Небесный покровитель Феофана Затворника

При монашеском постриге святитель Феофан получил имя в честь Феофана Сигрианского. В жизни святых, разделенных более чем на тысячелетие, есть немало общего…

Святитель Феофан принял монашеский постриг 15 марта 1841 года в Свято-Духовской церк-ви Киево-Братского монастыря в возрасте 26-ти лет и был наречен в честь Феофана Сигрианского.

Для каждого монаха день пострига – особенное событие, день второго рождения, когда человек заново рождается для жизни неземной – Небесной. Сердце всегда хранит это необыкновенное чувство радости и ощущения явного присутствия Божия. После произнесения монашеских обетов послушания, целомудрия и нестяжания постригаемому нарекается новое имя. Какое будет это новое имя, с которым человек будет рожден в новую жизнь, зависит от воли постригающего, постригаемый его не знает. В XIX веке новое имя старались избирать: или по святому дня, в который совершался постриг, или начинающееся с той же буквы, что и мирское имя постригаемого.

Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров) напутствовал молодых монахов: «Храните больше всего чистоту души и тела: это должно быть вашим главным отличием от прочих людей… Верьте, что доброго монаха Бог никогда не оставит: это невозможно, невозможно! Молитесь как можно чаще, всегда молитесь, если можно, имейте Господа Бога в сердце и на устах – и Он будет с вами всегда». Имя, которое в постриге получил Георгий Говоров, переводится с греческого как «Богом явленный». Впоследствии о своем святом святитель писал: «Феофан Сигрианский был дивный муж и в подвижничестве, и в страдальчестве от иконоборцев. – И ученый был, и царского рода. – Его молитвами спаси меня Господи!» Господь наделил двух святых, Феофана Сигрианского и Феофана Затворника – равными дарами: как церковных писателей, стойких борцов с ересями и лжеучениями, как любителей молитвы Господней. Феофан Сигрианский – автор грандиозного по своему объему и значению труда «Хронографии» («Жизнеописания византийских императоров») – с 284 по 813 годы. Именно в день памяти своего небесного покровителя – Феофана Сигрианского в 1866 году, отслужив Божественную литургию, святитель подал прошение об увольнение на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни. Многие тогда не поняли решения Владыки, но его душа стремилась к уединенному образу жизни. И здесь мы снова вспоминаем житие Феофана Сигрианского и его затворнический подвиг на острове Калоним, где он занимался переписыванием книг.

В первые годы после пострига у святителя Феофана появилась необычная тройственная икона, на которой были изображены Феофан Сигрианский – его покровитель в монашестве,

Георгий – покровитель в мирской жизни, Ангел-хранитель, а в облаках благословляющий Отрок-Спаситель. При своих беско-нечных переездах святитель кому-то подарил образ, и, находясь в затворе, просил прислать ему новую икону святого.

После кончины святителя в его кельях была найдена икона Спасителя, преподобных Симеона Нового Богослова и Феофана Сигрианского – на одной доске, размером 6x5 вершков (т.е. 26,7х22,2 см)

В Казанском соборе Вышенского монастыря сохранилась фреска Феофана Сигрианского, которая расположена около иконостаса в южной стороне храма. Казанский собор расписывали в 1875 году, святитель из своего затвора следил за тем, как идут работы, по окончании которых он писал: «Церковь холодную как раскрасили и поновили… Прелесть как хороша!»

По неизреченному Промыслу Божиему мощи святителя Феофана покоятся в Казанском соборе недалеко от фрески Феофана Сигрианского. Тот святой, в честь которого был наречен святитель Феофан и которому горячо молился в течение всей жизни, невидимо и сейчас рядом с ним.

Комментарии для сайта Cackle