Источник

67. Утешение богомольца. Наставление о тщательной исповеди. Краткие молитовки и непрестанное внимание к Богу

Совершили вы свое путешествие! Слава Богу! Вот видите, исполнилось мое вам предсказание утомления и ломот. Исполнилось и то, что обещалось душе вашей. Господь утешил вас обрадованием от Святого Причащения, а святой Сергий прогнал ваше смущение.

Пишете: «Поднялось в душе сильное и тревожное смущение, я обратилась к святому Сергию – и смущение мгновенно рассеялось, оно заменилось тихим и приятным покоем». Так видите, воззвание из сердца тотчас слышится на Небе и тотчас же ниспосылается оттуда ответ на него. Учитесь из сего, где надо искать успокоения и вразумления.

Но что вы на исповеди какого-то греха не сказали: это недобре сделано. Великое ли или малое, дело или слово, но, коль скоро совесть говорит, что то грех, надо очищать то исповедью и покаянием. Сущность таинства покаяния состоит в разрешении сказанного греха. Грех несказанный не разрешится и остается на душе, и с нею пойдет на тот свет. Будет черное пятно, на белом платье тем заметнее. Хитроумие там не поможет. Надо сделать, как положено не людьми, а Самим Господом. Господь говорит: «Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис. 43, 26). И в утешение нам и облегчение сего иногда не совсем легкого дела законоположил: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф. 18, 18). Затвердите хорошенько и к сердцу примите, что все не разрешенное на земле богоучрежденным порядком остается не разрешенным и на Небе. И поспешите восполнить это опущение. Теперь вам надо, каясь в грехе, пропущенном на исповеди, каяться и в том, что вы заведомо пропустили.

Хорошо вы делали, что всю почти дорогу не оставляли коротенькой молитовки. Да и всегда учитесь быть с нею неразлучно. Она и внимание будет собирать, и отбивать пустомыслие и суетномыслие, и держать вас в состоянии получать от Господа чрез Ангела хранителя вразумление в час нужный. Маленькая молитовка есть великое сокровище. Ничего нет равного ей в духовных деланиях. Старайтесь при этом стоять вниманием в сердце и не слова только непрестанно произносить, но и память о Господе держать, соединяя с нею благоговейный страх. Бог везде есть. Думаем или не думаем о Нем. Он все же тут есть, где и мы, и все видит. Судя по-человечески, как Ему скорбно, когда не обращают на Него внимания, хотя Он всех держит, о всех печется и всех снабжает всяким добром. Исключите себя из числа сих невнимательных и око ума своего не забывайте обращать к Господу или хоть в чувстве только держите, что Он близ, подобно тому, как чуем, что солнце над нами и греет, хоть и не смотрим на него. Умное, с благоговением, обращение к Богу из сердца есть уже молитва. Делайте так, как только есть возможность. А о том, что стать пред иконами и класть поклоны днем не приходится, не беспокойтесь много. Зато часы утренние и вечерние все отдавайте Господу. Тут и почитайте, и подумайте, и помолитесь подольше. Будто спите, а между тем, пробудившись пораньше, вставайте поскорее и ведите с Господом сладкую беседу. Наладитесь утром хорошенько – весь день пойдет хорошо. Память Божия, чтение Евангелия и Апостола и других душеполезных книг будут раскрывать и утверждать в вас понятия о достодолжном. Совесть возьмет сии понятия под свою опеку и начнет проводить в жизнь, не позволяя вам уклоняться от дел, ими указываемых. И пойдет жизнь светлая. Только законом имейте никогда ничего (ни большого, ни малого) не делать против совести, а если что прорвется, тотчас удовлетворять ее покаянием – своим внутренним, домашним. Пред духовником после исповедуетесь. Совесть – великое дело. Она есть голос Вездесущего Бога в душе. Кто в мире с нею, тот в мире и с Богом.

Благослови вас, Господи!


Источник: Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? : письма / свт. Феофан Затворник. - Москва : Отчий дом, 2012. - 301 с. ISBN 5-87301-120-6

Комментарии для сайта Cackle