Азбука веры Православная библиотека святитель Феофан Затворник Библиографическая роспись публикаций свт. Феофана Затворника в Афонских листках
В.В. Каширина

Библиографическая роспись публикаций свт. Феофана Затворника в «Афонских листках»

Источник

Аннотация. Цель настоящей статьи – выявить и описать публикации святителя Феофана в «Афонских листках» по современному трехтомному изданию 2007 года. «Афонские листки» издавались с 1881 года. Всего было издано более 400 номеров «Афонских листков». В них было выявлено 35 публикаций святителя в 26 выпусках. Автор приходит к выводу, что многие статьи свт. Феофана в «Афонских листках» являлись перепечаткой его публикаций из журналов «Домашняя беседа», «Душеполезное чтение», а также других его творений и проповедей.

Abstract. The purpose of this article is to identify and describe the publications of St. Theophan in the «Athos Leaflets» based on the modern three-volume edition of 2007. The «Athos Leaflets» have been published since 1881. In total, more than 400 issues of the «Athos Leaflets» were published. In total, 35 publications of the saint Theophan were identified in 26 issues. The author comes to the conclusion that many articles of st. Theophan in the «Athos Leaflets» were reprints of the publications of the Saint from the magazines «Home Conversation», «Soul-benefit Reading», as well as other works and sermons of St. Theophan.

Во второй половине XIX в. для духовного назидания паломников при многих обителях стали издаваться листки религиозно-нравственного содержания. В краткой доступной форме в них излагалось евангельское и святоотеческое учение о спасении. Они были составлены на основе различных изданий, писем, отрывков из святоотеческих сочинений и оригинальных произведений духовных авторов. Листки выходили на протяжении длительного времени и пользовались большой популярностью у читателей.

Особую известность приобрели «Троицкие листки», издававшиеся при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, редактором которых в течение 25 лет, с 1879 г., был архиепископ Никон (Рождественский). «Троицкие листки» за 30 лет своего издания до 1917 года были изданы тиражом 136 млн. экземпляров.

Известны также Оптинские, Шамординские, Глинские и многие другие листки, в которых «церковно-общественные и научно-богословские вопросы отступают на второй план, а главное место занимают общедоступные религиозно- нравственные статьи для назидательного чтения» [12, с. XIII]. Паломники вспоминали, что часто получали монастырские листки как благословение от старцев, в этих небольших листках они находили ответы на свои духовные вопросы.

Святая Гора Афон издавна воспринималась православными как удел Божией Матери, как место, находящееся под особенным покровительством и небесным управлением Божией Матери. Значение Святого Афона для православной России хорошо выразил архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) в своем слове 1887 г.: «Афон есть высшее выражение христианского идеала... Афон есть обращение всех лучших задач жизни в наивысшую задачу непрестанной молитвы, непрестанного славословия Богу в высшей евангельской чистоте души и тела, сердца и помыслов, пожеланий и стремлений. Оттого весь Афон есть единый благолепнейший храм Единого Превысочайшего Бога. Афон от края до края Святой Горы есть непрестанная молитва, непрекращающееся славословие Богу, немолчное денноночное Богу благодарение. Оттого на Афоне более чем полусуточные, от заката до восхода солнечного, всенощные; оттого там непрерывные переходы от литургии к литургии, от малой к великой вечерне, от повечерия к вечернему правилу, от молитвы на сон грядущим к полунощнице и утрене утру глубоку. Оттого там неусыпаемое, несмолкающее чтение и пение Псалтири, акафистов, молебствий и всяческих молитвословий. Святой Афон есть теплица, есть питомник, есть рассадник подвижничества всякого рода даже до сего дня... да и всякий Афонец есть подвижник, подвижник вольною неволею. Всякий там не имеет своей воли, а подчинен воле старца, подчинен общему духу и уставу монашеского самоотречения. Всякий выстаивает большую часть суток на молитве и богослужении, а остальную часть проводит в трудах послушания. Всякий Афонец вкушает только то, что положено по уставу, и в таком количестве, в каком яства подаются в общих трапезах... Кроме того, общий Афонский дух поощряет не пресыщение, а, напротив, истощение тела скудостью питания. Всякий Афонец изнуряет и рановременно умерщвляет тело трудами всякого рода, частовременными бдениями, одним почти непрерывающимся стоянием... Афон сохранил в чистейшей неприкосновенности, в духе и букве, уставы и отшельничества, и пустынножительства, и общежительства, и особых родов подвижничества... Афон передал свои уставы и заветы, свой чин и дух святым обителям и нашего христолюбивого Отечества... Дух и чин, правила и уставы Афона проникли все церковное чинопоследование всех церквей Святой Православной Руси, как нерушимый завет святых отцов, как совершеннейший идеал...».

Паломничество на Святую Гору из России стало особенно интенсивным в XIX в. В 1873 г. в Москве была освящена небольшая Афонская часовня, в 1883 г. – построена новая большая часовня в самом центре Москвы, недалеко от несохранившихся Владимирских ворот Китай-города на Никольской улице. Православный народ смог поклоняться святыням, которые были привезены с Афона: святому кресту с частицей Животворящего Древа, частицы камня от Гроба Господня, частице мощей святого великомученика Пантелеимона и чудотворному образу Тихвинской Божией Матери.

Расширению связей с Афоном способствовала и широкая книгоиздательская деятельность Афонского Пантелеимонова монастыря, в которой принимал активное участие святитель Феофан. Большинство книг святителя были изданы в издательстве Русского Пантелеимонова монастыря. В «Афонских листках» печатались отрывки из сочинений и писем святителя Феофана. Подобные листки можно отнести к чтению на каждый день. Этот же жанр разрабатывал и святитель Феофан в своем труде «Мысли на каждый день».

«Афонские листки» издавались с 1881 г. Всего было издано более 400 номеров «Афонских листков». Каждый листок имел номер и тему. Листки были двух видов – по 4, 8 и 16 страниц. Издателем являлся Русский монастырь Св. вмч. Пантелеимона на Афоне. Заглавные колофоны могли быть нескольких типов: Благословение обители Ссв. Пантелеймона; Благословение Афонской обители св. великомученика Пантелеймона; За благословение Св. обители св. великомученика и целителя Пантелеймона; Афонский листок.

Листки издавались для бесплатной раздачи поклонникам в обителях – Пантелеимоновой на Афоне, Новоафонской на Кавказе и принадлежащих им подворьях. Некоторые из листков рассылались бесплатно в виде приложения к журналам «Душеполезное размышление» и «Душеполезный собеседник».

Журнал «Душеполезное размышление» был основан иеромонахом Арсением (Мининым), адресатом святителя Феофана, как издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря и выходил с 1878 по 1887 гг. Издание представляло собой небольшие тетрадки духовно-назидательного содержания. Эти тетрадки сначала рассылались исключительно благотворителям и выходили от 10 до 12 выпусков в год. После 1888 г. издание было преобразовано в ежемесячный журнал «Душеполезный собеседник», издававшийся в 1888–1918 гг. в Москве Афонским Пантелеимоновым монастырем.

Желающие принять участие в распространении «Афонских листков» или поучаствовать в благотворительном деле могли заказать определенный номер листка по каталогу для печати небольших тиражей. В начале XX в. листки в 4 страницы стоили 70 коп. за 100 листов (с пересылкой – 90 копеек). Листки в 8 страниц стоили 1 рубль 20 копеек, с пересылкой – 1 руб. 50 коп., в 16 страниц – 2 руб., с пересылкой – 2 руб. 50 коп.

Издатели отмечали, что указанные цены за пересылку действительны только на расстояние не далее 2000 верст (то есть все губернии, кроме Кавказа и Сибири), а далее необходимо было прибавлять на каждый – рубль, и за каждую 1000 верст – еще по 10 к.

Также издатели предлагали приобрести комплекты сборников по сто или пятьдесят листков, сброшюрованных подряд (например: №№ 1–50 или №№ 1–100). Например, подобный сборник из ста первых номеров, объемом в 700 страниц, стоил 1 руб. (с пересылкой – 1 руб. 30 коп., а из пятидесяти номеров – 50 коп. (с пересылкой – 70 коп.).

Распространением «Афонских листков» занималась Афонская часовня (на Никольской улице в Москве), где находился склад изданий Афонского Пантелеимонова монастыря. «Афонские листки» можно было также приобрести на складе отдела распространения духовно- нравственных книг в Высокопетровском монастыре и в книжном магазине А.Д. Ступина на Никольской улице в Москве; в Санкт-Петербурге – на Новоафонском подворье (на углу Забалканского проспекта и 2-й роты Измайловского полка), в Синодальной книжной лавке (в здании Св. Синода на Петровской площади), в книжном складе Санкт- Петербургского православного братства во имя Пресвятой Богородицы (в Александро-Невской Лавре), в книжном магазине И. Л. Тузова (ул. Садовая, Гостиный двор, № 45); в Одессе – на Афонском подворье.

В конце XIX в. был выпущен трехтомник, объединяющий все «Афонские листки», который был переиздан в 2007 г.

Публикации святителя Феофана

В настоящей статье была поставлена задача выявить и описать публикации святителя Феофана в «Афонских листках» по современному трехтомному изданию.

Всего было выявлено 35 публикаций святителя в 26 выпусках. В Библиографическом описании статей приводим:

• Заглавие публикации (выделено жирным шрифтом).

• Опубликовано – Библиографическое описание:

год издания, номер выпуска «Афонского листка», общее количество листов, а также библиографические данные современного переиздания: номер тома и страницы. Стоит обратить внимание, что из-за многочисленных переизданий не всегда оказалось возможным точно определить год первого издания.

• Библиографическое описание атрибутированного источника публикации. Публикации в журнале «Домашняя беседа» 1872–1873 гг. были составлены редактором и издателем журнала В. И. Аскоченским на основе других творений святителя, которые также определены и указаны в угловых скобках.

Видение дел человеческих (сказание из древних отечников. Заимствовано из соч. еп. Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 6. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 27–30.

Источник: Еп. Феофан. Видение старца // Домашняя беседа. 1873. Вып. 23. 9 июня. С. 554–557. <Из сборника: Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого в 1859 и 1860 годах. СПб., 1861. № XI–XV. Поучение о пути ко спасению. Поучение V. Б.д. С. 76–80>.

Из сочинений преосвященного Феофана. О необходимости поминовения умерших

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 16. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 69–70.

Источник: Неделя св. отец. Суббота. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. Изд. Афонского Русского Пантелеимонова мон-ря / Еп. Феофана. М.: тип. И. Ефимова, 1881. С. 166–167.

Как душу спасать? (из сочинений преосвященнейшего епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 21.8 стр. – Совр.:Т. 1. С. 99–101.

Источник: <Феофан, еп.> Как спастись? // Домашняя беседа. 1869. Вып. 33. 16 августа. С. 863–865.

Пустынножительство в мире

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 21. 8 стр. – Совр.: Т. 1. С. 101.

Источник: <Феофан, еп.> Пустынножительство в мире // Домашняя беседа. 1872. Вып. 11. 11 марта. С. 276. <Из сборни- ка: Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир: тип. губ. правл., 1869. No 135. Слово в неделю пятую Великого поста. 13 марта 1866. С. 672–673>.

Умная молитва – долг мирян. Письмо

Опубликовано: Афонский листок. 1883. Вып. № 21. – 8 стр. Совр.: Т. 1. С. 102–105.

Источник: Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни / Еп. Феофана. 2-е изд. Афонского Рус. Пантелеимонова монастыря. М.: типо-лит. И. Ефимова, 1892. Письмо No 66. С. 380–385.

Обязанности гражданские общественные (из сочинений преосвященнейшего епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 38. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 210–213.

Источник: Начертание христианского нравоучения / [Соч.] Еп. Феофана. Изд. Афон. Рус. Пантелеимонова монастыря. М.: типо-лит. И. Ефимова, 1891. Ч. 2. Обязанности гражданские общественные. С. 500–506.

Во дни говения (из поучений преосвященнейшего епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. 1885. Вып. № 50. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 284–287.

Источник: Слово в среду седмицы первой Великого поста. 8 марта 1861 г. // Слова к Тамбовской пастве / [Соч.] Преосвященного Феофана. М.: Тип. С. Орлова, 1867. С. 52–56.

Утешение в скорби (из сочинений преосвященнейшего епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. 1886. Вып. № 52. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 297–298.

Источник: Еп. Феофан. Утешение в скорби // Домашняя беседа. 1873. Вып. 33. 18 августа. С. 790–791. <Из сборника: Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир: тип. губ. правл., 1869. No 84. В неделю пред Воздвижением. 13 сентября 1864 г. С. 436–439>.

Радость христианина (Оттуда же)

Опубликовано: Афонский листок. 1886. Вып. № 52. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 299–300.

Источник: Еп. Феофан. Радость христианина // Домашняя беседа. 1873. Вып. 20. 19 мая. С. 478–479.

Кто наш и кто не наш (из сочинений преосвященнейшего епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. 1886. Вып. № 53. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 301–304.

Источник: Феофан, еп. Кто наш и кто не наш // Домашняя беседа. 1872. Вып. 34. 19 августа. С. 772–774. <Из сборника: Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого в 1859 и 1860 годах. СПб., 1861. No II. Слово при вступлении на паству Тамбовскую. 5 июля 1859 г. С. 9–13>.

Любовь – венец жизни христианской (из сочинений преосвященнейшего епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. 1886. Вып. № 58. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 324–326.

Источник: Феофан, еп. Любовь – венец жизни христианской // Домашняя беседа. 1872. Вып. 32. 5 августа. С. 740–742. <Из сборника: Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир: тип. губ. правл., 1869. No 16. В неделю 25-ю. 10 ноября 1863 г. С. 87–91>.

Как достигнуть любви? (оттуда же)

Опубликовано: Афонский листок. 1886. Вып. № 58. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 327.

Источник: <Феофан, еп.> В чем сущность христианства? // Домашняя беседа. 1869. Вып. 39. 27 сентября. С. 999–1000.

Значение храма Божия (из поучений преосвященнейшего епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 59. 4 стр. – Т. 1. С. 328–331.

Источник: На освящение храма (в селе Рыбном Моршанского уезда. 26 августа 1861 г. // Слова к Тамбовской пастве / [Соч.] Преосвященного Феофана. М.: Тип. С. Орлова, 1867. No 25. С. 117–121.

Путь к познанию истинной веры (из сочинений преосвященнейшего епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 64. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 361–364.

Источник: Феофан, еп. Путь к познанию истинной веры // Домашняя беседа. 1872. Вып. 45. 4 ноября. С. 964–967.

Предостережение от новых вероучений (из поучений преосвященнейшего епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 68. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 377–380.

Источник: Слова к Тамбовской пастве / [Соч.] Преосвященного Феофана. М.: Тип. С. Орлова, 1867. No 45. В 12-ю неделю по Пятидесятнице. 11 августа 1863 г. С. 203–210.

Трудись во спасение, но царствия себе не присваивай (из поучений преосвященнейшего епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. . Вып. № 73. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 401–404.

Источник: Слова к Тамбовской пастве / [Соч.] Преосвященного Феофана. М.: Тип. С. Орлова, 1867. No 17. В неделю пятую Великого поста. 9 апреля 1861 г. С. 81–86.

Милостыня – самая большая и ценная у Бога добродетель (из поучений преосвященнейшего епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 82. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 452–455.

Источник: Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир: тип. губ. правл., 1869. В неделю 18-ю по Пятидесятнице. 22 сентября 1865 г. С. 23–29.

Царство Христово и царство мира сего (из сочинений преосвященнейшего епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. 1888. Вып. № 108. 4 стр. – Совр.: Т. 2. С. 37–40.

Источник: Феофан, еп. Царство Христово и царство мира сего // Домашняя беседа. 1872. Вып. 51. 16 декабря. С. 1060–1063. <Из сборника: Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир: тип. губ. правл., 1869. No 36. На память св. благоверного, великого князя Георгия. 4 февраля 1864 г. С. 195–199>.

Страсти – ад для души (из поучений епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. 1888. Вып. № 109. 4 стр. – Совр.: Т. 2. С. 41–44.

Епископ Феофан. Адские мучения // Домашняя беседа. 1873. Вып. 41. 13 октября. С. 996–997. <Из сборника: Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир: тип. губ. правл., 1869. No 23. В неделю 29-ю. 8 декабря 1863 г. С. 120–124>.

Как стоять в храме Божием (из сочинений епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. 1888. Вып. № 111. 8 стр. – Совр.: Т. 2. С. 55–56.

Источник: Еп. Феофан. Как стоять в храме Божием // Домашняя беседа. 1873. Вып. 11. 17 марта. С. 258. <Из сборника: Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого в 1859 и 1860 годах. СПб., 1861. No VI. На освящение храма в Темниковском девичьем монастыре. 17 августа 1859 г. С. 34–35>.

Труд молитвенный (из сочинений святителя Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. 1888. Вып. № 117. 4 стр. – Совр.: Т. 2. С. 85–86.

Источник: Епископ Феофан. Труд молитвенный // Домашняя беседа. 1873. Вып. 50. 15 декабря. С. 1224–1225.

Новости для нового года (из сочинений епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 166. 4 стр. – Совр.: Т. 2. С. 363–365.

Источник: Епископ Феофан. Новости для Нового года // Домашняя беседа. 1874. Вып. 1. 5 января.С. 4–6.

Все Богу и ничего себе (оттуда же)

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 166. 4 стр. – Совр.: Т. 2. С. 365–367.

Источник: Епископ Феофан. Все Богу и ничего себе // Домашняя беседа. 1873. Вып. 43. 27 октября. С. 1052–1053. <Из сборника: Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир: тип. губ. правл., 1869. No 33. В неделю 30-ю. 19 января 1864 г. 179–181>.

Что внутри нас делается? (из сочинений преосвященнейшего епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. 1890. Вып. № 167. 4 стр. – Совр.: Т. 2. С. 368–371.

Источник: Феофан, еп. Самоиспытание (Послание ко всем православным христианам) // Домашняя беседа. 1872. Вып. 2. 8 января. С. 36–39. <Из сборника: Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого в 1859 и 1860 годах. СПб., 1861. No LIX. В неделю 29-ю по Пятидесятнице. 11 декабря 1860 г. С. 301–305>.

Памятование суда Божия (из сочинений преосвященнейшего епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 168. 4 стр. – Совр.: Т. 2. С. 372–373.

Источник: Еп. Феофан. Памятование суда Божия // Домашняя беседа. 1873. Вып. 29. 21 июля. С. 698–699. <Из сборника: Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого в 1859 и 1860 годах. СПб., 1861. No XVIII. В неделю мясопустную. 7 февраля 1860 г. С. 96–98>.

Умягчение сердца (оттуда же)

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 168. 4 стр. – Совр.: Т. 2. С. 373–375.

Источник: Еп. Феофан. Умягчение сердца // Домашняя беседа. 1873. Вып. 9. 3 марта. С. 210–212. <Из сборника: Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого в 1859 и 1860 годах. СПб., 1861. No XX. В среду первой недели поста. 17 февраля 1860 г. С. 108–111>.

Прощение обид (из сочинений преосвященнейшего епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 169. 4 стр. – Совр.: Т. 2. С. 376–377.

Источник: Епископ Феофан. Прощение обид // Домашняя беседа. 1873. Вып. 44. 3 ноября. С. 1076–1077. <Из сборника: Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир: тип. губ. правл., 1869. No 73. В 11-ю неделю. 24 августа 1864 г. С. 384–387>.

Несение креста своего (оттуда же)

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 169. 4 стр. – Совр.: Т. 2. С. 378–379.

Источник: Еп. Феофан. Несение креста своего // Домашняя беседа. 1873. Вып. 25. 23 июня. С. 606–607. <Из сборника: Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир: тип. губ. правл., 1869. No 3. В день воздвижения Честного и Животвотворящего Креста Господня. 14 сентября 1863 г. С. 13–14>.

Самолюбие (из сочинений преосвященнейшего епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. 1893(?). Вып. № 174. 8 стр. – Совр.: Т. 2. С. 405–408.

сточник: Письма о христианской жизни. СПб.: тип. Штаба военно-учебных заведений, 1860–1862. Вып. 1–4. Вып. I. Приложение. Поучение об исправлении сердца. С. 137–145.

Воззвание к себе самим (оттуда же)

Опубликовано: Афонский листок. 1893(?). Вып. № 174. 8 стр. – Совр: Т. 2. С. 408–410.

Источник: Феофан, еп. Воззвание к самим себе // Домашняя беседа. 1872. Вып. 49. 2 декабря. С. 1028–1030. <Из сборника: Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир: тип. губ. правл., 1869. No 32. В неделю по Просвещении. 12 января 1864 г. С. 172–175>.

Как совершается обращение к Господу?

Опубликовано: Афонский листок. 1893(?). Вып. № 174. 8 стр. – Совр.: Т. 2. С. 410–411.

Источник: Еп. Феофан. Самоисправление // Домашняя беседа. 1872. Вып. 3. 15 января. С. 64–65. <Из сборника: Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир: тип. губ. правл., 1869. № 32. В неделю по Просвещении. 12 января 1864. С. 175–176>.

Жизнь растения – подобие жизни духовной (из сочинений преосвященнейшего епископа Феофана)

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 180. 4 стр. – Совр.: Т. 2. С. 449–452.

Источник: Еп. Феофан. Жизнь растения – подобие жизни духовной // Домашняя беседа. 1873. Вып. 27. 7 июля. С. 658–661. <Из сборника: Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого в 1859 и 1860 годах. СПб., 1861. No XXV. 13 марта 1860 г. С. 130–134>.

Значение православной веры для отечества нашего (из творений святителя Феофана Затворника)

Опубликовано: Афонский листок. 1897. Вып. № 299. 4 стр. – Совр.: Т. 3. С. 620–623.

Источник: Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана. СПб., 1859. В день тезоименитства ее императорского высочества, великой княгини Ольги Николаевны. С. 187–193.

Мирская многозаботливость и житейские заботы (по письмам преосвящ. Феофана Затворника)

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 300. 4 стр. – Совр.: Т. 3. С. 628–631.

Источник: Душеполезное чтение.

Мысли об усопших (из писем епископа Феофана Затворника)

Опубликовано: Афонский листок. <Год–?>. Вып. № 307. 4 стр. – Совр.: Т. 3. С. 662–665.

Источник: Письма // Душеполезное чтение. 1894. Ч. III. Окт.; 1898. Ч. I. Февраль; 1897. Ч. II. Апрель, май; 1896. Ч. III. Октябрь; 1898. Ч. I. Февраль.

Таким образом, источниками для публикаций статей из творений святителя Феофана в «Афонских листках» стали:

– Статьи в журнале «Домашняя беседа»

• Оригинальные статьи – 6

Составленные на основе книги «Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана» (Владимир, 1869) – 10

• Составленные на основе книги «Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого в 1859 и 1860 годах» (СПб., 1861) – 7

– Письма святителя из журнала «Душеполезное чтение» – 2

– Отдельные сочинения святителя

• «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия» – 1

• «Начертание христианского нравоучения» – 1

• «Письма к различным лицам о разных предметах веры и жизни» – 1

• «Письма о христианской жизни» – 1

• «Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана» (Владимир, 1869) – 1

• «Слова к Тамбовской паствепреосвященного Феофана» (М., 1867) – 4

• Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана (СПб., 1859) – 1

Таким образом, многие статьи в «Афонских листках» являлись перепечаткой публикаций святителя из журнала «Домашняя беседа», в котором в 1869 г. начинают выходить небольшие статьи еп. Феофана, по определению редактора В. И. Аскоченского, «многодумные, духовно-созерцательные афоризмы, <...> непрерывный ряд размышлений, по-видимому, одиночных, но имеющих тесную связь между собой». Это были небольшие духовные эссе, раскрывающие духовно-нравственную тему, толкующие стих Св. Писания. Часто заглавие было в форме вопроса или тезиса. Лаконичные по форме, но емкие по содержанию, они знакомили читателей с основами православной веры, содержали догматические и экзегетические толкования. Как когда-то с силою и властию звучало слово еп. Феофана с церковной кафедры, так и ныне из Вышенской пустыни архипастырь беседовал со своими чадами посредством печатного слова. По словам В.И. Аскоченского, «если кто жаждет слова вразумления, у кого роятся более или менее тревожные мысли о своем спасении, тот пусть читает беседы преосвящ. Феофана, да не проповеди только, а все, все, что выходило и выходит из-под его пера. Это – отец, беседующий с своими детьми; это – слово мудрого с нами, высоко о себе мудрствующими людьми века сего».

В течение 1872–1873 гг. практически каждый номер «Домашней беседы» открывают небольшие тематические статьи из сочинений еп. Феофана, которые по форме сближаются с публикациями 1869 г. Составителем статей, опубликованных в 1872–1873 гг., стал редактор журнала В.И. Аскоченский, о чем свт. Феофан упоминал в письме к Н.В. Елагину [11]. Всего за этот период было опубликовано 99 статей. Как показало наше исследование, 55 отрывков было взято из проповедей к Владимирской пастве [9], 25 отрывков – из проповедей к Тамбовской пастве [10], 13 отрывков – из «Писем о христианской жизни» (вып. 1 и 2) [7], источник для 6 статей не был атрибутирован.

В журнале «Душеполезное чтение» также публиковались многие творения святителя, а после его кончины – большой массив писем и воспоминаний. Несколько материалов из этого журнала также было опубликовано в «Афонских листках».

Часть статей в «Афонских листках» представляли собой отрывки из проповедей и творений святителя Феофана.

Практически все выпуски «Афонских листков» были составлены полностью из творений святителя Феофана, кроме выпусков №№ 111, 113, 117, 299. В некоторых выпусках были опубликованы два отрывка из творений святителя – выпуски №№ 52, 58, 166, 168, 169; три отрывка – №№ 21, 174.

Высокий духовный авторитет святителя Феофана подчеркивается тем, что еще до революции, задолго до прославления, в выпуске No 117 «Афонских листков» Феофан Затворник был назван святителем.

Источники и литература

1. Андреев Г. Л. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801–1917. Библиографический указатель: В 3 т. New-York, 1998. Т. 1.

2. Афонские листки: В 3 т. М.: Подворье Русского на Афоне Св.-Пантелеимонова монастыря в Москве, 2007.

3. Библиографический отдел // Домашняя беседа. 1869. Вып. 52. 27 декабря.

4. Информация для читателя // Афонские листки. Сто листков: No 1–100. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1900. С. 10 (каталог).

5. Каширина В.В. Публикации святителя Феофана в журнале «Домашняя беседа» (в печати).

6. Каширина В.В. Публикации святителя Феофана Затворника в журнале «Душеполезное чтение» // Феофановские чтения. Вып. IV. Рязань, 2011.

7. Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. СПб.: тип. Штаба военно-учебных заведений, 1860–1862. Вып. 1–4.

8. Примечание редактора // Домашняя беседа. 1869. Вып. 20. 17 мая.

9. Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир: Тип. губ. правл., 1869.

10. Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого в 1859 и 1860 годах. СПб., 1861.

11. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Вып. I–VIII. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Вып. VII. С. 127. Письмо No 1134. От 14 февраля 1880 г.

12. Троицкий А. От редактора // Андреев Г. Л. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801–1917. Библиографический указатель: В 3 т. New-York, 1998. Т. 1.

13. Что такое Святой Афон для православной России: Поучение Высокопреосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского. Одесса, 1887.


Источник: Каширина В.В. Библиографическая роспись публикаций свт. Феофана Затворника в Афонских листках // Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2022. № 2 (14). С. 9-26.

Комментарии для сайта Cackle