма в честь Каплуновской иконы Божией Матери в с. Домовины. В 1854 г. в главной части храма были устроены с северной и южной стороны два придела – во имя свт. Тихона Задонского и во имя свт. Николая Чудотворца (видимо, по совету еп. Феофана, который нежно относился к «Николушке». См.: «Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского». Т. 1. Письмо еп. Феофана от 11 февраля 1843 г. и примеч. к нему. С. 221–222).

21

Рюрикова Александра Степановна (урожд. Мишина; род. 22 сентября 1853, с. Малиново Ливенского уезда) – племянница Татьяны Владимировны Нецветаевой. Мать – Елизавета Владимировна Мишина (урожд. Макринова), дочь Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой), сестры свт. Феофана. Отец – священник Вознесенской церкви с. Малиново Ливенского уезда Стефан Стефанович Мишин. Муж – Петр Иванович Рюриков (род. 1857). С конца 1880-х гг. с мужем не жила (ГАЛО. Ф. 157. Оп.1. Д. 19 [1874–1883 гг.]. Л. 398 об. – 399. МК).

22

См. прим. 6.

23

Вероятно, речь идет о Татьяне Владимировне Нецветаевой, Александре Степановне Рюриковой с сыном Владимиром и Антонине Егоровне Нецветаевой.

24

Рюриков Владимир Петрович (р. 1881) – сын Александры Степановны Рюриковой (урожд. Мишиной), внучатой племянницы свт. Феофана. К поступлению в Ливенское духовное училище Владимира готовила дома в с. Казаки Серафима Петровна Рязанова. Поступил в Ливенское духовное училище летом 1892 г. В 1910 г. преподавал в школе при Троицком монастыре г. Ельца.

25

Так в рукописи.

26

Антонина Егоровна Нецветаева.

27

Речь идет об Александре Степановне Рюриковой (урожд. Мишиной).

28

Макринов Алексей Владимирович (1838–1918), священник Архангельской церкви села Ястребин Колодезь Елецкого уезда – сын Владимира Никитича Макринова, священника Вознесенско-Георгиевской церкви Александровской слободы с. Казаки Елецкого уезда и Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой), сестры свт. Феофана. Его жена – Анна Никифоровна Макринова (род. 1843 г.); у них было 4 детей.

29

Рюриков Владимир Петрович.

30

Серафима Петровна Рязанова.

31

Александра Степановна Рюрикова.

32

О ней см. примеч. к письму еп. Феофана к Т.В. Нецветаевой от 17 мая 1890 г.

33

Ольга Петровна Рязанова.

34

Александра Степановна Рюрикова.

35

Владимир Рюриков, сын Александры Степановны Рюриковой.

36

Серафима Петровна Рязанова.

37

Письмо написано к смотрителю Ливенского духовного училища Д. В. Булгакову.

38

Владимир Рюриков.

39

Ольга Петровна Рязанова.

40

Александра Степановна Рюрикова.

41

Владимир Рюриков.

42

Серафима Петровна Рязанова.

43

Речь идет об Ольге и Серафиме Рязановых.

44

Владимир Рюриков


Источник: Салищев Д., иерей. Письма свт. Феофана Затворника к Нецветаевой Татьяне Владимировне (вступительная статья) // Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2022. № 4 (16). С. 84–100.

Комментарии для сайта Cackle