Слово в неделю по Рождестве Христове (первое)

Источник

«Отшедшим волхвом, Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав поими отроча и матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дóндеже реку ти: хощет бо Ирод искати отрочате, да погубит е» (Мф.2:13).

Когда Бог Господь производил в раю первый суд над первыми преступниками и искусителем их, то в утешение первых и в наказание последнему сказал: «Я положу вражду между семенем твоим и семенем жены» (Быт.3:15), которое сотрет твою главу; а «ты будеши блюсти», наблюдать, искать случая, как бы уязвить «его пяту». Сокрушение главы змия означало то, что обетованное семя жены, т.е. рожденный от Девы Иисус Христос, за грехи всего человеческого рода Своими бесценными заслугами, божественными страданиями и смертью принесет совершеннейшее удовлетворение правосудию Божию, и таким оброзом сокрушит царство диавола. Уязвление змием пяты Спасителя означало, что и диавол всеми силами своими будет противоборствовать сокрушителю главы своей, воздвигая на Него и на царство Его разные гонения, употребляя своими орудиями ослепленных умом, и ожесточенных сердцем сынов погибели. Едва только родился Спаситель, как вся темная область искусителя возмутилась. Едва услышали вожделенный глас: «где есть рождейся царь Иудейский?... смутися Ирод и весь Иерусалим с ним» (Мф.2:2–3). Небожители воспевают мир на земли, а узники ада открывают на ней новую, неслыханную войну; нападают на слабых и безоружных, поражают младенцев. Цель адского воеводы была направить первый удар на Вождя: «поражу Пастыря, – мечтал он, – и расточатся овцы стада» (Зах.13:7). Но юные агнцы не выдали своего Пастыря, и положили за Него свои души. Нужно ли было уклоняться от сего сражения и самому Пастырю с тем пришедшему в мир, дабы положить душу Свою за овцы? Очень нужно: ибо Он был не только жертва, но и Жрец, и потому хотел сам положить душу Свою; но не хотел, чтобы у Него отняли ее. Кроме сего Он был еще Царь и Пророк. И следственно Ему надлежало прежде, яко Пророку, просветить весь мир светом истины, и яко Царю, приобресть подданных, собрать верное воинство; потом уже выйти на царство с адским Голиафом, и убить его собственным его же оружием; смертью умертвить имущего державу смерти. И потому, первому Христову воинству, – мученикам младенцам отворены врата царствия небесного; а Вождю их младенцу Иисусу предоставлено на земли открыть и устроить царствие Божие. Вот для чего промысл Отца небесного отводил Его от кровавой брани, и спасал бегством во Египет!

О сем бегстве Христа младенца в Египет будет наше слово?

Когда первосвященники и ученые люди из всего народа Иудейского, вопрошаемые от Ирода царя о месте, где должен родиться Христос, изъясняли ему пророчество Михея, что Христос должен родиться в Вифлееме Иудейском, и при сем изъяснении не могли не сказать, что Он должен быть старейшина, вождь, князь или царь; тогда или Ирод принял сие пророчество в смысле очень простом и обыкновенном, или первосвященники и книжники, помешавшиеся, так сказать, на своих чувственных и плотских о Мессии понятиях, подали такую мысль Ироду, что Иисус Христос примет земное и мирское царство; к тому же и пришедшие во Иерусалим волхвы привели в смущение Ирода сим вопросом о Христе: «где есть рождейся Царь Иудейский?» (Мф.2:2). И потому Ирод, обличаемый совестью, что достигнул царства неправыми путями, и желая упрочить за собой и за своим потомством престол Давидов, помышляет истребить рождшегося Царя Иудейского, как опасного для себя совместника. И поскольку он был и без того жесточайший своего народа мучитель, жаждущий крови человеческой: то предпринимает намерение избить в Вифлееме и во всех окрестностях его всех детей мужеского пола, от двух лет и ниже. Когда сие жестокое и бесчеловечное намерение таилось еще в душе Ирода: Бог чрез Ангела Своего открывает оное во сне Иосифу, обручнику Пресвятые Девы, и повелевает ему взять младенца Иисуса и Матерь Его и бежать во Египет.

Без сомнения, праведного старца много беспокоила и опасность самого бегства, и способ освобождения из страны иноплеменной, и время возвращения на свою родину: но Ангел Господень предварительно разрешает всякое сомнение его, говоря именем Божиим: «буди тамо, дóндеже реку ти». Из сих слов Ангела праведный муж мог быть уверен в безопасности Божественного младенца, как на пути в Египет, так и на обратном; и потому со всякой поспешностью исполняет повеление Ангела, и взявши с собой младенца Иисуса и Матерь Его, в ближайшую нощь отправился в Египет.

Да не покажется удивительным, что Сын Девы Марии и вкупе Сын Божий, истинный Бог бежит в Египет от козней Ирода, когда Он одним словом и манием Своим мог разрушить все таковые козни, – и самого Ирода и всех врагов Своих низвергнуть во глубины ада. Это было по словам Евангелиста на тот конец: «да сбудется реченное от Господа Пророком глаголющим: от Египта воззвах Сына Моего» (Мф.2:15; Ос.11:1) Сие изречение Пророка Осии хотя в смысле буквальном сказано о народе Израильском: однако по всей истине Евангелист в сем месте прилагает оное к Иисусу Христу; поскольку рабство народа Израильского в Египте было прообразованием бегства Иисусова в Египет. Следственно все сказанное Пророком о народе Израильском в Египте, Евангелист справедливо относит к Иисусу Христу. Притом Бог не иначе, как только во Христе, и для Христа, единородного Сына Своего, избрал из всех и возлюбил особенно народ Израильский; оказал ему столь многие и великие благодеяния, из которых главнейшее и славнейшее есть избавление из Египта; и потому все то, что в народе Израильском, яко в членах ветхозаветной Церкви Христовой, предшествовало, справедливо относится ко Христу, яко главе.

Повествование о бегстве Иисуса Христа в Египет предлагает нам многие назидательные, и потому достойные внимания нашего предметы.

Во-первых: особенное попечение Божие о судьбе Церкви. Еще замышляемое Иродом злодейское намерение об убиении Иисуса родителям Его было неизвестно: а Бог уже посылает Ангела Своего открыть оное во сне Иосифу. Подобно сему и прочим людям благочестивым, чадам святые Церкви, Бог открывает злые умышления врагов их, и не только открывает, – но и низлагает пагубные советы их, и отвращает грозящую благочестивым опасность.

Сие попечение Его о верующих совершается а) премудрым распоряжением; так здесь премудрость Божия посмевается Ироду, покушавшемуся на жизнь младенца Иисуса, спасая Его бегством в Египет. Так и всегда Бог «расточает советы лукавых, да не сотворят руце их истины» (Иов.5:12), т.е. да не приведут в исполнение того, что замышляет злое сердце их; Он «уловляет премудрых в мудрости их, совет же лукавых разоряет» (Иов.5:13); употребляет в сем деле многоразличные средства и образы: или 1) поражает врагов слепотою, «да видяще не видят» (Лк.8:10), чему достопримечательный пример читаем мы в четвертой книге Царств: «И помолися Елисей ко Господу, и рече: порази убо язык сей невидением, и порази их невидением по глаголу Елисееву» (4Цар.6:18). Или 2) силой благодати до того изменяет сердца их, что они обращаются к Богу, и прелагают вражду свою в искреннюю любовь к тем, коих преследовали прежде всего яростью своей, чему ясный пример видим в Навуходоносоре царе Вавилонском (Дан.4:15). Или 3) полагает такие препятствия, что они приступив уже к исполнению своих намерений, не достигают конца, и возвращаются вспять. Так Саул, преследовавший кроткого Давида, уже настиг его, и имея при себе, яко царь, большую силу, готов был поразить его, как вдруг неожиданный случай удерживает его руку. Открылась необходимость не нападать, а защищаться: «прииде вестник к Саулу, глаголя: потщися и иди, яко нападоша иноплеменницы на землю твою» (1Цар.23:27).

б) Попечение Божие о верующих совершается и чрез Божественное Его всемогущество, коим низлагает и сокрушает гонителей Церкви Своей. Так Фараона погрузил в Чермном море; – стотысячное воинство Сеннахерима в одну ночь истребил чрез Ангела.

Итак, находясь во искушениях да не унываем, да не оставляем благочестия и твердого упования на Господа сил: ибо «весть Господь благочестивыя от напасти избавляти» (2Пет.2:9).

Во-вторых: бегство Иисуса Христа в Египет научает нас безусловной покорности воле Отца небесного. Когда Господь Бог повелевает нам бежать в Египет; мы со всей готовностью и поспешностью должны Ему повиноваться. Под именем Египта разумеются все внешние бедствия и внутренние искушения. Ибо как народу Израильскому хотя и даны были славные обетования о наследовании земли Ханаанской: однако надлежало ему претерпеть искушения, очиститься терпением в жестоком рабстве Фараону: так и новому Израилю, чадам новозаветной Церкви, хотя даны славные обетования о наследии царства небесного, прообразованного землей обетованной; при всем том они вызываются в Египет, т.е. подвергаются и внешним гонениям и внутренним страданиям. Но как Бог сказал некогда Иакову: «не убойся изыти во Египет... и Аз сниду с тобою, и Аз возведу тя до конца» (Быт.46:3–4); то из сего видно, что Он никогда нигде не оставляет верующего, Сам сходит с ним в Египет, и Сам изводит его оттуда: «с ним есмь в скорби, и изму его» (Пс.90:15). И как Ангел сказал Иосифу, обручнику Марии: «буди тамо, дóндеже реку ти», так и нам под крестом надлежит ожидать с терпением, доколе Господу благоугодно будет избавить нас от него. Итак, во всех напастях и искушениях с нашей стороны потребна безусловная преданность воле Божией.

В-третьих: бегство Иисуса Христа в Египает открывает нам состояние истощания Его, которое хотя по мнению ограниченного, плотского разума, недостойно Сына Божия; однако для нашего спасения было необходимо; к сему бегству Иисус Христос имел весьма важные причины: надлежало исполниться пророчеству Осии: «от Египта воззвах Сына Моего» (Ос.11:1). Иисусу Христу сим бегством благоугодно было показать, что Он находится в состоянии истощания, с которым несовместно употреблять открыто Свое всемогущество на поражение и истребление Ирода. Бегство Иисуса в Египет есть причина возвращения нашего в рай. Смирение Христово составляет врачевство противу гордости нашей; – унижение Его есть наше вознесение во славу. Бегство Иисуса Христа прообразовало то, что различными гонениями отверженный от Иудеев, Он обратится с проповедью Евангелия, и со всем царством благодати Своей к нам, – бывшим язычникам. Вот приятное утешение для всех странников сего мира! для чего нам желать участи лучшей, нежели какую имел Иисус Христос? «Несмь аз лучший отец моих» (3Цар.19:4), говорил Пророк Божий Илия, гонимый Иезавелью. Кольми паче всякий христианин, гонимый миром должен говорить в страданиях своих: несмь аз лучший Христа моего. Толико святейший пример рождшегося для спасения нашего, и уже в первые дни Своей жизни первыми страданиями Своими начавшего совершать спасение наше, да утешит, ободрит, укрепит и совершит нас на едином верном пути к нашему спасению, на пути креста. Аминь.

Произнесено в Донском монастыре Декабря 27, 1842 года.


Источник: Продолжение поучительных слов на воскресные дни, от недели пред Воздвижением до недели по Рождестве Христове включительно, говоренных Архимандритом Феофаном. Части четвертой, том первый. — М.: В Типографии В. Готье, 1849. — С. 238-246.

Комментарии для сайта Cackle