Слово к братии преподобного Феодосия Печерского в Цветную неделю 13 апреля 1074 года
Содержание
1. Замечания общего характера 2. К вопросу атрибуции текста Приложение Библейские фрагменты, содержащиеся в поучении
1. Замечания общего характера
История открытия и хронология публикаций группы поучений преп. Феодосия Печерского достаточно подробно описаны И. П. Ереминым в его издании текстов великого киево-печерского подвижника.1 В то же время за пределами этого обзора осталось мнение ряда исследователей о том, что в соответствующих рукописных сборниках могут присутствовать и другие поучения преп. Феодосия.2 Необходимость проверить эту информацию и побудила нас пройти по стопам предшественников – сперва еще раз изучить охватывающие период церковных чтений от Недели мытаря и фарисея до Лазаревой субботы рукописные сборники № 224(50), 225(48), 226(47), 227(49) собрания Киево-Печерской лавры, хранящиеся сегодня в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского, а затем и триодный Румянцевский сборник № 406,3 в котором и были обнаружены в свое время А. X. Востоковым поучения преп. Феодосия. В ходе этого изучения выяснилось, что группа гомилий второго киево-печерского игумена, находящаяся в этих сборниках в качестве чтений со вторника по пятницу третьей седмицы Великого поста, состоит не из семи, как считалось ранее, а из восьми поучений.
Специфика этой группы (стилистическое единство поучений и одновременная их тематическая разноплановость производят впечатление своеобразного цикла) как бы определяет ее капсулированность среди других чтений. Это позволило В. А. Чаговцу предположить, что поучения могли быть извлечены из гипотетического «Великопостного Златоуста», составленного преп. Феодосием для чтения на монастырских богослужениях во время его пребывания в пещерном затворе.4 Схожую мысль высказал и Н. К. Никольский, отметивший, что составители в данном случае, «очевидно, только выбирали из одной более обширной группы поучений те, которые казались пригодными для целей церковного чтения в 3 неделю поста».5
Что же касается возможности наличия в этих сборниках других учительных слов преп. Феодосия, скрытых под чужими именами или анонимных, то пока здесь можно лишь отметить следующее. Два текста Румянцевского сборника № 406, привлекшие внимание А. X. Востокова своей схожестью с изложенным в «Повести временных лет» предпостным поучением преп. Феодосия, в действительности ему не принадлежат. Первый из них, читавшийся во вторник первой седмицы поста (л. 40–42 об.; нач.: «В законе повеле Бог сыном иисраилевым, да кождо от себе Богу десятину давали...»), достаточно быстро был идентифицирован как поучение аввы Дорофея.6 Текст второй «В неделю 2 поста слово душеполезно» (л. 91–93; нач.: «Придите, друзи и братье, возлюбленное стадо Христово, да мало и еще нечто изреку») сегодня атрибутируется св. Клименту Охридскому.7
С другой стороны, одно из поучений пятницы первой седмицы поста (л. 60 об.–64; нач.: «Братье, ныне приспе время добраго исповедания»), давно уже относимое к древнерусским сочинениям начальной у нас поры христианства,8 имеет фрагмент о постах в среду и пятницу и о случаях их отмены, совпадающий по содержанию с соответствующим фрагментом первой эпистолии преп. Феодосия к великому князю Изяславу Ярославичу.9 Но это наставление, обращенное к мирянам, стилистически отличается от известных поучений преп. Феодосия, и поэтому объективных данных для установления тут его авторства пока недостаточно.
2. К вопросу атрибуции текста
Во всех вышеперечисленных рукописных сборниках интересующее нас поучение, являясь первым чтением вторника третьей седмицы Великого поста, располагается непосредственно перед теми семью поучениями, которые сегодня признаются принадлежащими преп. Феодосию. В Румянцевском сборнике № 406 и киево-печерском сборнике № 224(50) текст приписан преп. Феодору Студиту, а в трех других киево-печерских сборниках анонимен.
Формально необходимая в такой ситуации проверка показала, что в собрании сочинений преп. Феодора Студита10 этого текста нет.
В качестве доказательств атрибуции считаем нужным отметить следующие моменты.
1. В тексте поучения присутствует характерное для преп. Феодосия обращение к братии: «Любимицы мои». Оно уже использовалось И. П. Ереминым как существенный идентифицирующий признак соответствующего авторства.11
2. В тексте поучения присутствует парафраз на стихи 2–7 главы 33 Книги пророка Иезекииля (нач.: «Сыне человечьскь, стражда дах тя дому Исраиле-ву... »), которым начинается и уже известное «Слово о хождении к церкви и о молитве».12 Также есть здесь обширная цитата из Псалма 49 (стихи 16–18 и 20–22; нач.: «Грешнику же рече Бог...»), содержащаяся и в поучении «О тръпении и о смирении».13
3.
С.
Один из фрагментов поучения был использован Нестором-агиографом при создании им «Жития» преподобного Феодосия. Покажем, как это было сделано. Говоря братии о необходимости подражать вере и пути отцов-подвижников, автор поучения отмечает, что сам он «ныне яко от сна своея совести въсклонився, въспомянух предания их и житиа и учительства, понеже потщалися есмы подражатели им быти и божественый онъ образъ их на себе носим. Да не будемъ, любимици мои, образници токмо, но и здетелници, и подражатели, и ревнители».14 А вот что пишет Нестор-агиограф, обращаясь к своим читателям: «Темь же и мы, братие, потъщимъ ся рьвьнителе быти и подражателе житию преподобьнааго Феодосия и ученикомъ его...».15 Такая прозрачная реминисценция свидетельствует о том, что это поучение преподобного Феодосия было хорошо известно тогдашней киево-печерской братии.
3. О дне и дате произнесения поучения
Трудность определения того, по какому поводу было сказано то или иное из включенных в цикл поучений, констатировалась еще В. А. Чаговцом16 и связана с тем, что в этих текстах отсутствуют прямые упоминания событий, отмечавшихся Церковью в соответствующие дни. Причина такого отсутствия – достаточно необычного для традиционной церковной проповеди – была обусловлена, на наш взгляд, следующими обстоятельствами. Согласно Уставу патриарха Алексия Студита (большинство исследователей полагают, что именно этот вариант Студийского устава был введен преподобным Феодосием в киево-печерской обители)17 частью ежедневного монастырского богослужения было чтение посвященных событию дня поучений преп. Феодора Студита, других отцов Церкви, житий святых. Например, в нашем конкретном случае на Цветной неделе читалось Слово св. Андрея Критского.18 Именно эти чтения и выполняли основную богословско-огласительную функцию. Видимо, поэтому преподобный Феодосий в своих игуменских наставлениях, завершавших заутреню, литургию или вечерню, уже не говорил напрямую о теме дня, но касался ее опосредованным образом – поучал братию, используя или цитаты из читавшихся в этот день на службе текстов Священного Писания, или соответствующие реминисценции. Таким образом, реальные дни произнесения поучений, вошедших в цикл, можно определить только по косвенным признакам – прежде всего путем соотнесения их содержания и сопутствующих цитат из Евангелия и Апостола с годичным порядком богослужебных чтений Церкви.
В нашем случае уже из первых слов поучения очевидны два обстоятельства. Связанность этого тона с конкретным событием – окончанием поста, поскольку преп. Феодосий благодарит братию за то, что все его наставления, сказанные «в начале святаго пощения сего», были исполнены. Обстоятельства эти заставляют предположить, что в данном случае перед нами либо пасхальное поучение, либо сказанная по случаю окончания поста Четыредесятницы проповедь, которая могла быть приурочена к Цветной неделе. (Вот, кстати говоря, как начинается «Слово в неделю Ваий» у преп. Феодора Студита: «Отцы мои, братия и чада! Наступил радостный день, ибо постное время уже кончилось, и благословенны вы от Господа, что перенесли изнурение и зной воздержания, напряженное бдение, усиленное псалмопение, тяжкие труды для наших нужд...»).19
И если попытка найти в тексте поучения какие-то соответствия (ссылки на отмечаемые праздники, сопутствующие цитаты или реминисценции) с днем Пасхи результата не дает, то во втором случае эти соответствия как раз очевидны.
Поучение начинается с реминисценции на тот фрагмент из Послания к филиппийцам апостола Павла (глава 4, стих 4: «Радуйтеся всегда о Господе; и паки реку, радуйтеся»), который в течение церковного года читается только однажды – на литургию в Цветную неделю.20 При этом само содержание реминисценции («И паки реку: радуйтеся, апостольскую речь исполнея!»)21 фактически свидетельствует о том, что эта апостольская речь незадолго до проповеди звучала на службе.
Характерна в этом смысле и первая цитата в поучении («Рече бо апостол: Братиа, поминайте наставникы ваша...»). Этот фрагмент (стих 7 главы 13 Послания к евреям апостола Павла) является частью богослужебного чтения, которое звучит накануне Цветной недели – в Лазареву субботу.22 И преподобный Феодосий, как бы опираясь на эту цитату, отмечает, что после таких слов апостола сам «ныне, яко от сна своея съвести въсклонився».
Все это, а также летописный рассказ Повести временных лет о возвращении Преподобного из пещерного затвора в 1074 г. (« ...а во ины дни пребываше в посте и в молитвах, вздержася крепко и приходяше в манастырь в пятокъ на канунъ Лазаревъ. Ве сь бо день кончается постъ 40 днии <...>. Феодосьеви же пришедшю по обычаю, братию целовавъ и празднова с ними неделю Цветную»)23 позволяет, на наш взгляд, вполне однозначно определить в качестве дня произнесения поучения Цветную неделю, или Вербное воскресенье.
Что же касается точной даты, то она была определена на основе следующих соображений.
Поучение «О тръпении и о смирении» | Слово в Цветную неделю |
«...Понеже вам глаголю, сам не створя, и на мне днесь сбысться реченое от пророка: | «... Аз же глаголю и ныне к вашей любви: ничтоже обретаю в собе пастырьскаго чину. Глаголю бо, а не сътворю, о мне бо слышю реченаа Давыдом: |
«Грешнику же рече Богъ: Въскую ты поведаеши заветъ Мой усты твоими? Ты же наказание възненавиде и низъврьже словеса Моа въспят. Аще видяше тате, течаше с нимь, и с блудники участие свое полагаше, и на брать свой клеветаша, и на сына матере своея полагаше съблазн. Сие створилъ есси и умолчах. Да не буду подобен тебе – обличи) тя и поставлю пред лицемъ твоимъ грехы твоя. Да разумеють вси забывающей Бога, – егда къгда похитить и не будеть избавляющаго«».24 | «Грешнику же рече Богъ: «Въскую ты поведаеши оправданна Моя и дръзнулъ еси въсприати завет Мой усты твоими25 и возненавиде26 наказание, и низврьже словеса Моя въспять? Аще видиши татя, идяше с нимь, и с прелюбодеи участие свое полагаше»». И пакы: «Седяй на брата своего клеветаше и на сын матере своея полагаше съблазн. Сиа сътворилъ еси и умлъчах. Да не буду тебе подобен, но обличю тя и поставлю пред лицемъ твоим грехы твоя. Да разумети начнуть вси забывающей Бога, – егда къгда похитить, а избавляющаго не будеть»».27 |
Цитаты несколько отличаются друг от друга и от соответствующего канонического текста28 вследствие того, что Преподобный, как правило, их не выписывал, но приводил по памяти или в виде реминисценций.29
Сравнение подлежащих цитированию фраз свидетельствует о том, что хронологически более ранним является поучение «О тръпении и о смирении», а в «Слове в Цветную неделю» игумен возвратился («Аз же глаголю и ныне...») к тому, что его крайне беспокоило.
Соотнесение же этого двукратного цитирования фрагментов Псалма 49 с «Житием» Преподобного позволяет вполне однозначно прояснить причины такого жесткого игуменского самообличения.
Как известно, весной 1073 г. великий князь Изяслав Ярославич – покровитель Печерского монастыря, частый гость и собеседник преподобного Феодосия – был изгнан из Киева своими братьями Святославом и Всеволодом. Великокняжеский стол занял Святослав, а Преподобный начал его, нарушившего отцовскую заповедь, активно обличать как эпистолиями, так и через людей устным образом. Бояре Святослава приезжали в монастырь и передавали Феодосию гнев князя: «На заточение хощет тя послати», но Преподобный им отвечал, что уже готов «или на заточение, или на смерть». К просьбам бояр оставить их князя в покое присоединились и мольбы братии, которая «в велицей печали быша и моляху блаженаго остатися и не обличати его». Согласно «Житию», уступая этим просьбам и видя, что обличения на Святослава не действуют, игумен решил с ним встретиться. Князь прибыл в монастырь и в ответ на увещевания со стороны Преподобного стал во всем обвинять Изяслава: «... .многу вину износящю на брата своего и того ради не хотящю тому съ темь мира сътворити».30
Постепенно отношения игумена с новым властителем Киева приняли вид определенного компромисса: в монастырской великой ектении первым поминался изгнанник Изяслав, а за ним уже Святослав; он тоже стал частым гостем Феодосия и подарил монастырю землю под строительство каменного Успенского собора; Преподобный, посещавший князя с ответными визитами, напоминал тому о страхе Божием и любви к брату Так эти события последнего года жизни Феодосия описаны Нестором-агиографом.
Соотнесение этих обстоятельств с цитированными игуменом фрагментами 49-го псалма проясняет, по нашему мнению, и то, какого «татя», который «на брата своего клеветаше и на сын матере своея полагаше съблазн», он имеет в виду, и то, в чем укоряет лично себя.
Исходя из этого и определяется нами точная дата открытого поучения, сказанного за неделю до Пасхи,31 т. е. 13 апреля 1074 г.
Приложение
По своей структуре настоящее издание соответствует изданию четырех поучений преп. Феодосия И. П. Ереминым. Основным при этом является текст древнейшего списка: РГБ, собр. Румянцева (ф. 256), № 406, сборник XV в., в лист, л. 97–99 об.
Разночтения приведены по четырем сборникам собрания Киево-Печерской лавры Института рукописей НБУ:
№ 224(50), сборник серед. XVII в., в лист, л. 44 об. –46 (А),
№ 225(48), сборник нач. XVIII в., в лист, л. 59–60 об. (Б),
№ 226(47), сборник пер. пол. XVIII в., в лист, л. 58 об. –60 (В),
№ 227(49), сборник нач. XVIII в., в лист, л. 30 об. –31 об. (Г).
Текст передается средствами гражданской графики согласно рекомендованным в ТОДРЛ упрощениям древней орфографии, «ъ» сохраняется во всех случаях.
С учетом особенности киевских списков («ценность их в том, что они в ряде случаев исправляют текст далеко не безупречный»)32 положенный в основу издания список публикуется в исправленном виде: все исправления и дополнения вносятся в текст с соответствующей оговоркой в примечаниях к тексту и набираются курсивом; разночтения из других рукописей к тексту, положенному в основу издания, приводятся все; цитаты из Священного Писания выделяются кавычками и отмечаются знаком *, последовательный их перечень дается в особом приложении.
<Слово к братии преподобного Феодосия Печерского в Цветную неделю 13 апреля 1074 года> 3334
Радуйтеся о Господе присно, възлюблении35 съврьстници36 моего учителства37 – и друзии38, и39 братия, и отци40! И пакы41 реку: радуйтеся, апостольскую42 речь исполнея43! *В44 днешнии45 бо день ваша любы и потщание мою радость въ46 собе47 скончала48! Понеже не отринусте от своих49 сердець50, ни под ногама положисте51 на попрание худаго человека и умаленаго52 раба вашего53 словесъ и елико // бо54 изглаголахъ в начало святаго пощениа55 сего к56 вашей57 любви58, да <л. 97 об.> бысте прибегли, акы59 въ60 пристанище, къ61 отишию онех62 святыих63 мужь64, иже пред нами трудишася и65 трудившеся66, на покоище67 вечное отець68 наших69 доидоша. И нас сирых70 не оставиша*71и без надежных72 своих73 трудов74, и потовъ, и благаго75 76 исповеданиа77, и ревности, но78 в них же сами трудившеся79, почили суть, тажде80 и нам81 оставили82 суть83, якоже Илиа84 Елисееви85 милоть.* Рече бо апостолъ: «Братиа86, поминайте87 наставникы88 ваша, иже глаголаша вамъ89 слово Божие: ихже90 взирающе91 окончаниа92 житию93, подражайте94 веру95 ихъ96». *Тем же и азъ, грубыи97 и всякаго добра облихованыи98, и99 всякоа100 злобы путь гнавъ, ныне101, яко от сна своея съвести102 въсклонився103, въспомянух104 преданна105 их106 и жития и учительства107, понеже потщалися есмы подражатели108 им109 быти и божественый110 о//нъ образъ их111 на собе носим112. Да не будемъ, <л. 98> любимици мои, образници113 токмо, но и здетелници114, и115 подражатели, и116 ревнители деломъ ихъ благимъ117118 Лица бо человечьска119 Бог не хощеть120 без дела блага121122 Да о123 нем же вам124 въспомянух125 тъгда126 и127 ныне такожде глаголю. Длъженъ128 бо есмь и беспрестани129 глаголати вамъ130 и воспоминати, понеже душа131 ваша132 на ся приахъ133. Такожде134 Богъ глаголеть пророкомъ135 о нас136: «Сыне человечьскь137, стражда138 дахъ139 тя дому Исраилеву; да аще видиши140 оружие грядуще141а не възвестиши142, – кровь143 их от твоея144 рукы145 стяжу;146аще ли възвестиши147148, а149 они не послушають150, – сами въ151 своей152 крови умрять153».* И пакы154 апостолъ глаголеть155: «Утешайте печалныа156, подемлете157 немощныа158»,* и пакы159160: «Запрети, помолися161, всади и не скорени162 въ163 время и безъ164 времене».* И165 Христос166 глаголеть167: «Кто есть добрый168 и мудрый169 рабъ, его же поставить170 господинъ171 над // рабы своими172, дата имъ въвремя173 пищу их174? И отиде на страну далече, и175 блаженъ рабъ той176, его же, пришедъ господинъ177, обрящеть178 повеленнаа179 имъ180 творяще181. Аминь глаголю вамъ, яко надо182 всемъ имениемъ183 своимъ поставили184185 и́186187. Аще ли речеть188 злыи189 той190 рабъ191 в собе192: медлеть193 господинъ194 мои195, и начнеть196 бита клевреты197 своя, а самъ ясти и пита съ198 пианицами199, – придет200 же господин201 его, егда не чаеть202, и203 что сътворить204205 рабу тому? Весте, яко прътешити206207 и́ и часть его съ208 лицемеры209 положити210211».* И пакы212 Исаиею213 пророкомь214 глаголеть215 Господь216: «Утешайте люди Моя217, утешайте»,* и пакы218: «Възопий219220 съ221 крепостию222 и възнеси223, аки трубу224, глас225 свои226».* И пакы227 Павелъ, егда хотяше228 от Ефеса изыти229, и, съзвавъ230 попы церковныа231, учаше я232 глаголя: «Внимайте себе и233 всей234 пастве вашей235, в ней236 же когождо237 васъ постави Духъ Святыи238 блюсти239 Церковь240 Божию, юже искупи Христос241 своею кровию».* // И242 разумейте, возлюблении243, кацемь244 длъжномъ245 быта пекущимся246 о словесных247 овцах, и пакы248 казни на ня249 належать250,
о иже251 небрещи252 имуть253 о своемъ254 стаде. Азъ255 же глаголю и ныне к256 вашей257 любви258: ничтоже обретаю в собе259 пастырьскаго260 чину! Глаголю бо, а не сътворю261, о мне бо слышю262 реченаа263 Давидомъ264: «Грешнику же рече Богъ: въскую265 ты266 поведаеши оправданна267 Моя и дръзнулъ268 еси въсприати269 заветъ270 Мои271 усты твоими272, и възненавиде273274 наказание, и низврьже275 словеса Моя въспять276? Аще видиши277 татя, идяше278 с нимь279, и съ280 прелюбодеи281 участие свое полагаше».* И пакы282: «Седяй283 на брата своего клеветаше и284 на сынъ285 матере своея286 полагаше съблазнъ287. Сиа288 сътворилъ еси и умлъчах289. Да не буду290 тебе подобенъ291, но обличю292 тя и поставлю293 пред лицемъ294 твоимъ295 грехы296 твоя. Да разумети начнуть297 вси298//забывающеи299 Бога, – егда къгда300 похитить301, а избавляющаго не будеть302». И пакы303 въ304 Еуагелии305 глаголеть306: «Друже, пръвое307 изми брьвно308 изъ309 очесе310 своего311 и312 тогда речеши брату своему313: «Изми сучець314 изъ315 ока своего316"».* 317Не иже бо научить, а не сътворить318, тъи великъ есть въ Царствии Небеснемъ, но319 иже бо320 сътворить и научить321, тъи322 и323 324 блаженьства325 оного достомнъ326 есть.* О Христе Исусе Господе нашем327, 328с Ним же купно Отцу с Духом Святымь329 слава ныне и присно и въ векы векомъ. Аминь330331.
Библейские фрагменты, содержащиеся в поучении
Радуйтеся о Господе присно ... апостольскую речь исполнея! – Реминисценция на Фил.4:4.
И нас сирых не оставиша... » – Реминисценция на Ин.14:18 (церковнославянский текст: «Не оставлю вас сиры...).
...якоже Илиа Елисееви милоть. – Ссылка на 4Цар.2:13–14.
«Братиа, поминайте наставникы ваша ... подражайте веру шгъ». – Евр.13:7.
«Сыне человечьскь, стражда дахъ тя ... в своей крови умрять». – Парафраз на Иез.33:2–7.
«Утешайте печалныа, подемлете немощныа...» – Лексический вариант 1Фес.5:14.
«Запрети, помолися, всади ... и безъ времене». – Парафраз на 2Тим.4:2.
«Кто есть добрый и мудрый раб ... лицемеры положити». – Мф.24:45– 51 (цитата по памяти с заменой некоторых слов и двумя добавлениями: «И отиде на страну далече», «Весте»).
«Утешайте люди Моя утешайте...». – Ис.40:1.
«Возошш съ крепостию ... глас свои». – Ис.58:1.
«Внимайте себе ... своею кровию». – Деян.20:28 (цитата по памяти с заменой некоторых слов).
«Грешнику же рече Богъ ... участие свое полагаше». – Пс.49:16–18, 20–22 (цитата по памяти с заменой некоторых слов).
«Друже, пьрвое изми брьвно ... из ока своего». – Парафраз на Мф.7:4–5.
Не иже бо научить, а не сътворить ... блаженьства оного достоинъ есть. – Парафраз на Мф.5:19.
* * *
Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского // ТОДРЛ. М.; Л., 1947. Т. 5. С. 163–166.
Востоков А. X. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 615; Чаговец В. А. Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901. С. 188.
РГБ, собр. Румянцева (ф. 256), № 406.
Чаговец В. А. Преподобный Феодосий Печерский... С. 196.
Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений... (X–XI вв.). СПб., 1906. С. 166.
Чаговец В. А. Преподобный Феодосий Печерский... С. 186.
Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII–XIV вв. // ТОДРЛ. Л., 1988. Т. 41. С. 208.
Гранстрем Е. Э. Иоанн Златоуст в древней русской и южнославянской письменности: (XI–XV вв.) // ТОДРЛ. Л., 1980. Т. 35. С. 349.
Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского. С. 168–170.
Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе: В 2 т. СПб., 1907–1908.
Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского. С. 165.
Там же. С. 180.
Там же. С. 179.
РГБ, собр. Румянцева (ф. 256), № 406, л. 97 об.–98.
Успенский сборник XII–XIII вв. М., 1971. С. 74.
Чаговец В. А. Преподобный Феодосий Печерский... С. 195.
Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексея Студита в Византии и на Руси. М., 2001. 155–176.
Там же. С. 247.
Преподобный Феодор Студит. Великое оглашение. М., 2001. Ч. 2. С. 96.
Апостол. М., 1989. С. 326; Пентковский А. М. Типикон... С. 247.
РГБ, собр. Румянцева (ф. 256), № 406, л. 97.
Апостол. С. 423; Пентковский А. М. Типикон... С. 246.
Лаврентьевская летопись (ГТСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 185–186).
Еремин И. Я. Литературное наследие Феодосия Печерского. С. 179.
В рукописи ошибочно: «моими».
В рукописи: «возненавидев».
РГБ, собр. Румянцева (ф. 256), № 406, л. 99.
Чаговец В. А. Преподобный Феодосий Печерский... С. XXXI (Приложения).
Кара Я. В. Особенности цитирования традиционных текстов в поучениях Феодосия Печерского // Вестник ЛГУ. Л., 1983. № 8. С. 64.
Успенский сборник. С. 123.
Там же. С. 165.
Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе.
Поучение в второк 3 недели святого Великого поста преподобного отца нашего Феодора игумена Студийского ко братии А.
возлюбленный АБГ; возлюбленнии В.
соверстнице А; сверстници БВ; сверстныци Г.
унылства АБВГ.
друзи АГ; друзы БВ.
Нет АБВГ.
отцы БВГ.
паки АБВГ.
апостолскую БВГ.
исполняя АБВГ.
во АБВГ.
днешный АБВГ.
в АБВГ.
себе АБВГ.
скончали АБВГ.
своих БВГ.
сердцец А, сердецъ БВГ.
и под ногама не положисте АБВГ.
уничиженнаго А; уничеженнаго Б; уничиженнага В; уничиженаго Г.
В ркп. ваших, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
пощения АБВГ.
къ А; ко Г.
вашей АБВГ.
любве АБВГ.
аки АБВГ.
во АБВГ.
Ко АВГ, к Б.
онех АБВГ.
святых А; святыхъ БВ, святих Г.
муж А; мужей Б, мужевъ В; мужъ Г.
Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
трудишеся А.
В ркп. покойше, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
отец АБВ; отци Г.
нашихъ БВ; наши Г.
сирых А; сирихъ БВ; сирих Г.
со надеждою БВГ.
надежныхъ А.
своихъ АБВГ.
В ркп. труд, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
В ркп. блага, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
благого Б.
исповедания В.
Нет БВ.
потрудишеся, по – допис. над строкой А: потрудившеся БВГ.
таже АБВГ.
намъ А.
оставыли Б.
Нет АБВГ.
Илия A.
В ркп. Ієлисѣѥви, испр. по АБВГ.
Братие АБВГ.
помынайте БВ.
наставники АБВГ.
вам А.
иже А; и БВГ.
взырающе А.
на скончаниа А; на скончание БВГ.
жителства БГ; жытелства В.
подражающе АБВГ.
веры В.
Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
грубый АБВ; згрубой Г.
неимущий АБВГ.
Нет АБВГ.
всякая АВГ.
и ныне Г.
совести АБВГ.
восклонився АБВГ.
воспомянухъ АБВГ.
предания БВГ.
ихъ АБВГ.
учителства АБВГ.
Доб. и ревнители Г.
имъ АБВГ.
Божественный АБВ.
ихъ А.
носити АБВ.
Доб. мои Г.
соделници АБВГ.
Нет АБВГ.
Нет Г.
Нет в ркп., доб. по АБВГ (В вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно к братии о душевней ползе).
Допис. над строкой А.
человека АБВ; человеческа Г.
хощетъ БВГ.
Нет в ркп., доб. по АБВГ (В вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно к братии о душевней ползе).
Допис. над строкой А.
в АБВГ.
вы АБВГ.
воспомянухоу А; воспомянухомъ БВГ.
тогда АБВГ.
Нет в ркп., доб. по АБВГ (В вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно к братии о душевней ползе).
Дондеже АБВГ.
безпрестани АБВ; безпрестании Г.
вам А.
души Б.
ваши Б.
приях А; прияхъ БВГ.
тако бо АБВГ.
глаголет Богъ пророком А; глаголетъ Богъ пророкомъ БВ; Богъ пророкомъ глаголеть Г.
о вас АВ; о вас зачерк. Б; о васъ Г.
человечьскь АБВ; человечъ Г.
стража АБВГ.
дах А.
видише Б; видеши В.
грядущее А; грядушее БВГ.
возвестиши АБВГ.
кровь А.
твоею АБВГ.
руку АБВГ.
Допис. и над с А; истяжу БВГ.
В ркп. възвести, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
известиши АБВГ.
В ркп. и, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
послушають АБВГ.
в АБВГ.
своей АБВГ.
умрутъ АБВ; умруть Г.
паки АБВГ.
глаголеть апостоль АБВГ.
печалныя АГ; печалния БВ.
подемлите Г.
немощния БВГ.
паки АБВГ.
В ркп ошибочно доб.: глаголеть Господь, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
помоли испр. на умоли А; умоли БВГ.
искорени АБВГ.
во АБВГ.
без АБВГ.
Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
Христосъ А.
глаголеть АБВГ.
добрый А; добрий БВГ.
мудрый А; мудрий БВГ.
поставит А; поставить БВГ.
Господь АБВГ.
челядию своею АБВГ.
вовремя АБВГ.
ихъ А.
Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
той АБВГ.
Господь его А; Господь БВГ.
обрящетъ АБВГ.
поведенная АБВГ.
им А; испр. на ему Б.
творяща А; творяша БВГ
над А; надъ БВГ.
имением А.
поставити – так! – и в «Апракосе Мстислава Великого» (Апракосе Мстислава Великого. М., 1983. С. 129). (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
поставить АБВГ.
Испр., в ркп., я (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
его АБВГ.
речетъ АБВГ.
злый АБВГ.
той АБВ; рабъ Г.
той Г.
себе АБВГ.
медлить АБВ; медлить Г.
Господь АБВГ.
мой АБВГ, доб. прийти Г.
начнеть АБВГ.
клеврета АБВГ.
со БВГ.
пияницами А.
прийдет А; прийдетъ БВ; прийдеть Г.
Господинъ АБВГ.
чаеть АБВ.
Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
Испр., в ркп., створить (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
сътворитъ А; сотворить БВГ.
прътешити – так! В «Апракосе Мстислава Великого» протешити (Там же. С. 90:129). (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
протешет Л; протешетъ БВГ.
со АГ; с БВ.
лыцемери БВ; лицемери Г.
положити – так! (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
положит А; положить БВГ.
паки Богъ АБВГ.
Исаиемъ АБВГ.
Пророкомъ А; пророком БВГ.
глаголеть АБВГ.
Нет АБВГ.
Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
паки АБВГ.
Испр., согл. Библии, в ркп. възопиите. (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
Възопиите; Возопийте БВГ буквы Т и е зачерк. Б.
со АБВГ.
В ркп. кротостию, испр.. по АБВГ, согл. Библии (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
вознеси БВГ.
Нет в ркп., доб. по АБВГ, согл. Библии. (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
гласъ АБВГ.
свой АБВГ.
паки АБВГ.
хотяще А.
изыйти АБВ; изити Г.
созвав А; созвавъ БВГ.
церковныя БВ; церкония – так! Г.
Нет БВ.
Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
всей АБВГ.
вашей АБВГ.
В ркп., и в ней, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
кождо АБВГ.
Святый АБВГ.
пасти АБВГ.
Церковь БВГ.
Христосъ А.
Нет АБВГ.
возлюбленнии А; возлюбленный БВ; возлюбленый Г
кацемь АБВГ.
должно АБВГ.
пекущихся Г.
словесних Г.
паки ВГ; испр. на каки Б.
Испр. на насъ Б; паша Г.
належать АБВГ.
аще АБВГ
небреши БВГ.
начнут АБВ, на полях имуть А; начнуть Г.
своем А.
Аз БВГ.
ко А.
вашей АБВГ.
любве БВГ.
себе АБВГ.
пастырскаго А; пастирского БВГ.
творю АБВ; твору Г.
слышу АБВГ.
реченная АБВГ.
Давидом А.
воскую АБВГ.
ти АБВГ.
оправдания АБВГ.
дерзнулъ АБВГ.
восприати А; восприяти БВГ.
завет А.
Мой АБВГ.
В ркп. ошибочно моими, испр. по АБВГ. (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
В ркп. възненавидевъ, испр. по Г и Псалтыри (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
возненавидевъ АБВ.
возверже АГ; отверже БВ.
воспять АБВ; воспять Г.
видяше АБВГ.
ходяше АБВГ.
нимъ АБВГ.
со АБВГ
прелюбодей А; прелюбодеемъ БВГ.
Нет АБВГ.
седя АБВГ.
а АБВ.
сына АБВГ.
своея матере Г.
соблазнь АБВГ.
Си АГ; Сия БВ.
еси сотворилъ умолчахъ АБВГ и Доб. възнепщевалъ еси безаконниче А; вознепщевалъ еси беззакопниче БВ; вознепщевалъ еси беззаконие Г.
яко буду АБВГ.
подобен А.
обличу АБВГ.
представлю Г.
лицем А.
твоим А.
грехи БВГ.
начнуть АБВГ.
Доб. языци АБВ; язици Г.
забывающий АБВГ.
когда АГ; тогда БВ.
похитить АБВ; похитит Г.
и не будеть избавляющаго А; и не будеть избавляюшаго БВГ.
паки АБВГ.
в АБВГ.
Евангелии А.
глаголеть АБВГ.
первое АВГ; первее Б.
бервено АБВГ.
из АБВГ.
Испр., в ркп. чесе (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
твоего Г.
Нет в ркп., доб. По АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
твоему БВ.
сучець АБВГ.
из АБВГ.
твоего АБВГ.
Нет АБВГ.
Испр. в ркп. створить (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
Нет АБВГ.
Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе)
научить и сотворить АБВ; научить и сотворить Г. Доб. той великъ есть в Царствии Небеснемъ АБВГ.
той АБВГ.
В ркп. иже, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
Нет Г.
блаженства АБВГ.
В ркп. достойно, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
Нет А.
нашемъ БВГ
Нет в ркп., восст. пропуск писца (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
Нет в ркп., раскр. традиц. сокращение писца (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).
Нет БВГ.