Изъяснение псалма 37-го.
Пс.37:1. Псалом Давида. В воспоминание [о субботе].
«Псалом Давиду, в воспоминание о субботе». О ревностном покаянии божественнаго Давида возвещает самое превосходство исповедания. Ибо как во многих псалмах, не терпя греховнаго струпа, упоминает он о грехе, а вместе выставляет на вид и болезнь, и врачевание, обращая сие в повод сделать наставление людям, так и в сем псалме упоминает и о грехе, и о наказании, наложенном для уврачевания греха. Постигли же его многия и различныя огорчения: убиение Амнона, самовластие Авессалома, совет, поданнный против него Ахитофелем, злословие Семея, и все прочее, о чем извещает нас история.
Пс.37:2. Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.
«Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене». Сими словами начал он шестый псалом, умоляя вразумить его как свойственно врачу, а не Судии, и уврачевать, не сильно, но легко действующими врачевствами.
Пс.37:3. Ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.
«Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою». Прошу о сем, говорит Пророк, не без причины, но видя, что падает на меня град стрел, что рука Твоя крайне тяготеет на мне и сильно поражает меня. Слова: «утвердил еси на мне руку Твою», в смысле переносном взяты с человека, который не оказывает пощады и наносит многие удары.
Пс.37:4. Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих.
«Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих». Поражаемый наказанием, воспоминаю о грехе; а воспоминание о грехе производит, что проливаю слезы и сетую; от этого же увеличивается мое злострадание и бедствие.
Пс.37:5. Ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне.
Пс.37:6. Смердят, гноятся раны мои от безумия моего.
Пс.37:7. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу.
«Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне».
«Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего».
«Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах». Согбенным сделало меня, говорит Пророк, тяжкое бремя греха; печалит меня зловоние тех согнивших язв, какия приял я, отложив благоразумие и поработившись неразумию. Почему, лишенный всякой радости, непрестанно скорблю, безпокоюсь и не нахожу никакой перемены в скорбном моем положении.
Пс.37:8. Ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.
«Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей». Под словом «лядвия"9 дает разуметь похотение; потому что в чреслах находятся почки, в которых естественно возбуждаются пожелания. Посему говорит: причиною сих бедствий было то, что обращал я вожделение не на то, на что должно, но на похотливость.
Пс.37:9. Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.
«Озлоблен бых и смирихся до зела: рыках от воздыхания сердца моего». Следствием сего вожделения, говорит Пророк, стало для меня то, что согбен я до земли и непрестанно сетую по причине жестоких мучений сердца. Посему-то, дав иное направление вожделению, соделал я оное служителем Божией воли. Ибо присовокупил Пророк:
Пс.37:10. Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.
Пс.37:11. Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, – и того нет у меня.
«Господи пред Тобою все желание мое». Поскольку однажды худо употребил его, то всегда буду подчинять Твоим повелениям.
«И воздыхание мое от Тебе не утаися».
«Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною». Видишь, Владыка, мои рыдания и слезы, говорит Пророк, видишь, что я смущен, утратил крепость, лишен обычнаго света, и среди дня пребываю как во тме. А сим означает как чрезмерную боязнь, по причине которой и свет ему кажется не светом, так и оставление без Божественнаго попечения, которое справедливо наименовано светом очей.
Пс.37:12. Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.
Пс.37:13. Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни.
«Друзи мои и искреннии мои прямо мне приблизишася и сташа».
«И ближнии мои отдалече мене сташа». Симмах перевел сие так: «друзья и искренние мои, во время поразившаго меня удара, стали против меня», т.е. одни из друзей, видя поразивший удар, стали поступать враждебно и явно мне противостали, а другие из страха отделились от меня, не подав мне своей помощи. И в числе первых дает разуметь Ахитофела, который не только отделился, но и предлагал пагубные советы. Но и другие вероятно также поступили с Давидом, вернее же сказать, большая часть Израиля, и самое Иудино колено, вооружились на него с Авессаломом. А потому, вскоре по убиении покушавшагося на жизнь отца, стали советовать друг другу, предупредить другия колена и возвратить Царя Давида в царский дом.
«И нуждахуся ищущии душу мою, и ищущии злая мне глаголаху суетная, и льстивным весь день поучахуся». Враги, видя меня оставшимся без друзей, продолжали строить мне козни, желая моей смерти.
Пс.37:14. А я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих.
Пс.37:15. И стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа.
«Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих».
«И бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения». Сие яснее показывает история. Ибо, когда Авессалом осуждал приговоры отца, и привлекал к себе искавших суда у Давида и не успевших в суде, блаженный Давид сносил сие великодушно. И когда злословил Семей, поражая Давида и языком и руками, молча принял сии оскорбления, и Авессе, который покушался наказать преступника, воспретил сие, сказав: «оставите его, и тако да проклинает, яко Господь рече ему проклинати Давида» (2Цар.16:10).
Пс.37:16. Ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.
Пс.37:17. И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.
«Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех, да не когда порадуютмися врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на Мя велеречеваша». Продолжал я, говорит Пророк, оказывать сие терпение, на Тебя имея надежду, Тебе предоставив суд надо мною и прося о том, чтобы не стать мне посмешищем для врагов и чтобы поражение мое не обратилось для них в повод к высокомерию.
Пс.37:18. Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.
«Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну». Грех соделал меня достойным ран. Посему подвергаю себя наказаниям; ибо желаю уврачевания от болезней, какими мучит меня грех.
Пс.37:19. Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.
«Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем». Посему-то сам себя обвиняю и приложу все попечение о здравии.
Пс.37:20. А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно.
Пс.37:21. И воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.
Пс.37:22. Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня.
Пс.37:23. Поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!
«Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды».
«Воздающии ми злая воз благая». Против Тебя одного согрешил я, Владыка, и пред Тобою сотворил лукавое. Они же, многократно видев от меня много благодеяний, воздают мне противным, и приобрели большую нежели я силу.
«Оболгаху мя, зане гонях благостыню». Сим опять указывает на Авессалома, который в худом виде представлял судебныя Давидовы определения и называл их несправедливыми. И поскольку он был сын, злоумышлявший отцеубийство, то справедливо присовокупил Пророк: и отринули меня возлюбленнаго, как мертвецем возгнушались10. Ибо кого по естественным законам должно было любить, того возненавидели как смердящаго мертвеца. Сие можно прилагать и к неблагодарному народу, который, получив от Давида тысячи благодеяний и многократно быв чрез него победителем иноплеменников, оказался неблагодарным к благодетелю.
«Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от Мене».
«Вонми в помощь мою, Господи спасения моего». Утопая в столь многих скорбях, умоляю Тебя Бога и Владыку моего, не лишить меня обычнаго Твоего о мне промышления, но оказать мне помощь и даровать спасение.
* * *
Лядвия, по греч. ψoαι – чресла.
Слов сих не читается ни в греч. переводе 70-ти, ни в еврейском тексте.